Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





100 ВЕЛИКИХ АКТЕРОВ 55 страница



Евгений Леонов в " Письмах к сыну" отмечал: " Инна Чурикова — большая актриса, поэтому комплиментарную часть опускаю. Видишь ли, эта женщина одарена природной гигантской артистической энергией, а это и есть подлинно театральное чудо. Она убедительна. Она не действует на сцене, она живет. Каждый жест ее, взгляд, каждое слово в такой мере насыщены чувственной энергией, что вся она на сцене обнаженное сердце, пульсация которой меня иногда пугает. И эта ее чрезмерная сердечность, ее особый ни с кем не совпадающий сердечный ритм приковывают внимание, я думаю, гипнотизируют зрителя. Рядом с ней никакой иной человеческой правде места нет, все оценивается в связи с ней. Это, я бы сказал, какой-то мощный центростремительный механизм".

В двухсерийном фильме " Прошу слова" (1975) Панфилов поставил перед Чуриковой задачи с виду самые простые, но по сути — самые сложные. После трагедии и комедии ей предстояло войти в драму. Инна Чурикова исполнила роль председателя горисполкома Елизаветы Уваровой. Общественное благо для нее выше любых, даже трагических личных переживаний.

Уже после того как фильм " Прошу слова" вышел на экран, Чурикова говорила: " Многое в Уваровой не совпадало с моим характером. Ее манера поведения, умение обуздать свои чувства в самые драматические моменты… Ее почти фанатическая одержимость… Я до сих пор познаю ее, и эта тайна характера делала для меня эту женщину еще более интересной и притягательной. Я росла до нее и одновременно страдала от нее. Она во всем — в достоинствах и недостатках — подлинная, и это для меня очень важно. Подлинность — вот чего нам порой так не хватает! "

А что помимо кино и театра согревает Чурикову?

В живописи Инну Михайловну, по ее словам, увлекает все талантливое. Ей близки русские художники, " глубокие" реалисты XVII–XVIII веков. И в то же время она очень любит художников, которые точно чувствуют форму, — Шагала, Кандинского. Близки также Петров-Водкин и Филонов, Мемлинг, Брейгель и Босх… В музыке — Моцарт (" Его гармония утешает" ). В литературе — Достоевский. Когда у Инны и Глеба родился сын, они хотели назвать его Федей в честь великого писателя. Но победило все-таки другое имя — Ваня…

Спустя десять лет после Тани Теткиной в телевизионном спектакле Чурикова сыграла Любовь Яровую. По отношению к классической работе актрисы Пашенной работа Чуриковой была полемична: простоте и демократизму Пашенной она противопоставила подчеркнутую интеллигентность, суховатой мужественности — ранимую женственность героини. В диктуемом конфликте между чувством и долгом Инна Михайловна сделала ставку на всепоглощающее чувство.

Чурикова часто выступает своеобразным адвокатом своих героинь. Но были роли, где это ее качество и не требовалось, где ее героиням зритель сочувствует изначально — как, например, нежной и сильной Сашеньке из запрещенной когда-то панфиловской " Темы" (1979, выход на экран 1987).

Одной из любимых у Чуриковой была роль в пьесе " Три девушки в голубом" Петрушевской.

В фильмах " Валентина" (1981), снятом Панфиловым по пьесе Вампилова " Прошлым летом в Чулимске", и " Военно-полевой роман" (1984) Петра Тодоровского Чуриковой достались вторые роли, и в обоих случаях она исполнила их безукоризненно, филигранно.

За роль в " Военно-полевом романе" Чурикова получила " Гран при" фестиваля в Западном Берлине. Она играет женщину, сраженную изменой, от которой любимый уходит к другой.

А как сама Чурикова относится к своим героиням? " Я никогда не играла плохих женщин. Ведь каждая вмещает в себя множество ипостасей, бывает и доброй, и злой, и нежной, и грубой. Думаю, женщина вообще от природы больше расположена к угрызениям совести, к душевному самоанализу, нежели мужчина. Распознать это в каждом образе, выявить — может быть, самое интересное. И пути тут разные".

В " Оптимистической трагедии" (1983) на сцене театра имени Ленинского комсомола Чурикова сыграла Комиссара. Ее героиня жила романтикой революции, идеями справедливости и благородства.

Когда Глеб Панфилов предложил Чуриковой сыграть Вассу Железнову, она сначала отказалась. " После того как мы начали фантазировать, после того как я поняла, что Васса любит своего мужа единственной сильной любовью, что она любит свой дом, своих девочек, после того как мы стали слушать романсы, которые слушала Васса, я сказала: давай попробую…"

Васса, вообще, одна из лучших ролей Чуриковой. Молодая (по пьесе-то ей всего 42 года), любящая, женственная, несчастная. Невольно ставшая " железной": жестокая, грязная, пошлая жизнь втянула ее в круговорот. Святая душа, ставшая жертвой распутного и корыстного мира…

Легендарная Ф. Г. Раневская писала: " Мне хотелось объясниться в любви актерам, которые играли в фильме " Любовь Яровая". В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно достоверна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам…"

Панфилов также занял Инну Михайловну в двух спектаклях — в " Гамлете" в роли Гертруды (ранее в постановке А. А. Тарковского она исполнила Офелию) и " Сорри" по пьесе Александра Галина.

В " Сорри" Чурикова играла с Николаем Караченцовым. Вдвоем на сцене весь спектакль, который отнимал столько сил, что, по признанию актрисы, ей потом требовался целый день отдыха.

В своем творчестве Инна Михайловна привыкла удивлять публику. Удивила она и в фильме " Мать", снятом Панфиловым по одноименному роману Горького. Сколько было сомнений: нужен ли сегодня этот соцреалистический хрестоматийный роман? Панфилов снял отличный фильм и убедил в том, что Чурикова может действительно все. " Лицо Инны Чуриковой — это особый, от Бога, талант, как голос певца, руки виртуоза, зрение художника, слух композитора, — пишет биограф Алла Гербер. — Ее же судьба одарила лицом, которое все может. Все сложнейшие " пассажи" человеческой души в состоянии " услышать" и " выполнить" это лицо".

В 1991 году Чурикова стала народной артисткой СССР. В 1993 году Чурикова снялась сразу в трех фильмах. " Год собаки" Семена Арановича получил " Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале. " Курочка Ряба" Андрея Кончаловского побывала в Канне. За роль Хлои в " Плаще Казановы" Александра Галина Чурикова удостоена приза Открытого российского кинофестиваля.

Наиболее запоминающейся для актрисы стала работа с Кончаловским, потому что " там у меня была такая роль, какую я никогда не играла раньше: очень эксцентричная, острая".

" Плащ Казановы" (премия на фестивале " Кинотавр" ) — картина Александра Михайловича Галина, его режиссерский дебют. " Фильм с таким чудным светом. Он освещен юмором Александра Михайловича, его индивидуальностью, — говорит Инна Михайловна. — Очень хорошо снят Михаилом Аграновичем. Замечательные там актрисы играют — Лена Майорова, Катя Граббе, Тамара Котикова удивительные, очень талантливые, самобытные. Очень теплый фильм".

Следом вышли " Ширли-мырли", где Чурикова сыграла мать главного героя.

А на сцене актриса играла Гертруду в " Гамлете", Мамаеву в " Мудреце", Аркадину в " Чайке" …

Аркадину режиссер Захаров решил гротескно, на сломе жанров. Ведущий театральный критик А. П. Свободин писал: " …то, что актриса обнаруживает в своей героине, непривычно. Феноменальное открытие. Аркадина просто глупа! С таким восторгом, с такой отдачей, с такими круглыми глазами, с таким полуоткрытым ртом она отдается текущей минуте, так по-детски беззаботно ставит себя в центр всего происходящего, что не залюбоваться невозможно. И уж совсем не возникает вопроса, за что ее в Харькове триумфально принимали и каким образом сия завораживающая пустота играет " Даму с камелиями"? Притягательная прелесть эгоизма — вот что такое эта Аркадина".

" Мне кажется, и Чехов ее такой видел, — замечает Чурикова. — Прошлое всегда кажется более благородным. А тогда жили такие же живые, любящие, страдающие, нелепые, смешные и не всегда умные люди".

В 1996 году Чурикова была удостоена Государственной премии России. А через год она получила вторую " Хрустальную Турандот" — за роль Антониды Васильевны в спектакле Марка Захарова " Варвар и еретик" (1997), поставленном по мотивам романа Достоевского " Игрок".

Чурикова не сразу согласилась играть Антониду Васильевну. Работа была трудной, напряженной. Чурикова сыграла трагедию неожиданного, не предсказанного греха по неведению. С ней тихо вошли в спектакль мотивы христианских заповедей…

Чурикова редко снимается в кино. Нет интересных ролей. А на спектаклях с ее участием все время аншлаги…

В фильме Глеба Панфилова " Романовы. Венценосная семья" (2000) Инна Михайловна озвучивала роль императрицы Александры Федоровны, а также выступила соавтором сценария. Чурикова могла сама сыграть императрицу, но кредиторы почему-то решили, что если ее будет играть западная или американская актриса, это поможет коммерческой судьбе фильма. В итоге в роли Александры Федоровны снялась Линда Беллиндхем из Англии…

Гениальной актрисе Инне Михайловне Чуриковой подвластно, кажется, все: трагедия и комедия, гротеск, эксцентрика и тончайшая психологическая вязь на сцене. Бывает, ее неузнаваемо меняют грим, парик, платье, но глаза смотрят так же пристально и доверчиво, звучит тот же негромкий, необычайно выразительный, с теплыми грудными интонациями ее голос…

 

ДЕНЁВ КАТРИН

(р. 1943)

 

Французская киноактриса. Снималась в фильмах " Шербурские зонтики", " Дневная красавица", " Тристана", " Дикарь", " Последнее метро", " Индокитай", " Вандомская площадь" и др.

 

Катрин Дорлеак (Денёв) родилась 22 октября 1943 года в Париже. Ее бабушка, мать и отец были преданы театральному искусству. Отец, Морис Дорлеак, сначала был актером, потом возглавлял парижскую студию дубляжа американской компании " Парамаунт". В детстве Катрин участвовала в домашних спектаклях. Читала стихи на школьных вечерах.

В 1959 году она, по просьбе старшей сестры Франсуазы, уже имевшей некоторый актерский опыт, согласилась сняться в картине Ж. Р. Вилла " Котята". Дебют прошел успешно, и через несколько месяцев Катрин сыграла небольшую роль в фильме Ж. Пуатрено " Двери хлопают". Чтобы ее не путали с сестрой, она взяла для кино фамилию матери — Денёв.

В семнадцать лет Катрин познакомилась с 32-летним режиссером Роже Вадимом. Он пообещал ей роль в одной из своих картин. И в 1962 году снимает Катрин в роли Жюстины в ленте " Порок и добродетель" (1962) по мотивам произведения маркиза де Сада.

А 18 июля 1963 года у Катрин родился сын от Вадима. " Когда я приняла решение родить ребенка, я уже знала, что мы расстанемся с Вадимом, но это не имело никакого значения… — утверждала Денёв. — Мне важен был Вадим не как муж, а как отец будущего ребенка. После долгих раздумий я решилась. И могу сказать, что счастлива. Я мать, а мать никогда не бывает одинокой. Материнство приносит радость…"

Франсуаза Дорлеак познакомила сестру с режиссером Жаком Деми, который собирался снимать музыкальный фильм " Шербурские зонтики". Денёв получает в этой картине главную женскую роль.

Фильм " Шербурские зонтики" (1964) был показан на Международном кинофестивале в Канне и получил Золотую Пальмовую ветвь. В этой музыкальной мелодраме Катрин Денёв и Нино Кастельнуово говорили очень мало, но зато много пели, правда, не своими голосами. С экрана звучал романтический гимн любви композитора Мишеля Леграна. Фильм имел огромный успех во всем мире, а Денёв получила известность.

В картине Романа Поланского " Отвращение" (1965) Денёв играла болезненный женский характер. Ее героиня, Кэрол, фригидна и больна шизофренией. Она нравится мужчинам, они же внушают ей ужас и отвращение. В книге воспоминаний Поланский писал: " Когда я работал с Катрин Денёв, я чувствовал себя так, словно танцевал с великолепным партнером. Она точно знала, что я от нее жду на съемочной площадке, и сразу входила в образ, причем настолько органично, что, когда все было закончено, она и сама стала молчаливой и немного не в себе". На Берлинском фестивале фильм получил " Особый приз" жюри.

Однажды Поланский пригласил на съемку модного английского фотографа Дэвида Бейли. Через несколько месяцев все с удивлением узнали, что он женился на Катрин Денёв. Но этот брак был обречен с самого начала. Бейли жил в Лондоне, а Катрин разрывалась между английской столицей, Парижем, где у родителей жил сын Кристиан, и работой (она начала сниматься у Марселя Камю в роли слепой девушки Клары в картине " Песня мира", 1965). Через пять лет Денёв официально разведется с Бейли.

В 1966 году сестры Дорлеак блистательно сыграли в музыкальной комедии Жака Деми и композитора Мишеля Леграна " Девушки из Рошфора". Это была их последняя совместная работа. 26 июня 1967 года Франсуаза Дорлеак сгорела в автомобильной катастрофе. Денёв в это время снималась у Девиля в костюмной мелодраме " Бенжамен, или Дневник девственника". Для нее смерть сестры явилась тяжелейшим ударом. Тем не менее сразу после похорон она продолжила съемки — не хотела подводить людей.

Луис Бунюэль и Катрин Денёв… Блистательный творческий союз дал миру знаменитые картины " Дневная красавица" (1966) и " Тристана" (1969).

В " Дневной красавице" (так называется вид бабочек, которые живут несколько часов днем) Северина — Денёв для удовлетворения своих эротических мечтаний становится клиенткой дома свиданий " Дневная красавица". По мнению критиков, Северина в исполнении Катрин Денёв внешне выглядела как девочка, которая постепенно превращается в символ моральной деградации и извращенности… Такой ее и задумал режиссер.

" Вначале я думала, что мне никогда не удастся понять Луиса Бунюэля, уловить ход его мысли, — признается Катрин. — Но он настолько точен, он больше показывает, чем говорит. Он всегда придает значение движению, ритму… Для него тело и его перемещения гораздо важнее лица и слов".

На Международном кинофестивале в Венеции " Дневная красавица" получила " Гран при" " Золотого льва Святого Марка".

" Тристана" — экранизация романа в письмах Переса Гальдоса, переосмысленного режиссером. " Мне предстояло сыграть сначала подростка, затем молодую женщину, наконец, сварливую бабу, озлобленную одноногую калеку", — говорит актриса. Совращенная опекуном, она несет всю жизнь печать проклятия. С годами ненависть к опекуну становится смыслом ее жизни и логически завершается убийством.

В конце 1968 года Денёв приступила к съемкам в картине " Сирена с «Миссисипи»" Франсуа Трюффо. Очень скоро ни для кого не было секретом, что между актрисой и режиссером завязался роман. Трюффо позже скажет: " Катрин так красива, что фильм с ее участием не обязательно должен иметь сюжет… Я уверен, что зритель будет счастлив от одного того, что видел ее лицо… Мне нравится в ней ее загадочность. Она охотно берется за роли, содержащие загадку, двойное дно. Катрин Денёв добавляет двусмысленность в любую ситуацию, в любой сценарий, создавая впечатление, что ее героини скрывают множество тайных мыслей, которые, однако, сами вылезают на первый план".

Денёв и Трюффо сняли квартиру в районе Сен-Жермен-де-Пре. Франсуа признается одному из друзей: " Я самый счастливый мужчина на свете". Но Катрин хочет от него ребенка. Трюффо же не склонен обременять свою жизнь новым отцовством: у него уже есть две девочки. Почти весь 1970 год они проведут вместе, и только в конце ноября на отдыхе в Тунисе Катрин объявит Франсуа, что между ними все кончено.

В 1969 году по совету своего импресарио Денёв сыграла в американском фильме " Апрельские безумства" Розенберга, где ее партнером был знаменитый Джек Леммон. В Америке Катрин Денёв принимали как звезду. Журналист " Нью-Йорк таймс" сравнил ее с Гретой Гарбо, а критик из " Ньюсуик" написал: " Французские актрисы, как хорошие вина — нетранспортабельны. Кроме Катрин Денёв". Все это могло вскружить голову. Но только не Денёв. Она вернулась в Европу.

На съемках картины Надин Трентиньян " Это случается только с другими" (1971) актриса познакомилась с Марчелло Мастроянни. Итальянец оказался поразительным рассказчиком, нежным возлюбленным. Катрин потеряла голову. Она не ощущала разницу в годах. Перед ней был совершенно обворожительный, остроумный, веселый человек. Марко Феррери дает им роли в фильме " Лиза" (1971), Жак Деми — в " Самом важном событии с тех пор, как человек вступил на Луну" (1972).

Несколько лет Марчелло метался между Римом и Парижем, пока, наконец, не решился осесть во французской столице. Но Катрин проявила редкое упрямство и наотрез отказалась выходить за него замуж. И даже появление на свет дочери Кьяры-Шарлотты 28 мая 1972 года ничего не изменило в их отношениях. Марчелло был вынужден вернуться в Италию. Без скандала. Французская писательница Франсуаза Саган заметила: " На моей памяти эта белокурая красивая женщина за двадцать лет ни разу не позволила себе хотя бы ничтожного проявления дурного вкуса. Никогда не говорила об искусстве голосом, дрожащим от волнения… Никогда на страницах журналов и газет она не сравнивала Роже Вадима и Марчелло Мастроянни, а из ее сердечных привязанностей ни один журналист, жаждущий сенсации, не сумел извлечь пользы…"

В 1970-е годы Катрин Денёв снимается у Деми, Трюффо, Феррери, Лелуша, Мельвиля, Робера, Сабо, де Шалонжа, Бунюэля-младшего, Пиреса, Уго Сантяго… Каждый из этих режиссеров был ей по-своему интересен. Подчас ее согласие на участие в той или иной картине объяснялось необычным сюжетом, неожиданной ролью, подчас — любопытством. Жан-Луи Трентиньян, ее партнер по фильму " Чужие деньги", говорил: " Ее талант составляют требовательность, честность, заинтересованность, четкость и чуточку безумия. Таланта без безумия не бывает".

В начале 1976 года Катрин Денёв с удовольствием снимается в комедии " Дикарь" Жан-Поля Раппено. Ее героиня все время вынуждена изворачиваться, чтобы отбиться от преследователей, и по ходу действия влюбляется в небритого мужчину, бежавшего от цивилизации на природу. Эта приключенческая комедия вышла в лидеры проката. Через шесть лет Филипп де Брока предложит ей похожую роль в картине " Африканец".

В 1980 году Катрин Денёв снова встречается с Франсуа Трюффо. Фильм " Последнее метро", как писали критики, — песня во славу моральной силы парижан, песня, пропетая силами маленькой театральной труппы во главе со своеобразной Жанной д'Арк — Марион Штейнер, сыгранной Катрин Денёв. В оккупированном Париже Штейнер вынуждена руководить театром, играть в нем, прятать в подвале " неарийца" -мужа. Раздираемая привязанностью к мужу и чувством к актеру труппы Бернару, она тем не менее сохраняет достоинство и вызывает уважение к себе…

Позднее, отвечая на вопрос, почему он поставил " Последнее метро", Трюффо скажет: " Я хотел удовлетворить три желания: показать кулисы театра, воскресить атмосферу оккупации и дать Катрин Денёв роль ответственной женщины".

Картина " Последнее метро" получила десять " Сезаров" из двенадцати номинаций. Денёв была награждена призом за лучшую женскую роль.

" К своим работам подхожу с исключительными мерками, — говорила в то время актриса. — По моему мнению, удались фильмы " Шербурские зонтики", " Дневная красавица", " Дикарь", " Последнее метро". Да, таких необыкновенных картин в моей жизни было четыре. А вообще я считаю, что кино — коллективная работа. Или работают все, или ничего не получается. Фильм — это своеобразная мозаика, где у каждого — особенная клеточка…"

Сотрудничество Денёв с Режисом Варнье началось с прекрасного фильма " Отель «Америка»" (1981) и продолжилось в картине " Место преступления" (1985). В 1992 году на экраны вышел " Индокитай". Фильм привлек внимание не только экзотическими съемками, романтической любовью и трагической развязкой, но прежде всего сильной, яркой и красивой личностью, которую воплотила на экране Катрин Денёв. " Я счастлива, что сыграла роль Элианы, — заметила актриса. — За последнее время — это одна из самых дорогих мне ролей. Она далась мне нелегко. Но это не главное… Главное то, что я вновь участвовала в создании высокого искусства…"

Картина имела огромный успех во всем мире. Катрин Денёв получила " Сезар" как лучшая актриса и претендовала на " Оскар".

Затем она снимается у Андре Тешине в фильмах " Мое любимое время года" и " Лето".

Режиссер Мартин Скорсезе писал: " Я видел ее недавно в фильме " Воры" Андре Тешине. Какая другая актриса ее калибра решится взять роль профессора философии, которая из-за любви к явно нестабильной девушке решится покончить с жизнью? Успех ей обеспечило то, что она сыграла свою роль с физическим мужеством и психологической искренностью. Само собой разумеется, она — одна из самых красивых женщин в кино. Но, обладая острым пониманием того, как выглядит ее красота на экране, она достигает поразительного результата в ее ниспровержении, одновременно оставляя в неприкосновенности и блеске. В этом смысле она — уникальна. Великая звезда, великая карьера, великая актриса".

Словно бросая вызов своим годам, Денёв не перестает сниматься. Корреспондент " Фигаро" спросил, не льстит ли ей такое внимание режиссеров. Катрин ответила, что " подобный ритм отнюдь ее не радует", она ведь " не отличается ненасытностью". Но раз ее приглашают, значит, она что-то стоит!

В 1998–1999 годах Катрин Денёв снялась в фильмах: " Восток — Запад" Режиса Варнье, " Утраченное время" чилийского эмигранта Рауля Руиса, " Вандомская площадь" Николь Гарсиа, " Ночной ветер" Филиппа Гарреля, " Теща" Габриеля Агиона и " Пола икс" Леоса Каракса.

Героиня " Вандомской площади" только что прошла курс лечения от алкоголизма. Фильм рассказывает о ее трудном пути к полному выздоровлению. Режиссер Николь Гарсиа говорила о Денёв: " В ней поражает умение, передавая смятение чувств героини или состояние полного расстройства психики, сохранять некое, присущее только ей благородство. Ее Марианна не впадает в патетику, не ищет снисхождения к себе. С другой, более хрупкой актрисой, не обладающей присущей самой Катрин врожденным благородством, сделать фильм было бы значительно сложнее".

На фестивале в Венеции (1998) Денёв получила Кубок Вольпи — приз за лучшую женскую роль. Однако во Франции " Вандомская площадь" не получила ни одного " Сезара". Денёв, обидевшись прежде всего за режиссера Николь Гарсиа, заявила, что так поступать " крайне бесчестно".

В 1999 году Катрин снялась в музыкальном фильме датского режиссера Ларса фон Трира " Танцующая в темноте" (2000).

Но Денёв интересует не только кино. Одно время она выпускала духи " Денёв", затем увлеклась эскизами ювелирных украшений (она считает себя большим специалистом в этой области). Многие годы ее связывает дружба с кутюрье Ивом Сен-Лораном. Ее дочь Кьяра-Шарлотта Мастроянни и сын Кристиан также снимаются в кино. В фильме " Обретенное время" (1999) по Прусту Катрин сыграла вместе с дочерью и сыном…

 

БРАНДАУЭР КЛАУС-МАРИЯ

(р. 1944)

 

Австрийский актер театра и кино. Снимался в фильмах: " Мефисто", " Полковник Редль", " Хануссен", " Никогда не говори «никогда»", " Из Африки", " Семь минут", " Французская революция", " Марио и волшебник" и др.

 

Клаус-Мария Брандауэр родился 22 июня 1944 года в австрийском селе Альт-Аусзее. Окончив школу, он поступил в Штутгартский институт музыки и кино. Но до конца не доучился — ему казалось, что слишком много времени уходило на фехтование, уроки дикции и прочую технику.

В середине третьего курса Клаус-Мария устроился на работу в небольшой провинциальный театр. Здесь он встретил Карин, которая стала ему женой.

Вскоре Брандауэр переехал в Дюссельдорф, где он получил главные роли из Шекспира, Шиллера, Гете, Мольера… И партнеры оказались подарком судьбы, — к примеру, Элизабет Бергнер. Брандауэр выходил с ней на сцену и завидовал: ему хотелось такой же власти над зрителями.

Потом в его театральную карьеру вписались Вена, Мюнхен, Гамбург, Зальцбург, Западный Берлин, Цюрих и снова Вена. С 1971 года он — ведущий актер и режиссер старейшего, с глубокими традициями Бургтеатра.

Тогда же Брандауэр дебютировал в кино — в картине американца Ли Кечина " Зальцбургская банда" (1972) — о неофашизме. Из венгерских режиссеров первым его представил кинозрителям Андраш Ковач — Брандауэр сыграл у него в " Октябрьском воскресенье" (1979), хронике времен войны, хитрого немецкого дипломата. Перед этим Брандауэр исполнил главную роль в многосерийном телефильме " Жан-Кристоф" по одноименному роману-эпопее Ромена Роллана. " Меня всегда волновала мысль: что важнее — творчество или гражданская активность? — рассуждал актер. — И можно ли их соединить, совместить? Жан-Кристоф — музыкант, композитор, но он ощущает потребность участвовать в жизни общества, влиять на нее. Однако не может всецело отдаться общественной деятельности, поскольку не мыслит себя без музыки, и в то же время терзается вопросом: а есть ли вообще смысл ее сочинять, когда столько людей живут в бесправии?.. " Но самый громкий успех ждал Брандауэра в " Мефисто" … Венгерский режиссер Иштван Сабо, наткнувшись на фото незнакомого ему актера, вдруг именно в нем увидел исполнителя главной роли в своем будущем фильме. Предстояла работа над интереснейшей литературной первоосновой — романом " Мефисто". Немецкий антифашист Клаус Манн написал эту книгу в 1936 году в эмиграции. У героя романа был реальный прототип: знаменитый актер и режиссер Густаф Грюндгенс, ставший баловнем меценатствующих нацистов. Считается, что он был лучшим Мефистофелем немецкого театра. Случайное, но по-своему выразительное совпадение. Густав Грюндгенс умер в Маниле в 1963 году, в тот самый день, когда Брандауэр впервые в своей жизни вышел на профессиональную сцену — в пьесе Шекспира " Мера за меру". Книга Клауса Манна, в которой под именем Хендрика Хефгена выведен Грюндгенс, произвела на Брандауэра сильнейшее впечатление… Спустя семнадцать лет, когда Иштван Сабо позвонил ему с предложением, Брандауэр закричал в трубку: " Это моя роль, я твой человек". Так режиссер и актер нашли друг друга.

Из признаний Брандауэра: " Как актер Хефген немножко сродни мне. Я тоже жажду быть всеми любимым, почитаемым, иметь успех. Поэтому играть в этом фильме было для меня словно терапией… Мне одинаково чужды как образ мыслей Хефгена, так и его поступки: актер не может и не должен жить " при обществе", долг каждого — помнить, что ты — человек и гражданин".

В 1981 году " Мефисто" отправился в триумфальное шествие по экранам мира, собирая почетные награды и титулы. Кажется, всю мировую прессу обошла фотография, на которой Иштван Сабо и Клаус Мария Брандауэр, сияя от гордости, держат в руках " Оскара". Следом — Сабо держал золотую фигурку " Давида" Донателло, по традиции присуждаемую в Риме лучшему иностранному фильму года. И точно такую фигурку — Брандауэр, за исполнение главной роли. Это совпало с пиком мирового проката картины.

Итак, " Мефистофель" открыл в биографии актера новую главу, ее название — слава. Клаус-Мария Брандауэр стал буквально нарасхват. Он получил по меньшей мере двадцать предложений из Голливуда сыграть роли нацистских генералов и охранников концлагерей. При этом ему сулили большие гонорары. Но Клаус-Мария их отверг: фильмы замышлялись поверхностные.

Брандауэр финансирует экранизацию антивоенного романа писателя из ФРГ Ганса Гельмута Криста " Фабрика офицеров". Сам снимается в телефильмах: " Пятая женщина" (Италия, 1982), " Сноб" (1983), " Путь за город" (1983).

Первое предложение, которое Брандауэр принял в Соединенных Штатах, был фильм из серии о Джеймсе Бонде " Никогда не говори «никогда»" (1983). " Это было что-то вроде провокации с целью привлечь к себе внимание, чтобы участвовать в следующем, уже серьезном фильме, — улыбается актер. — В некотором смысле идея сработала. Думаю, то, что я стал работать в Америке, неплохо. Если я просто встречаю хорошего человека, и то уже считаю, что стал богаче. А здесь я встретился с целым кинематографом".

Затем Брандауэр рискнул надеть тогу кровавого императора Нерона в многосерийной экранизации романа Генриха Сенкевича " Камо грядеши? " (1984), которую осуществил для итальянского телевидения Франко Росси.

В том же году Брандауэр снялся в фильме Евгения Евтушенко " Детский сад", создав образ офицера вермахта, который в оккупированной и разоренной Ясной Поляне допрашивает пленного советского солдата. " Меня привлекла неординарность этого персонажа, и мне вообще нравится фильм. К тому же благодаря съемкам я получил возможность поездить по Советскому Союзу, узнать вашу страну. Я рад, что побывал у вас, что вновь и вновь могу к вам приезжать".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.