Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





 вопрос 42



Ю́ рий Никола́ евич Григоро́ вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — выдающийся советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, педагог. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Герой Труда Кубани (2003).

 

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам — 1 января), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Ставить танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961—1964 — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991—1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993—1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях) следующие свои балеты:
«Каменный цветок» С. Прокофьева (1959 г. );
«Легенда о любви» А. Меликова (1965 г. );
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979 г., мировая премьера состоялась в Парижской национальной опере, 1978 г. ).

Спектакли, поставленные в Большом театре.
Оригинальные:
«Щелкунчик» П. Чайковского (1966 г. );
«Спартак» А. Хачатуряна (1968 г. );
«Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975 г. );
«Ангара» А. Эшпая (по пьесе «Иркутская история» А. Арбузова, 1976 г. );
«Золотой век» Д. Шостаковича (1982 г. ).

Редакции классических балетов:
«Спящая красавица» П. Чайковского (1963 г., 1973 г. );
«Лебединое озеро» П. Чайковского (1969 г., 2001 г. );
«Раймонда» А. Глазунова (1984 г., 2003 г. );
«Жизель» А. Адана (1987 г. );
«Баядерка» Л. Минкуса (1991 г. );
«Корсар» А. Адана (1994 г. );
«Дон Кихот» Л. Минкуса (1994 г. ).

Танцы в операх:
«Октябрь» В. Мурадели (1964 г. );
«Руслан и Людмила» М. Глинки (1972 г. ).

В 1974-88 гг. был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. С 1988 г. заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.