Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сикстинская капелла



В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную, легко обозримую в целом и в деталях композицию, воспринимаемую как гимн физической и духовной красоте, как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет, с 1508 по 1512 год работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного плафона (600 квадратных метров площади) собственноручно. В соответствии с архитектоникой капеллы он расчленил перекрывающий ее свод на ряд полей, разместив в широком центральном поле девять композиций на сюжеты из Библии о сотворении мира и первых людях на земле. “Отделение света от тьмы”, “Сотворение Адама”, “Сотворение Евы”, “Грехопадение”, “Потоп”, “Опьянение Ноя” и др. По сторонам от них, на склонах громадного свода, изображены фигуры пророков и сивилл (прорицательниц), по углам полей — сидящие обнаженные юноши; в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами — эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.
Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.
Но самая известная и впечатляющая фреска из всех сикстинских росписей – Сотворение Адама.
Пронзая пространство, мчится Господь в пустоте, которая есть смерть. Он наполняет ее движением, что символизирует победу жизни над смертью. От стремительного полета плащ Создателя раздувается, как парус на ветру. Бог протягивает руку к лежащему на земле первочеловеку. Адам еще находится во власти сна, но уже протягивает свою руку навстречу Творцу, устремляя взор на лицо Отца. Жизнью наполняются его члены, одно мгновение – и человек впервые сделает вдох.
Смысловым и композиционным центром фрески является встречное движение рук Бога и Адама. Они еще не соприкоснулись, но между ними уже готова проскочить искра, которая зажжет жизнь в Адаме. Внимательный взгляд отметит, что глаза смотрящего и протянутые друг к другу руки находятся не на параллельных плоскостях, а на пересекающихся. За счет такого визуального фокуса Микеланджело на плоской поверхности создает иллюзию пространства с ясно ощутимым движением, словно живописец сам пытается вдохнуть жизнь в свое творение. Создаваемым Микеланджело Буонарроти в росписи свода характерам присуща огромная сила обобщения; для каждого персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме капеллы приглушенных изысканных цветов.

Сивиллы

В боковом поясе свода Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил поочередно ветхозаветных пророков и сивилл, папа римский Юлий II был человеком широких взглядов. Считалось, что древнегреческие сивиллы, т. е. женщины-пророчицы, предсказывали приход Христа. Микеланджело считал человека венцом творения, а мужчину - воплощением телесной и духовной красоты. У женщин-предсказательниц, как и у обнаженных юношей, в фигурах смешаны признаки мужские и женские. Предполагают, что для сивилл мастеру позировали мужчины-натурщики. Как по углам библейских сцен в средней части свода написаны множество вспомогательных фигур - идеально-прекрасных юношей-рабов, так и пророков и сивилл окружают маленькие путти - атланты, трактованные в скульптурных формах. Как всегда в творчестве Микеланджело, в изображении сивиллы превалируют яркие и насыщенные тона, подчеркивающие богатство, добротность и отменное качество одеяний. Чувствуется внутренняя сила, присущая, впрочем, всем пяти сивиллам, и это несомненно заслуга великого живописца Буанаротти, сумевшего с непревзойденной точность передать характеры прорицательниц, используя не слова, а кисти и краски.

Страшный суд
Страшный суд — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года — с 1537 по 1541

По просьбе римского папы Павла III, он изобразил на этой фреске знаменитую сцену Ветхого завета для украшения алтарной стены Сикстинской капеллы.
Христос, который находится в самом центре картины, не похож на мирного и милосердного Бога, как в большинстве картин того времени, у Микеланджело он выступает в роли грозного и устрашающего судьи над праведниками и грешниками. Все свои персонажи великий живописец изобразил нагими, это сделано с глубоким смыслом. Через разнообразные позы Микеланджело мастерски передает движения души каждого отдельно человека, при этом центральная фигура Христа не поддается движению и остается устойчивой. Его лицо непроницаемо, а жесты олицетворяют силу, мощь и возмездие. Мадонна, полная сострадания к людским горестям, отворачивается. В верхней части картины летят ангелы с атрибутами Страстей Христовых. Среди изображенных апостолов: Адам, с которого начался человеческий род, а также святой Петр – основатель христианства. Глаза апостолов наполнены грозным требованием возмездия грешников, в руках они держат орудия пыток. Окружили Христа святые мученики: Святой Себастьян, Святой Лаврентий, а также Святой Варфоломей, выставляющий напоказ свою содранную кожу. Большое множество других святых, которые находятся рядом и поодаль Иисуса Христа, ликуют и радуются предстоящему блаженству, которыми их удостоил Господь в награду за их деяния.

Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма, оказало большое влияние на сложение принципов барокко.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.