Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле



 

Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности

В последнее время наметилась тенденция на уровне образовательных организаций к смешению (и более того к подмене) таких понятий как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность».

Необходимы более точные разъяснения этих понятий и самое главное различить кадровое, финансовое обеспечение этих двух видов деятельности. Дополнительное образование имеет свою образовательную программу, а внеурочная деятельность входит составной частью в основные образовательные программы ступеней школьного образования. Отсюда педагогические цели и задачи этих двух видов программ должны быть разные, а, следовательно, и пути их достижения не могут быть одни и те же (Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле

(по состоянию на май 2014 г. )

Основание для сравнения Дополнительная образовательная программа Программа внеурочной деятельности
Определение основных понятий Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14). Дополнительная образовательная программа -дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки) (273-ФЗ, гл. 2, ст. 12, п. 4). Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования. (http: //standart. edu. ru/) Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) – перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности (http: //standart. edu. ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12. 05. 2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
Описание целевых ориентиров Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: o формирование и развитие творческих способностей учащихся; o удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; o формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; o обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; o выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; o профессиональную ориентацию учащихся; o создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; o подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ОВЗ; o социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; o формирование общей культуры учащихся; o удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). Образовательная деятельность по программам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: o обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; o оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; o улучшить условия для развития ребенка; o учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. (Письмо Минобрнауки РФ от 12. 05. 2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
Описание результатов реализации программ Результаты реализациидополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как: o результаты обучения, o результаты развития, o результаты воспитания. (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ) Реализацияпрограммы внеурочной деятельностиотражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов, которые могут быть представлены как: o результаты первого уровня- приобретение школьником социальных знаний, представлений; o результаты второго уровня– формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; o результаты третьего уровня– получение школьником опыта самостоятельного социального действия (ФГОС общего образования)
Типология программ Типология дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008) По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. По содержанию: - дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям: o технической, o естественнонаучной, o физкультурно-спортивной, o художественной, o туристско-краеведческой, o социально-педагогической; Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы o области искусств, o в области физической культуры и спорта. Типология программ внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС общего образования) По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности: o общекультурному, o общеинтеллектуальному, o социальному, o духовно-нравственному, o спортивно – оздоровительному. По планируемым результатам программы внеурочной деятельности могут быть (по П. В. Степанову и Д. В. Григорьеву): ü комплексными, предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; ü тематическими, направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания); ü программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня; ü программами по конкретным видам внеурочной деятельности(игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр. ); ü индивидуальными.
Структура программ Структура дополнительной общеобразовательной программы o Титульный лист o Пояснительная записка o Учебно - тематический план o Содержание курса o Методическое обеспечение o Список литературы (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)) Структура программы внеурочной деятельности (нормативно не закреплена) 1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение») o Введение o Перечень основных разделов с указанием часов o Описание содержания занятий o Характеристика результатов (3-х уровней) 2 вариант (основа – структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО) o Пояснительная записка o Особенности форм работы o Тематическое планирование o Содержание программы o Формируемые универсальные учебные действия o Планируемые результаты (3-х уровней)
Реализация программ Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в образовательныхорганизациях дополнительногообразования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23, п. 3. 1), а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). Программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образованиячерез: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей, инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ. Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (Письмо Минобрнауки РФ от 12. 05. 2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).
Период реализации программ Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ (ООП ФГОС общего образования).
Экспертиза и утверждение программ Дополнительная общеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня. Дополнительная общеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе) (273-ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ). Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня. Программа внеурочной деятельностипринимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (273-ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено).

Источник: Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования Нижегородского института развития образования

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.