Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 1 страница



 

 

 

Ханафитский фикх(2)

 

 

Вступительное слово

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Слава Аллаху, Господу миров, мир и благословение последнему из пророков Мухаммеду, его семье и сподвижникам. Да пребудет с вами мир и милость Аллаха, дорогие читатели!

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Поистине, молитва предписана верующим в определенное время» (4: 103). Посланник Аллаха, отвечая на вопрос «что такое Ислам? », сразу после свидетельства веры (шахада) ставил молитву. Уже только из этих двух примеров становится очевидным величайшее значение намаза в нашей религии.

Если в недавнем нашем прошлом молящихся мусульман по всей стране можно было в прямом смысле насчитать по пальцам, то сегодня наши мечети не в состоянии вместить и десятой доли желающих прочитать намаз. И если в советское время литературы по намазу практически не существовало, ныне все полки книжных магазинов при Духовных управлениях мусульман заставлены брошюрами и пособиями о том, как правильно совершать этот важнейший столп Ислама. Но даже, несмотря на это, выход нового издания, которое вы держите в своих руках, является событием неординарным и уникальным.

Никогда еще в России не выходил столь масштабный труд, посвященный намазу и учитывающий все тонкости богословских изысканий в этом вопросе, подобный этой книге. Хочется подчеркнуть то обстоятельство, что эта работа выдержана в строго классическом стиле, характерном для подобных книг по шариату, хотя в то же время - отмечу особо - составлена современным, а не средневековым, автором. Важно и то, что суждения ученых по той или иной теме в рамках этого исследования систематизированы и глубоко разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми ханафитской богословской школой. Как известно, именно эта школа численно и территориально доминирует среди мусульман нашей страны, и игнорирование ее постулатами и логически выверенными умозаключениями, насчитывающими не один десяток веков, в корне неверно и недопустимо, лишним свидетельством чему являются многочисленные идеологические споры в российской умме и возникшие на этой почве конфликты. Совет муфтиев России многократно привлекал внимание общественности и мусульманских лидеров к этому актуальному вопросу, наталкиваясь, всякий раз на непонимание проблемы и искусственно возводимые барьеры - однако, по воле Аллаха, труды по ханафитскому фикху медленно, но верно завоевывают должное место в нашей многогранной действительности.

Не являясь апологетом слепого следования лишь одному мазхабу, хотел бы все же заметить, что ханафитские ученые очень чутко и бережно относятся ко всему комплексу Сунны Пророка, не смея одним росчерком пера объявить ту или иную часть Сунны не достойной изучения. Вариативность выводов, сам тон рассуждений наших алимов заметно отличается от резких и бескомпромиссных заявлений буквалистов, не признающих или отказывающихся увидеть логику в том или ином хадисе Посланника Аллаха, или указании его благородных сподвижников. Хочется заметить, что само слово " фикх", что означает в переводе с арабского языка " глубокое понимание веры", на все сто процентов применимо именно к последователям Абу Ханифы, воспринимающими свою задачу как скрупулезное исследование всех тонкостей шариата, а не как поверхностную рекламацию в рамках совершенно иной дисциплины - хадисоведения. Удивляться такому раскладу вещей не стоит, ведь большинство ученых еще на заре исламской цивилизации признали за Абу Ханифой и его учениками выдающуюся - прямо скажем, основную и первостепенную роль в деле развития фикха как отрасли богословского знания. Имам аш-Шафии откровенно говорил, что в вопросах фикха все люди нуждаются в Абу Ханифе, хотя этот принцип в последнее время, к сожалению, некоторыми поверхностными мусульманами подвергается забвению.

Отрадно видеть то, что Книга молитвы является уже второй в целой серии переведенных на русский язык трудов - «Ханафитский фикх в новом обличье». Как и следует в классическом шариате, ей предшествовала Книга очищения (тахарат), переведенная и изданная в 2004 году. Уже один этот факт свидетельствует о колоссальном масштабе работы, выполненной переводчиком, редактором и издателем - Духовным управлением мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Впереди - еще немалая часть труда, окончания которого российские мусульмане будут ждать с нетерпением. Да воздаст Аллах многократно всем, кто приложил свою руку к осуществлению этого грандиозного проекта, и да поможет Он нашей умме преодолев застой и инертность суждений выпестовать плеяду будущих ученых - факихов, мухаддисов, хафизов, которые продолжат научные подвиги наших славных предков.

Председатель Совета муфтиев России

муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин

 

От составителей русского издания

Известно, что молитва является тем заветным ключом, который помогает человеку осуществить духовную связь с Богом, вступить с Ним в тайное внутреннее общение. Как бы внешне ни выглядел этот ритуал в разных религиях у разных народов, суть его одна - вознестись в высоком порыве с мольбой, благодарением или раскаянием в не подвластные человеческому разуму духовные пределы. В религиозном мироосвоении молитва - основное таинство веры. Недаром всего лишь несколько веков назад образованным человеком считался лишь тот, кто знал молитвы и религиозные установления, был сведущ в священных источниках.

Нынешнее время с его стремительными ритмами, унифицированным языком и подчас утилитарным отношением к жизненным ценностям осложняет путь проникновения человека в таинства религиозной этики, но тем прочнее и глубже могут стать духовные каналы связи верующего с Господом, чем больше сил и стараний он приложит, чтобы познать секреты их построений.

В любой религии молитва как главный атрибут веры имеет свой особый язык, мелодику, стиль и лексический колорит. Пришедшие в человеческую культуру много столетий назад, молитвы зачастую бывают не понятны современному человеку или неверно им истолковываются. Сегодня нередко можно услышать и такое мнение, что к Богу позволительно обращаться на современном языке и вовсе не стоит стараться заучивать сложные древние тексты и тем более вникать в их потаенный смысл. Это неверно. Как дверь в дом не открыть первым попавшимся ключом, так и дверь в духовное общение с Всевышним не открыть произвольным набором (пусть даже самых искренних и идущих из глубины души слов).

Именно с такими мыслями мы приступали к работе над второй книгой «Ханафитского фикха в новом обличье», посвященной молитве. Важность и значимость этого издания для любого человека, изучающего Ислам, несомненна. Книга позволяет задуматься над одним из самых главных столпов мусульманского вероучения, глубже познать сокровенный смысл «духовного ключа» к разговору с Аллахом, прикоснуться к истокам, священных откровений, разобраться в непростых заповедях и правилах выполнения молитвенного ритуала. Одно дело - знать молитву, другое дело - ее понимать, третье - правильно выполнять.

Мы надеемся, что эта книга поможет читателям соединить эти три составляющие в единое целое и идти с этим знанием уверенно по жизни, обретая помощь и покровительство Всемогущего Аллаха. Постичь молитву нелегко. Арабские тексты, раскрывающие смысл мусульманского богословия, относятся к раннему средневековью. Они несут отметки исторической, экономической и духовно-нравственной среды, характерный для арабского Востока того периода. Многих терминов, понятий, отношений уже не существует в мироосвоении современного человека, но понять их необходимо, чтобы разобраться в глубоком смысле молитв. Ведь она не только разговор с Богом, но и действо, производимое в соответствии с определенным порядком. Этот порядок порой трудно совместить с напряженным ритмом жизни человека 21 века, но сделать это возможно, если настойчиво и добросовестно постигать истинный смысл вероучения и правила религиозной этики. Конечно, сегодняшнему читателю могут показаться архаичными рассуждения о том, что солнце сначала должно пожелтеть, потом покраснеть или о том, что оно должно подняться на высоту копья (в главе о времени совершения утренней молитвы) и т. д. Надо уметь уважительно и диалектически относится к священным источникам. Подобные выражения и соотношения не историческая пыль, а святые крупицы божественного первоначала верования, которое может не иметь современных трактовок, переводов, интерпретаций, аналогий. Наша книга учит правильно мыслить по шариату. Она содержит весь комплекс молитвенных заповедей и правил их исполнения, воспитывают нравственные религиозные чувства, помогая соединять вероучение с жизнью.

Язык книги прост и доступен читателям разного возраста и уровня религиозной образованности. Как и первая книга того издания, данный опус содержат обширный глоссарий арабских терминов, список имен, вопросов и задания для изучающих Ислам в средних заведениях или путем самообразования. Тот кто стремится глубоко познать столпы истинного мусульманского религиозного знания, найдут в данном пособии много полезного и духовно значимого на пути раскрытия вечно развивающейся души.

Дамир хазрат Мухетдинов

Н. Новгород, 2005 г.

 

 

 

 

 

Определение понятия " салят"

Арабское слово " салят" означает " благословение; благопожелание; мольба (ду'а)", и в этом значении оно использовано в одном из айатов Корана, где сказано: «Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их, и обращайся за них с мольбами: поистине, твои мольбы (послужат) успокоением для них, а Аллах - Слышащий, Знающий».

???? ???? ????????????? ???????? ????????????? ????????????? ????? ??????? ?????????? ? •??? ?????????? ?????? ?????? ? ?????? ??????? ??????? ?????

В качестве шариатского термина слово " салят" используется для обозначения определённого вида поклонения ('ибадат), составными частями которого являются чтение Корана (кыра'ат), а также поясные (руку') и земные поклоны (суджуд).

Виды молитвы

Молитвы подразделяются на три вида.

1. Предписанная обязательная молитва (салят мафруда). Такие молитвы относятся либо к категории всеобщих и индивидуальных обязанностей (фард 'айн), либо к категории обязанностей по способности, отказ от выполнения которых может быть оправдан обстоятельствами (фард кифайа).

К категории " фард 'айн" (индивидуальная обязанность) относятся пять ежедневных молитв, являющиеся индивидуальной обязанностью каждого члена общины (мукалляф ), а также пятничная молитва (джум'а).

К категории " фард кифайа" (коллективная обязанность) относится такая молитва, совершение которой вменяется в обязанность группе лиц сообразно их способности. Совершение такой молитвы кем-либо из них избавляет остальных от выполнения этой обязанности, если же её не совершит никто, все они понесут бремя греха (таковой является заупокойная молитва (джаназа)).

2. Обязательная молитва (салят ваджиба). Обязательными именуются молитвы, совершать которые требуется не столь неукоснительно, как предписанные, но более строго, чем молитвы, совершаемые по примеру сунны Пророка, . К этому виду молитв относятся " витр" и любые добровольные молитвы, которые следует возмещать (када') в тех случаях, когда действия молящегося делают молитву недействительной.

3. Молитва, совершаемая по примеру сунны Пророка, (салят маснуна). Такие молитвы подразделяются на две категории:

а) любая добровольная молитва, которую Пророк, , совершал неуклонно (сунна му'аккада или сунна ратиба);

б) молитва, совершение которой является желательным (сунна мустахабба).

Место молитвы в Исламе

Молитва является одним из основных столпов (рукн) Ислама, на что указывают слова Пророка: «Ислам основывается на пяти (столпах): признании единственности Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, соблюдении поста в месяц Рамадан и совершении хаджжа » (Муслим).

??? ??????? ??? ????? ??? ?? ??????? ????? ????? ??????? ?????? ??????? ????? ?????? ?????

Молитва является основой и опорой Ислама, на что указывают слова Пророка: «Главное - это Ислам, основой которого является молитва... » (Ахмад; ат-Тирмизи; ан-Наса'и; Ибн Маджа).

??? ????? ???????? ?????? ??????? ????? ??????

Кроме того, молитва является признаком веры. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, между верой (человека) и его неверием (многобожием) - отказ от молитвы» (Муслим).

?? ??? ????? ???? ????? ?????? ??? ??????

Аллах узаконил молитву для того, чтобы она стала средством духовного возвышения (ми'радж) верующего к его Господу, благодаря чему он мог бы поминать Его, обращаться к Нему с мольбами и вести с Ним тайные беседы, на что указывают слова Всевышнего: «Поистине, Я - Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и твори молитву, чтобы помнить обо Мне! ».

???????? ????? ???? ?? ??????? ???? ?????? ????????????? ???????? ??????????? ?????????? ????

Кроме того, предназначение молитвы состоит в том, чтобы служить внутренним препятствием (видждан), которое удерживало бы верующего от совершения грехов (ма'асы). Указанием на это служат слова Всевышнего: «Читай то, что было ниспослано тебе из Писания как откровение, и совершай молитву; поистине, молитва удерживает от мерзкого и предосудительного, ведь поминание Аллаха - самое главное, а Аллах знает о том, что вы творите».

?????? ???? ??????? ???????? ???? ??????????? ???????? ??????????? ? ???? ??????????? ???????? ????

?????????????? ????????????? ? ?????????? ???? ???????? ? ?????? ???????? ??? ??????????? ????

Молитва служит средством искупления (каффарат) грехов и проступков. На это указывают слова Аллаха: «Совершай молитву в начале и конце дня, и с приближением ночи. Поистине, добрые дела устраняют дела дурные».

???????? ??????????? ???????? ????? •???? ????????? ????? ???????? ? •??? ????????????? ?????????? ????????????? ? ??????? ???????? ????????????? ?????

Пророк же, сказал: «Пять (ежедневных) молитв и (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) служат искуплением прегрешений, совершённых между (этими молитвами)» (Муслим).

??????? ????? ??????? ??? ??????? ?????? ??? ?????

Здесь речь идёт о том, что если человек станет своевременно совершать коллективные (джама'ат) и иные молитвы, это послужит искуплением его прегрешений.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как (однажды) Посланник Аллаха спросил (людей): «Скажите, если бы у дверей (дома) любого из вас протекала река, и он купался в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого? ». Они ответили: «От грязи (даран) не осталось бы и следа». Тогда (Пророк ) сказал: «А это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения» (Аль-Бухари).

?????? ?? ?? ????? ???? ????? ????? ??? ?? ??? ??????

?? ???? ??? ???? ?? ????? ?????: ?? ???? ?? ???? ?????.

???: ???? ??? ??????? ?????? ???? ???? ?? ???????

Пророк приводит такое сравнение ввиду того, что молитвы полностью очищают раба Аллаха от скверны грехов подобно тому, как большое количество воды очищает от грязи одежду и тело человека.

По-видимому, под прегрешениями в данном хадисе подразумевается обобщенное понятие греха, а не мелкие (сага'ир) и тяжкие (кяба'ир) грехи, однако Ибн Батталь сказал: «Содержание этого хадиса позволяет сделать вывод о том, что имеется в виду именно мелкие грехи, поскольку Пророк сравнил прегрешения с бугорками (даран), которые являются более мелкими по сравнению с язвами и гнойниками». Это подтверждается содержанием другого хадиса, который приводится в " Сахихе" Муслима и передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается, что Пророк сказал: «Пять (ежедневных) молитв служат искуплением прегрешений, совершённых между (этими молитвами), если только не было (среди них) тяжких грехов».

??????? ????? ????? ??? ????? ?? ?????? ???????

На это указывают и слова Аллаха Всевышнего: «Если вы будете избегать тяжких грехов, совершать которые вам запрещено, Мы простим ваши дурные дела и введём вас (через вход) почётный».

??? ????????????? ?????????? ??? ?????????? ?????? ????????? ??????? ?????????????? ????????????? ???????? ???????? ????

Малые грехи искупаются благодаря исполнению религиозных обязанностей и совершению молитв. Что же касается тяжких грехов, то для их искупления необходимо сначала прекратить совершать их и раскаяться (тауба), а потом принести покаяние Аллаху и молить Его о прощении (истигфар).

Молитва оказывает молящемуся огромную духовную помощь, укрепляет его и способствует перенесению жизненных трудностей, на что указывают слова Аллаха: «Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, она тяжела (для всех), кроме смиренных... ».

???????????????? ??????????? ????????????? ? ??? •????? ??????????? ???? ????? ?????????????? ????

Кроме того, молитва удаляет заботы и печали души и сердца, о чём в Коране сказано так: «Нам ведомо, что твоё сердце сжимается от того, что они говорят, так прославляй же Господа твоего, воздавая Ему хвалу, и будь из числа тех, кто падает ниц».

???????? ???????? ?????? ??????? ???????? ????? ?????????? ???? ????????? ???????? ??????? ????? ????? ????????????? ????

Сообщается, что Пророк часто говорил Билялу: «Объяви о начале молитвы и принеси нам облегчение ею» (Абу Дауд).

??? ?????? ?? ???? ?????? ???

Молитва, особенно в наше время, когда людей занимают в основном материальные проблемы, является лучшим средством избавления от страха, беспокойства и тревоги, ведь в Коране сказано: «Поистине, человек был создан нетерпеливым - он беспокоится, когда его касается зло, и скупится, когда к нему приходит благо, кроме совершающих молитвы, которые молятся постоянно... ».

? •??? ?????????? ?????? ? •?????? ???? ????? ?????? ??????? ???????? ???? ??????? ?????? ?????????? ???????? ???? ???? ?????????????? ????

????????? ???? ?????? ?????????? ??????????? ????

На высокое значение молитвы в Исламе указывают многие айаты Корана, которые содержат в себе прямые веления совершать молитвы или побуждают к этому. Таких айатов насчитывается более восьмидесяти. О молитве говорится во многих хадисах, в одном из которых сообщается, что Пророк давал наставления относительно молитвы даже во время предсмертной агонии (сакарат аль-маут). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха не прекращал наставлять людей в этот день, пока к нему не пришла смерть. Он повторял слова: «(Совершайте) молитву, (совершайте) молитву и (проявляйте заботу о) том, что вам принадлежит »,

?????? ? ?? ???? ???????

пока не стал издавать предсмертные хрипы, когда ему было уже трудно говорить» (Ахмад; ан-Наса'и; Ибн Маджа).

Пророк велел нам, чтобы мы приказывали своим детям молиться по достижении ими возраста семи лет и наказывали их за отказ от молитвы, начиная с десятилетнего возраста. Сообщается, что Пророк сказал: «Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, наказывайте их за это, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно » (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

????? ??? ????? ???? ?????? ????? ?? ???????

???? ??????? ??????? ??? ????? ??? ????? ????????

Узаконенность молитвы

Шариат требует неуклонного совершения предписанных молитв, на что указывают Священный Коран, Сунна Пророка и единодушное мнение мусульманской общины (иджма).

На узаконенность и обязательность молитвы указывает много айатов Корана. Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Совершайте молитвы неуклонно, (особенно) среднюю молитву, и стойте пред Аллахом смиренно ».

?????????? ????? ???????????? ????????????? ???????????? ?????????? ?? ?????????? ?????

Аллах Всевышний также сказал: «Обращаясь к Аллаху, бойтесь Его, совершайте молитвы и не будьте из числа многобожников... ».

?????????? ???????? ????? •????? ???????????? ??????????? ???? ?????????? ???? ??????????????? ????

Указывают на это и многие хадисы. Так, например, в хадисе о ночном путешествий и вознесении (аль-'исра ва аль-ми'радж) сообщается, что Пророк   сказал: «И я возносился к Своему Всеблагому и Всевышнему Господу, а потом возвращался к Мусе, мир ему, до тех пор пока (Господь) не сказал (мне): " О Мухаммад, поистине (следует совершать) пять молитв в течение дня и ночи, но каждая молитва (будет засчитываться) за десять, и (получится, что будет совершено) пятьдесят молитв" » (Муслим).

Передают со слов 'Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах предписал рабам (Своим) совершение пяти молитв. Того, кто станет неуклонно совершать их, не пренебрегая ими, Аллах пообещал ввести в рай, тому же, кто не станет совершать их, Аллах ничего не обещал, и поэтому если Он пожелает, то подвергнет мучениям (такого человека), а если пожелает, то введёт его в рай» (Малик; Абу Дауд; ан-Наса'и; Ибн Маджа).

Суждение (хукм) о человеке, который не совершает молитв

Человек, отказывающийся от совершения молитв по причине отрицания (джухуд) их обязательности (вуджуб), является неверным (кяфир), поскольку обязательность молитв определяется прямыми указаниями Корана и Сунны. Что же касается тех, кто не молится в силу своего нерадения (такясуль), но признаёт обязательность (вуджуб) молитв, то мнения улемов о таких людях расходятся. В большинстве своём они не считают их неверными, но выносят суждение об их нечестии (фиск) и необходимости приведения к покаянию, ибо Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним, но простит то, что меньше этого, кому пожелает, а поклоняющийся кому бы то ни было наряду с Аллахом впал в глубокое заблуждение».

•??? ???? ?? ???????? ??? ???????? ????? ?????????? ??? ????? ??????? ????? ???????? ? ????? ???????? ?????? ?????? •??? ??????? ???????? ?????

Улемы, придерживающиеся подобных взглядов, расходятся во мнениях относительно наказания, которому следует подвергать тех, кто не молится по нерадению. Малик и аш-Шафи’и считают, что такого человека необходимо заставить покаяться, чтобы он начал молиться, а если добиться этого не удастся, то его следует лишить жизни (хадд) согласно шариату. В качестве доказательства они ссылаются на слова Всевышнего, который сказал: «Если же они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать закят, то не становитесь у них на пути. Поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный»,

... ????? ???????? ???????????? ??????????? ??????????? ?????? •???? ????????? ??????????? ? •??? ???? ??????? ??????? ???

а также на слова Пророка: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, не станут совершать молитвы и выплачивать закят. Если же они будут делать это, то тем самым защитят от меня свою жизнь и своё имущество, если только (не совершат ничего такого, за что их можно будет лишить имущества или жизни) по праву (хакк), и тогда (лишь) Аллах произведёт с ними расчёт» (Муслим).

???? ?? ????? ????? ??? ?????? ?? ?? ??? ??? ???? ? ?? ?????? ???? ???? ? ???????

?????? ?????? ??????? ???? ????? ????? ??? ?????? ???????? ??? ?????? ??????? ??? ????

По мнению Абу Ханифы, такого человека следует подвергнуть назидательному наказанию и держать в заключении, пока тот не вернётся к молитве, но не лишать жизни. В качестве доказательства Абу Ханифа ссылается на хадис 'Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Не дозволено лишать жизни мусульманина, который свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - Посланник Аллаха, если не считать трёх (случаев: когда наказанию подвергают) прелюбодея, состоящего в браке, или лишают жизни (убийцу) за жизнь, или казнят вероотступника, покинувшего (мусульманскую) общину» (Муслим).

?? ??? ?? ???? ????? ???? ?? ?? ??? ??? ????? ???? ???? ????? ??? ?????

????: ????? ??????? ?????? ??????? ??????? ????? ??????? ???????

Некоторые сподвижники и улемы разделяли мнение тех, кто обвинял в неверии (такфир) людей, отказывающихся от молитвы по нерадению. В качестве довода они ссылались на приведенный выше хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, передавшего, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, между верой (человека) и его неверием (многобожием) - отказ от молитвы» (Муслим).

Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(В основе) договора ('ахд) между нами и ними (лежит) молитва, а тот, кто откажется от нее, впадёт в неверие» (Ат-Тирмизи).

????? ???? ????? ?????? ??????? ??? ????? ??? ???

Сообщается, что 'Абдуллах бин Шакык сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха не считали проявлением неверия отказ от совершения любого из (религиозных) дел за исключением молитвы» (Ат-Тирмизи).

??? ????? ???? ???? J?? ???? ????? ?? ??????? ???? ??? ??? ??????

Согласно толкованиям, которые давали приведенным выше хадисам улемы, речь в них идет о людях, не только отказывающихся от молитв, но и отрицающих их обязательность.

Однако даже если не считать впавшим в неверие того, кто не молится в силу своего небрежения и нерадения, можно сказать, что есть основания опасаться, что такой человек плохо закончит свои дни и умрёт неверующим. Известно, что молитва служит надёжной защитой веры, и разве сможет человек, не совершающий молитв, утвердиться в вере и противостоять всевозможным отклонениям, сомнениям и ересям, если окажется лишённым молитвы - главного оружия, которое позволило бы ему сохранить свою убеждённость и веру? И разве сможет человек вспомнить о своём Господе перед смертью, если он пренебрегал Им при жизни, отказываясь от молитвы?

Вопросы и задания

1. Объясните значение слова " салят".

2. Определите, каково место молитвы в Исламе, опираясь на священные источники.

3. Перечислите виды молитв, которые существуют в Исламе.

4. Объясните разницу в понятиях " салят мафруда", " салят ваджиба", " салят маснуна".

5. Определите, к какому виду относятся:

- заупокойная молитва;

- витр;

- утренний намаз;

- пропущенная молитва.

6. Объясните, почему молитва является опорой Ислама.

7. Расскажите, каково предназначение молитв в мусульманском вероисповедании.

8. Сравните функции молитвы в Исламе и в любой другой религии. Сделайте выводы.

9. Когда, согласно Исламу, следует приучать ребенка к молитве? Выясните, как к этому вопросу относятся другие религии.

10. Какие молитвы должны неукоснительно выполняться верующими мусульманами? В чем проявляется неукоснительность совершения предписанных молитв?

11. Какое суждение выработано в Исламе в отношении человека, который не совершает молитвы:

- считая их необязательным атрибутом веры;

- по нерадению не признает обязательность молитвы в предписанное Исламом время.

12. Растолкуйте значение фразы: «между верой (человека) и его неверием (многобожием) - отказ от молитвы».

13. Объясните, почему вопрос о совершении молитв человеком является таким важным в рассуждениях великих ученых.

 

 

 

 

 

 

Столпом именуется любой элемент молитвы, без выполнения которого она будет недействительной. Столпы молитвы включают в себя шесть условий (шурут), не имеющих отношения к сути молитвы, и шесть обязанностей (фуруд), являющихся составными частями молитвы как таковой.

Ниже перечислены столпы молитвы.

1. Очищение (тахарат) от осквернения (хадас).

Необходимым условием действительности молитвы является очищение от малого (асгар) и большого (акбар) осквернения, равно как и от осквернения, вызываемого месячными (хайд) и послеродовым кровотечением (нифас), что уже разбиралось подробно в разделе об установлениях, касающихся очищения.

2. Очищение от грязи (хабас).

Имеется в виду очищение тела (бадан) молящегося, его одежды (савб) или места (макян) молитвы от любых видов нечистого (наджаса) в непростительном количестве. К одежде молящегося, очищение которой является одним из необходимых условий, относится любой предмет его одеяния, обувь и носки, соприкасающиеся с молящимся и приходящие в движение, когда в движении находится он. Если же одежда в движение не приходит, а нечто нечистое находится на её неподвижном краю, молитва считается действительной.

Не допускается совершение молитвы в обуви, подошва которой нечиста. Если же человек снимет обувь и встанет на ее верхнюю часть, молитву совершать разрешается.

Если говорить о месте совершения молитвы, то достаточно очистить то место, на котором молящийся будет стоять, и те места, которых он будет касаться ладонями, коленями и лбом.

В том случае, когда при совершении земных поклонов (суджуд) во время молитвы молящийся будет вынужден касаться краями своей одежды чего-либо нечистого, но не станет касаться этого частями своего тела, совершать молитву разрешается, если нечистое будет сухим и не запачкает его одежду. Объясняется это тем, что необходимым условием является только чистота места совершения молитвы.

Разрешается совершать молитву на двух сшитых и имеющих подкладку одеждах, нижняя часть которых будет нечистой, а верхняя - чистой, поскольку, когда под чистой одеждой лежит грязная, считается, что Молитва совершается на чистом месте.

Разрешается молиться и на чём-либо плотном, например, на толстом ковре, одна сторона которого является чистой, а другая - грязной (если жидкая грязь не проникает на чистую сторону).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.