Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИР МОИХ СИМВОЛОВ



Беата Грушковская

 

Что такое символы, для чего я так обильно ввожу их в сюжетное полотно повествования и откуда я их беру? Есть старая легенда, отвечающая на эти вопросы - в далекой стране было когда-то совершенное общество. Люди в нем жили в радостном взаимодействии друг с другом и с миром. Вдруг резко погодные условия изменились. Суровый климат заставил жителей приспособиться к тяжелым и примитивным условиям, и их восприятия возвышенного и прекрасного огрубело.
О счастливом прошлом остались лишь смутные воспоминания и только у тех немногих, кто жил мечтами о возвращении в потерянный рай. Они упорно не хотел забывать страну своего прошлого и могли восстанавливать утраченный мир, воскрешая образы сквозь символы и сущность неодушевленных предметов. Немногие сохранили способность тонко и глубоко чувствовать и понимать характер символов: многомерных, сверкающих, наполненных глубоким смыслом и жизнью. В этом и заключается задача художника – постичь потаенную символичность реальности и показать её людям, утратившим эту способность. Современный рациональный мир, занятый добыванием денег, либо резко отвергает самую возможность познания мира, более высокого и совершенного, либо втискивает своё понимание в примитивные рамки готовых знаков и аллегорий, в которых этот совершенный мир теряет свою многомерность и искажается. И я, как сценарист и режиссер, вижу свою задачу в том, чтобы наделить символические предметы живой харизмой и сохранить её сокральность, добавив к продукту чистого мейнстрима элементы авторского кино через особое внимание к говорящим деталям.  Все мои символы расшифрованы мной только частично, ибо символ бесконечен и не всегда сводим к мысли.

Александр Санакоев – сан (фр) святой, сан (англ) сын (божий), сан (английский) солнце.

Аквариум – маленький параллельный мир. Присутствует в каждом фильме. Есть почти у каждого героя. Воплощает в себе одновременно символы воды, рыб, шара, отражения, улитки и спирали ( улиткин панцирь). Аквариум с живыми или пластмассовыми рыбками - символ активизации зоны хорошего или мещанского вкуса. Эротический катализатор. С чистой или мутной водой. С золотыми волшебными рыбками. Иногда с монетками на дне. Заросший, запущенный аквариум. Отражение семейных отношений. Круглый аквариум – концентрация жизненно энергии.

Барабан – может быть в руках уличного музыканта, на которого обратил внимание герой, или маленького мальчугана, или буддийского монаха. Повторяет ритмы сердца. Эмблема богини музыки и искусств. Атрибут всех богов грозы. Барабан, литавры и тамбурин, применялись для поддержания нужного ритма в экстатических танцах. У африканских племен является символов биения сердца и обладает магической силой. Символ совершенства, размышления и созерцания. Гроза, голос космической энергии. Из всех музыкальных инструментов барабан являлся наиболее важным для коммуникации, его вибрирующий звук проникает в самое сердце и, в более широком смысле, предполагает способность общаться со сверхъестественными силами. Он символизирует как разрушительную, так и созидательную силу. Материалы, из которых его изготавливают, дерево и кожи, – сами символизируют защиту; его ритмы широко применялись для того, чтобы достичь состояния экстаза, в котором легко вступить в контакт с духами; шаманы в этом состоянии видели себя перемещающимися вне материального мира. Древние использовали барабан, чтобы вдохновить воинов, – этот ритуал возник из символики грозы, несущей разрушительные силы.

Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей, разрешение проблем, новое начало. Атрибут высшей красоты. В некоторых странах Европы, Китае, Египте и др. белый - цвет траурных одежд. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Символические значения белого: 1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность.
2. Магическое действие — белая одежда и окраска — средство, способствующее очищению, удаче в войне долгой жизни, здоровью, благу. 3. Знак общественного положения — благородство, знатность, величие, благосостояние. Белые одежды египетских фараонов, жрецов Древнего Востока, тоги римских патрициев, платья женщин «из общества» в древности, средневековье и в другие эпохи; «белые воротнички» — знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры — знак принадлежности к обеспеченному классу. 4. Язык общения с богами и духами — белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, облик Яхве (Саваофа), Брахмана, Атмана, Акшобхьи — первого Будды тибетской пятичленной мандалы (иконы); одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов. 5. Язык ритуалов — белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У примитивных народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц. У африканского народа баньоро белые коровы передавались государю в знак верноподданничества. Участники церемонии коронации государя осыпались белым порошком. Белым был и основной цвет королевских регалий. Королевский повар перед исполнением своих обязанностей должен был очиститься. С этой целью половину его тела покрывали белой глиной. 6. Знаки и сигналы — в Японии — хризантема, белые аисты и журавли; в Китае — знак Запада, осени и металла; в Индии — «белый образ солнца», цвет касты брахманов; в христианстве — белая лилия, белая роза — символы Девы Марии. Белый флаг — предложение мира. В геральдике белый цвет широко используется как символ. 7. Атрибут высшей красоты — что может быть красивей белых облаков, хризантем, жасмина, цветущей вишни, белых лебедей

Веревка - символ предательства и раскаяния удавившегося на ней Иуды Искариота. Веревка также символ плодородия в центрально американской иконографии, эмблема божественного оплодотворяющего семени или дождя. Аллегорическая фигура Фортуны часто держит веревку как символ смертности жизни, неожиданности ее конца. Если веревка порвалась у вас в руках, то это знак, предупреждающий вас быть осторожнее, не говорить лишнего, чтобы не пришлось потом пожалеть о сказанном. Очень длинная веревка – символ дороги, длительной поездки.

Вино - символика вина амбивалентна. С одной стороны, вино, в особенности красное, символизирует кровь и жертвоприношение; с другой стороны, оно дарует радость и божественный экстаз, тем самым уподобляя человека вечно юным и блаженным богам. Оно может выступать как символ освобождения человека от житейских забот; греческий бог вина Дионис имел эпитет Лиэй (Освобождающий). Оно также наделяется пророческим даром, властью наполнять душу истиной. Наиболее ранние свидетельства отождествления крови и вина обнаруживаются в ближневосточной традиции.
Впоследствии они нашли развитие в христианской догматике: «Ибо сие есть Кровь Моя», — говорит Христос о вине (Мф. 26). На этом образе было основано таинство евхаристии, то есть причащения верующего к Христу посредством вкушения хлеба и вина, «таинственно пресуществляющихся» в тело и кровь Христовы. В митраизме используемое в ритуалах вино наделялось сакральным статусом и считалось дающим силу, мудрость, процветание, а также обеспечивающим энергию для борьбы со злыми духами и для обретения бессмертия.

Вода выступает в качестве универсального символа во всех мировых традициях в качестве первостихии мира. Она наделяется способностью очищения души (например, после осквернения или совершения греха). Во многих традициях вода считалась проводником воли богов, посредником в общении с небом, глашатаем судьбы. Вода выступает как символ всеоживляющего благословения Божьего. С другой стороны, она предстает как орудие гнева Господня.

Волосы, красиво обрамляющие человеческую голову, впитали своими корнями основу ее символики, т. е. мудрость и жизненную силу. Цвет волос, их длина и тип прически вносят множество дополнительных нюансов, невероятно обогащающих и усложняющих символику интересующего нас объекта. Так, длинные волосы свидетельствуют о свободе, независимости и нигилизме; коротко остриженные — о сдержанности и умеренности, тогда как блеск наголо обритой головы отражает принесенные обеты, кастовую замкнутость, т. е. зависимость и несвободу. Золотистые волосы говорят о своенравии и упрямстве человека, черные отличают горячего и вспыльчивого южанина, а рыжие выдают с головой натуру лживую и коварную. Каштановые волосы, напротив, подчеркивают благородство характера; седые украшают умудренного жизненным опытом старца, а волосы неестественного оттенка явно указывают на совершенно неординарную личность — не то гения, не то страшного злодея. Символику цвета существенно дополняет символика качества волос. Густые волосы обыкновенно взрастают на благодатной ниве темпераментного мужчины, редкие и хрупкие — на чахлой почве безвольного слабака. Ровные волосы присущи людям спокойным и уравновешенным, волнистые и кудрявые — норовистым и неуживчивым. В восточной иконографии неубранные волосы уставших от суеты старых богов символизируют их полное отрешение от мира.

Глаз - является символом бдительности, ясновидения, всеведения. С ним связываются свет и мудрость, а также энергия, сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной. Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания. Это также образ провидения; так, например, в иудаизме всевидящее око — воплощение Промысла Божьего. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба). В архаических представлениях луна и солнце — это глаза неба; при этом нередко солнце воспринимается как благой, а луна — дурной глаз.
Символ всевидящего ока.

Дверь - символика дверей связывается с образами границы и перехода. В символической модели мира дом рассматривался как упорядоченное, освоенное пространство, тогда как околица соотносилась с хаосом; в этой модели дверь, порог считались «граничной» территорией, через которую вредоносные силы хаоса могли проникнуть в жилище человека. Так, например, в Библии Господь говорит Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя... » В связи с этой семантикой во многих традициях было принято использовать различные дверные обереги и амулеты, предохранявшие от проникновения злых духов. Древние греки помещали у дверей изображение Гекаты; евреи прибивали к косяку коробочку с избранными текстами из Священного Писания; в Китае створки дверей снабжались изображением двух духов-покровителей. Кроме того, символика дверей как места перехода обусловила их использование в обрядах, которые знаменовали вступление в новое пространство существования. В Евангелии Христос определяется как «дверь в Царство Божие». Дверь, фиксируя проем в стене, может рассматриваться как женский символ.

Дыра - в религиозных исследованиях и мистической мысли скорее символ не пустоты, а входа в физическую жизнь при рождении и в духовную жизнь после смерти. Значение древних просверленных камней не всегда объясняется символизмом женской сексуальности и плодовитости; в Китае, например, в драгоценных нефритовых камнях осторожно сверлили центральное отверстие как символ ворот в небо, пустоты, ведущей в безвременье.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ. У индейцев Северной Америки дым был средством связи как с богами, так и между собой. Реже он встречается как символ укрытия или мимолетности жизни.

Живот - в представлениях народов Дальнего Востока место, где помещается сама жизнь; отсюда японский самурайский ритуал вспарывания живота– харакири. Изображения людей с большими животами на Востоке символизируют скорее процветание, чем обжорство, – таков, например, Шэнь-йень, китайский бог богатства. Библейская история об Ионе, проведшем три дня и три ночи во чреве кита, использована как аллегория смерти и воскресения Иисуса Христа. Алхимики считали живот аналогией лаборатории.

Зеркало имеет два значения: с одной стороны, зеркало – это душа в состоянии чистоты, отображенная истина, просветленный ум, искренность. С другой стороны, оно символизирует сансару, мир, в котором мы рождаемся и умираем. Бог смотрит в зеркало человеческих душ и видит своё отражение. Образ мира и Бога, истины, познания, но и обманчивости, неподлинности. Мотив отражения, составляющий основное содержание образа, оказывается представленным в космогонии и космологии: Бог творит мир, чтобы видеть в нем свое отражение; мир — это отражение божества, нетождественное ему, но все же являющееся его подобием, образом. Зеркало связано с комплексом вода — луна — женщина.

Красного цвета символика: кровь и огонь. Присутствует во всех моих фильмах. С давних времен глубокую символику имел красный цвет. Символ страсти, огня, войны и плоти. На небе показать кроваво-красную луну, означает, что в ближайшем будущем прольется много крови. Красный цвет раскаленного предмета символизирует тревоги и беспокойства. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в КРАСНЫЙ ЦВЕТ. КРАСНЫЙ флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует " вызов на бой". " красные" часто употребляется по отношению к коммунистам.
КРАСНЫЙ - цвет анархии. Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные
знаки). Район, где находятся публичные дома, называется районом " КРАСНЫХ фонарей", так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями. Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. На наперснике первосвященника Аарона, служителя Скинии собрания, было четыре красных камня — рубин, карбункул, яхонт и яспис — опознавательные знаки и талисманы четырех колен израилевых.
Государственная символика и геральдика многих стран весьма богата красным цветом.

Круг, без сомнения, самая универсальная из всех геометрических фигур, символ цельности, единства и совокупности, полноты и ограниченности, постоянства и цикличности, вечности и бесконечности. Эта древняя символика круга раскрывается во многих выражениях великорусского языка: единство интересов цементирует «круг единомышленников»; совокупность знакомых определяет «круг общения»; безвыходную ограниченность в замкнутой цельности бытия иллюстрирует «замкнутый круг», а вечность и цикличность времени отмечает «круглый год», поскольку «все возвращается на круги своя». В мифологии совершеннейшая из фигур может олицетворять многие космические объекты: золотой круг (диск) представляет Солнце, серебряный — Луну, голубой или синий — небо, звездный — бездонный космос, отделяющий от хаоса упорядоченную Вселенную. Совершенную форму круга принимают и небеса, и земля, и нижний (подземный) мир. Идеальную завершенность миров подчеркивают и числовые характеристики, универсальные числа «3», «7» и «9», заложенные в их основе. В алхимии кружком отмечались две земные ипостаси солнца: круг с точкой в центре был символом золота, а круг, поделенный пополам, — эмблемой соли. Круглый стол. Единство, взаимосвязь, законченность, завершение дела. Согласно легенде о короле Артуре, знаменитый стол, в центре которого было оставлено место для Святого Грааля, был придуман Мерлином для того, чтобы посадить за ним 150 рыцарей, не делая предпочтения ни для кого. Мистическую силу Круглого Стола связывали с традиционным кельтским почитанием круга, вероятно основанным на культе небесных богов. Подобное значение имеет и индуистский Круглый стол, состоящий из двенадцати сегментов, соответствующих знакам Зодиака и месяцам года.

Клоун - наследник традиции, включающей в себя дурней (простаков или притворяющихся простаками), шутов (сообразительных проказников)и буффонов (странствующих комедиантов) – категории, которые часто смешивали. Наиболее глубокий и мрачный символизм придавали дуракам в древности. Они были инверсиям и королей и правителей, их использовали как замену во время ритуалов жертвоприношения. В более общем смысле, клоуны и дураки изображают человеческие неудачи, то, как достоинство и серьезность могут моментально превращаться в фарс, или то, как мудрость оборачивается идиотизмом (при этом они играют роль козлов отпущения, принимая на себя презрение за недостатки).

Лампа - дух, правда, ум, сама жизнь – качества, ассоциируемые со светом. В «Сказках 1001 ночи» Аладдин, который допустил появление ржавчины на своей волшебной лампе после того, как она помогла ему стать богатым, – аналогия пренебрежения духовной стороной жизни. В буддизме и индуизме лампа как символ жизни представляет собой преемственность личности при переходе из одного состояния бытия в другое. На гробницах или алтарях лампа являлась символом как преданности Богу, так и Божьего участия. Ее изображение может служить аллегорией Бдительности, а также Ночи. Лампа является символом материнской заботы, ассоциирующейся с больным ребенком. Флоренс Найтингел (основательница движения сестер милосердия) называли Леди с лампой. Фонарь (закрытый огонь) – скорее защитный символ. В Китае считали, что волшебный фонарь может отводить демонов. Фонарь также использовали для вызова добрых духов.

Лестница в христианском мире является символом связи между небом и землей, другими словами — символом возможности подняться на небо. В то же время лестница, рассматриваемая как атрибут нисхождения, по которой герой попадает в подземное царство. … Путь по ступенькам является одним из самых распространенных символов в инициационных обрядах.

Мак - в искусстве – эмблема греческих богов сна (Гипноса) и сновидений(Морфея) и аллегория Ночи – символизм, основанный на свойствах опиумного мака, который рос как дикий цветок в Греции и на Восточном Средиземноморье и использовался для травяных настоек с древнейших времен. Мак связывали также с древнегреческой богиней земледелия Деметрой (Церерой в римской мифологии) и ее дочерью Персефоной (Прозерпиной) – как символ зимнего сна природы. Христиане заимствовали некоторые аспекты этой традиции, сделав красный мак эмблемой самопожертвования Христа и «смертельного сна». Маковые поля Фландрии, на которых происходили кровопролитные сражения обеих мировых войн, придали новую остроту этому древнему символу.

Огонь - символика огня получила глубинное измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога (Яхве - огонь рождающий). Известно 49 огней Брамы. Это символы центров Высшего Сознания. Саламандра - знак стихии огня, отображает сознание огня с его бесконечной подвижностью и непостоянством. Огонь может разрушать любые формы, а также своей потенцией нести очистительную функцию. В средневековых поверьях саламандра обитает в огненной реке, дает умные советы, живя в огне и олицетворяя его стихию. Ее символика использовалась в магии. В качестве мужской, активной и невещественной стихии противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления. Так, например, в Библии с образом Яхве связываются прежде всего огонь и ветер. Огонь сопровождает явление Бога, Святой Дух сходит на апостолов в виде языков пламени.

Окно – означает твою позицию по отношению к окружающему миру. Если окно распахнуто, значит, тебе свойственна открытость и доверчивость. Если окно закрыто или занавешено, тебе присуща склонность к скрытности и погруженности в себя.

Отражения символика (героя в воде) – поиск ответов на интригующий вопрос. Если герой отражается в стекле здания – он ищет выход из затруднительной ситуации. Отражение солнца в воде, луже – бог с нами. Отражение луны на поверхности воды – ситуация будет ухудшаться. Отражение персонажа в чайнике или на другой блестящей поверхности бытового предмета – человек без полета, очень приземленный.

Осколки - вы собираете осколки от разбитого предмета, то Вы предпринимаете попытки удержать прошлое, в чем нет никакого смысла. Будьте готовы принять перемены. Если оказавшись в гостях, Вы поранились осколком — символ того, что Вам нанесет визит какой-либо не слишком приятный человек. Иной раз такое сновидение значит ухудшение дел из-за того, что Вы не уделяете им достаточно внимания. Если осколки вонзающиеся в тело, то в реальной жизни Вам предстоит мучиться от чьих-то вечных придирок.

Песок - символ бесплодности, зыбкости и непрочности. Такие символы часто говорят о том, что герой напрасно что-то предпринимает… Строить что-либо из песка - знак пустых фантазий и бесплодных иллюзий. Символ песка подсказывает зрителю, что каким-то мечтам едва ли суждено сбыться. Распространенный символ времени: песок в песочных часах, блуждающие пески пустыни, погребающие под собой древние города … Зыбучие пески — этот знак может символизировать страх и чувство, словно какая-то сила затягивает...

Пузырики - мимолетность, недолговечность, особенно в отношении земной жизни, – символизм, принятый как в буддийской, так и в христианской аллегориях. В христианском средневековом искусстве путти (ангелы-мальчики) демонстрировали раздувшиеся пузыри с надписью: «Человек – это пузырь».

Песочные часы - смертность и неумолимо проходящее время. Песочные часы часто появляются в изображении благочестивого, тихого образа жизни, для иллюстрации краткости человеческого бытия, как атрибут Отца-Времени и иногда Смерти. Они разделяют символизм двух треугольников, один из которых перевернут, что означает циклы созидания и разрушения (форма барабана Шивы в индийском искусстве).

Рука - связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем он используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства. Жесты предстают как одно из основных средств выражения мыслей и чувств. Так, например, в различных культурах соглашения и клятвы сопровождались жестами и символизировались ими, Существуют жесты благословения, покаяния, молитвенного обращения. В индуизме и буддизме получил распространение особый символический язык жестов — мудр («мудра» одновременно означает «печать» и «жест»), используемый в ритуалах, танцах, а также в иконографии. В рамках культа мудра выступает в качестве «вещественного» знака, печати, скрепляющей намерение верующего (к примеру, обет, обращение за помощью и т, п. ). На Среднем Востоке воздеваемая вверх правая рука с поднятым указательным пальцем выражала крайнюю степень почтения, так приветствовались божества; в христианстве с этим жестом изображались волхвы, прибывшие поклониться младенцу Иисусу. Оранта, Богоматерь, с воздетыми в молитве руками, изображенная в фас, повторяет жест египетской ка — человеческой души, являющейся перед богом после смерти. В Древнем Риме соединение правых рук символизировало верность заключенному договору; изображение этого жеста помещалось на монетах с Фидес, богиней верности клятве. В средние века вассал вкладывал свои руки в руки сеньора в знак подчинения; рыцарь бросал перчатку противнику в знак вызова. Рукопожатие изначально выступало как символ дружелюбия, доверия.
Символика пальцев рук может быть рассмотрена в контексте числовой символики. Пять традиционно связывается с человеком (это образ человеческого тела, с его четырьмя конечностями и головой), его здоровьем, благополучием. В средневековой классификации мизинец символизирует веру и добрую волю, безымянный палец — раскаяние, средний — милосердие, указательный — ясный разум, большой — божественность. Палец может выступать как объект жертвоприношения, в этом случает он заменяет человека; примеры этого рода встречаются в разных традициях. В индуистском мифе Шива отсекает себе палец, чтобы умилостивить Кали, в некоторых провинциях Индии среди матерей было принято отсекать себе палец из боязни потерять ребенка. Кроме того, нужно помнить, что долгое время люди считали «на пальцах». Рука - символ управления, руководства; олицетворение безопасности и правильного пути, Выступает одним из атрибутов аллегорического изображения Фортуны.
Человеческая рука - это величайшее изобретение и достижение биологической эволюции на планете Земля. Именно руки, а не какие либо иные часть тела, в большей степени олицетворяюшую святость духовной особы и её связь со Вседержителем. Чаще всего рука подменяет собой знаменитый фрейдовский фаллический символ. Известно например, что когда человек желает продемонстрировать кому либо половой член в оскорбительных целях, то он, следуя традиции, изображает его либо с помощью среднего пальца руки, так называемый " фак", более характерный для Соединенных Штатов и некоторых западноевропейских стран, либо кладя ладонь одной руки на основание предплечья другой руки, ладонь которой при этом сжата в кулак, имитируя головку члена.

Рот- в изобразительном искусстве открытый рот может быть символом жадности (во многих картинах разинутые пасти монстров представляют собой –ворота в ад). Рот может также символизировать дыхание. жизни. В древнеегипетских похоронных обрядах рты мертвых были открыты, чтобы позволить их душам (Ка) предстать перед судом в загробном мире и получить дар новой жизни. В Китае и Мексике в рот умерших помещали изображавшие солнце диски, сделанные из нефрита (символизирующего бессмертие). Юнг считал, что существует символическая связь между ртом(красным и пожирающим) и огнем – непременным признаком легендарных огнедышащих драконов. Более часто встречается ассоциация рта с вульвой, как в китайской символике.

Рыба выступает как символ плодовитости, в том числе и в духовном плане, и изобилия, что обусловлено количеством икринок; сексуальности, но и холодности, а также равнодушия и глупости. Помещается у корней мирового древа и противопоставляется птицам. Выступает в различных традициях в качестве олицетворения космических сил; так, например, согласно японской мифологии, опорой земли является гигантский сом, обитающий в водах мирового океана; у различных народов рыба перевозит солнце, совершающее свой путь в океане ночи. Рыба может истолковываться как образ животворящей силы воды, связываясь с плодородием. С другой стороны, вода является символом разложения, уничтожения форм; в этом контексте исполинская рыба, проглатывающая героя, выступает как хтонический персонаж и образ преисподней. В Китае и Индии символизировала новое рождение и выступала атрибутом похоронных ритуалов. В иудейской традиции рыба является символом Мессии (обозначаемого тем же словом). В христианстве рыба становится символом Христа; слово «ихтис» расшифровывалось как аббревиатура формулы «Иисус Христос, Божий сын, Спаситель». Также она символизирует веру, чистоту, Деву Марию. В эпоху средневековья рыба стала символом духовной сущности, сокрытой под видимым покровом вещей.

Свеча — трогательный романтический символ, значение которого во многом зависит от того, что именно освещает ее трепетное пламя. Свеча — источник вдохновения ученого, писателя и поэта, склонившегося над фолиантом или чистым листом бумаги. Зажженная на алтаре, она является символом духовного света веры, а освещающая колдовской круг — знаком чародейской силы, основанной на тайных знаниях. Праздничные свечи на именинном торте или на новогодней елке символизируют продолжение жизни и надежду на счастье, а свеча, вставленная в сложенные руки усопшего, выражает одинокую печальную человеческую душу, покидающую этот мир. Длинная горящая свеча знаменует жизненную энергию и здоровье, а маленький, догорающий огарок представляет аллегорию на дряхлую старость и близкую смерть. В религии свеча олицетворяет духовный свет веры, разгоняющий мрак невежества и язычества. В иудаизме менора (семисвечный канделябр) аллегорически указывает на легендарный Храм Соломона.

Спички - много спичек - у вас появится много близких друзей (одна спичка - только один близкий друг). Зажечь спичку - предсказание о начале новой и восхитительной дружбы. Потушить спичку - конец продолжительной дружбы. Рассыпанные - злые друзья; Зажечь - нежданные деньги; В коробке - возмещение убытков. Зажигать, горящие - вас ждет вспышка энергии, желания, не упустите момент.

Спираль -образ развертывания жизненной силы. Спираль является магическим символом, отражающим путешествие к центру, где будут обретены просветление, мудрость и интуиция. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, как и змееобразный клубок энергии в основании спины, который считается важным элементом учения йоги. Восходящая спираль — мужской, фаллический знак, нисходящая — женский. Интересен символ двойной спирали, который соединяет в одно целое оба элемента, развертывание и скручивание («эволюцию и инволюцию»). С древнейших времен – символ жизненной силы, как на уровне Космоса, так и на уровне микрокосмоса. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах и (как обнаружила наука) двойной спирали молекулы ДНК, содержащейся в каждой клетке живого организма. В искусстве спираль – один из самых распространенных декоративных узоров – от Европы (двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки островитян в Полинезии). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии, которая управляет Космосом. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и «роста» Луны, а также самого Солнца. Сжатая спиральная пружина – символ скрытой силы, как и змееобразный клубок энергии в основании спины, который считается важным элементом учения йоги. Восходящая спираль – мужской, фаллический знак, нисходящая– женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует также развитие, продолжение, непрерывность, центростремительное и центробежное движение, ритм дыхания или самой жизни.

Сфера - символ плодородия (как и круг), а также целостности (как и глобус). В Древней Греции знаком сферы был крест в круге – древняя эмблема власти. Сфера, составленная из нескольких металлических колец, иллюстрирующая космогоническую теорию Птолемея (который полагал, что Земля находится в центре Вселенной), – старинная эмблема астрономии.

Стена отделяет свет от внешней тьмы, правду от лжи, это символ магической защиты и протекции.

Танец -подобно музыке с ее ритмической структурой, танец выступает как символ миросозидания. Ритмичному движению приписывают императивные функции, действующие в космическом масштабе; оно также подразумевает накопление и концентрацию силы или высвобождение излишней энергии.
В Древнем Египте после захоронения умершего исполнялся особый танец, что должно было обеспечить жизненной силой умершего. Танец корибантов, спутников Великой матери богов, как считалось, излечивал психические расстройства. В шаманских традициях демонстрируется несомненная связь ритмичного танца под бубен с состоянием транса. Танец дает ощущение приобщения к божественному и трансформирует танцующего в имитируемые им объекты (по этой причине в танцах нередко используются маски). У многих народов танцы являются предварительным символическим воспроизведением каких-либо событий(сбора урожая, битвы), осуществляемым с целью обеспечить благоприятный исход последних. Музыканты и танцовщицы сопровождают ритуальные процессии для того, чтобы изгнать из скота демонов холеры и чумы. Различные религиозные представления облекаются в форму наделенных символическим значением жестов и движений танца. Танец является одной из древнейших форм магии. Парный танец может рассматриваться как символ священного брака; соединенные руки партнеров подразумевают скрепляющие их узы. Танцы в кругу наделяются выраженной космической символикой и по своей функции связан с защитой и ограждением.
Богат символикой также ритуальный танец суфиев. Танцующие располагаются двумя полукружьями (одно из них символизирует процесс инволюции душ в материю, другое — их эволюцию к Богу); шейх, вступающий в танец позднее других, — это солнце, посредник между небом и землей; само помещение символизирует космос.

Тень- олицетворение души, нередко — в ее низменном аспекте; в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом, Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я, душой человека, его жизненно важной частью; именно в виде тени душа является спящему, духовидцу, В представлениях древних египтян сущность человека мыслится в неразрывном единстве его тела, душ (ка и ба), имени и тени; после смерти одним из наказаний для грешников была утрата тени, пожираемой адским чудовищем — львом с головой крокодила, Потеря духа-тени гибельна для человека; рассказы о людях, утративших свою тень, распространены в фольклоре Европы (этот сюжет нашел отражение в сказке «Петер Шлемиль» у Шамиссо), Человек без тени — продавший душу дьяволу; нечистая сила сама не отбрасывает тень (ср. у Булгакова Варенуха после превращения его в вампира). Тень — это также призрак умершего; в греческой мифологии царство мертвых аид предстает населенным призрачными тенями. С этим образом связывается и представление
о демоническом двойнике человека; в данном случае тень олицетворяет зло в человеке (например, в сюжете об отделившейся от хозяина тени у Андерсена).
Улитка- в настоящее время – лишь метафора медлительности, но в древних культурах – особенно в Африке и Центральной Америке – символ луны и плодородия. Ее похожие на лунный серп рожки, периодически исчезающие и появляющиеся, и спиралевидная раковина повлияли на то, что улитка стала символом циклических процессов, например, возрождения и воскрешения, а в ацтекской иконографии – плодородия. Раковина и подвижное тело также совмещают мужскую и женскую сексуальную символику.

Ухо- символическая связь между ухом и оплодотворением встречается как в некоторых африканских культурных традициях (где ухо имеет отчетливое сексуальное значение), так и в христианстве (ранние христиане полагали, что Христос был зачат Святым Духом через ухо Девы Марии; поэтому на многих изображениях сцены Благовещения голубь сидит на плече Богородицы у самого уха). В Китае, Индии и в империи инков длинные уши считались символом мудрости или высокого положения.

Угол - если вы показываете угол где-то в доме или огороженный, это говорит о поиске выхода из тупи­ка, в котором герой сейчас находится. Угол на улице или откры­тый предсказывает новые возможности, которые изменят образ жизни.

Черный цвет — самый зловещий из всех существующих. Это природный символ ночного мрака, ассоциирующийся со злом, несчастьем, скорбью, трауром, смертью и загробным миром. С этими значениями связан целый ряд мрачных аллегорий: страшную эпидемию чумы в Средние века называли «черной смертью», а саму костлявую нередко изображали в образе черного всадника; знаками несчастья отмечены «черные дни», «черная пятница», черная полоса в жизни; бедой угрожают черные кошки, адские черные псы и пиратские черные метки; у злодея — «черная душа»; виселица — «черная вдова» повешенного и т. д. В мифологии черный цвет безраздельно принадлежит силам зла: славянскому Чернобогу, злым духам и падшим ангелам, чертям и самому хозяину преисподней, часто выступающему в обличье черного козла. В каждой религии негативная символика черного цвета проявляется по-своему. В индуизме он символизировал грязь и невежество, поэтому шудры, представители самой низшей, всеми презираемой варны, были обязаны носить только черные одежды; в исламе это цвет мести, используемый и поныне современными боевиками и шахидками («черными вдовами»); а в христианстве — цвет греха («черен, как смертный грех»). Черный ворон у христиан — знак беды, а черный дрозд — эмблема искушения. Что же касается черного цвета рясы, то он символизировал безвозвратный уход от мира и света во мрак монастырской кельи, где человек заживо погребал себя, точно в склепе. В масонстве черный цвет олицетворял траур и смерть, а в европейской геральдике — постоянство, скромность, покой и траур. В оккультизме этот цвет имеет прямое отношение к черной магии — вредоносному чародейству и колдовству, к ведьмам и колдунам, чернокнижникам и сатанистам, состоящим в тесном союзе с темными силами.
В политике черный цвет длительное время являлся символом анархии. Макс Люшер писал по этому поводу: «Черный — это абсолютный отказ, он выражает идею " ничто" или " нет" в боевом протесте». Однако в начале XX века в России этот цвет избрали ярые защитники самодержавия — черносотенцы из «Союза русского народа» и «Союза Михаила Архангела», а в Италии — фашисты-чернорубашечники, фанатичные приверженцы дуче Муссолини.

Язык – с высунутым языком изображались персонажи многих живописных и скульптурных произведений, этот жест имел множество самых разных символических значений. Единственный внутренний орган тела, который может «жестикулировать», язык – одновременно символ и агрессии, и защиты. В боевых танцах(hakas) и скульптурах новозеландских маори высунутый язык – знак вызова и пренебрежения опасностью. Сексуальный символизм языка широко распространен в первобытном искусстве, например, у идолов плодородия с острова Борнео. Древнеегипетский бог БЭС, охраняющий человека от бедствий, часто изображался с высунутым языком, что, как полагали, отвращает зло. Высунутый языки индийской богини Кали символизирует ее кровожадную силу. Бог огня Агни изображался с семью языками. Прослеживается прямая связь между символами языка и огня – и тот и другой красные, подвижные, пожирающие и созидательно-разрушительные (слово играет важную роль в человеческих отношениях и, подобно огню, может служить и злу, и добру). В Книге Исайи язык Бога назван «огнем поедающим», а в Деяниях Апостолов описано, как ученикам Христа явились «разделяющие языки, как бы огненные» (Деяния, 2: 3). Изображение языка часто является символом средства общения и выражения человеческой мысли, а также красноречия или мудрости. Именно по этой причине язык Будды считается длинным. В древнеегипетском матримониальном искусстве мертвые изображались с длинными языками, что давало им возможность общаться с богами. Изображения высунутых языков могут также символизировать демонические, пугающие, кровожадные силы, как, например, в древнегреческих театральных масках. Изображения животных с высунутым языком означали попытки заклинания дождя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.