Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Статус и роль художника в европейском обществе первой половины 19 века»



Эссе

«Статус и роль художника в европейском обществе первой половины 19 века»

Каждый век имел свой политический и социокультурный облик, сопровождался определёнными взлётами и падениями, начиная с архитектуры, заканчивая нормами общества. Искусство является постоянным и непрерывным явлением, отражением духа своего времени, однакоэтот уязвимый феномен неизбежно подвергается внешнему влиянию, как сами работы, так и их творцы. В данном эссе будет рассматриваться место художника в системной иерархииевропейского общества.

Первая половина 19 века сопровождалась вспышками революций, в том числе в Испании. В связи с тем, что король Фердинанд VII стал абсолютным монархом и отменил ранее принятые законы, по всей стране стали распространяться ложные доносы и подстрекательства. В условияхжёсткойинквизиции, массовой казни и заточения в тюрьмы «революционеров», жизнь людейнаходилась под постоянной угрозой. Как показано в фильме «Призраки Гойи», социальный уровень обвиняемого не давал ему привилегий, исключением было покровительство короля. Например, главная героиня Инесс, происходившая из семьи богатого купца, была незаконно осуждена испанской инквизицией, однако отсидела 15 лет в жестоких тюремных условиях. Что касается художников, то их уровень защиты напрямую зависел от их успешности, наличия состоятельных заказчиков. Если брать во внимание средне-рядового художника, то он, скорее всего, будет стоять на одном месте с обычными рабочими, плотниками, ремесленниками. В фильме, о котором было сказано выше, главный герой - знаменитый испанский художник и гравёр Франциско Гойя. Он был узнаваемым человеком, придворным художником короля, а значит, обладал уважением среди людей всех сословий, что давало ему неоспоримый приоритет во многих кризисных ситуациях. Однако по сюжету фильма, художник, по просьбе отца Инес, делал попытки по освобождению своей музы, однако те не увенчались успехом из-за слишком сильного положения духовенства.

С изменением государственной властиуГойя исчезает «неприкосновенность», что противоречит всему вышесказанному. Следовательно, художник или любой иной творец является самой незащищенной и уязвимой частью общества, так как полностью зависит от внешней расстановки сил, своей успешности и экономического уровня страны.

Ещё одним ярким примером служит фильм «Женщина с жемчужной серёжкой», повествующий о жизни голландского художника Яна Вермеера и о создании им одноимённой картины. Несмотря на то, что действие происходит в семнадцатом веке, статус и роль художника мало чем отличаются от реалий первой половины девятнадцатого века. Всё так же Вермеер зависит от количества и статуса своих заказчиков, так как именно они были основным источником дохода. К тому же художник был обременён большой семьей, что еще больше усиливало давление, превращая процесс создания картины, всвоего рода «бизнес». Невзирая на талант самого художника, ему приходилось выполнять монотонную работу в виде многочисленных портретов, дабы избежать бедного существования.

Однако, протестантизм, вытеснивший полностью влияние католической церкви, привёл к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как в Испании и Италии, что давало определенную свободу творчества. Таким образом, Гойя, в отличие от Вермеера, больше подвергался критике со стороны инквизиции. Создавая гравюры, иносказательно изобличающих пороки общества, а так же представителей церкви, на него часто подавали в суд, но в силу своего опыта, художник изощрённо уходил от ответственности, придумывая всевозможные «вызовы».

Говоря о великих художникахэпохи романтизма, таких как Гойя, Тёрнер, Делакруа, Курбе и т. д., можно сделать вывод, что, несмотря на свой вклад в изобразительное искусство и влияния на будущее поколение импрессионистов, они, с одной стороны, благодаря своему таланту, имели довольно высокий статус в обществе, но с другой стороны были его самой зависимой и незащищенной частью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.