Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 7 страница



О землю пан грянулся довольно сильно. Так что даже зубы хрустнули. И несколько мгновений лежал, приходя в себя. А затем медленно приподнялся и, отхаркнув натекшую в рот сукровицу, выдохнул:

— Руби его!

Но и следующая попытка сделать это не удалась. Спустя пару мгновений Адам, первым выметнувший из ножен саблю, тонко заверещал, придерживая левой рукой правое запястье, по которому пришелся сильный и точный удар монашеского посоха, а Богуслав шмякнулся на землю, да так и остался сидеть, недоуменно хлопая глазами. И тогда Збышек, зло оскалясь, потянул из-за спины ружье…

— Ну все, чертов схизматик, — злорадно прошипел пан Володарский, — молись!

И монах… послушался его. Он твердо посмотрел в глаза Збышеку, который уже забил заряд в ружье и теперь, глядя на монаха злобно прищуренными глазами, не торопясь насыпал на полку пороховую мякоть, тихо произнес:

— На все воля Божия! — и этак мягко упал на колени, положив перед собой на землю посох. — Отче наш, — тихо начал монах, сложив руки и чуть прикрыв глаза, — иже еси…

Все замерли.

Бабах!

Выстрел раздался неожиданно. И совсем не с той стороны, с которой ожидался. И совсем не с тем результатом. Збышека снесло с седла, а его ружье, кувыркнувшись в воздухе, грянулось о землю.

— Связать, — негромко приказал кирасирский сержант, выезжая на поляну и разворачиваясь в сторону монаха. — Отче, вы как?

Монах дочитал до конца молитву, затем открыл глаза и улыбнулся.

— Спасибо, сын мой! Господь не оставил мои молитвы, прислав тебя тогда, когда ты оказался нужен.

Сержант улыбнулся в ответ.

— Господь никогда не оставляет молитвы, что творятся на Руси.

Оба прекрасно поняли друг друга. Сержант знал, что монах заметил его патруль, а монах был уверен, что сержант не позволит причинить ему вред. Поэтому и не стал предпринимать ничего для своей защиты.

— Кх… кхто вы такой? — проскрипел пан Володарский.

— Я? — Сержант ловко развернулся вместе с конем, показав недюжинное мастерство вольтижировки, и бросил на ясновельможного пана холодный взгляд. — Начальник над патрулем Брестского гарнизона, сержант второго взвода четвертой роты Смоленского кирасирского полка Феоктист Павлов. А вы кто? И что здесь делаете?

— Я — пан Володарский, товарищ поветового маршалка. — Ясновельможный пан до сего момента так и не удосужился снова взгромоздиться в седло, а сейчас, под взглядом этого сержанта, делать это было уже глупо. Поэтому он просто отставил ногу и принял горделивый вид. — Я догнал своих беглых холопов! И веду их обратно.

— Святой отец ваш беглый холоп? — удивленно произнес кирасир.

— Он мешал мне! — вскинув подбородок, заявил пан Володарский.

— Мешал чему? Вы собирались отвести этих людей в Брест, на суд, как это и положено по закону, а он противился этому?

— Ты не понял, офицер: это — мои холопы. Я их поймал и веду домой.

Сержант пожал плечами.

— Я слышал все, что ты сказал, ясновельможный пан. Но ты не на своей земле. Ты на земле, на коей действует закон русского государя. Поэтому я еще раз спрашиваю: чему мешал святой отец?

Пан Володарский громко выругался и отвернулся. Ну до чего же эти схизматики все тупые! Кирасир еще несколько мгновений терпеливо ожидал ответа, а затем развернулся к остальным.

— Почему этот человек стрелял в святого отца?

Гайдуки угрюмо молчали. Крестьяне тоже, испуганно опустив глаза. Сержант нахмурился:

— Я жду ответа…

И тут из толпы крестьян кто-то робко произнес.

— Так это, ясновельможный пан офицер, нас он защищал. Пан Володарский нас своим гайдукам пороть приказал, а отче… это… ну…

— Понятно, — кивнул сержант и, на мгновение задумавшись, задал следующий вопрос: — А сам гайдук решился стрелять либо ему приказали?

— Ты что, совсем тупой, пан офицер?! — взревел пан Володарский, не выдержав разворачивающегося на его глазах издевательства не только над суверенными правами ясновельможной шляхты, но и вообще над здравым смыслом… ну как он его понимал. — Я же сказал, это — мои холопы…

— Я уже слышал, — холодно оборвал его кирасир. — Достаточно. — И, снова повернувшись к крестьянам, повторил вопрос: — Ну так сам или нет?

— Сам, пан офицер, сам… — уже более смело загомонили крестьяне. — Стрелять-то он сам, а вот рубить святого отца саблями, то наш пан приказал. Это так… Это было…

— Вот как… — Голос сержанта стал столь холодным, что казалось, будто на этой поляне сейчас пойдет снег.

— Да, пся крев! — заорал пан Володарский, у которого уже никаких сил не было наблюдать это глумление над установленным Богом порядком вещей. — А ну, ребята, руби их! В сабли! Живо!

Но гайдуки даже не пошевелились. Что такое царевы кирасиры, было хорошо известно не только по обоим берегам Буга, но и от Черного моря до студеной Балтики. Вступать в схватку с бойцами, в кои отбирали самых лучших, самых умелых, самых отчаянных и коих ни на день не распускали на жилое, дураков не было. Будь еще тут драгуны, кои обычно и патрулировали берега Буга, может, и был бы какой-то шанс, а с этими волками…

— Ну же, ребятки! — надсадно орал пан Володарский. — Их же всего шестеро! В сабли их, в са… ык…

Каблуки щегольских сапог пана Володарского взлетели вверх, после того как носок ботфорта кирасирского сержанта врезался ему прямо в разверстый рот. Сержант проводил взглядом кувыркнувшегося несколько раз ясновельможного пана, потом наклонился, разглядывая носок сапога, измазанный в крови, и, распрямившись, коротко приказал:

— Этого — тоже связать.

 

До Бреста пана Володарского довезли на крестьянской телеге. Первые полчаса он яростно сверкал глазами по сторонам и пытался шепеляво ругаться. Носок кирасирского ботфорта выбил ему три передних зуба напрочь, а еще два шатались. Но затем даже до него дошло, что все бесполезно, поэтому ясновельможный пан просто привалился к борту телеги, отвернув голову от узла с крестьянским тряпьем, и понуро затих.

Когда телега въехала в арку ворот и, повернув направо, двинулась по широкому проходу между бастионом, прикрывающим ворота, и внутренней стеной крепости, пан Володарский завозился и, ерзая и опираясь на боковину телеги спиной, принял более вертикальное положение. Ну должен же в столь большом городе встретиться по пути какой-нибудь шляхтич, пусть он даже будет и схизматик, и, стоит только объяснить ему весь идиотизм положения, в котором оказался ясновельможный пан, он тут же выступит на защиту естественных шляхетских прав…

Надеждам пана Володарского так и не суждено было сбыться. Нет, шляхтичи… то есть те, кого можно было принять за таковых, на пути их странновато выглядевшего каравана встретились. И не раз. Вот только вопли ясновельможного пана о чудовищном надругательстве над шляхетским достоинством, об унижении, коему пан подвергся перед собственными холопами, о грубейшем и наглом попрании исконных шляхетских прав и привилегий отчего-то приводили совсем не к тому результату, на который рассчитывал пан Володарский. Чаще всего встреченные на пути шляхтичи в ответ на вопли пана просто останавливались и принимались нагло ухмыляться, а иные подходили поближе и, перемолвившись с ехавшим во главе колонны кирасиром, отчего-то принимались осуждающе пялиться на самого пана Володарского. Но более всего ясновельможного пана взбесило не это. А то, с какой наглостью и, уму непостижимо, чуть ли не высокомерием пялилась на пана Володарского встреченная по дороге сволота! Все эти крестьяне, ремесленники, погонщики волов и лошадей и остальная рвань.

Телеги остановились на центральной площади. Пан Володарский, слегка охрипший от попыток достучаться до мозгов тех идиотов, из которых сплошь состояла местная шляхта, зло сплюнул. Ну ладно, в конце концов, этот монах и кирасир что-то там говорили о судье. Тем лучше. Ведь судья явно человек благородного достоинства, и уж он-то должен разобраться с идиотизмом, творящимся вокруг него последние три часа.

Сержант спрыгнул с лошади и, кинув поводья также спешившемуся рядовому, споро взбежал вверх по ступенькам высокого каменного дома, по-видимому построенного не так давно, поскольку этот дом был совершенно не похож ни на старый костел, ни на другие дома, обрамляющие площадь, зато его архитектурные формы очень гармонировали с новой, большой, возвышающейся и над домами, и над костелом православной церковью с высокой звонницей. Пан Володарский раздраженно сморщился. Несмотря на то что русские были союзниками поляков в последней войне со шведами, в среде шляхетства их по-прежнему не слишком жаловали. И считали, что все земли, потерянные Речью Посполитой во время прошлой войны со схизматиками, рано или поздно все равно снова станут польскими. А зачем на польских землях схизматские храмы? Но тут ясновельможного пана отвлек голос, раздавшийся от двустворчатых дверей, за которыми скрылся кирасирский сержант:

— Ну, что тут у вас произошло?

Пан Володарский дернулся и всем телом развернулся в сторону говорившего. На верхней площадке лестницы стоял дородный ясновельможный пан в довольно богатом кафтане и недовольно смотрел на пана Володарского. Поляк облегченно выдохнул. Слава Езусу Кристосу! Наконец-то появился человек, который разберется во всех этих глупостях.

— Кхм, яшновельмошный пан, я — пан Володаршкий, — попытавшись, сколь это возможно со связанными за спиной руками, приосаниться и принять горделивый вид, начал ясновельможный пан. — Я поймал швоих беглых холопов, бешавших иш моего…

Дородный пан шляхтич выслушал его молча, не перебивая. Потом повернулся к кирасиру:

— А почему он связан?

Сержант спокойно ответил:

— Попытка нападения на граничный патруль при исполнении им своих служебных обязанностей.

— Яшновельмошный пан! — вскричал пан Володарский. — Гнушная лошь! Я вшего лишь собиралша шабрать швоих холопов. Этот пан шершант нагло…

Но тут дородный шляхтич резко махнул рукой, явно повелев пану Володарскому заткнуться. Польский шляхтич побагровел от столь демонстративного умаления его достоинства, но счел за лучшее сдержаться.

— Хм, — задумчиво произнес дородный и глубокомысленно потер лоб. — И все?

— Никак нет, ваша честь, — мотнул головой кирасир. — Еще и нападение на гражданское лицо с попыткой убийства.

— На кого?

— На меня, сын мой, — тихим голосом отозвался монах, выходя из-за спин крестьян. — Этот человек повелел своим гайдукам высечь меня плетьми, а когда это не удалось — зарубить.

— Вот как? — Дородный удивленно вскинул брови и мазанул по поляку сразу заледеневшим взглядом. — Я вижу, что тут так сразу и не разберешься. Надобно собирать коллегию…

Следующие два часа превратились для гордого поляка в настоящий кошмар. Судебную коллегию собрали быстро. В состав этой коллегии вошли двое представителей шляхты, один из которых был поляком, подданным короля Речи Посполитой, приехавшим в Брест по каким-то своим делам, его отыскали на торговой площади и пригласили поучаствовать в заседании суда, решающего судьбу его соотечественника, а другой — местным, подданным русского царя, но по национальной принадлежности тоже поляком. А также двое крестьян, что стало для пана Володарского сильным шоком. Холопы судят шляхту?! Да где ж это видано-то?!! Однако ни со стороны шляхтича польского подданства, ни со стороны местного возражений не последовало. А на гневную речь ясновельможного пана последовал уже набивший оскомину ответ судьи, что он-де находится на земле, на которой действуют законы русского государя. А согласно Государеву судебну уложению, ежели в конфликт вступают интересы представителей разных сословий, в судебную коллегию назначаются присяжные крестные целовальники каждого из них. С совершенно равными правами.

Первой начали разбирать жалобу на беглых холопов. В результате аж четыре семьи, которые, как выяснилось, тайно перекрестились в православие, были просто отпущены на все четыре стороны. Грабеж! Впрочем, внешне все выглядело благопристойно. Из православного храма был вызван дьякон, коий учинил всем объявившим себя православными строгий допрос:

— Имя?

— Тадеуш, ваше благовестие!

— Покажи крест!

Крестьянин торопливо выпростал из-под рубахи висящий на тонком шнурке медный крестик. Дьякон внимательно осмотрел его и согласно кивнул.

— А теперь положи крестное знамение!

Крестьянин торопливо осенил себя крестом строго по-православному, кладя его справа налево. Дьякон снова согласно кивнул, но на этом допрос не закончился.

— Когда был окрещен?

— Та в позапрошлом годе, пше проше, ваше благовестие. На Пасху. В нашей деревне тогда святый брат от православного Порудновского Святы-Троицкого монастыря гостил. К нему и обратились.

Дьякон повернулся к монаху, скромно стоящему в стороне.

— А не с того ли ты монастыря, брат во Христе?

— С того, — отозвался монах.

— Ведомо ли тебе о том?

Монах пожал плечами.

— Всякий из братии нашей волен в подвиге своем! Куда Господь его стопы приведет, там и несет свет воли и слова Божьего… — Он замолчал, а затем повернулся к крестьянину и спросил: — А какого вида был тот монах?

Поляк этак приниженно повел плечами, кашлянул в кулак и, смущенно теребя шапку, пояснил:

— Рослый он был, святый отец, и борода рыжая. А еще на левой руке одного пальца немае.

Монах повернулся к дьякону:

— Есть у нас такой. Брат Егорий.

Дьякон молча склонил голову в знак благодарности и снова повернулся к польскому крестьянину.

— А огласи-ка Символ веры, коему следуешь…

Когда поляк без запинки оттарабанил все, о чем его спрашивал дьякон, тот осенил его крестным знамением и повернулся к судье.

— Это человек православной веры.

Судья кивнул в ответ, а затем поднялся и громко, на всю площадь, на коей уже собралась целая толпа, огласил:

— Я, Миколай Козиньский, царев судья по цареву закону и выбору уезда, заявляю всем, что крестьянин Тадеуш прозвищем Сьеж[31], прибывший в Брест из деревни Морды, является православным и посему ничьим холопом быть не может. Так что, ежели на нем никаких иных вин и обязательств не имеется, он волен идти куда пожелает, и никто ему в том препятствовать не смеет. Ежели же кто знает о каких иных его винах и обязательствах, кои могут послужить препятствием для сего решения суда, то пусть объявит об этом здесь и сейчас! — Судья замолчал.

Но вокруг стояла тишина. Даже пан Володарский понял, что возмущаться бесполезно, и сидел в телеге молча, только скрипел остатками зубов.

— Тому и быть! — поставил точку в рассмотрении дела в отношении крестьянина Тадеуша судья. — И я, как царев судья, принимаю на себя всю ответственность за сие решение и его исполнение. — После чего уселся на свое место, а на место Тадеуша вытолкнули его жену, коей также предстояло пройти весь круг допроса с пристрастием по поводу принадлежности к православию.

Так и пошло…

Некой компенсацией пану Володарскому оказалось лишь то, что остальные его холопы, кроме этих четырех семей, оказались верными католиками и в их отношении его право на них, да еще и подтвержденное и им самим, и его гайдуками, и признаниями самих крестьян, данными ими под крестным целованием, осуществленным под надзором вызванного из костела ксендза, никаким сомнениям не подверглось. Но после того, как эти крестьяне были отправлены под караул на двор центральной цитадели крепости, к нему подошел ксендз.

— Не желаешь ли исповедаться, сын мой?

Пан Володарский горделиво (ну насколько это возможно в связанном виде) подбоченился.

— Не в чем мне ишповедоваться, швятый отец. Не шовершал я ничего попирающего ни шаконы Бошьи, ни шляхетшкое доштоинштво, — ясновельможный пан искривил рот и продолжил, будто выплюнул: — и шие даже шей неправый шуд подтвердил. Вернув мне моих холопов…

Ксендз покачал головой.

— Так над тобой-то суда еще и не было, сын мой. А что касается твоих холопов… — ксендз вздохнул, — все одно их тебе не видать.

— Как это? — ошарашенно вытаращил глаза пан Володарский.

— А так, — грустно покачал головой ксендз. — Неужто ты думаешь, что твои холопы из только что увиденного никаких выводов сделать не сумели? Пока здесь тебя и твое дело разбирать будут да приговор тебе выносить, крестьяне себе православного священника вытребуют. И заявят ему, что-де нынче узрели свет истинной веры. И потому все поголовно готовы перекреститься в православие. После чего, как ты уже видел, они никакими холопами быть не могут.

Пан Володарский побагровел:

— Да… это ш… они ш… да это ше полное…

Ксендз на каждый его возмущенный выдох грустно кивал.

— Все так, сын мой, все так, но таковы уж богопротивные законы этого схизматского государя… — Тут ксендз оборвал себя и воровато оглянулся, не услышал ли кто, как он отозвался об обожаемом русскими царе.

Но стоявшие в трех-четырех шагах от них караульные никак не отреагировали. Впрочем, он сообщил, что собирается исповедать подсудимого шляхтича, а к тайне исповеди русские относились со всей серьезностью. Так что можно было предположить, что они не прислушивались к разговору.

— Я этого так не оштавлю! — прорычал пан Володарский, наконец-то сумевший понизить градус своего возмущения до того уровня, который позволил ему связно произнести фразу. — Я поеду в Люблин! Я обрашушь к шляхте! Я поеду в Варшаву! Да я дойду до шамого круля!!

Но взгляд ксендза, обращенный к нему, сделался еще более грустен.

— Неужели, сын мой, ты думаешь, что до тебя в таком же положении не оказывалось ни одного шляхтича? — Ксендз покачал головой. — Ох, сколько их уже было… И так же возмущались. Да только сделать ничего не смогли. — Ксендз вздохнул. — Видно, Господь ополчился на поляков за их прегрешения и послал нам столь тяжкое испытание.

— И вше равно я пойду к крулю! — упрямо вскинул подбородок пан Володарский. — Никто меня не оштановит.

— Ох, сын мой, — глаза ксендза совсем уж погрустнели, — вот об этом-то я собирался с тобой поговорить. Видит Бог, очень не скоро ты сможешь воплотить в жизнь это свое намерение.

— Как это? — нахмурился ясновельможный пан.

— Уж очень тяжкие против тебя обвинения. Я послушал, что говорят на площади. И если правда то, в чем тебя обвиняют, то дорога тебе отсюда будет дальняя. На рудники. Ибо признают тебя не кем иным, как самым обычным татем. Да еще предводителем целой шайки.

— Как это? — вытаращил глаза пан Володарский.

— А так, — вздохнул ксендз. — Жизнь подданного царя русского неприкосновенна. Может, ты не знаешь, но у русских в царствование их нынешнего царя Федора II Борисовича ни единого человека казнено не было. От тягот разных, да, умирали, на рудниках, на прокладке дорог либо каналов всяких, к коим их приговаривали, на войне. А чтобы казнить — того не было. Мол, чего Господь дал, он же лишь и взять может. А чтобы человеку своей волей кого к смерти приговорить — так то невместно. Будь он даже и сам царь. И так в отношении покушения на жизнь любого, хоть даже и крестьянина или холопа какого. А что уж говорить о слуге Божьем или о самом царевом слуге, присягу ему давшем, да еще когда он царево веление исполняет? — Ксендз снова вздохнул. — Так что никакой иной тебе судьбы, кроме как на рудники дальние, я не вижу. И потому вновь спрашиваю: не желаешь ли ты, сын мой, исповедаться?..

 

 

— Посматривай!

Мастряй Данилыч, управляющий Верхнетуринскими царевыми заводами, повернул голову и посмотрел в ту сторону, откуда приближался грохот. Вереница «колесных железных туесов», которую тащила упряжка волов, медленно въезжала в ворота завода. С тех пор как от рудника до завода была проложена трехверстная железная дорога, он получил возможность увеличить число плавильных печей в два раза, а их производительность почитай в три. Мощностей водяного привода из-за этого уже не хватало, поэтому Первой Дружинич, выученик самого главного розмысла паровых машин Иринея Акинфиевича, ныне ладил у новых печей два паровика. Для снабжения их углем также строилась еще одна ветка железной дороги.

— Тпру! Стой, залетные! — скалясь, заорал погонщик волов, сидевший на первом туесе, на коем для этого через борта была переброшена толстая дубовая доска.

Старшой бригады разгрузчиков тут же бросил на рельс (откуда взялось сие название, управляющий не знал, но сам он узнал его от государева розмысла) перед передней осью последнего туеса тяжелый сосновый брус, как и шпалы пропитанный для предохранения от гниения смесью жженной смолы и дегтя. Брус нужен был для того, чтобы после выпряжки волов туеса не покатились бы далее. В конце пути, конечно, стоял упор, так что с самими туесами ничего бы не случилось, но когда эта дорога токмо вошла в действие, был случай: одному из разгрузчиков тронувшимися туесами размозжило палец на ноге. И хорошо еще ногу не отрезало напрочь, бригадир успел выдернуть. Вот нонеча туеса на всякий случай брусом и затормаживали.

Между тем возница, сын заводского мастера-плавильщика Черепана, споро выпряг волов и погнал их на водопой. Волы дышали не слишком тяжко, как будто они только что не тянули груз, для доставки коего, доставляйся он обычным способом — возами, потребовалось бы шесть, а то и десять воловьих упряжек. Железная же дорога была сделана хитро, с малым уклоном от рудника, так что железные туеса с рудой еще и помогали движению собственным весом. А малым уклон сделали, чтобы та же одна упряжка была способна доставлять уже опустошенные туеса обратно к руднику.

Вообще-то сначала проложили обычную дорогу. Ну не совсем обычную, а похоже на то, как делали царские. На насыпи, с водоотводными ямами. Доставка руды с рудника упростилась, но не шибко. Ежели без дороги воловьи упряжки, возившие руду, успевали сделать за день три ходки кажная, то с дорогой — едва четыре. И это при том, что возчики из числа отрабатывающих барщину крестьян заканчивали рабочий день на полтора часа позднее и шибко ворчали, что-де приходится перерабатывать и загонять скотину. Затем прошел слух, что на нижнетагильских заводах розмыслы из избы торговых и военных возов и повозок такую хитрую дорогу учинили из дубовых плах, по коим одна упряжь волов могла ажно стока руды тащить, что обычно целых четыре, а то и пять упряжей таскали. Мастряй Данилыч живо собрался и поехал посмотреть. Дубовая дорога ему в общем понравилась. Но не понравилось, что дубовые плахи, из коих дорога была сделана, едва сезон выдерживали, а потом их требовалось наново перекладывать. Да и дубу на три версты дороги должно было уйти — уйма. То есть почитай раз в полгода цельную дубовую рощу вырубать придется. А никакого иного дерева на плахи пускать невозможно. Ибо и дуб-то токмо сезон держится. А ежели ее из сосны либо там ели ладить — то кажный месяц поправлять придется. И опять же по цареву указу все вырубленное надобно заново засаживать. Дабы не скудела земля русская лесами да борами. А это снова расходы. Мастряй Данилыч потому и на уголек перешел, чтобы лишних лесничих за счет завода не содержать. Один есть — и ладно. Лес-то все одно рубить приходится на всякое заводское устроение, но с высадкой деревьев взамен порубленного покамест один лесничий справляется. А что касаемо того, что людишки для добычи угля надобны, так и для заготовки дров порубщики нужны, да возчики, да углежоги. Так что ежели по людишкам взять — так на так и выходит.

Долго тогда управляющий Верхнетуринскими заводами над той дубовой дорогой думал. И так, и эдак прикидывал, как поступить. А по осени приехал государев розмысл Терентий Кузьмич Шамшурин и огорошил его известием, что на его Верхнетуринских заводах будут строить новую дорогу. Железную.

— Я-то царю-батюшке нашему Федору Борисовичу обо всех придумках наших розмыслов и просто какого работного люда смышленого непременно по его повелению докладываю, — рассказывал управляющему государев розмысл после доброй баньки, когда они сидели с Мастряем Данилычем за самоваром со сбитнем. — Уж оченно он сему всегда радуется. И часто жалует придумщиков серебром, али меховой рухлядью, или иным отличием. Вот и насчет той дубовой дороги доложил. И государь тут же повелел пожаловать тех придумщиков, кои такое дело учинили, серебром. Главному придумщику ажно двадцать рублев, а остальным поменее — кому пятнадцать, кому дюжину, а кому десять.

Мастряй Данилыч уважительно покачал головой. Да уж, десять рублев! Это ж за раз хозяйство завести можно! Дом справный поставить, да с теплым скотником, с подклетями. Коров завести, гусей, кур… Заводской работник за год столько не зарабатывает! У него самого в год дай бог пятьдесят рублев выходит. А тут за раз…

— А потом начал меня выпытывать: скольки та дорога без поправки служит? Да как часто ее наново перекладывать надобно? Да всякие иные про нее важества. А потом задумался и говорит: «Собирай, мол, Терентий, розмыслов. То дорога нужная, однако до ума ее доводить надобно. Чтобы служила она долго, забот требовала куда менее, да и железные туеса с рудой таскать по ней было удобнее». — Терентий Кузьмич отхлебнул сбитня и, ухватив пышный свежий калач, откусил от него добрый кус. — Ну так вот, собрались мы, значить, розмыслы-то московские, да и принялись думать, как сию дорогу улучшить. Думали долго. И так прикидывали, и этак. Да с первого разу ничего путного и не надумали. Все что ни предлагаем — царю-батюшке не ндравится. Поехал я тогда сызнова на ту дорогу. С придумщиками ее думать да советоваться. А затем и в Москву их забрал, чтобы уже вместе с ними думать да рядить. И вона чего мы в конце концов придумали. — Государев розмысл бросил на управляющего победный взгляд. — Дорогу надобно ладить не из дуба, а из железа. И не желоба для колес делать, как это в дубовой дороге устроено, потому как на такую дорогу стольки железа понадобится, что она дороже золотой выйдет, а наоборот — выступ железный. И опять же, желоба-то чистить надобно от мусора всякого там копящегося, а с выступа все само падает. А колеса, чтобы не соскакивали, — с боковинами, на сем выступе энти колеса удерживающими. Да скошены, чтобы ежели поворот какой делать, то колесо бы можно было не поворачивать. Так пройдет. То, кое внутри поворота, по узкому, наружному скосу пойдет, а то, кое снаружи, по более широкому, внутреннему.

Мастряй Данилыч задумался. Эвон как все повернулось-то. Ну ничего от того, что оне с мастерами думали, — не совпадает, но, похоже, куда более разумно придумано. А все ж таки верно, что самые мудрые головы в Москве у государя собраны. Эвон как все надумали ловко. Будто не наново придумано, а уже не раз опробовано и улучшено.

— А кто все сие придумал-то? — осторожно спросил управляющий.

— Дык так точно и не скажешь… — пожал плечами государев розмысл. — Все понемногу. Придумаем чего — и к государю. А он выслушает, вопросы задаст, потом скажет что по нраву, а что не нравится. Да пожурит нас, что мы-де розмыслы, а вот про то да это не подумали. Ну не царю же над сим думать-то? И мы идем и сызнова думаем. Вот так тишком да ладком все и придумали. Ну а поелику ковать сей рельс для железной дороги дюже тяжко, то решили его через вальцы катать. А оголовье, по которому аккурат колеса ходить будут, еще и закалить. Ну и поелику у тебя, Мастряй Данилыч, на всем Урале самые шибкие валки прокатные стоят, то первую такую дорогу решено у тебя строить.

Вот так и появилась на заводе железная дорога.

 

Управляющий Верхнетуринскими заводами поправил шапку и двинулся в сторону стройки.

Новые плавильни, разработанные литейной розмысловой избой, обещались быть в два раза более продуктивными, чем прежние. Да и после их постройки розмыслы из литейной избы должны были присматривать за плавильнями и за тем, как заводские будут вести плавки. Не все время, но иногда. За это завод платил розмысловой избе одну сотую долю от стоимости металла, получаемого от энтих плавилен. Как это теперь называлось «процентум», от латинского «per centum», сиречь по-русски «на сотню». По слухам, в обиход сие название ввел сам царь…

Сам бы Мастряй Данилыч такого бы ни в жисть не допустил. Придумал, как по-новому плавильню строить, — честь тебе и хвала, строй, получай деньгу и покедова… Но так выходило по государеву указу. Поэтому хошь не хошь, а надобно было подчиняться. Впрочем, государственную хитрость сего указа Мастряй Данилыч своим крепким умом старого хозяйственника вычислил. Не о государевых заводах речь-то велась. Тут ведь оно как: поскольку заводы государевы, хучь и вотчинные, — весь доход с них все одно в казну уходит. Так что расчет в одном кармане ведется. Ныне-то почитай все розмысловые избы содержались за счет казны. А вот все остальные, частные заводы и железодельни, от сих изб немалую выгоду имея за счет всяких хитрых усовершенствований и приспособ, ничего за сие не платили. А ныне — будут. Конечно, не сразу. Старые-то плавильни, кои с помощью тех же розмыслов обустроены, но почти что забесплатно, еще долго работать будут, но мало-помалу оне все в тираж (вот опять новое слово, ох и скольки ж их ноне в русском языке-то появилось) выйдут. А новые без розмыслов ладить — смыслу нет. Все, что сэкономишь, так же и потеряешь. Потому как с розмыслами так плавильни устроить получается, что и металлу в них больше выплавляется, да и дешевле он выходит. Лет через десять, максимум пятнадцать литейная розмысловая изба с казенного кошта на свой собственный перейдет. А то и еще какие розмысловые избы появятся, ежели кто решит не в уже известную избу идти, а свою собственную открыть. И зарабатывать как раз тем, чтобы всем желающим новые плавильни или еще что иное, им потребное, строить да свою долю с этого получать. Вот так все в царевом указе изложено…

— Доброго здоровьечка, Мастряй Данилыч, — поприветствовал управляющего бригадир каменщиков Абай, из крещеных башкир.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.