Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семь талантов шамана 5 страница



При продолжительном haipule вы получаете возможность уделить больше внимания очищению, усилению и восстановлению сновидения. Лучше всего проводить это haipule в спокойной обстановке, если угодно, можете закрыть глаза. Проделайте полностью весь комплекс, насыщая сновидение энергией, высказывая ему поддержку, рисуя новые образы и принимая соответствующие его эмоциональному заряду позы. Можете предаваться этому занятию столько, сколько сочтете нужным.

Очень полезно завершить сеанс финальным жестом. Например, сожмите кулак или прижмите ладонь к сердцу. При этом можно произнести заключительную фразу, например, по-гавайски - Атата.

 

Структурированное сновидение

Чем глубже погружаешься в Ро, тем труднее сохранять фокусировку внимания. Иногда первоначальная цель ускользает, или вы теряете способность к полному осознанию. Шаманы давным-давно нашли способ решить эту проблему. Это - структурирование сновидения.

В структурированном сновидении внутренняя реальность, так сказать, заранее программируется. Так, в египетской Книге Мертвых описываются река, которую следует пересечь, существа, с которыми вам суждено встретиться, и весы, на которых будет взвешена ваша душа. Нечто подобное мы встречаем во многих шаманистских культурах - различные отверстия, в которые следует проникнуть, или деревья, на которые требуется взобраться.

Структуру сновидения выбирайте по своему вкусу, но при этом жестко задавайте направление движения. Таким образом, каждое новое путешествие в область Ро будет нести в себе нечто новое, хотя и будет происходить в уже привычной обстановке. Это чем-то напоминает отпуск на Гавайях. Расписание полетов не меняется, журналы рекомендуют одни и те же достопримечательности, но каждая новая поездка приносит новые переживания и впечатления.

Полинезийский вариант структуры сновидения называется tiki. Так обычно называют статуэтку из дерева. Но истинный смысл слова tiki относится не к внешней форме вещей, а к их сокрытой сути.

 

Сад tiki

Я раскрываю природу и рассказываю о путях использования tiki под названием " Сад" в своей книге " Овладейте вашей скрытой сущностью". Поэтому здесь я не буду вдаваться в детали, а после небольшого вступления расскажу о новых способах применения tiki - Сада.

Этот Сад находится в области kahiki, и путь в него ведет сквозь более глубокие сновидения, чем те, что мы рассматривали раньше. На самом деле Сад является творением вашего воображения, и обстановка в нем полностью соответствует вашим желаниям и воспоминаниям. Вы переноситесь в Сад в теле сновидения для отдыха, исцеления, поиска просветления и приключений.

Как постоянная часть структуры сновидения, там обитают Помощники, готовые выполнить любое ваше указание. Фактически, это часть вас самих, персонифицированная в образах слуг, эльфов или фей. Вас там ждет Старший Садовник. Он дает советы, предоставляет необходимые инструменты и приносит воду для питья. Конечно, там растут различные растения, деревья, проложены дорожки и т. д. Все в этом Саду является отражением ваших сознательных или подсознательных желаний, отношений и ожиданий, испытываемых в настоящий момент. Как и в других сновидениях, любые изменения, произведенные в Саду, отзываются изменениями в вашей нынешней жизни.

Сад можно использовать следующим образом. Перенеситесь в него, вызовите образ, символизирующий стоящую перед вами проблему. Если желаете, попросите его объяснить вам суть проблемы, а затем прикажите Помощникам улучшить символ, изменить или вообще заменить его. Кроме этого, Сад можно использовать как место встреч с людьми, в чьих советах вы нуждаетесь, но которые находятся вне вашей досягаемости. Настоятельно рекомендую вам превратить Сад в самое стабильное место в вашем внутреннем мире, укромный уголок, из которого вы сможете отправляться в путешествия по другим областям Ро.

Путешествие начинается с создания тела сновидения. Для этого нужно просто представить, что помимо привычного физического тела вы обладаете еще одним телом. Вы способны выделять его по собственному желанию и придавать ему ту форму, какую захотите. Выделение тела сновидения происходит самопроизвольно во время обычного сна, но его сознательное выделение делает его более мощным и гибким. Чем большим чувственным восприятием наделено тело сновидения, тем большей степени концентрации внимания вы сможете достигнуть в области Ро.

Начиная путешествие, можете держать глаза закрытыми или не закрывать. Представьте, что вы входите в пещеру, ведущую к вашему Саду. Оказавшись там, сконцентрируйте внимание на деталях окружающей обстановки: листьях или цветах, голосах птиц, шелесте ветра, журчании воды и ощущениях шероховатости камней или коры деревьев.

Запоминайте обстановку в вашем Саду или создайте ту, которую заранее спланировали. Можете построить шалаш, хижину или дом. Пусть это будет местом уединения и приема гостей.

Некоторые рисуют планы или делают зарисовки Сада, чтобы сохранить в памяти обстановку и быстрее сосредоточивать внимание, оказавшись в нем.

Для чего бы вы ни переносились в ваш Сад, уделяйте ему некоторое время. Обустраивайте, облагораживайте и исследуйте свой Сад. Тем самым с каждым визитом вы будете увеличивать его " реальность".

 

Путешествие шамана в особое место

Легенды всего мира рассказывают о волшебных деревнях, городах и неких особых местах, причем с такими подробностями, что многие завоеватели и искатели приключений устремлялись на их поиски, абсолютно убежденные в реальности их существования. Иногда оказывается, что такие места, как Лхаса, Троя и Куско, действительно существуют. Мы же сейчас коснемся тех, что не существуют в действительности, но от этого не перестают быть реальными, как Агатра, Шамбала и Сибола.

Я хочу сказать, что для тех, кто живет или посещает места в области Ро, они столь же реальны, как и вся земная география для остальных людей. Степень реальности в Ро зависит от отношения, надежд и веры ее посещающих. Это отлично известно шаманам и мистикам, но, в зависимости от культуры, они называют это по-своему.

В самопроизвольных сновидениях вы могли переноситься в такое место и видеть густонаселенный город, университет, дворец с тысячей залов, храм или рыночную площадь. В таких снах я почему-то представляю его торговым центром. На гавайском это место в области Ро называют Pali Uli - " темно-зеленые утесы". Но лично я предпочитаю более известное название, принятое на Самоа, - Bali Hai.

Оно может представать в различных образах. На своих занятиях я использую образ деревни на тропическом острове вулканического происхождения с голубой лагуной. Что-то напоминающее остров Бора-Бора. Именно сюда вы сможете переноситься в поисках знаний, исцеления и открытий.

Обычно я рекомендую своим ученикам, оказавшись на острове, узнать нечто новое от повстречавшегося шамана, оказать помощь тем, кто в ней нуждается, принять и принести дары. Путешествие на остров следует начинать из Сада. Ниже я привожу рассказ ученика. Он послужит прекрасной иллюстрацией. " Я закрыл глаза и вошел в тело сновидения. Хрустальная пещера, как обычно, вывела меня в Сад. Я осмотрел маленький водопад, проверил, удобно ли лилиям в бассейне. Аккуратно срезал погибшие листочки с хризантемы.

Затем я отыскал тропинку, ведущую из Сада на пляж. Как и говорил Серж (Серж - это я, автор), у причала меня ждала лодка и двое гавайцев приятной наружности. Правда, по словам Сержа, это должно было быть весельное каноэ, но на самом деле это была парусная шлюпка.

Мы оттолкнули лодку и забрались на борт. Один из гавайцев налег на румпель, второй управлял основным парусом, а мне достался кливер. Лодка летела по волнам, когда мы увидели на горизонте темное облачко и взяли на него курс. Очень скоро нашему взору открылся остров Bali Hai, в белых кружевах прибоя, увенчанный изумрудно-зеленой вершиной вулкана. Чайка принялась кружить над нашими головами, она и указала нам путь через рифы в лагуну. На берегу стояла деревня, напомнившая мне увиденный в детстве городок в штате Мэн. Мы причалили, и я сошел на берег, оставив команду присматривать за лодкой.

На другом конце пирса меня ждал Старший Шаман. Это была женщина в белых одеждах, ее голову украшал венок из цветов. А более ослепительной улыбки, чем у нее, я еще не встречал. Мы обнялись. И я попросил у нее помочь мне совладать с досаждающими мне приступами сомнения.

Она научила меня сплетать пальцами клубок света и вдыхать в него любовь. Если поместить шар в грудь, он вспыхнет ярким светом, и сомнения отступят. Я попробовал, и это действительно помогло.

Затем я посмотрел вокруг в поисках нуждающихся в моей помощи. Грустный и одинокий мальчик сидел на валуне. Я спросил, что с ним. Он ответил, что умер и не знает, куда теперь идти. Я вспомнил, Серж говорил, что шаманы иногда помогают душам умерших, но я не знал, как это сделать. Все, что я мог, - это очень сильно захотеть, чтобы малыш нашел свой путь. И ангел спустился с Небес и сказал: " Благодарю тебя. Я уже давно ищу этого мальчика. Не беспокойся, я унесу его отсюда". После этого я покинул деревню и отправился на поиски места, где, как говорил Серж, шаманы оставляют друг другу дары. Я вышел к роще, где ветви деревьев были увешаны самыми разными предметами. Я оставил там хрустальный цветок, служащий для усиления любви, а себе взял бамбуковую флейту, на которой исполняют песни радости.

Выполнив все это, я вернулся на борт, и лодка пустилась в обратный путь. На своем берегу я поблагодарил экипаж и вернулся в Сад. Флейту я оставил там, а сам перенесся сюда.

Теперь я хочу совершить еще одно путешествие на Bali Hai и повстречать там шамана, который поможет мне отправиться в другие места в области Ро.

Lanikeha и Животные Силы

Верхний мир - это место, где мы обретаем вдохновение и получаем помощь от akua - персонифицированных сил, дающих способность производить перемены. В нашем сновидении akua способны принимать самые различные формы и играют самые различные роли.

В область Lanikeha можно попасть через отверстие в небосклоне над вашим Садом. Как добраться до неба и как проникнуть в отверстие? Забраться по дереву или приставить лестницу к облакам, забросить веревку на небосклон, подпрыгнуть до небес или взлететь, как на крыльях? Решайте сами. Стоит только ухватиться за края отверстия, протиснуться в него, как перед вашим взором откроется удивительная и прекрасная страна.

Своим ученикам я объясняю, что основная цель путешествия в Lanikeha заключается во встрече с Животным Силы. Животное Силы - это akua, принявшая форму животного. Это дух, способный многому научить. Он будет сопровождать вас во всех путешествиях в стране сновидений.

В свое время мой дядя поведал мне, что существует две группы животных, по семь в каждой. В одну входят морские, в другую -живущие на суше. Каждое из них имеет имя и наделено силой, заключенной в одном из принципов шаманизма. Вот они:

< tbody> Принцип   Морской Живущий на земле
IKE Дельфин Птица, живущая на земле
KALA Скат Морская птица
MAKIA Акула Ящерица
MANAWA Черепаха Крыса
ALOHA Рыба Свинья
MANA Кит Летучая мышь
PONO Угорь Собака < /tbody>

Не удивительно, что мои ученики, большинство из которых составляют выходцы с материка и являются носителями западной культуры, затруднялись установить тесные дружеские отношения с некоторыми из перечисленных животных. Поэтому я несколько модифицировал список, приведя его в соответствие с культурой современных городских шаманов. Теперь он выглядит так:

< tbody> Принцип   Сила Животное
IKE Осознание Дельфин
KALA Свобода Птица
MAKIA Концентрация Кошка (любого вида)
MANAWA Настойчивость Бык
ALOHA Любовь Лошадь
MANA Уверенность Медведь
PONO Мудрость Волк (или лиса/койот/собака) < /tbody>

Естественно, по своему усмотрению вы можете добавить или заменить любых животных.

Верхний мир -прекрасное место для встречи с Животным Силы. Для общения со своим животным вы можете подобрать там лужайку (с бассейном для дельфина). Общаясь с ним, принимайте его облик, старайтесь подружиться с ним.

Закончив встречу, возвращайтесь в свой Сад через отверстие в небосклоне, а уж из него перенеситесь в физический мир. Повторять обратный путь необходимо, чтобы ваше ку лучше его запомнило, и тогда каждое следующее путешествие в Верхний мир потребует меньше усилий. Кроме этого, делая обязательную остановку в Саду, вы придаете ему все новые и новые черты реальности. Но если по каким-либо причинам вы перенеслись в текущую осознаваемую реальность, минуя этот этап, не волнуйтесь. Ничего страшного не произошло. Просто в следующий раз, если будет возможность, вернитесь обычным маршрутом.

 

Поиск видений в области Milu

В наше время отсутствует четкое представление о том, что такое поиск видений и как его осуществить.

Частично это можно объяснить существованием двух типов поиска видений. Первый можно встретить во многих культурах. К нему прибегают юноши племени, достигнув определенного возраста. Считается, что таким открывается их божественное предназначение. Фактически, они пытаются самостоятельно достичь состояния внутреннего видения, которым обладают шаманы. С другой стороны, дополнительную путаницу вносит ограниченный набор приемов и методик поиска видений. Их аналоги существуют практически во всех культурах.

В традиционных культурах к поиску видений прибегают в основном молодые мужчины. И дело тут не в том, что женщины не способны к видению, просто этого не требует их роль в общественном укладе.

Так как способность к видениям даже для мужчин считалась чем-то экстраординарным, в обществах существовали жесткие правила использования видения. Как правило, это ограничивалось потребностью мужчин сломать барьеры обыденной реальности и получить откровения богов или Высшего Духа. В качестве методики использовали крайнюю степень уединения (когда мужчина на долгое время поселялся в лесной глуши, имея при себе минимум продуктов питания) или крайнюю степень изоляции (когда туго закутанного в простыню человека на три дня клали в глубокую яму) и, конечно же, психоактивные растения (подобные пейоту). Как сказал бы любой психиатр, все три перечисленные методики приводят к возникновению галлюцинаций. Фактически, галлюцинации и есть те видения, которых добивались " искатели видений". Но эти видения, пусть даже самые невероятные, так или иначе основывались на корнях той культуры, к которой принадлежали эти мужчины.

У шамана поиск видений не был сопряжен с экстраординарными переживаниями: уединением, изоляцией и интоксикацией. День за днем он шел к нему и обретал видение благодаря накопленному духовному опыту. И хотя в некоторых культурах традиционно существуют шаманские пляски, изоляция шаманов в пещерах и употребление наркотических веществ, для обретения видений эти экстраординарные приемы вовсе необязательны.

Шаман не только иначе обретает видения, но и использует их по-другому. Вместо того чтобы искать их вовне, шаман в поисках целительной силы обращается к своему внутреннему видению. Иногда эти силы нужны ему самому, чтобы излечить ту или иную болезнь. Иногда он использует видения для поиска силы, утраченной другими людьми или, как говорят метафизики, похищенной духами. Часто эта сила приобретает форму магического предмета, который шаман приносит с собой из Milu и символически трансформирует в материальный объект, который и передает тому, кто утратил силу.

В отличие от сложившегося мнения, шаманы, как правило, очень бережно относятся к применению поиска видений. Сначала они стараются использовать простые методы целительства: интуицию, практическую психологию и безвредные препараты, не оказывающие медикаментозного воздействия, - плацебо. Если это не помогает, они переходят к наложению рук и ритуалам. И лишь затем, если все попытки не увенчались успехом, они переходят к шаманскому поиску видения.

В наши дни городские шаманы, решившие использовать поиск видений, не нуждаются в специальной подготовке и каких-либо особых условиях. Само общество, в котором мы живем, пусть и неосознанно, подготовило нас для этого.

Для обретения видения не обязательно уходить в мир дикой природы или полностью изолировать себя от окружающих. Видение не зависит от внешних факторов, потому что оно совершается в вашем сознании. А наше сознание не нуждается в дополнительной подготовке. В Нью-Йорке я проводил занятия по поиску видений в клокочущем жизнью районе. В открытые окна постоянно врывался вой полицейских сирен и рев пожарных машин. Но ни один человек в группе не слышал их.

С того самого дня, как вы прочли первую сказку, вы встали на путь шамана. Радио, телевидение и кино еще больше способствовали вашему развитию.

Развитие изначального внутреннего видения в условиях традиционного общества потребовало бы значительного времени, ведь общественные условия этому абсолютно не способствовали. Поэты, сказители и шаманы считались людьми исключительными, обладавшими магическими способностями. Они умели пробуждать видения у тех, кто внимал их поэмам, сказам и откровениям. И если бы не эти своеобразные формы управления работой воображения, большинство людей так и продолжало бы воспринимать лишь окружающую реальность, в которой изо дня в день, из года в год не происходило никаких изменений. Но даже исключительные способности поэтов, сказителей и шаманов, проводивших большую часть времени слушая и запоминая происходящее, были изначально ограничены знаниями и памятью их учителей.

А вы являетесь обладателем самого редкого в истории человечества навыка - вы умеете читать. Чтение тренирует сосредоточение внимания, и, открыв книгу, вы переноситесь в мир внутренних переживаний. Книги дают возможность приобщиться к творчеству выдающихся рассказчиков и сказителей мира. Кроме этого, телевидение, радио и кино открывают вам сокровищницу человеческого опыта и фантазий.

Не думайте, что все это не важно. Я всегда говорю своим ученикам, что их быстрые успехи в шаманизме обусловлены накопленными ранее знаниями. Вы сами сделали большую часть работы, задолго до того, как решили обучаться искусству шамана.

Milu, Нижний мир - в гавайском шаманизме это место, где судьба бросает вам вызов, где препятствия и опасности подстерегают вас на каждом шагу. Там монстры, волшебные формы и существа встают у вас на пути. Поиск в Milu заключается в том, что, преодолевая все препятствия, вы должны найти то, за чем пустились в путь (как правило, это определенного рода Предмет Силы), и суметь вернуться назад. В Milu не ищут понимания и откровений, для этого существует Сад. Путешествие в Нижний мир позволяет изменить фундаментальные идеи в сознании, препятствующие успешному целительству. Вы представляете эти идеи в виде тех или иных препятствий на своем пути, и, преодолевая их, вы тем самым изменяете идеи. Препятствия следует преодолевать с полным осознанием и переживанием всем спектром чувств, только тогда произойдут необходимые изменения сознания. Только полная " реальность" внутренних переживаний гарантирует нужный результат.

В некоторых традициях шаманов-воинов существует правило: если в Нижнем мире вам навстречу, оскалив зубы, бросается зверь, следует немедленно отступить. Попытку можно будет повторить в следующий раз. Но в нашей традиции шаманов - искателей приключений, это не принято. Повстречавшись с агрессивным зверем, улыбнитесь ему. Если это не помогло, испробуйте еще что-нибудь. В конце концов, позвольте себя съесть, переварить и выпустить через задний проход, но не прерывайте свое путешествие. Помните, что даже Нижний мир является лишь вашим сновидением, и вы плетете нить этого сновидения. Не позволяйте никому вставать на пути вашего поиска.

Согласно традиции, переданной мне учителями, в Milu вас могут поджидать семь препятствий. Они не всегда проявляются все фазу в ходе одного поиска. Каждое препятствие соответствует тому или иному антиподу принципов шаманства. Это:

Pouli - Невежество

Haike - Ограниченность

Hokai - Смущение

Napa - Откладывание со дня на день

Inaina - Гнев

Weli - Страх

Kanalua - Сомнения

В Milu можно проникнуть через отверстие в земле. Как правило, в путешествии в Нижний мир шамана сопровождает Животное Силы. Думаю, что, как с путешествием на остров Bali Hai, лучше всего проиллюстрировать путешествие в Milu рассказом одного из учеников.

" Закрыв глаза, я сделал несколько глубоких вдохов, заряжаясь энергией, и перенесся в Сад. Я обошел его весь, разыскивая вход в Milu. Серж говорил, что это может быть водоворот, норка суслика, пещера или дупло. Я осмотрел все, но входом оказалась маленькая дырка в земле, не больше пятнадцати сантиметров в диаметре, обведенная кругом. Вход напоминал миниатюрную скважину. Я призвал Животное Силы, и мой ястреб тут же возник справа от меня.

Мы стали уменьшаться в размерах, пока не превратились почти в игрушечных и не смогли спрыгнуть в темное отверстие дыры. Падение, казалось, будет длиться вечно. Потом мы неожиданно вылетели из дыры и упали на тропинку. Она уходила в странный лес, как в диснеевских мультфильмах. Я знал, что она приведет меня к Предмету Силы, и я пустился в путь. Ястреб удобно устроился на моей правой руке.

Лес становился все темнее и темнее, но мы шли вперед, пока вокруг нас не сгустилась кромешная мгла. Я не знал, как быть, но тут ястреб пронзительно закричал, и из его раскрытого клюва вырвался сноп света. Я повторил его крик, и такой же сноп света вырвался у меня изо рта. Так мы освещали пространство перед нами, как вдруг деревья стали рушиться на тропу. Завал был так огромен, стволы деревьев такие большие, и ветви так сплелись друг с другом, что не было никакой возможности ни обойти завал, ни пролезть между стволами. И тогда мы сделали себя совсем крошечными и смогли пролезть сквозь узкие щели между стволами. Преодолев завал, мы вернули себе нормальные размеры тел.

Следующим препятствием была развилка тропы. Мы стояли и не знали, что делать: множество тропинок расходилось во все стороны. Какую из них выбрать? Но даже ястреб не мог мне подсказать. Тогда я попытался при помощи лозы установить нужную, но безуспешно. Мысль родилась неожиданно, я вдруг понял, что в моем сновидении любая тропинка ведет к цели. Вот я и выбрал ту, что была ближе к центру, и пошел по ней.

Следующим препятствием был мост через глубокое ущелье. Он был достроен лишь наполовину, и кругом были разбросаны инструменты, словно рабочие только что ушли. Я подобрал щепку, привязал ее к канату, и ястреб перенес ее на другую сторону. Как он умудрился закрепить ее там, я не знаю. Нам удалось соорудить нечто напоминающее висячий мост, по которому я благополучно перебрался на другую сторону. Лишь потом мне в голову пришла мысль, что лучше бы я попросил ястреба перенести меня через ущелье.

Дальше пришлось идти глухим лесом. На одной из просек на нас напали дикари. Ястреб тут же скрылся из виду, а я остался один на один с дикарями, воинственно размахивающими копьями. Первым импульсом было встать в стойку каратэ и принять бой. Но я вспомнил, что по мере возможности должен вести себя как искатель приключений. Я представил, что в сумке у меня лежит порошок смеха. Стоило распылить по воздуху несколько щепоток, и через секунду дикари, побросав копья, катались по земле в приступе безудержного хохота. А на другой просеке нас поджидал медведь-гризли. Он набросился на меня, но я стоял неподвижно и улыбался. Почему-то я надеялся, что ситуация изменится сама собой или, по крайней мере, медведь остановится, не добежав до меня.

Когда он ударил меня лапой, я онемел от удивления. Странно, но я видел, как капает кровь на траву, и было очень больно. Этого не может быть, подумал я. А медведь нанес еще один удар. В грудь. Я опрокинулся на землю. Вот тут я действительно не на шутку испугался. Огромная мохнатая туша нависла надо мной, я почувствовал острый запах зверя, и пена, срываясь с его клыков, капала мне в лицо. Я был просто в панике. А медведь зарычал и разинул пасть. Еще секунда, и он бы вцепился в меня. Тут, откуда ни возьмись, появился ястреб и швырнул что-то в широко распахнутую пасть медведя. Тот счастливо улыбнулся и пошел прочь. Потом, когда я перевязывал раны, ястреб рассказал, что это была таблетка валиума. Когда поиск видения завершился, я понял, что страх - это то, над чем я должен поработать.

Последнее испытание. Тропинка обрывалась у отвесной скалы. В ее тени стоял столик, больше похожий на маленький алтарь. На нем лежали два расписных яйца, вроде тех, что изготавливают русские мастера. И еще была надпись: " Возьми только одно, но сделай выбор правильно". Я даже улыбнулся, таким простым мне показалось это задание, и потянулся к тому, что справа. Но тут же отдернул руку. Слишком уж напрашивался этот ответ. Тут что-то не так, подумал я. Я спросил у ястреба, но тот промолчал. Молчали и яйца. И мой посох не проронил ни слова. Я обратился к алтарю, а тот ответил: " Чье это сновидение, мое или твое? " Наконец-то до меня дошло. Я разорвал надпись и взял оба яйца. Одно была Луной, символизирующей Любовь, а второе Солнцем, символизирующим Силу.

Я вернулся в свой Сад и спрятал там свою находку. Я поблагодарил ястреба и отослал его назад в Lanikeha. Вскоре я вернулся в свое обычное состояние. После чего мысленно поместил духовную форму яиц в каждое полушарие мозга. Они всегда будут напоминать мне, что Любовь и Сила неотделимы".

 

ПРИКЛЮЧЕНИЕ СЕДЬМОЕ:

ИСКУССТВО СМЕНЫ ОБЛИКА И РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА

 

Kino lau
(Один во многих лицах - так говорят о том, кто способен принимать различные формы)

 

Изменение облика -иногда говорят " смещение облика" - является самой органичной, но одновременно и самой удивительной способностью человека. Смена облика - это высшая степень овладения талантом kulike, которым в равной мере наделены все. Слово kulike переводится как " быть подобным ку", иными словами - перенимать характерные черты ку людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.

Минимальной степенью овладения этим талантом можно считать подражание. Способностью к подражанию наделены многие животные. Подражание - это изменение поведения, попытка создать новое, а не использовать уже приобретенное. Так, если тигр маскируется в окружающей обстановке, используя свою окраску, то хамелеон меняет окраску в зависимости от обстановки. Это и есть подражание, или мимикрия. Существуют насекомые, способные застывать, как сухие ветки, рыбы, принимающие вид камней, птицы, имитирующие перелом крыла, чтобы отвести вас от гнезда, и шимпанзе, ведущие себя как люди.

Человек также способен подражать птицам, рыбам и животным. Я читал заметку о спектакле, в котором Зироу Мостел играл человека, превращающегося в носорога. Репортер писал, что у всех создалось впечатление, что по сцене движется не Зироу Мостел, а настоящий носорог. В некоторых фильмах актер играл птицу по-птичьи, а Дон Кнотс однажды сыграл даже рыбу. В постановке " Метаморфоз" Михаил Барышников великолепно сыграл жука. Во Вселенной практически не осталось ничего, чему бы не пытался подражать человек. Он способен, с большим или меньшим успехом, подражать буквально всему и всем.

Подражание столь естественно для нас, что мы даже не всегда отдаем себе отчет в этом. Мой друг некоторое время прожил в штате Нью-Мехико, сам он был выходцем из Нью-Джерси. В Нью-Мехико он разговаривал как типичный северянин, а когда вернулся в свой родной штат, все стали обращать внимание на его типичную для южанина речь.

А я однажды разговорился в автобусе дальнего следования с канадкой. Через час разговора она с типичным канадским акцентом сказала, что мой английский она понимает значительно лучше, чем у большинства американцев. Я поблагодарил ее за комплимент, и вдруг осознал, что непроизвольно перенимаю ее манеру речи.

Или такой пример. Моя знакомая, блондинка с голубыми глазами, особа весьма общительная, одно время встречалась с темнокожим парнем. Они много времени провопили в кругу его друзей. Однажды она сидела в компании чернокожих, и ее друг обратил ее внимание на то, как забавно выглядят со стороны белые. И она вдруг поняла, что настолько усвоила манеру речи и поведения чернокожих, что ее друг уже не воспринимал ее как белую.

Одно дело подражать неосознанно или пытаясь перенять какой-либо навык. Но совсем другое - использовать способность к подражанию для воздействия на других и обретения силы. Именно этот путь открыли шаманы, и первый шаг по нему - актерское мастерство.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.