Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шри Радхаштами



 

Шрипад Прем Прайоджан Прабху

Шри Радхаштами

11. 09. 2005г., лекция дана по телемосту Айова, США – Москва, Россия

 

Сегодня самый благоприятный день – Шри Радхаштами. Это – день явления нашей Иштадеви, нашей Свамини, Вришабхану-нандини Шримати Радхарани. В этот день принято прославлять наше возлюбленное Божество. Мы говорим о ней с разных точек зрения, начиная с таттва-сидханты, затем с позиций лила-таттвы, према-таттвы, раса-таттвы. Прежде всего я хотел бы рассказать о личности Радхарани и её отличительных особенностях самым простым образом, так, чтобы даже самые обычные люди могли понять это.

Давайте разберём вопрос: что такое шакти? Радхарани – это полное шакти Кришны. Но что означает шакти? Шрила Бхактивинод Тхакур объяснил, что шакти означает неотъемлемое качество любой субстанции. Чистые сердцем просветлённые люди понимают, что существует только одно истинное васту, одна истинная субстанция. Этой истинной субстанцией является Абсолютная Истина – адвая-гьян пара-таттва Шри Кришна.

Подобно тому, как сладость присутствует в субстанции сахара, огонь - в субстанции дерева, таким же образом Радхика полностью присутствует в Шри Кришне как его природная неотъемлемая энергия. Мы знаем, что Шри Кришна только желает, всё осуществляется его шакти. Какое бы проявление силы мы ни воспринимали, всё это идёт от Радхики.

Ваши глаза могут видеть, это - проявление энергии Радхики, ваши желудки переваривают пищу, эта энергия дана вам Радхикой. У нас есть сила петь, двигаться, танцевать – вся эта энергия приходит от Радхики. Прежде всего нам следует осознать, что всё в мире происходит только по милости Радхики. Люди, животные, все живые существа во вселенной поддерживаются Радхикой, потому что любая энергия в этом мире – это её энергия.

Шри Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья Чаритамрите» описал Шри Радху прекрасным образом:

радха – пурна шакти, кришна – пурна шактиман,

дуи васту бхеда наи шастра-параман

Радхика – полное шакти, вся энергия, а Кришна – обладатель всей энергии.

Они неотличны друг от друга, как гласят священные писания. (Чайтанья Чаритамрита, Ади 4. 96)

мригамада тара гандха – йаичхе авичхеда

агни, джвалате – йаичхе кабху нахи бхеда

Они воистину неотделимы друг от друга, как нельзя отделить мускус от его аромата или жар от огня.

(Чайтанья Чаритамрита, Ади 4. 97)

Здесь Кришнадас Кавирадж Госвами приводит два очень наглядных сравнения. Он говорит, что нельзя отделить мригамада, мускус, от его аромата. Если вы вдыхаете аромат мускуса, то мускус (кастури) начинает постепенно исчезать, образуя аромат. Поэтому говорится, что мускус и его аромат невозможно разделить. Субстанция и её аромат неразделимы. Затем Кришнадас Кавирадж Госвами приводит пример жара и огня, которые также нельзя отделить друг от друга. Подобно этому, Радха и Кришна неразделимы.

Но эта концепция противоречит нашему личному опыту. Мы можем увидеть, как неотличны мускус и его аромат, но мы не можем встретить в этом мире мужчин и женщин, которых нельзя было бы разделить, которые были бы неотличны друг от друга. В этом стихе Кришнадас Кавирадж Госвами приводит эти аналогии, потому что мы не можем представить себе женщину и мужчину, которых нельзя было бы разделить.

радха-кришна аичхе сада эка-и сварупа

лила-раса ашвадите дхаре дуи-рупа

Радха и Кришна - одно целое, одна сварупа, но они предстают в двух индивидуальных формах, чтобы наслаждаться расами своих игр. (Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила 4. 98)

Необходимо осознать и принять эту важную концепцию. Потому что, когда в этом мире мужчина и женщина встречаются, то их отношения оскверняются вожделением. Но когда какой-то человек обнимет сам себя, то он не будет осквернён. Несмотря на то, что игры Радхи и Кришны сильно напоминают любовные отношения между мужчинами и женщинами этого мира, они абсолютно чисты и трансцендентны, поскольку Радха и Кришна на самом деле – одно. Шримати Радхика описывается как сварупа маха-бхавы. Это означает, что её тело не состоит из костей, мяса, кожи, волос, ногтей. Однако всё её тело, а также одежда и украшения состоят только из маха-бхавы.

махабхава-сварупа шри радха-тхакурани

сарва-гуна-кхани кришна-канта-широмани

Богиня Шри Радха – воплощение маха-бхавы. Она обладает всеми благими качествами.

Она – главная жемчужина среди всех возлюбленных Кришны. (Чайтанья Чаритамрита, Ади 4. 69)

Подобно тому, как сахарная кукла сладка в любой своей части, внутри и снаружи, будь то её нога или рука, так и Радхика, состоящая только из маха-бхавы, сладкая и прекрасная со всех точек зрения. Она состоит только из любви к Кришне. Всё что она делает, всё что она чувствует, даже если она гневается или ревнует, она делает всё только из любви к Кришне.

В «Брахма-самхите» описано:

ананда-чинмая раса пратибхавитабхис

табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих

голока эва нивасати акхилатма-бхуто

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. (Брахма Самхита, стих 37)

В духовном мире есть ананда-чинамая-раса. Что это означает? Ананда относится к Радхике, хладини-шакти. Чит (или чин) означает Кришну, правящее Божество самвит-шакти. Ананда-чинамая-раса  проявляется при взаимодействии хладини-шакти и чит-шакти, т. е. в отношениях Радхики и Кришны. Раса – это то, что проявляется в комбинации ананды и чин.

Пратибхавита означает «наполнять, стимулировать». Шрила Джива Госвами, объясняя это слово, написал: пратио упакара саха – делая другому благо, обретаешь благо сам. Упакар означает деятельность во благо. Прати означает самому обретать благо, делая благо другим.

В этом самом известном стихе Брахма-Самхиты слово прати сопровождается прилагательным бхавита, которое означает «наполненный». Пратибхавита означает, что когда Радхика и Кришна встречаются, то Кришна своей красотой, своей игрой на флейте, своими взглядами и играми наполняет Радхику расой. И когда Радхика наполнена расой, она становится ещё прекраснее, и своим служением она ещё больше наполняет расой Кришну. Таким образом они наполняют друг друга расой, свежими впечатлениями и экстазом любви.

Шрила Джива Госвами привёл такой пример. Один состоятельный человек на свои средства построил госпиталь. Однажды он заболел и, попав в построенный им госпиталь, воспользовался благом, которое он сам же когда-то дал людям. Таким же образом всё, что делает Кришна, доставляет ему самому всё больше и больше счастья. А всё, что делает Радхика, доставляет ей всё больше и больше удовольствия. Таким образом их любовь друг к другу подобна неконтролируемому ядерному взрыву, подобна цепной реакции, вечно увеличивающей счастье Радхи и Кришны.

Кришнадас Кавирадж Госвами объясняет:

ананда-чинмая раса пратибхавитабхис

табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих (Чайтанья Чаритамрита, Ади-лила, 4. 72)

Ниджа-рупатайа калабхих означает, что Радхика не одна, она окружена бесчисленным множеством сакхи, подруг, которые являются её прямыми проявлениями. Мы знаем, что этот материальный мир – проявление Дурга-деви, которая является тенью экспансии Радхики. За пределами этого материального мира находятся Вайкунтхи, где живут миллионы Лакшми-деви, богинь удачи и процветания. Все они является вайбхав-пракаш или вайбхав-вилас Радхики. Таким образом, все Лакшми-деви на Вайкунтхах – это вайбхав-вилас Радхики. Все царицы в Двараке, возглавляемые Рукмини и Сатьябхамой, являются вайбхав-пракаш Радхики. Все гопи во Вриндаване являются нитья-сидха гопи, они – кавья-вьюхи Радхики. У Радхики бесчисленные настроения, и она хочет служить Кришне одновременно всеми своими настроениями. Каждое её отдельное настроение стало мурти, обрело свою форму. Каждая форма – это отдельная гопи во Вриндаване, занятая служением Кришне. Из этого мы можем понять, что Радхика одержима безграничным желанием доставлять наслаждение Кришне. Поскольку Радхика является источником постоянно увеличивающегося одержимого желания служить Кришне, из этого следует понять, что, какая бы преданность ни существовала, всё это изошло из неё. Из неё произошли все типы любви, все виды преданных как в духовном, так и в материальном мирах. Где бы мы ни встретили проявления любви, мы должны понять, что это связано с Радхикой. Эта любовь является единственным источником счастья для всех живых существ. Поэтому важно, чтобы все живые существа во Вселенной приняли покровительство Радхики и получили её беспричинную милость.

Мы дали краткий обзор Радха-таттвы. Теперь мы перейдём к обсуждению значения Шри Радхаштами.

Благоприятный день Шри Радхаштами – это день явления Вришабхану-нандини. Лила явления Радхики является вечной. В этот день те, кто слушают катху о Радхике, те, кто прославляют Радхику, те, кто предлагают ей бхогу в этот день и собираются, чтобы вместе выразить ей почтение, – все они могу получить её беспричинную милость. Настоящей проверкой тому, как мы встретили день явления Радхарани, является то, проявилась ли она в нашем сердце или нет. Это и есть её истинное явление. Поэтому Шри Радхаштами следует встречать с сильной верой в то, что в этот день Радхика расположена к нам очень благосклонно. Если в этот праздник я буду всем сердцем стремится к Радхике, то она будет так добра, что даст мне в этот день свой даршан в моём сердце.

Те, кто находятся в айшварья-бхаве, будут думать, что сегодня просто день явления Радхики. Но те, кто имеют мадхурья-бхаву, будут думать, что сегодня её день рождения. Потому что в мадхурья-бхаве к Радхике относятся как к прекрасной дочери Киртиды. Она миловидная, невинная девочка-пастушка, она очень молода и очень любит каждый день гулять по Враджу. И, поскольку она много ходит и устаёт, то очень важно, чтобы ей служили, заботились о ней, делали ей массаж, кормили её и помогали ей разнообразными способами. До тех пор, пока в сердце преданного остаётся представление о Радхике как о всемогущей богине, у него не появится стремление заботиться о ней и защищать её.

Как мы знаем, в этот день в некоторые калпы Радхика рождается из лона Киртиды иногда в Равале, иногда на Варшане. Она может появиться на лотосе в Равале или на озере Вришабхану-кунда в окрестностях Варшаны. Мы упомянули лишь четыре возможных варианта появления Радхики в этом мире, хотя в действительности количество этих вариантов безгранично. Никто не может ограничить её, в разные эпохи она может являться самыми разными способами согласно тому, как это устраивает лила-майя, лила-шакти. Шрила Рупа Госвами дал самое удивительное описание явления Радхики.

Величественные Гималаи очень гордятся собой, потому что дочь Гималаев Парвати замужем за Господом Шивой. Господь Шива является величайшим из всех йогов, он – Махадев. Он – великая личность. Поэтому Гималаи очень гордятся своим зятем. Гора Виндхьячал был удручён этим фактом. Ему не давала покая великая удача Гималаев. Он начал совершать аскезы, чтобы получить своим зятем ещё более великую личность, чем Махадев. Но кто может быть более великим, чем Господь Шива? Только Шри Кришна. Чтобы Шри Кришна стал его зятем, сначала он должен был стать отцом избранницы Шри Кришны, его шакти. Желание Виндхьячала было исполнено. У него родились сразу две дочери. Одной его дочерью стала Радхика, а другой – Чандравали. Таким образом, Шрила Рупа Госвами открыл нам, что Радхика и Чандравали – это родные сёстры, но они не знают об этом, потому что с самого рождения они были разлучены. Вот почему между ними так много соперничества.

Когда Кришна пришёл в этот мир, Камса знал, что тот, кто должен будет убить его, уже родился где-то в этом мире. Камса позвал Путану и сказал ей: «О, Путана, Вишну появился в этом мире. Когда Вишну приходит, то он приходит со своей шакти. Я хочу, чтобы ты обошла всё вокруг и убила всех новорождённых мальчиков, а всех девочек собрала и принесла мне. » У Камсы была такая идея. Убив всех мальчиков, Путана убила бы Кришну, а собрав и приведя к нему всех девочек, Камса смог бы наслаждаться шакти Господа, сделав её своей служанкой.

До того как Путана пришла во Вриндаван, она обошла его окрестности и обнаружила двух прекрасных новорожденных дочерей Виндхьячала. Это были Радхика и Чандравали. Путана схатила двух девочек, прижала их к себе, и, когда она летела в небе над Вриндаваном, брахманы, которые служили горе Виндхьячал, начали читать защитные мантры, чтобы спасти дочерей Виндхьячала. Путана летела по небу над Гокулой и, испугавшись, отпустила девочек. Одна из них упала на цветок лотоса в Ямуне у Равала, это была Радхика. Другая упала на лотос рядом с местечком под названием Карел, это была Чандравали. Тем временем Путана продолжила свой путь по Враджа-мандале в поисках мальчиков, которых она собиралась убить.

И так она пришла в дом Нанды Махараджа. Она пришла туда, приняв облик прекрасной гопи. Она смазала свою грудь смертельным ядом и попыталась отравить младенца Кришну. Но милостивый Кришна не наказал Путану, а, напротив, освободил её от материального тела и её материального эго, отправив её на Голоку. Шримад Бхагаватам описывает эту лилу как наивысшее проявление милости Шри Кришны. Вместо наказания он отправил Путану на Голоку и дал ей положение, равное своей матери, несмотря на то, что она была такой жестокой и пыталась убить его.

После ухода Шри Кришны Уддхава плакал в разлуке с ним. Плача, он молился:

ахо баки йам стана-кала-кутам

джигхамсайапайаяд апйасадхви

лебхе гатим дхатри-учитам тато 'ньям

кам ва дайалум шаранам враджема

 «Увы! Хотя сестра Бакасуры, Путана, хотела убить младенца Кришну, заставив его пить смертельный яд кала-кута из своей груди, она получила положение няни Кришны. Мог ли я принять покровительство у кого-либо другого, кроме Кришны, который является самым милостивым из всех? » (Шримад Бхагаватам, 3. 2. 23)

Можно ли получить покровительство у более милостивой личности, чем Кришна? Кто бы ни приходил к нему, чтобы убить его, когда он был младенцем, он дал им освобождение, отправив их на Голоку.

Принято считать, что Шримад Бхагаватам прославляет Шри Кришну. На самом деле Шримад Бхагаватам - это прославление Шримати Радхарани. Кришна дал освобождение Путане, потому что, когда Путана прижала Кришну к своей груди, он получил возможность соприкоснуться с пылью со стоп Радхики, которая попала на её грудь раньше. Малыш Кришна только что появился в этом мире, и у него не было до этих пор шанса встретиться с Радхикой. Но пыль со стоп Радхики попала на грудь Путаны, когда та летела по небу, прижимая к себе Радхику. Потом, когда Путана, бросив Радхику, пришла к Кришне и прижала его к своей груди, на него тоже попала пыль со стоп Радхики. Кришна очень обрадовался. Радость его была столь велика, что он, не обращая внимания ни на какие недостатки Путаны, решил дать ей прему. И не только это, он решил дать освобождение всем её родственикам, таким как Бакасура и Агхасура. Из этого мы должны понять, что если кто-то совершает даже самое незначительное служение Шри Радхике, это доставляет такое большое удовольствие Кришне, что он вознаграждает такого человека всей своей милостью. Радхарани прославляется в Шримад Бхагаватам повсюду.

Что говорить о Шримад Бхагаватам, она прославляется даже в Бхагавад Гите. Знаете ли вы суть Бхагавад Гиты? Её суть в том, что каждый должен служить Шримати Радхарани. Вы знаете, что за 50 лет до того, как была рассказана Бхагавад Гита, Кришна на Курукшетре встретился с враджаваси. Когда он встретился с Радхарани, Кришна плакал и дал ей обещание. Он сказал ей:

ядавера випакша джата душта камса-пакша

таха ами каилун саба кшайа

аче дуи-чара джана, таха мари вриндавана,

аилама ами, джаниха нишчайа

«Ты знаешь, что у династии Яду было много коварных врагов, которых я уже убил. Я убил Камсу и многих его союзников. В живых остались ещё двое или четверо демонов. Я убью их и после этого очень скоро вернусь во Вриндаван. » ( Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 13. 156)

Прошло 50 лет, и вот Кришна произносит Бхагавад Гиту Арджуне. Арджуна не хотел сражаться. Кришна вновь и вновь убеждает Арджуну: «Ты должен сражаться». Но Арджуна был очень расстроен, слабость одолела его. Кришна произносит ему 700 стихов Бхагавад Гиты. В конце Гиты Кришна говорит: «Я открыл тебе всё это знание. Готов ли ты выполнить мой приказ и сражаться? » И Арджуна освободился от нерешительности, он вновь стал сильным и был готов сражаться. Кришна просиял от радости, когда увидел, что Арджуна готов выполнить это служение. Чем был Кришна так доволен? Потому что Кришна подумал: «Если могучий Арджуна быстро убьёт всех оставшихся демонов, то я смогу скоро вернуться во Вриндаван и встретиться с моей любимой Радхарани». Поэтому суть Бхагавад Гиты заключается в том, что Кришна хочет вернуться во Вриндаван, чтобы быть там с Радхарани. Вот почему Кришна вдохновляет Арджуну вполнить это служение и убить всех демонов. В этом суть Бхагавад Гиты.

Шримати Радхарани Ки джай!

Итак, мы с вами обсудили Радха-таттву и величие Радхики. Теперь можно обсудить самбандха-гьяну, или знание о наших с вами отношениях с Радхикой. В нашем садхана-баджане важно осознавать свою самбандху.

Мы должны понять смысл слова самбандха. Сам означает «полностью», бандха - «связывать». То знание, которое привязывет вас полностью к тому, кому вы служите, называется самбандха-гьяна. Мы знаем, что самбандха-гьяна проявляется в Гопал-мантре. Мы также должны знать, что, когда устанавливается самбандха с Иштадевом, это отношения не только между вами и Иштадевом. Самбандха-гьяна не ограничивается нашим Иштадевом, но это отношения со всей Враджа-мандалой.

Мы можем привести аналогию из этого мира. Если юноша женится на девушке, то у него возникают отношения не только с ней. У него появляются тесть, тёща, столько родственников, сколько есть у неё, столько же сразу появляется и у него. Подобным образом, получить самбандху с Радхикой значит получить самбандху со всеми жителями Вриндавана.

Самбандха-гьяна проявляется в Гопал-мантре. Но не только в ней, самбандха-гьяной наполнена вся катха. По этой причине наши предыдущие ачарьи, Шрила Рупа Госвами и другие, описали отношения, связывающие Радхику с другими жителями Вриндавана, чтобы помочь нам сблизиться с Радхикой. Чтобы проявилась наша самбандха-гьяна, необходимая для нашей медитации и садхана-бхаджана, я хочу рассказать о том, как Радхика связана со старшими гопи, такими, как мама Яшода и Пурнамасья-деви, с её подругами, сакхи, о её отношениях с Кришной, и также об отношениях с манджари.

В первую очередь мы должны знать, что Радхика – это очень благочестивая девушка, она безупречно воспитана, поэтому она очень почтительно относится к старшим. Когда мама Яшода видит Радхарани, она переполняется материнской любовью к ней. Не думайте, что Яшода любит Радхику меньше, чем своего сына Кришну. Что испытывает мама Яшода, когда видит лицо Радхики? Она тянет к ней свои руки, прижимает её к себе, начинает целовать всё её лицо. Она вдыхает аромат волос Радхики, и говорит полные любви слова. Яшода говорит: «О, Радхика, я думаю, что ты не дочь Киртиды. На самом деле ты моя дочь. И не сомневайся в моих словах. Я жива только потому, что могу видеть твоё лицо». Затем Яшода открывает Радхике: «Когда я смотрю в твоё лицо, то вижу лицо моего сына». Слыша эти слова, Радхика краснеет, она чувствует себя очень неловко. Потому что она старательно прячет любовь к Кришне в своём сердце. Но она настолько светится любовью к Кришне, что, когда мама Яшода смотрит на неё, она видит лицо Кришны. Радхика от застенчивости часто закрывает лицо вуалью, она боится, что, глядя на неё, все тоже увидят Кришну.

Однажды Радхика сидела со своими сакхи в лесу. Вдруг она увидела, как издалека к ней приближается посланница. В это же время с другой стороны показалась другая посланница. И обе посланницы подошли к Радхике одновременно. Но каждая из них хотела как можно быстрее передать свое послание Радхике. Одна посланница пришла от Кришны. Она сказала, что Кришна ждёт её в уединённой кундже и просит как можно скорее придти к нему. Выслушав первое послание, Радхика повернулась к другой посланнице, и та сказала: «Меня послала мама Яшода, она просит тебя придти к ней в дом, чтобы помочь ей сегодня готовить». У Радхики возникла дилемма, куда же ей идти. Она повернулась к посланнице, которая пришла от Кришны, и сказала ей: «Передай Кришне, что я уже раньше договорилась помочь маме Яшоде, поэтому сейчас я не смогу придти». Затем Радхика собралась и пошла вместе со своими сакхи помогать маме Яшоде. Это пример того, как мама Яшода любит Радхику, и, с другой стороны, как Радхика любит и почитает маму Яшоду.

Это очень удивительно. Кому-то покажется, что Радхика любит маму Яшоду больше, чем Кришну. Но мы должны понять, что этим поступком Радхика доставила Кришне огромное удовольствие. Она очень хорошо знает, как доставить Кришне удовольствие. С одной стороны, когда Кришна узнает, что Радхика не смогла придти к нему сейчас, он огорчится в разлуке. Но тут же, когда он узнает, что Радхика пошла служить маме Яшоде, он подумает: «О, моя возлюбленная такая удивительная! Она так почитает своих гуру-джана, своих старших». В этой игре Радхарани наполняет сердце Кришны радостью, когда он осознает, какими удивительными благородными качествами обладает его возлюбленная. И, с другой стороны, эта разлука усилит его радость при их новой встрече.

Мы обсудили отношение Радхики к маме Яшоде и отношение мамы Яшоды к Шримати Радхике. Из всех старших гуру-джана Радхики, которые являются её учителями, самой возвышенной является Йогамайа Пурнамасья-деви. Пурнамасья – это объект большой любви Радхики. Она проверяет любовь Радхики к Кришне.

Однажды Радхика сидела одна и плакала. В этот момент пришла Пурнамасья-деви и спросила: «Почему ты плачешь? » Радхика ответила: «О, я так привязалась к сыну Нанды Махараджа, и это доставляет мне много боли, поскольку такие отношения запрещены». Пурнамасья-деви сказала: «Если человек в этом мире попал в беду, он сразу должен вспомнить о Господе Нараяне. Потому что медитация на Господа Нараяну быстро очищает сердце человека, и он сразу чувствует облегчение». Радхарани сказала: «Я попробую». И она стала медитировать на лотосные стопы Господа Нараяны. Как только она начала думать о Господе Нараяне, она заплакала ещё сильнее. Она сказала, что, по словам Гаргачарьи, в Кришне есть все качества Нараяны. Поэтому, думая о Нараяне, устраняющем все проблемы, она ещё больше думает о Кришне, и это только усугубляет её проблему. Пурнамасья-деви обрадовалась и подумала, что теперь нужно как можно быстрее организовать встречу Радхи и Кришны.

Здесь мы видим, что когда Радхика в разлуке начинает плакать, Йогамайа в образе Пурнамасьи-деви тут же появляется перед ней и начинает утешать её. Хотя Радхика от своего страдания чувствует себя беспомощной и не видит никакой надежды, Пурнамасья способна успокоить её и подарить ей надежду. И Радхика, видя, как Пурнамасья устраивает их встречу, очень благодарна ей и считает её гуру.

Мы рассмотрели, как Радхика относится к Пурнамасье. Теперь посмотрим, как Пурнамасья относится к Радхике. Однажды Пурнамасья-деви, Йогамайа, сидела одна, и её глаза были наполнены слезами. Её внучка Нандимукхи пришла к своей бабушке и, увидев слёзы в глазах Пурнамасьи, встревоженно спросила: «О, Пурнима-деви, почему ты так печальна? »

Пурнамасья ответила: «Моё сердце тает, потому что я думаю о качествах Радхарани. Она такая тихая, смиренная, послушная. Я думаю о том, что сегодня пришлось пережить Радхике, и это разрывает мне сердце. Во-первых, сегодня Падма, подружка Чандравали, пришла к мужу Радхики, Абхиманью, и начала рассказывать ему всякие сплетни. Услышав о неверности Радхарани, Абхиманью разозлился. Он подошёл к Радхике и в гневе стал кричать на неё и оскорблять. Но терпеливая Радхика смиренно сидела и слушала, не произнося ни звука. Но следующее событие ещё больше расстроило Радхику. У неё было великолепное ожерелье, которое подарил ей Кришна. Её золовка Кутила заподозрила, что это ожерелье подарено Кришной. Кутила выдрессировала одну обезьяну и подослала её украсть это ожерелье. Каждый раз, когда Радхика оставалась в Явате одна, она доставала это ожерелье и прикасалась к нему, этот подарок грел её сердце. И вот обезьяна украла это дорогое ожерелье, и Радхике было очень больно. Кутила тут же пришла к Радхике и, как ни в чём не бывало, спросила: «Что это ты такая печальная? Что случилось? Обезьяна украла твоё ожерелье? Да, обезьяны такие безобразные, они всегда всё воруют». Тем не менее, Радхика и в этой ситуации не стала ничего отвечать, терпеливо снося это коварство и издевательства».

Пурнамасья-деви была свидетельницей всего этого, и сейчас она плакала, объясняя всё внучке Нандимукхи. Дальше Пурнамасья рассказала, что в саду у Радхарани растёт куст жасмина, который всегда пышно цветёт. Когда-то Радхарани своими руками посадила его, сама поливала и ухаживала за ним так, что цветы этого жасмина исключительно ароматны. Она часто делает гирлянды для Кришны именно из цветов этого жасмина. Получая от неё эти гирлянды, Кришна всегда испытывал такое счастье, что даже падал в обморок. У одной из подружек Чандравали, Шайбьи, есть олень. Сегодня она привела его в сад Радхики к её любимому жасминовому кусту, и он начал есть цветы с этого куста. Увидев это, Радхика выбежала в сад и стояла, беспомощно опустив руки. Что она могла сделать? Тут подбежала Шайбья и взяла своего оленя, говоря: «Радхика, извини, олень вырвался из моих рук и забежал в твой сад. Ах, кажется, он сьел пару твоих цветков? »

Таким образом Пурнамасья-деви, Йогамайа, размышляет о Радхике и со слезами на глазах выражает свою любовь к ней. Она говорит о том, как Абхиманью жесток к ней, как Кутила жестока к ней, как Шайбья жестока к ней, как Падма жестока к ней. Она говорит о большом количестве людей, которые несправедливы к ней и пытаются её обидеть, но Радхика в ответ всегда смиренно молчит. Она постоянно думает только о Кришне.

Когда Кришна явился в форме Чайтаньи Махапрабху и медитировал на это настроение Радхики, у него родился стих, который открыл её настроение всему миру:

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна

аманина манадена киртанийах сада хари

«Считая себя ниже и бесполезнее самой ничтожной травинки, которую постоянно топчут, и став терпеливее дерева, надо отбросить всякую гордыню и выражать почтение каждому сообразно его положению. В таком настроении надо непрерывно повторять святое имя Шри Хари. » (Шри Шикшаштака, стих 4)

Думая о Радхике, у Пурнамасьи текут слезы, и когда Махапрабху поёт этот стих, у него тоже текут слёзы.

Итак, мы обсудили отношения Радхики и Пурнамасьи-деви. Обсудив отношения Радхики с её старшими, гуру-джана, такими как мама Яшода и Пурнамасья-деви, мы можем перейти к обсуждению отношений Радхи с её сакхи. Характер этих отношений совершенно другой.

Однажды Кришна был в лесу Вриндавана. Он послал сообщение Радхике через гопи. Посланница передала Радхике следующие слова Кришны: «О, Шримати, сегодня – полнолуние месяца Шраван. Эта ночь знаменита тем, что сегодня исполняются все желания. Я жду тебя, приходи скорее, и все наши желания будут исполнены сегодня ночью». И Кришна ждал, ждал и ждал. Вдруг он увидел, как приближаются несколько гопи, и одна из них входит к нему в кунджу. Кришна побежал ей навстречу, думая, что это Радхика, но неожиданно для себя он узнал в ней Читру-сакхи, близкую подругу Радхики. Как оказалось, днём раньше Радхика пообещала Читре, что организует её встречу с Кришной в предстоящую ночь полнолуния. Хотя Кришна ждал в эту ночь Радхику, но Радхарани не могла нарушить свое обещание, данное своей сакхи. Кришна расстроился, что Радхика не пришла, но, чтобы выполнить её желание, он остался с Читрой-сакхи.

Возможно, вы помните, как в прошлом году в России я рассказывал историю о том, как Радхика и её подруги, взявшись за руки, пошли топиться в Ямуну. В то время Радхика молилась Калинди-деви: «Пусть все те, кто пришёл сюда, чтобы покончить с собой, будут жизнь за жизнью рождаться близкими подругами, сакхи». Отсюда мы можем понять, что хотя Радхарани, Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата и остальные гопи воспринимают себя обычными деревенскими девушками, они никогда не считают свою дружбу чем-то обычным, они решительно хотят быть подругами жизнь за жизнью. Это даёт некоторое представление о том, что значит быть сакхи. Это относится и к пяти видам сакхи: парам-прешта-сакхи, прия-сакхи, прана-сакхи, нитья-сакхи и сиддхи. Все эти пять видов, включая прана-сакхи и нитья-сакхи, называются манджари.

Мы обсудили отношения Радхики со старшими и подружками. Теперь я хочу обсудить чувства Радхики к Кришне, и что Кришна чувствует по отношению к Радхике. Эти отношения совершенно безграничны и непостижимы. Их невозможно описать, мы можем только прикоснутся к ним, но не можем ни частично, ни полностью описать их. То, что дают ачарьи – это намеки на эти отношения, но на эти намеки можно медитировать во время чтения харинамы, и они откроют нам понимание этих отношений.

Вы знаете, что Сварупа Дамодар в своих дневниках «Кадачи» описал отношения Радхи и Кришны. Он писал:

радха кришна праная викрити хладини шакти расмар

Радхика – это кришна праная викрити. Викрити означает «преобразование, трансформация». Кришна праная преобразовалось в Радхику. В санскрите есть много слов, обозначающих любовь, таких как према, снеха, мана, праная, анурага, бхава, махабхава… Здесь слово праная использовано потому, что оно указывает на близость, интимность отношений. Это слово означает «сочувствие» или «способность понимать чувства другого человека». Этот стих открывает нам одну важную тайну. Радха – это кришна праная, то есть это трансформация любви Кришны. То есть она – не радха праная, она – кришна праная. Это очень сокровенно. Шрила Гурудев объяснил, что это было явлено в дневниках Сварупы Дамодары, то есть самой Лалитой-сакхи. В этом стихе есть намёк на одну лилу, описанную в Падма Пуране. Чтобы понять смысл слов радха праная и понять природу Радхики, нам нужно обратиться к этой лиле.

В Падма Пуране рассказывается, что однажды Кришна сидел на берегу Ямуны у Вамшивата. Он думал: «Я доставляю удовольствие всем, и я приношу счастье всем, но сам я не становлюсь счастливым». Кришна испытывал сострадание, жалость к самому себе. Вот это чувство сострадания Кришны к самому себе и называется кришна праная. Его беспокойство по поводу своего счастья и есть кришна праная. Здесь радха кришна праная означает пророду Радхики.

Когда Кришна сидел один, к нему пришло чувство сострадания по отношению к самому себе. И тогда из его левой половины это чувство проявилось в форме очень красивой девушки-пастушки. Это была Радхарани. Таким образом, Радхарани - это ни кто иная, как воплощение всех мечтаний и желаний Кришны. Всё, о чём только может мечтать Кришна, всё, чего он когда-либо хотел – всё это воплотилось в форме дочери царя Вришабхану Махараджа.  

Чтобы объяснить, насколько Радха и Кришна любят друг друга, Вишванартха Чакраварти Тхакур написал один стих. Шрила Вишванартха Чакраварти Тхакур рассказывает, как однажды Радха и Кришна отправили друг к другу посланниц, чтобы договориться, в какой из секретных кундж во Врадже они встретятся. Как только Кришна узнал, в какой кундже они встретятся, Кришна узнал, каким путём пойдёт Радхика из Явата.

Днём Кришна уходит пасти коров со своими друзьями. И Кришна идёт туда, где сегодня ночью пойдёт Радхарани. Он незаметно уходит от мальчиков и коров и идёт на эту тропинку. Когда он приходит туда, его охватывает радость, потому что у него появилась возможность послужить Радхарани. У Кришны текут слёзы из глаз, волосы встают дыбом, он встаёт на колени и начинает убирать колючки и маленькие камешки с тропинки. Затем он собирает цветы с деревьев и посыпает ими дорожку. Затем, когда он всё так украсил, он берёт свою питамбару и покидает это место, стирая свои следы, чтобы никто не знал, что он был там. Таким образом исполняется его сокровенное желание послужить Радхике незаметно для других.

На самом деле невозможно описать, каким образом Радхика любит Кришну. Когда приближается и усиливается циклон, мы не можем видеть сам циклон, эту гигантсткую стену воздуха, мы видим только разрушения, которые он приносит. Так же невозможно увидеть и любовь Радхики, но можно увидеть воздействие силы её любви на сердце Кришны по тем порой сумасшедшим поступкам, которые Кришна совершает. Всё это можно осознать только благодаря силе махамантры.

Рупа Госвами написал один стих, который дважды цитируется Кришнадасом Кавираджем Госвами в «Чайтанья Чаритамрите».

вача сучита-шарвари-рати-кала-прагалбхьяйа радхикам

врида-кунчита-лочанам вирачайанн агре сакхинам асау

тад-вакша-руха-читра-кели-макари-пандитья-парам гата

кайшорам сапхали-кароти калайан кундже вихарам хари  (Чайтанья Чаритамрита, Ади 4. 117)

«Кришна заставил Шримати Радхику закрыть глаза от стыда, когда он рассказывал её подружкам о её бурных любовных ласках прошлой ночью. Застенчивая Радхика закрыла глаза, и Кришна воспользовался этим, чтобы быстро нарисовать на её груди макари.  Макари – это символ бога любви Камадева. Это была давнишняя мечта Кришны. Эта лила произошла в одной из кундж Вриндавана».

Этот стих простой, но его смысл очень сокровенный. В этом стихе Рупа Госвами открывает природу никунджа-лил Радхи и Кришны. Почему Радхика закрыла глаза от стыда, когда Кришна стал рассказывать сакхи о том, как этой ночью проявлялась её любовная страсть?

В то время как Кришна ждал Радхику в кундже, сакхи вели Радхику на ночное свидание с ним. По мере того, как Радхика подходит всё ближе к кундже, увеличивается её застенчивость. Когда она подошла к самому порогу кунджи, её застенчивость достигла предела, и она уже не могла переступить порог. Эта застенчивость очень удивительна для Кришны и для подружек Радхики, поскольку все видели, как сильно она стремилась на встречу с Кришной и готова была на всё ради этого. Но сейчас, когда она уже подошла к кундже, она не может переступить порог.

Сакхи Радхики пытаются втолкнуть её руками в кунджу. Подружки пытаются уговорить Радхику ласковыми словами: «О, Радхика, ночь так коротка, если ты промедлишь, ночь пролетит, и утром вы будете жалеть потерянное впустую время. Послушай, внутри жужжат шмели и поют кукушки, ты должна войти внутрь и петь вместе с ними». Но, что бы они ни предпринимали, они не могли заставить Радхику войти в кунджу. В какой-то момент они поняли, что одной из причин её нерешительности могла быть чрезмерная настойчивость её подружек, таких как Лалита. Присутствие подруг смущало Радхику. Тогда сакхи оставили её одну, чтобы она сама могла решать, что ей дальше делать.

Кришна сидел внутри тёмной кунджи, а вход в кунджу освещался сильным сиянием, которое исходило от Радхики. Но Радхика так и не решалась войти в кунджу. Кришна понимал, что момент очень деликатный. Чувства и состояние Радхики настолько непредсказуемы, никто не знает, что сейчас произойдёт. И вот наступает момент, когда Радхика разворачивается и собирается идти домой. Тогда Кришне приходится использовать весь свой разум, изобретательность, весь свой талант романтичного влюблённого (расика), чтобы убедить Радхарани сделать ещё несколько шагов и войти в кунджу. И Кришна говорит ей очень нежно:

кисалайа-шайана-тале куру камини чарана налина винивешам

тава пада-паллава-ваири-парабхавам идам анубхавато сувешам

кшанам адхуна нараянам анугатам анусара радхике!

(Джаядев Госвами, «Гита Говинда», акт 12, песня 23, стих 2)

Кришна говорит: «О, Радхика, просто зайди сюда и присядь на эту постель только на одну секунду. На ней так много красных лепестков лотоса, которые очень возгордились, думая, что на свете нет ничего мягче и нежнее их. Чтобы освободить их от этой гордыни, войди сюда и присядь на кровать. Когда ты прикоснёшься к лепесткам своими стопами, от их гордыни не останется и следа».

Говоря нежно, постепенно Кришна своими уловками и шутками вдохновляет Радхику не стесняться и войти в кунджу. Кришна от стараний даже вспотел, и Радхика наконец делает первый шаг навстречу ему. Кришна вздохнул с облегчением.

Он делает следующую попытку, говоря: «О Радхика, подойди сюда. Мне кажется, что твои колокольчики на поясе очень хотят петь, сделай ещё пару шагов». И Радхика очень медленно делает следующий шаг. Сердце Кришны бьётся учащённо, он думает, что бы ещё такое сказать Радхике, чтобы она подошла ближе. После долгих уговоров Радхика подходит и садится на самый краешек постели, при этом она показывает всем своим видом, что собирается вот-вот уйти. И эта неопределённость заставляет Кришну сильно волноваться.

В этот момент происходит нечто поразительное. С Радхикой происходит удивительное превращение. Так же, как все подружки Радхики развернулись и ушли, сейчас Ладжа-деви, воплощённая застенчивость Радхики, вышла из её тела и покинула кунджу. Это значит, что Радхика видит Кришну, как Камадева, бога любви, а ею самой овладевает Рати-деви – жена Камадева. Радха и Кришна вошли в настроение, которое называется камавеш.

Рагхунатх дас Госвами написал в «Манах-шикше»:

ратим гаури-лиле опи тапати саундарья киранаих

шачи-лакшми-сатьях парибхавати саубхагья-валанаих

ваши-караиш чандравали-мукха-навина-враджа-сатих

кшипатйарат йа там хари-даита-радхам бхаджа манаха

«О мой ум! Оставь свою привязанность ко всем остальным и просто поклоняйся главной возлюбленной Шри Кришны - Шримати Радхике, которая озаряет Рати (супругу Камадева), Гаури (супругу Господа Шивы) и Лилу (энергию Господа Нараяны) сияющими лучами Своей красоты; которая Своей удачей покоряет Шри Шачи (супругу Индры), Шри Лакшми (супругу Господа Нараяны) и Шри Сатьябхаму (одну из главных цариц Двараки, супругу Шри Кришны ); и которая Своим умением подчинять Себе Кришну низвергает гордость целомудренных юных девушек Враджа, возглавляемых Шри Чандравали. Шримати Радхика является главной возлюбленной Шри Кришны. » (Манах-шикша, стих 10)

О, мой дорогой ум, совершай бхаджан только Радхике, возлюбленной Господа Хари. Какова квалификация у богини любви? Ратим гаури-лиле опи тапати саундарья киранаих – сияющими лучами своей красоты Радхика озараяет Рати-деви, супругу Камадева, Гаури-деви, супругу господа Шивы, и Лилу-деви, супругу Господа Нараяны. Радхарани в миллионы раз выше супруги Камадева, Рати-деви.

Но мы должны понимать, что во Враджа-лиле Радха и Кришна играют как обычные мальчик и девочка. Мы видим, как Радхика и гопи иногда поклоняются Богу Солнца, иногда Господу Шиве, шива-лингам, в форме Гопишвара-Махадева, а иногда и Камадеву. Во Враджа-лилах, наравата-лилах, когда Радха и Кришна играют, как обычные люди, очень застенчивая Радхика оказывается в полной власти Рати-деви, спутницы бога любви. Она служит Кришне, исполняя все его любовные желания. Но когда приходит утро, то камавеш, полная власть Рати-деви, уходит, и возвращается Ладжа-деви, застенчивость Радхики.

В связим с этим Рупа Госвами написал: врида-кунчита-лочанам. Когда Кришна говорит о том, что Радхика делала в настроении камавеш, Радхарани становится очень стыдно. Потому, что когда она не погружена в камавеш, то она не может поверить, что она служила Кришне таким смелым, дерзким образом. Ей становится стыдно, и она закрывает лицо.      

Кто мог быть свидетелем этих сладких ночных лил? Никто, кроме самых близких служанок, палия-даси, Радхики. Только они могут присутствовать при этом и понять это. Гопал-мантра дает нам самбандха-гьяну, а кама-гаятри даёт нам настроение, в котором мы можем служить Радхике. Эта мантра открывает сокровенные игры Радхи и Кришны и природу камавеша Радхики. Таким образом мы должны понять, что посредством кама-гаятри наша парампара, наши ачарьи по своей беспричинной милости принесли в этот мир служение в настроении манджари, передавая это из поколения в поколение до наших дней.

Итак, в этот день мы совершаем шраванам, киртанам, смаранам катхи о Радхике, искренне молимся Радхике, чтобы она дала нам возможность глубоко понять её настроение. И как только преданный сможет хорошо понять настроение Радхарани, к нему быстро придёт желание и квалификация служить ей. Нельзя пытаться служить ей, не понимая её настроение. Я говорю о том, что трансцендентные виды служения можно совершать только тогда, кода обретается понимание, как совершать служение так, чтобы это было благоприятно для её настроения.  

Эта игра открывает, насколько сильны все эмоции Радхики. С одной стороны, Радхика может быть в высшей степени застенчивой, с другой стороны, она может исполнять все любовные желания Кришны.

Шри Чайтанья Махапрабху пришёл в этот мир, чтобы проявить эти сокровенные игры всем падшим душам кали-юги. Именно потому, что он сам захотел дать нам всё это, любой, кто захочет, сможет это понять. Но кое-что требуется и от нас. Надо иметь веру в слова гуру и принять покровительство святого имени. И тогда по великой удаче можно будет получить самый великий божественный дар, который принёс Шри Чайтанья Махапрабху, объединённая форма Шри Радхи и Кришны.

Шри Радхаштами ки джай!

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

В переводе и подготовке текста к публикации
участие принимали:

Абхинанда дас,
Пушпанджали даси,
Кисель Анна

© 2005, Москва



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.