Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{3} К читателю



 

Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898 – 1905. / Сост., вст. к сезонам, примеч. Ю. М. Виноградова, О. А. Радищевой, Е. А. Шингаревой, общ. ред. О. А. Радищевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. 639 с.

К читателю....................................................................................................................... 3  Читать

Перед открытием.................................................................................................... 6  Читать

1. < Без подписи>. Общедоступный театр в Москве
«Новости дня», М., 1898, 16 января................................................................ 8  Читать

2. Арсений Г. < И. Я. Гурлянд>. Впечатления
«Курьер», М., 1898, 17 января......................................................................... 9  Читать

3. Новый < В. Н. Пастухов>. Проект Мечта
«Московский листок», 1898, 17 января........................................................ 11  Читать

4. < Без подписи>. Чужие мысли
«Новости дня», М., 1898, [после 17] января................................................. 13  Читать

5. С. Васильев < С. В. Флёров>. Театральная хроника
«Московские ведомости», 1898, 9 февраля.................................................. 16  Читать

6. < Без подписи>. К открытию
«Новости дня», М., 1898, 14 октября............................................................ 19  Читать

7. Lolo < Л. Г. Мунштейн>. Страничка из письма
«Новости дня», М., 1898, 14 октября............................................................ 20  Читать

Сезон 1898 – 1899....................................................................................................... 21  Читать

1. Глаголь < С. С. Голоушев>.
Открытие Художественно-общедоступного театра
«Курьер», М., 1898, 15 октября...................................................................... 25  Читать

2. - Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Царь Федор»
«Новости дня», М., 1898, 18 октября............................................................ 28  Читать

3. Глаголь < С. С. Голоушев>. Художественно-общедоступный театр
(«Царь Федор Иоаннович» на 3‑ м представлении)
«Курьер», М., 1898, 19 октября...................................................................... 31  Читать

4. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Царь Федор»
«Новости дня», М., 1898, 20 октября............................................................ 35  Читать

5. С. Васильев < С. В. Флёров>. Театральная хроника.
Художественно-общедоступный театр. «Царь Федор Иоаннович»,
трагедия в 5 действиях и 10 картинах, гр. А. К. Толстого
«Московские ведомости», 1898, 19 октября................................................ 38  Читать

6. Глаголь < С. С. Голоушев>. Художественно-общедоступный театр.
«Потонувший колокол»
«Курьер», М., 1898, 22 октября...................................................................... 41  Читать

7. < Без подписи>. Театральная хроника
«Новости дня», М., 1898, 22 октября............................................................ 43  Читать

8. С. Васильев < С. В. Флёров>. Театральная хроника.
Художественно-общедоступный театр. «Потонувший колокол»,
сказка-драма в 5 действиях Гауптмана, пер. В. П. Буренина.
«Венецианский купец», комедия Шекспира < …>
«Московские ведомости», 1898, 26 октября................................................ 44  Читать

9. В. Дорошевич. На кончике пера
«Московский листок», 1898, 28 октября...................................................... 46  Читать

10. < Без подписи>. Театральная хроника
«Новости дня», М., 1898, 5 ноября................................................................ 47  Читать

11. Сергей Глаголь < С. С. Голоушев>. Художественно-Общедоступный театр.
«Счастье Греты», драма в 3‑ х д., соч. Мариотта и «Трактирщица»,
комед. в 3‑ х акт., соч. Гольдони
«Курьер», М., 1898, 4 декабря........................................................................ 48  Читать

12. < Без подписи>. Художественно-Общедоступный театр.
(«Счастье Греты», драма Э. Мариотта, пер. О. Латернер.
«Трактирщица», ком. в 3‑ х д., Гольдони)
«Русский листок», М., 1898, 5 декабря......................................................... 51  Читать

13. Сергей Глаголь < С. С. Голоушев>. «Чайка».
Комедия в 4‑ х действ., Ант. Чехова
«Курьер», М., 1898, 19 декабря...................................................................... 52  Читать

14. Н. М‑ в < псевдоним не раскрыт>. Театр и музыка
«Московский листок», 1898, 20 декабря...................................................... 54  Читать

15. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Чайка»
«Новости дня», М., 1898, 23 декабря............................................................ 57  Читать

16. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Чайка»
«Новости дня», М., 1898, 31 декабря............................................................ 58  Читать

17. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Чайка»
«Новости дня», М., 1899, 1 января................................................................ 60  Читать

18. П. Гнедич. «Чайка». Г. Антона Чехова
«Новое время», СПб., 1899, 18 января.......................................................... 62  Читать

19. С. Глаголь < С. С. Голоушев>. Художественно-Общедоступный театр.
«Антигона», трагедия Софокла
«Курьер», М., 1899, 13 января....................................................................... 65  Читать

20. Н. М‑ в < псевдоним не раскрыт>. По театрам
«Московский листок», 1899, 15 января........................................................ 67  Читать

21. И. Рудин < И. Ф. Шмидт>. Художественно-Общедоступный Театр
«Русский листок», М., 1899, 22 февраля...................................................... 70  Читать

Сезон 1899 – 1900....................................................................................................... 72  Читать

1. -ин < Я. А. Фейгин>. «Смерть Иоанна Грозного»,
трагедия гр. А. К. Толстого
«Курьер», М., 1899, 1 октября........................................................................ 78  Читать

2. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Смерть Иоанна Грозного»
«Новости дня», М., 1899, 4 октября.............................................................. 82  Читать

3. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Геншель» № 3‑ й
«Новости дня», М., 1899, 8 октября.............................................................. 84  Читать

4. С. Васильев < С. В. Флёров>. Театральная хроника. «Двенадцатая ночь» Шекспира, на Художественно-Общедоступном театре
«Московские ведомости», 1899, 18 октября................................................ 86  Читать

5. < Без подписи>. «Дядя Ваня»
«Новости дня», М., 1899, 27 октября............................................................ 87  Читать

6. -ин < Я. А. Фейгин>. «Дядя Ваня». Сцены из деревенской жизни,
в 4‑ х действ., Антона Чехова (Художественно-Общедоступный театр)
«Курьер», М., 1899, 29 октября...................................................................... 88  Читать

7. Старик < Н. Е. Эфрос>. Из Москвы
«Театр и искусство», СПб., 1899, № 44........................................................ 93  Читать

8. Н. Рок < Н. О. Ракшанин>. Из Москвы. Очерки и снимки
«Новости и Биржевая газета», СПб., 1899, 6 ноября.................................. 95  Читать

9. Петр Кичеев. «Эдда Габлер»
«Русское слово», М., 1899, 20 ноября........................................................... 97  Читать

10. Пр. Пр. < псевдоним не раскрыт>. Художественный реализм.
По поводу постановок Художественно-Общедоступного театра.
Опыт критики
М., Типография газ. «Театральные известия», 1899.................................... 99  Читать

11. И. Игнатов. «Одинокие», драма в 5‑ ти действиях Герхарта Гауптмана
(Художественно-Общедоступный театр, спектакль 16 декабря)
«Русские ведомости», М., 1899, 18 декабря............................................... 102  Читать

12. < Без подписи>. «Одинокие»
«Новости дня», М., 1899, 31 декабря.......................................................... 104  Читать

13. Т. Щепкина-Куперник. Московский Художественный театр
«Северный курьер», СПб., 1900, 21 января............................................... 108  Читать

14. А. К‑ ль < А. Р. Кугель>. Театральные заметки
«Театр и искусство», СПб., 1900, № 6........................................................ 112  Читать

15. А. К‑ ль < А. Р. Кугель>. Театральные заметки
«Театр и искусство», СПб., 1900, № 8........................................................ 114  Читать

16. П. Гнедич. Театр будущего.
Художественно-Общедоступный театр в Москве
«Мир искусства», СПб., 1900, № 3 и 4....................................................... 117  Читать

17. < Без подписи>. Театр и музыка
«Крымский вестник», Севастополь, 1900, 13 апреля............................... 123  Читать

18. < Без подписи>. Театр и музыка
«Крымский вестник», Севастополь, 1900, 15 апреля............................... 124  Читать

19. Нескромный наблюдатель. < псевдоним не раскрыт> Вперемежку.
Наброски и недомолвки. По поводу спектаклей Художественного
театра. Настроение публики и способ его выражения. < …>
«Крымский вестник», Севастополь, 1900, 16 апреля............................... 126  Читать

20. < Без подписи>.
Спектакли Московского Художественного театра в Ялте
«Крымский курьер», Ялта, 1900, 18 апреля............................................... 127  Читать

Сезон 1900 – 1901..................................................................................................... 129  Читать

1. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Снегурочка»
«Новости дня», М., 1900, 27 сентября........................................................ 132  Читать

2. James Lynch < Л. Н. Андреев>. < Без заглавия>
«Курьер», М., 1900, 1 октября...................................................................... 135  Читать

3. Сергей Глаголь < С. С. Голоушев>. У рампы. Которая из двух?
«Курьер», М., 1900, 3 октября...................................................................... 136  Читать

4. Н. Р‑ н < Н. О. Ракшанин>. По театрам
«Московский листок», 1900, 26 октября.................................................... 138  Читать

5. Я. А. Ф‑ ин < Я. А. Фейгин>. «Доктор Штокман»
на сцене Художественно-Общедоступного театра
«Курьер», М., 1900, 27 октября.................................................................... 141  Читать

6. Ив. Иванов. Горе героям! (Письмо в редакцию)
«Русская мысль», М., 1900, декабрь............................................................ 143  Читать

7. П. Ярцев. Из Москвы
«Театр и искусство», СПб., 1900, № 49...................................................... 147  Читать

8. Н. Р‑ н < Н. О. Ракшанин>. Театр и музыка
«Московский листок», 1901, 3 февраля...................................................... 149  Читать

9. James Lynch < Л. Н. Андреев>. Москва. Мелочи жизни
«Курьер», М., 1901, 4 февраля..................................................................... 153  Читать

10. Я. А. Ф‑ ин < Я. А. Фейгин>. Художественный театр.
«Три сестры», драма А. П. Чехова
«Курьер», М., 1901, 5 февраля..................................................................... 155  Читать

11. П. Ярцев. «Три сестры»
«Театр и искусство», СПб., 1901, № 8........................................................ 159  Читать

12. Смоленский < А. А. Измайлов>. «Дядя Ваня»
«Биржевые ведомости», 1901, СПб., 21 февраля....................................... 160  Читать

13. Юр. Беляев. Театр и музыка. Художественный театр. I. «Дядя Ваня»
«Новое время», СПб., 1901, 21 февраля..................................................... 163  Читать

14. А. Суворин. < Без заглавия>
«Новое время», СПб., 1901, 23 февраля..................................................... 166  Читать

15. Old Gentleman < A. B. Амфитеатров>. Театральный альбом. XXXVI
«Россия», СПб., 1901, 24 февраля............................................................... 167  Читать

16. O. L. < псевдоним не раскрыт>. Штокман — Станиславский
«Россия», СПб., 1901, 25 февраля............................................................... 171  Читать

17. Юр. Б‑ в < Ю. Д. Беляев>. Художественный театр. IV. «Геншель»
«Новое время», СПб., 1901, 27 февраля..................................................... 172  Читать

18. В. Дорошевич. За день. Сектанты
«Россия», СПб., 1901, 1 марта..................................................................... 174  Читать

19. Г. Северцев < Г. Т. Полилов>. Московские гастролеры
«Север», СПб., 1901, 4 марта....................................................................... 176  Читать

20. А. К‑ ель < А. Р. Кугель>. Заметки
о Московском художественном театре. II
«Театр и искусство», СПб., 1901, № 10...................................................... 179  Читать

21. П. Гнедич. «Доктор Штокман»
на сцене Московского художественного театра
«Мир искусства», СПб., 1901, № 2 и 3....................................................... 183  Читать

22. Д. Философов. «Дядя Ваня». V.
(Первое представление в Петербурге 19 февраля 1901 г. )
«Мир искусства», СПб., 1901, № 2 и 3....................................................... 186  Читать

23. П. Ярцев. Искусство будней (Московский Художественный театр)
«Театр и искусство», СПб., 1901, № 14...................................................... 189  Читать

24. А. Кугель. Будни искусства. (Открытое письмо П. М. Ярцеву)
«Театр и искусство», СПб., 1901, № 15...................................................... 192  Читать

25. А. Волынский < А. Л. Флексер>. Современный и новый репертуар
«Прибалтийский вестник» [1901]............................................................... 196  Читать

26. А. Б. < А. И. Богданович>. Критические заметки.
Московский Художественный театр. —
Что так привлекает к нему публику? — Художественная постановка
пьес и их прекрасный подбор. — Пьесы Чехова «Дядя Ваня»
и «Три сестры». — «Доктор Штокман», «Геншель» и «Одинокие»
«Мир Божий», СПб., 1901, № 4................................................................... 199  Читать

27. А. Басаргин < Ал. И. Введенский>. О художественно-общедоступном
театре. По поводу предполагаемого на ближайший сезон репертуара
«Московские ведомости», 1901, 28 апреля................................................ 206  Читать

Сезон 1901 – 1902..................................................................................................... 213  Читать

1. В. П. < В. П. Преображенский>. Театральная распря
«Новости дня», М., 1901, 3 сентября.......................................................... 217  Читать

2. Я. А. Ф‑ ин < Я. А. Фейгин>. Художественный театр.
«Дикая утка», драма в 5 действиях Г. Ибсена
«Курьер», М., 1901, 21 сентября.................................................................. 221  Читать

3. Н. Р‑ н < Н. О. Ракшанин>. По театрам. Еще о «Дикой утке»
«Московский листок», 1901, 22 сентября.................................................. 223  Читать

4. П. Ярцев. Московские письма
«Театр и искусство», СПб., 1901, № 40...................................................... 226  Читать

5. Джемс Линч < Л. Н. Андреев>. Москва. Мелочи жизни
«Курьер», М., 1901, 21 октября.................................................................... 228  Читать

6. С. П. < С. В. Яблоновский>. Михаил Крамер
«Русское слово», М., 1901, 29 октября........................................................ 232  Читать

7. EXTER < Ал. И. Введенский>. Театральная хроника. III
«Московские ведомости», 1901, 29 октября.............................................. 235  Читать

8. Н. Рок < Н. О. Ракшанин>. Из Москвы. (Очерки и снимки)
«Новости и Биржевая газета», СПб., 1901, 3 ноября................................ 237  Читать

9. С. Андреевский. Театр молодого века.
(Труппа Московского Художественного театра)
«Россия», СПб., 1901, 30 ноября................................................................. 241  Читать

10. С. Андреевский. Театр молодого века.
(Труппа Московского Художественного театра). (Окончание)
«Россия», СПб., 1901, 2 декабря.................................................................. 246  Читать

11. Али < Н. Е. Эфрос>. Спросонок
«Новости дня», М., 1901, 2 декабря............................................................ 252  Читать

12. EXTER < Ал. И. Введенский>. Театральная хроника.
«В мечтах», драма в 4‑ х действиях, соч. Вл. И. Немировича-Данченко,
на сцене Художественного театра в 1‑ й раз 21 декабря
«Московские ведомости», 1901, 23 декабря.............................................. 254  Читать

13. Пэк < В. А. Ашкинази>. Плакали купецкие денежки.
Драпировочное и обойное святочное представление
«Новости дня», М., 1901, 24 декабря.......................................................... 256  Читать

14. Н. Рок < Н. О. Ракшанин>. Из Москвы. Очерки и снимки
«Новости и Биржевая газета», СПб., 1901, 29 декабря............................. 260  Читать

15. Пэк < В. А. Ашкинази>. Кстати
«Новости дня», М., 1902, 17 февраля.......................................................... 263  Читать

16. В. Дорошевич. Искусство на иждивении
«Русское слово», М., 1902, 17 февраля....................................................... 264  Читать

17. H. nov < А. Р. Кугель>. «В мечтах»
«Театр и искусство», СПб., 1902, № 11...................................................... 269  Читать

18. H. nov < А. Р. Кугель>. Московский Художественный театр
«Театр и искусство», СПб., 1902, № 12...................................................... 270  Читать

19. Ал. Ожигов < Н. П. Ашешов>. «Мещане» М. Горького
«С. ‑ Петербургские ведомости», 1902, 28 марта........................................ 272  Читать

20. Г. < псевдоним не раскрыт>. < «Мещане»>
«Петербургская газета», 1902, 28 марта..................................................... 274  Читать

Сезон 1902 – 1903..................................................................................................... 276  Читать

1. < Без подписи>. В Художественном театре
«Новости дня», М., 1902, 17 октября.......................................................... 279  Читать

2. < Без подписи>. Художественный театр
«Русские ведомости», М., 1902, 25 октября............................................... 280  Читать

3. С. П. < С. В. Яблоновский>. Художественный театр.
«Мещане» М. Горького
«Русское слово», М., 1902, 26 октября........................................................ 282  Читать

4. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Мещане»
«Новости дня», М., 1902, 27 октября.......................................................... 283  Читать

5. И. < И. Н. Игнатов>. «Мещане», сцены в доме Бессеменова.
Драматический эскиз в 4‑ х актах М. Горького.
(Художественный театр, спектакль 25‑ го октября)
«Русские ведомости», М., 1902, 27 октября............................................... 287  Читать

6. Ю. А. < Ю. И. Айхенвальд>. Современное искусство.
«Мещане» Максима Горького (Художественный театр)
«Русская мысль», М., 1902, кн. XI.............................................................. 290  Читать

7. И. < И. Н. Игнатов>. «Власть тьмы»
(Художественный театр, спектакль 5‑ го ноября)
«Русские ведомости», М., 1902, 7 ноября................................................... 293  Читать

8. С. П. < С. В. Яблоновский>. Художественный театр.
«Власть тьмы» Л. Н. Толстого
«Русское слово», М., 1902, 7 ноября........................................................... 295  Читать

9. Нежданов < неустановленное лицо>. Художественный театр.
«Власть тьмы», драма в 5 действ., соч. Л. Н. Толстого
«Курьер», М., 1902, 7 ноября....................................................................... 297  Читать

10. Н. Р‑ н < Н. О. Ракшанин>. «Власть тьмы»
«Московский листок», 1902, 7 ноября........................................................ 300  Читать

11. Н. Э‑ с < Н. Е. Эфрос>. Из Москвы
«Театр и искусство», СПб., 1902, № 46, 10 ноября................................... 304  Читать

12. А. К‑ ель < А. Р. Кугель>. Театральные заметки
«Театр и искусство», СПб., 1902, № 46, 10 ноября................................... 308  Читать

13. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «На дне» Горького
«Новости дня», М., 1902, 21 декабря.......................................................... 311  Читать

14. EXTER < Ал. И. Введенский>. Театральная хроника.
«На дне», сцены в 4 действиях, соч. М. Горького,
в Художественном театре
«Московские ведомости», 1902, 23 декабря.............................................. 314  Читать

15. Ю. А. < Ю. И. Айхенвальд>. Современное искусство.
«Власть тьмы» (Художественный театр) < …>
«Русская мысль», М., 1902, кн. XII............................................................. 319  Читать

16. Н. Э‑ с < Н. Е. Эфрос>. Из Москвы
«Театр и искусство», СПб., 1903, № 1........................................................ 322  Читать

17. С. П. < С. В. Яблоновский>. Театр и музыка. «Столпы общества»
«Русское слово», М., 1903, 26 февраля....................................................... 325  Читать

18. И. < И. Н. Игнатов>. «Столпы общества»
(Художественный театр, спектакль 24‑ го февраля)
«Русские ведомости», М., 1903, 26 февраля............................................... 326  Читать

19. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. «Столпы общества»
«Новости дня», М., 1903, 27 февраля.......................................................... 328  Читать

20. Homo novus < А. Р. Кугель>. Открытие спектаклей Московского Художественного театра. «На дне» М. Горького
«Петербургская газета», 1903, 8 апреля...................................................... 333  Читать

21. Смоленский < А. А. Измайлов>. Театр.
Московский Художественный театр. «На дне» Горького
«Биржевые ведомости», СПб., 1903, 9 апреля........................................... 336  Читать

22. Solus < К. И. Арабажин>. Московский Художественный театр
«Новости и Биржевая газета», СПб., 1903, 9 апреля................................. 339  Читать

Сезон 1903 – 1904..................................................................................................... 342  Читать

1. И. < И. Н. Игнатов>. Театр и музыка. «Юлий Цезарь».
Художественный театр. Спектакль 2‑ го октября
«Русские ведомости», М., 1903, 4 октября................................................. 345  Читать

2. Нежданов < неустановленное лицо>. На «Юлии Цезаре»
«Курьер», М., 1903, 4 октября...................................................................... 348  Читать

3. Н. Р. < Н. О. Ракшанин>. «Юлии Цезарь»
«Московский листок», 1903, 4 октября...................................................... 352  Читать

4. Н. Э‑ с < Н. Е. Эфрос>. «Юлий Цезарь» В Художественном театре.
(Письмо из Москвы)
«Театр и искусство», СПб., 1903, № 41...................................................... 357  Читать

5. Ю. А. < Ю. И. Айхенвальд>. Современное искусство. < …>
«Юлий Цезарь» В. Шекспира (Художественный театр)
«Русская мысль», М., 1903, кн. X................................................................ 360  Читать

6. Матов < С. С. Мамонтов>. Брут — Станиславский
«Русское слово», М., 1903, 27 октября........................................................ 365  Читать

7. Б. Варнеке. По поводу постановки «Юлия Цезаря»
на сцене Московского Художественного театра
«Театр и искусство», СПб., 1903, № 45...................................................... 367  Читать

8. Андрей Белый. «Юлий Цезарь» на сцене Художественного театра
«Мир искусства», СПб., 1903, № 12........................................................... 369  Читать

9. А. Ко‑ тов. < А. И. Косоротов> О законах сценической постановки
«Театр и искусство», СПб., 1903, № 47...................................................... 370  Читать

10. < Без подписи>. «Одинокие»
«Русские ведомости», М., 1903, 10 ноября................................................. 374  Читать

11. П. К. < П. С. Коган (? )>. Театр и музыка. Художественный театр.
«Вишневый сад»
«Курьер», М., 1904, 19 января..................................................................... 375  Читать

12. Пэк < В. А. Ашкинази>. Кстати
«Новости дня», М., 1904, 20 января............................................................ 378  Читать

13. Н. Николаев. У художественников. (Московские впечатления)
«Театр и искусство», СПб., 1904, № 9........................................................ 379  Читать

14. Зигфрид < Э. А. Старк>. Эскизы. Московский Художественный театр
«С. ‑ Петербургские ведомости», 1904, 27 марта........................................ 383  Читать

15. Юр. Беляев. Театр и музыка. Спектакли Московского
Художественного театра. I. «Юлий Цезарь»
«Новое время», СПб., 1904, 31 марта......................................................... 387  Читать

16. К. Арабажин. «Юлий Цезарь», трагедия в 5 действиях В. Шекспира
«Новости и Биржевая газета», СПб., 1904, 31 марта................................ 392  Читать

17. Чацкий < Д. В. Философов>. Театральное эхо. «Вишневый сад»
А. П. Чехова. Первое представление в петербурге 1‑ го апреля 1904 г.
«Петербургская газета», 1904, 3 апреля...................................................... 397  Читать

18. К. Арабажин. «Вишневый сад». Пьеса в 4‑ х действиях, соч. А. П. Чехова
«Новости и Биржевая газета», СПб., 1904, 3 апреля................................. 400  Читать

19. Юр. Беляев. Театр и музыка. Спектакли Московского
Художественного театра. II. «Вишневый сад»
«Новое время», СПб., 1904, 3 апреля.......................................................... 402  Читать

20. А. Кугель. Заметки о Московском Художественном театре
«Театр и искусство», СПб., 1904, № 15...................................................... 405  Читать

21. В. П. < В. П. Преображенский>. «Вишневый сад»
«Семья», М., 1904, № 5................................................................................. 411  Читать

Сезон 1904 – 1905..................................................................................................... 416  Читать

1. -Ф- < Н. Е. Эфрос>. Спектакль Метерлинка
«Новости дня», М., 1904, 3 октября............................................................ 419  Читать

2. С‑ н < псевдоним не раскрыт>. Из Москвы
«Театр и искусство», СПб., 1904, № 41...................................................... 421  Читать

3. Ив. Иванов. Театр и музыка. «Иванов» А. П. Чехова
«Русская правда», СПб., 1904, 20 октября.................................................. 422  Читать

4. П. Ярцев. Качалов в «Иванове»
«Театральная газета», М., 1904, 11 декабря, № 1....................................... 424  Читать

5. Бэн < Б. В. Назаревский>. По театрам. «У монастыря» и «Миниатюры»
на сцене Художественного театра
«Московский листок», 1904, 27 декабря.................................................... 427  Читать

6. Сергей Яблоновский. В Художественном театре
«Русское слово», М., 1905, 30 января......................................................... 429  Читать

7. И. < И. Н. Игнатов>. «Привидения».
(Художественный театр. Спектакль 31‑ го марта)
«Русские ведомости», М., 1905, 2 апреля................................................... 432  Читать

8. Н. Эфрос. Из Москвы
«Театр и искусство», СПб., 1905, № 15...................................................... 434  Читать

9. Юр. Беляев. Театр и музыка. Спектакли Московского
Художественного театра. I. «Иванов»
«Новое время», СПб., 1905, 20 апреля........................................................ 437  Читать

10. Корней Чуковский. Московский Художественный театр.
«Иванов», драма Чехова
«Театральная газета», М., 1905, № 17......................................................... 440  Читать

11. Зигфрид < Э. А. Старк>. Эскизы
«С. ‑ Петербургские ведомости», 1905, 21 апреля...................................... 444  Читать

12. А. Кугель. Театральные заметки
«Театр и искусство», СПб., 1905, № 17...................................................... 447  Читать

13. Зигфрид < Э. А. Старк>. Эскизы
«С. ‑ Петербургские ведомости», 1905, 26 апреля...................................... 452  Читать

14. Юр. Беляев. Спектакли Московского Художественного театра. III.
«Слепые», «Там, внутри» и «Миниатюры»
«Новое время», СПб., 1905, 26 апреля........................................................ 454  Читать

15. < Без подписи>. За кулисами
«Петербургская газета», 1905, 27 апреля.................................................... 456  Читать

16. А. Горнфельд. Театр и музыка. Московский Художественный театр.
«Миниатюры» Чехова
«Сын отечества», 1905, 27 апреля............................................................... 457  Читать

Сезон 1905 – 1906..................................................................................................... 459  Читать

1. Н. Эфрос. Из Москвы
«Театр и искусство», СПб., 1905, № 41...................................................... 462  Читать

2. < Без подписи>. Театр и музыка. Художественный театр
«Новости дня», М., 1905, 25 октября.......................................................... 464  Читать

3. Сергей Яблоновский. Театр и музыка. Художественный театр
«Русское слово», М., 1905, 25 октября........................................................ 464  Читать

4. Вл. Б. < В. Ф. Боцяновский>. Сцена
«Русь», СПб., 1905, 28 октября.................................................................... 465  Читать

5. < Без подписи>. По театрам.
«Дети солнца» на сцене Художественного театра
«Московский листок», 1905, 31 октября.................................................... 465  Читать

6. EXTER < Ал. И. Введенский>. Новая пьеса Горького. «Дети солнца»,
пьеса в 4‑ х действиях Максима Горького на сцене
Художественного театра, в первый раз в понедельник 24 октября
«Московские ведомости», 1905, 31 октября.............................................. 467  Читать

7. Ю. А. < Ю. И. Айхенвальд>. Современное искусство. < …>
«Дети солнца» М. Горького. (Художественный театр)
«Русская мысль», М., 1905, кн. XII............................................................. 471  Читать

Примечания.......................................................................................................... 475  Читать

Приложение

О. Радищева.
Художественный театр и театральная критика (1898 – 1943)................. 580  Читать

Указатели

Указатель имен................................................................................................... 612  Читать

Указатель драматических и музыкально-драматических произведений..... 626  Читать

{3} К читателю

Московский Художественный театр, как ни один другой, породил о себе целую литературу. Ее составляют исторические очерки, монографии об отдельных деятелях и спектаклях, летописи жизни и творчества, наконец, собрания сочинений и избранное самих основателей театра — К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди данного не теряющего своей ценности богатства особое место занимает повседневная театральная критика, статьи и рецензии в периодической печати минувших лет.

Если книги и многотомные издания доступны широкому читателю, то газетные вырезки, хранящиеся в архивах, — нет. А между тем в них — самая непосредственная реакция современников на искусство Художественного театра, исторически подлинная, не подвергнутая ретуши последующими временами.

Однако именно эта часть написанного может исчезнуть. Газетная и журнальная бумага разрушается. Типографская краска блекнет. Вырезки, некогда с любовью наклеенные в альбом, проедаются пятнами клея.

К счастью, существует один общий способ сохранения театральной периодики от гибели и обращения ее в достояние широкого круга читателей. Это — переиздание. Попыткой осуществить его ради историй Художественного театра и являются предлагаемые читателю публикации.

Конечно, переиздать решительно все невозможно, но есть логичные пределы и критерии отбора. За более чем вековое существование МХАТ представляется оправданным познакомить читателя с театральной критикой времен, когда творческим процессом в театре руководили К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, то есть с 1898 по 1943 год. Данные границы определяют два события, первое и последнее: подготовка к открытию театра и уход из жизни его второго создателя, Вл. И. Немировича-Данченко. В тех же границах наиболее плодотворно проявилась творческая энергия двух поколений театра: основателей-отцов и продолжателей-детей. Без сомнения, именно в эти четыре с лишком десятилетия исчерпано новаторство предлагавшихся основоположниками театра художественных идей, их реформы во всех областях театрального дела.

Объем сохранившихся откликов прессы, этапы творчества и внутренней жизни МХТ, внешние общественно-политические условия — все это предопределило разделение публикаций на три тома. В первом томе (1898 – 1905) театральная пресса отражает создание, становление и признание Художественного театра на рубеже XIX и XX веков с их ожиданием всеобщих перемен. Во втором томе (1906 – 1917) критика анализирует последующий этап испытания художественниками своего направления с точки зрения возникших эстетических и философских идей нового десятилетия. Третий том (1918 – 1943) дает представление о месте, найденном для искусства МХАТ идеологией прессы большевизма и социалистического строя.

Независимо от художественной значимости того или иного спектакля, в трехтомник помещаются отклики рецензентов на все премьеры без исключения. Таким образом, во всей полноте восстанавливается картина творческой жизни в ее сценическом и репертуарном воплощении.

{4} Той же полноты и беспристрастия к вынесенным оценкам требует и картина критических отзывов. Поэтому непременным условием отбора статей взята свобода мнений критиков и рецензентов, стоящих на противоположных позициях эстетического подхода к искусству вообще и Художественного театра в частности.

Полемика, сопутствовавшая в критике Художественному театру со дня открытия и до середины 30‑ х годов XX века, опровергает легенду о безмятежности его пути и всеобщем поклонении его искусству как единственно возможному. Современники признавали за Художественным театром роль реформатора и проповедника определенного направления в русском театре, но не отвергали при этом прочих методов. Здесь и традиции старой сцены в лице императорского Малого театра, и профессионально крепкая частная сцена вроде коршевской или, напротив, другие экспериментаторы, из коих самым ярким был В. Э. Мейерхольд. Рассуждения критиков, выступавших «за» и «против» этих явлений, позволяют читателю точнее представить себе роль Художественного театра в общем процессе развития теории и практики сценического искусства.

Образ Художественного театра создавали в периодической печати не случайные журналисты, а рецензенты и критики, искусствоведы, а порой и писатели, мнение которых, независимо от взглядов и вкусов, имело влияние в обществе. Это были профессионалы, писавшие в разной степени талантливо. Даже тогда, когда они следовали тенденциям и пристрастиям, ими руководили горячие чувства к искусству сцены, что и по нынешний день сохранило их тексты живыми.

Из двух возможных приемов размещения критических материалов — по хронологии выхода из печати или по темам — данному изданию наиболее соответствует прием хронологический. Он позволяет видеть исторически не только то, что меняется в искусстве театра, но и то, как рецензенты и знатоки сцены обосновывают свои подходы к восприятию творчества. Так, к примеру, о спектаклях, годами, а то и десятилетиями сохранявшихся в репертуаре Художественного театра, писали в разные времена по-разному.

Подчиняясь тому, что в основе театральной жизни всегда лежит практика сезона, критические материалы тоже располагаются в каждом томе по сезонам. Сезону отдается своя глава. Внутри нее статьи и рецензии идут в хронологическом порядке их появления в свет. Им предшествует вступление от составителей. Оно призвано помочь читателю обозначением важнейших событий и проблем сезона, сведениями о премьерах, именах драматургов, режиссеров и художников и вместе с тем подчеркнуть основные мотивы суждений периодической печати. Завершаются материалы сезона публикацией рецензий, полученных на гастролях.

В конце каждого тома помещаются комментарии к публикуемым материалам вошедших в книгу сезонов, а также необходимые указатели имен и музыкально-драматических произведений. Краткие справки об авторах статей и рецензий приводятся в примечаниях к первой публикации их текста в томе, которая отмечена в указателе имен полужирной цифрой.

По возможности статьи и рецензии печатаются полностью. Необходимые все же сокращения, чаще всего вызванные пересказами сюжетов, перечислением в заголовках статей названий спектаклей других театров, повторами или обильными подробностями, отмечены угловыми скобками и разъясняются в примечаниях. В угловых скобках также даются раскрытые псевдонимы и заголовки в случае отсутствия их в подлинниках. Составители стремились максимально приблизиться к особенностям подлинника, сохраняя полиграфические детали (отбивки, звездочки, линейки и т. д. ). С этой же целью в публикуемых текстах не сделана унификация написания имен и названий произведений (например, «Михаил Крамер» и «Микаэль Крамер»). Минимальная правка текста по причине опечаток или устаревших написаний не оговаривается. Переводы иностранных слов и выражений, объяснения вышедших из употребления слов и понятий вводятся по ходу текста в квадратных скобках, или даются в примечаниях.

Примечания авторов, существующие в подлинниках публикаций, приводятся подстрочно. Ошибки авторов при цитированиях не исправляются и почти не оговариваются. Сноски во вступлениях к сезонам принадлежат составителям, а в текстах публикаций — редакторам и авторам статей и рецензий.

Ссылки в примечаниях на архивные документы даются с шифрами и номерами Музея МХАТ.

{5} Список принятых сокращений предваряет раздел примечаний.

Объясняя структуру трехтомника, следует подчеркнуть, что в основу его положена публикация уникального собрания отзывов периодической печати из фондов Музея МХАТ. Это в первую очередь коллекция, собиравшаяся самим театром, начиная с первых откликов на его создание — вырезки за все сезоны, наклеенные в специальные книги. Она дополнена экземплярами вырезок из личных коллекций деятелей театра: К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Г. С. Бурджалова, А. А. Санина, К. М. Бабанина, из собрания журналов П. А. Маркова.

Иллюстративный материал также подобран из фондов Музея МХАТ. Изображения мизансцен, декораций, портретов исполнителей в ролях даются в виде фотографий. В отдельных же случаях это — зарисовки, репродуцированные со страниц журналов и газет.

В первые сезоны деятельности Художественный театр настороженно относился к помещению фотографий своих постановок в прессе. Вл. И. Немирович-Данченко уверял, что этого не хотят сами актеры, о чем уведомлял А. Р. Кугеля и Н. Е. Эфроса. Редакции журналов были вынуждены присылать на спектакли для зарисовок художников. Работы некоторых из них остались единственными изображениями той или иной постановки МХТ ранней поры.

Что касается самих фотографий спектаклей, то они различаются по типу и целям съемки. Спектакли первых сезонов снимались в ателье фотографов. Там при минимальном воспроизведении обстановки актеры в гримах и костюмах фиксировали отдельные эпизоды.

Позднее съемки проходили в подлинных декорациях, поставленных на сцене: целью было передать мизансцены и обстановку с действующими в них актерами.

Эта разница подходов наглядна на фотографиях «Чайки», снятой в 1899 году в ателье, и ее возобновления 1905 года, снятого на сцене.

В состав иллюстраций включены портреты некоторых театральных критиков и шаржи на причастных к теме издания лиц и события. Для воспроизведения шаржей использовано и собрание Н. Д. Телешова, который, будучи директором Музея МХАТ, занимался их коллекционированием.

В завершение тома прилагается статья о взглядах основателей Художественного театра на задачи театральной критики и их взаимоотношениях с наиболее значительными представителями прессы с 1898 по 1943 год.

О. Радищева



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.