Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Со щитом иль на щите». Ветви и корни. Спектакли. Автор театра. Уходящая натура. {7} Еще несколько слов от автора



 

Смелянский А. М. Книга вторая. Уходящая натура. М.: Искусство, 2002. 495 с.

Еще несколько слов от автора...................................................................................... 7 Читать

Родословная. ................................................................................................................... 9 Читать

«Со щитом иль на щите»

Отъезд................................................................................................................... 14 Читать

В поисках Эльдорадо. Америка в судьбе Художественного театра.............. 27 Читать

В августе 37‑ го. Париж, Художественный театр, Чехов................................. 49 Читать

В феврале 98‑ го.................................................................................................... 61 Читать

Ветви и корни

Силуэт: Письма К. С. Станиславского.............................................................. 74 Читать

Королевская идея............................................................................................... 108 Читать

«Вступление на путь», или Тройной портрет................................................ 122 Читать

Спектакли

«Жизнь Человека» (1907).................................................................................. 132 Читать

«Анатэма» (1909)............................................................................................... 137 Читать

«Дни Турбиных» (1926).................................................................................... 142 Читать

«Мертвые души» (1932).................................................................................... 147 Читать

«Мольер» (1936)................................................................................................. 152 Читать

«Последние дни» (1943).................................................................................... 157 Читать

«Иванов» (1976)................................................................................................. 161 Читать

«Утиная охота» (1978)....................................................................................... 165 Читать

«Чайка» (1980).................................................................................................... 169 Читать

«Наедине со всеми» (1981)............................................................................... 173 Читать

«Так победим! » (1981)....................................................................................... 177 Читать

«Вагончик» (1982)............................................................................................. 181 Читать

«Господа Головлевы» (1984)............................................................................ 184 Читать

«Три сестры» (1997)........................................................................................... 190 Читать

Автор театра

Уход..................................................................................................................... 196 Читать

Булгаков, МХАТ, «Театральный роман»….................................................... 254 Читать

Уходящая натура

Как сочинилась эта книжка.............................................................................. 284 Читать

Китайские церемонии....................................................................................... 287 Читать

Второе плавание................................................................................................ 294 Читать

Хрустальные рога.............................................................................................. 304 Читать

Траурные глаза................................................................................................... 314 Читать

Небо в алмазах................................................................................................... 322 Читать

Итальянская граппа........................................................................................... 332 Читать

Выбор мешка...................................................................................................... 338 Читать

Тонкорунная овца.............................................................................................. 348 Читать

«Так победим». Без восклицательного знака.................................................. 356 Читать

«Как за меня матушка все молила бога…»..................................................... 371 Читать

«Когда разгуляется…»...................................................................................... 380 Читать

Русские умники................................................................................................. 391 Читать

Как всем известно….......................................................................................... 408 Читать

Little Russia......................................................................................................... 422 Читать

«Наступило утро все из перламутра».............................................................. 437 Читать

Звездные войны................................................................................................. 444 Читать

Козицкий переулок........................................................................................... 454 Читать

«Собрание славян. Базар»................................................................................. 468 Читать

День открытых дверей...................................................................................... 477 Читать

Конкурс............................................................................................................... 483 Читать

Указатель имен. ......................................................................................................... 487 Читать

{7} Еще несколько слов от автора

Собранные в этой книге работы посвящены Художественному театру. В вековой истории этого театра выбраны темы и сюжеты, которые были интересны автору. Меньше всего это «объективная история» конкретного МХАТа. Скорее, приключения идеи художественного театра. Кто-то может сказать, что есть гораздо более важные темы и сюжеты и завязать их надо было иным образом. Немедленно соглашусь с этим и даже заранее покаюсь в пристрастности своего выбора. Извинение лишь одно: много лет я вижу события прошлого и настоящего изнутри Художественного театра. Это значит — если довериться Гегелю — нахожусь на уровне «первоначальной истории».

В первоначальной истории есть завидное тождество «объекта» и «субъекта», но тут же открывается большое поле для произвола. «Врет как отставной премьер-министр» — это сказано как раз про то, как конструируется близкое прошлое по горячим следам. Затем наступает период «истории рефлективной», когда разрушаются мифы «первоначальной истории», легенды и факты подвергаются критическому осмыслению и даже ставится вопрос: «А был ли мальчик? »

В книге, которую вы держите в руках, есть множество осколков «первоначальной истории» МХАТа. Есть попытки «истории рефлективной», пытающейся поставить и осмыслить вопрос насчет того самого «мальчика». «Философия истории», в которой — согласно великому немцу — находит свое окончательное выражение верховная идея, в данном случае идея художественного театра, такая философия еще впереди. Да и вряд ли она может быть написана теми, кто участвует в «первоначальной истории». Надо честно исполнить свою часть работы, не думая ни о Гегеле, ни о будущем. Именно это стремление сложило сюжеты мхатовского тома, Это же стремление породило сочинение под названием «Уходящая натура».

{8} Жанр этого сочинения самому автору не очень ясен. «Уходящая натура» началась как мемуары, а завершилась как любое иное произведение, оформленное в слове. В моем ощущении (ни для кого не обязательном) это документальный роман; в нем действуют персонажи совсем не знакомые читателю и персонажи, которых знает весь театральный мир. Для меня они все равны именно как литературные персонажи. В их портретировании я не достиг той степени абстракции, которая позволяет превратить реального Константина Сергеевича в литературного Ивана Васильевича, на такую дерзость я пока не решился. Но и от дотошного, скрупулезного изложения «фактов жизни» далеко отошел. Скажу прямее. Есть огромная разница между, положим, Ефремовым, каким он был «в жизни», и тем героем, который действует в «Уходящей натуре». Это портрет, запечатленный в слове, ритме, свете, тенях, композиции, то есть во всем том, что делает «мемуары» частью словесности. Неудача или удача таких книг — не в желании сказать или скрыть «объективную правду», но именно в способности текста стать или не стать частью литературы. Вот и все дела, как любил повторять в таких случаях покойный О. Н. Ефремов.

Суждено ли «Уходящей натуре» стать частью литературы, не знаю. Но то, что книга эта успела еще до выхода в свет (после публикации нескольких глав в «Известиях») стать поводом для скандала, это факт. Еще не прочитанное произведение страстно обсуждали и осуждали, а когда книга вышла, пришлось услышать и прочитать множество иных замечательных суждений и размышлений самых разных людей театрального и не театрального мира. Была даже идея собрать и издать все эти суждения и отклики в качестве документального приложения к мемуарной прозе, что-то вроде «Театрального разъезда после представления новой комедии». Но от этого соблазна, «умудрившись», я отказался. Пусть «Уходящая натура» живет сама по себе, без всяких иных подпорок и комментариев. В конце концов я прожил свою жизнь, а не чужую, текст адекватен этой жизни, что ж тут комментировать?

В отличие от первой книги избранного, во второй нет постскриптумов. Может быть, потому, что «Уходящая натура» сама оказалась развернутым постскриптумом ко всем мхатовским сюжетам. Впрочем, в коротком лирическом послесловии к самой «Уходящей натуре» я не смог себе отказать.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.