Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





(в хосписе, больнице, дома).



(в хосписе, больнице, дома)".

Қ айғ ыру жә не жақ ынын жоғ алту

    Паллиативті кө мектің негізгі мақ саты пациенттің ауруы барысында, пациентпен оның туыстарына, қ айтыс болғ анғ а дейінгі жә не пациент қ айтыс болғ аннан кейінгі уақ ытта қ олдау кө рсету болып табылады. Бұ л қ айғ ыру сатысындағ ы кез-келген адамғ а кө рсетілетін қ олдау паллиативті кө мектің негізгі компоненттерін қ ұ райтыны мә лім. Ө з жақ ынын жоғ алтқ ан адамда осы сатыда тү рлі қ ауіптің дамуын бағ алап отырады, себебі пациенттің бү кіл ауру кезең дерінде кез-келген сә тте қ айғ ырумен қ атар психологиялық проблемалар туындау мү мкіндігіне байланысты бағ алау ү здіксіз жү ргізіледі. Яғ ни, пациент қ айтыс болғ аннан кейінде біршама уақ ытқ а дейін туыстарымен жақ ындарына қ олдау жә не бақ ылау қ ажет.

 

Философия паллиативной помощи, Материалы опубликованы в журнале " Медицинския сестра"                                                  Врач Орлова Т. В., хоспис №5 г. Москвы   Ивану Ильичу хорошо было, когда Герасим иногда целые ночи напролет держал его ноги и не хотел уходить спать, говоря: «Вы не извольте беспокоиться, Иван Ильич, высплюсь еще»; или когда он вдруг, переходя на «ты», прибавлял: «Кабы ты не больной, а то отчего же не послужить? ... Все умирать будем. Отчего же не потрудиться? »   «Смерть Ивана Ильича»,  Л. Н. Толстой     Многоуважаемые коллеги! В журнале «Сестринское дело» открывается новая рубрика, в которой будут освещаться вопросы паллиативной онкологии. Для меня является большой честью представлять в столь уважаемом мною издании этот раздел медицины.      Я работаю в этой области 12-ть лет и могу, располагая опытом, заверить вас, дорогие коллеги, что несмотря на более, чем плохой прогноз в отношении выздоровления, для пациента, находящегося в терминальной, или IV-ой фазе онкологического заболевания, всегда можно сделать очень многое, облегчая его страдания, что способствует примирению его с собой и миром.      Сочувственная и квалифицированная помощь больному, находящемуся на пороге смерти, является, по сути, проявлением к нему любви народа, который выделяет из своей среды людей, готовых предоставлять для такого служения время своей жизни. Работа таких специалистов оказывает очевидное умиротворяющее действие на любое общество. Она является примером милосердного и естественного обращения к больному, который всегда имеет отклик в сердцах его родных. Как часто, особенно в разрушенных противоречиями семьях, близкие объединяются у постели умирающего, постигая принадлежность к своему роду, свое кровное единство. И это дает всем причастным к такому объединению людям, в том числе и специалистам, знание того, что смертельная болезнь – это не одни только потери. Она может быть временем приобретения любви.  Прежде, чем говорить о паллиативной помощи, мне хотелось бы выразить сердечную благодарность моим дорогим учителям, которым я обязана знаниями, а также возможностью испытывать воздействие харизмы личности каждого их них. Они через меня будут говорить с вами. Это: главный врач Первого Московского хосписа – Миллионщикова Вера Васильевна, с подвижнических трудов которой началось хосписное движение в Москве и в России; приглашенные ею, при поддержке английского журналиста Виктора Зорзы, медсестры – преподаватели из лондонских хосписов: Джин Роч, Мойра и Вэнди Джонс, прочитавшие блестящий курс лекций в Москве при открытии хосписа в 1994-ом году; врачи этого хосписа, братья Пархоменко Алексей Алексеевич и Роман Алексеевич, осуществившие синхронный перевод этих лекций и сумевшие передать всю глубину и трепетность этого учения; Гнездилов Андрей Владимирович – писатель, психотерапевт и главный врач первого в России хосписа, открывшегося в 1990-ом году в Санкт – Петербурге, который проводит удивительную психотерапевтическую работу со своими пациентами; профессор Новиков Георгий Андреевич – издатель и главный редактор журнала «Паллиативная медицина и реабилитация», директор курса паллиативной помощи при кафедре онкологии ММА им. И. М. Сеченова, благодаря которому врачи России имеют возможность получать обучение по паллиативной онкологии; Рудой Сергей Владимирович - доцент, заведующий учебной частью этого курса и его прекрасный преподаватель; Вайсман Марк Азриельевич - доцент этого же курса и заведующий онкологическим отделением паллиативной помощи в ГКБ№11 г. Москвы, применяющий в своем отделении новейшие методики паллиативного лечения; Цейтлин Григорий Янкелевич - доктор медицинских наук, главный врач отделения реабилитации НИИ детской онкологии и гематологии ГУ РОНЦ им. Н. Н. Блохина; Моисеенко Евгения Ивановна - доктор медицинских наук, заведующая поликлиникой НИИ детской онкологии и гематологии, директор автономной некоммерческой организации «Первый хоспис для детей с онкологическими заболеваниями»; Бялик Марина Александровна - кандидат биологических наук, работавшая психологом и социальным работником в детском хосписе; Равич Рената Давыдовна - специалист по натуропатии, переводчица с английского языка, благодаря которой впервые стали доступны на русском языке труды врача из Америки Элизабет Кюблер – Росс - специалиста с мировым именем по общению с умирающими; Бурно Марк Евгеньевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования, благодаря бесценному общению с которым я научилась намного лучше понимать себя и своих пациентов, а также многие другие специалисты, чьи имена не имею сейчас возможности упомянуть.      Самыми же главными учителями были и остаются все мои пациенты, когда они, каждый по-своему, пытаются противостоять болезни или склоняют перед ней голову, но всегда мужественно ищут свой смысл происходя щего.  Доверчивое разрешение присутствовать при этих поисках и предостав ление окружающим возможности им помогать является их бесценным даром остающимся жить людям. Возможность преподносить и принимать этот дар позволяет каждому человеку, вовлеченному тем или иным образом в великое событие умирания, чувствовать себя единым со своей семьей и через нее - со всем человечеством.    Психоаналитики утверждают, что медику обычно не требуется искать смысл своей жизни, так как он вступает к ним в кабинет с каждым входящим туда больным. Но, как и во всем, здесь у специалистов имеется разброс: от нахождения ими смысла в лабораторной или патолого - анатомической работе и до поисков своего предназначения в паллиативной медицине как в полюсе сгущения нашей помогающей профессии, той ее ипостаси, которая способствует мирной смерти.  Слово «паллиативный» происходит от латинского «pallium» - «оболочка, покрытие». Одно из определений паллиативной помощи, данное выдающимся специалистом хосписного движения английским врачом Робертом Твайкроссом, гласит, что паллиативная помощь – это всеобщая активная забота о пациентах и их семьях, обеспеченная группой профессионалов в то время, когда болезнь пациента более не поддается излечению.    Целью паллиативного леченияявляется помощь в создании и поддержании для пациента и его семьи наилучшего качества жизни.   Специалисты в области паллиативной онкологии работают преимущес- твенно в хосписах или отделениях паллиативной помощи. В 1976 году медсестра из Англии Сесилия Сондерс основала в Лондоне хоспис имени Святого Луки и положила этим начало мировому хосписному движению.    Слово «хоспис» в переводе с французского обозначает «приют, дом мира». Так раньше в Европе называли монастыри на пути следования в Святую Землю, где паломники, в случае их болезни, могли отдохнуть и, если приходил срок окончания их земной жизни, умереть. В настоящее время хосписами называют медико-социальные учреждения, предназначенные для ухода за онкологическими пациентами с распространенными формами злокачественных новообразований. Этим больным не показано проведение противоопухо- левого лечения: оно для них уже слишком тяжело и обычно неэффективно. В медицинских заключениях, выдаваемых этим больным районными онкологами, значатся слова: «симптоматическое лечение по месту жительства» или: «наблюдение хосписа». Слова «симптоматическое» и «паллиативное» являются синонимами.   Паллиативная помощь имеет собственную философию, принятую во всем мире благодаря ее соответствию с теми основами, на которые опирается жизнь человека, и подтвержденную авторитетом ВОЗ. Паллиативная помощь: -помогает пациентам жить до самого конца и воспринимает смерть как естественное завершение жизни; -не ставит своей целью изменение сроков жизни умирающего больного; -воспринимает пациента и его семью как единое целое; -максимально облегчает боль и другие тяжелые симптомы; -объединяет психологические, социальные и духовные аспекты заботы о пациентах так, чтобы они могли примириться с окончанием их жизни так полно, насколько это возможно; -дает больному возможность умереть с достоинством, что означает - с сохранением его неповторимой личностной индивидуальности; -предлагает систему поддержки семьям во время болезни пациента и в период утраты.    Паллиативная помощь наилучшим образом осуществляется группой людей, специалистов этой области, работающих в одной команде и сосредоточенных на достижении наиболее полного благополучия пациента и его семьи.    Она включает в себя: -пациента, -его близких родственников и/или друзей, -врачей и медсестер, -психологов, -социальных работников, -священника и др.      Медсестра, проводящая наибольшее количество времени с пациентом и его близкими, является «адвокатом» больного и его семьи перед врачом и связующим звеном между всеми членами команды.   Для того, чтобы мы могли глубже понять философию паллиативной помощи, разрешите привести здесь определение роли медсестры, данное английским специалистом Вирджинией Хеседерсон:    «Уникальная роль медсестры состоит в помощи человеку – больному или здоровому – в том, что способствует: -поддержанию здоровья, или -его восстановлению, или -мирной смерти, и что человек мог бы сделать сам, без посторонней помощи, если бы у него были необходимые силы, воля и знание».       Конечно, для медсестры, специализирующейся на оказании паллиативной помощи, наиболее проявленной будет третья составляющая ее профессии – уход за больным в процессе его умирания.    Но в отношении семьи такого пациента отчетливо звучит профилактическая сторона медсестринской профессии. Предоставление родственникам больного эмоциональной и практической поддержки, обучение основам ухода, разъяснение планов лечения и происходящих в состоянии пациента перемен, поддержание в близких уверенности, что с больным всегда поступают наилучшим для него образом - все это смягчает тяжесть стресса, в котором пребывают родственники, и предупреждает их повышенную заболеваемость в период утраты.    Деятельность медсестры, способствующая выздоровлению пациента, в паллиативной области представлена минимально, но всегда надо помнить, что в мировой медицинской литературе описано значительное количество случаев спонтанного исцеления, когда больной с терминальной стадией верифицированного(! ) онкологического заболевания вдруг выздоравливает даже без получения какого бы то ни было противоопухолевого лечения.      Особенность отношений больного, его семьи и профессионалов в области паллиативной медицины состоит в том, что они базируются на принципах взаимного сотрудничества. С больным и его близкими обсуждаются возможные варианты лечения и ухода, решения о принятии наиболее подходящих из них принимаются совместно. Медицинский патернализм («Мы специалисты, и мы все знаем лучше») или предоставление больному полной самостоятельности в принятии решений («Это Ваше здоровье, Вам и решать») недопустимы.   В обществе существуют различные определения здоровья. Вот некоторые из них:    «Здоровье имеет место, когда отсутствует болезнь» (мнение немедицинской общественности); «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие недомогания, болезни или инвалидности» (ВОЗ, 1988г. ); «Здоровье – это сила, способность справляться с проблемами или умение к ним приспосабливаться» (социологическое определение).   Если вдуматься в эти различные формулировки, то становится понятно, что хотя болезнь имеет значительный вес в том, что происходит с пациентом в терминальной стадии заболевания, но она определяет далеко не все. Ценность последнего определения заключается в том, что именно оно может отражать мнение тяжелобольного пациента, заинтересованного в решении возникающих проблем, но уже не слишком заинтересованного в излечении от своей болезни (в большинстве случаев он знает или догадывается, что от нее нет избавления). Любой специалист в области паллиативной онкологии также может поставить это определение девизом к своей работе.  Сесилия Сондерс оставила нам в наследие руководящие принципы работы хосписа. Она называла их «проверочным списком» для каждого члена команды, по которому они могут сверять свои достижения.   Вот они: 1. Коллектив и каждый сотрудник хосписа должны иметь неодолимое желание продолжать это дело. 2. Хоспис должен быть самостоятельным и сохранять право поступления в него только по потребности больного. В хосписе не должно быть никакой коррупции. 3. Хоспис обязан иметь уважение в медицинских кругах. Чем больше его врачей являются специалистами - онкологами и чем больше медсестер имеют образование в области паллиативной онкологии, тем большее доверие вызывает хоспис. 4. С самого начала работы хосписа надо ввести службу на дому. Выездная служба является «сердцем» хосписа, потому что для больного, чьи тяжелые симптомы заболевания удается держать под контролем и чья семья умеет и в состоянии за ним ухаживать, естественно жить и умирать дома. 5. Необходима поддержка правительства. Хоспис и правительство нуждаются друг в друге.   6. Здание и территория хосписа должны быть привлекательными, но красота интерьера не должна мешать созданию в хосписе домашней обстановки для пациентов. 7. Сотрудники хосписа должны признавать необходимость обучения. 8. Надо постоянно оценивать то, что уже сделано, и не бояться вводить новое (например, организация дневного стационара в дополнение к основным подразделениям – выездной службе и стационару). 9. Хоспис должен быть небольшим. В стационаре достаточно иметь 20 – 25-ть коек. 10. Надо позволять больным указывать персоналу, что делать. 11. Нельзя допускать, чтобы хоспис считался местом только для умирания. (По мировой статистике, в стационарах хосписа умирает около 30% из поступающих больных, а остальные пациенты, после проведения курса лечения, выписываются домой). Поводами для временной госпитализации являются: - необходимость коррекции какого-либо тяжелого симптома, - необходимость дать отдых родственникам, -социальные показания (одинокий больной, с уходом за которым не справляется выездная служба). В хосписе возможно выделение коек для пациентов с неонкологическими хроническими заболеваниями, нуждающимися в паллиативной помощи. 12. В хосписе должно быть много персонала, чтобы не было спешки. 13. Команда хосписа должна рассматривать семью пациента как часть целого в уходе. Родственники могут находиться в хосписе, когда они и больной этого пожелают. Для отдыха родственников выделяется отдельное помещение. 14. Без постоянного снятия физического и эмоционального стресса у персонала хосписа работа двигаться не будет! 15. Духовная помощь важна в поддержке персонала и пациентов, но понятия духовного и религиозного не всегда совпадают. 16. Чувство единства команды должно быть выше различий между людьми и группами. Каждый должен постоянно ощущать, что кто-то заботится о нем, и с удовольствием помогать своим коллегам. 17. Следует поощрять открытое общение среди сотрудников. 18. Надо иметь желание продолжать задавать вопросы и ухаживать за больными все лучше и лучше.   Дорогие коллеги! Все, что мы обсуждали в настоящей статье, является проявлением духа паллиативной помощи, " который дышит, где хочет…» Без этого духа никогда нам не стать тем буфетным мужиком Герасимом из повести Толстого, который держал ночи напролет ноги своего умирающего от опухолевого заболевания хозяина Ивана Ильича на плечах, так как больному "... казалось, что ему лучше, пока Герасим держал его ноги… и делал это легко, охотно, просто и с добротой, которая умиляла Ивана Ильича. " Если вы почувствуете внутри себя этого Герасима, то он очень вскоре обрастет «костями и мясом» необходимых практических знаний и навыков. Вы будете находить их на страницах журнала, приобретать в процессе практической работы, но главное - почувствуйте и удержите дух! Впрочем, об этом мы еще будем и будем говорить в наших публикациях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.