Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 14 страница



Если больной пропустит больше молитв, чем предписано совершать в течение дня и ночи, обязанность их возмещения с него снимается ввиду того, что в подобном случае у него неизбежно возникнут затруднения, но возлагать на человека то, чего он не в состоянии выполнить, нет никакого смысла. Что же касается требования возмещать не более пяти пропущенных молитв, которые предписано совершать в течение дня и ночи, то оно связано с тем, что если таких молитв будет больше, то при возмещении одни и те же молитвы будут повторяться, что приведёт к возникновению трудностей.

Если во время молитвы здоровому человеку станет плохо, он должен, по возможности, довести молитву до конца сидя или лёжа, потому что лучше начать молитву здоровым и продолжить её ослабленным, чем начинать её заново, будучи ослабленным, и доводить в таком состоянии до конца.

Если во время молитвы, которую больной, совершающий необходимые поясные и земные поклоны, начал сидя, он почувствует, что силы к нему вернулись, ему следует встать и завершить молитву стоя, так как стоящему разрешается следовать примеру сидящего.

Если же больной, который стоит, сидит или лежит ничком, начнёт молиться, обозначая поясные и земные поклоны кивками, а потом почувствует, что к нему вернулись силы, и он может стоя или сидя совершать поясные и земные поклоны как положено, ему следует не продолжать эту молитву, а совершить её заново. Объясняется это тем, что человеку, который может совершать поясные и земные поклоны, не разрешается молиться под руководством имама, способного только обозначать их кивками. То же самое касается и продолжения молитвы в подобном случае.

Если больной приступит к молитве стоя или сидя, намереваясь обозначать поясные и земные поклоны кивками, но прежде чем совершит это хотя бы раз, почувствует, что может совершать эти поклоны по-настоящему, ему следует так и поступить. Причина состоит в том, что он ещё не совершил ни одного столпа молитвы, а только приступил к ней, продолжать же молитву как положено после совершения части её в ослабленном состоянии не разрешается. Если же больной приступит к молитве лёжа на спине или на боку, но прежде чем кивнёт хотя бы раз, почувствует, что он может совершать поясные и земные поклоны стоя или сидя или может только сидеть, ему следует начать молитву заново, так как сидеть предпочтительнее.

Установления относительно обморока и приступа безумия

Обязанность возмещения молитвы снимается в том случае, когда обморок (потеря сознания) или приступ безумия продолжаются более суток, а количество пропущенных молитв достигает шести. В подобных случаях не принимается в расчёт неожиданное возвращение сознания, после чего человек снова лишается его, тогда как возвращение сознания в известное время следует учитывать. В подобных случаях установления относительно обморока утрачивают свою силу, если обморок продолжится менее суток, и человек будет обязан возместить все пропущенные молитвы. Нафи' передал, что однажды Ибн 'Умар находился без сознания в течение дня и ночи, когда же он пришёл в себя, то не стал возмещать пропущенные молитвы (Ад-Даракутни).

Сообщается, что однажды 'Аммар бин Йасир лишился сознания и не приходил в себя, пока не прошло время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитв, очнувшись же в середине ночи, он совершил все четыре пропущенные им молитвы (Ад-Даракутни).

Если человек лишится сознания в результате употребления какого-нибудь лекарства или банджа или будет находиться в состоянии опьянения, он должен возместить все пропущенные молитвы независимо от их количества, так как в подобных случаях это является следствием действий рабов Аллаха.

Мухаммад аш-Шайбани считал, что в случае употребления банджа или лекарств обязанность возмещения молитв снимается, поскольку использовать это дозволено. В подобных случаях человек приравнивается к больному, но речь идёт об использовании банджа только в лечебных целях. Что же касается употребления алкогольных напитков, то это является грехом, и в этом случае обязанность возмещения пропущенного с человека не снимается.

С помощью суждения по аналогии действие этого установления следует распространять и на употребление наркотиков, что относится к числу отвратительных и запретных поступков. Другими словами, обязанность возмещения пропущенных молитв независимо от их количества не снимается с тех, кто находится в состоянии наркотического опьянения.

Больному, который лежит на постели, не имея возможности ни спуститься с неё самостоятельно, ни позвать кого-либо на помощь, следует молиться, исходя из своих возможностей, то есть так, чтобы это не причинило ему вреда и не доставило затруднений.

На человека, с которым случаются приступы безумия, распространяется действие тех же установлений, что и на больного.

 

 

 

 

 

 

Наименьшая продолжительность поездки, во время которой сокращаются (каср) молитвы, разрешается (мубах) не соблюдать пост во время рамадана, снимается обязанность участия в пятничных (джум'а) и праздничных молитвах ('ид), женщинам запрещается находиться в пути без сопровождения мужа или близкого родственника (махрам), а путнику позволяется протирать кожаные носки (хуффайн), не снимая их, в течение трех дней. При этом подразумевается, что будет покрыто не менее 18 фарсахов, что примерно равняется 89 километрам.

Аш-Шафи'и считает, что для этого следует покрыть расстояние в 16 фарсахов (80 километров). Такого же мнения придерживаются Ахмад и Малик, ссылавшиеся на сообщения о том, что Ибн 'Аббас и Ибн 'Умар сокращали молитвы, если дальность их поездок составляла не менее 4 баридов. В подобных случаях сообщения о действиях сподвижников равносильны хадисам, что же касается самостоятельных суждений, то, когда речь идёт об установленных шариатом количественных оценках, такие суждения неуместны.

В данном случае ханафиты используют в качестве доказательства хадисы, в которых упоминается о том, что срок действительности протирания кожаных носков без омовения ног для путника составляет трое суток. Однако трудно себе представить, что путнику разрешалось бы протирать кожаные носки в течение трёх дней, если бы это не подразумевалось, что это является наименьшим сроком путешествия, когда разрешается поступать так.

Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «Не следует женщине отправляться в путь, который займет три дня иначе как в сопровождении близкого родственника» (Аль-Бухари). Здесь имеется в виду, что передвижение будет происходить со средней скоростью верблюда или пешехода, что и позволит покрыть 18 фарсахов за трое суток.

Сообщается, что 'Али бин Раби'а сказал: «Я задал Ибн 'Умару вопрос: " Какое расстояние нужно покрыть, чтобы путник начал сокращать молитву? ". Он спросил: " Знаешь ли ты, где находится ас-Сувайда? ". Я сказал: " Нет, но я слышал об этом месте". Тогда он сказал: " Она находится на расстоянии трёх дней пути по прямой, и если мы отправимся туда, нам следует сокращать молитву" » (Мухаммад).

Считается, что человек находился в пути и тогда, когда он спешил, покрыв вышеупомянутое наименьшее расстояние за более короткий срок. В том случае, когда до места назначения можно добраться двумя разными путями, один из которых равен наибольшему расстоянию, а другой короче него, молитву следует сокращать лишь тому, кто будет добираться до места более длинным путём.

Человек считается путником, если он покидает место своего жительства и направляется в другое место, для достижения которого ему придётся преодолеть не менее 18 фарсахов, на что указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «(Однажды) мы вместе с Посланником Аллаха совершили полуденную молитву в четыре рака'ата в Медине, достигнув же Зу-ль-Хуляйфы, мы совершили послеполуденную молитву в два рака'ата» (Аль-Бухари).

Ибн Хаджар пишет: «Этот хадис используется в качестве доказательств дозволенности сокращения молитв во время поездок на короткие расстояния, так как Зу-ль-Хуляйфа находится в шести милях от Медины. Прокомментировать это можно следующим образом: Зу-ль-Хуляйфа не являлась конечным пунктом поездки, поскольку Пророк направлялся в Мекку и просто остановился в Зу-ль-Хуляйфе. Послеполуденная молитва была первой предписанной молитвой, время которой подошло в пути, и Пророк сократил её, после чего сокращал и все остальные молитвы, пока не вернулся обратно».

Таким образом, путнику следует сокращать предписанные молитвы, пока он не вернётся туда, откуда двинулся в путь, или же не вознамерится провести полмесяца в любом пригодном для проживания городе или селении. Сообщается, что Йахйа бин Исхак, да помилует его Аллах, сказал: «Услышав слова Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: " Вместе с Пророком мы двинулись из Медины в Мекку, и (в течение всего времени пребывания в пути) вплоть до возвращения обратно в Медину его молитвы состояли из двух рака'атов», я спросил: " А пришлось ли вам провести какое-то время в самой Мекке? " / Он ответил: " Мы прожили там десять дней" » (Аль-Бухари).

Сообщается, 'Имран, да будет доволен им Аллах, сказал: «В год завоевания Мекки я принял участие в походе вместе с Посланником Аллаха, который провел там восемнадцать дней, совершая молитвы только в два рака’ата» (Абу Дауд).

Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В год завоевания Мекки Посланник Аллаха провел там пятнадцать дней, сокращая молитвы».

Ибн Хаджар пишет: «Ан-Навави считал данную версию этого хадиса слабой, однако это мнение неверно. Её приводит не только Ибн Исхак, но и ан-Наса'и, который передаёт этот хадис со слов 'Аррака бин Малика. Ac-Сayри и улемы Куфы брали за основу ту версию, где упоминается о пятнадцати днях, поскольку это является наименьшим сроком, о котором говорится в хадисах».

Человек перестаёт считаться путником с момента возвращения в родные края, даже если он не намеревался оставаться там.

Человек продолжает считаться путником, если он останавливается в таком месте, которое непригодно для проживания, например, если он плывёт на корабле или находится на необитаемом острове. Это касается и такого случая, когда он намеревается жить в двух разных местах, например, в двух разных городах или селениях, ещё не определив, где именно остановится на ночлег, поскольку местом жительства человека считается то место, где он ночует. Если паломник, совершающий хаджж, приедет в Мекку в первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа и вознамерится остаться там, его намерение не будет действительным, так как ему предстоит отправиться в Мину и к 'Арафату.

Если человек, у которого не было намерения жить в каком-либо городе, останется там и будет ожидать подходящего времени, чтобы тронуться в путь, он будет считаться путником, даже если проведёт в этом городе годы. Ат-Тирмизи сказал: «Все улемы считают, что путнику следует сокращать молитвы всё то время, пока он не примет решения остаться где-либо постоянно. Так, например, сподвижники провели в Рамхурмузе девять месяцев, и всё это время они сокращали молитвы».

Те места, где человек родился или жил, перестают считаться его родными местами, если он избирает себе новое место жительства, поскольку Пророк и его сподвижники из числа мухаджиров сокращали молитвы в Мекке, хотя родились и жили там. Объясняется это тем, что они избрали новым местом жительства Медину, после чего Мекка перестала считаться их родным местом.

После того как человек покинет то место, где он намеревался оставаться не менее пятнадцати дней, и направится в другое такое же место или вернётся в родные края, это место перестаёт считаться постоянным. В том случае, когда человек покидает такое место и отправляется в путь, после чего возвращается обратно, считается, что он живёт там постоянно, если у него будет намерение оставаться там не менее пятнадцати дней.

Так, например, если житель Хорасана проведёт в Куфе полмесяца, после чего направится в Мекку, но не достигнет её, а по какой-нибудь причине вернётся обратно, ему надо будет сокращать молитвы, так как Куфа перестала считаться местом его постоянного жительства в связи с тем, что он отправился в путь. Если же кто-либо двинется в путь из своих родных мест, но меньше чем через три дня решит вернуться, ему надо будет начать совершать молитвы полностью, как только он примет такое решение, ввиду того, что в подобном случае он не считается путником.

В расчёт принимается намерение руководителя, а не подчинённого, поскольку во время поездки именно руководитель, например, муж, который находится в пути вместе со своей женой, или наниматель вместе со своим работником, или командир вместе с подчинённым ему солдатом, может принять решение задержаться где-либо. В подобных случаях подчинённому следует спрашивать руководителя, и если тот скажет ему что-либо, поступать соответствующим образом. В противном случае подчинённому следует действовать так же, как и прежде, пока положение не изменится, в зависимости от того, в пути они находились или оставались на одном месте.

Путник обязан сокращать предписанные молитвы, состоящие из четырёх рака'атов, до двух ввиду того, что так неизменно поступал Пророк. Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Мне приходилось находиться в пути с Посланником Аллаха, и он никогда не совершал (предписанные молитвы) более чем в два рака'ата до самой своей смерти» (Муслим).

Сообщается, что Йа'ля бин Умаййа сказал: «(Однажды) я спросил 'Умара бин аль-Хаттаба: " Не случится ли с вами беды из-за того, что вы сокращаете молитву (в пути), если вы боитесь, что неверные отвратят вас от веры после того, как люди оказались в безопасности? " . (В ответ мне) он сказал: " Я удивляюсь тому, что вызвал твой вопрос, ибо я спрашивал об этом Посланника Аллаха, и он сказал: (Это - милостыня) садака, которую подал вам Аллах, так примите же Его садаку! " » (Муслим).

Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Через вашего Пророка, Аллах предписал совершать молитву в четыре рака’ата (тем, кто живёт) на одном месте, и в два рака'ата (тем, кто находится) в пути» (Муслим).

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Сначала было предписано совершать (каждую) молитву в два рака'ата, но потом было установлено, (что такую) молитву (следует совершать) в пути, а (для живущих) на одном месте молитва была дополнена» (Аль-Бухари).

Если путник намеренно совершит предписанную молитву более чем в два рака'ата, это будет дурным и греховным поступком ввиду того, что, поступив так, он откажется от обязательного сокращения молитвы.

Молитва человека, который живёт на одном месте, под руководством имама (мусафира), будет действительной независимо от того, совершается ли она в установленное время или после его истечения. Однако, во избежание неправильного понимания своих действий, в подобном случае после таслима или до молитвы имаму следует сказать: «Завершайте свою молитву, ибо я нахожусь в пути» (атймму салята-кум фа'инни мусафир). Передают со слов 'Имрана бин Хусайна, что, совершая в Мекке молитвы в два рака'ата, Пророк говорил: «О жители Мекки, завершайте свою молитву, ибо мы находимся в пути» (Ат-Тирмизи).

?? ??? ??? ?????? ???? ??? ???

Молитва путника под руководством имама, живущего на одном месте, будет действительной, только если она совершается в установленное для неё время. После завершения двух предписанных ему рака'атов путник должен следовать за имамом в силу того, что участник коллективной молитвы обязан делать это. Он должен поступить так независимо от того, истекло отведённое для этой молитвы время до её завершения или нет. Если же в результате действий человека его молитва станет недействительной, он должен возместить её путём совершения молитвы в два рака'ата.

Недействительна предписанная молитва путника, совершающего её после истечения установленного для неё времени под руководством имама (мукыма), поскольку для путника такая молитва является предписанной, а для имама - добровольной.

Что касается изменения предписанной молитвы, то есть перехода от совершения молитвы в два рака'ата к совершению её полностью и наоборот, то здесь в расчёт следует принимать конец периода времени, отводимого для той или иной молитвы. Например, если в конце такого периода человек будет находиться в пути, он обязан совершить молитву в два рака'ата, в противном же случае совершается молитва в четыре рака'ата. Если человек совершит полуденную молитву в четыре рака'ата, потом двинется в путь и совершит послеполуденную молитву в два рака'ата, а потом в силу какой-либо необходимости вернётся домой, где выяснится, что обе эти молитвы были совершены им без необходимого омовения, ему следует помолиться заново и совершить полуденную молитву в два рака'ата, а послеполуденную молитву - в четыре. Объясняется это тем, что в конце периода времени, отводимого для совершения полуденной молитвы, он находился в пути, а во время послеполуденной был у себя дома.

Возмещение пропущенных молитв как в пути, так и во время пребывания на одном месте подобно их выполнению в установленное время. Так, если путник пропустит какую-либо из предписанных молитв, которую будет возмещать, находясь на одном месте, он должен совершить укороченную молитву. Если же он пропустит молитву дома, то в пути её следует возместить в полном объёме, поскольку после истечения установленного времени предписанной молитвы сама эта молитва никак не меняется. Больному следует возмещать молитвы, которые он пропустил будучи здоровым, по мере своих возможностей, тогда как после выздоровления молитва, пропущенная во время болезни, возмещается в полном объёме.

Добровольные молитвы (сунан) до или после предписанных молитв совершаются путником, когда он останавливается где-либо и у него появляется возможность совершить молитву, если же он чем-то занят или спешит, то может не совершать их. Ранее уже приводился хадис, в котором сообщалось, что, когда находившиеся в пути мусульмане проспали утреннюю молитву, Пророк сначала совершил добровольную молитву в два рака'ата, а потом - предписанную утреннюю молитву, как поступал всегда. Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, находясь в пути, Пророк обычно совершал добровольные молитвы сидя верхом на своей верблюдице. Он (продолжал молиться), куда бы она ни поворачивалась вместе с ним, обозначая поклоны кивками, и Ибн 'Умар поступал так же (Аль-Бухари).

Кроме того, как уже упоминалось ранее, Пророк совершил добровольную утреннюю молитву (духа) в доме Умм Хани в день завоевания Мекки.

Хадис Ибн 'Умара указывает на то, что путник, который сидит верхом, может совершать добровольные молитвы, даже если его лицо и не обращено в сторону киблы. То же самое касается и тех случаев, когда человек использует такие средства передвижения, как автомобиль, корабль или самолёт.

Недействительной будет предписанная молитва, совершаемая верхом, если у всадника есть возможность остановить верховое животное (или любое иное средство передвижения), сойти на землю и обратиться в сторону киблы, чтобы совершить предписанную молитву со всеми положенными поясными и земными поклонами. Если же путник не имеет такой возможности или не может найти подходящего места на покрытой грязью земле, тогда он приравнивается к больному, который не в состоянии спуститься на пол с кровати.

Если путнику, который находится на борту корабля, опасается, что у него начнёт кружиться голова, ему разрешается молиться сидя. В подобных обстоятельствах он обязан обратиться в сторону киблы в начале молитвы, а лотом поворачиваться по сторонам в зависимости от изменений курса корабля, который приравнивается к дому.

Действие этого установления распространяется и на того, кто находится на борту большого самолёта. Если человек имеет возможность стоять и найдёт достаточно свободного места для молитвы, где его ничто не побеспокоит, ему следует обратиться лицом к кибле и совершить молитву со всеми положенными поясными и земными поклонами. В противном случае ему следует молиться сидя на своём месте и обозначая поясные и земные поклоны кивками.

Вопросы и задания

1. Какие уступки (послабления) делает Ислам в отношении больных людей, желающих совершать молитвы? О чем свидетельствует такое отношение к больным?

2. Докажите, что Ислам относится гуманно к верующим (например, больным).

3. Как следует молиться больному, если он не может

- стоять;

- совершить земные поклоны;

- склонить голову;

- наклоняться;

- сидеть;

- двигаться;

- повернуться в сторону киблы;

- лечь на спину;

- совершить движение головой?

4. Бывает, что во время молитвы здоровому человеку становится плохо. Как следует поступить молящемуся?

5. Объясните, как действует правило возмещения молитв для людей, впавших в безумие или обморочное состояние.

6. Как следует поступить человеку, который лишился сознания в результате употребления лекарств, опьянения?

7. Объясните, верна ли фраза " больной должен молиться, исходя из своих возможностей". Подтвердите свой ответ авторитетными источниками.

8. Какие правила относительно совершения и возмещения молитв действуют в отношении человека, находящегося в пути?

9. Что означает срок в 3 дня для путника-мусульманина? 15 дней?

10. Кого можно считать путником, согласно ханафитскому фикху?

11. В каком случае человек перестает считаться путником? Приведите примеры.

12. Отметьте, считается ли человек путником, если он:

- остановился в непригодном для жилья месте;

- плывет на корабле;

- попал в незнакомую безлюдную местность и остановился на несколько дней на отдых;

- собрался в путь и ждет хорошей погоды;

- приехал по делам на север, а потом был послан на юг и вновь заехал в родной дом?

13. Чем отличается молитва путника от молитвы человека, живущего на одном месте? С чем связано это различие?

14. Один человек, собираясь в путь, заранее совершил предписанные молитвы, чтоб не отвлекаться в дороге. Правильно ли он поступил?

15. Как следует путнику совершать молитвы?

16. Представьте, что к вам обратился человек, впервые отправляющийся в дальний путь. Объясните ему правила соблюдения молитв путником.

17. Определите условия, при которых возможно соблюдать предписанные молитвы, находясь на борту самолета, парохода?

18. Объясните особую роль пятничной молитвы в Исламе.

 

 

 

 

 

 

Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью (фард 'айн) каждого постоянного жителя (мукым) города или большого селения, если он может присутствовать на этой молитве. Эта обязанность снимается с путников, женщин и больных, которые не могут явиться на молитву, а также с жителей пустынь и маленьких селений, где нет ни представителя власти (амир), ни шариатского судьи (кады).

Участие в пятничной молитве является отдельной обязанностью, выполнять которую требуется даже в большей степени, чем совершать предписанную полуденную молитву, поскольку людям, отказывающимся от участия в пятничных молитвах, адресованы такие угрозы, которые не обращены к тем, кто пропускает предписанные полуденные молитвы. Это значит, что за отказ от участия в пятничной молитве человека ждёт более суровое наказание, чем за несовершение полуденной молитвы, а награда за пятничную молитву будет больше награды за полуденную. Кроме того, есть целый ряд особых условий действительности пятничной молитвы, которые не имеют отношения к полуденным молитвам.

Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную молитву, устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если бы вы (только) знали».

??????????? ????????? ??????????? ????? ??????? ??????????? ??? ?????? ???????????? ???????????? ?????? ?????? ???? ????????? ?????????? ? ????????? ?????? ?????? ??? ??????? ??????????? ???

Передают со слов Абу Хурайры и Ибн 'Умара, да будет доволен ими Аллах, что они слышали, как Посланник Аллаха, (который стоял) на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся в числе пренебрегающих (гафилин)» (Муслим).

Сообщается, что Пророк сказал: «Участие в общей пятничной молитве является обязанностью каждого мусульманина, за исключением четверых: подневольного раба, женщины, ребёнка и больного» (Абу Дауд).

Сообщается также, что Пророк сказал: «(Участие в) пятничной молитве обязательно (для всех), кроме ребенка, невольника и путника» (Аль-Байхаки).

Такого мнения придерживались имамы всех четырёх мазхабов.

Сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не следует проводить ни пятничные, ни праздничные молитвы нигде кроме больших городов (миср джами') и крупных населенных пунктов» (Ибн Абу Шайба).

Мы не располагаем никакими сведениями о том, что после присоединения тех или иных стран сподвижники, да будет доволен ими Аллах, воздвигали минбары и проводили пятничные молитвы где-либо кроме больших городов. Нигде не сообщается и о том, что Пророк повелевал проводить пятничные молитвы в окружавших Медину селениях, несмотря на их многочисленность, а это значит, что их следует проводить в городах и на территориях, находящихся в пределах городской черты.

Справедливость подобного мнения подтверждается сообщением о том, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если не считать тех пятничных молитв, которые проводились в мечети Посланника Аллаха первая пятничная молитва была проведена в мечети Абд аль-Кайс в Джаваси на территории Бахрейна » (Аль-Бухари).

Ибн Хаджар пишет: «Аль-Джаухари, аз-Замахшари и Ибн аль-Асир сообщали, что название Джаваси носило укрепление на территории Бахрейна, однако это не противоречит тому, что речь идёт о селении. Ибн ат-Тин приводит сообщение аль-Хасана аль-Лахми, который указывал, что название Джаваси носил город».

Однако даже если предположить, что речь идёт о селении, оно, несомненно, являлось большим селением, в котором следовало проводить пятничные молитвы.

В том случае, когда необходимые условия пятничной молитвы не выполнены полностью или частично, но взрослый и разумный мужчина всё же решит совершить её, она будет засчитана ему как предписанная молитва, которую необходимо совершать в данное время. Это будет наиболее предпочтительным решением, но не для женщины, которой лучше всего молиться дома, если не считать такого случая, когда её комната примыкает к стене мечети, и ничто не мешает ей молиться за имамом.

Проведение пятничной молитвы действительно только с разрешения правителя, которое достаточно получить один раз при возведении мечети. Если правитель поручит передать своё разрешение кому-либо, этот человек может перепоручить это другому и так далее. В своё время проведением пятничных молитв занимались праведные халифы и их наместники.

Мусульманские страны, находящиеся под властью неверных, являются странами Ислама, правители которых вынужденно или добровольно подчиняются неверным. Каждый такой правитель может проводить пятничные и праздничные молитвы, если же правитель не является мусульманином, то люди могут проводить эти молитвы самостоятельно.

Пятничная молитва может быть только коллективной, и помимо имама на ней должны присутствовать по меньшей мере три человека.

Пятничные молитвы следует проводить в таких местах, доступ в которые будет открыт для всех, поскольку такие молитвы относятся к числу религиозных обрядов Ислама. Другими словами, их проведение должно носить публичный характер. Если же имам закроет людям доступ туда, где он будет проводить пятничную молитву вместе со своими приверженцами, такая молитва будет недействительной. Не разрешается также закрывать двери соборной мечети для проведения пятничной молитвы отдельной группой лиц.

Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк разрешил проводить пятничную молитву в Мекке ещё до своего переселения, однако сам он не мог проводить их там, и поэтому отправил послание Мус'абу бин 'Умайру, разрешив ему делать это» (Ад-Даракутни).

Пророк мог проводить пятничные молитвы со своими сподвижниками в Мекке тайно, однако он не имел возможности делать это открыто, то есть так, чтобы в этих молитвах принимали участие все желающие, поскольку он опасался, что неверные могут причинить мусульманам вред. Тот факт, что Пророк не проводил в Мекке пятничные молитвы, указывает на то, что необходимым условием действительности таких молитв является их общедоступность.

Пятничная молитва проводится в такое же время, как и полуденная. Это значит, что ни совершать, ни возмещать такую молитву до или после периода времени, установленного для совершения полуденной молитвы, нельзя. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что обычно Пророк приступал к пятничной молитве, как только солнце начинало клониться к закату (Аль-Бухари).

Сообщается, что Салама бин аль-Аква', да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно мы собирались на пятничную молитву с Посланником Аллаха, (который проводил её), когда солнце начинало клониться к закату, а потом возвращались, следя за своей тенью» (Муслим).

Тому, кто пропустит пятничную молитву, в качестве возмещения следует совершить полуденную молитву. Запрещается совершать полуденную молитву до пятничной без уважительной причины. Если же человек в силу каких-либо причин не может принять участие в пятничной молитве, желательно, чтобы он совершил полуденную молитву после того, как имам закончит проведение пятничной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.