Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования



4 Разработка проекта Фундаментального ядра содержания общего образования

Введение

1 Целесообразность данной разработки определяется стремлением снять остроту противоречий, проявившихся в ходе незавершенной многолетней работы над проектом «Стандартов» и приступить к планомерной деятельности по обновлению содержания общего среднего образования с ясными этапами и сроками завершения.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время со «Стандартами», требует оперативных действий. С одной стороны, ненормально положение, при котором вопреки «Закону об образования» этот важный документ отсутствует. С другой стороны, одновременно действующие в настоящее время «Обязательный минимум» (1997 г. ) и проект стандартов, не получивший поддержки профессионального сообщества, но утвержденный приказом и. о. министра образования от 5 марта 2004 г., во многом противоречат друг другу. Тем самым возникла ситуация неопределенности, крайне затрудняющая работу школ, работу по созданию программ и участников работу школ, работы по созданию программ и учебников нового поколения. Фактическое отсутствие нормативных документов затрудняет и работу по экспертизе учебников.

2. Содержание общего среднего образования, описываемое в нормативных документах, должно отражать известное единство взглядов профессиональных сообществ и общества в целом. Многолетний неудачный опыт работы над «Стандартами» указывает на то, что привычный путь создания учебного плана и развернутых учебных программ не дает результата: противоречия между специалистами, придерживающихся различных взглядов и концепций, не удается снять.

Анализ материалов дискуссий указывает на то, что споры главным образом ведутся вокруг проблемы распределения учебного времени по различным предметам, включения или невключения той или иной темы или раздела, вокруг предлагаемых конкретных методических решений. Иными словами, отсутствие единства взглядов на содержание школьного образования определяется принципиальными различиями методических позиций.

Существенно отметить при этом, что дискуссии ведутся, как правило, между представителями одного предмета. Учебные программы различных учебных дисциплин слабо согласованы. Большой объем полного свода учебных программ делает содержание общего среднего образования необозримым в целом.

3. История работы над «Стандартами» показывает, что следование традиционной схеме создания содержания образования, при которой сначала формируется учебный план, а затем подробные учебные программы, не приводит к результату. Эта схема действовала в период, когда базовые документы утверждались волевым решением. В условиях плюрализма мнений и демократических процедур обсуждения схема не действует. Необходимо, следовательно, искать иные подходы. В основу данной разработки положены следующие идеи, сформулированные в отечественной педагогике.

1) Как известно, наиболее масштабная реформа содержания общего среднего образования проводилась в нашей стране в 60-х — 70-х годах. Центральную комиссию АН СССР и АПН СССР по разработке содержания возглавлял вице-президент АПН СССР А. И. Маркушевич. В ходе реформы проявились многочисленные трудности, обусловленные и принципиальной новизной содержания по ряду предметов, и перегрузкой. А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения ядра школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его оболочек, варьирующейся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея не была реализована.

2) Следует напомнить, что формирование новой программы по математике в середине 60-х годов начиналось с документа «Объем знаний по математике для восьмилетней школы», разработанной Комиссией по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмогорова. Этот очень краткий документ содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в «Объеме знаний» не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены более подробные учебные программы.

3) В известной монографии «Теоретические основы содержания общего среднего образования» (Под редакцией В. В. Краевского и И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983) был предложен культурологический принцип: источник формирования содержания общего среднего образования— культура, т. е. наиболее значимые формы социокультурного опыта.

Согласно этой концепции, формирование содержания общего среднего образования осуществляется в несколько этапов:

I этап (допредметный) — этап формирования общетеоретических представлений о составе и структуре содержания образования.

II этап — предметный. Здесь определяется состав учебных предметов, их конкретное наполнение и распределение по ступеням обучения.

III этап — создание учебных материалов.

IV этап — организация процесса обучения.

V этап — присвоение учениками нового содержания.

4) Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности учащихся описывает деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ ведущих видов деятельности, выделение ведущих идей и понятий.

4. Предлагаемая концепция объединяет описанные идеи «Фундаментальное ядро содержания общего образования» — документ, в котором фиксируется набор ключевых фактов, понятий, идей, методов и теорий, относящихся к наукам, представленным в школьном курсе. Это те элементы научного знания и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Идея выделения фундаментального ядра — составная часть разрабатываемой новой концепции стандартов общего образования, исходящей, в частности, из тезиса о необходимости разделения проблемы обобщенных требований к результатам образования и проблемы конкретного содержания школьных предметов.

Первая проблема — социально-политическая. Она связана с выявлением и фиксацией системы современных запросов и ожиданий в сфере образования со стороны личности, общества и государства. Вторая проблема имеет научно-методический характер и, соответственно, должна решаться научным и педагогическим профессиональными сообществами.

Принципиально важно отметить, что «Фундаментальное ядро» — весьма лаконичный документ, фиксирующий основные контуры содержания общего образования. В то время как Тезаурус школьного курса насчитывает по разным оценкам от 15000 до 2000 терминов, в «Фундаментальное ядро» должны войти лишь несколько сот терминов первого ряда.

5. Прилагательное «фундаментальное», содержащееся в названии обсуждаемого документа, призвано подчеркнуть, что традиционный для отечественной школы принцип фундаментальности образования должен быть сохранен.

В ходе дискуссий вокруг проблемы «Стандартов» выяснилось, что наиболее принципиальное значение имеют расхождения во взглядах традиционалистов — сторонников сохранения исторически сложившейся российской системы образования, ориентированной на фундаментальность знания (т. е. высокий научный уровень содержания общего образования), и модернистов, критикующих содержание за перегрузку и чрезмерный «сциентизм». Высказываются мнения о целесообразности перехода к принятой в ряде стран мира системы обучения, для которой характерен существенно более низкий уровень изложения основ наук по сравнению с уровнем российской школы.

Опыт советской и российской школы показывает, что при правильной организации высокие цели, ставящиеся перед системой общего образования, достижимы. Именно благодаря принципу фундаментальности образования мы имели признанные достижения в прошлом. В эпоху становления «новой экономики» — экономики знаний — значение этого принципа только возрастает, поскольку качество образования становится условием конкурентоспособности страны, а наукоемкие технологии — необходимым условием прогресса. Явное выделение ядра знаний на традиционно высоком для российской школы уровне призвано противодействовать предпринимаемым попыткам примитивизации образования. Вместе с тем в процессе разработки «фундаментального ядра» необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

Наряду с фундаментальным знанием должны быть намечены основные формы деятельности и соответствующие классы задач, умения решать которые свидетельствуют о функциональной грамотности.

6. Краткость описания содержания образования в «Фундаментальном ядре» позволяет с новых позиций приступить к решению старой нерешенной проблемы межпредметных связей. Как правило, представители различных наук совместно обсуждают лишь распределение учебного времени. Отсутствует единый взгляд на содержание образования, согласование учебных задач, трактовку понятий, встречающихся при изучении разных предметов. В большой мере такое положение вещей обусловлено тем обстоятельством, что согласовать пространные учебные программы различных предметов весьма затруднительно. — Формат «Фундаментального ядра» позволяет провести согласование различных областей знания на этапе разработки. Окончательная редакция каждой из выделенных рубрик должна осуществляться после перекрестного обсуждения, с учетом мнений специалистов, представляющих другие области знаний.

7. В основу положен следующий целевой принцип:

Цель общего среднего образования — гуманистическое воспитание, т. е.:

— содействие достойному, культуро- и природосообразному проживанию школьного периода жизни; содействие полному раскрытию природного потенциала учащихся с учетом их особенностей, склонностей и способностей;

воспитание на образцах отечественной и мировой культуры.

Основные задачи общего среднего образования:

- 1) формирование и развитие личности:

- 2) развитие способности к свободной ориентации в современном мире и принятию

  самостоятельных решений;

- 3) воспитание гражданина России, что предполагает: а) формирование правосознания и уважения к Закону; б) воспитание патриотизма, понимаемого как личная ответственность за сохранение пространства, освоенного предками, ответственность за сохранение и приумножение отечественной культуры.

 Сформулированные цели и задачи фиксируют в самой обобщенной форме критерии отбора содержания общего образования, реализуемые при описании содержания областей знания с учетом их специфики.

8. Идеологическим основанием для отбора служат общие цели школы, а также «предметные» цели, ставящиеся при изучении той или иной области знаний (см. ниже пояснительные записки).

Инструментальное основание — принадлежность того или иного элемента к наиболее существенным сферам осваиваемого социокультурного опыта;

— общекультурное развитие;

— личностное и социальное развитие;

— прикладная направленность (практическая деятельность, предпрофессиональная подготовка и т. д. ).

9. Неизбежная консервативность массовой системы образования исключает революционные решения. Поэтому состав областей знания, которые должны быть представлены в школьном курсе, определяется достаточно однозначно. Выделяется гуманитарный цикл, ответственный по преимуществу за формирование ценностной сферы, а также естественно-научный и математический цикл, ориентированный главным образом на рациональное знание. Такое традиционное деление несколько условно, но удобно.

В гуманитарный цикл входят: язык (русский и иностранный), литература, география, история, обществознание, искусство. К естественно-научному циклу относятся: математика и информатика, физика, химия, биология.

Следует подчеркнуть особое значение русского языка и математики. Эти предметы определяют способности к мышлению и коммуникации, пониманию смыслов и самостоятельным рассуждениям. Поэтому они являются базовыми предметами школьного курса. В настоящее время, в эпоху бурного развития информационных технологий, к базовым предметам может быть отнесена и информатика.

10. Разработка фундаментального ядра началась в 2005 г. На этом этапе были составлены рабочие варианты текстов, описывающих содержание выделенных областей знаний; подготовлена развернутая концепция. Была доказана принципиальная возможность создания документа, нового для отечественной и зарубежной школы. Однако тексты, относящиеся к различным областям знаний, часто довольно существенно расходились по форме, стилю, степени подробности и уровню общности изложения, что не позволяло говорить о наличии завершенного целостного документа.

11. В соответствии с планом в 2006-м году осуществлена доработка проекта, подготовленного в 2005-м году:

— существенно переработаны разделы «Биология», «Физика», «Литература», «Искусство», «Иностранный язык», «География», «Обществознание», «Информатика», которые в предыдущем варианте носили чрезмерно академический характер и были явно перегружены;

— проведена общая редакция текста с целью придания стилистического единства, с целью достижения единого уровня общности изложения;

— осуществлена интеграция текстов, представляющих единую область знания («Всемирная история» и «История России»; «Литература» и «Искусство»; «Основы философии», «Основы экономики» и «Основы права»).

— проведена экспертиза РАН.

 

I. Гуманитарный цикл

Русский язык

Пояснительная записка

Курс русского литературного языка является одной из основ школьного образования и системы формирования культуры человека, самой его личности. Знания, полученные в общеобразовательном курсе русского языка, определяют уровень языкового развития школьника, владение языком во всех его функциональных разновидностях, умение использовать фонетические, лексические, грамматические и стилистические ресурсы языка во всём их многообразии.

Целью изучения русского языка в школе является формирование человека, владеющего активным навыком в использовании языковых средств в зависимости от условий и целей речевого общения.

Изучение русского языка в школе предусматривает решение следующих задач:

- формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке и как средстве межнационального общения;

- знакомство учащихся с понятием социальной природы языка, с устройством языковой системы и закономерностями её функционирования на современном этапе, с уровнями языковой структуры - фонетическим, морфологическим, синтаксическим, лексико-семантическим, знание основных языковых единиц;

- формирование у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности;

- усвоение учащимися знаний по стилистике и культуре речи, об условиях использования языка в разных коммуникативных ситуациях;

- получение сведений об истории русского языка и факторах его развития;

- формирование у учащихся лексикографической культуры, знания основных типов словарей русского языка и умения извлекать из них необходимую информацию;

- знакомство с понятием речевой деятельности и ее разновидностей, а также выработка умения создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности.

Содержание

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка; лексическое и грамматическое значение слова; однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, метафорические и метонимические значения, механизмы формирования в слове вторичных значений; синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; тематические группы лексики; активный и пассивный словарный запас, понятия архаизма, историзма, неологизма; сферы употребления русской лексики; разные стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный); исконно русские и заимствованные слова; понятие фразеологизма, его основные признаки и типы, использование фразеологизмов в речи; типы толковых словарей, строение словарной статьи в толковом словаре.

Фонетика и орфоэпия

Звук как единица языка, гласные и согласные звуки, различия между ними, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, системные отношения между звуками; позиции звуков в слове; фонетические и исторические чередования; слог и слогораздел; ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании; интонация, её функции и основные типы; роль орфоэпических норм, основные нормы в области произношения и ударения; словари и справочники по орфоэпии.

Графика и орфография

Состав русского алфавита, названия букв; обозначение на письме твердости и мягкости согласных; способы обозначения j, правописание гласных букв после шипящих и ц; понятие орфограммы, орфографического правила; правила обозначения на письме гласных и согласных в разных морфемах и позициях; употребление прописной и строчной буквы; слитные, раздельные и дефисные написания; перенос со строки на строку; графические сокращения; орфографические словари.

Морфемика и словообразование

Понятие морфемы, типы морфем; морфемы корневые и служебные (аффиксы), понятие основы слова и окончания, окончания нулевые и материально выраженные; основы производные и непроизводные, понятие производящей основы и словообразовательного аффикса; основные способы словообразования; словообразовательный и морфемный анализ; понятие об этимологии.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов; самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи; классификация частей речи; понятие грамматической категории; имя существительное (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства, лексико-грамматические разряды, категории рода, числа, падежа, одушевленности-неодушевленности).

Имя прилагательное (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства, лексико-грамматические разряды, полные и краткие формы, степени сравнения качественных прилагательных).

Имя числительное (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства, количественные и порядковые числительные, типы склонения, группы числительных по составу).

Местоимение как часть речи (его признаки; разряды местоимений по значению и соотношению с другими частями речи; склонение местоимений).

Глагол (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства; инфинитив; основы глагола, образование от них глагольных форм; категория вида, глаголы переходные и непереходные, категории наклонения, времени, лица; спряжение глаголов.

Причастие и деепричастие как формы глагола.

Наречие как часть речи (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства, разряды наречий по значению и образованию).

Служебные части речи; междометия; омонимия частей речи.

Синтаксис и пунктуация

Единицы синтаксиса русского языка; словосочетание как синтаксическая единица, его типы, виды связи в словосочетании; понятие предикативной связи как основного отличия предложения от словосочетания; типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения, типы сказуемого; структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные - нераспространенные, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные), типы односоставных предложений; однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции; классификация сложных предложений, средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения; способы передачи чужой речи; понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность); знаки препинания, их основные функции и употребление.

Речевая деятельность

Язык и речь; понятия говорящего и слушающего; виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение); виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая); понятие речевого акта, разновидности речевых актов; тексты устные и письменные; понятие межфразовой связи, типы межфразовых связей в тексте.

Стилистика. Культура речи.

Понятия стиля языка и стиля речи; сферы общения и функциональные стили; речевые жанры; представление о свойствах основных функциональных стилей современного литературного языка (научного, официально-делового, публицистического, церковно-религиозного); специфика языка художественных произведений.

Литература и искусство

Пояснительная записка

Цель общего образования – воспитание наследников, хранителей и творцов человеческой культуры во всём многообразии форм освоения мира человеком.

Гуманитарно-художественная сфера культуры преимущественно представляет собой результат свободного и ответственного воплощения целей, ценностей, идеалов человека в мире (в отличие от естественно-научной сферы, где преобладает отображение мира и его закономерностей в сознании и деятельности человека). Наиболее отчётливо это проявляется в художественном творчестве, которое порождает и вводит в состав объективного мира «вторую реальность» искусства, воплощающую в себе ценностно-смысловые открытия человечества. Поэтому в сфере образования полноценное освоение Искусства и Литературы как искусства слова постоянно опирается на практическое творчество ученика.

Этим образовательным областям принадлежит важнейшая роль в становлении растущего человека как целостной личности. Эти предметы оперируют не только условными знаками и общими понятиями, но обращаются к живому восприятию, активизируют и обогащают чувственный опыт ребёнка, восполняя односторонность рационализированного образования. Искусство и художественная литература развивают не только интеллект и память, но в первую очередь эмоционально-нравственную сферу, способность отзываться душой на все явления жизни.

В светском общем образовании лишь эти предметы позволяют растущему человеку приобщиться к высшим ценностям человечества и своего народа, к представлениям о добре и зле, о смысле жизни. Осваивая их, ребёнок обретает опыт сопричастности миру, неутилитарного отношения к жизни и опыт творчества – свободного порождения и реализации собственных замыслов, что предохраняет от негативных последствий «творческой депривации» в сегодняшней школе.

Осознанное переживание сопричастности другим людям, миру культуры и природы становится основой недекларативного патриотического, интернационального, экологического воспитания. Оно значимо также для освоения истории, гуманитарных разделов географии, языка в коммуникативно-речевом аспекте и других предметов. Преподавание дисциплин эстетического цикла способствует выявлению художественно одарённых детей и определяет в дальнейшем их профессиональный выбор.

Непосредственная цель преподавания этих дисциплин – воспитание эстетически развитого читателя, зрителя, слушателя, который заинтересован в общении с искусством и способен самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественную модель мира, созданную автором, вести опосредованный произведением «диалог» с ним.

В основу преподавания кладётся сформулированное М. Бахтиным отношение «автор – художественный текст (произведение любого вида искусства) – читатель, зритель, слушатель». В рамках данного отношения ученик действует и в позиции воспринимающего, и в позиции создающего произведение, в позиции автора. При этом условии становится возможным эффективное освоение того или иного вида искусства.

Сказанным определяются три основные направления в преподавании искусства и художественной литературы в общеобразовательной школе.

Первое направление. Деятельность ученика в позиции читателя, зрителя, слушателя. Постижение произведения как выразительной формы, раскрывающей замысел автора.

Второе направление. Деятельность ученика в позиции автора. Создание, на доступном уровне, художественных произведений как выразительной формы, раскрывающей замысел ученика в словесных, живописных, музыкальных, пластических, экранных образах. Освоение материалов, способов деятельности, традиционных и новых технологий в качестве средства решения творческих задач.

Третье направление. Освоение культурно-исторического материала, основанное на постоянном взаимодействии первого и второго направлений.

Этот материал включает обязательный минимум наиболее значимых, «вершинных» явлений в каждой из областей художественной культуры и вариативную часть, предоставляющую учителю возможность выбора из широкого круга авторов и произведений, который осуществляется с учетом региональных особенностей. Таким образом сохраняется единый культурный контекст выпускников отечественной школы, культурная преемственность поколений и вариативность образования. При формировании списков произведений, изучаемых на той или иной возрастной ступени, учитывается не только их эстетическая ценность, но и возрастные возможности учащихся

Последовательность освоения материала варьирует в зависимости от особенностей учебных программ и конкретных условий обучения.

Не задаётся и единый принцип структурирования материала. Хронологический принцип – лишь один из возможных и применим, главным образом, в старших звеньях обучения. Возможно членение материала на проблемно-тематическом или жанровом основании, что позволяет содержательно соотносить произведения разных эпох и народов, видов и направлений искусства.

В преподавании всех предметов отечественной художественной культуре уделяется преимущественное внимание, но она осваивается в общемировом контексте, с учетом взаимовлияний искусства разных народов, что позволяет лучше осмыслить и оценить её своеобразие.

Работа по обозначенным направлениям требует владения рядом понятий и терминов, многие из которых являются общими для всех областей художественного творчества: эстетическое отношение к жизни, автор, авторская позиция в искусстве, воображение, художественный образ, художественная форма, композиция, виды искусств, жанры в искусстве, стиль, направление, пафос, художественный канон, ряд эстетических категорий. При этом ученик сознаёт некоторую неоднозначность терминов и понятий в области художественной культуры, где важна не столько «точность знания», сколько «глубина проникновения» (М. Бахтин). Кроме этого, преподавание каждого конкретного предмета связано с освоением понятий, относящихся к данному виду художественной деятельности или представляющих собой модификацию общих понятий, обусловленную спецификой определенного вида искусства.

Любое понятие вводится на основе уже существующей практики ребёнка, как «имя» знакомой ему реальности, помогающее осмыслить и работать с нею, а не спускается явочным порядком, до и независимо от практики. (Например, ребенок, уже владеющий практически пятном и линией, узнает о различии между живописью и графикой; сначала он создает рисунки в разных жанрах, потом узнает, как они называются и т. д. )

Изучение русского языка в школе предусматривает решение следующих задач:

- способность верно чувствовать пафос произведения (его основную эмоциональную тональность);

- умение самостоятельно проинтерпретировать художественное произведение и оценить его:

- умение аргументировать свои суждения указанием на конкретные художественные средства, с помощью которых автор выразил свой замысел:

- умение отнести незнакомое произведение к соответствующей эпохе или художественному направлению.

Нижеследующие разделы посвящены преподаванию Литературы, Мировой художественной культуры, Изобразительных искусств и Музыки. Перспективы расширения данной образовательной области связаны с включением в нее таких дисциплин как Театр и Экранные искусства.

Занятия театром позволяют школьникам осмыслить единство искусств, творчески осваивать многие разделы МХК, делают личностно значимыми исторические события, отображенные в пьесах, углубляют понимание драматургии - художественных текстов, созданных не для чтения, а для сцены. Осваивая театральное искусство, ученик развивает актерские способности и приобретает ряд навыков, полезных во многих профессиях и в повседневном общении. Школьная театральная практика обладает уникальными воспитательно-терапевтическими возможностями и способна изменять в благоприятную сторону всю атмосферу жизни школьного коллектива.

Включение в общее образование экранных искусств имеет исключительное образовательно-воспитательное значение, поскольку они оказывают наибольшее и преимущественно негативное воздействие на сознание, нравственность и вкусы детей.

Киноискусство все более определяет картину художественной жизни современности, без него изучение мировой художественной культуры ХХ и ХI века было бы ущербным.

Творческая деятельность детей связана с созданием игровых, документальных и в особенности анимационных фильмов. При этом овладение компьютерными технологиями не выступает в качестве самоцели, а рассматривается как одно из средств решения творческих задач.

Данная концепция опирается на предпосылки художественного развития, складывающиеся в дошкольном детстве (что требует изменения форм обучения в детских садах и работы с семьёй) и предполагает существенные коррективы в подготовке учителей начальной школы и специалистов-предметников.

Литература. Пояснительная записка

В отечественной культурно-образовательной традиции литература – школьная дисциплина особой значимости. Кроме решения образовательных задач, общих для всех предметов эстетического цикла (развитие эмоциональной сферы и образного мышления, приобщение к нравственным ценностям человечества, освоение закономерностей создания выразительной художественной формы) она обладает возможностью решать и другие, специфические образовательные задачи.

Она направлена, прежде всего, на освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста, становление речевой и коммуникативной культуры ученика. Литературное образование даёт возможность получить представление о художественных закономерностях словесного искусства, освоить способы творческого самовыражения посредством слова.

Литературно-художественные произведения в образной форме представляют читателю разнообразные художественно-идеологические позиции авторов, их представления о человеке, человеческом обществе, его истории, мире в целом.

Изучение литературы позволяет познакомиться с неоднозначностью оценки явлений, возможностью поиска аргументов в пользу разных прочтений – это формирует критичность мышления, умение выражать, аргументировать и корректировать собственную позицию, создает условия для этического самоопределения читателей-школьников.

Знакомство с литературно-художественными произведениями разных времен и народов, созданными в различных стилевых и культурных традициях, их обсуждение, анализ и интерпретация создают условия для эстетического самоопределения и формирования индивидуального художественного вкуса у школьников.

Одновременно с умением понимать чужие тексты, литературное образование воспитывает умение порождать собственные письменные и устные тексты.

Литература. Содержание

Учебные программы содержат обязательную и вариативную части (см. Пояснительную записку

Необходимой частью содержания образования является теоретико-понятийный аппарат, который выступает как «инструмент» для понимания художественного текста, как средство для читательской и авторской практики школьников. Кроме перечисленных ниже теоретических понятий важной составляющей литературного образования является изучение творческой биографии писателей.

Ориентировочный список теоретико-литературных понятий.

Художественная литература как искусство слова. Художественный вымысел. Художественный образ в литературе.

Автор. Герой. Рассказчик.

Содержание и форма литературного произведения: тема, проблематика, художественный мир, художественная речь.

Пафос в литературном произведении. Героическое, трагическое, идиллическое, элегическое, сатирическое, ироническое, юмористическое и др. Фантастика. Гротеск.

Литературный род. Литературный жанр.

Эпос как литературный род. Рассказчик-повествователь. Эпические жанры: притча, житие, поэма, рассказ, новелла, повесть, роман.

Драма как род. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма как жанр.

Драматический диалог, монолог, ремарка. Драматический характер, тип, роль (амплуа).

Система персонажей в эпическом и драматическом произведении.

Лирика как род. Лирический герой. Лирические жанры (ода, элегия, идиллия, послание, баллада и др. ).

Художественное пространство и время.

Сюжет, завязка, кульминация, развязка действия. Событие. Конфликт. Композиция, точка зрения.

Композиционные формы речи: повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев, " рассказ в рассказе". Прозаическая и стихотворная речь.

Основы стихосложения: метр, ритм, рифма, строфа.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении (тропы): сравнение, метафора, метонимия, эпитет. Гипербола. Аллегория.

Ориентировочный список историко-литературных понятий.

Исторические формы существования искусства слова: фольклор и письменная литература. Историко-литературный процесс и его основные стадии. Литература Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Нового и Новейшего времени, современная литература. Литературные направления и течения: классицизм, романтизм, реализм и др. Литературная полемика и критика как составляющая литературного процесса.

Мировая художественная культура. Пояснительная записка

Мировая художественная культура – предмет, который в условиях современной школы обладает наиболее широкими возможностями духовного, нравственного и эстетического воспитания растущего человека. Осваивая МХК, школьники постигают «вершинные» произведения мирового искусства, основные художественные стили, художественную деятельность в целом как неотъемлемую составляющую человеческого способа существования в мире и как воплощение высших ценностей, идеалов, мировоззрения людей разных эпох и культур. Постигают общечеловеческое и особенное в каждой из этих культур и глубинное родство всех искусств. В рамках преподавания МХК выявляются связи искусства со всеми сторонами жизни людей, от климата и ландшафта до нравственности и религии, что способствует широкому содержательному взаимодействию с другими, прежде всего гуманитарными дисциплинами.

Мировая художественная культура. Содержание

В обязательный минимум входит изучение отечественной художественной культуры и тех культур и эпох, которые имели наибольшее значение для ее возникновения и развития и тесно связаны с нею взаимными влияниями (Египет, Античный мир, Византия, европейское Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время, культура мусульманского мира). Вариативная часть включает первобытное искусство, культуры Двуречья, Индии, Дальнего Востока, Латинской Америки и др., а также изучение «сквозных» тем в истории МХК из предложенного списка по выбору учителя и темы, особо значимые с региональной точки зрения. Изучение искусства ХХ века включает современные виды художественного творчества, в первую очередь экранные искусства. Уделяется внимание взаимосвязям искусств в стилистическом, тематическом, «пафосном» отношениях.

Преподавание МХК опирается на конкретные знания и творческий опыт детей в других дисциплинах и включает практическую деятельность школьников в формах стилизации, театрализации, макетирования, пародирования, исследовательских проектов.

Ориентировочный список терминов и понятий.

Кроме общего списка, приведенного в пояснительной записке, сюда входят термины, необходимые для понимания искусства различных эпох и культур и словарь, наработанный в процессе освоения конкретных видов искусства.

Цели и задачи преподавания изобразительных искусств.

Эти предметы, как никакие другие, развивают у ребенка способность созерцания красоты мира и чувство неутилитарной ценности всех явлений жизни. Изучая их, школьник «присваивает» художественные открытия мастеров разных времен и народов; постигает нравственно-эстетическую позицию автора, выраженную невербальными средствами в чувственно воспринимаемых образах, понимает искусство как художественное преобразование и оценку исторических событий, явлений природы и повседневной жизни. Это смыкается с задачами МХК и углубляет понимание Истории и других научных дисциплин.

Изобразительная деятельность – приоритетная область раннего детского творчества. Создавая выразительные колористические и графические образы, ребенок приобретает психологически ценный опыт успешного воплощения собственных замыслов и при этом воспитывается как зритель, способный самостоятельно оценивать произведения художников. Занятия разными видами изобразительного искусства развивают зрительное воображение и память, способность внимательно и чутко наблюдать, тактильные, двигательные ощущения, пространственное мышление, чувство материала.

Школьник учится понимать визуальную информацию, которая играет в современном мире все большую роль, и выражать свои мысли в визуальной форме. Освоение традиционных и новых технологий в разных видах изобразительной деятельности создает предпосылки для будущей работы в различных областях ( полиграфия, СМИ, художественные ремесла, дизайн, ряд профессий, связанных с театром и кинематографом, с организацией жизненной среды).

Ребенок осваивает современные технологии не как самоцель, а как одно из средств решения художественно-творческих задач.

Содержание образования в области изобразительных искусств.

Данная область включает живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, дизайн, монументальное искусство, архитектуру и смыкается с театром (декорации, костюмы, грим) и экранными искусствами, в первую очередь с анимацией.

Учебные программы включают обязательный минимум и вариативную часть (см. Пояснительную записку). В результате обучения школьники получают цельное представление об отечественном искусстве и о мировом изобразительном искусстве от его истоков до наиболее характерных явлений художественной жизни наших дней.

Ориентировочный список терминов и понятий.

Виды изобразительного искусства (живопись, графика и т. д. ); станковое, монументальное, прикладное искусство; основные материалы, с которыми работает живописец, скульптор и т. д.; технологии создания произведений (фреска, гравюра и т. д. )

Композиция в ее пространственном значении, перспектива, колорит и ряд других понятий, связанных с конкретными видами изобразительных искусств; эстетические категории и художественные направления в их соотнесении со спецификой данной области. Жанры в изобразительных искусствах (в живописи – картина с ее жанровыми подразделениями, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер).

Инструменты, приемы и способы работы, которые применяются не только в большом искусстве, но и в практике учеников. Осмысление понятий, перечисленных выше, также по возможности опирается на практический опыт ребенка.

Содержание музыкального образования.

Музыкальное искусство хранит широчайшую гамму значимых человеческих чувств: любви, печали, веселья, радости, гнева, тревоги, скорби, героического или молитвенного подъема, медитативной сосредоточенности. Занимаясь музыкой, ученик должен освоить это богатство как свою личностную ценность. Культура чувств, открытие глубины собственного внутреннего мира, душевная отзывчивость ребенка – все это определяется преподаванием музыки в большей степени, чем каким-либо другим предметом.

«Стихийный» слушательский опыт детей носит сегодня преимущественно негативный, даже разрушительный в духовно-нравственном и психофизиологическом отношении характер. Поэтому преподавание музыки требует приоритетного внимания. Занимаясь музыкой, ребенок развивает свои музыкальные способности. В первую очередь интонационный слух, позволяющий воспринять «ненотируемое» содержание музыки и играющий незаменимую роль не только в данной области, но и в речевом общении.

Музыка, воздействие которой практически не связано с отображением реалий внешнего мира, обостряет понимание других искусств, помогая не отождествлять создание художественного образа с воспроизведением окружающей действительности.

Творческая практика детей осуществляется в исполнительском плане (сольное и хоровое пение, игра на инструменте), и в «композиторском» (элементарное музицирование, импровизация, пластическое интонирование, сочинение на синтезаторе).

Программы состоят из обязательной и вариативной частей (см. Пояснительную записку).

В результате обучения школьник получает цельное представление об отечественном и мировом музыкальном искусстве, от фольклорных истоков до наиболее характерных явлений музыкальной жизни наших дней, которым дается профессиональная и объективная оценка.

Ориентировочный список понятий и терминов

Вокальная, симфоническая, инструментальная музыка.

Основные виды музыкальных произведений: симфония, опера, оратория, инструментальный концерт и т. д.

Музыкальные жанры и формы.

Интонация. Музыкальная драматургия.

Лад, мажор, минор, аккорд, гамма, интервал, тембр, мелодия, аккомпанемент, гомофония, полифония, консонанс, диссонанс.

Клавир, партитура, оркестровка.

Разновидности музыкально-театральных постановок: опера, балет, оперетта, мюзикл.

Хор, оркестр и их разновидности. Ансамбль, виды ансамблей.

Музыкальные профессии; композитор, дирижер, солист, концертмейстер, хормейстер. Певческие голоса. Музыкальное исполнительство, его виды. Интерпретация произведения.

Музыкальные инструменты, их группы.

Эстетические категории и художественные направления в музыке (гармония, ритм, контраст, музыкальный романтизм и т. п. )



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.