Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответы можно записать от руки, отсканировать или сфотографировать и прислать на мою почту ekaterina_chelpa@mail.ru или в вк https://vk.com/id101839314.  до 20 апреля. Из истории балета. В балетных спектаклях сливаются воедино увлекательный сюжет, созданны



 

Задание для 4 класса:

1) Прочитать статью «Из истории балета», ответить на вопрос: Какие виды искусства объединены в балете?

2) Читать в учебнике стр. 143- 146 (до 2-го абзаца). Слушать по ссылке https: //www. youtube. com/watch? v=7fhEhQ04U94 - марш из балета «Щелкунчик», П. И. Чайковский. Охарактеризовать одну из двух тем марша.

 

Ответы можно записать от руки, отсканировать или сфотографировать и прислать на мою почту ekaterina_chelpa@mail. ru или в вк https: //vk. com/id101839314

 до 20 апреля

 

 

Из истории балета

Балет — искусство поэтическое. Ему свойственны темы возвышенные, героические, лирические. Сказочно чудесный мир танцевальных образов глубоко волнует и пробуждает благородные стремления.

В балетных спектаклях сливаются воедино увлекательный сюжет, созданный литератором, музыка, сочиненная композитором, танец, придуманный балетмейстером и исполненный артистами, живописные декорации и костюмы, изготовленные по замыслу художника.

Это сложное искусство развилось довольно поздно. Балету немногим более четырехсот лет, хотя искусство танца существует уже несколько тысячелетий.

Зародился балет в Италии в XV в. От народных танцев название «баллетти» (итальянское «балларе» — танцевать, а «баллетти» — танцы) перешло к более сложным танцам, исполнявшимся на придворных балах. При дворах владетельных лиц нередко устраивались костюмированные представления с танцами, пением и декламацией, в которых участвовали сами придворные.   Одеяния и маски участников придворного балета были громоздкими и неудобными. В таких костюмах танцевать было очень трудно, поэтому все балетные движения ограничивались плавной ходьбой, грациозными поклонами и изящными позами. Кроме того, если в придворных балах женщины участвовали наряду с мужчинами, то на сцене женские роли исполнялись мальчиками в масках и париках.

Придворные танцевали вразнобой, так как правил исполнения танцевальных движений еще не существовало.

По указу французского короля Людовика XIV, для выработки правил и системы танцев была основана в 1661 г. Королевская академия танца. В 1669 г. был основан музыкальный театр (Королевская академия музыки). Вначале балетные спектакли почти не отличались от придворных представлений. Музыка, танец и пение слабо связывались друг с другом и не производили цельного художественного впечатления. Танцы были те же, что и при дворе, — медленные менуэты, гавоты, далекие от своего народного первоисточника. Женщинам разрешено было появиться на сцене лишь в 1681 г. Им приходилось танцевать в тяжелых длинных платьях и в туфлях на высоких каблуках.

Особенно большой вклад в развитие западноевропейского балета сделал французский балетмейстер Жан-Жорж Новерр (1727—1810). Взгляды Новерра оказали огромное влияние на дальнейшее развитие балета. Артисты балета стали танцевать в свободной, легкой одежде. Танцевальные движения их стали более естественными, выразительными и разнообразными. Ученики и последователи Новерра создали первые в истории хореографии балетные спектакли, где воедино слились музыка, костюм, декорации и осмысленный, одухотворенный танец.

В России профессиональное балетное искусство появилось в XVIII в. Хотя на первых порах учителями и постановщиками были иностранцы, русские танцовщики творчески воспринимали от них то, что отвечало требованиям тесно связанной с народным танцем русской танцевальной культуры, что ее обогащало, облагораживало. Заимствованные элементы они стремились наполнить национальным духом.

Так формировалась русская школа классического танца. Важнейший этап ее развития связан с пребыванием в России французского балетмейстера Шарля Дидло (1767 —1837) — одного из создателей романтизма в балетном искусстве.

Творческая фантазия Дидло дала начало романтическому балету, выражающему стремление к возвышенному, поэтизирующему мечту и сказку. Лучший балет романтической поры — «Жизель» А. Адана  был поставлен в 1841 г. в Париже.

История русского балета тесно связана с развитием русской классической музыки. До появления балетной музыки П. И. Чайковского музыка служила только сопровождением к танцам: от нее требовали лишь определенного темпа, ритма и запоминающейся мелодии. Симфоническая балетная музыка Чайковского, глубокая, красочная, выразительная, помогала зрителю домысливать то, что невозможно выразить в танце. В балете «Щелкунчик» композитор раскрыл светлый, радостный мир детских грез, в «Лебедином озере» поведал о любви, разрушающей злые чары, в «Спящей красавице» показал торжество добра над злом. Красота и чистота внутреннего мира человека, воспетая Чайковским, навсегда стала главным содержанием русского балетного искусства.

Работая над «Спящей красавицей», Чайковский не раз обращался за советом к замечательному балетмейстеру Мариусу Петипа (1822— 1910). Француз по происхождению, он почти шестьдесят лет отдал русскому балету. Большому знатоку классического танца Петипа особенно удались балеты «Спящая красавица» П. Чайковкого, «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Баядерка» Л. Минкуса, в которых танцы словно сливались с музыкой.

На Западе во второй половине XIX в. балет пришел в упадок, потерял самостоятельное значение и превратился в придаток к опере, в то время как русское балетное искусство продолжало развивать лучшие черты классического балета. Классический балет отличается строгим рисунком движения, благородной чистотой и одухотворенностью исполнения.

Все средства выразительности в классическом балете служат для раскрытия глубокого содержания, сложных переживаний героев.

Гастроли русского балета в Париже и Лондоне (в начале XX в. ) произвели на западных зрителей ошеломляющее впечатление. Выдающаяся русская балерина Анна Павлова была признана одной из величайших танцовщиц классической школы. В танце «Умирающий лебедь» (музыка Сен-Санса, постановка М. Фокина), который длился всего три минуты, Павлова раскрывала целую гамму переживаний.

В 30-е гг. XX в. возродился национальный балет во Франции, Италии и других странах. Много заимствовано им у русской и советской школы классического танца, пользующейся исключительной популярностью на Западе.

Лучшее из классического наследия русской школы получило свое дальнейшее развитие в советском балете. Его по праву можно считать новым, более высоким этапом хореографического искусства. Советскому хореографическому искусству принадлежит заслуга создания больших реалистических балетов, посвященных народным героям и борцам за свободу разных стран и эпох. Это «Красный мак» Р. Глиэра, «Пламя Парижа» Б. Асафьева,  «Спартак» А. Хачатуряна,  «Лауренсия» А. Крейна, «Тропою грома» К. Караева, «Каменный цветок» С. Прокофьева.

В золотой фонд советского балета вошли такие замечательные произведения, как «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Постановщики этих балетов балетмейстеры Р. Захаров и Л. Лавровский сумели перевести на язык танца поэтическое содержание великих произведений Пушкина и Шекспира.

Выдающиеся исполнители: Г. Уланова, М. Плисецкая, О. Лепешинская, Р. Стручкова, К. Сергеев, В. Чабукиани, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Павлова и многие другие славные воспитанники советской балетной школы.

Выступления советского балета в ряде стран Европы и Америке расценивались как «события исторического значения».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.