Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{448} Краткая библиография (книги). {433} Примечания




[i] Первая попытка, кончившаяся полною неудачею, была сделана в конце 80‑ х годов М. Г. Савиной. Вторая попытка была сделана, в ноябре 1891 г., М. А. Потоцкой в театре Корша в Москве (см. А. И. Урусов, «1843 – 1900», т. II и III, стр. 15 – 16).

[ii] В сезон 1892 – 1893. Пьеса шла под названием «Враг Человечества».

[iii] «В его исполнении Штокман казался каким-то взрослым ребенком, который в самые серьезные минуты не может обойтись без ребяческих проказ». Д. Я. «Краткий Очерк двадцатипятилетней деятельности театра Корша», стр. 50.

[iv] Первый спектакль «Сев. Богат. » в Малом театре — 14 января 1892. Значительно позднее Малый театр поставил еще «Борьбу за Престол», «Боркмана» «Привидения» и «Нору».

[v] Первый спектакль 19‑ го ноября 1887 г. (Иванов — В. Н. Давыдов).

[vi] «Шумели, галдели, хлопали, шикали, в буфете едва не подрались, а на галерке студенты хотели вышвырнуть кого-то, и полиция вывела двоих. Возбуждение было общее, сестра едва не упала в обморок», — описывает Чехов в письме от 24‑ го ноября 1887 г. брату Александру («Письма А. П. Чехова», т. I, изд. 2, стр. 436).

[vii] Первый спектакль — 27‑ го декабря 1889 г.

[viii] См. «Московский Художественный театр. Пьесы Чехова», П. 1914, стр. 3. (Изд. «Солнца России» под ред. А. М. Бродского).

[ix] 17‑ го октября 1896 г. (Подробности о спектакле см. А. Измайлов. «Чехов» М. 1916, стр. 399 и сл. ).

[x] Э. Кориандер «Мейнингенцы. Театрально-критический этюд» П. 1890, стр. 17 – 18.

[xi] «Русск. Ведом». 1885 г., № 110 (ст. 24 апреля).

[xii] Например, записки: «По поводу утренников с молодыми силами в Малом театре» (1895 г. ) и «Новый Театр» (1898).

[xiii] В оставшихся после смерти А. П. Ленского бумагах имеется между прочим такая характерная, с занимающей нас сейчас точки зрения, запись (она относится, судя по содержанию, к поре первых лет Художественного театра): «В последнее время наш чудный Малый театр, истощив все средства идти вперед, позволил другому театру опередить себя и, в конце кондов, даже ткнуть себя носом в лужу, как провинившегося щенка». «Должен даже признаться, что, хотя и с очень больным чувством за свой родной театр, но я от всей души радовался даже возникновению Художественного театра. Я надеялся, что искры их успеха подожгут наконец пуховик нашей “Спящей Царевны” — и разбудят ее от летаргического сна! »…

[xiv] В одном письме по поводу поданного А. П. Ленским прошения об отставке от должности режиссера Нового театра он между прочим пишет: «Тут не вопрос в личном самолюбии, а невозможность делать дело, а вместе в обидном, конечно, прикрывании моим именем всех благоглупостей, которые им (т. е. дирекции) благоугодно на каждом шагу делать». И еще более характерно для взаимоотношений между художником и администрацией: «Я буду утверждать, что “режиссер — хозяин постановки”, а он (т. е. директор имп. театров) — что “режиссер не должен сметь свое суждение иметь”» (Рукописный отдел Театр. Музея имени Алексея Бахрушина, по Инвентарной книге № 4806).

[xv] Смотри А. Ф. Кони «На жизненном пути» т. III, ч. I, стр. 393.

[xvi] {434} «Рус. Вед. » 1907 г. № от 2 сент. (Н. Василич. «Московский Малый театр»).

[xvii] А. А. Кизеветтер. «М. С. Щепкин. Эпизод из истории русского сценического искусства». М. 1917, стр. 128 – 129.

[xviii] Николай Эфрос. «К. С. Станиславский (Опыт характеристики)». П. 1918. (Изд. «Светозар»).

[xix] А. Вольф. «Хроника Петербургских театров», ч. I, стр. 124.

[xx] Н. Эфрос. Назв. соч., стр. 6.

[xxi] А. Р. Кугель. «Утверждение театра», М. 1922, стр. 102.

[xxii] Н. Эфрос. Назв. соч., стр. 13.

[xxiii] Там же, стр. 27.

[xxiv] В. Волькенштейн. «Станиславский». М. 1922.

[xxv] Там же, стр. 66.

[xxvi] Там же, стр. 67.

[xxvii] Когда, почти четверть века спустя, в Художественном театре ставили «Село Степанчиково», Станиславский был снова намечен исполнителем роли Ростанева; начал репетировать; но на этот раз роль решительно «не пошла», как ни бился исполнитель, и он скоро от нее отказался, Ростанев перешел к Н. О. Массалитинову. Что было причиной — не знаю. Может быть, то, что все построение спектакля (и самого сценария) было значительно иное, а память о первом Ростаневе была в Станиславском слишком крепка, и он не мог ее преодолеть, быть свободным в своем новом творчестве. Или сам Станиславский и другие неверно оценивали первое исполнение? Я этого первого исполнения не видел, потому нет у меня основы для твердого ответа.

[xxviii] Н. Эфрос. Назв. соч., стр. 36.

[xxix] В одном раннем газетном интервью Немирович-Данченко сказал: «Путь, которым идет наш театр, проложили впервые, может быть, мейнингенцы. Мы начади там, где остановились они. Они еще не решались ставить в своей обстановке современных пьес. Мы сделали этот следующий шаг» («Нов. », 1901, № от 26 февраля).

[xxx] Московский «Художественный театр», т. I, изд. 2, стр. 99 и сл.

[xxxi] Ю. Соболев. «В. И. Немирович-Данченко». П. 1918, стр. 9. (Изд. «Светозар»).

[xxxii] Первый спектакль «Цены жизни» в Малом театре — 12 декаб. 1896.

[xxxiii] Первый спектакль в Малом театре — 5 октяб. 1882.

[xxxiv] «Наши Американцы» и «Лихая Сила».

[xxxv] Такое же отношение сохранил он затем и к спектаклям своего, Художественного театра; оно, между прочим, отразилось в некоторых частных его письмах по поводу отдельных постановок. Характерно в этом смысле письмо, писанное им по поводу неудачи спектакля «Екатерины Ивановны» Л. Андреева. С большою пристальностью и зоркостью выслеживается «последняя причина» неуспеха (Рукопись, отдел Театрального музея имени Бахрушина, по Инвент. кн. № 4816).

[xxxvi] «Артист», 1894, № 10, стр. 136 – 154.

[xxxvii] Ю. Соболев. Назв. соч., стр. 71.

[xxxviii] «Русское Слово», 1908, № 208.

[xxxix] февраль 1896 г.

[xl] «Образовательно-воспитательные учреждения для рабочих и организация общедоступных развлечений в Москве». М. 1898, стр. 58 – 68.

[xli] «Художественно-Общедоступный театр. Отчет о деятельности за первый год». М. 1889, стр. 59.

[xlii] Там же, стр. 4.

[xliii] «Оказалось замечательным, что Константин Сергеевич уже полтора года ходит вокруг меня; оказывается, он тоже мечтает о театре, в котором он имел бы возможность провести, как я, новые литературные течения, новые сценические течения». «Голос Москвы», 1908, № 239 (Стенограмма речи Немировича-Данченко на 10‑ летии Худож. театра).

[xliv] Там же: «Я мечтал о некоем новом театре, в котором найдут приют превосходнейшие произведения Чехова, Гауптмана и др., не нашедшие себе приюта».

[xlv] Десять лет спустя директор имп. театров В. А. Теляковский называл уже Станиславского — «гениальным режиссером». «Пет. Газ» 1908, № 295.

[xlvi] «Отчет о деятельности за первый год», стр. 8.

[xlvii] «Кризис театра. Сборник статей», М. 1908, стр. 130.

[xlviii] {435} «Первое представление — вот беда театров и было бы бедою Художественного театра, если бы последний не был до некоторой степени обеззаражен от этой беды своей репутацией», — писал Немирович-Данченко в письме по поводу первого спектакля «Ревизора» (Рук. отдел Театрального музея им. Бахрушина, по Инвент. кн. № 4819). «Публика первого абонемента — особенно мещанская» — писал он в другом письме (Рук. отдел Театр музея, им. Бахрушина, по Инвент. кн. № 4816).

[xlix] «Артисты Московского Художественного театра за рубежом». Прага, 1922, стр. 23.

[l] «Московский Художественный театр», т. I, изд. 2, стр. 16.

[li] Разрешение пьесы было поставлено в зависимость от исполнения роли центрального лица, царя Федора («Материалы по вопросу о цензуре, изд. Москов. Литер. Худож. Кружком». М. 1905, стр. 301. Ст. Станиславского и Качалова).

[lii] Раньше он ставил эту трагедию в каком-то гимназическом спектакле.

[liii] Это с неизбежностью повело к очень большому, до Художественного театра неслыханному, количеству репетиций. Вот цифры хотя за первый сезон: «Царь Федор» — 74 репет., «Антигона» — 36, «Шейлок» — 35, «Чайка» — 27, «Гедда Габлер» — 24. Для некоторых последующих постановок цифры репетиций еще значительнее. Так, для примера, «Братья Карамазовы» потребовали 190. Маленькое сопоставление: при первой, при Островском, постановке «Грозы», с Катериной — Никулиной-Косицкой и Диким — Пр. Садовским, в Малом театре было… шесть репетиций (см. «Юбилейный выпусков Островском», изд. Русского Театрального Общества, 1923).

[liv] Художественный театр осуществил мысль, возникшую до него. Она была формулирована известным венским актером Левинским, у нас высказана, за несколько лет до возникновения Худож. театра, А. П. Ленским в довольно обширном печатном письме «По поводу вопроса о вызовах артистов» («Нов. Дня», 1895, № 4488). Письмо произвело некоторый переполох, вызвало ответ А. И. Южина, отстаивавшего законность вызовов и выходов актера на них, доказывавшего, что этим отнюдь не разрушается иллюзия. На этот «ответ» пространно ответил Ленский. Позднее вся эта переписка была напечатана в «Ежегоднике имп. театров» (1909, вып. I, стр. 105 – 109). Впервые в Художественном театре отмена выходов на вызовы осуществлена в спектакле «Бориса Годунова».

[lv] А. Р. Кугель, назв. соч., стр. 41, 42.

[lvi] См. «Труды Первого всероссийского съезда режиссеров». М. 1909, особенно стр. 21 – 23.

[lvii] «Московский Художественный театр», т. I, изд. 2, стр. 18.

[lviii] Стенограмма речи К. С. Станиславского на 10‑ летии Худож. театра. Рукопись.

[lix] Ю. Соболев, Наз. соч., стр. 78.

[lx] Воспоминания А. Л. Вишневского. Рукопись.

[lxi] В «Эрмитаже» репетиции начались 15‑ го сентября («Нов. Дня», 1898, № 5495). На одной из репетиций был А. П. Чехов, очень заинтересовался работой нового театра. К слову сказать, Москвин — Федор ему не понравился, напротив — восхитила Книппер — Ирина (В письме к Немировичу-Данченко от 21 октября того же года он писал: «Отчего не пишут об Ирине — Книппер? Разве вышла какая-нибудь заминка? Федор у вас мне не нравился, но Ирина казалась необыкновенной, теперь же о Федоре говорят больше, чем об Ирине» («Письма А. П. Чехова», т. V, стр. 240).

[lxii] «Курьер», 1898, № 252.

[lxiii] Когда-то Немировичу-Данченко какая-то гадалка предсказала, что будут для него успешны дела, начинаемые в середине месяца и недели. Устанавливая день открытия Художественного театра, он это вспомнил, поддался суеверию и днем открытия выбрал 14‑ е октября, как приходившееся на среду.

[lxiv] «Артисты Моск. Худ. театра за рубежом», стр. 34.

[lxv] Воспоминания А. Л. Вишневского. Рукопись.

[lxvi] По Инвентарной книге Театрального музея — № 1007. В описании рукописей музея, составленном Театр, секцией Росс. Академии Художественных Наук, указано, что автор — В. П. Преображенский, моек. прис. повер., в ту пору видный театральный критик, ставший в оппозицию к Худож. театру. Предположение об авторстве подтверждается почерком автографа, поступившего недавно в музей-архив Худож. театра.

[lxvii] «Царь Федор Иоаннович» был напечатан в 1868 г. («Вестник Европы», февраль) и тогда же запрещен к представлению.

[lxviii] «Русс. Вед. », 1908, № 238 (ст. И. Н. Игнатова).

[lxix] {436} «Артисты Московского Художественного театра за рубежом» Прага 1922, стр. 42. Так ощутила Художественный театр провинция. Так же ощутил и молодой передовой Петербург. Любопытен в этом отношении рассказ М. А. Бекетовой об А. А. Блоке: «Оба (т. е. Блок и его университетский товарищ Гиппиус) увлекались Московским Художественным Театром, до хрипоты вызывая артистов, бегали за извозчиком, на котором уезжал из театра Станиславский и т. п. … На последние деньги брались билеты, у кассы выстаивали по суткам» (М. А. Бекетова «Александр Блок». П. 1922, стр. 73).

[lxx] Сергей Волконский. «Художественные Отклики». П. 1912, стр. 70.

[lxxi] Анонимная брошюра «Художественно-Общедоступный театр. Мысли и впечатления зрителя» М. 1901, стр. 15.

[lxxii] В том же сезоне, после 16 спектаклей, это музыкальное вступление было выпущено.

[lxxiii] Малый театр открылся 14 (27) окт. 1824 г. «Лилией Нарбонской» Шаховского. См. В. Погожев: «Столетие организации имп. московских театров», вып. I, кн. 2, стр. 244.

[lxxiv] После этой картины часть публики устроила большую овацию. Несколько раз были вызваны Немирович-Данченко и Станиславский («Нов. Дня», 1898, № 5524). Этим была как бы подчеркнута роль режиссеров в спектакле и ее признание манифестировавшей публикою.

[lxxv] «Моск. Ведом». 1898, № 288.

[lxxvi] Д. Философов. «Старое и Новое». М. 1912, стр. 183 – 184.

[lxxvii] Emile Zola, «Le Naturalisme au thé â tre», P. 1881, стр. 84, 88.

[lxxviii] «Моск. Худож. Театр», т. I, изд. 2, стр. 43.

[lxxix] Первый спектакль — 29 сент. 1899.

[lxxx] Первый спектакль — 2 окт. 1903.

[lxxxi] Первый спектакль — 26 сент. 1906.

[lxxxii] Первый спектакль — 10 окт. 1907.

[lxxxiii] Первый спектакль — 5 нояб. 1902.

[lxxxiv] Первый спектакль — 18 дек. 1902.

[lxxxv] Первый спектакль — 20 дек. 1906 г.

[lxxxvi] Первый спектакль — 5 окт. 1899 г.

[lxxxvii] Первый спектакль — 21 дек. 1901 г.

[lxxxviii] Первый спектакль — 26 нояб. 1900 г.

[lxxxix] Н. В. Дризен. «Сорок лет театра». П. (год издания не указан), стр. 110.

[xc] «Современный Мир», 1907, кн. V (ст. Ф. Д. Батюшкова).

[xci] «Курьер», 1898, № 284.

[xcii] Джемс Линч и Сергей Глаголь. «Под впечатлением Худож. театра». М. 1902, стр. 31.

[xciii] Сергей Волконский. «Человек на сцене». П. 1912. стр. 14.

[xciv] «Мир Искусства». 1902, кн. 4, стр. 70 ст. Валерий Брюсов («Ненужная Правда»).

[xcv] «Под впечатлением Худож. театра», стр. 6 и 26.

[xcvi] Стенограмма речи Станиславского. Рукопись.

[xcvii] Вс. Мейерхольд. «О Театре». П. 1913, стр. 5, 6, 7.

[xcviii] «Весы», 1906, № I, стр. 72 – 73 (ст. «Искания новой сцены»).

[xcix] Стенограмма речи Станиславского.

[c] Первый спектакль — 8 февр. 1907 г.

[ci] Вс. Мейерхольд, назв. соч., стр. 31.

[cii] «Трибуна», 1907, 4‑ го марта.

[ciii] Первый спектакль — 24 сент. 1900 г.

[civ] «Ярмарка перестала быть ярмаркой, она стала бездной человеческого отчаяния, горя, бессилия, стала бездонною ночью жизни, в которую оттуда, с неба, уставилась своими заревыми глазами Немезида», — так передавал свои впечатления один из панегиристов этой условной постановки (В. Высоцкий, газ. «Трибуна»).

[cv] Первый спектакль — 12 дек. 1907 г.

[cvi] Стенограмма речи Станиславского.

[cvii] Первый спектакль — 9 дек. 1909 г.

[cviii] А. Бенуа «Художественные Письма» («Речь» 1912, от 6 апреля).

[cix] {437} Что догадка А. Н. Бенуа не совпадает с истиною, — доказывает следующая цитата из письма к И. А. Сацу, писанного в пору совместной работы с Крэгом над Гамлетом: «Крэг оказался настолько талантливым и неожиданным в своей фантазии, что мне чудится, как скоро он перевернет во мне то, что откроет новые горизонты». В том же письме Станиславский излагает так новую идею постановки Гордона Крэга: «Гамлет — это дух, остальное, что его окружает, — это грубая материя».

[cx] «Горе от Ума» (1906), «Месяц в деревне» (1909), маленькие Тургеневские пьесы (1912), «Николай Ставрогин» (1913), «Будет Радость» (1916), «Село Степанчиково» (1918).

[cxi] «Мнимый Больной» и «Лекарь поневоле» (1913), «Хозяйка гостиницы» (1914), Пушкинские пьесы («Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери», «Каменный Гость». 1915).

[cxii] «Пер Гюнт» (1913).

[cxiii] «Драма Жизни» (1907, вместе с Малютиным, которому принадлежит декорация третьего акта-ярмарки), «Синяя Птица» (1908), «Miserere» (1910).

[cxiv] «Смерть Пазухина» (1914), «Осенние Скрипки» (1913).

[cxv] Первый спектакль — 5 марта 1912 г.

[cxvi] А. Бенуа. «Художественные письма», см. прим. 105 [В электронной версии — 108].

[cxvii] Ю. Соболев. Назв. соч. стр. 107.

[cxviii] Oliver Sayler. «The Russian Theatre under the Revolution». Boston, 1920, стр. 13 – 30.

[cxix] Первый спектакль — 24 ноября 1900 г.

[cxx] Первый спектакль — 20 дек. 1906 г.

[cxxi] Николай Эфрос. «В. И. Качалов» П. 1919. стр. 78. (Изд. «Светозар»).

[cxxii] «Театр и Искусство», 1903, № 41.

[cxxiii] Первый спектакль — 24 октября 1905 г.

[cxxiv] «Московский Художественный театр», т. II, стр. 19.

[cxxv] Лучший специалист по Грибоедову, Н. К. Пиксанов, которому дорого в комедии бытоизображение грибоедовской Москвы, признает постановку Художественного театра «самым блестящим и талантливым сценическим воссозданием “Горя от Ума”» и глубоко сожалеет, что «не издано альбома снимков групповых сцен этой замечательной постановки» (Академическая Библиотека русских писателей. «Полное собрание сочинений А. С. Грибоедова». Т. II, стр. 358).

[cxxvi] «Вестник Европы» 1910, кн. V – VII.

[cxxvii] Первый спектакль — 2 октября 1909 г.

[cxxviii] См. прим. 105 [В электронной версии — 108].

[cxxix] Спектакль 23 октября 1914 г.

[cxxx] Речь Станиславского напечатана во французском переводе в «Mercure de France» 1907, № 240. Цит. по брошюре «Синяя Птица. Сборник статей». М. 1908, стр. 49.

[cxxxi] Там же, стр. 64. «Сидишь в партере, говорит автор, и не веришь самому себе, что на сцене можно показать такие чудеса: кажется, что все эти превращения возможны лишь в мечтах ребенка, когда, утомленный необычайными впечатлениями, он засыпает, и его разыгравшаяся фантазия перемешивает сон с действительностью, жизнь во сне с грезами наяву».

[cxxxii] Отчет о деятельности за первый год, стр. 40.

[cxxxiii] Илья Александрович Сац скончался 11 октября 1912.

[cxxxiv] «Здесь надо, кроме того, чтобы быть музыкантом, еще уметь забыть, что ты музыкант», — как-то говорил сам Сац известному музыкальному критику Ю. Д. Энгелю («Рус. Вед. » 1912, 12 окт. ).

[cxxxv] Это был первый опыт Сада — писать для Художественн. театра.

[cxxxvi] Письмо от 24 ноября 1899. «Письма А. П. Чехова», т. V, стр. 456.

[cxxxvii] Николай Эфрос. «Вишневый сад в постановке Моск. Худ. Театра». П. 1919, стр. 68. (Изд. «Светозар»).

[cxxxviii] «Московский Художественный театр. Пьесы Чехова». П. 1914.

[cxxxix] «Артисты Моск. Худ. театра за рубежом», стр. 23 – 24.

[cxl] Речь Вл. И. Немировича-Данченко на собрании в Крюковской санатории (Вырубова и Хрущова) на открытии там «Комнаты Чехова».

[cxli] Альманах «Шиповник», кн. 23, стр. 155.

[cxlii] Большие выдержки из этой литературы газетных рецензий даны у А. Измайлова. «Чехов», стр. 405 – 409.

[cxliii] {438} «Первой ласточкой, принесшей мне вести о “Чайке”, были вы, милая, незабвенная кума», — писал он Т. Л. Щепкиной-Куперник 26‑ го декабря («Письма А. П. Чехова», т. V, стр. 289).

[cxliv] Отвечая на телеграмму, посланную по требованию публики первого спектакля «Чайки», Чехов писал: «Передайте всем: бесконечно и всей душой благодарю… Ваша телеграмма сделала меня здоровым и счастливым».

[cxlv] Таковы: драма «Безотцовщина», написанная Чеховым, когда он был гимназистом VII класса, и позднее изорванная им на мелкие кусочки (см. Мих. Чехов, «Антон Чехов и его сюжеты»); большая, четырехактная мелодрама, написанная Чеховым, когда он был студентом 2‑ го курса. В пьесе фигурируют конокрады, самосуд над цыганом, какая-то женщина бросается под поезд. Бытовым содержанием этой пьесы было вымирание дворянских гнезд и смена дворянства буржуазией. Чехов очень хотел, чтобы пьеса была сыграна в Малом театре, отнес рукопись М. Н. Ермоловой. Отзыв последней был, по-видимому, неблагоприятный, это и побудило Чехова оставить пьесу под спудом. Даже не было ей придано заглавие. Пьеса долго почиталась уничтоженной автором в рукописи и таким образом безвозвратно утерянной. Однако недавно рукопись — большая тетрадь в 250 страниц, сшитая из 11 тетрадок — была разыскана. Вся она писана собственноручно Чеховым. Рукопись издана отдельною книгой, под названием «Неизданная пьеса Чехова», издательством «Новая Москва». Стоит отметить, что один из главных персонажей этой пьесы носит имя — «Войницев». Напрашивается сближение с Войницким из «Дяди Вани».

[cxlvi] «Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской», П. 1911, стр. 60 – 73.

[cxlvii] «О Чехове. Сборник воспоминаний». М. 1910, стр. 69.

[cxlviii] Письмо от 12 окт. 1896. «Письма А. П. Чехова», т. IV, стр. 479.

[cxlix] «Сборник памяти Комиссаржевской», стр. 64.

[cl] «Неужели играли Александринские актеры хуже, чем обыкновенно играют? » — спрашивал в своей рецензии И. Ясинский («Бирж. Вед. »), недоумевая по поводу провала «Чайки». «В самом деле надо отдать им справедливость, они были невозможны» (А. Измайлов, назв. соч., стр. 406).

[cli] Письма А. П. Чехова, т. IV, стр. 483.

[clii] Письма А. И. Чехова, т. IV, стр. 505.

[cliii] Вскоре после Петербурга «Чайку» поставил в Киеве в своем театре Н. Н. Соловцов (12 ноября 1896. См. «Юбилейный альбом Н. Н. Соловцова». Киев, 1902). Там пьеса имела лучшую судьбу. Судя по отзывам киевской печати, она была хорошо сыграна и публике понравилась. Ср. Ю. Соболев. «Антон Чехов. Забытые страницы». М. 1916, стр. 101.

[cliv] «Московск. Худ. театр. Пьесы А. П. Чехова», стр. 1.

[clv] «Приступали к работе с благоговением, с трепетом и с большою любовью и верою, но — было страшно. Так недавно бедная Чайка обломала крылья в Петербурге, в первоклассном театре, и вот мы, никакие актеры, в никому неизвестном театре, смело и с верою беремся за пьесу любимого писателя. Приходит сестра Антона Павловича, Марья Павловна, и тревожно спрашивает, что это за отважные люди, решающиеся играть “Чайку” после того, как она доставила столько страданий Чехову, — спрашивает, тревожась за брата» («Артисты Мос. Худ. театра за рубежом», стр. 24).

[clvi] Стенограмма речи Станиславского на 10‑ летии Худ. театра.

[clvii] Альманах Шиповника, кн. 13, стр. 155.

[clviii] Вс. Мейерхольд («О Театре», стр. 24) указывает точную дату: 11 сент. 1898.

[clix] «Артисты Моск. Худ. т. за рубежом», стр. 24.

[clx] Альм. Шиповника, кн. 23, стр. 156.

[clxi] «Артисты Моск. Худ. т. за рубежом», стр. 26.

[clxii] Сбор — 585 р. Полный сбор — 835 р. «Отчет о деятельности за 1‑ й год», стр. 53.

[clxiii] «Моск. Худ. Театр», т. I, изд. 2‑ е, стр. 51.

[clxiv] «Рус. Вед. », 1898, № от 20 дек.

[clxv] Ник. Эфрос. «К. С. Станиславский», стр. 80.

[clxvi] Альман. Шиповника, кн. 23, стр. 158 – 159.

[clxvii] В интересах объективности отмечаю, что были и иные, очень высокие оценки Станиславского — Тригорина. Такую оценку дал, например, А. И. Урусов («Кн. А. И. Урусов. 1843 – 1900» М. 1907, т. II, стр. 37). Некоторые дополнения к рецензии — в письме Урусова к Чехову от 5 янв. 1899. «Слово. Сборник второй», М. 1914, стр. 286 – 287).

[clxviii] {439} Ср. «Театр молодого века», газ. «Россия».

[clxix] «Слово. Сборник второй», стр. 287.

[clxx] Чехов видел «Чайку» в конце поста 1899 г. Так как сезон уже кончился, и театр не располагал помещением в Каретном ряду, сняли на один вечер, специально для того, чтобы показать автору «Чайку», театр Парадиза на Никитской. Чехов был очень недоволен всем 4‑ м актом, главным образом — замедленностью темпа. «Чехов, мягкий, деликатный, идет на сцену с часами в руках, бледный серьезный, и очень решительно говорит, что все очень хорошо, но “пьесу мою я прошу кончать третьим актом, четвертый акт не позволю играть…” Он был со многим не согласен, главное с темпом, очень волновался и уверял, что этот акт не из его пьесы». «Артисты Моск. Худ. т. за рубежом», (стр. 27). Я этого спектакля не видел. Вероятно, причиной такого неожиданного эффекта было то, что актеры за несколько недель отвыкли от ролей, что они растерялись в непривычной и неуютной обстановке нового для них театра, и что они «перестарались», стараясь понравиться любимому автору. Конечно, раздражение Чехова быстро улеглось, и очаровательный четвертый акт, лучшая часть спектакля, благополучно остался.

[clxxi] «Не верьте, будто плоха Роксанова. Она удивительно мило, вдумчиво, детально ведет три акта, в 4‑ м она бледнее, но все же очень хороша» — писал 27 янв. 1889 г. А. И. Урусов Чехову. А вообще о спектакле писал в этом письме: «Глубина поэтической атмосферы “Чайки” изумительна» («Слово. Сборник второй», стр. 289).

[clxxii] Вс. Мейерхольд, назв. соч., стр. 25.

[clxxiii] 3 января 1899. «Чайка» игралась в пятый раз. Публика отнеслась к спектаклю особенно восторженно. После первого же акта, по чьему-то предложению из публики, было решено отправить адрес Чехову. Составить его поручили тут же А. И. Урусову, в течение антракта адрес был составлен, и лист с его текстом быстро покрылся многочисленными подписями. В адресе от имени русского общества выражалась надежда, что Чехов «не перестанет дарить отечественную драматическую литературу такими же талантливыми вкладами, как и до сих пор» (Подлинного адреса я не мог разыскать, потому я цитирую так, как содержание его было передано в тогдашней газетной хронике).

[clxxiv] «Письма А. П. Чехова», т. V, стр. 341 – 342.

[clxxv] В протоколе заседания Лит. -Театр. комитета значится: «разочарование в таланте профессора, раздражение на его бесцеремонность не может служить достаточным поводом для преследования его пистолетным выстрелом. У зрителя может даже появиться подозрение, что поступок дяди Вани находится в связи с состоянием похмелья, в котором автор почему-то слишком часто показывает и дядю Ваню, и Астрова» («Юбилейный Чеховский Сборник», стр. 137). Впрочем тогда в московских и петербургских литературных кругах стали говорить, что этот «немотивированный выстрел» — только предлог, только «официальная причина» непринятия Комитетом «Дяди Вани», подлинную же причину нужно искать в фигуре профессора Серебрякова, осмеянного Чеховым. В Серебрякове будто бы узнал себя один московский популярный профессор-историк литературы, вознегодовал, что выставили его на публичное осмеяние, другие за него обиделись. И «Дядя Ваня» был деликатно, под формою «условного одобрения», забракован. В какой мере тут есть правда, в какой — только литературная сплетня, — теперь, через четверть века, разбирать не стоит. А. Измайлов («Чехов. Биографический набросок») склонен думать, что в решении Комитета указанные причины играли несомненную роль.

[clxxvi] «Моск. Худ. театр. Пьесы Чехова».

[clxxvii] Альм. Шиповника, кн. 23, стр. 159 – 160.

[clxxviii] Пьеса игралась до Художественного театра. Так, за год до него «Дядю Ваню» сыграл киевский театр «Соловцова», 19 октября 1898 («Юбилейный альбом Н. Н. Соловцова», стр. 63). Спектакль «прошел превосходно и в смысле ансамбля, и в смысле постановки, но большого успеха у публики не имел, (там же, стр. 73) и выдержал всего три спектакля» (из них один — «утренник»). Играли лучшие силы очень хорошей труппы: Елену Андреевну — В. И. Немирович (сестра Вл. И. Немировича-Данченко, талантливая grande coqué tte), Астрова — Неделин, Войницкого — Рощин-Инсаров, Серебрякова — Борисов, Соню — Пасхалова.

[clxxix] «Моск. Худ. театр», Т. I, изд. 2, стр. 29.

[clxxx] Цит. по «Моск. Худ. театр», т. I, 2‑ е изд., стр. 62 – 63.

[clxxxi] Альманах «Шиповника», кн. 23, стр. 194.

[clxxxii] Ср. «Театр и Иск. », 1899, № 443.

[clxxxiii] {440} Другие исполнители: Соня — В. А. Петрова, Марина — Помялова.

[clxxxiv] Спектакль 4 июня 1919 г.

[clxxxv] «“Московский Художественный театр”. На Дне». П. 1923, Стр. 11 (из предисловия В. И. Немировича-Данченко — изд. «Светозар»).

[clxxxvi] «Письма А. П. Чехова», т. VI, стр. 2.

[clxxxvii] Там же, стр. 8.

[clxxxviii] Там же, стр. 62.

[clxxxix] «Моск. Худ. Театр. На Дне», стр. 62.

[cxc] Там же, стр. 38.

[cxci] Н. Эфрос. «“Три Сестры” в постановке Моск. Худ. театра», П. 1919, стр. 11. (Изд. «Светозар»).

[cxcii] «Письма А. П. Чехова», т. V, стр. 463.

[cxciii] «Письма А. П. Чехова», т. VI, стр. 67.

[cxciv] Там же, стр. 74.

[cxcv] Н. Эфрос. «Три Сестры» стр. 40 и сл.

[cxcvi] Позднее, в письме к О. Л. Книппер из Ниццы, от 20 янв. 1901 г. Чехов несколько подробно комментирует этот бессловесный диалог, объясняет, как его вести: «Вершинин произносит “трам-трам-трам” в виде вопроса, а ты — в виде ответа, и тебе это представляется такой оригинальной штукой, это ты произносишь это “трам-там” с усмешкой. Проговорила “трам-там” — и засмеялась, но не громко, а так, чуть-чуть. Такого лица, как в “Дяде Ване”, при этом не надо делать, а моложе и живей. Помни, что ты смешливая, сердитая» (Факсимиле письма у — Н. Эфрос, «Три Сестры», приложение к стр. 48).

[cxcvii] «Артисты Моск. Худ. театра за рубежом», стр. 29.

[cxcviii] Н. Эфрос. «Три Сестры», стр. 46.

[cxcix] «Письма А. П. Чехова», т. VI, стр. 102.

[cc] «Художественный театр. Пьесы А. П. Чехова», стр. 55.

[cci] «Под впечатлением Худож. театра», стр. 82 и 81.

[ccii] Как-то А. Ф. Кони рассказал Немировичу-Данченко: несколько дней мучило его, что никак не может вспомнить фамилии одного военного доктора, отличного знакомого. Только через несколько дней вдруг вспомнил: да ведь это — Чебутыкин в изображении Артема! (Н. Эфрос «Три Сестры», стр. 24, прим. ).

[cciii] В «Трех Сестрах» исполнители затем менялись больше, чем в других чеховских спектаклях. Вершинина играли еще, но только случайно, Качалов (в петербургских спектаклях, по болезни Станиславского), Лепковский, Леонидов.

[cciv] В год постановки «Трех сестер», 26 мая 1901 г., О. Л. Книппер вышла замуж за Чехова.

[ccv] Роль Маши — одна из двух в пьесе, которые не имели в дальнейшем других исполнителей (другая — Кулыгина, все время исполнявшаяся только А. Л. Вишневским). В ходе репетиционной работы чуть было не было совершена роковая ошибка: Станиславскому показалось, что роль у Книппер не выходит; Машу отдали Полянской, та стала ее играть условно-трагически. Немирович-Данченко настоял на возвращении роли Книппер.

[ccvi] И. Анненский «Книга Отражений», П. 1906, стр. 151.

[ccvii] Позднее Ольгу играли Бутова и Германова, удачнейшая исполнительница роли.

[ccviii] После Андреевой в последовательном порядке Ирину играли: Литовцева, Барановская Жданова.

[ccix] Случайно играла еще Наташу Мунт.

[ccx] В одном письме Чехова читаем: «Я Мейерхольду писал и убеждал в письме не быть резким в изображении нервного человека… Тонкие душевные движения, присущие интеллигентным людям, и внешним образом надо выражать тонко. Вы скажете: условия сцены. Никакие условия не допускают лжи». «Письма», т. VI, стр. 3.

[ccxi] Ср. Н. Эфрос «В. И. Качалов», стр. 49 – 50.

[ccxii] Последующие исполнители — Леонидов, Массалитинов.

[ccxiii] Еще случайный исполнитель — Адашев.

[ccxiv] В роли Ферапонта Грибунина заменил Павлов.

[ccxv] Другие исполнители: Роде — Берсенев, Федотик — Подгорный, Анфиса — Раевская.

[ccxvi] {441} В последний раз «Три Сестры» сыграны 4 мая 1919 г.

[ccxvii] Н. Эфрос. «Вишневый Сад в постановке Худ. театра» П. 1919, стр. 11 (изд. «Светозар»).

[ccxviii] Там же, стр. 46.

[ccxix] «Письма А. П. Чехова», т. VI, стр. 331 и 333.

[ccxx] Там же, стр. 326.

[ccxxi] Подробное описание этого чествования — в книге Н. Эфроса «Вишневый Сад» стр. 68 – 75. Мих. П. Чехов говорит: «К этому представлению было приурочено чествование Антона Павловича по случаю исполнившегося 23‑ летия его литературной деятельности» («Письма Чехова», т. VI, стр. VIII). Но Чехов 19 января 1904 г. писал Ф. Д. Батюшкову: «Первая безделушка в 10 – 15 строк была напечатана в марте или апреле 1880 г. в “Стрекозе”; если быть очень снисходительным и считать началом именно эту безделушку, то и тогда мой юбилей пришлось бы праздновать не раньше, как в 1905 г. » (Там же, стр. 352).

[ccxxii] «Артисты Моск. Худ. театра за рубежом», стр. 32.

[ccxxiii] «Русь» 1904 г. № от 4 апреля (фельетон А. Амфитеатрова. Про эту рецензию Чехов писал: «прочел два раза, с большим удовольствием», «Письма» т. VI, стр. 371).

[ccxxiv] Позднее Гаева играл также В. В. Лужский. В заграничных спектаклях так наз. Качаловской группы его играл В. И. Качалов.

[ccxxv] Позднее Лопахина играл Н. О. Массалитинов.

[ccxxvi] Другие исполнители: Епиходов — М. А. Чехов (племянник Ант. Павл. ) А. Д. Дикий; Трофимов — Н. А. Подгорный, И. Н. Берсенев; Фирс — П. А. Павлов, Яша — В. В. Готовцев; прохожий — Н. Ф. Балиев, Н. А. Знаменский, А. П. Бондырев.

[ccxxvii] Другие исполнительницы: Аня — Л. М. Коренева, М. А. Жданова; Варя — М. Г. Савицкая, А. И. Попова; Шарлотта — В. Н. Павлова; Дуняша — Л. И. Дмитревская, С. В. Камотина.

[ccxxviii] Другая исполнительница роли Сары — Н. Н. Литовцева.

[ccxxix] Миниатюры сыграны в первый раз 21 дек. 1904 г., в один спектакль с пьесою П. М. Ярцева «У монастыря».

[ccxxx] Вполне точный подсчет мне сделать не удалось: для некоторых сезонов число спектаклей нельзя установить, особенно — для последних лет. Среднее число спектаклей за театральный год — 170. Так, за сезон 1906 – 1907 – 166 спектаклей, за сезон 1907 – 1908 – 175 спектаклей и т. д. 25‑ й сезон не может быть включен в счет, так как драматические спектакли Художественного театра не давались (вся труппа была заграницей). Итак: 170 х 24 = 4080.

[ccxxxi] Е. Чириков: «Как я сделался драматургом» («Артисты Моск. Худ. театра за рубежом», стр. 43).

[ccxxxii] Письмо к Вл. И. Немировичу-Данченко (рукопись). Письмо не датировано. По некоторым указаниям письма можно заключить, что оно писано не ранее 1906 г. и не позднее осени 1907 г.

[ccxxxiii] Письмо к Вл. И. Немировичу-Данченко (рукопись). Письмо не датировано, относится приблизительно к тому же времени, что и предыдущее.

[ccxxxiv] По 1 апреля 1923 – 438 представлений.

[ccxxxv] Письмо к Вл. И. Немировичу-Данченко (рукопись). Письмо не датировано, относится приблизительно к тому же времени, что и цит. в прим. 228 [В электронной версии — 232]. Интересны, как самооценка Л. Андреева-драматурга, последующие строки этого письма: «я — безнадежно и навсегда продолжатель Чеховской формы. Чехов не любил моих рассказов и наверное ненавидел бы мои драмы, а я все-таки его продолжатель. Пусть он писал о помещичьем вишневом саде, а я буду писать о египетском фараоне Хеопсе — я все же его продолжатель».

[ccxxxvi] Первые спектакли: «Катерина Ивановна» — 17 дек. 1912 г., «Мысль» — 17 марта 1914 г.

[ccxxxvii] В Художественном театре «Катерина Ивановна» была встречена недружелюбно, со скептицизмом, близким к резкому раздражению. Об этом имеются многие сообщения в ежедневной прессе («Речь», 1912, № от 20 декабря и др. ); в некоторых сообщениях указывается, что против включения этой пьесы в репертуар был и Станиславский, и большинство коллегии театра; энергичным сторонником пьесы и ее принятия был Немирович-Данченко, который и настоял на постановке, хотя и не разубедил других. На первом спектакле «Катерины Ивановны» — явление, в летописи Художественного театра беспримерное, — публика покрыла последний акт пьесы громким шиканьем.

[ccxxxviii] «Отчет о деятельности за первый год», стр. 66. Первый спектакль — 2 дек. 1898 г. последний — 11‑ го того же месяца. «Отчет о деятельности» полагает, «что такой очевидный неуспех объясняется {442} по всей вероятности тем, что публика была шокирована подробностями драмы», которая представляет «одну из вариаций на тему о душевном состоянии девушки, вышедшей замуж без любви». Причина была не в шокирующих подробностях, но в глубокомысленной пустопорожности этой «вариации».

[ccxxxix] И. Сургучева. Первый спектакль — 14 апр. 1915. Однако некоторые моменты в ртом спектакле были не плохи, хорошо сыграны О. Л. Книппер и другими.

[ccxl] С этого сезона (1902 – 1903) Худож. театр перенес свою работу в новое, свое помещение в Камергерском пер., радикально перестроенное по планам архитектора Ф. О. Шехтеля и отделанное в тогда модном стиле «нового искусства» (Раньше в этом помещении последовательно были: театр Корша, здесь проведший два первых своих года, опера С. И. Мамонтова, драм. театр Е. Горевой, театр-варьете Омона).

[ccxli] Максимальный по числу поставленных спектаклей, Ибсен по числу представлений своих пьес занимает место довольно скромное, ниже ряда других авторов. Так, «Бранд», первый по числу представлений среди пьес Ибсена, имел их 79, «Штокман» — 69 (Отчет за одиннадцатый год Худ. театра). Остальные семь пьес имели еще меньшее число представлений. Так, «Гедда Габлер» — всего четыре представления («Отчет за первый год»), «Росмерсгольм» — 20 представлений (отчет за десятый год) и т. д.

[ccxlii] Первый спектакль — 19 сент. 1901 г.

[ccxliii] «Русская мысль», 1900, № 9 (сентябрь). (Перепечатано в издании пьесы в переводе Э. Маттерна. Изд. С. Рассохина. М. 1900). Первый спектакль «эпилога» — 28 ноября 1900 г.

[ccxliv] Немирович-Данченко передает свой разговор с Львом Толстым в Ясной Поляне, по поводу «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» в связи с его статьей в «Русской Мысли», незадолго перед тем прочитанной Толстым. — «А как вы относитесь к “Когда мы, мертвые, пробуждаемся”? — спросил я у Льва Николаевича. — “Если бы — ответил Лев Николаевич: — Ибсен написал эту пьесу действительно так, как вы о ней рассказываете, то это была бы прекрасная пьеса, но он написал ее не так: зачем так замысловато! ” — заключил Толстой». Ю. Соболев, назв. соч., стр. 104.

[ccxlv] Первый спектакль — 5 марта 1908 г.

[ccxlvi] «Я не понял и не почувствовал роли (Росмера), — признается Качалов, — остались мне чуждыми, не взволновали, не подожгли фантазии “белые кони Росмерсгольма”, ни символы, ни идеи, ни чувства произведения». Н. Эфрос, «В. И. Качалов», стр. 62.

[ccxlvii] Первый спектакль — 9 ноября 1912 г.

[ccxlviii] Сыгран впервые в Охотничьем клубе 27 янв. 1898 г., прошел там 12 раз.

[ccxlix] Поставлена Станиславским в театре Солодовникова, под дирекцией Лентовского, в конце 1896 г.

[ccl] Первый спектакль — 18 окт. 1898 г. (первый отчет, впрочем, в двух местах указывает разные даты — 18‑ е (стр. 51) и 19 (стр. 73)). Наиболее значительные изменения в составе исполнителей: Магда — вместо Ю. Васильевой, — М. Савицкая, учитель, вместо В. Назарова, — И. Тихомиров, Виттиха, вместо Е. Шиловской, — А. Помялова. «Потонувший Колокол» был сыгран в Художественном театре 12 раз.

[ccli] Последняя генеральная репетиция «Ганнеле» — 27 октября 1898 г. («Отчет о первом годе деятельности», стр. 80). Роль Ганнеле играла М. Роксанова, Ганке — И. Москвин, Плешко — А. Артем, Маттерна — А. Санин, Готтвальда — А. Кошеверов, Призрака смерти — В. Мейерхольд.

[cclii] Телеграмма московского обер-полицмейстера Трепова, предписывающая снять «Ганнеле», была получена во время генеральной репетиции, когда она уже подходила к концу. Поездка к обер-полицмейстеру Станиславского и Немировича выяснила, что он, обер-полицмейстер, не видит «в пьесе ничего соблазнительного», но снятия потребовал московский митрополит. Когда руководители театра по совету Трепова обратились к митрополиту, тот показал им анонимное письмо, писанное явно измененным почерком, сообщающее, что некая вдова имела на одре болезни видение и жаловалась, что «господа нашего Иисуса Христа на Художественно-Общедоступном театре позорят». Возражения Станиславского и Немировича-Данченко, что, напротив, Христос тут прославляется, успеха не имели. Митрополит говорил еще об ангелах, танцующих на сцене и т. п. Свидание кончилось ничем. «Моск. Худ. театр», т. 1, изд. 2, стр. 22.

В дальнейшей своей жизни Художественный театр имел несколько резких столкновений с властями из за пьес. Так, «Анатэма» Леонида Андреева была снята с репертуара после 37 спектаклей, по настоянию Союза русских людей. Вскоре после появления пьесы на сцене началась кампания против {443} нее из стана черносотенцев-монархистов, их орган «Русское Знамя» разразился статьей «Возмутительная пьеса» (№ 236, 1909 г. ), которая заканчивалась словами: «Довольно глумлений и издевательств над всем, что близко, мило и свято душе»; в тот же день «Колокол» вопил: «богохульнейшая карикатура этого писателя-богоборца на христианство» (№ 9, 24 окт. 1909 г. ). Первый натиск был благополучно выдержан. Но кампания продолжалась. И восторжествовала. Распоряжением министра внутр. дел 9 января 1910 г. «Анатэма» был снят со сцены, сначала в Петербурге, через день — в Москве в Художественном театре.

Чрезвычайных усилий стоило добиться разрешения на постановку «Мещан» Горького. Для испытания их сценической «безвредности» в Петербурге был устроен специальный спектакль в присутствии министров и других высших властей, обставленный всякими мерами предосторожности. Особые меры были приняты и относительно публичных спектаклей, — контролерами при входах поставили переодетых во фраки городовых и т. п. («“На Дне” в постановке Худож. театра», вступительный очерк Вл. И. Немировича-Данченко, стр. 19 – 21). Свою мысль о постановке Байроновского «Каина» Худож. театр мог осуществить из-за цензурных препятствий лишь много позднее. Для разрешения «Штокмана» потребовалась специальная санкция министерства. «Ивана Мироныча» Чирикова неоднократно просматривали в мин. нар. прос. См. «Материалы по театр, цензуре», изд. Моск. Лит. Худ. кружком (на правах рукописи) 1905 г. Очерк Станиславского и Качалова, стр. 31.

[ccliii] Первый спектакль — 16 дек. 1899 г.

[ccliv] Е. Чириков. «Как я сделался драматургом» («Артисты Худ. театра за рубежом», стр. 43).

[cclv] Позднее роль Иоганна играл В. И. Качалов, по общему признанию, — максимально в этой роли обаятельный (Я этого исполнения случайно не видел).

[cclvi] Первый спектакль — 5 окт. 1898 г.

[cclvii] Первый спектакль — 27 окт. 1901 г.

[cclviii] Вл. Немирович-Данченко. «Худож. театр заграницей». «Русс. Вед. », 1906, № 283.

[cclix] Л. Гуревич «За сценой Худож. театра», «Речь», 1910, № от 15 мая. Во вступительной части статьи автор подчеркивает, что сообщает лишь «проверенное или полностью почерпнутое из личного общения с руководителями Худож. театра».

[cclx] «Письма А. П. Чехова», т. VI, стр. 62.

[cclxi] Н. Эфрос «“На Дне” в постановке Худож. театра», стр. 16.

[cclxii] Там же, стр. 38.

[cclxiii] «Письма А. П. Чехов», т. VI, стр. 86 – 87.

[cclxiv] Там же, стр. 94.

[cclxv] Горький был избран в почетные академики в декабре 1901 г. и исключен из списков, в виду привлечения к дознанию по 1035 ст. Ул. о Нак., весною 1902 г. Реагируя на это, Чехов отказался от звания почетного академика; его письмо президенту Академии, — от 28 авг. 1902, — «Письма» т. VI, стр. 240.

[cclxvi] Первый спектакль «Мещан» в Москве — 25 октября 1902 г.

[cclxvii] «Письма А. П. Чехова», т. VI, стр. 237.

[cclxviii] Всех в театре поразило, как неожиданность, и казалось очень рискованным экспериментом — назначение роли старичка Луки Москвину. Чехов советовал дать Артему. Назначение роли барона Качалову очень поразило и смутило Горького: он не мог себе представить, как аристократизм натуры и внешность Качалова могут приспособиться к этому образу из ночлежки.

[cclxix] Первый спектакль — 18 дек. 1902 г.

[cclxx] 377 представлений.

[cclxxi] Первый спектакль — 24 окт. 1905 г.

[cclxxii] «Русс. Слово», 1913, № от 22 сент.

[cclxxiii] Там же, № от 27 окт. С поддержкою точек зрения М. Горького выступил Д. Тальников. «Совр. Мир», 1913, нояб. книга (ст. «Бесовское наваждение»).

[cclxxiv] «Речь», 1913, № от 27 сент.

[cclxxv] Цитирую по названной в прим. 255 [В электронной версии — 259] статье Л. Гуревич.

[cclxxvi] Изложению «системы» придана в последнее время автором форма романа, где действующие лица, актеры разных типов — «ремесленника», «представляющие», «переживающие» — и режиссеры ведут большие диалоги на тему о сценической игре, вводят в свои сценические переживания и их характер. Роман озаглавлен «История одной постановки» и должен составить два тома. Из книги о «системе» {444} в ее первоначальной редакции Станиславский опубликовал лишь несколько отрывков («Культура театра», 1921, №№ 5, и 6, «Теория и Техника сцены»). Изложение системы, не полное и не авторизированное Станиславским, было сделано М. А. Чеховым («Горн», 1919, кн. II – III. «О системе Станиславского») «и Вал. Смышляевым»: «Техника обработки сценического зрелища», изд. 2, М. 1922. Упоминания об авторе системы нет; второе издание посвящено «дорогому учителю К. С. Станиславскому».

[cclxxvii] Письмо к Немировичу-Данченко (рукопись) Письмо не датировано.

[cclxxviii] Письмо к Немировичу-Данченко от 6 мая 1913.

[cclxxix] Первый его рассказ напечатан, в московской газете «Курьер», в 1898 г. «Леонид Андреев. Автобиографич. материалы. “Русская Литература XX века”», изд. т‑ ва «Мир», кн. VI, стр. 242.

[cclxxx] «Записки Мечтателя», 1922, кн. 5, стр. 20.

[cclxxxi] Первый спектакль — 12 дек. 1907 г. До того «Жизнь Человека» была поставлена, весною этого года, в петербургском театре В. Ф. Комиссаржевской В. Э. Мейерхольдом. А. Блок находил, что тут «атмосфера» Андреева, «тот воздух, который окружал его», «сумели перенести на сцену так, как не сумели этого сделать позже даже в Худож. театре». Вот описание внешности того спектакля: «Жизнь Человека» идет без декораций. Холстами завешены самые стены театра. Серое, дымчатое, одноцветное пространство. Источник света один. Масштабы мебели преувеличены. Облики людей четки, как скульптура. Гримы резко очерчены. «Все как во сне» (Н. Волков. «Мейерхольд» М. 1923. стр. 26 – 27).

[cclxxxii] Первый спектакль «Анатэмы» — 2 окт. 1909 г. Упоминаемая публичная беседа — 11 дек. того же года. О снятии «Анатэмы» со сцены — см. прим. 248 [В электронной версии — 252].

[cclxxxiii] Ю. Соболев. «В. И. Немирович-Данченко», стр. 88.

[cclxxxiv] Письмо от 21 дек. 1912.

[cclxxxv] Первый спектакль — 17 март. 1914 г.

[cclxxxvi] Письма Немировичу-Данченко, от 16 янв. 1914.

[cclxxxvii] Письма Немировичу-Данченко, от 28 дек. 1914 г. Андреев оговаривается: «Конечно, это не вы (т. е. Н. ‑ Д. ) лично, а что-то или кто-то, кого назвать или определить я точно не сумею».

[cclxxxviii] Письмо от 20 мая 1914.

[cclxxxix] М. А. Бекетова. «Александр Блок». П. 1922, стр. 232.

[ccxc] Там же, стр. 201.

[ccxci] Первые беседы о «Розе и Кресте» в Худож. театре происходили в середине декабря. Первая беседа с участием А. А. Блока, как занесено в «Дневник репетиций», ведущийся в театре, — 29 марта 1916 г. Блок присутствовал на этих беседах, предваряющих начало репетиций на сцене, восемь раз.

[ccxcii] Бекетова, назв. соч., стр. 205.

[ccxciii] Там же, стр. 282.

[ccxciv] Первый спектакль — 4 апр. 1920 г.

[ccxcv] Последнее упоминание о работе над «Розой и Крестом» в «Дневнике репетиций» относится к 13 дек. 1917, причем к этому дню относится запись о придуманном Станиславским способе дать на сцене сад, и имеется карандашный чертеж Станиславского. После этого в «Дневнике» следов продолжения работы нет.

[ccxcvi] Л. Гуревич, назв. ст., «Речь», 1910, № от 15 мая.

[ccxcvii] Работа над «Волками и Овцами» была начата театром в Петербурге, в мае 1915 г. Тогда же были розданы роли. Как значится в «Дневнике репетиций», распределение ролей было такое: Мурзавецкая — Бутова (в виду ее болезни вскоре роль передана Муратовой), Мурзавецкий — Москвин, Глафира — Гзовская, Купавина — Книппер, Анфиса — Успенская, Лыняев — Станиславский, Беркутов — Леонидов, Чугунов — Грибунин, Павлин — Лужский, Горецкий — Готовцев. В качестве режиссеров работали над спектаклем Немирович-Данченко, Станиславский, Лужский, который и руководил текущею репетиционною работою. Художником был приглашен Кустодиев. Над пьесой работали долго, истратили на нее, считая с беседами, которые велись в Петербурге (три), — 32 репетиции. В последний раз «Дневник репетиций» упоминает о «Волках и Овцах» под 25 ноября 1915 г. Очевидно, на этом работа прервалась и уже не возобновлялась. Вывести по «Дневнику репетиций», что было готово, нельзя, так как работа велась по отрывкам, сценам из разных актов комедии. Эскизы декораций и костюмов были сделаны Б. Кустодиевым (экспонированы на выставке в память столетия рождения Островского театральным музеем имени Алексея Бахрушина. См. Каталог выставки стр. 68). Работа над комедиею «Сердце не камень» относится к ранней поре Художественного театра. Роль Веры Филипповны готовила Савицкая, Эраста — Кошеверов. Режиссировал {445} Станиславский, тогда еще весь во власти мейнингенства, которое и отражалось очень заметно на его режиссерском плане постановки. Вкрапливались всякие внешне занимательные подробности, стилю Островского чуждые. Режиссеру казалось, к примеру, занимательным «оживляющим» действие — ввести в сцене объяснения Веры Филипповны с Эрастом у монастырской стены фонарщика, зажигающего фонари, и т. п.

[ccxcviii] Около 1910 г. Катериной была намечена и уже готовила роль Германова. Но к общим репетициям на сцене, по-видимому, не приступали; по крайней мере в «Дневнике репетиций» указания на это я не нашел.

[ccxcix] Исполнителем роли Несчастливцева намечался Качалов. Позднее, летом 1922 г., вне Художественного театра, он сыграл несколько сцен из «Леса» (из 2‑ го и 3‑ го актов).

[ccc] «Программы моек, госуд. акад. театров», вып. 6, апр. 1923, стр. 16.

[ccci] Первый спектакль — 10 март. 1910 г.

[cccii] В изображении репертуара Художественного театра следовало бы, может быть указать и на неосуществленные репертуарные предположения и начинания. Но могу сделать это лишь самым кратким образом. Так, театр долго собирался и уже начал готовиться к постановке пьесы Льва Толстого «И свет во тьме светит»: были распределены роли, велись беседы, делались подготовления. Была начата работа и по постановке другой пьесы Л. Толстого — «Плоды Просвещения». Репетировать начали, как видно по журналу репетиций, — 12‑ го октября 1921 г., продолжали репетиции до последних чисел мая 1922 г., когда прекратили, из за сборов в заграничную долгую поездку. Считая предварительные беседы и частичные актерские работы, репетиций было, согласно журналу, громадное даже для этого театра количество, — 155. Работу, в качестве режиссера, вел Станиславский. В первоначальных беседах о постановке принимал участие Вахтангов. Художником был привлечен Ю. П. Анненков, затем, вместо него, — И. Н. Нивинский, который и изготовил все макеты для декораций. Проработаны были три первых акта комедии и вчерне готовы, четвертый — только начат. Роли были распределены так: Звездинцев — Станиславский, Звездинцева — Лилина (и Бирман), Бетси — Коренева, Вова — Гейрот, Сахатов — Вишневский, Федор Иванович — Грибунин, Яков — Булгаков, старый повар — Леонидов, кухарка — Зуева, Таня — Корнакова, 1 мужик — Москвин (и Баталов), 2 мужик — Бондырев, 3 мужик — Чехов и (Михайлов). В режиссуре участвовал, вместе со Станиславским, Москвин.

Велась репетиционная работа над драмою Рабиндраната Тагора «Король мертвого покоя», и результаты были частично использованы (вне Художественного театра. В главной роли — Германова; большое участие в постановке принимала Бутова). О «Розе и Кресте» и «Волках и Овцах», двух наиболее подготовленных из числа неосуществленных окончательно спектаклях, — речь была уже выше.

[ccciii] «Я смотрю на другие театры. Большие, хорошего тона; есть в них прекрасные традиции, исключительная по высоте духа работа. Они — прекрасные театры. Мы может быть хуже. Но нет у них той тайны, которая заставляет нас с нежностью и благоговением произносить это слово: “наш театр”». «Мы можем друг с другом спорить, гневаться, наносить и получать неотразимые обиды, но никогда, никогда не перейдем мы черты этой взаимной гордости, большого достоинства». М. Германова «Наш театр» («Артисты Худ. театра за рубежом», стр. 12).

[ccciv] «Люди сцены Худож. театра» «знали, что на сцене нужно чувствовать друг друга и прятать свое актерское самолюбие в глубокий карман, приносить себя в жертву, именно в жертву, целому художественному произведению — спектаклю», Ф. Комиссаржевский: «Творчество актера и теория Станиславского», стр. 119.

[cccv] Альманах Шиповника, кн. 22, стр. 278.

[cccvi] Стенограмма речи на 10‑ летии Худ. театра.

[cccvii] Н. Эфрос. «В. И. Качалов», стр. 65.

[cccviii] Впрочем, однажды Художественный театр задумал было играть «Коварство и любовь» (кажется, с Качаловым-Фердинандом), и был заказан перевод этой Шиллеровской пьесы. Но это предположение скоро было оставлено. К работе не приступали.

[cccix] Такой характер и значение исполнения Качаловым роли Анатэмы особенно подчеркнул В. Сахновский («Художественный театр и романтизм на сцене. Открытое письмо Станиславскому») «Качалов построил свою роль чисто романтически». «Мне кажется, поднялся такой бунт самого искусства на вашу театральную традицию в двух ролях В. И. Качалова. Один это образ Анатэмы и другой Набоб {446} Пер Баст. И в той, и другой роли артист, столь определяющий Художественный театр и столь определяемый им, был совершенно вне ваших заветов» (стр. 23 и 22).

[cccx] Я был у Москвина в уборной и беседовал с ним в один из последних спектаклей за май 1922 г. «Я каждый раз волнуюсь, играя Федора, так же как 15 – 20 лет назад; не знаю, как это доходит, — но чувствую я также свежо, как в первые спектакли; оттого мне не надоедает играть Федора. Иногда иду на спектакль неохотно, через силу; начну гримироваться — все это сразу слетает с меня, в душе опять живые чувства». Вот его точное признание.

[cccxi] Сергей Волконский. «Художественные отклики», стр. 62. В остальном его характеристика игры Москвина в этой роли значительно расходится с моею.

[cccxii] «Моск. Вед. » 1898 г. № от 19 октября.

[cccxiii] Первый спектакль — 19 сент. 1901 г.

[cccxiv] «Ирина, по-моему, великолепна, — писал он 8 окт. 1898 г. Суворину, — Голос, благородство задушевность, — так хорошо, что даже в горле чешется». «Письма», т. V, стр. 229.

[cccxv] «Московский Художественный театр. На Дне», стр. 102.

[cccxvi] Н. Эфрос. «В. И. Качалов», стр. 77.

[cccxvii] Первый спектакль — 13 дек. 1911 г.

[cccxviii] «Новая Жизнь», 1912, № 45, (ст. Л. Б. Гуревич).

[cccxix] Н. Эфрос, назв. соч. стр. 86 – 87.

[cccxx] Кажется, он скоро отошел от сцены. Скончался в Москве, в декабре 1918 г.

[cccxxi] «Этот внушительный контраст между внешностью и содержанием как нельзя лучше освещает в вашем сознании значение и мысль Пищика, как “последнего из могикан” исчезающего с родных полей типа беспечального российского дворянства». Н. Николаев «Эфемериды», стр. 147.

[cccxxii] Первый спектакль — 28 янв. 1905 г.

[cccxxiii] Первый спектакль — 3 февр. 1914 г.

[cccxxiv] Скончалась 10‑ го апреля 1921 г.

[cccxxv] Ср. П. Морозов. «Праздник искусства» «Образование» 1902, апрель.

[cccxxvi] Первый спектакль (двойной, занявший два вечера подряд) 12 и 13 окт. 1910.

[cccxxvii] «Одес. Нов. » 1913, («“Карамазовы”. К спектаклям Худ. Театра»).

[cccxxviii] Около того же приблизительно времени Худ. театр увлекался мыслью об инсценировке еще одного крупного романа — «Обрыва» Гончарова, серьезно об этом думал. Мысль была отложена потому, что театр не был уверен в здоровье Бутовой, а лишь ее он представлял себе исполнительницей роли бабушки. В планах инсценировок романов разновременно фигурировали еще «Дон-Кихот» (Станиславского увлекало сыграть Дон-Кихота), «Записки Пиквикского Клуба». Все эти предположения осуществлены не были. Инсценирование эпических по форме произведений ограничилось в Худ. театре двумя романами и одной повестью Достоевского, да еще несколькими маленькими рассказами Чехова.

[cccxxix] Ю. Соболев, назв. соч., стр. 107.

[cccxxx] Чтец участвовал лишь в первой половине первого вечера «Карамазовых». К восьмой картине, после второго антракта, ниша чтеца осталась пустою — его вмешательство было уже ненужным («Речь», 1910, № от 16 окт. ).

[cccxxxi] «Одесс. Нов. », назв. ст.

[cccxxxii] Сергей Волконский. «Человек на сцене», стр. 74.

[cccxxxiii] Андрей Шемшурин. «Почему он не художественный», М. 1903 г.

[cccxxxiv] «Меня лично, заявляет С. Волконский, — она (сцена в Мокром) разубедила в давнишнем сомнении относительно “актерских” способностей Художественного театра и совершенно вылечила от предубеждений против его исключительного “выезжания” на обстановке». Назв. соч. стр. 74.

[cccxxxv] Первый спектакль — 17 марта 1914 г.

[cccxxxvi] Впрочем, на публику первого представления именно этот момент произвел, по-видимому, наибольшее впечатление: в разрез с обычаями зрительного зала Художественного театра, публика зааплодировала среди действия.

[cccxxxvii] «Культура театра» 1922, № 1, стр. 52.

[cccxxxviii] Н. Эфрос «В. И. Качалов», стр. 95.

[cccxxxix] Подробное описание спектакля по картинам, нечто вроде «стенограммы» спектакля, дал П. М. Ярцев («Речь», 1910, № от 23 октября). Это — один из немногих у нас опытов замены импрессионистской {447} театральной рецензии, передающей впечатления пишущего, рецензиею описательной. Тот же Ярцев позднее произвел подобное же описание и второго спектакля Достоевского в Худож. театре: «Бесы» («Речь», 1913, № от 29 октября).

[cccxl] Первый спектакль 3 февр. 1916 г.

[cccxli] Сын выдающегося актера Малого театра Ф. П. Горева; скончался совсем юношею, 10 февр. 1912.

[cccxlii] «Слово», 1908, № 671 (ст. Л. Гуревич).

[cccxliii] Погиб, упав в люк во время спектакля в Введенском рабочем театре, 23 ноября 1921 г.

[cccxliv] «Речь», 1912, № от 23 авг.

[cccxlv] «Программы», 1923, вып. 5, (ст. Вал. Смышляева). Скончался 17 дек. 1916 г.

[cccxlvi] Стенограмма речи Немировича-Данченко на 10‑ летии Первой Студии.

[cccxlvii] «Очерк 10‑ летия 1‑ й студии М. Х. А. Т. », стр. 8.

[cccxlviii] Первый спектакль — 15 окт. 1913 г.

[cccxlix] В древнееврейской студии «Габима».

[cccl] Первый спектакль — 24 нояб. (7 декаб. ) 1914 г.

[cccli] Н. Эфрос «Студия Моск. Худ. театра “Сверчок на печи”» П. 1918, стр. 7 – 8.

[ccclii] Скончался 29 мая 1922 г. Н. Волков. «Вахтангов». М. 1922.

[cccliii] Печален был конец его жизни. Он перенес тяжкую болезнь. Следы ее остались. Болезненная тоска обострилась сознанием беспомощности инвалида и терзающею мыслью о детях, которые были заграницей и от которых он оказался отрезанным. Долгое время не имел он от них никаких вестей, мучился неизвестностью. Все это разрушило в нем равновесие. Стахович не выдержал всей этой душевной муки и покончил с собою, 11‑ го марта 1919 г.

[cccliv] Спектакль 26 марта 1914 г. (в Охотничьем клубе).

[ccclv] «Рус. Вед», 1906. № 283, 289.

[ccclvi] Alfred Kerr, Gesammelte Schriften. В. 1917, т. V («Das Mimenreich») стр. 224.

[ccclvii] Там же, стр. 234 и 235.

[ccclviii] Режиссерами группы были Н. О. Массалитинов и Н. Н. Литовцева; представителем группы, администрировавшим дело, — И. Н. Берсенев.

[ccclix] В состав группы были включены известная актриса Малого театра В. Н. Пашенная, остававшиеся за рубежом — Тарасова и Болеславский.

[ccclx] Летом этого же года совершила поездку заграницу на 2 месяца Первая студия, начавшая с Риги и Ревеля, затем игравшая в Берлине, Праге (Репертуар поездки: «Сверчок на печи», «Эрик XIV», «Гибель Надежды», «Потоп» и «12‑ я ночь»).

[ccclxi] «Программы», янв. 1923, вып. 2 – 3, стр. 52. Несмотря на самый шумный успех и такую же прессу, материальный успех парижских спектаклей Художественного театра был лишь средний, полные сборы были редки. Эта часть поездки дала дефицит, на покрытие которого пошел заработок театра за две первые недели в Нью-Йорке.

[ccclxii] «Программы», апрель 1923, вып. 6, стр. 31. Джон Барримор считается лучшим актером Амер. Соедин. Штатов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.