Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Искусство как вне-себя-бытие»



 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный Педиатрический медицинский университет

 

 

Эссе на тему:

«Искусство как вне-себя-бытие»

 

 

Лечебный факультет

Кафедра философии

Преподаватель: Н. Ю. Раевская

Выполнила: Гущина Кристина

Группа: 250

 

Санкт Петербург 2021 год

Человек, как принято утверждать, представляет собой высшую ступень и венец эволюции природы. Он давно осознал себя как нечто особое в окружающей людей матери-природе. Результатом этого постижения явились различные формы восприятия охватывающего его мира. Один из наиболее древнихспособов познания реального мира и его художественного освоения выступаетискусство.

 

Этот процесс начался еще в далекой древности и не имеет строго определенного отрезка времени своего возникновения. Искусство постепенно вырастало из «неискусства», из обыденных вещей, быта; формировалось и изменялось вместе со своим творцом-человеком. Так же оно изменяло и самого творца, его внутренний мир, его взгляды, мысли.

Так что же такое искусство? Многие из вас сказали бы, что ответ на этот вопрос очевиден. Но у каждого из нас есть свое собственное определение искусства и все мы представляем его по-своему.

«Общеинтересное в жизни, — писал Чернышевский, — вот содержание искусства». Определение и оценка искусства как явления действительности (бытия и сознания) — предмет длительных дискуссий. Понимание искусства множество раз менялось вместе со сменой эпох, с эволюцией эстетических норм и оценок. Раньше искусством считали только способ культурной деятельности, который удовлетворяет эстетическое удовольствие.

Искусство является одним из центральных понятий в учении Тульпе Ирины Александровны, равно как и религия. Своим читателям Ирина пытается показать взаимосвязь этих двух понятий.

Читая книгу «Религия и искусство в их отношении к человеку», мы можем понять, что автор пытается донести до нас то, что искусство-это создание иной реальности, создание того- что может и не существовать на самом деле. И здесь мы можем заметить, как пересекаются в искусстве реальное и ирреальное. С этим нельзя не согласиться, ведь рисуя картину, художник может изобразить некий пейзаж, который существует в реальности, но на холсте это будут только мазки краски, повторяющие природу, которую изобразили. Это будет просто копией, отражением действительности, и даже в какой-то степени обманом, ведь мы не сможем почувствовать запах тех цветов, травы, которые находятся на холсте. И наоборот, мы можем изобразить мир, которого не существует (он ирреален), и при этом появившись у нас на холсте или на листе бумаги- он становится реальностью. Как пишет автор: «Произведение искусства-этопроцесс поиска путей, ведущих от реальности и расширения сферы смыслов производимой ирреальности».

Так же Тульпеутверждает, что в произведении искусства объективируется субъективность человека. Как это можно объяснить? Я так понимаю, что человек, который является творцом (будь то художник, скульптор, поэт) объективизирует свои мысли и фантазии через создание неких объектов- произведений искусства. Ведь статуя -это объект, вещь (т. е. она является объективной по отношению к человеку), но до своего создания она им не являлась и существовала лишь в мыслях своего автора.

«Многие говорят, что искусство должно воспитывать человека, предполагая, что его призвание- социальное служение -создание привлекательного героя, обучение социально приемлемым нормам поведения, охрана здоровья» - пишет Ирина Тульпе. Но в какой-то степени это так. Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида, так же искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке. Оно имеет еще множество других функций, таких как: эстетическая, гедонистическая, прогностическая, социальная, развлекательная (например, массовая культура).

Что общего между искусством и религией? В чем их отличия? На эти вопросы можно найти ответы в тексте Тульпе И. А., и как я поняла – искусство отличается от религии не только своими взглядами на мир, но и своими проявлениями и действиями. В религии человек стремится к совершенному, к прекрасному, а именно к своему создателю-Богу и при этом он знает о существовании Его и другого измерения, которое является чем-то совершенным и непостижимым. В искусстве же человек сам является творцом и не стремится в идеальный мир. Он создает этот мир, это нечто прекрасное на Земле, используя обычные материалы, не являющиеся чем-то сверхъестественным. Также в религии сверхъестественная реальность является целью выхода за пределы реального мира, а в искусстве – средством. «Религиозное» в искусстве – это стремление сохранить связь с прошлым и надежды на будущую вечную жизнь, отсюда создание «нетленных шедевров» - так утверждает автор и я не могу с ним не согласиться. Так же, на мой взгляд, искусство тоже присутствует в религии, например в виде изображений.

Рассматривая катарсис в искусстве, автор приводит в пример несколько распространенных случаев очищения души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Например, всем нам известна фраза: «красота спасет мир», в которой как раз и отражается исцеляющая способность искусства.

Говоря о возникновении искусства, автор указывает на то, что религия никак этому не поспособствовала. Искусство не возникло из неё, и религия его не развила несмотря на то, что она появилась раньше искусства. В тексте четко говорится о том, что не из веры во что-то сверхъестественное, веры в Бога возникает искусство, а из того человека, который образуется как следствие осознания себя в отношении с этим сверхъестественным.

Но теперь возникает вопрос: а какая же человеческая потребность реализуется в искусстве? На мой взгляд, человек нуждается в искусстве, как в способе самовыражения, ради досуга или развлечения или отвлечения от каких-либо трудностей жизни или проблем. И. А. Тульпе пишет, что искусство требуется людям, чтобы творить. Творить свое никому невидимое произведение. Я думаю, что автор подразумевает под словом «невидимое» то, что вкладывает творец в свое произведение и что другим будет не видно или просто не совсем понятно, что хотел донести нам автор своим творением.

Подводя итоги, хотелось бы разъяснить почему можно говорить о том, что искусство это «вне-себя-бытие». Как утверждал Гартман: «Здесь есть бытие возможного без бытия необходимого, потому что оно не зависит от замкнутых условий реального мира». То есть искусство является самим собой, только когда выходит за рамки своих пределов. Поэтому можно утверждать о полной независимости от действительности искусства. «Оно существует в акте постоянного творения из себя иного бытия – художественной действительности, провоцирующей ирреальность художественного восприятия»- пишет Тульпе.

В заключение хотелось бы сказать, что философ И. А. Тульпе помог мне взглянуть на искусство под другим углом. Теперь я понимаю, что творить нечто прекрасное-сложный процесс, в котором не каждому человеку дано поучаствовать, а произведения искусства- это не просто красивые картины или статуи. Это огромный труд, это целое воплощение замыслов творца, которые он смог претворить в жизнь, используя простые предметы, не представляющие собой ничего великого и прекрасного, но ставшие им.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.