Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.2. Древняя Греция.. 1.3. Древний Рим.



1. 2. Древняя Греция.

В Древнюю Грецию, а затем и в Рим кошка попала после завоевания Египта. По некоторым версиям, ее привезли торговцы из Финикии.
Сохранились предметы домашней утвари, изображающие различных представителей семейства кошачьих — например, пантеру на коринфском сосуде (VII-VI вв. до нашей эры). Наиболее популярным был образ льва. Кошка была очень редким, а поэтому практически экзотическим животным для древних греков. От грызунов, грекам, как и всем европейцам, помогали спастись ласки и хорьки.

Родиной наших домашних мурок оказалась Северная Африка. В европейских лесах обитали дикие кошки. Но, в отличие от своих южных родственниц, они имели не в пример свирепый нрав, и приручить их было практически невозможно. Привезенных кошек боготворили. За убийство животного жестоко карали. Самой мягкой мерой наказания было отдать потерпевшему новую кошку. Также в Древней Греции мы можем увидеть изображение кошки и на монете. Возможно, существуют и другие монеты с кошками, но открытия ещё впереди.

Рисунок 3

1. 3. Древний Рим.

Рисунок 4
Несмотря на более чем теплое отношение, образ кошки не очень распространился в Древней Греции и в Древнем Риме. В Римской Империи кошка ассоциировалась со свободой и независимостью. В Древнем Риме кошка всегда сопровождала богиню свободы Либертас. Знаменитый Спартак, возглавивший восстание рабов, поместил на своё знамя именно изображение кошки.

Римскую богиню любви Венеру одновременно представляли и в виде привязчивой маленькой кошечки, и в виде дикой кошки с клыками и когтями, воплощавшей материнские инстинкты. Венера как богиня любви нередко изображалась с кошкой. Маленькую охотницу считали посредницей между земным и божественным мирами. Образ кошки ассоциировался у древних с Луной, которой якобы покровительствовала богиня охоты и плодородия Диана (Артемида).

1. 4. Средневековье.

Рисунок 6
В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости.. Низвергнутая с престола, она на несколько веков была изгнана на задворки человеческого мировоззрения, и, следовательно — искусства. На то была еще одна причина: религиозный характер средневековой живописи предписывал каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела каноническое значение. И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные церковью правила. В светской иконографии кошки и собаки изображались, в основном, как верные друзья человека. В XVII веке кошки стали любимыми питомцами аристократов — объектом их заботы и средством для развлечения. Домашним кошкам в этих условиях не было необходимости выполнять свою основную функцию — охотиться на мышей. Даже у русского царя Алексея Михайловича был любимый кот, которого изобразил голландский художник Фредерик де Мушерон, что подтверждает сохранившаяся надпись на гравюре: «Подлинное изображение кота Великого князя Московского Алексея Михайловича». Исследователи по сей день спорят о происхождении рисунка, существует даже версия, что под видом кота художник показал самого царя. В любом случае, этот портрет кота стал самым ранним изображением домашнего животного в русском искусстве.

На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, поскольку на картинах художников того времени животные практически не появлялись, за исключением упоминания в бестиариях (богатоукрашенных сборниках сведений, касающихся тех или иных животных, в том числе и мифических).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.