Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 11 страница



??? ??????? ?????? ???? ??? ???????? ?????????? ?????? ????????? ????????? ????? ?????? ????????????? ??????????? ???? ??????? ?? ??????????? ????????? ???? ?????? ??? ?????? ???? ????????? ??????????? ??????????? ?????? •???? ? ?????????? ??????? ?????????? ????? ??????????? ????????????? ???? ?????????????? ???? ???????? ??? ????????? ???????????? ???? ????????? ? ?????? ???????? ??? ???????? ???????? ??????? ????

Таким образом, уважение к мечетям должно находить своё выражение в поклонении Аллаху Всевышнему, очищении их от грязи, всего нечистого и дурно пахнущего, а также в отказе от сквернословия и занятости любыми мирскими делами, например, торговлей. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, ) когда мы находились в мечети вместе с Посланником Аллаха туда явился какой-то бедуин и прямо там принялся мочиться. Сподвижники Посланника Аллаха стали кричать: " Прекрати! Прекрати! ", однако, Посланник велел: " Оставьте его". Они оставили его, и он помочился, а потом Посланник Аллаха подозвал его к себе и сказал: Поистине, эти мечети являются неподходящим местом ни (для того, чтобы в них) мочиться, ни (для того, чтобы) загрязнять (их как-нибудь иначе) - они предназначены только для поминания Аллаха Всевышнего и чтения Корана! ". А потом Пророк велел кому-то из людей принести бадью воды, и тот вылил ее на (оскверненное место)» (Муслим).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кто услышит, как кто-либо спрашивает в мечети о пропаже, скажет: " Да не вернёт тебе этого Аллах! " - ибо, поистине, мечети были построены не для этого! » (Муслим).

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(Пусть человек, ) поевший лука, чеснока ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам причиняет страдания то же, что и сынам Адама» (Муслим).

?? ??? ????? ?????? ??????? ??? ????? ??????? ??? ???????? ????? ??? ????? ??? ??? ???

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха велел нам устраивать мечети в домах, поддерживать чистоту таких мечетей и использовать благовония, чтобы там приятно пахло» (Ахмад; ат-Тирмизи).

Слова Аллаха Всевышнего «Славят Его в них по утрам и перед закатом * мужи»

????????? ????? ?????? ????????????? ??????????? ???? ??????? ...

указывают на то, что женщинам предпочтительнее молиться дома. Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «Не запрещайте вашим женам посещать мечети, хотя дома их лучше для них» (Абу Дауд).

?? ?????? ?????? ???????? ??????? ??? ???

Порицается закрывать двери мечети, за исключением таких случаев, когда есть основания опасаться за сохранность находящихся там вещей. Крайне порицается совершать половые сношения и удовлетворять естественные потребности над мечетью, поскольку к мечети относится всё пространство над ней до самых небес. Порицается ходить по такой мечети без надобности, а автор " Аль-Гунйа" называет людей, которые имеют обыкновение поступать так, нечестивцами. Порицается вносить в мечети что-либо нечистое, и поэтому не разрешается использовать для их освещения светильники, заправленные нечистым маслом или жиром. Стены мечети не следует обмазывать ничем нечистым, а в самой мечети нельзя ни мочиться, ни делать кровопускания даже в сосуды. В мечеть запрещается приводить маленьких детей или безумцев, если есть основания полагать, что там они, скорее всего, осквернятся, в противном же случае делать это нежелательно. Каждому входящему в мечеть следует убедиться в чистоте своей обуви или кожаных носков.

Закрывать двери мечети порицается ввиду того, что это подобно созданию препятствий для молитвы, а Аллах Всевышний сказал: «Кто же несправедливее запрещающего поминать имя Аллаха в местах поклонения Ему и стремящегося к их разрушению? Не следовало бы им входить туда, иначе как испытывая страх; (ждёт) их бесчестье в мире этом, а в мире ином (уготована) им великая мука».

?????? ???????? ????? ???? •? ????????? ???? ??? ???????? ?????? ????????? ???????? ??? ??????????? ? ???????????? ??? ????? ?????? ??? ????????????? ???? ??????????? ? ?????? ??? ?????????? ?????? ???????? ??? ?????????? ??????? ??????? ?????

Аль-Мунзири приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Не пускайте в ваши мечети ваших малых детей и безумцев, не занимайтесь в мечетях торговлей, не повышайте там голос, не обнажайте мечи и не подвергайте в них наказанию (виновных), но окуривайте их благовониями и ставьте у дверей (мечетей) сосуды с водой для очищения». Каждому приходящему в мечеть необходимо следить за чистотой своего тела и одежды, ведь Аллах Всевышний сказал: «О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения земных поклонов; ешьте и пейте, но не впадайте в крайности, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности».

? ????????? ??????? ??????? ??????????? ????? ????? ???????? ????????? ????????????? ???? ???????????? ? ??????? ?? ?????? ??????????????? ????

Согласно сунне, входя в мечеть желательно сказать: «С именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоего милосердия! /Би-сми-Лляh! Алла-хумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба рахмати-кя! /», и призвать благословения на Пророка. Покидая мечеть, желательно сказать: «С именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоей милости! / Аллаhумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба фадли-кя! /», а потом призвать благословения на Пророка. Входя в мечеть, следует переступать через порог сначала правой ногой, а выходя из неё - левой.

Наиболее достойными мечетями являются: Запретная мечеть (аль-масджид аль-Харам), мечеть Пророка в Медине, Отдалённейшая мечеть (аль-масджид аль-Акса) в Иерусалиме, мечеть Куба. Достоинство прочих мечетей тем выше, чем раньше они были построены. Из числа этих мечетей наиболее достойными являются соборные мечети, достоинство которых тем выше, чем они древнее.

Вопросы и задания

1. Расскажите, каковы мнения улёмов относительно посещения мужчинами коллективной молитвы? Какое из них предпочтительнее и почему?

2. Перечислите условия, при которых с человека снимается обязанность участия в коллективной молитве.

3. В Исламе считается, «что дела оцениваются по намерениям и... каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался (обрести)... », в христианстве «благими намерениями вымощена дорога в ад». Попытайтесь проанализировать эти положения с философской и религиозной позиций.

4. Какие действия следует совершить человеку, опоздавшему к началу молитвы, чтобы считаться участвующим в ней?

5. Следует ли молящемуся прервать свою индивидуальную молитву, чтобы успеть на коллективно предписанную? Объясните почему.

6. Сохраняется ли это правило в случае выполнения молящимся индивидуальной предписанной молитвы? В каком случае?

7. Как в Исламе расценивается действие человека, который покинул мечеть после возглашения азана или наступления времени предписанной молитвы?

8. Перечислите наиболее важные (строгие) требования, предъявляемые к имаму.

9. Какой критерий будет решающим при выборе имама среди равных и почему:

- возраст;

- благочестие;

- добрый нрав;

- уважение среди людей;

- наличие большого опыта?

10. Как вы думаете, какой человек и при каких условиях не может быть имамом?

11. Назовите условия, при соблюдении которых руководство молитвой будет считаться действительным.

12. Может ли имамом быть женщина? Больной человек? Человек с увечьями?

13. Проверьте, правильно ли отмечены условия действительности совершения молитвы под руководством имама:

- молящийся должен иметь намерение совершить молитву под руководством имама;

- участник молитвы не должен стоять впереди имама;

- если в молитве участвует один человек, кроме имама, он должен стоять слева от себя, а если двое, то имам должен стоять впереди;

- первые ряды должны занимать мужчины, за ними женщины, потом дети;

- предписанная молитва имама не должна отличаться от предписанной молитвы молящихся;

- не следует молиться под руководством того, кто опоздал к началу молитвы;

- имам и участники молитвы могут находиться в разных местах;

- имам не оповестил молящихся о своем состоянии, которое может сделать его молитву недействительной.

14. Известно, что участник коллективной предписанной молитвы должен следовать примеру имама. Как следует поступить молящемуся, если:

- имам приступает к совершению третьего рака’ата, а молящийся еще не завершил чтение ташшахуда;

- молящийся опоздал к началу молитвы;

- имам произносит слова таслима, а молящийся не завершил ташшахуд;

- имам произносит таслим, а молящийся не призвал благословение на Пророка;

- имам обращается к Аллаху с мольбами во время утренней молитвы;

- он присоединился к коллективной молитве, когда имам совершил все рака'аты.

15. Объясните, почему чтение Корана за имамом является запретным. Подтвердите ответ ссылками на источники.

16. В каких случаях имам может выбрать себе замену? Из кого?

17. Может ли человек отказаться стать заместителем имама? Как тогда следует поступить имаму?

18. Для чего служат мечети в исламской религии и в чем должно выражаться уважение к ним?

19. Объясните, для кого строятся мечети?

20. Составьте мысленно или письменно список запрещенного, желательного и дозволенного в мечети.

21. С какими мыслями и словами следует входить в мечеть и покидать ее? Произнесите эти слова по-арабски и по-русски.

22. Представьте, что вы беседуете с семилетним мальчиком о мечети. Как вы ему объясните, чего нельзя делать в мечети и почему?

23. Какие наиболее известные мечети вам знакомы? По какому признаку определяется их значимость?

24. Объясните понятие " Соборная мечеть".

 

 

 

 

 

 

Совершение таких земных поклонов было узаконено для исправления допущенных во время молитв ошибок, например, в том случае, если человек по невнимательности не совершит, по меньшей мере, одного из обязательных (ваджиб) элементов молитвы. Это не относится к действиям, которые совершаются по примеру сунны, поскольку несовершение таких действий не делает молитву неполной. В случае несовершения любого из предписанных (фард) элементов молитвы она становится недействительной, для исправления чего двух земных поклонов недостаточно.

Как следует совершать такие земные поклоны

Имеется в виду совершение в конце молитвы двух земных поклонов, которые предпочтительно совершать после первого таслима. Допустимо совершать их и раньше, но поступать так порицается. В различных сводах хадисов сообщается, что Пророк совершал такие поклоны в соответствующих случаях и до, и после таслима. Передают со слов 'Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «... если же кто-нибудь из вас станет испытывать сомнения относительно своей молитвы, пусть стремится к правильному и завершит свою молитву, (исходя из этого), потом произнесёт слова таслима, а потом совершит два (дополнительных) земных поклона» (Аль-Бухари).

Передают со слов 'Абдуллаха бин Джа'фара, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Пусть тот, кто станет испытывать сомнения относительно своей молитвы, совершит два земных поклона после произнесения таслима» (Абу Дауд; ан-Наса'и).

Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «За каждое проявление невнимательности (во время молитвы) следует совершать два земных поклона после таслима» (Абу Дауд).

После совершения двух земных поклонов ташаххуд необходимо прочесть заново, поскольку эти поклоны делают ташаххуд недействительным. Передают со слов 'Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, который во время совершения молитвы с ними проявил невнимательность, совершил два земных поклона, а потом заново прочитал ташаххуд и произнёс таслим (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Хиббан; аль-Хаким).

Передают со слов 'Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Если у тебя возникают сомнения, (и ты не знаешь), три или четыре рака'ата ты совершил, но склоняешься к тому, что, скорее всего (было совершено) четыре рака'ата, прочти ташаххуд, потом, до произнесения таслима, сидя соверши два земных поклона, потом снова прочти ташаххуд, а потом произнеси таслим». Этот хадис, относительно достоверности иснада которого высказывались разные мнения, приводит Абу Дауд.

Если же человек произнесёт таслим сразу после совершения этих земных поклонов, то он не выполнит одного из обязательных элементов молитвы. В результате этого его молитва не станет недействительной, однако поступать так крайне порицается.

Суждение о " суджуд ас-сахв"

Совершать два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности обязательно (ваджиб), поскольку они были узаконены для исправления недостатков молитвы, а совершение любого из видов поклонения без изъянов обязательно, как обязательно жертвоприношение во время хаджжа. Правильность такого мнения подтверждается содержанием достоверных хадисов, в которых сообщается о том, что Пророк велел совершать эти земные поклоны, но известно, что веление подразумевает обязательность выполнения. Если человек не выполнит это веление намеренно и без уважительной причины, он совершит грех, для искупления которого ему нужно будет совершить молитву заново.

Обязанность совершения этих земных поклонов снимается в случае появления солнца над горизонтом после первого таслима во время утренней молитвы, а также в том случае, когда во время послеполуденной молитвы солнце начинает краснеть. Эта обязанность снимается и в случае возникновения каких-либо препятствий для возвращения к молитве после таслима, примером чего может служить намеренное осквернение или совершение любых иных действий, несовместимых с действительностью молитвы. Если совершение двух земных поклонов станет необязательным в результате действий молящегося, ему следует повторить молитву, например, в том случае, когда он намеренно оскверняется после таслима и до совершения этих земных поклонов.

Участник коллективной молитвы должен совершать такие земные поклоны вместе с имамом, если невнимательность проявил имам, а не он. Дело в том, что если молящийся совершит два земных поклона самостоятельно, это будет означать, что его действия не соответствуют действиям имама. В подобных случаях он должен заново совершить всю молитву, совершённую им под руководством имама, если тот проявил невнимательность. На необходимость этого указывает наличие недостатка наряду с невозможностью его исправления путём совершения двух земных поклонов, поскольку участник коллективной молитвы обязан следовать за своим имамом.

Если во время молитвы имам проявит невнимательность, человек, который опоздает на молитву и застанет только самый её конец, должен совершить два земных поклона, прежде чем приступать к возмещению пропущенной им части молитвы.

Если опоздавший сам проявит невнимательность, возмещая пропущенное, он также должен будет совершить два земных поклона, которым не могут служить заменой земные поклоны, совершённые им с имамом, поскольку после завершения молитвы под руководством имама тот, кто возмещает пропущенное, считается совершающим индивидуальную молитву.

Опоздавший, который по невнимательности произнесёт таслим до имама или одновременно с ним, не должен совершать два земных поклона для искупления этого, поскольку он следует за имамом. Если же он произнесёт таслим после имама, ему надо будет совершить эти поклоны.

Если человек произнесёт таслим и забудет о том, что он должен совершить два земных поклона в качестве искупления, или обязательный земной поклон, или земной поклон, совершаемый во время чтения Корана (суджуд ат-тилява), он должен будет совершить их, прежде чем покинет мечеть. Ему следует поступить так, даже если в течение какого-то времени он не будет обращен в сторону киблы, поскольку вся мечеть рассматривается как единое целое. В подобных случаях человеку следует возместить пропущенное, если только после таслима он не совершит ничего такого, что послужит препятствием для возвращения к молитве. Примером могут служить такие действия, как ведение разговоров, громкий смех, намеренное осквернение или оставление мечети.

Если человек вспомнит о проявлении им невнимательности после таслима, он должен совершить два земных поклона в качестве искупления. Если же после таслима он вспомнит о том, что не совершил предписанный земной поклон или земной поклон, совершаемый во время чтения Корана, то совершение двух земных поклонов в качестве искупления такой оплошности будет недействительным.

Тому, кто во время предписанной молитвы или витра забудет о первом сидении (ку'уд), следует вернуться к нему, прежде чем он выпрямится стоя. Если же он сядет после того, как встанет и выпрямится, это не сделает его молитву недействительной, поскольку лишнее стояние во время молитвы не делает её недействительной.

Тот, кто совершает добровольную молитву, может сесть после выпрямления стоя, поскольку каждые два рака'ата добровольной молитвы считаются отдельной молитвой. Если же человек совершит земной поклон во время третьего рака'ата такой молитвы, вернуться к сидению он уже не может.

Если человек, который по невнимательности начал подниматься, но вернулся к сидению, был ближе к стоянию, иначе говоря, если нижняя часть его тела уже выпрямилась, впоследствии он будет обязан совершить два земных поклона в качестве искупления. Если же он был ближе к сидению, совершать эти земные поклоны не нужно.

Если человек забудет о необходимости сидения и встанет для совершения пятого, четвёртого или третьего рака'ата во время совершения полуденной, послеполуденной, ночной, вечерней или утренней молитвы соответственно, он должен вернуться к сидению при том условии, что им ещё не был совершён земной поклон того рака'ата, для совершения которого он поднялся с места. Объясняется это тем, что подобные действия не рассматриваются как прекращение предписанной молитвы, и поэтому молящемуся надо будет только совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности.

Если же он успеет совершить земной поклон лишнего рака'ата, для совершения которого он поднялся, тогда совершение предписанной молитвы прекращается, а та молитва, которую он совершает, рассматривается как добровольная. Однако к этому лишнему рака'ату он должен будет добавить ещё один, чтобы их общее количество стало чётным. В подобном случае два земных поклона не совершаются, поскольку таким способом недействительное невозможно сделать действительным.

В том случае, когда человек по невнимательности начнёт подниматься для совершения лишнего рака'ата после второго ташаххуда, ему следует сесть, если он вспомнит об этом до того, как совершит земной поклон этого лишнего рака'ата. Однако если он и совершит такой земной поклон, это не сделает совершаемую им предписанную молитву недействительной ввиду того, что во время второго ташаххуда он сидел. В подобном случае он волен добавить к этому лишнему рака'ату ещё один, чтобы два лишних рака'ата были засчитаны как добровольная молитва, но после этого ему следует совершить два земных поклона в качестве искупления за двукратное проявление невнимательности - произнесение таслима позже положенного времени и непроизнесение его в положенное время.

Следует отметить, что такая добровольная молитва не может служить заменой добровольной молитве, совершаемой после обязательной молитвы по примеру сунны Пророка, поскольку в начале ее не был произнесен " такбират аль-ихрам" .

Два земных поклона следует совершать в том случае, когда молящийся по невнимательности забудет прочесть большую часть " аль-Фатихи", даже если сначала он прочтёт какой-нибудь айат из другой суры, а потом вспомнит об " аль-Фатихе". В подобном случае ему следует прочесть " аль-Фатиху" и повторить то, что он читал до неё, а потом совершить два земных поклона в качестве искупления за несвоевременное совершение одного из обязательных элементов молитвы. Эти два земных поклона следует совершить и в том случае, если перед чтением другой суры молящийся прочтёт " аль-Фатиху" дважды или если после чтения её полностью в первый раз он снова начнёт читать её и прочует частично.

Если после " аль-Фатихи" молящийся не прочтёт другую суру и вспомнит об этом, когда будет совершать поясной поклон или выпрямляться после него, ему следует вернуться к чтению, прочесть эту суру и повторить поясной поклон, а в конце молитвы совершить два земных поклона.

Если человек забудет об обращении к Аллаху с мольбой (кунут) во время молитвы, ему не следует возвращаться к этому позднее, но если он и поступит так, его поясной поклон не станет недействительным, поскольку такая мольба относится к числу обязательных элементов молитвы, а совершение обязательного не делает недействительным предписанное. Однако ему в любом случае надо будет совершить два земных поклона либо за несовершение обязательного, либо за несвоевременное его совершение.

Если молящийся по невнимательности прочтёт какой-нибудь айат во время совершения поясного (земного) поклона или стояния между этими поклонами, впоследствии он будет должен совершить два земных поклона в качестве искупления, как и в том случае, когда что-либо читается во время сидения перед чтением ташаххуда. Необходимость этого объясняется тем, что во время сидения начинать обязательно с чтения ташаххуда.

Если молящийся сидя начал читать Коран после первого ташаххуда, впоследствии ему также надо будет совершить два земных поклона, поскольку он проявил невнимательность, задержавшись с выполнением обязательного. Здесь имеется в виду, что после чтения ташаххуда он был обязан сразу же подняться, чтобы приступить к совершению третьего рака'ата. То же самое касается и такого случая, когда молящийся поднимается не сразу из-за того, что по невнимательности начинает призывать благословения на Пророка.

Если же после чтения второго ташаххуда молящийся начинает читать Коран, то из-за этого совершать два земных поклона не надо, поскольку после чтения второго ташаххуда ему предоставляется свобода выбора, и он может произносить любые мольбы и славословия, а суры Корана содержат и то, и другое.

Два земных поклона следует совершить, если молящийся по невнимательности забудет прочитать ташаххуд полностью или частично, или обратиться к Аллаху с мольбой (кунут), или произнести перед этим такбир.

Имам должен совершить два земных поклона, если он по невнимательности прочтёт вслух то, что следует читать про себя, и, наоборот, при том условии, что он прочтёт минимальное количество айатов, которые следует прочесть для того, чтобы молитва была действительной. Тому же, кто во время индивидуальной молитвы по невнимательности не станет читать вслух, когда делать это положено, или станет читать вслух тогда, когда это положено делать про себя, совершать два земных поклона не нужно. Это касается только имама, поскольку чтение про себя или вслух в соответствующих случаях обязательно для имама, но не для того, кто совершает индивидуальную молитву.

Суждение о сомнении (шакк)

Если после завершения молитвы у человека возникают какие-либо сомнения, им следует придавать значение только в том случае, когда он считает, что скорее всего имело место то или иное упущение. В подобных обстоятельствах необходимо повторить эту молитву, если после таслима он сделает нечто такое, что не позволит ему вернуться к ней. Если же возвращение допускается, человек должен возместить пропущенное и совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности.

Передают со слов 'Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что в ответ на вопрос о том, что следует делать человеку, который во время молитвы отвлёкся и забыл, сколько рака'атов он совершил, Посланник Аллаха сказал: «Пусть повторит свою молитву, а потом совершит два земных поклона, не вставая». Этот хадис с разрывом в иснаде приводит ат-Табарани.

В том случае, когда сомнения у молящегося возникают в ходе молитвы, например, когда человек испытывает сомнения относительно количества совершённых рака'атов, его молитва становится недействительной и ему следует совершить её заново, если это случается с ним впервые или же от случая к случаю. Сообщается, что о человеке, который не знал, три или четыре рака'ата он совершил, Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пусть повторяет, пока не запомнит» (Ибн Абу Шайба).

Если сомнение возникает во второй раз, молящемуся следует действовать в соответствии с тем, что ему представляется наиболее вероятным. Сообщается, что Пророк сказал: «... если же кто-нибудь из вас станет испытывать сомнения относительно своей молитвы, пусть стремится к правильному и завершит свою молитву, (исходя из этого), потом произнесёт слова таслима, а потом совершит два (дополнительных) земных поклона» (Аль-Бухари). Если же он не может отдать предпочтения тому или иному предположению, следует взять за основу меньшее и садиться тогда, когда, как ему покажется, следует сидеть, а потом совершить два земных поклона в качестве искупления. Передают со слов 'Абд ар-Рахмана бин 'Ауфа, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если во время молитвы у кого-нибудь из вас возникнут сомнения, и он не будет знать, один или два рака'ата он совершил, пусть исходит из того, что был совершён один рака'ат; если он не будет знать, два или три рака'ата он совершил/пусть исходит из того, что было совершено два рака'ата; если же он не будет знать, три или четыре рака'ата он совершил, пусть исходит из того, что было совершено три рака'ата, и совершит два земных поклона после того, как закончит молиться» (Ахмад; ат-Тирмизи).

Если справедливый человек сообщит молившемуся, что во время молитвы тот не сделал что-то необходимое, желательно повторить молитву, даже если у молившегося возникнут сомнения в правдивости его слов, и он не поверит ему. Если же об этом ему сообщат двое, он будет обязан повторить молитву.

В том случае, когда мнение имама не совпадает с мнением участников коллективной молитвы, имам не обязан повторять то, что было им пропущено, если он уверен в своей правоте. Если же такой уверенности у него нет, ему следует прислушаться к мнению людей и повторить пропущенное. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды Посланник Аллаха совершил молитву в два рака'ата и закончил молиться. Один человек по прозвищу " Двурукий" спросил: «О Посланник Аллаха, ты забыл (что-нибудь) или (теперь) молитва стала короче? ». Он ответил: «Я ничего не забыл, и молитва не стала короче», после чего спросил (людей): «(Дело действительно обстоит так), как говорит Двурукий? ». Они сказали: «Да», и тогда он вышел вперёд, совершил пропущенные (рака'аты), произнёс слова таслима и сказал: «Аллах велик». После этого он совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, а потом поднял голову и сказал: «Аллах велик». Затем он повторил эти слова и (снова) совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, затем поднял голову и сказал: «Аллах велик», а затем произнёс слова таслима (Аль-Бухари).

В том случае, когда у участников коллективной молитвы нет единого мнения, а имам разделяет мнение одной из сторон, даже если она представлена только одним человеком, следует считать правильным мнение имама. Человеку, убеждённому в том, что молитва была совершена не в полном объеме, следует повторить её, если относительно этого не возникает сомнений у имама, если же имам убеждён в этом, повторить её следует всем, за исключением уверенных в том, что она была совершена полностью.

Если у имама возникнут какие-либо сомнения, он может смотреть на людей, чтобы ориентироваться по их действиям, вставая, когда будут вставать они, и оставаясь сидеть, когда они не встают. В подобном случае после молитвы он не обязан совершать два земных поклона.

Молитва имама станет недействительной в том случае, когда во время её совершения ему покажется, что он, скорее всего, осквернился, а потом выяснится, что его мнение было ошибочным, если он полностью совершит один из столпов молитвы, придерживаясь ошибочного мнения. Если же имам поймёт, что ошибся, прежде чем совершит один из столпов, он может продолжать молиться, и его молитва будет действительной.

Если человек испытывает сомнения относительно того, осквернился он или нет, но уверен в том, что совершил омовение, следует считать, что он чист. При решении подобных вопросов следует помнить об одном из основоположений фикха, согласно которому уверенность (йакын) не должна устраняться сомнением (шакк). 'Абдуллах бин Зайд аль-Ан-сари, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) он спросил Посланника Аллаха, (что следует делать) человеку, которому показалось, что во время молитвы он осквернился. (Пророк сказал: «Пусть не бросает / или: не прекращает/ (молиться), пока не услышит звук или не почувствует запах» (Аль-Бухари).

Земной поклон, совершаемый во время чтения Корана (салжда ат-тилява)

Термин " саджда ат-тилява" используется для обозначения такого земного поклона, который совершается между двумя такбирами во время молитвы. Совершая такой земной поклон, не следует поднимать руки, а после него не читается ни ташаххуд, ни таслим, совершать же его желательно между двумя стояниями.

Этот земной поклон обязан совершить каждый, кто прочтёт или услышит чтение айата, в котором упоминается о земном поклоне. В Коране насчитывается четырнадцать таких айатов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.