Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



 

До сих пор история знала рабочее государство лишь в виде абстрактной идеи, политического идеала, к которому стремилась мысль человеческого авангарда. Наряду с трудной работой строительства нового государства Советского Союза происходила большая культурная работа. В то время, когда вся эмиграция и капиталистический мир вопил об «одичалости» Советской республики, последняя шла вперед.

Важнейшей отраслью советской работы являлась культурная.

Ю. Стеклов отмечает в предисловии в журнале «Советская культура: Итоги и перспективы», что к 1924 дела в этой области обстояли плохо: в школах обслуживалось всего 45% детского населения. При такой скудности средств даже у работников Наркомпроса появлялись мысли о переброске всех средств на элементарное образование. Но тем не менее росло издательское дело, сделаны серьезные достижения в области науки и техники, поощрялись академический театры, а также велась работа по охране народного здравия. Вместе с тем государство всячески старалось приблизить искусство к трудящимся. Целый ряд хранилищ произведений искусства и музеев был расширен. Созданы новые музеи, а масса произведений искусства предоставлены для всеобщего пользования.

Вопреки всем разговорам о вандализме Советской власти, о ее небрежении культурными ценностями, был принят целый мер по охране памятников старины и произведений искусства. В дореволюционной России не было ни одного закона или акта об охране культурных памятников.

Музеи были в разных министерствах, что часто мешало в их управление.

СЛАЙД 3 Теперь они были в ведомстве музейного отдела. Этот отдел был создан в мае 1918 года по инициативе известного русского живописца и искусствоведа И. Э. Грабаря, собравшего вокруг себя крупных специалистов, цвет русской искусствоведческой науки, музейного дела и реставрации.

В июне того же года заведующей отделом назначили Н. И. Троцкую.

СЛАЙД 4 В Сарбоне изучала историю искусств. Там же, в Париже, в 1902 году познакомилась с Троцким. Была в обществе Плеханова, Аксельрода, Ленина, Мартова, Засулич и других.

СЛАЙД 5 Вступив на должность заведующей Отделом Музеев Наркомпроса в июне 1918 года Троцкая показала обладание значительными организаторскими способностями. П. П. Муратов писал, что «Троцкая проявила отличные административные способности. Кроме того, имя Троцкого внушало уважение даже в глухой провинции». Она посылала своих сотрудников (эмиссаров) во все города России спасать ценности. Каждому эмиссару она давала мандат, и, главное, на мандате стояла подпись Л. Д. Троцкого, а ниже на бланке – «Отпечатано в походной типографии товарища Троцкого». И это было важно, потому что в то время во главе многих поселений вставали далеко не лучшие люди, которые вдалеке от центральной власти не хотели никому подчиняться и чувствовали себя «царьками». А к уполномоченному от этой Всероссийской коллегии приходилось прислушиваться. Поэтому значительную часть ценностей этим эмиссарам удалось спасти, хотя в стране не было даже нормального железнодорожного сообщения, а вывозить ценности в Москву можно было только на поездах.

-Троцкая, не считая «возможным, не будучи специалистом, получать свыше 800 руб. в месяц», получала как секретарь отдела, тогда как беспартийные специалисты получали 800, 1000 и 1200 руб. Эти же сведения о зарплате дали возможность В. М. Рославскому в работе «Становление учреждений охраны и реставрации памяти» утверждать, что Троцкую следует рассматривать лишь как номинальную фигуру руководителя.

-Троцкой нужно отдать должное, ведь она оставила на руководящих постах всю ранее подобранную команду во главе с Грабарем. Она прислушиваласьк своим подчиненным.

- Троцкая создалаподотделы по делам музеев, которые занимались организацией и координацией практических вопросов, связанных с делами музеев и охраны памятников искусства и старины в губернии.

 

СЛАЙД 6 Примечательно участие Н. И. Седовой-Троцкой в деле сохранения памятников г. Ярославля. П. Д. Барановский, заручившись поддержкой руководителя Музейного отдела Наркомпроса в лице Н. И. Седовой-Троцкой, в ноябре 1918 г., получил суммы на ремонт памятников зодчества. 25 архитектурных памятника, пострадавшие в ходе белогвардейского мятежа летом в 1918 г. , в условиях полной хозяйственной разрухивсе было восстановлено и укреплены отставшие слои фресок.

СЛАЙД 7 - Именно она телеграфировала 10 сентября 1918 года в Орловский губисполком требование не реквизировать усадьбу Галаховой, а устроить в ней музей-читальню И. С. Тургенева, причем потребовала со всей присущей ей решительностью и вопреки точке зрения местных властей, считавших, что сейчас не до музеев и памятников.

- Малоизвестным является также тот факт, что  Декрет о земле былпрепятствием для сохранения культурного наследия, который передавал бывшие усадьбы и дворцы, расположенные в сельской местности, в распоряжение местных Советов, которые могли делать и делали там все что угодно.

Например, усадьба князей Барятинских в Курской губернии – Марьино. Выполняя Декрет о земле, крестьяне стали требовать разделить княжеское имущество " по дворам». Кто-то тащил из усадьбы старинный персидский ковер, иноземное кресло, кто-то - зеркало, дюжину серебряных тарелок, фарфоровые чашки и т. д.

Нужна была срочная эвакуация. Начались переговоры. Крестьяне хотели получить за картины, фарфор, мебель, книги и архивные бумаги денежную компенсацию в размере ста тысяч рублей. Художественные ценности Марьина обогатили несколько десятков республиканских и областных музеев.

- С огромным трудом, при мощном сопротивлении бюрократических ведомств, и прежде всего Народного комиссариата земледелия, ей удалось добиться принятия Совнаркомом в октябре 1918 года декрета " О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины", по которому музейный отдел Наркомпроса становился единственным распорядителем историко-художественных богатств и памятников страны и как бы нейтрализовал Декрет о Земле.

- Авторитет Троцкой был неоспорим. В инциденте 1919, когда проходило заседание, на котором обсуждали вопросы расчищения фресок в Звенигородском соборе, инициатива А. В. Грищенко, который заметил попустительства руководителя работ Н. Д. Протасова в отношении расчистки фресок, возможно принадлежавшие руке Андрея Рублева. Грабарь даже в ответ выдвинул обвинения. Наталья Троцкая же сочла его действия правильными и обязательными, и дело оставило положительный след в жизни Грищенко.

- Также Троцкая на посту заведующего Музейным отделом проявила себя как мужественная женщина, не побоявшаяся выступить против Сталина. Став генсеком, Сталин собирался занять помещения Большого Кремлевского двора. Троцкая писала Ленину: «Да, товарищу Сталину нужна квартира, но ведь он- не музейный экспонат и ему необязательно жить в музее. »

- Кроме того, Троцкая защищала частные коллекции и их владельцев. Например коллекционеры братья Вишневские, которые обладали крупной прекрасной коллекцией картин, мебели, фарфора. Защищать их приходилось от угрозы конфискации имущества за спекуляцию и взяточничество (ведь коллекционеры находили интересный предмет, реставрировали и перепродавали их с более высокой реальной ценой. А чтобы иметь возможность первыми осматривать предметы в подсобных помещениях суперактивные коллекционеры соглашались платить «комиссионные», т. е. взятки). В его защиту Троцкая выписала «Удостоверение», которое позже Вишневский передал в Музей им. В. А. Тропинина. По нему все органы Советской власти и частные лица призвались к содействию работе братьев Вишневских.

СЛАЙД 8 В 1928 году высланы вместе с Троцким в Алма-Ату, а затем и из СССР.

СЛАЙД 9 Там она заведовала музеем, домом- музеем Льва Троцкого, в котором они поселились в 1936 году. Дом находится в мирном районе недалеко от Coyoacá n's main plaza, которая привлекала интеллектуальную и художественную элиту. Сейчас он поддерживается на средства некоммерческой организации, которая помогает политическим диссидентам находить убежище в Мексике.

 Комната, в которой Троцкий был убит, осталась нетронутой: книги, бумаги- все осталось на своих местах. Здесь можно увидеть личные вещи политика, документы, громадную библиотеку и изрешеченную пулями стену, оставшуюся от первого неудачного покушения. «Маленькое укрепление» - так часто называют это место, на окнах которого стояли железные ставни, стены были двойными, укрепленными мешками с песком.

Его заводские очки с проволочной оправой, упавшие, во время получения удара топором на стол, среди бумаг, ручек и чернильной баночки. Седой диктофон стоит рядом, и карта Мексики весит на стене. Хорошо сохранившиеся книги по философии, истории и теории политики лежат по всей комнате.

Масса черно-белых фотографии Льва и Наталья Троцких со знаменитыми друзьями находятся в доме.

Во дворе находятся могилы Льва Троцкого и его жены, Натальи Седовой. Дом, сад и укрепления- весь этот комплекс в 1982 году был признан историческим местом.

Заключение

В итоге, деятельность Н. И. Троцкой в качестве заведующей Музейного отдела имела сложный характер. С одной стороны, она, по словами современников, не имела глубоких знаний в области искусства, но занималась управлением в области искусства, что не радовало многих знатоков искусства, например, назначении Наталья Ивановны вызвало у Эфроса далеко не самые лучшие эмоции.

И даже Эфрос по прошествии нескольких лет сказал: " Мы считаем необходимым подчеркнуть, в какой значительной степени обязано музейное строительство энергии и такту Н. И. Троцкой, сыгравшей, несомненно, историческую роль своим руководством работы центрального музейного органа революции".

В 1918-1920 годах было взято на учет свыше 500 старинных усадеб и дворцов, создано свыше 200 новых музеев, вывезено из бывших дворянских имений более 100 тысяч произведений искусства, сотни библиотек и фамильных архивов. То, что удалось тогда сделать для сбережения национального культурного достояния, нарком просвещения А. В. Луначарский восхищенно назвал " положительным чудом". Безусловно, нынешнее поколение, для которого в том числе сохраняли памятники, должно быть благодарно Музейному отделу и Троцкой, в частности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.