Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Города Тосканы 5 страница



Архитектурную композицию пизанской кампанилы следует признать не совсем обычной не только потому, что она «падает». Дело в том, что для колоколен при итальянских средневековых храмах цилиндрическая форма применялась редко. Только в Равенне в период становления христианской архитектуры воздвигали колокольни подобного типа. Почему спустя несколько веков к такой форме решил вернуться мастер Бонанно, сейчас выяснить, уже, конечно, не удается. Возможно, строитель обратился к ней потому, что именно она, а не призматический «столп», давала возможность органически развить пластическую тему, заданную первыми двумя сооружениями ансамбля. Архитектор сумел мягко «обвить» цилиндр колокольни несколькими витками арочной галереи, по внешнему виду тождественной тем аркатурам, которые входят в композицию собора и баптистерия. В результате присущая обоим «ажурность» стала также и достоянием кампанилы; налицо, таким образом, художественное родство приемов обработки архитектурной формы – один из обязательных признаков такой общности произведений зодчества, которую можно определить термином «ансамбль».

В связи с только что сказанным представляется не лишним уточнить границы применения данного термина. Напомним, что ансамблем в архитектуре принято называть комплекс зданий и сооружений, определенным образом расположенных в пространстве, который создает впечатление художественного единства, гармонии. Но при объединении построек в некий комплекс далеко не всегда ставится задача достигнуть значительных художественных результатов; чаще всего комплекс формируется исходя из необходимости обеспечить группе зданий возможность совместно выполнять какую-то сложную функцию. Комплекс, состоящий из храма, баптистерия и колокольни, получил в Италии с первых веков существования христианства повсеместное распространение. Однако не каждый такой комплекс может быть признан художественно полноценным ансамблем. В Пизе же был достигнут именно такой результат – и это несмотря на то, что возведением вошедших в ансамбль сооружений (к традиционному сочетанию которых, напомним, добавилось мемориальное кладбище) в разное время руководили разные мастера. Следует также подчеркнуть, что характер ансамбля рассмотренные нами памятники приобрели не только потому, что художественно тесно связаны друг с другом, но и потому, что их совокупность выражает глубокую идею христианского, общечеловеческого свойства, символизирует, говоря словами Д. К. Аргана, «весь круг человеческого бытия – от рождения до смерти»[30]. Заметим, кроме того, что ансамбль, сложившийся в Пизе, не может быть отнесен к числу классических – то есть таких, создание которых высокий Ренессанс почитал одной из главных своих задач. И здесь мы не можем согласиться с Д. К. Арганом, заявляющим на той же странице его труда, откуда взята приведенная выше цитата, что «соединение монументальных зданий в единый комплекс – это чисто классический градостроительный прием». На наш взгляд, тот принцип «классичности», который сформировался в градостроительстве Нового времени, обязательно предполагает наличие регулярной (то есть геометрически четкой) планировочной основы, подчиненной в большинстве случаев принципу симметрии. В пизанском же ансамбле, невзирая на то, что собор и баптистерий располагаются на общей композиционной оси, принцип симметрии в целом не выдержан. Мы уже обращали внимание читателя на то, что асимметричное размещение по отношению к упомянутой оси кампанилы (а кроме того, и Кампо Санто) наделяет рассмотренный нами конгломерат сооружений ощущением известной живописности – чертой, постоянно обнаруживаемой в наследии средневекового и, следовательно, доклассического градостроительства.

Благодаря своим художественным достоинствам соборный ансамбль Пизы получил широкую известность и породил стремление в какой-то степени подражать ему, развивать найденные пизанскими мастерами приемы композиции. Неудивительно, что решения, может, самые близкие к оригиналам, появились в соседней с Пизой Лукке. Эти города отделяют друг от друга какие-нибудь два десятка километров и один из отрогов северо-западных Апеннин. Несомненное своеобразие придает Лукке довольно хорошо сохранившееся кольцо укреплений, создававшееся начиная с 1504 года почти полтора столетия. Из образцов пизанского «преждевременного возрождения» (так называет это явление П. Муратов[31]), появившихся в Лукке в качестве реплик на творчество соседей, прежде всего следует назвать кафедральный собор Сан Мартино. В существующем виде это здание является памятником XII – XV веков. Главный фасад собора, ясно показывающий, что за ним находится трехнефное пространство, декорирован тремя ярусами легких, «ажурных» аркад того же типа, что и в Пизе. Иначе здесь решен первый ярус: вместо спокойной декоративной аркады, с ритмом которой согласовано размещение сравнительно небольших прямоугольных порталов, как в пизанском храме, в соборе Лукки в первом ярусе располагается глубокая лоджия, открывающаяся вовне тремя тяжелыми перспективными арками полуциркульной формы, для восприятия солидного веса которых потребовались массивные устои. Рядом с собором стоит высокая кампанила (это часть более раннего соборного комплекса, сооружение которого началось в 1060 году). Она имеет отнюдь не цилиндрическую, а более обычную призматическую форму; в ее ярусах, как это можно было видеть и на предыдущих аналогичных примерах, размещены арочные проемы, количество которых от яруса к ярусу увеличивается с целью создания впечатления, что масса сооружения постепенно убывает снизу вверх.

Еще одним памятником Лукки, родственным пизанскому «преждевременному возрождению», является церковь Сан Микеле ин Форо. Она датируется серединой XII века, но ее главный фасад, заставляющий вспоминать Пизу, относится к XIII столетию. На этом фасаде можно видеть и похожую на пизанскую декоративную аркаду первого яруса, и знакомые нам более дробные ажурные аркатуры верхних ярусов, из которых две венчающие выполняют роль украшения высокого аттика, на наш взгляд, не очень хорошо согласующегося с остальной композицией.

От Лукки недалеко уже и до Флоренции, но, направляясь к ней, небесполезно будет посетить еще несколько старинных городов Тосканы с интересными памятниками зодчества. В Пистойе, к примеру, это палаццо дель Комуне, сооружавшийся и перестраивавшийся на протяжении целого столетия начиная с 1284 года. Столь же близкий образу крепости, как и другие здания муниципалитетов, встречавшиеся на нашем пути, он отличается от них наличием в первом этаже лоджии, связанной с площадью перед дворцом пятью высокими стрельчатыми арками. На этой же площади располагаются датируемый XIV веком палаццо Преторио и значительно более древний Епископский дворец (его построили в XI столетии). В путеводителях по Италии правильно говорится о том, что сочетание всех этих старинных зданий придает главной площади Пистойи характер театральной декорации, но только декорации не временной, как это принято в театрах, а вечной, монументальной. Впрочем, такое сравнение напрашивается при посещении многих итальянских городов, богатых архитектурными древностями.

Его вполне можно применить и к центру города Вольтерра, расположенного к юго-востоку от Пизы. В силуэте города его ядро отмечено вертикалями зубчатых башен, одна из которых – Торре дель Порцеллино – возвышается над палаццо Преторио, возведенным в XIII веке. В том же столетии началось строительство одноименного дворца в Прато. С площади перед ним дворец выглядит как неприступная крепостная башня с почти квадратным основанием. Тяжеловесное по пропорциям здание поднимается на высоту более 35 метров (а это высота современного двенадцатиэтажного жилого дома). Сходство с крепостью, как это часто бывает в подобных случаях, подчеркивается зубчатым парапетом. Однако у этого здания, воспринимающегося как целостная композиция, довольно сложная история. Оно состоит из двух разновременных частей, одна из которых принадлежит, как уже говорилось, тринадцатому, а другая – четырнадцатому столетию. Границу между ними определить несложно: на стенах более «молодой» части здания размещены окна более сложной формы, похожие на те, которые мы видели уже на фасадах других муниципалитетов. В более поздней части сооружения находится и вход в ратушу; к нему подводит двухмаршевая наружная лестница, заканчивающаяся террасой на арках. Над входом размещен готический табернакль – архитектурно оформленная ниша в стене (в данном случае со стрельчатым завершением), предназначенная для установки в ней статуи.

Знакомство с памятниками Проторенессанса в «малых» городах Тосканы мы на этом завершим. Дальнейший путь ведет нас в столицу области – Флоренцию.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.