Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Концепция методики.



Учитывая огромную сложность и разнообразие форм проявлений девиантного поведения, а также практическую направленность своей работы, авторы попытались вычленить в качестве объекта приложения диагностических возможностей методики СОП некую относительно законченную часть всей сферы отклоняющегося поведения. Не последнюю роль в этом выборе сыграли как технические ограничения, так и представления авторов о важности для диагностической и коррекционной работы отдельных видов девиантного поведения. В результате из сферы внимания разработчиков в данной методике оказались исключенными собственно криминальное поведение, большая часть суициидального поведения, весь комплекс сексуальных девиаций. По мнению авторов, это слишком объемные, многоплановые явления, требующие специальных психодиагностических инструментов для их изучения. Также данная методика специально не ориентирована на так называемые патологические формы девиантного поведения, которые, как правило, непосредственно связаны с нервно-психическими расстройствами.

В сферу анализа авторы включили поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и правил, считая его важной поведенческой характеристикой более обобщенного уровня. Кроме того, в число измеряемых характеристик они посчитали целесообразным включить такую характеристику, как волевой контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Так как контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций, в значительной мере является характеристикой, определяющей формы и способы проявления девиантных установок. Учитывая очевидную для испытуемого нормальную и оценочную загруженность большинства шкал и общую направленность методики, авторы посчитали необходимым включить в состав методики шкалу, направленную на изменение готовности испытуемого давать о себе по преимуществу социально-одобряемую информацию.

Тенденция испытуемого давать в этой сфере социально желательные ответы особенно велика. Поэтому данные, полученные по шкале социальной желательности используются для коррекции результатов по содержательным шкалам методики, что позволяет повысить достоверность результатов по содержательным шкалам методики. Кроме того, для женской части подростковой популяции на характер девиантного поведения существенно влияет такая характеристика, как принятие своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и поведенческих стереотипов, связанных с этим. Это побудило авторов включить в женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия женской социальной роли.

Что же касается собственно психологического феномена, на изучение которого направлена методика, то авторам представляется продуктивной идея, предложенная В. Н. Иванченко, А. Г. Асмоловым, С. Н. Ениколоповым, ввести в контекст анализа противоправного поведения понятие " установка" в его  собственно психологическом смысле. В контексте данной работы целесообразно, на взгляд авторов, использовать понятие социальной установки и смысловой установки личности. Установка понимается авторами как готовность (склонность) к определенным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совершению действий, поступков, имеющих девиантный характер.

Разработчиками методики СОП предпринята попытка конструирования психодиагностической методики, охватывающей комплекс взаимосвязанных проявлений отклоняющегося поведения подростков, направленной непосредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за девиантными поведенческими проявлениями, в частности, такого аспекта как личностные и социальные установки подростков в сфере отклоняющегося поведения.

Методика СОП позволяет специалистам, ориентированным на воспитательный процесс, подобрать эффективные формы коррекционной работы с несовершеннолетним.  

(Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению)

Для определения уровня агрессивности можно прибегать к разным методикам, однако наиболее информативной из них принято считать опросник Басса-Дарки, который был разработан еще в середине прошлого века.
Данная разработка состоит из семидесяти пяти утверждений, при этом каждое из них отвечает одному из определений форм агрессии либо враждебных реакций. В зависимости от совпадения полученных от человека ответов с предлагаемым ключом, можно подсчитать индексы самых разных видов агрессивности, а кроме того выяснить общий уровень враждебности либо агрессивности.
Данная методика используется для работы с испытуемыми, чей возраст достиг 14 лет.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

По результатам тестирования педагоги узнают о наличии агрессивных и враждебных реакциях у подростка. С учетом результата, задача педагогов состоит в организации оказания профессиональной помощи несовершеннолетнему, а так же в выборе эффективных форм коррекционной работы. (опросник Басса-Дарки )

Используемая литература:

1. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C. 362-370

2. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М., 2004. С. 141-154.

 

 

                                                                                               

 

                                                                                           https: //infourok. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.