Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{5} I Летопись Театра имени Вс. Мейерхольда



 

Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда (1920 – 1926) / Чертежи Э. И. Каплана. Л.: Academia, 1927. 55 с. («Современный театр», вып. 1).

I. Летопись театра имени Всеволода Мейерхольда........................ 5  Читать

II. Лицо театра........................................................................................................ 10  Читать

III. От «Зорь» к «Ревизору»

«Зори» (8 – XI – 1920)......................................................................................... 24  Читать

«Мистерия-Буфф» (1 – V – 1921)....................................................................... 26  Читать

«Великодушный рогоносец» (25 – IV – 1922).................................................. 27  Читать

«Смерть Тарелкина» (24 – XI – 1922)................................................................ 32  Читать

«Земля дыбом» (4 – III – 1923)........................................................................... 34  Читать

«Лес» (19 – I – 1924)............................................................................................ 36  Читать

«Д. Е. » (15 – VI – 1924)....................................................................................... 39  Читать

«Бубус» (23 – I – 1925)........................................................................................ 41  Читать

«Мандат» (20 – IV – 1925).................................................................................. 44  Читать

«Рычи Китай» (23 – I – 1926)............................................................................. 46  Читать

«Ревизор» (9 – XII – 26)...................................................................................... 48  Читать

{5} I Летопись Театра имени Вс. Мейерхольда

Само название театра говорит о том, что деятельность его неразрывно связана с творчеством крупнейшего режиссера современности — Вс. Эм. Мейерхольда. Приняв это название сравнительно недавно, — с 1923 года, — театр прошел до этого времени через сложный ряд организационных видоизменений.

16 сентября 1920 года Вс. Мейерхольд, только что вернувшийся с юга России, отвоеванного Красной Армией от белых, назначается заведующим Театральным Отделом Наркомпроса, каковой пост он занимает до 26 февраля 1921 г. За это время Вс. Мейерхольду удалось провести в жизнь, наряду с многочисленными мероприятиями, ставившими своею целью обоснование революционного театра в Советской России, также и организацию собственного театра, который получил название Театра РСФСР Первого и взял на себя инициативу в деле построения спектакля, созвучного настроениям революционных лет. В Театре РСФСР 1‑ м проводились лозунги «Театрального Октября», утверждавшие борьбу с аполитичностью театрального искусства и сближение театра с запросами нового {6} пролетарского зрителя. Совместно с Валерием Бебутовым, Вс. Мейерхольд поставил «Зори» Эмиля Верхарна (8 ноября 1920) и «Мистерию-Буфф» Вл. Маяковского (1 мая 1921 г. ), положив этими постановками основание левого, революционного фронта театрального искусства. Под новый театр было отведено здание б. театра Зона, находившееся в крайне запущенном состоянии. Труппа составилась из остатков школы Ф. Комиссаржевского и Нового Театра В. Бебутова, к которым затем присоединилась, сперва на автономных правах, группа актеров «Вольного Театра» Неволина, затем объединившаяся, в связи с недостатком помещений, с труппой Театра РСФСР в одно целое — «Театр Актера», снова заняв, временно закрытое, здание театра на Садовой, 20.

Спектакли «Зори» и «Мистерии Буфф» провели межу между старым и новым театрами, разбив их на два фронта: с одной стороны одиноко стоял «левый» Театр РСФСР I, с другой многочисленная группа академических и государственных театров. Такое положение не могло не отразиться и во внутренней жизни Театра РСФСР I, составленного из актеров различных школ и направлений. Это неизбежно привело к образованию особой группы, сплотившейся вокруг Вс. Мейерхольда и совместно со студентами Гос. Высших Режиссерских Мастерских (ГРВМ’а) подготовившей за зиму 1921 – 22 года, в помещении мастерских (на Новинском бульваре, 32) постановку пьесы Кроммелинка «Великодушный Рогоносец». Этот спектакль, построенный по новым принципам конструктивизма, был перенесен из Мастерских в театр на Садовой 20 и показан зрителям 25 апреля 1922 года. Исключительный успех, выпавший на его долю, окончательно выявил идеологическое разногласие двух трупп, объединенных в «Театре Актера» и укрепил победу за Мейерхольдовским {7} коллективом. «Театр Актера», из которого выбывают незлобинцы, переименовывается в Гос. Институт Театрального Искусства (ГИТИС), в который включается и «Опытно-Героический Театр», возглавлявшийся Фердинандовым и В. Шершеневичем. Таким образом, в силу нового слияния, группа Мейерхольда сказалась снова под одной крышей (Садовая, 20) с чуждой ей идеологически труппой вследствие чего сезон 1922 – 23 г. проходит под знаком ожесточенной борьбы двух направлений. Проведенные за это время Мейерхольдом постановки: «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина (24 ноября 1922 г. ) и «Земля Дыбом» Мартинэ — Третьякова (4 марта 1923 г. ), развивавшие принципы конструктивизма и углублявшие разработку агитационного спектакля, доставляют новую большую победу ученикам Мейерхольда и решают участь театра. Работа Опытно-Героического театра прекращается. Организовывается самостоятельный трудовой коллектив, который с 1923 года принимает название «Театр имени Вс. Мейерхольда» (ТИМ). В том же, 1923 году, в связи с чествованием 25‑ летней режиссерской деятельности Вс. Мейерхольда (2 апр. 1923 г. ), прошедшего с широким участием красноармейских частей, руководитель театра Вс. Мейерхольд получает звание Народного Артиста Республики.

За три года (1920 – 23) театр Мейерхольда сумел доказать свою жизнеспособность, пройдя через многие тяжелые испытания материального характера и выдержав ряд решительных боев на идеологическом фронте. Несмотря на все затруднения он стал авангардом революционного театра, с каждым годом углубляя и расширяя свое влияние, пока, наконец, одержанные победы не обеспечили за ним возможности самостоятельного существования. Гастроли в Харькове, Киеве, Екатеринославе и Ростове-на-Дону {8} познакомили провинцию с новыми достижениями, а развитие клубной и кружковой работы сотрудников театра в рабочих районах Москвы и окрестностей укрепили за ним симпатии широких рабочих масс.

В 1923 – 24 году, когда в академических театральных кругах раздался призыв «назад к Островскому», послуживший, для остальных театральных групп, поводом к усилению художественной реакции и к возврату к старым навыкам театра, — ТИМ показал «Лес» Островского (19 января 1924 г. ), дав совершенно новое, проникнутое духом современности, истолкование Островского и положив начало новому реализму на сцене. Летом 1924 года театр гастролирует в Ленинграде (в Большом зале Консерватории), впервые знакомя ленинградских зрителей со своими постановками — от «Великодушного Рогоносца» до «Леса». Здесь же, в Ленинграде, театр дает первое представление новой постановки, широко развернувшей агитспектакль в форме художественного политобозрения — «Д Е. » («Даешь Европу», 15 июня 1924 г. ), по сценарию М. Подгаецкого, почерпнутого из одноименного романа И. Эренбурга.

В 1924 – 25 году ТИМ обладает уже обширным репертуаром, в который входят, помимо прежних постановок от «Великодушного Рогоносца» до «Д. Е. », так же и новые работы театра: «Бубус», комедия на музыке по пьесе А. Файко (23 января 1925 г. ), заново ставящая разработку жанра музыкальной комедии и «Мандат», комедия в трех актах Николая Эрдмана (20 апреля 1925 г. ), закрепляющая в форме яркого комедийного спектакля достижения неореализма.

Следуют повторные гастроли театра в провинции и в Ленинграде (осенью 1925 г. ), а в следующем сезоне (1925 – 26) театр показывает «Рычи Китай» — соч. Р. Третьякова (23 января 1926 г. ) — {9} первую работу режиссера В. Федорова, вышедшего из школы Вс. Мейерхольда и применившего его приемы к оформлению сцен из жизни беднейшего населения Китая. Одновременно, театр приступает к разработке нового широко задуманного плана — к постановке «Ревизора» Гоголя, готовя ее к сезону 1926 – 27 года.

Из театральной школы Вс. Мейерхольда, сменившей последовательно ряд названий (Гос. Высшие Театр. Мастерские, Гос. Институт Театрального Искусства) выросли Гос. Экспериментальные Театральные Мастерские имени Вс. Мейерхольда (Гэктемас), выполняющие задачу подготовки новых кадров актеров и режиссеров. Первый выпуск учеников Гэктемаса состоялся в апреле 1926 года.

Кроме того, при театре функционируют лаборатории драматургическая и биомеханическая.

Клубная работа сосредоточилась с января 1924 г. в Клубно-Методологической Лаборатории при театре и мастерских им. Вс. Мейерхольда (подробный отчет о ее деятельности напечатан в сборнике «Театральный Октябрь», вып. I, Лгр. — Москва. 1926 г. ).

Музей театра хранит богатую коллекцию макетов, эскизов и других материалов, освещающих работу театра с 1920 года.

Существовавшее при театре издательство «Театральный Октябрь» издало сборник «Театральный Октябрь» (вып. 1, 1926 г. ), каталог музея, биографии студентов первого выпуска Гэктемас, Афишу Тим’а и ряд брошюр, освещающих постановки театра.

25 апреля 1926 г. ТИМ отпраздновал пятилетие своей деятельности. В связи с юбилеем Наркомпрос возбудил ходатайство о включении ТИМ’а в сеть Государственных Театров, что и осуществилось осенью 1926 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.