Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Каждый камень на картине являет лицо духовного человека или ребенка. Справа можно рассмотреть лики двух святых с ореолами. Остров на картине, как маленькая планета, которая принимает высокодуховных людей, но, а тех, кто еще не готов, волны отбрасывают, сн



 

Каталог картин, посвящённых карельскому периоду пребывания Николая Рериха в Сортавала. Выставка «Сказка Севера глубока и пленительна»


Название: Святой остров. 1917.

Местонахождение: Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург.

Материалы, размеры: Холст, темпера. 49 x 77 см.

Примечание: Изображен " Святой остров" (Пюхасаари) у северо-западного края острова Валаам

   


                          На ней крупным планом изображён остров и подплывающая к

                                   нему лодка с двумя святыми старцами. Возможно, что художник подразумевал под ними основателей Валаамского монастыря:

          Преподобных Сергия и Германа. Выбранный автором сюжет не случаен. В начале XX столетия петербургский исследователь Якубовский во время своей экспедиции в

Приладожье записал финскую легенду об основании

Монастыря, в которой утверждалось, что пришедшие на      Валаам монахи

первоначально жили на соседнем острове,

так как сам остров Валаам был занят местными жителями».

 

ü В 1991 году в отделе рукописей Государственной библиотеки

СССР им. В. И. Ленина московской исследовательницей

Натальей Охотиной была обнаружена рукопись XVI века,

в которой повествуется об изначальном выборе монахами

Святого острова, а затем уже Валаама.

ü Остаётся лишь удивляться интуиции Н. К. Рериха,

который принял легенду за исторический факт

задолго до его подтверждения.

 

 

 

Описание картины: Рерих подчёркивает резкие контрасты Валаама, охра и синие тона сочетают в себе вечное противоречие света и тьмы, тепла и холода. Два старца вносят умиротворение картине, они вносят тишину и гармонию перед необузданной природой. Облако похоже на стрелу, а лодка, на которой сидят два старца, повторяет движение этого самого облака. Деревья и скалы сливаются в единый монолит, очертания камней напоминают лица гигантских исполинов. Художник возвеличивает природу, создает ее обобщенный символ, одухотворяет ее.

Каждый камень на картине являет лицо духовного человека или ребенка. Справа можно рассмотреть лики двух святых с ореолами. Остров на картине, как маленькая планета, которая принимает высокодуховных людей, но, а тех, кто еще не готов, волны отбрасывают, сносят.

 

 

Название: Властитель ночи.

Год: 1918

Где находится: Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

Материалы, размеры: Фанера, масляная темпера. 72, 8 x 79 см.

Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк).

 
 

Для создания своих образов Рерих прибегает к общечеловеческим представлениям об огне, известным в мифологиях, учениях и религиях всего мира. В этом сопряжении древней мудрости и красоты с современным духовным поиском Рерих находил для себя то всеединство, которое так убеждает в его творчестве помимо всяких слов. Таковы его произведения «Властитель ночи» (1918), «И продолжаем лов» (1922), «Мост славы» (1923), «Чудо. Явление Мессии» (1922), «Моисей Водитель» (1925), «Матерь Мира» (1924) и многие другие. «Самый чудесный огонь есть пламя сердца, насыщенное любовью» 38, – подчёркивал Рерих.

                                                                                             Картина была написана в 1918 году,

когда Рерихи жили в уединении на острове Тулола, на Ладоге,

и, восхищаясь сказкой Севера, внимали мудрости

Бхагават-Гиты, Тагора, Рамакришны.

К картине написано одноименное стихотворение.

Описание картины: «Властитель ночи» (1918) — на фоне золотистых тонов шатра девушка на коленях всматривается в раскрытый проем, где тайной насыщено пространство, где в сумерках лежат синие воды залива и дальние скалы. Она охвачена ожиданием высшего озарения и силы, которая освободила бы ее духовно и социально. »

Н. К. Рерих описывает это в стихотворении " Властитель ночи", которое было создано в Карелии одновременно с одноименной картиной:

 " Должен Он прийти - Властитель ночи.

 И невозможно спать в юрте на мягких шкурах.

Встаёт Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь.

Ах, томительно ждать. И мы Его призовём. Вызовем.

Огонь желтый и юрта золотая. И блестит медь. Начинается колдовство.

 Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжет травы.

И вспыхнет зеленый огонь. Надежды! И ожидания.

Но молчат тени и нейдёт Он. Ах, бессильны добрые слова.

Пусть войдет та, злая. И бросит красные травы.

И заволочет туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут.

 Кружитесь и летите в пляске. И обнажитесь, откройтесь.

И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы и багровее пламя.

Ах, приди и останься. И притянулась и обняла пустое пространство.

Не помогло красное пламя. И вы все уймитесь. И войдите. И оставьте меня.

 Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намет. Допустите воздух.

 И вошла ночь. И открыли намет. И вот она стоит на коленях. Ушел приказ.

 Ушло вдохновение. И тогда пришел Он, властитель. Отступила Дакша. Замирая.

 И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, как проста ночь.

 И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушел.

Растаял. Всё просто". (Н. К. Рерих. Сказки. Властитель ночи. )

 

Название: Клад захоронённый. 1917.

Местонахождение: Музей Николая Рериха,

США. Нью-Йорк.

Материалы, размеры: Холст, масляная темпера. 48. 3 x 76. 3 см.

 
Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк)

 «Клада захороненного» отражает события из жизни самого художника во время тяжелой болезни, отрезанного от Родины, в тревожные дни смутных предчувствий войны: «Я приготовился выйти в дорогу. Все, что было моим, я оставил... » Кроме картин, навеянных северными пейзажами Карелии, -" Святой остров", " Северные острова", " Еще не ушли",

" Скалы и утесы", " Ладога", " Север" и других,

- Николай Константинович задумывает сюиту " Героика"

и создает к ней семь эскизов: " Клад захороненный", " Зелье Нойды", " Приказ",

" Священные огни", " Ждут", " Конец великанов", " Победители клада".

Серия построена по мотивам скандинавской мифологии,

но мифологические персонажи в ней лишь действующие лица,

посредством которых художник иносказательно

передает свое восприятие текущих событий.

Описание картины: Колорит картины – алые краски рассвета или заката, многочисленные лики в скалах и камнях подчеркивают напряженно-тревожное состояние в картине.

«Налево и сзади – сгрудились скалы, покрытые лесом. Черные озерки в отвесных берегах. На одном месте камни напоминают старую основу жилища... Массив нашего острова очень древен. По всем признакам вулканические образования давно закончились. На таких массивах можно бы осуществить нашу давнюю мысль постройки храма, где сохранятся достижения культуры нашей расы. Где на самых прочных материалах самыми прочными способами будут запечатлены все лучшие достижения человечества. Будут изваяны лучшие чертежи и вырезаны наиболее полезные формулы. При непрочности наших обычных материалов, при невероятной преходящности бумаги, красок и всего – такое хранилище было бы величественно. Тайник знания. Знание для знания. Великое творчество».

Клад это бесценное сокровище, сокрытое верным человеком в недоступном месте. Клад - это ключ к счастью человеческому - " Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клады брать", - говорит писатель. Клад - это правда жизни, скрытая до времени. Расширяя границы образа, Рерих говорит о подземных кладах Руси, где много добра захоронено. " Русь берегите". И далее, для Рериха клады - это вековые накопления народной мудрости, захороненные в его фольклорных творениях, в легендах, сказках, пословицах.

Существует и такая трактовка смысла этого полотна: " Злая колдунья закрыла все подступы к скрытой правде жизни. Но звучит приказ - готовиться к битве. Священные огни укажут, куда идти в поиск за кладом. Люди ждут знака. Получив его, они выступят в путь и встретят великанов (в скандинавских мифах - демонов). Великаны будут повержены и победители клада восторжествуют

Здесь он видит " чеканку мудрости". В статье " Древние источники", заключающей сборник " Сказки", читаем: " В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа... Во всех веках и народах будут всегда краткие периоды, в которые будут спесиво отринуты эти накопления. Как клады, временно уйдут они под землю. Как в запрещенных катакомбах, останется лишь шепот молитв. Так где-то и все-таки в полной бережливости сохранятся знаки народной наблюдательности, и опять их достанут из тайников. Опять с обновленным рвением будут изучать, И опять именно из этих неисчерпаемых источников обновятся основы культуры. "

Название: Покаяние. 1917.                                                                                                                                             Местонахождение: Музей Николая Рериха,                                                                                                                                               США. Нью-Йорк.

Материалы, размеры: Холст, масляная темпера. 62. 8 x 80. 5 см.

Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http: //www. roerich. org

 
 

У протестантского храма (кирхи) на картине нет крыши,

что тоже является своеобразным знаком.

 

Описание картины: Еще одно произведение, навеянное ощущениями надвигающейся войны и хаоса. Художник, напротив, в этом растущем безумии испытывает покаяние. Он оторван от родины, он серьезно болен и написал завещание, но в то же время он, находясь в уединении, переживает новый этап своей жизни, переосмысливает ее, знакомится с жемчужинами мудрости Востока. У темной, занесенной снегом кирхи, мы видим одинокую, склоненную фигуру в монашеском одеянии. Трудно понять, мужчина это или женщина. Но у Николая Рериха суть в другом, ему важно передать сам символ покаяния – здесь не личная трагедия человека, скорее здесь настроение исторического момента, поэтому фигура обезличена и мала на фоне несколько зловещей кирхи и виднеющихся за ней стен монастыря. Покрытое давящими тучами небо дополняет удручающую картину. Тихо падающий снег отвечает внутренней тишине одинокой фигуры. Картина написана в Карелии и, возможно, на ней изображен остров Линнасаари.                                                                                                                                              

 

                              

 

                                                

Название: 1940. Весть Тирону.

Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока.   

Россия. Москва.   

Материалы, размеры: Холст, темпера. 76. 5 х 122 см.

Источник: Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http: //госкаталог. рф/   

 
                                                                                     

 И Рерих пишет «Весть Тирону». Почему-то именно тогда он вспомнил Федора Тирона, одного из первых христиан, жившего во времена римского императора Диоклетиана, известного своими гонениями на христиан. Вместе со своими единомышленниками Тирон был схвачен и замучен римскими легионерами. Говорят, кто-то предостерегал Тирона о грозящей беде, но тот не поверил предупреждению.

ü В Монголии поход объявлялся посылкой стрелы князю-Нойону.

Стрела, прилетевшая к Фёдору Тирону, шла с Востока.

Фёдор Тирон — римский легионер, при императоре Диоклетиане,

гонителе христиан, принял христианство и был замучен около 306 года.

Описание картины: Картина относится к событиям татарского ига, как это полагает Святослав Николаевич. Однако ему не пришлось беседовать об этой картине с Н. К.

«Сейчас пишу картину “Весть Тирону” — призыв к обороне Родины, и “Новая Земля” — новгородцы в Арктике. Хорошая радость, живущая в красоте и научной реальности. На просторах русских столько ещё не вскрытого. Всё, что найдет народ русский, будет к украшению и прославлению. Русь захороненная, Русь подземная, покажись во всём величии! »

 

Название: Святое озеро. 1917.

Местонахождение: Коллекция Г. Рябова. Нью-Джерси. Нью-Брансвик.

Джейн Воорхис Зиммерли музей при Ратгерском университете. США.

Материалы, размеры: Оргалит, темпера, масло. 95. 5 х 121 см.

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха. Сост. В. Бендюрин

 http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 
 

Мотивы северных ландшафтов, так же как и характерные для этих мест деревянные строения шатрового типа (часовня Архистратига Михаила, Покровская церковь в Кижах и др. ) не раз ещё встречаются в произведениях Рериха.

В Ковно Рерих запечатлел и остатки феодального замка рыцарской эпохи, расположенного в самом центре города, — «Замок крестоносцев на Немане». Так за несколько лет художник создал большую живописную архитектурную серию, насчитывающую около 90 полотен.

Говоря о ней, русский писатель Сергей Эрнст отметил очень

важный момент: «Художественные достоинства этюдов не

должны закрывать для

нас и большое общественное значение их, ибо они явились одним

из первых сильных голосов, прозвучавших защитой древнего

национального достояния России, защитой её старого искусства,

её души, которой грозят... забвения и уничтожения».

Описание картины: «В Ковне и в Кеданах есть чудные старинные домики, — читаем в статье художника ''По старине'', — а в особенности один с фронтоном чистой готики»7. «Теперь дом в частном владении, когда-то церковь. Фасад чистой готики, очень похожий на фасад знаменитого виленского костёла св. Анны. Наполеон говорил, что перенёс бы его на ладони в Париж»8. Этот дом был изображён Рерихом на рисунке «Ковно. Готический фасад дома»

Впоследствии Николай Константинович Рерих ещё не раз обращался к жанру архитектурного этюда. В 1916 году им были написаны работы «Старая Рига» и «Старая Вильна».

 

 

Название: Добрые травы. 1941.

Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока.

Россия. Москва.

Материалы, размеры: Холст, темпера. 76. 5 х 122. 5 см.

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха. Сост. В. Бендюрин

http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 
 

Н. К. Рерих неоднократно обращается к трактовке нравственного понятия «подвиг», естественного для русского сознания и не имеющего аналога и эквивалента в языках европейских стран.

ü В статье «Подвиг» он дает свое определение высшему состоянию человеческого духа. Героизм, доблесть, самоотречение, по мнению художника, не полностью раскрывают смысл «лучшего русского слова». В основе подвига лежит принцип человечности, утраченный и «забытый в особенном небрежении». «Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Неудивительно ли, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию. Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и несет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях... Ласковость, дружелюбие, помощь угнетенному – вот характерные черты героя.

Описание картины: Образ Василисы Премудрой сродни образу славной богатырши Настасьи Микуличны, стоящей на страже родной земли. В них воплощены особенности женского национального характера: отвага, мудрость, любовь, сострадание, а главное – готовность к подвигу.

Основная мысль в том, что совсем скоро надвинется некая разрушающая злая сила на Русский народ (впоследствии, мы понимаем, что это Великая Отечественная война), после которой стране придется подниматься с колен в самом прямом смысле этого словосочетания.

Столь же одухотворенной предстает природа в лирической композиции «Добрые травы (Василиса Премудрая)». Трогает душу типично русский пейзаж с пологими берегами, поросшими нежной весенней травой, бирюзовой рекой, омывающей розовато-сиреневые холмы, виднеющиеся вдали. На берегу реки Василиса Премудрая, любимая героиня русской народной сказки, собирает добрые травы, чтобы приготовить из них живую воду. Много понадобится Новой Стране целебной воды, чтобы залечить физические и душевные раны, нанесенные войной.

 

 Пейзаж в картине выступает основным источником настроения и формирования эмоционально-художественного образа. Льнущие к ногам Василисы густые, высокие изумрудные травы согнулись под напором налетевшего ветра, словно прося у девушки защиты. И эта энергия стремительного порыва, усиленная неподвижностью реки и пронзительной синевы неба, вносит в безмятежную сцену ощущение скрытой тревоги и внутреннего беспокойства.

 

Знание, ведение, провидение, основанное на интуиции, жизненном и духовном опыте, являются мудростью. Именно она подвигает Василису на поиски лечебных трав для врачевания, инока Сергия на строительство церквицы для будущего духовного окормления Руси, саму Софию Премудрость – на огненную манифестацию, пророчествующую о грядущем мировом пожаре.

 

 

Название:  Пантелеймон Целитель. 1916.                                                                                                                                     Местонахождение: Музей Николая Рериха, США.                                                                                                                                                                    Нью-Йорк

Материалы, размеры: Холст, темпера. 44. 4 x 78. 5 см.

Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http: //www. roerich. org

 


 В разгар Первой мировой войны в 1916 году. Без нимба, символа святости.

Описание картины: Картина написана на сюжет русской легенды об искусном врачевателе - Пантелеймоне-целителе. На цветущем лугу он собирает лекарственные травы, которые светятся в траве, как маленькие огоньки или звёздочки. Он набрал уже полную сумку целебных трав. Когда Пантелеймону попадается ядовитый цветок, он не уничтожает его, а только грозит ему пальцем и приглашает одуматься и исправиться.

 

У Пантелеймона длинная борода, его согбенная фигура говорит об очень

преклонном возрасте, но всё равно целитель выходит на луга, чтобы помогать людям. Его одежда напоминает одежду монаха, что также подчеркивает его служение людям, Общему Благу. Удивительно написана природа. Именно так, чтобы почувствовать, что это легенда. " Природа сказочно красива: цветочны травы, глубоко сини волнистые дали. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, черные с желтым, любой выбирай. Всё нетронуто, всё ждёт. " (Н. К. Рерих. Чаша неотпитая)

 

А небо - там тоже свои холмы, камни, тоже пейзаж. Небо занимает большую часть картины. Оно едино с земными красотами и отсюда эта совершенная гармония и равновесие, изливающиеся из этой картины. Фиолетовый цвет и зелень замшелых камней с золотистыми блёстками контрастирует с бледно-голубыми небесами. Краски неба мы находим в камнях, лугах и далеких холмах, очертания которых напоминают очертания облаков. Едины Земля и Небо. И Пантелеймон тоже в гармонии и единстве с ними. Краски, которыми написана его фигура - это краски лугов и цветов. Это говорит о его духовной слитности с природой. И даже его поза, его согнутая спина образует плавную линию, которая гармонично вписывается в линию холмов на самом дальнем плане и не нарушает общего равновесия.

 

Название: Мост славы. 1923.

Местонахождение: Музей Николая Рериха,

 США. Нью-Йорк.

Материалы, размеры: Холст, темпера. 81. 8 x 163. 2 см.

Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http: //www. roerich. org

 
 

В 1923 году Рерих написал картину «Мост славы», на которой впервые заполыхало полярное сияние. Он изобразил там авроральное явление в виде дуги с лучистой структурой. Во всё темное небо раскинулись острые снопы света, написанные полупрозрачными красками. На них художник наносил отдельные красочные корпускулы, напоминающие неровный слой сгрибившейся олифы на

старых иконах.

Эти мелкие образования имеют определённую толщину и

округлую форму, слегка вытянутую по направлению полёта.

Кое-где сгрибившиеся верхушки ещё слегка тронуты более

 интенсивным тоном, дающим дополнительный эффект радужного

 перелива красок. Эта необычная фактура красочного слоя

в каком-то смысле соответствует новым физическим представлениям о

волновом и корпускулярном дуализме материи.

Разлетающиеся волны и лучи огненной субстанции,

быть может, являют своеобразный живописный аналог современным

воззрениям

 квантовой механики, где свет описывается в виде волн

и ансамбля отдельных фотонов.

 

Описание картины: Произведение продолжает серию «Sankta», написанную в 1922 году. Здесь мы снова видим образ святого Сергия. Мост, по Рериху, «символ объединения Миров».

 «Бог вложил человеку вечность в сердце, – обитель духа нетленна, вечна через все воплощения.

 

И познает она свет, ибо и сама является источником света... светоносность есть один из первых признаков действия энергий этих.

Когда нагнетется свет этот, когда делается видим и нашему глазу, – этот момент всегда остается жданно-нежданным. Завещано держать светильники зажженными, но момент вестника несказуем».

«Марево, зарево, зарница – вестники далеких событий.

 Северное сияние или Гималайское свечение напоминают о накоплениях, невнятных уху и глазу. Только сердце почует их, отстучит тревожно или торжественно»

 

Н. К. Рерих ищет чистые, светоносные краски и находит их, как ни странно, не на жарком юге, а на русском Севере. Завороженный сполохами полярных сияний, он, как никто другой до него, отважился запечатлеть на полотне эту огненную стихию. На картине впервые засветились холодными лучами вспышки пространственных излучений. Это уже была та фактура цвета, которая возобладала в последующих его работах. Теперь всё на его картинах несло одну природу цвета и было одновременно и космическим и земным.

 

 

Название: Могила викинга. 1908.

Местонахождение: Горловский художественный музей. Украина.

Материалы, размеры: Картон, пастель, гуашь, уголь. 52 x 76 см

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха. Сост. В. Бендюрин

http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 
 

Эпоха викингов, «полная дикого простора и воли», вызывала у художника огромный интерес. В 1907 году, когда семья Рерихов провела всё лето в путешествии по Финляндии и Карелии, Николай Константинович непосредственно соприкоснулся с историей и героическим эпосом северных народов, что нашло отражение в его художественном и литературном творчестве, — вспомним, например, сказку «Гримр-викинг», написанную в духе северной саги.

Отзвуки героических настроений далёкого прошлого ощущаются

 в небольшой пастели Рериха «Могила викинга», где,

как и в большинстве работ Николая Константиновича,

мысли о природе сливаются с мыслями о человеческих судьбах.

 

Описание картины: Мы видим суровый северный пейзаж: небо, охваченное сдержанным, но неотвратимым движением облаков, свинцовые воды, омывающие высокие берега, старинный замок, языческий памятник над могилой викинга. Это не просто исторический пейзаж. Вглядываясь в картину, мы чувствуем одухотворённость всех её элементов и проникаемся миропониманием художника, который постиг тайну бытия как непрерывного потока вечной жизни, оставляющего на земле свои временные вехи.

 

Название: Стражи снега. 1922.

Местонахождение: Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк.

Материалы, размеры: Холст, темпера. 51. 5 x 76 см.

Источник: Сайт Музея Николая Рериха

 (Нью-Йорк) http: //www. roerich. org

 
 

«Стражи снега», 1922, написаны в Америке и во многом напоминают

 эскиз декорации к опере Римского-Корсакова «Снегурочка» – «Северная ночь» 1919 года.

 

Описание картины:   Художник любил замечать и всячески подчеркивал в своем творчестве идею «живой Природы», когда камни, скалы, небо и деревья исполнены ликов и кажутся живыми. Так и на этой картине все силуэты оживают даже под пеленой снега. Впоследствии он развил эту идею до совершенства в своих «портретах» гор.

 

 

 

 

 

  Название: Ступени. 1918.

Местонахождение: Собрание Л. А. Федуна. Россия. Москва

Материалы, размеры: Картон, темпера. 43, 5 х 61 см.

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха.

Сост. В. Бендюрин http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

Описание картины:

 Рериховский пейзаж — это берег моря, обязательно северного, — низкий, плоский, на который набегают серые волны, или крутой, где скалы напоминают окаменелые чудовища. Это зелёные просторы, покрытые валунами, как бы проросшими из земли, и дальние округлости холмов, среди которых неслышно текут синие реки.

 

Ступени эволюции. От первобытного строя к информационному обществу. Развитие человечества.

 

 

Название: Приказ. 1921.

Местонахождение: Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха.

Россия. Москва.

Материалы, размеры: Холст, темпера. 50. 2 х 76. 2 см.

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха.

Сост. В. Бендюрин http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 
 

Эта картина является вариацией одной из серии Heroica. Первоначальное командование было продано вскоре после этого, но Рерих считал, что сообщение, которое оно носит, настолько важно, что вторая версия - предлагаемая здесь картина - была написана и включена в выставку его работ, которые гастролировали по городам США с 1920 по 1923 год.

 

Описание картины: Командование представляет собой острое, личное заявление художника, задуманное в результате краха стран и ценностей и перед лицом всепоглощающего хаоса и разрушения. Нам остается задуматься, приходит ли команда от человека, кричащего на Небеса, чтобы остановить безумие или от Небес, побуждая его продолжать стремиться. Возможно, это команда, данная человеком и Небесами вместе, объединившаяся в высшей степени, чтобы обуздать силы, которые угрожают самому существованию обоих. Как и во многих его предыдущих работах, он выражает прошлое как источник истинных ценностей и силы, на этот раз через изображение древней одежды фигуры.

 

В этой более поздней версии Рерих находит более тесную связь между фигурой и горными облаками, так как рука человека и линии скал отходят вдаль. Более темные оттенки синего придают настроение более выразительное, усиливая мрачную и сильную атмосферу. Команда - пример Рериха в разгар его доблести, поскольку он использует свое искусство, чтобы передать эмоционально волнующую концепцию.

 

 

Название: Снегурочка и Лель. 1921.

Местонахождение: Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк.

Материалы, размеры: Картон, темпера. 52 х 31 см.

Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http: //www. roerich. org

 
 

" Снегурочка" принадлежит к числу " солнечных опер" композитора. Основным поэтическим содержанием ее является художественное претворение древнего солнечного культа, оставившего глубокий след в народном сознании. " Снегурочка", как и все творчество Римского-Корсакова мне близка", - признавался Рерих. В миропонимании у Рериха и Римского-Корсакова было много общего: они оба тянулись к истинным ценностям, находя их в природе, русской старине, в истории, в фольклоре.

В 1920 году Рерих принимает предложение оформить оперу Римского-Корсакова " Снегурочка" для чикагского театра Опера Компани. Художник создал огромное количество рисунков и эскизов к ней. Предыдущие сценические версии 1908 и 1912 годов переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, но работы 1921 года отличались

совершенно новым, в чем-то неожиданным подходом к

 драматургическому материалу и иной характеристикой персонажей.

                                                            

В новой трактовке " Снегурочки" смешались " все элементы влияний на Россию": Византия (царь Берендей и его придворный быт), Восток (торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из теплых стран), Север (Мороз, Снегурочка, лешие). Много общего нашел художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны. " Вне излишней историчности, вне надуманности " Снегурочка" являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу", - пояснял Рерих свою трактовку. Именно поэтому столь разнообраен и внешний вид персонажей оперы. Эскиз " Берендей и Снегурочка" стилизован автором под древнерусскую икону. В работах " Лель и Снегурочка" и " Купава" художник создал вполне определенный азиатский этнический тип.

Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона. Рерих вспоминал, как в " Чикаго во время постановки " Снегурочки" мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах или линиях доисторических славянских одеяний".

Описание картины: Работая над новой постановкой «Снегурочки» в 1921 году, Николай Рерих пишет образы Снегурочки и Леля более обобщенно, чем прежде, но все так же наполненными славянской символикой. Так, Снегурочка уже не напоминает сказочного персонажа, но больше похожа на крестьянскую девушку. А черты лица Леля, чей образ опирается на иконографию Кришны Венугопала (играющего на флейте), явно говорят о его восточном происхождении.

В очерке «Одеяния духа» художник пишет: «легенда-сказка «Снегурочка» показывает часть подлинной России в ее красоте. Островский, реалист-драматург, только раз в жизни отдал вдохновение сказке. Римский-Корсаков отдал «Снегурочке» молодой запас сил. И легенда убедительна своим подлинным эпосом. Все элементы влияний на Россию видны в «Снегурочке». И время сказки – поэтичное время славян, почитавших силы природы, – дает светлую атмосферу ликования природы. Мы имеем элементы Востока: ... тип легендарного пастуха Леля, столь близкого с обликом индусского Кришны. И наконец, мы имеем элементы Севера. Элементы лесных чар. Царство шамана: мороз, лешие, Снегурочка... Все подробности архитектуры и всей жизни русской обусловливают и подробности костюма, при общечеловеческом сотрудничестве слагается и смысл общечеловеческий».

 

Название: Ждущая. 1941.

Местонахождение: Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург.

Материалы, размеры: Xолст, темпера. 62 х 123 см.

Источник: Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р).

 
 

Находясь по состоянию здоровья с 1916 по 1918 гг. в Финляндии, Н. К. Рерих задумал картину о девушке. преданно ждущей своего возлюбленного, а также обо всей их семье, всеми помыслами стремящейся в Россию, ждущей возможности вернуться на Родину. Северная природа навеяла мысли о Сольвейг, ждущей скитающегося Пер Гюнта.

 

Описание картины: На картине " Ждущая" изображен северный пейзаж в удивительном сочетании синего с желтым. Фигура девушки устремлена вперед, в будущее, где на горизонте появляются облака, которые как бы сочувствуют ее скорби. Они не тяжелые, не давящие, а сострадающие, окрашенные в желтый цвет надежды. Они отражаются в голубоватой воде. Голубой - цвет веры и надежды в возвращение любимого, или в возвращение на Родину, цвет мудрой радости.

 

Учитывая, что картина создана в 1941 году, синие тона говорят о вере в конечную победу русского народа над врагом.

 

Несмотря на ожидание, на картине нет хаоса, беспокойства и волнений. Девушка уверена, что дождется. И горы, как живые, тоже помогают ждать, как бы уверенно вдохновляя и поддерживая девушку в ее лучших чувствах. И вся природа - небо, вода, горы, земля так же устремлены, как и сама Ждущая.

 

Название: Дочери земли. 1919.

Местонахождение: Brandeis University, Rose Art Museum.                                                                                                                                                              Waltham, Массачусеттс, США.

Материалы, размеры: Холст, масло. 127. 3 x 132. 7 см.

Источник: Сайт Эстонского общества Рериха http: //www. roerich. ee/

 


 Н. К. Рерих очень много картин посвятил женщине - это и " Василиса Премудрая", и " Капли жизни", " Оттуда" и др. в которых указал не только на огромные духовные накопления женщины, но и на неведомый для мужчин потенциал, позволивший им стать избранницами богов. Е. И. Р. в одном из своих писем обращенных к женщине говорила:

" Потому, стремясь к знанию, пусть не забудет она Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Приближением к этому Источнику, приобщением к этому Ведущему синтетическому Началу найдёт человечество путь истинной эволюции. Женщине дано являть мощь сокровенной жизненной энергии».

 

Название: За морями земли великие. 1919.

Местонахождение: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

Россия. Великий Новгород.

Материалы, размеры: Картон, пастель, гуашь. 52. 3 х 42. 7 см.

Источник: Рериховский век (I). Каталог выставки. Живопись и графика. СПб.: Золотой век, 2009

 

 
Славяно-русский период творчества Н. К. Рериха был углублением в далекое прошлое России и художник вступал здесь в соревнование с целой когортой русских исторических живописцев, возглавленной в то время В. М. Васнецовым. Достоверны васнецовские богатыри; их доспехи срисованы с музейных экспонатов. Красочны и реалистичны картины на сказочные сюжеты, но реализм, иногда переходящий в натурализм, разрушает колдовское волшебство сказки, диссонирует с ним, а тщательно выписанная картина порою кажется изображением театральной сцены. Васнецовский подход к исторической живописи нужен, но персонажи его картин выглядят людьми XIX в., переодетыми в костюмы, сшитые по старым образцам.

Полотна Рериха создавались на новых, совершенно иных принципах, и его живопись отличалась от старой исторической школы примерно так же, как психология отличается от анатомии. Вдумываясь в облик славянского мира в глубокой древности, Рерих однако не ограничивался наитием художника: он сам вел археологические раскопки и хорошо знал подлинные остатки древней жизни. Чутье художника помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника.

В своем творчестве Рериху удалось такое воссоздание духа времени, которое слило воедино романтику и достоверность, символику образов и передачу важных размышлений о корнях народной культуры. Новизной формы и философской глубиной содержания Рерих сразу покорил современников и, что не всегда случается с новаторами, сохранил силу своего магического воздействия и на потомков. Чем выше поднимается наш культурный уровень, тем шире становится круг почитателей этого проникновенного художника. "

+ есть схожесть со знаменитой картиной = проводим аналогию

Идея: Юдифь – библейский персонаж, девушка-вдова, которая согласно легенде спасла жителей города Ветулия от порабощения войсками Ассирийского царя Олоферна. Легенда рассказывает, что был ассирийский царь крайне жесток и похотлив, сотни красивых женщин побывали в его гареме, и еще тысячам грозила та же участь,

задумай он истребить защитников осажденного города и взять его силой. Но нашлась среди проживавших в Ветулии женщин храбрая молодая вдова по имени Юдифь, готовая пожертвовать своей честью и жизнью, ради общего блага.

Юдифь требует от старейшин отказать царю в добровольной сдаче, а сама

переодевается в женщину легкого поведения – куртизанку и отправляется в стан врага. Красиваяеврейка сразу же привлекает взор царя, который требует ее к себе. Ночью, когда царь заснул, Юдифь взяла острый меч и отрубила ему голову, после чего свободно прошла мимо спящих воинов и вернулась в свой город.

Именно сцену возвращения Юдифи и рисует кисть художника, на картине изображена сама Юдифь, а также ее служанка. Девушка держит в руке огромный меч, лицо ее задумчиво и даже печально, ноги босы, но она решительным шагом стремиться домой. Служанка едва поспевает за быстрым шагом молодой вдовы, рукой придерживая корзину, в которой покоится голова царя. На заднем фоне картины виднеются дома и строения, все же остальное пространство занимает чистое утреннее небо.

Боттичелли все же отдает предпочтение героическому моменту в жизни Юдифи, делая из нее символ бесконечной отваги и решимости.

Описание картины: Небольшой рисунок: девушка с веткой рябины на песчаном морском берегу; на ней украшения, известные нам по раскопкам латышских могильников X в. Научная реконструкция археологического объекта? Нет, неизмеримо больше — надпись: «За морями земли великие». И в памяти человека, рассматривающего рисунок, встают повествования о кораблях викингов, о далеком кружном пути «из Варяг в Греки», ведшем морями из Балтики в океан, через Гибралтар в Средиземное море, в Рим, в «жребий Хамов» (Африку) и в величественную столицу Византии — Царьград... А нарисована ведь всего-навсего крестьянская девушка, всматривающаяся в морскую даль.

 

Название: Предстоящий. (Столпник). Экстаз. 1918.                                                                                                         Местонахождение: Частная коллекция.

Материалы, размеры: Холст, масляная темпера. 154, 3 х 129, 4 см.

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха. Сост. В. Бендюрин http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 

 
Трудные годы, предшествовавшие революции 1917 года, Рерих отступил в отдаленную изоляцию карельской деревни, где продолжил свое духовное путешествие и художественный рост. Настоящий монументальный шедевр, написанный в Сортавале в 1918 году, является одной из самых важных работ того периода и, возможно, одним из величайших достижений всего его художественного наследия.

«Вряд ли можно найти ту же жизнерадостность и энергию, которые дает вам Север... Когда человек оказывается в природе, он как ребенок. Ребенок иногда видит кошмар, но ему достаточно открыть глаза, чтобы снова оказаться в раю... Мне кажется, что у меня достаточно энергии, чтобы начать новую главу в моей жизни. Меня больше не беспокоит, и мое прошлое не беспокоит меня... Меня зовут будущее. »

Описание картины: На картине изображен изможденный отшельник в стоическом созерцании: молящийся стилит (христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п. )). среди обнажения скал. Его борода выросла достаточно долго, чтобы коснуться его коленей, свидетельствуя о продолжительности духовных поисков человека. Хотя он засох, он представляет мощную фигуру, стоящую вертикально и пристально глядя в свет выше. Его ноги слились со скалой внизу: стилит интегрируется со своими прекрасными окружающими и, возможно, с Вселенной выше. Монолитные скалы и жесткие скалы, которые парят на расстоянии выше фигуры, напоминают человеческие лица, подразумевая, что его путешествие является одним из тысяч в вечной традиции священного созерцания.

Нарисованная с замечательной точностью, эта картина вносит в фокус команду художника по цвету и композиции. Богатая цветовая палитра состоит из переливающихся, мерцающих тонов и оттенков, которые гармонично сочетаются друг с другом, наполняя работу с завораживающим богатством и интригующей глубиной и направляя глаз зрителя от фигуры на переднем плане к горной породе в центре картины и скалы на расстоянии. Этот виртуозный эффект поощряет собственный интимный опыт зрителей с живописью и, возможно, приглашает их созерцать свое собственное духовное путешествие.

 «Рассказывая о своей встрече с Рерихом на его первой персональной выставке в Америке в галерее «Кингор» зимой 1920 года, вице-президент Института Объединенного искусства им. Рериха в Нью-Йорке Зинаида Фосдик оставила одно из самых ярких описаний эффекта этой картины: Когда я стоял перед «Сокровищем ангелов», «Языческой Россией» и «Экстази» - тремя огромными полотнами высшей красоты и спокойствия... Я больше не мог слышать толпу, она уходила и молчала. Я стоял лицом к лицу с Бесконечностью. Трудно было дышать, и слезы наполнили мои глаза, и на меня наполнились мысли и чувства... »

Художник начал работу над этой картиной годом ранее, совершенствуя композицию в 1917 году с рисунка карандашом и переходя к изучению цвета, которое более подробно изучило тело отшельника и элементы окружающего ландшафта. Окончательная картина, с ее более плотной композицией, внутренним напряжением и яркими цветами, обостряет тоны, передаваемые в этих эскизах, и приносит их в монументальные масштабы и величие.

 

Рерих назвал свое предварительное исследование «Столпник» (обозначение православного святого, достигшего святости через определенный тип долгой молитвы на открытом воздухе), но окончательная версия вместо этого была озаглавлена ​ ​ «Предчастный», буквально «стоящий раньше». После эмиграции Рериха работа получила титул «Экстази», который использовался, когда работа была заметно показана в рамках личных шоу Рериха в Лондоне и Нью-Йорке. В период с 1920 по 1923 год выставка успешно гастролировала по Соединенным Штатам с показами в Бостоне, Чикаго, Сент-Луисе, Сан-Франциско, Кливленде, Детройте и многих других городах. С 1924 года картина является почетным местом в постоянной коллекции недавно созданного Музея Рериха в Нью-Йорке. В 1935 году он был передан во владение президента музея Луи Хорча, а в 1971 году он стал частью коллекции Музея университета Брандейса в штате Массачусетс. После этого он был давно недоступен специалистам и коллекционерам, тщательно сохранившимся и скрытым с музеями и частными коллекциями. К счастью, этот красивый шедевр теперь вернулся в общественном мнении, где он может получить благодарность и созерцание, которые он так заслуживает.

 

Название: Предстоящий. Столпник. Эскиз. 1918.

Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока.

Россия. Москва.

Материалы, размеры: Картон, гуашь. 46. 3 х 46. 8 см.

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха.

Сост. В. Бендюрин http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 

Описание картины:

Среди серо-зеленых скал и камней крупным планом дано фронтальное изображение худощавой прямостоящей фигуры старика, ноги которого как бы приросли к камню. Невидящий взор старика обращен к небу. Длинная седая борода доходит до земли. На теле старика изображена только набедренная повязка. В правом нижнем углу картины изображена часть озера.

 

Название: Экстаз. Эскиз к картине Стоик.
Местонахождение:
Материалы, размеры:
Источник:

 

 

Название: Лунный свет Сортавала. 1918.

Местонахождение: Частная коллекция США.

Материалы, размеры: Дерево, масло. 40 x 39 см.

                                                                                                                                           

 
На картине изображён остров Риекалансаари (в переводе греческий остров)- один из самых крупных островов Ладожского озера. Когда-то на нем располагалась древняя карельская скальная крепость Линнавуори. Сохранились следы крепостных валов карельского городища-убежища 12 века (защита от шведов).  В данный момент на вершину крепости построена лестница (в 2015 году её установила общественная организация «Свет Ладоги»).

Остров соединен с городом паромной переправой.

Описание картины: Часть древней крепости Линнавуори на острове Риекалансаари в лунную ночь. На скале стоит три монаха.

 

 

Название: Ярилины зовы. 1919.

Местонахождение: Частная коллекция.

Материалы, размеры: Холст, масло. 114. 5 x 150. 5 см.

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха.

Сост. В. Бендюрин http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 
 

Обращение Рериха к традиционной изобразительности арктических племён было не случайным. Здесь, на севере Азии, он находил “наследие высокохудожественных сибирских древностей” и прибегал к этому источнику как наиболее достойному для реконструкции образа жизни и художественной культуры людей каменного века. Подобный подход считается оправданным и с современной научной точки зрения.

Николай Константинович высоко оценил искусство не только арктических племён, но и всех коренных народов Сибири. В те годы, когда на них висело клеймо “тёмных язычников”, когда вовсю процветал европоцентризм, когда духовные достижения стадиально далёких культур ещё не были в должной мере изучены, подобная позиция молодого художника была подлинно исторической и гуманной.

Описание картины: Обобщающим его произведением о каменном веке стало “Призыв солнца” (1919). Народное творчество северян и здесь вело Н. К. Рериха. Поэтическим образом, как он пишет, ему послужили весенние песнопения якутов. Физическое ощущение рассвета перед появлением дневного светила, бурное, экстатическое поклонение ему воспринимается как вселенский гимн космическому огню, гимн, перерастающий у художника в торжество жизни, духовного восхождения человечества по его первым ступеням культуры. Противоборство света и тьмы — лейтмотив всего творчества Рериха, и победа света звучит здесь удивительно радостно, вплетая “великие ритмы человеческих устремлений” в космическую эволюцию планеты.

 


Название: Ковёр-самолёт. 1916.

Местонахождение: Горловский художественный музей. Украина.

 
Материалы, размеры: Холст, темпера. 130, 0 x 145, 0

 

 «В годы, предшествовавшие Первой мировой войне и революции в России, у Николая Константиновича Рериха появляется целая серия картин, названных современниками пророческими. Кистью художника движет предчувствие чудовищных бедствий наступающего века. Рерих широко использует символику народных сказаний и легенд, осмысливая её по-новому, в свете своих философско-этических представлений.

Описание картины: Тревожно и сказочно светится огромное ночное небо. Сном охвачена земля, утонувшая в синем полумраке. Возле шатра, опершись на копьё, задремал на дозоре одинокий воин и не чует грозной опасности. А по небу летит ковёр-самолёт со злобным колдуном.                                                                                                                                                                                 


Основной цвет картины — глубокий ультрамарин, " играющий, словно тёмный густой сапфир" (С. Эрнст), — ассоциируется с колдовской властью злого начала и создаёт ощущение напряжения и тревоги. Главная идея картины — напоминание о необходимости духовного бодрствования в час грозящей опасности. Когда над миром сгустилась тьма, Рерих призывает к духовному пробуждению и недреманному дозору сердца, и в этом он видит свою задачу как художник и как человек… Многие ли услышали в первые годы XX века голос великого гуманиста, призывавшего к действенному дозору во имя мира на земле? Пройдут годы — и новые страшные бедствия обрушатся на планету.

 

Название: Долина Тулола. 1918.

Местонахождение: частое собрание.

Материалы, размеры: Фанера, масло. 26 x 56 см.

Источник: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха.

Сост. В. Бендюрин

http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html   

 
Выставлялась на аукционе Christies 18 апреля 2008 года.

Весной 1918 года Рерих с семьей переехал в имение купца Баринова на остров Тулолансаари. Об этом он сообщил в письме к финскому художнику А. Галлен-Каллела: “Мы часто думаем о тебе, потому что вот уже больше года как мы в Финляндии. Зима застала нас в Сортавала... Теперь мы живем на Тулолансаари, это час езды от Сортавала на пароме. Я много работаю, природа этих мест мне бесконечно нравится. Я также думаю, что несколько слов от тебя или от художественного общества властям Сортавала могли бы мне очень помочь. До сегодняшнего дня мне не на что жаловаться, можно только восхищаться их любезностью”.  

Описание картины: Картина выполнена в жанре пасторальной живописи (пастушечий, сельский), то есть, посвящена изображению природы или сельской живописи. Природа не используется в качестве простого декора; пейзаж всегда является отражением определённого внутреннего мира, настроения; краски приглушённые, слегка размытые.

 

Название: Осень. Выборг. 1918-1919.

Местонахождение: Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва.                                                     

Материалы, размеры: Тонированная бумага на картоне, смешанная техника. 23, 5 x 63. 5 см.

                                                                                         

 
Картина создана в свойственной художнику фантастичной манере. О других картинах, созданных во время пребывания в Выборге почти ничего неизвестно, поскольку этот период мало изучен. Святославом Рерихом в 1918 году( ему было 16 лет) был сделан ряд зарисовок в «Выборгской тетради».                                                                                           

Описание картины: Рериховский пейзаж — это берег моря, обязательно северного, — низкий, плоский, на который набегают серые волны, или крутой, где скалы напоминают окаменелые чудовища. Это зелёные просторы, покрытые валунами, как бы проросшими из земли, и дальние округлости холмов, среди которых неслышно текут синие реки.

Многообразен мир природы Рериха. Скромные натурные этюды сочетаются с историческими реминисценциями, фантастическими образами. Но над каким бы пейзажем он ни работал, каждое его творение звучит гимном вечной красоте природы

 

Название: Лапландский замок. 1918.

Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва.

Материалы, размеры: Картон, темпера, пастель. 39. 8 x 43, 5 см.

Серия Ладога.

Описание картины: Лапландский замок велик и мощен. Это нагромождение камней, напоминающее жилище феодала, и тишина на картине перерастает в торжественную симфонию.

 

Название: Берег. Леденец. Эскиз декорации.

Серия: Эскизы к опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (постановка в Ковент-Гарден не осуществлена) (не авт. название)

Местонахождение: Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

Материалы, размеры: Холст, темпера. 30. 7 х 40. 7 см.

Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http: //www. roerich. org

 
 

В 1919 году Томас Бичем, финансирующий «Русские сезоны» Д. Дягилева, предлагает Н. Рериху написать эскизы для нескольких постановок Н. А. Римского-Корсакова, и в том числе для «Сказки о царе Салтане». Николай Константинович в этот период стремится выехать в Индию, и эскизы к опере приобретают чисто восточный, индийский колорит. Впрочем, сама сказка Пушкина пришла с Востока, и в ней просматриваются мотивы Махабхараты, индийского эпоса. Постановка так и не была осуществлена.

Описание картины: Эскиз «Берег, Леденец» наполнен ощущением «пустынного восточного острова» – все словно покрыто золотым песком, и даже небо жаркого золотисто-перламутрового цвета. А впрочем, здесь есть даже белка, грызущая золотые орехи. Одинокий кедр у гавани готов встретить заморских гостей.

Название: Дочь Викинга. 1918.  

Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва.

Материалы, размеры: Фанера, масло, темпера. 41, 5 х 50, 8 см.

 
 

«Ункрада — имя одной из героинь пьесы Алексея Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском», племянницы царя Искариотского, девушки, мечтающей о родине своей матери-пленницы — о далёком севере. Образ ремизовской Ункрады навеян её монологом: «Что стоишь невесёлая — белая берёза — сестра моя родимая? Или опечалила весть моя недобрая, или сердцем что зачуяла, или вспоминаешь ты о чём?.. Одну думу думаю, и во сне мне снится на чужбине один сон, и как скажешь о твоём имени — Россия! Русь моя, моя родина привольная, ширь и воля, вольность русская, белая берёза, сестра моя родимая! — вся душа замучится и растёт тоска, как тьма вечерняя осеннею порой. Вижу тебя, родина далёкая». Журнал " Восход". 2009. № 1.

Описание картины: «Уже много лет тому назад были написаны картины, имевшие содержанием значение целебных и полезных трав. Ещё в России были написаны «Знахарка» и «Ункрада» — и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы».
Н. К. Рерих. " Листы дневника".
«Ветреное весеннее утро покоится на пологих холмах над синим озером, распустились белоствольные берёзы, расцвели жёлтые скромные лютики... Тоскующая девушка бродит по нежной траве, и словно слышится её жалоба: «А ты вей, ветер, вей, понеси от меня весть моей родине, обойми её своими крыльями, прижмись грудью к груди. Помоги, пособи мне»... ». Сергей Эрнст. " Держава Рериха".
«Устремление женщины к неведомому и прекрасному миру, который обещает столько чудесных открытий, передано в ряде картин Рериха начала 20 века. В них проходит череда женских образов, возвышенных и одухотворенных. Длинное одеяние, коса, чуть склоненная голова, открытый взгляд иконописных глаз, на голове лента или венок, — всё это приближает эти образы к национальному идеалу ».
Н. М. Кочергина. " У рубежа".

 

 

Название: Могила Великана. 1918.

Местонахождение:  Государственный музей искусства народов Востока.                                                                                                                                                                      Россия.

Материалы, размеры: Холст, масло. 88 x 140 см.

 


 Нередко бывало так, что в одной легенде совмещалось несколько историй, произошедших в разные эпохи, но сведённых воедино благодаря народному воображению. Так, рассказывая о богатырях времён татаро-монгольского нашествия, времён зарождения христианства на Руси, этим богатырям нередко приписывали огромный рост и невиданную силу, словно это были не просто богатыри, а великаны, каких свет не видывал. Насколько вероятным является существование великанов? Как указывает Е. П. Блаватская, великаны действительно обитали на нашей планете: «... Почти в каждой мифологии — которая, прежде всего, есть древняя история — великаны играют выдающуюся роль, — пишет она. —... В Корнваллисе и в древней Бретани предания об этих великанах чрезвычайно обычны; говорят, что они жили даже до самых времён короля Артура. (... ) Если мы обратимся к Новому Свету, то мы имеем здесь предания о расе великанов из Тариха на восточных склонах Анд и в Эквадоре, сражавшихся с Богами и людьми. (... ) Славянские страны, особенно Россия, изобилуют легендами о Богатырях (мощных великанах) старины; и славянские народные былины, большинство которых послужило основою для национальных рассказов, древнейшие песни и наиболее архаические предания говорят о великанах, живших в старину. Итак, мы можем безопасно отбросить современную теорию, которая хотела бы сделать из Титанов простые символы, изображающие космические силы. Они были настоящими живыми людьми, будь то двадцати либо только двенадцати футов ростом. Даже герои Гомера, которые принадлежали к гораздо более недавнему периоду в истории рас, по-видимому, употребляли оружие и носили доспех, размерами и веса не под силу самым сильным людям настоящей эпохи». Е. П. Блаватская также пишет, что «среди памятников древности найдено немало гигантских сооружений», встречающихся почти на каждой широте, и «нет такой страны, в которой они отсутствовали бы». Названия некоторых гигантских доисторических памятников говорят сами за себя: в Германии их называют могилами великанов; в Сардинии — могилами гигантов; в Малабаре, в Индии, они называются могилами Даитьев (то есть гигантов). А. Н. Афанасьев пишет: «Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов».

 

Описание картины: На картине «Могила великана» изображён каменный лабиринт, под которым, согласно названию картины, покоится великан. Рерих в своей сказке «Лют Великан» рассказывает об очень сильном, очень большом великане: «Борода у Люта — на семь концов, шапка на Люте — во сто песцов». Он был такой огромный, что «брату за озеро топор подавал, перекидывал». Далее Рерих пишет: Знает народ Люто озеро, Знает могилы длинные, Длинные могилы великановы. А длина могилам — тридцать саженей. (... )Великаны снесли камни на могилы. Как ушли великаны, помнит народ.

Иногда же наоборот, цвета звучат не " громкими трубами" а незаметно переходят один в другой, создавая гармонии редкой цельности, как то можно видеть в " Могиле великана" (1915), где тема северного пустынного приволья облечена в чуть слышный перезвон серовато-зеленоватых, голубых, " прохладных" красок. Общим же устремлением последних работ (до 1916 года — составитель) Рериха является искание наиболее простого, " широкопланного", спаянного выражения, как бы отвечающего духовному пути мастера, прекрасному в своей чистоте и силе.

 

 

Название: Рыцарь ночи. 1918.

Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва.

Материалы, размер: Дерево, масло, 40, 0 х 42, 0

Описание картины: Как Рерих описывал картину: «Прекрасна и небесная. синева, особенно же когда она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений... Но в то же время уже сияли мириады звёзд, и эти " звёздные руны" напоминали, что ни печаль, ни отчаяние неуместны… И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определенно делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают свое воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности». Рерих Н. К. " Небесное зодчество".

 

Название: Всадник заката (Рыцарь вечера) 1918.

Местонахождение: Университет Северной Каролины. Шарлотт. США.

Материалы, размеры: Дерево, масляная темпера. 44. 5 x 72. 5 см.

Источник: Атриб.: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха. Сост. В. Бендюрин

 

 


Космогоническая тема по-прежнему остается ведущей в творчестве Рериха. Своеобразное воплощение получила она в серии картин “Вечные всадники”, 1918. Романтические образы рыцарей ночи, дня, утра и вечера, рождённые облаками, проносятся над землей в таинственных отблесках света.

 

Описание картины: Картины “Небесный бой”, “Видение”, “Веления неба”, “Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: “До свиданья, а может быть и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже сияли мириады звезд, и эти “звёздные руны” напоминали, что ни печаль, ни отчаяния не уместны. Были картины “Звёздные руны” и “Звезда героя”, и “Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина “Книга голубиная”.

 

Название: Всадник ночи. 1918.

Местонахождение: Университет Северной Каролины. Шарлотт. США

Материалы, размеры: Дерево, масляная темпера. 48. 5 x 73 см.

Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http: //www. roerich. org

 


 Картины “Небесный бой”, “Видение”, “Веления неба”, “Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: “До свиданья, а может быть,

и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже сияли

мириады звезд, и эти “звёздные руны” напоминали, что ни печаль,

ни отчаяния не уместны. Были картины “Звёздные руны” и “Звезда героя”,

и “Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона.

И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение;

беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо делятся на два вида.

Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит,

или, вернее, сердца их безмолвствуют.

Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение.

А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина “Книга голубиная”

Описание картины: “Другая волнующая художника тема — это вечно прекрасная, вечно святая тайна неба. Ныне же эта тема углубляется и одухотворяется. Мастер всё вдохновеннее вглядывается в нетленную красу небесных созвездий, всё крепче хочет связать её с тайной земли, всё убеждённее ищет родственные нити между миром “этим” и “тем”.

Через всё творчество Рериха проходит тема облаков... . облака, поразившие его необычайной формой, выражающие “высшие” силы и “веления”.

 

Картины серии «Ладога»

Название: Карельский пейзаж. 1916

Серии «Ладога». Эскиз.
Материалы, размер: Фанера, темпера. 28, 9 х 81, 3

Местонахождение: Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва.

 

 

 

Название: Голубые острова (Карельский пейзаж).

 1917 или 1918.

Местонахождение: Собрание Л. А. Федуна. Россия. Москва.

Материалы, размеры: Бумага на картоне, темпера. 32 x 49. 6 см.

 

 

Название: Голубые острова (Карельский пейзаж)                                                                                                                                                              1917 или 1918

Местонахождение: Собрание Л. А. Федуна. Россия. Москва                                                                                                     

Материалы, размеры: Фанера, масло. 31. 8 x 39. 8 см.

 

 

Название: Залив

Год: 1917

Материалы, размер: картон, темпера. 49*64, 9.

Местонахождение: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома.

 

Название: Тулола. 1918 Серия Ладога

  Материалы, размеры: Бумага на картоне, темпера, карандаш. 29. 8 х 67. 8 см.

  Источник: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха.

Сост. В. Бендюрин http: //www. roerich- encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 


 Николай Рерих провел лето 1918 года на Тулоле, крупном острове в Ладоге, расположенном в Карелии. Он был глубоко взят с безмятежной и экспансивной красотой своего окружения, что принесло ему новое вдохновение. В этот плодотворный год он написал 117 работ, более половины из которых были вдохновлены карельскими пейзажами. Настоящая работа прекрасно изображает обширность и изоляцию отдаленного острова.

 

 

 

Название: Царевна со стрелами ( Эскиз). 1918.

Местонахождение: Собрание А. В. Мельникова. Россия. Москва.

 
Материалы, размеры: Бумага на картоне, уголь, темпера, масло. 23. 5 x 68 см.

То, что это эскиз, подтверждает сохранившаяся с 1920—ъ годов этикетка Нью-Йоркского учреждения Рерихов- Мастер- Института Объединённых Искусств- на его оборотной стороне.

 

Название: Озеро Хюмпола. 1918.

Материалы, размеры: Картон, темпера, пастель. 39. 8 x 43, 5 см.

Источник: Каталог живописи и графики Н. К. Рериха.

Сост. В. Бендюрин http: //www. roerich-encyclopedia. facets. ru/kartiny. html

 
Серия Ладога.

Относится к серии Ладога, в которую входит большое число произведений, написанных Рерихом в Карелии. У полотна есть несколько вариантов названия: «Карельский пейзаж», «Финляндия (Заозёрная даль). Картина была продана 16. 11. 2013 года на аукционе Gene Shapiro New York, также, участвовала 26. 11. 2014 в аукционе Bonhmas London.

 Описание картины: Как Рерих описывал картину: « Спокойный морской проход шхерами. Удобные пристани. Высокие берега, лёгкая оборона. Лесные местности, полные зверем и птицей. Рыбные реки и озёра».

 

 

                      

                                                                                                                                                       

                                                      

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.