Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДОРАБОТАТЬ.. Включить главу, посвящённую корпоративной этике японцев и их понимании культа долга.. Введение. Религии Японии



ДОРАБОТАТЬ.

Включить главу, посвящённую корпоративной этике японцев и их понимании культа долга.

Введение

Японская культура весьма разнообразна. Японцы не религиозны. Но вместо икон в каждом японском жилище есть как бы алтарь красоты – ниша, где стоит ваза с цветами, висит картина или каллиграфически написанное стихотворение. Японцы не религиозны, однако вместо коллективных богослужений они создали обычаи, помогающие людям сообща развивать в себе художественный вкус.

Коллективное любование природой, письменность, не отличимая от рисования; стихосложение, смыкающееся с каллиграфией, - все эти традиции доныне сохраняют свою силу.  

Япония – это прежде всего страна гор. Их всегда видишь на горизонте, даже находясь посреди самой большой равнины. Для большинства японцев солнце всегда поднимается из – за моря и спускается за горы. Для меньшей части – наоборот. Древние японцы считали горы промежуточной ступенью между небом и землей, а потому – святым местом, куда нисходят с небес боги, где поселяются души умерших предков. Люди также поклонялись горам как воплощение неведомой божественной силы, которая дремала в их недрах.

Но страна огнедышащих гор больше известна как Страна восходящего солнца. Именно под этим именем Япония впервые дала о себе знать западному миру со страниц книги Марко Поло.

 

Религии Японии

Исконная японская религия синто ( то есть « путь богов» ) утверждает, что все в мире одушевленно и, стало быть, наделено святостью: огнедышащая гора, лотос, радуга. Перед любым синтоистским храмом непременно выносится торий – нечто в вроде ворот с двумя поперечными перекладинами. ( Торий считается национальным символом Японии, так как это один из немногих образцов подлинно японского зодчества, существовавшего до чужеземных влияний ). Кодзики ( что значит « летопись» ) – священная книга синто. В ней, однако, вовсе нет каких – либо нравственных заповедей, норм праведного поведения или предостережений против грехов. Синто не требует от верующих ежедневных молитв – достаточно лишь присутствия на храмовых праздниках и приношений за исполнение обрядов. В быту же исповедующие синто проявляют себя лишь религиозным отношением к чистоте. Поскольку грязь отождествляется у них со злом, очищение служит основой всех обрядов.

В результате нашествий в Японию проник буддизм. Буддийские сутры стали для японцев первыми учебниками иероглифической письменности, книгами, которые приобщали их к древнейшим цивилизациям Востока. Буддизм прижился на японской земле как религия знати, в то время как синто оставался религией простонародья. Сказания синто были куда понятнее народу, чем буддизм с его рассуждениями о круге причинности, то есть о том, что день сегодняшний является следствием дня вчерашнего и причиной дня завтрашнего. Две столь несхожие религии мирно ужились и продолжают сосуществовать. Общее число верующих в стране вдвое превышает численность населения. Это означает, что каждый японец причисляет себя и к синтоистам и к буддистам. Синто оставил за собой все радостные события в человеческой жизни, уступив буддизму события печальные. Если рождение ребенка или свадьба отмечаются синтоистскими церемониями, то похороны и поминание предков проводятся по буддийским обрядам. Новорожденного японца первым делом несут в синтоистский храм, чтобы представить его местному божеству. По истечении определенного срока, когда считается, что опасность детской смертности уже миновала, ребенка снова приводят туда же как существо, окончательно вступившее в жизнь. Обряд этот сохранился до наших дней как праздник « Семь – пять – три ». 15 ноября каждого года семилетних, пятилетних и трехлетних детей всей Японии наряжают, как кукол, в яркие кимоно и дарят им леденцы в виде стрел, символизирующих долгую жизнь.

Бракосочетание – также монополия синто. Весной и осенью, особенно в так называемые счастливые дни, у каждого синтоистского храма непременно увидишь молодоженов, сватов и родственников. Обычай обмахивать новобрачных зеленой ветвью, девять глотков сакэ, которые по очереди пьют жених и невеста, - все это очень древний ритуал.

Синто оставил за собой и все местные общинные празднества, связанные с явлениями природы, а также церемонии, которыми полагается начинать какое – либо важное дело: например, пахоту или жатву, а в наше время – закладку небоскреба.

События и ритуалы, связанные со смертью, - это монополия буддизма. Похороны, поминки, уход за кладбищами – вот источники дохода для буддийских храмов, если не считать платы, которую они взимают с экскурсантов, и случайные приношения.

Единственный народный праздник, связанный с буддизмом, это « бон » - день поминовения усопших. Его отмечают в середине лета, на седьмое полнолуние, причем отмечают весело, чтобы порадовать предков, духи которых, по преданию, возвращаются тогда на побывку к родственникам. Существует обычай поминать каждого умершего свечкой, которую пускают в плавучем бумажном фонарике вниз по течению реки.

Сосуществование богов на японской земле отнюдь не всегда было мирным. Здесь известны попытки власть имущих использовать религиозные чувства в собственных целях. С начала XVII века военные правители страны – сегуны династии Токугава слали усиленно насаждать конфуцианство с его идеей покорности вышестоящим.

В общем, японцы народ малорелигиозный. Не будет большим преувеличением сказать, что роль религии у них во многом заменяет культ красоты, порожденный обожествлением природы. Стремление к гармони с природой – главная черта японского искусства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.