Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{154} Указатель спектаклей



А Б В Г Д Ж З К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ш

«Арлекин-скелет», пантомима Ж. ‑ Б. ‑ Г. Дебюро, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. К. М. Миклашевский — 84

 

«Блокада России», сценарий С. Э. Радлова, Театр Домов отдыха (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 66 – 68

 

«Великодушный рогоносец», фарс Ф. Кроммелинка, Театр Актера (Москва), 1922, реж. В. Э. Мейерхольд — 109, 115, 116 – 119, 129

«Виндзорские проказницы», комедия В. Шекспира, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 83 – 84

«Воровка детей», мелодрама А. Ф. Деннери, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 89, 99

«Вторая дочь банкира», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 54, 58 – 59, 62

 

«Гарантии Гента», буффонада В. З. Масса, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 97, 99

«Горячее сердце», комедия А. Н. Островского, МХАТ (Москва), 1926, реж. К. С. Станиславский — 143

«Господин де Пурсоньяк», комедия Ж. ‑ Б. Мольера, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. В. Н. Соловьев — 84

 

«Два болтуна», интермедия М. Сервантеса, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер — 92

«Деревенский судья», комедия П. Кальдерона, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. С. Э. Радлов — 84

 

«Женитьба», комедия Н. В. Гоголя, Фабрика эксцентрического актера (Петроград), 1922, реж. Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг — 8, 11, 106 – 115, 139

{155} «Жирофле-Жирофля», оперетта Ш. Лекока, Камерный театр (Москва), 1922, реж. А. Я. Таиров — 8

 

«Земля дыбом», драма М. Мартине «Ночь», Театр Вс. Мейерхольда (Москва), 1923, реж. В. Э. Мейерхольд при участии С. М. Третьякова — 129

«Зори», драма Э. Верхарна, Театр РСФСР‑ I (Москва), 1920, реж. В. Э. Мейерхольд, сопостановщик В. М. Бебутов — 34, 37, 113

 

«Каракатака и каракатакэ», французский фарс XVII в., Мастерская театра «Четырех масок» (Москва), 1918, реж. Н. М. Фореггер — 88

«Каракатака и каракатакэ», французский фарс XVII в., Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка? ) — 92

«Коварство и любовь», трагедия Ф. Шиллера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919 – 48

«Крокодил и Персея», пьеса Ф. Поччи, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка? ) — 92

 

«Лекарь поневоле», комедия Ж. ‑ Б. Мольера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919 – 48

«Лес», комедия А. Н. Островского, Театр им. Вс. Мейерхольда (Москва), 1924, реж. В. Э. Мейерхольд — 8, 12, 13, 109, 141 – 143

«Любовь и золото», мелодрама С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. С. Э. Радлов — 81

«Любовь к трем апельсинам», опера С. С. Прокофьева, Академический театр оперы и балета (Петроград), 1926, реж. С. Э. Радлов — 143

 

«Макбет», трагедия В. Шекспира, Театр трагедий (Петроград), 1918, реж. А. М. Грановский — 6

«Мандрагора», комедия Н. Макиавелли, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка? ) — 92

«Мексиканец», инсценировка Б. В. Арватова по Дж. Лондону, Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1921, реж. В. С. Смышляев и С. М. Эйзенштейн — 8, 126

«Мистерия-буфф», Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи В. В. Маяковского (I‑ я редакция), Театр Музыкальной драмы (Петроград), 1918, реж. В. Э. Мейерхольд, сопостановщик В. В. Маяковский — 8, 18, 28 – 33, 39, 40, 96

«Мистерия-буфф», Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи В. В. Маяковского (II‑ я редакция), Театр РСФСР‑ I (Москва), 1921, реж. В. Э. Мейерхольд — 8, 34 – 38, 96

{156} «Мистерия-буфф», Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи В. В. Маяковского, Цирк Саламанского (Москва), 1921, реж. А. М. Грановский — 6

«Мудрец», комедия А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1923, реж. С. М. Эйзенштейн — 8, 28, 30, 114 – 116, 119, 121 – 126, 128 – 129, 133 – 137, 139 – 140, 143

 

«Невеста мертвеца», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 49 – 50, 54 – 56, 60, 63

 

«Обезьяна доносчица», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 54, 55, 62, 74

 

«Первый винокур», комедия Л. Н. Толстого, Эрмитажный театр (Петроград), 1919, реж. Ю. П. Анненков — 8, 11, 41, 43 – 49, 61, 86

«Пленник», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 75

«Пошились у дурнi», («Остались в дураках»), комедия М. Л. Кропивницкого, Березиль (Киев), 1925, реж. Л. Курбас — 8

«Приемыш», мелодрама С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 78 – 82, 85

«Принцесса Брамбилла», каприччо по Э. ‑ Т. ‑ А. Гофману, Камерный театр (Москва), 1920, реж. А. Я. Таиров — 8

«Принцесса Турандот», сказка К. Гоцци, III студия МХАТ (Москва), 1922, реж. Е. Б. Вахтангов — 124, 126

«Проделки Смеральдины», комедия В. Н. Соловьева, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. В. Н. Соловьев — 55, 84

«Противогазы», мелодрама С. М. Третьякова, Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1924, реж. С. М. Эйзенштейн — 129, 136

«Пьеро ревнивец», пантомима Ж. ‑ Б. ‑ Г. Дебюро, Народная комедия (Петроград), 1921, реж. К. М. Миклашевский — 84

 

«Работяга Словотеков», комедия А. М. Горького, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 66, 68

«Ревизор», комедия Н. В. Гоголя, Государственный театр им. Вс. Мейерхольда (Москва), 1926, реж. В. Э. Мейерхольд — 12

 

«Саламанкская пещера», интермедия М. Сервантеса, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер — 92

{157} «Слышишь, Москва?! », агит-гиньоль С. М. Третьякова, Первый рабочий театр Пролеткульта (Москва), 1923, реж. С. М. Эйзенштейн — 134

«Смерть Тарелкина», комедия А. В. Сухово-Кобылина, Театр ГИТИС (Москва), 1922, реж. В. Э. Мейерхольд — 8, 115, 119 – 122, 140

«Султан и черт», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 54, 57 – 59, 62

 

«Табареновский фарс или злоключения Люкаса», Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер — 92

«Танцы машин», композиция Н. М. Фореггера, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 88, 103

«Тартюф», комедия Ж. ‑ Б. Мольера, Эрмитажный театр (Петроград), 1919 – 48

«Трумф», шуто-трагедия И. А. Крылова, Московский балаган (Москва), 1919, реж. Н. М. Фореггер (неосуществленная постановка? ) — 92

 

«Удачный обман», сценарий С. Э. Радлова, Народная комедия (Петроград), 1920, реж. С. Э. Радлов — 55

 

«Хорошее отношение к лошадям», буффонада В. З. Масса, Мастфор (Москва), 1922, реж. Н. М. Фореггер — 93 – 95, 99

 

«Царь Эдип», трагедия Софокла в обработке Г. фон Гофмансталя, Немецкий театр (Берлин), 1909, реж. М. Рейнхардт — 6

«Царь Эдип», трагедия Софокла, Театр трагедий (Петроград), 1918, реж. А. М. Грановский — 6

 

«Шестеро влюбленных», комедия К. М. Миклашевского, Народная комедия (Петроград), 1922, реж. С. Э. Радлов — 55


[1] См.: Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1.

[2] См.: Мейерхольд В. Э. Реконструкция театра (1929 – 1930 гг. ) // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 2. С. 195.

[3] Мелик-Хаспабов В. П. Пути нашего цирка // Цирк и эстрада. 1928. № 3 – 4. Фев. С. 3.

[4] Эрдман Б. Р. Неповторимое время // Цирк и эстрада. 1928. № 3 – 4. 15 – 28 фев. С. 6.

[5] Мелик-Хаспабов В. П. Пути нашего цирка // Цирк и эстрада. 1928. № 3 – 4. Фев. С. 3.

[6] См.: Кузнецов Е. М. Цирк. M., 1971. С. 360.

[7] Маков П. А. Новейшие театральные течения // Марков П. А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 1. С. 304.

[8] Там же.

[9] Там же. С. 307.

[10] Мокульский С. С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. М.; Л., 1926. С. 16.

[11] Ошибка: 1922.

[12] Гвоздев А. А. Классики на советской сцене // Литературный современник. 1933. № 6. Июнь. С. 128.

[13] Пиотровский А. И. Кинофикация театра // Жизнь искусства. 1927. № 47. 27 нояб. С. 4.

[14] Шкловский В. Б. О законах строения фильм Эйзенштейна // Шкловский В. Б. За 60 лет. M., 1985. С. 113.

[15] См.: Шкловский В. Б. Эйзенштейн. М., 1973.

[16] См.: Шкловский В. Б. Их настоящее. М.; Л., 1927.

[17] А. А. Гвоздев в середине двадцатых годов искренне приветствовал цирковое мастерство в театре. См.: Гвоздев А. А. Игра телом и вещами [1925 г. ] // Гвоздев А. А. Театральная критика. Л., 1987. С. 43 – 45.

[18] Такое отношение сохранится на многие десятилетия. В книге К. Л. Рудницкого эта ленинская цитата станет одной из характеристик «Леса». См.: Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969. С. 319.

[19] Алперс Б. В. Конец эксцентрической школы [1936 г. ] // Алперс Б. В. Театральные очерки: В 2 т. M., 1977. Т. 2. С. 290.

[20] Рудницкий К. Л., Зоркая Н. М., Шахназарова Н. Г. Искусство, рожденное революцией // Страницы истории советской художественной культуры. 1917 – 1932. М., 1989. С. 31.

[21] Там же.

[22] Хренов Н. А. Некоторые аспекты социального функционирования искусства на первых этапах развития советской художественной культуры // Страницы истории советской художественной культуры. С. 157.

[23] Комментарии // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918 / Сост. и ком. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М., 1997. С. 464.

[24] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1968. Ч. 1. С. 215.

[25] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. С. 223, 224.

[26] Мейерхольд В. Э. Возрождение цирка [: Выступление 17 февраля 1919 г. ] // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 33.

[27] Там же. С. 34.

[28] Там же.

[29] Соловьев В. Н. О технике нового актера // Театральный Октябрь. Сборник 1. Л.; М., 1926. С. 43.

[30] Мейерхольд В. Э. Да здравствует жонглер! // Эхо цирка. 1917. № 3. 1 (14) авг. С. 3.

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] Там же.

[34] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 226.

[35] Маринетти Ф. ‑ Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. М., 1986. С. 161.

[36] Там же. С. 160.

[37] См.: Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 1996.

[38] Маринетти Ф. ‑ Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 160.

[39] Там же.

[40] Маринетти Ф. ‑ Т. Рождение футуристской эстетики // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. [Спб. ]: Прометей, [1914]. С. 91.

[41] Маринетти Ф. ‑ Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 160.

[42] Там же. С. 158.

[43] Там же. С. 160.

[44] Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство. 1908 – 1917. М., 1990. С. 241.

[45] См.: Маринетти Ф. ‑ Т. Программа футуристской политики // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. С. 238 – 239.

[46] Маринетти Ф. ‑ Т. Наслаждение быть освистанным // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. С. 89.

[47] Там же.

[48] Там же. С. 90.

[49] Там же. С. 88.

[50] Там же. С. 90.

[51] Маринетти Ф. ‑ Т. Наслаждение быть освистанным // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. С. 88.

[52] Там же. С. 90.

[53] Маринетти Ф. ‑ Т. Music Hall // Маринетти Ф. ‑ Т. Футуризм. С. 231.

[54] Там же. С. 232.

[55] Там же. С. 233.

[56] Там же. С. 231.

[57] Там же. С. 233.

[58] Там же. С. 237.

[59] Там же.

[60] Там же. С. 236.

[61] См.: Владимиров С. В. В. В. Маяковский // Владимиров С. В. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976. С. 5 – 25; Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 63 – 77, 115 – 126; Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 226 – 234, 244 – 251; Февральский А. В. Первая советская пьеса «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. М., 1971. С. 7 – 200.

[62] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 229.

[63] Там же. С. 228.

[64] Там же. С. 229.

[65] Там же.

[66] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 271.

[67] Там же. С. 270.

[68] Там же.

[69] Там же. С. 269.

[70] Там же. С. 269.

[71] Гладков А. К. Мейерхольд говорит. Записи 1934 – 1939 // Гладков А. К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 311.

[72] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 228.

[73] Февральский А. В. «Кинофикация театра» // Искусство кино. 1978. № 4. Апр. С. 143.

[74] См.: Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 74.

[75] Левинсон А. Я. «Мистерия-буфф» Маяковского // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918. С. 385.

[76] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 230.

[77] Соловьев В. Н. «Мистерия-буфф» // Стройка. 1931. № 11. 16 апр. С. 15.

[78] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 230.

[79] Левинсон А. Я. «Мистерия-буфф» Маяковского // Мейерхольд в русской театральной критике: 1892 – 1918. С. 385.

[80] Строева М. Н. Герой и среда // В поисках реалистической образности: Проблемы советской режиссуры 20 – 30‑ х годов. М., 1981. С. 92.

[81] «Мистерия-буфф» глазами зрителей 20‑ х годов [: Публикация анкет] // Театр. 1990. № 1. Янв. С. 82.

[82] Февральский А. В. Первая пьеса Октября: К десятилетию московских постановок «Мистерии-буфф» // Советский театр. 1931. № 9. Сент. С. 5.

[83] Аксенов И. А. Театр и зритель эпохи революции // О театре. Тверь, 1922. С. 110.

[84] «Мистерия-буфф» глазами зрителей 20‑ х годов // Театр. 1990. № 1. Янв. С. 82.

[85] Февральский А. В. «Мистерия-буфф» в театре РСФСР // Рабочий и театр. 1935. № 17. Сент. С. 6.

[86] Февральский А. В. Первая пьеса Октября: К десятилетию московских постановок «Мистерии-буфф» // Советский театр. 1931. № 9. Сент. С. 5.

[87] Валь В. В. В пролетарском театре. Малярной кистью по домотканному холсту // Гудок. 1921. 8 июня. № 320. С. 2.

[88] Бескин Э. М. Революция и театр // Вестник работников искусств. 1921. № 7 – 9. Апр. – июнь. С. 31.

[89] Февральский А. В. «Мистерия-буфф» в театре РСФСР // Рабочий и театр. 1935. № 17. Сент. С. 7.

[90] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. С. 213.

[91] Мейерхольд В. Э. Балаган // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 1. С. 214.

[92] См.: Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3 – 4 июля. № 494 – 495. С. 1.

[93] Анненков Ю. П. Веселый санаторий // Жизнь искусства. 1919. 1 – 2 нояб. № 282 – 283. С. 3.

[94] Там же.

[95] См.: Н. Н. [Носков Н. Д. ] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1.

[96] Ромм Г. Воспитание смеха // Жизнь искусства. 1919. 7 – 9 нояб. № 286 – 288. С. 3.

[97] Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: В 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 49.

[98] Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2.

[99] Н. Н. [Носков Н. Д. ] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1.

[100] См.: Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2.

[101] Н. Н. [Носков Н. Д. ] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1.

[102] См.: Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2.

[103] Анненков Ю. П. Веселый санаторий // Жизнь искусства. 1919. 1 – 2 нояб. № 282 – 283. С. 3.

[104] Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. Т. 2. С. 49.

[105] Н. Н. [Носков Н. Д. ] «Первый винокур» (Эрмитажный театр) // Жизнь искусства. 1919. 24 сент. № 250. С. 1.

[106] Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3 – 4 июля. № 494 – 495. С. 1.

[107] Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2.

[108] Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2.

[109] Там же.

[110] Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1.

[111] Шкловский В. Б. Дополненный Толстой // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 окт. № 259 – 260. С. 2.

[112] Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1.

[113] Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3 – 4 июля. № 494 – 495. С. 1.

[114] Анненков Ю. П. Кризис эстрады // Жизнь искусства. 1920. 3 – 4 июля. № 494 – 495. С. 1.

[115] Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1.

[116] См.: Гвоздев А. А. Классики на советской сцене // Литературный современник. 1933. № 6. Июнь. С. 128.

[117] См., напр., рецензии Е. М. Кузнецова 1920 – 1921 гг.

[118] См.: Золотницкий Д. И. Зори Театрального Октября. С. 239 – 265.

[119] См.: Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1.

[120] Радлов С. Э. Несколько хронологических данных (письмо в редакцию) // Жизнь искусства. 1920. 20 апр. № 428. С. 2.

[121] См.: Хроника // Жизнь искусства. 1920. 16 марта. № 399. С. 3.

[122] Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

[123] Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1.

[124] Радлов С. Э. Юность театра // Театр и драматургия. 1935. № 6. Июнь. С. 20 – 25.

[125] Александров А. С. [Б. н. ] // Советский цирк. 1918 – 1938: Сборник / Под общ. ред. Е. М. Кузнецова. Л.; М., 1938. С. 93.

[126] Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

[127] Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1.

[128] Радлов С. Э. Электрификация театра // Радлов С. Э. Статьи о театре. Пг., 1923. С. 16.

[129] Радлов С. Э. Словесная импровизация в театре // Там же. С. 59.

[130] Там же.

[131] Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

[132] Радлов С. Э. Словесная импровизация в театре // Радлов С. Э. Статьи о театре. С. 60.

[133] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 25 июня. № 487. С. 2.

[134] Радлов С. Э. Юность театра // Театр и драматургия. 1935. № 6. Июнь. С. 21.

[135] Цит. по: Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1.

[136] Там же.

[137] Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1.

[138] Рыков А. В. Народная комедия // Зеленая птичка. Пг., 1925. С. 167.

[139] Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

[140] Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1.

[141] Там же.

[142] Там же.

[143] Цит. по: Там же.

[144] Уже после закрытия Народной комедии Радлов писал: «С гордостью сознаю, что почти ни одному интеллигенту не известны мои пьесы, которые знают наизусть папиросники Петроградской стороны» (Радлов С. Э. К пятилетию государственных театров Петрограда // Жизнь искусства. 1923. № 8. 27 фев. С. 9. ), — а А. И. Пиотровский сетовал летом 1920 года: «“Народная комедия” остается до сих пор не принятой даже частью петербургского пролетариата. Дети образуют самую преданную и самую постоянную ее аудиторию» (Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 25 июня. № 487. С. 2. ).

[145] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2.

[146] Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1.

[147] См.: Кузнецов Е. М. Пути и перепутья («Невеста мертвеца» — «Обезьяна доносчица») // Жизнь искусства. 1920. 20 – 22 марта. № 403 – 405. С. 1.

[148] См.: Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1.

[149] Там же.

[150] «Замена секторных люков движущимися ширмами, помещенными в разрезе боковых деревьев-практикаблей, откуда появляется черт в зеленом, освещаемый вспышкой бенгальских огней, финал первого действия, когда тот же черт, сыпля с балкона зеленый порошок на всех театральных персонажей комедии и заставляя их покинуть эстраду и спуститься в зрительный зал, выкидывает плакат с начертанными на нем знаками “антракт”». (Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1. )

[151] Александров А. С. [Б. н. ] // Советский цирк. 1918 – 1938. С. 96.

[152] Беленсон А. Э. «Вторая дочь банкира» (Театр народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 24 – 26 апр. № 432 – 434. С. 1.

[153] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2.

[154] Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1.

[155] Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2.

[156] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2.

[157] Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2.

[158] См.: Соловьев В. Н. «Султан и черт» (Театр Народной комедии) // Жизнь искусства. 1920. 23 марта. № 406. С. 1.

[159] См. напр.: Соловьев В. Н. «Невеста мертвеца» // Жизнь искусства. 1920. 15 янв. № 343. С. 2.

[160] Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1921. 29 нояб. № 819. С. 2.

[161] Рыков А. В. Указ. соч. С. 166.

[162] Анненков Ю. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 65.

[163] Там же.

[164] Там же.

[165] Рыков А. В. Указ. соч. С. 166.

[166] Анненков Ю. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 65.

[167] Там же. С. 66.

[168] Там же. С. 65.

[169] Шкловский В. Б. Народная комедия и «Первый винокур» // Жизнь искусства. 1920. 17 – 19 апр. № 425 – 427. С. 1.

[170] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2.

[171] Там же.

[172] Радлов С. Э. Театр Народной комедии. Ответ друзьям // Жизнь искусства. 1920. 27 – 29 марта. № 410 – 412. С. 2.

[173] Радлов С. Э. О комическом театре и публике. (Размышления в театре Сабурова) // Новые ведомости. Веч. вып. 1918. 4 апр. № 39. С. 8.

[174] Там же.

[175] Державин К. Н. Актер и цирк // Жизнь искусства. 1920. 30 марта. № 413. С. 1.

[176] См.: Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 25 июня. № 487. С. 2.

[177] См., напр.: Чадаев В. Н. Из‑ за деревьев леса не видящие (К постановке пьесы Горького «Работяга Словотеков») // Красная газета. 1920. 20 июня. № 134. С. 3.

[178] Пиотровский А. И. Хроника ленинградских празднеств 1919 – 22 годов // Массовые празднества. Л., 1926. С. 64.

[179] См.: Ходасевич В. М. Массовые действа, зрелища и праздники // Театр. 1967. № 4. Апр. С. 13 – 14.

[180] Беленсон А. Э. Два гиганта // Жизнь искусства. 1920. 23 июня. № 485. С. 1.

[181] Анненков Ю. П. Веселый санаторий // Жизнь искусства. 1919. 1 – 2 нояб. № 282 – 283. С. 3.

[182] Там же.

[183] Там же.

[184] Шкловский В. Б. Искусство цирка // Жизнь искусства. 1919. 4 – 5 нояб. № 284 – 285. С. 1.

[185] Там же.

[186] Там же.

[187] Там же.

[188] Мовшенсон А. Г. < А> кробатика цирковая и акробатические элементы в театре // Жизнь искусства. 1920. 29 янв. № 357. С. 2.

[189] Там же.

[190] Там же.

[191] Там же.

[192] Мейерхольд В. Э. Возрождение цирка // Творческое наследие В. Э. Мейерхольда. С. 34.

[193] Мовшенсон А. Г. Четыре и одна // Жизнь искусства. 1920. 27 мая. № 462. С. 1.

[194] Там же.

[195] Мовшенсон А. Г. < А> кробатика цирковая и акробатические элементы в театре // Жизнь искуcства. 1920. 29 янв. № 357. С. 2.

[196] Державин К. Н. Актер и цирк // Жизнь искусства. 1920. 30 марта. № 413. С. 2.

[197] Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2.

[198] Державин К. Н. Актер и цирк // Жизнь искусства. 1920. 30 марта. № 413. С. 2.

[199] Там же.

[200] Там же.

[201] Державин К. Н. Искусство цирка в сценической композиции // Жизнь искусства. 1920. 1 апр. № 415. С. 2.

[202] Там же.

[203] Мовшенсон А. Г. Четыре и одна // Жизнь искусства. 1920. 27 мая. № 462. С. 1.

[204] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2.

[205] Например: «Театр и цирк — разветвление одной и той же традиции актерства. Надоело указывать на значение слова histrio, на акробатическую технику комиков dell ‘arte, на д’Арбеса, выступавшего попеременно в бытовых комедиях Гольдони и театральных сказках Гоцци, наконец на Дебюро» (Рыков А. В. Указ. соч. С. 165. )

[206] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2.

[207] Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1.

[208] Там же.

[209] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Жизнь искусства. 1920. 19 – 20 июня. № 482 – 483. С. 2.

[210] Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1.

[211] Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 6 авг. № 523. С. 1.

[212] Там же.

[213] Там же.

[214] Там же.

[215] Державин К. Н. Цирк // Жизнь искусства. 1920. 7 – 8 авг. № 524 – 525. С. 2.

[216] Кузнецов Е. М. Театр занимательности // Жизнь искусства. 1920. 12 авг. № 528. С. 1.

[217] Там же.

[218] Рыков А. В. Указ. соч. С. 175.

[219] Балухатый С. Д. Поэтика мелодрамы // Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л., 1990. С. 45.

[220] Кузнецов Е. М. Театр занимательности // Жизнь искусства. 1920. 12 авг. № 528. С. 1.

[221] Радлов С. Э. Театры Возрождения и возрождение театра // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1.

[222] Там же.

[223] Трауберг Л. З. Курс на USA // Tеатр. 1923. № 12. 18 дек. С. 9.

[224] Радлов С. Э. Театры Возрождения и возрождение театра // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1.

[225] Пиотровский А. И. Театр Народной комедии // Пиотровский А. И. За советский театр! Л., 1925. С. 18 – 21.

[226] Рыков А. В. Указ. соч. С. 175.

[227] Кузнецов Е. М. «Любовь и золото» (Театр «Народная комедия») // Жизнь искусства. 1921. 5 – 8 февр. № 669 – 671. С. 1.

[228] Там же.

[229] Рыков А. В. Указ. соч. С. 175.

[230] Мовшенсон А. Г. Несколько мыслей о декорациях и художниках. Цвет и плоская декорация В. М. Ходасевич // Жизнь искусства. 1920. 14 сент. № 556. С. 1.

[231] Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19 – 21 нояб. № 610 – 612. С. 1.

[232] «Виндзорские проказницы» [: Интервью с С. Э. Радловым] // Жизнь искусства. 1920. 12 нояб. № 607. С. 1.

[233] Рыков А. В. Указ. соч. С. 171.

[234] Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19 – 21 нояб. № 610 – 612. С. 1.

[235] См.: Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. С. 256.

[236] Державин К. Н. Эксцентрики Шекспира // Жизнь искусства. 1920. 13 окт. № 581. С. 1.

[237] Рыков А. В. Указ. соч. С. 168.

[238] Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1921. 29 нояб. № 819. С. 2.

[239] Шкловский В. Б. Шекспир на подмостках Железного Зала // Жизнь искусства. 1920. 19 – 21 нояб. № 610 – 612. С. 1.

[240] Пиотровский А. И. Кальдерон в театре Народной комедии // Жизнь искусства. 1921. 29 нояб. № 819. С. 2.

[241] Анненков Ю. П. Театр до конца // Дом искусств. 1921. № 2. С. 66.

[242] Там же. С. 63.

[243] Там же. С. 66.

[244] Там же. С. 72.

[245] Там же. С. 67.

[246] Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века. М., 1996. С. 46.

[247] Соболев Ю. В. Мастерская театра «Четырех масок» // Рампа и жизнь. 1918. № 26 – 30. 15 (28) июля. С. 8.

[248] Фореггер Н. М. Про Табарена-шарлатана и шарлатанов // Современная драматургия. 1991. № 3. Май – июнь. С. 224.

[249] Там же. С. 225.

[250] Там же.

[251] Там же.

[252] Там же. С. 224.

[253] В 1922 году о мелодраме «Воровка детей» критик напишет: «Текст пьесы купюрован. Лаконичен. Оставлено лишь минимальное количество фраз, необходимых, чтобы обозначить вехи скелета сценария, и еще еле заметная доза вставных фраз, нужных как точки опоры, для необычных сплетений интриги. В таком виде текст превратился только в ремарки автора и режиссера, по которым надо строить игру актеров». (Хрисанф Х. [Херсонский Х. Н. ] «Воровка детей» (Театр Фореггера)) // Театральная Москва. 1922. № 40. 16 – 21 мая. С. 13.

[254] Соболев Ю. В. Мастерская театра «Четырех масок» // Рампа и жизнь. 1918. № 26 – 30. 15 (28) июля. С. 8.

[255] Там же.

[256] Театрал. «Всенародное» и интимное // Театр. 1918. 24 – 26 июня (7 – 9 июля). № 2112. С. 2.

[257] Там же. С. 3.

[258] Возрождение цирка [: Доклады Н. М. Фореггера и В. Э. Мейерхольда 17 февраля 1919 года в Международном союзе артистов цирка] // Вестник театра. 1919. № 9. 25 – 27 фев. С. 4.

[259] Возрождение цирка [: Доклады Н. М. Фореггера и В. Э. Мейерхольда 17 февраля 1919 года в Международном союзе артистов цирка] // Вестник театра. 1919. № 9. 25 – 27 фев. С. 4.

[260] Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина. С. 47.

[261] Московский балаган // Вестник театра. 1919. № 8. 20 – 23 февр. С. 8.

[262] См.: Фореггер Н. М. Про Табарена-шарлатана и шарлатанов // Современная драматургия. 1991. № 3. Май – июнь. С. 220.

[263] Фореггер Н. М. Год работы // Театральная Москва. 1922. № 33. 28 марта – 2 апр. С. 10.

[264] См.: Масс В. З. Хорошее отношение к лошадям: Буффонада-Парад // Москва с точки зрения: эстрадная драматургия 20 – 60‑ х годов. М., 1991. С. 243.

[265] Щербаков В. А. Театральные манифесты Николая Фореггера // Мнемозина. С. 47.

[266] Мелик-Хаспабов В. П. Маски театрального «сегодня» // Вестник театра и искусства. 1922. № 22. 4 апр. С. 4.

[267] Там же.

[268] Алекс. Абр. [Абрамов А. И] «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 23. 17 – 22 янв. С. 11.

[269] В той же рецензии А. И. Абрамова: «Принцип постановки все тот же, какой применялся в последних работах мастерской — маски, вечные маски театра, преломленные в гранях нашей современности».

[270] Мелик-Хаспабов В. П. Маски театрального «сегодня» // Вестник театра и искусства. 1922. № 22. 4 апр. С. 4.

[271] А‑ мов. «Гарантии Гента» (Мастерская Фореггера) // Известия. 1922. 23 апр. № 89. С. 3.

[272] См.: Из проекта положения о школе актерского мастерства, составленного Л. С. Вивьеном и В. Э. Мейерхольдом [3 ноября 1918 г. ] // Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917 – 1921. Л., 1968. С. 348.

[273] Масс В. З. По поводу «Искусства на дне» // Театральная Москва. 1922. № 27. 14 – 19 февр. С. 11.

[274] Фореггер Н. М. Пьеса. Сюжет. Трюк // Зрелища. 1922. № 7. 10 – 16 окт. С. 11.

[275] Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7. 27 июня – 3 июля. С. 6.

[276] Даже творчество Чаплина было знакомо в основном «понаслышке»; В. Я. Парнах, только что вернувшийся из-за границы, просвещал своих соотечественников: «В России этот исключительный кино-эксцентрик никому не известен. “Человек на пропеллере” — лишь одна из многочисленных подделок. Ввиду блокады, Россия была лишена Чаплина, дорогого всем, кто способен смеяться и молодеть в Америке и в Европе». (Парнах В. Я. Пролетариат и эксцентризм // Зрелища. 1922. № 13. 21 – 26 нояб. С. 11. ).

[277] Трувит [Абрамов А. И. ] «Гарантии Гента». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 37. 25 – 30 апр. С. 12.

[278] Мелик-Хаспабов В. П. Московские письма. II. Эпизод или символ? // Вестник театра и искусства. 1922. № 29. 30 мая — 5 июня. С. 3.

[279] А‑ мов. «Гарантии Гента» (Мастерская Фореггера) // Известия. 1922. 23 апр. № 89. С. 3.

[280] Мелик-Хаспабов В. П. Московские письма. II. Эпизод или символ? // Вестник театра и искусства. 1922. № 29. 30 мая — 5 июня. С. 3.

[281] Фореггер Н. М. Пьеса. Сюжет. Трюк // Зрелища. 1922. № 7. 10 – 16 окт. С. 11.

[282] Там же.

[283] Там же.

[284] Там же.

[285] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 271.

[286] Там же.

[287] Таврабук Ю. Заметки зрителя. «Воровка детей». Мастерская Н. Фореггера // Эрмитаж. 1922. № 2. 22 – 28 мая. С. 8.

[288] Алекс. Абр. [Абрамов А. И. ] «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 23. 17 – 22 янв. С. 12.

[289] Брик О. М. Агит-холл // Эрмитаж. 1922. № 4. 7 – 12 июня. С. 5.

[290] Растиньяк. Грядущий Мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 4. 7 – 12 июня. С. 4.

[291] Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7. 27 июня – 3 июля. С. 6.

[292] Там же.

[293] Там же.

[294] Там же.

[295] Там же.

[296] Там же.

[297] Там же. С. 5.

[298] Фореггер Н. М. Авангардное искусство и мюзик-холл // Эрмитаж. 1922. № 7. 27 июня – 3 июля. С. 5.

[299] Марков П. А. Фореггер и Масс [1922 г. ] // Марков П. А. О театре. Т. 3. С. 60.

[300] Недостаточная подготовка актеров в мастерской, дилетантизм отмечались критикой сплошь и рядом. См. напр.: Алекс. Абр. [Абрамов А. И. ] «Хорошее отношение к лошадям». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 23. 17 – 22 янв. С. 12; Трувит [Абрамов А. И. ] «Гарантии Гента». Мастерская Фореггера // Театральная Москва. 1922. № 37. 25 – 30 апр. С. 12; Уриэль [Литовский О. С. ] «Воровка детей» в мастерской Фореггера // Известия. 1922. 14 мая. № 106. С. 4.

[301] Масс В. З. По Сеньке шапка… // Театральная Москва. 1922. № 42. 30 мая — 5 июня. С. 5.

[302] Крылова С., Лебединский Л., Тоом Л. Долой фореггеровщину [: Письмо в редакцию] // Правда. 1923. 3 мая. № 96. С. 5.

[303] Эмирь. Кому это надо? // Жизнь искусства. 1921. 13 дек. № 821. С. 6.

[304] Там же.

[305] Там же.

[306] Козинцев Г. М. АБ! // Эксцентризм. Пг. [На обложке: Эксцентрополис], 1922. С. 3.

[307] Маринетти Ф. ‑ Т. Первый манифест футуризма // Называть вещи своими именами. С. 160.

[308] Козинцев Г. М. АБ! // Эксцентризм. С. 3.

[309] Там же. С. 4.

[310] Там же.

[311] Там же. С. 5.

[312] Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Там же. С. 14.

[313] Козинцев Г. М. АБ! // Там же. С. 4.

[314] Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Там же. С. 15.

[315] Трауберг Л. З. Кинематограф в роли обличителя // Там же. С. 10.

[316] Козинцев Г. М. АБ! // Там же. С. 5.

[317] КаТэ. [Козинцев Г. М., Трауберг Л. З. ] Блокнот эксцентриков, № 2 // Жизнь искусства. 1923. № 8. 27 фев. С. 10.

[318] Из манифеста эксцентрического театра // Эксцентризм. С. 2.

[319] Трауберг Л. З. О постановке «Женитьбы» // Искусство кино. 1991. № 3. Март. С. 121.

[320] Недоброво В. В. ФЭКС. М.; Л., 1928. С. 9.

[321] Козинцев Г. М. Тиль Уленшпигель // Козинцев Г. М. Собр. соч.: В 5 т. Л., 1986. Т. 5. С. 8.

[322] Трауберг Л. З. О постановке «Женитьбы» // Искусство кино. 1991. № 3. Март. С. 121.

[323] См. напр.: Театр и музыка // Петроградская правда. 1922. 17 окт. № 209. С. 5.

[324] Радлов С. Э. К пятилетию государственных театров Петрограда // Жизнь искусства. 1923. № 8. 27 февр. С. 8.

[325] Александров А. С. [Б. н. ] // Советский цирк. 1918 – 1938. С. 100.

[326] Юткевич С. И. Эксцентризм — живопись — реклама // Эксцентризм. С. 13.

[327] Козинцев Г. М. О кино, ФЭКСах и себе // Козинцев Г. М. Собр. соч. T. 1. С. 358.

[328] Козинцев Г. М., Трауберг Л. З. Еще одно DЕ // Там же. Т. 5. С. 79.

[329] См. об этом: Клющчинский P. Эксцентризм и эксцентричность // Киноведческие записки. Вып. 7. С. 121 – 154.

[330] Недоброво В. В. ФЭКС. С. 14.

[331] Козинцев Г. М., Трауберг Л. З. Еще одно DЕ // Козинцев Г. М. Собр. соч. Т. 5. С. 78.

[332] Козинцев Г. М. Глубокий экран // Там же. T. 1. С. 56.

[333] Мейерхольд В. Э. Актер будущего // Эрмитаж. 1922. № 6. С. 10 – 11.

[334] ЦГАЛИ. ф. 963. ед. хр. 300. л. 9, 10. Цит. по: Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 269.

[335] Мейерхольд В. Э. Чаплин и чаплинизм // Февральский А. В. Пути к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978. С. 224.

[336] Гладков А. К. Из воспоминаний о Мейерхольде // Москва театральная. М., 1960. С. 358.

[337] Левидов М. Ю. Театральные силуэты // Современный театр. 1927. № 9. С. 140.

[338] Фореггер Н. М. Кое‑ что по поводу моды // Зрелища. 1923. № 55. 25 – 30 сент. С. 5.

[339] См.: Жаров М. И. Жизнь. Театр. Кино: Воспоминания. М., 1967. С. 172.

[340] Гарин Э. П. С Мейерхольдом. M., 1974. С. 59.

[341] Федоров В. Ф., Эйзенштейн С. М. К постановке «Смерти Тарелкина» мастерской В. Э. Мейерхольда. [21 ноября 1922 г. ] // Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921 – 1926. С. 202.

[342] Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. С. 276.

[343] См.: Марголин С. А. Балаганное представление // Мейерхольд в русской театральной критике: 1920 – 1938. С. 62 – 66; Соболев Ю. В. «Смерть Тарелкина» // Театр и музыка. 1922. № 12. 19 дек. С. 295 – 297.

[344] Вас. Ф. [Федоров В. Ф. ] «Смерть Тарелкина». Мастерская Вс. Мейерхольда // Зрелища. 1922. № 13. 21 – 26 нояб. С. 10.

[345] Федоров В. Ф., Эйзенштейн С. М. К постановке «Смерти Тарелкина» мастерской В. Э. Мейерхольда. [21 ноября 1922 г. ] // Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921 – 1926. С. 202.

[346] См. об этом: Ряпосов А. Ю. В. Э. Мейерхольд и театр А. В. Сухово-Кобылина: Автореф. дис… канд. иск. СПб., 1998. С. 14.

[347] См.: Золотницкий Д. И. Будни и праздники Театрального Октября. Л., 1978. С. 38.

[348] Соболев Ю. В. «Смерть Тарелкина» // Театр и музыка. 1922. № 12. 19 дек. С. 296.

[349] Литовский О. С. «Левый фронт» или эксцентрический парад? («Смерть Тарелкина») // Мейерхольд в русской театральной критике: 1920 – 1938. М., 2000. С. 58.

[350] Херсонский X. Н. «Мудрец» в Пролеткульте // Известия. 1923. 11 мая. № 103. С. 6.

[351] С. Ас. «На всякого мудреца довольно простоты» // Рабочая Москва. 1923. 16 мая. № 105. С. 6.

[352] Я. А. [Апушкин Я. В. ] Театр Пролеткульта. «Мудрец» // Жизнь искусства. 1923. № 41. 16 окт. С. 17.

[353] Февральский А. В. «На всякого мудреца довольно простоты» // Правда. 1923. 9 мая. № 101. С. 5.

[354] Эйзенштейн С. М. Souvenirs d’enfance // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 1. С. 231.

[355] Штраух М. М. Редкие кадры // Советский экран. 1973. № 2. 16 – 31 янв. С. 16.

[356] Левшин А. И. На репетициях «Мудреца» // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974. С. 140.

[357] Там же. С. 146.

[358] Там же. С. 145.

[359] Ромм М. И. Возвращаясь к «монтажу аттракционов» // Кинематограф сегодня. М., 1967. С. 63.

[360] Там же.

[361] Львов Н. И. «Мексиканец» // Вестник театра. 1921. № 87 – 88. 5 апр. С. 14.

[362] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 272.

[363] Там же. С. 270.

[364] Там же.

[365] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 270.

[366] Там же. С. 271.

[367] Там же. С. 270.

[368] Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 281.

[369] Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 158.

[370] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 272.

[371] См.: Хренов Н. А. Зрелищные формы культуры и массовая публика / Зрелищные искусства. М., 1988. Вып. II. 24 с.

[372] Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 271.

[373] См.: Кумейко Е. «Мудрец» в Пролеткульте // Зрелища. 1923. № 37. 22 мая. С. 6.

[374] Херсонский Х. Н. «Мудрец» в Пролеткульте // Известия. 1923. 11 мая. № 103. С. 6.

[375] Я. А. [Апушкин Я. В. ] Театр Пролеткульта. «Мудрец» // Жизнь искусства. 1923. № 41. 16 окт. С. 17.

[376] Ценовский А. «Мудрец» // Труд. 1924. 4 дек. № 276. С. 6.

[377] Эйзенштейн С. М. [Б. н. ] // Как я стал режиссером. Рига, 1946. С. 290.

[378] Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 281.

[379] См., напр.: Ценовский А. «Мудрец» // Труд. 1924. 4 дек. № 276. С. 6.

[380] S. «Слышишь, Москва? » // ЛЕФ. 1924. № 4. Авг. — дек. С. 217.

[381] Эйзенштейн С. М. Монтаж 1938 // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 158.

[382] Эйзенштейн С. М. Психология искусства // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. С. 183.

[383] Арватов Б. И. Театр как производство // О театре. С. 120 – 121.

[384] Эйзенштейн С. М. Два черепа Александра Македонского // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. Т. 2. С. 281.

[385] Пиотровский А. И. Народная комедия // Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969. С. 52.

[386] Пиотровский А. И. Внешторг на Эйфелевой башне // Жизнь искусства. 1923. № 23. 12 июня. С. 18.

[387] Пельше Р. А. Доклад // Луначарский А. В., Пельше Р. А., Плетнев В. Ф. Пути современного театра. М.; Л., 1926. С. 27.

[388] Обслуживание рабочего зрителя // Рабочий и театр. 1925. № 28. 14 июля. С. 3.

[389] Ивинг В. П. Рабочий зритель в цифрах // Рабочий и театр. 1926. № 13. 30 марта. С. 8.

[390] Тверской К. К. Активный зритель // Рабочий и театр. 1925. № 49. 8 дек. С. 4.

[391] Рудницкий К. Л., Зоркая Н. М., Шахназарова Н. Г. Искусство, рожденное революцией // Страницы истории советской художественной культуры. С. 40.

[392] Мейерхольд В. Э. Выступление на обсуждении спектакля [«Лес»] 18 февраля 1924 года // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. С. 55.

[393] Шершеневич В. Г. Предлагаю для дискуссии. Мои тезисы // Зрелища. 1924. № 76. 4 – 10 марта. С. 2.

[394] Радлов С. Э. Сказка: нелепая и чудная // Рабочий и театр. 1926. № 7. 16 февр. С. 6.

[395] Мейерхольд В. Э. Лекция на курсах режиссеров драматических театров. 17 января 1939 года // Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. С. 470.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.