Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пояснительная записка.  к циклограмме планирования воспитательно- образовательной работы во всех возрастных группах



 

Авторы методического пособия:

 

1. Зарипова Зифа Мирхатовна

2. Миникаева Алсу Тимуршовна

3. Габдрахимова АминаХадиевна

4. Камалова Аида Дамировна

5. Сафиуллина Чулпан Мубараковна

 

 

Рецензенты:

 

 

Пояснительная записка

 к циклограмме планирования воспитательно- образовательной работы во всех возрастных группах

В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введен ФГОС ДО, в которой одной их функций педагога является организация планирования образовательного процесса.

С целью оптимизации процесса календарного планирования, облегчая задачи педагогам по равномерному распределению программного материала и видов деятельности дошкольников нами были разработаны циклограммы на каждый отрезок времени в режиме дня. Мы свели к  минимуму возможность перегрузки календарных планов одними видами деятельности и полного отсутствия отдельно взятых форм работы с детьми в режимных моментах. Содержание циклограмм не является какой-либо догмой и не ставит педагогов в жесткие рамки соблюдения именно такого наполнения режимных моментов. Педагогам дается возможность варьировать, дополнять, изменять «набор» форм работы с детьми в различные режимные моменты, придерживаясь при этом общих правил составления календарных планов.

Планирование каждого конкретного отрезка времени в режиме дня имеет свои особенности.

Утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Утренний прием – наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется работа с детьми по различным видам деятельности.

Кроме представленных в циклограмме видов деятельности с детьми в утренние отрезки во все дни обязательно планируется двигательная деятельность (хороводы, игры малой подвижности на лазание, подлезание, прокатывание, инд. раб по развитию ОВД, муз/ритм. движений).

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предыдущих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей (ФЭМП, разучивание стихотворения, пересказ), на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

В младшей и средней группе достаточно планировать 3-4 вида деятельности, в старшей и подготовительной группе - 4-6 видов в зависимости от детей группы.

В утренние отрезки планировать надо только знакомые для детей виды деятельности; нельзя планировать деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов; нежелательно планировать деятельность, предполагающую большую подготовку.

Прогулка планируется два раза в день (утром и вечером) с целью обеспечения высокой активной, содержательной, разнообразной, интересной деятельности и снятия утомления после занятий.

Содержание прогулки включает в себя следующие формы работы:

· Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями и т. д. )

· Подвижная игра (спортивные игры), в которой принимают участие все дети группы, планируется с учетом погоды, особенностей сезона;

· Игровое упражнение (индивидуальная или подгрупповая работа по развитию основных видов движений);

· Игры-забавы, хороводные игры, дидактические игры;

· Творческие игры ( сюжетно-ролевые игры с использованием предметов заместителей на бытовые, производственные темы, строительные, театрализованные игры, игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города);

· Упражнения для развития мелкой моторики и пальцев (пальчиковые гимнастики, игры с песком, с водой, рисование под проговаривание текста палочкой, мелками на асфальте и т. д. );

· Элементарная трудовая деятельность (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе);

· Поисково-экспериментальная деятельность и т. д.

На одной прогулке нет необходимости планировать все формы работы, но в то же время есть виды деятельности, требующие ежедневного внимания: наблюдения, подвижные игры, игровые упражнения на закрепление основных видов движений. Остальные формы работы с детьми можно планировать периодически. В циклограмме представлен примерный алгоритм планирования прогулки.

Наблюдения планируются ежедневно на прогулке в первую половину дня, допускается планирование наблюдений и на прогулке во вторую половину дня, если в этом возникает необходимость. Программное содержание наблюдений ритмично чередуется: экскурсия (целевая прогулка) природоведческая, наблюдение за бытовыми объектами, наблюдение за природоведческими объектами, наблюдения за общественными явлениями, трудом взрослых. На прогулках планируется 3-4 новых подвижных игры в месяц. При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений: желательно, чтобы в течение месяца дети знакомились с подвижными играми на разные виды движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками. В вечернюю прогулку не следует планировать игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. В этот отрезок времени целесообразно планировать игры средней и малой подвижности, игровые упражнения на закрепление основных видов движения, творческие игры детей и т. д.

При планировании подвижных игр следует учитывать, что в дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание, ловля мяча и т. д. ).

Упражнения детей в основных видах движения желательно организовывать индивидуально или по подгруппам (с детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений), разной степени интенсивности, в зависимости от степени подвижности детей. При планировании игровых упражнений надо учитывать основные виды движений, которые использовались в подвижных играх: если подвижная игра была с бегом, то игровые упражнения можно планировать с метанием, прыжками, лазанием. В течение одного дня на прогулках желательно чтобы фигурировали различные виды основных движений.

Остальные формы работы с детьми планируются на прогулках периодически, с учетом времени года и погодных условий, а также деятельности детей в течение дня. Если в содержании других режимных моментов уже присутствуют игры на развитие мелкой моторики, то на прогулке целесообразно взять тот вид деятельности, который еще не имеет своего места в календарном плане на этот день. В то же время имеется некоторая особенность планирования отдельных видов деятельности в режимные отрезки: например, трудовую деятельность с детьми желательно планировать на прогулке в первую половину дня, а творческие игры – на вечерней прогулке.

При планировании второй половины дня важное место занимает разнообразная игровая, трудовая, театрализованная деятельность, а также чтение художественной литературы, ознакомление с основами безопасности. Этот отрезок времени предполагает более спокойную деятельность, способствующую развитию творческих способностей детей, навыков взаимодействия со сверстниками.

В вечернем отрезке времени основное место занимают различные виды игровой деятельности (настольно-печатные игры, игры с конструктором, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики, словесные и речевые игры, игры-имитации). Циклограмма на вечерние отрезки времени составлена таким образом, чтобы при планировании можно было учесть все предшествующие виды деятельности в течение дня и не перегружать календарный план однообразными формами работы с детьми.

Большое место в календарном плане в этот отрезок времени отводится наблюдениям в природе, продуктивным видам деятельности, опытно-экспериментальной деятельности, а также различным видам рассматривания (альбомов, иллюстраций, фотографий и т д. ). Планируется такой вид работы как занятия по интересам, совместная деятельность воспитателя с детьми, работа по привитию культурно-гигиенических навыков, работа с родителями.

Итак, календарное планирование с использованием циклограмм на каждый отрезок времени в режиме дня помогает педагогу равномерно распределить программный материал в течение месяца, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу, позволяет сосредоточить внимание на главных задачах реализации образовательной программы, придерживаясь основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 

 

Список использованной литературы

1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Сфера, 2007.

2. Алексеев А. П. Правила дорожного движения. М.: «Эксмо», 2008

3. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник. СПб.: Детство-Пресс, 2004

4. Веракса Н. Е. Примерное общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ-2014

5. Голицина, Н. С. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в детском саду / Н. С. Голицина. – М.: Скрипторий 2003, 2012.

6. Григорьева Г. Г. Программа воспитания и развития детей до трёх лет «Кроха». М.: Просвещение, 2001

7. Доронова Т. Н. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мира детства: конструирование возможностей». М.: АСТ-Астрель, 2015

8. Дьяченко В. Ю. Развитие речи. М.: Сфера, 2008

9. Долгова Т. Л. Кравченко И. В., Прогулки в детском саду. М.: Сфера, 2009

10. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников. М.: Сфера, 2008

11. Кочергина В. Н. Инновационные формы и методы работы в детском саду // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. - № 8.

12. Лиштван З. В Игры и занятия со строительным материалом. М.: Просвещение, 2006

13. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М.: Сфера, 2012

14. Миникаева А. Т. Организация наблюдений на прогулках с детьми старшего возраста. Н. Челны, 2010

15. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014.

16. Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: «Айрис-пресс», 2008

17. Полищук Н. К. Детские подвижные игры. Ростов-на Дону «Феникс», 2006

18. Рунова М. А.. Игры и игровые ситуации с включением разных форм двигательной активности // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. - №4.

19. СанПиН 2. 4. 1. 3049-13 " Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

20. Скорлупова О. А. Играем, играем. М.: Скрипторий. М.: Сфера, 2006

21. Тихомирова Л. Ф. Уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль, Академия развития, 2012

22. Федеральный государственный образоватлеьный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

23. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
(принят ГД ФС РФ 21. 12. 2012)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.