Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{5} От составителей



 

Мейерхольд в русской театральной критике: 1898 – 1918 / Сост. и коммент. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 527 с.

От составителей..................................................................................................... 5  Читать

Кружок любителей драматического искусства.
Пензенский Народный театр

N. < А. А. Косминский> «Горе от ума»............................................................... 7  Читать

В. Г. < «Грех да беда на кого не живет»>............................................................ 8  Читать

Московский
Художественно-общедоступный театр

-ф- < Н. Е. Эфрос>. «Чайка»................................................................................ 10  Читать

С. Васильев. Художественно-общедоступный театр.
«Смерть Иоанна Грозного». Г. Мейерхольд в роли Грозного.
Несколько мыслей о законах постановки.................................................... 13  Читать

< Без подписи>. «Одинокие».............................................................................. 15  Читать

Труппа русских драматических артистов под
управлением А. С. Кошеверова и В. Э. Мейерхольда

А. Н‑ н. «Три сестры», драма А. П. Чехова, 22 сентября.................................. 20  Читать

де-Линь. «Смерть Иоанна Грозного»................................................................ 21  Читать

Влад. Ленский. По поводу.................................................................................. 25  Читать

Товарищество Новой драмы

А. Н‑ н. «Коллега Крамптон», комедия в пяти действиях соч. Г. Гауптмана,
перевод А. Андреевой, 14 октября................................................................ 29  Читать

< Без подписи>. Городской театр....................................................................... 32  Читать

Алексей Ремизов. Товарищество Новой драмы. Письмо из Херсона........... 33  Читать

< Без подписи>. Новая драма.............................................................................. 37  Читать

С. Т. Вместо рецензии. «Снег», или Бумага все терпит.................................. 39  Читать

Н. М. Послесезонные выводы и заключения................................................... 41  Читать

Театр-Студия

Георгий Чулков. Театр-Студия.......................................................................... 45  Читать

Аврелий. Искания новой сцены........................................................................ 49  Читать

Товарищество Новой драмы

-кий. Драма........................................................................................................... 52  Читать

А. Т. Спектакли Товарищества Новой драмы.................................................. 54  Читать

Ш. Драма............................................................................................................... 56  Читать

А. Д. Театр и музыка........................................................................................... 57  Читать

Н. Б. Русская драма.............................................................................................. 59  Читать

Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской

Влад. Азов. Открытие театра В. Ф. Комиссаржевской — «Гедда Габлер»... 61  Читать

Ч. < Г. И. Чулков>. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Гедда Габлер» Ибсена. 64  Читать

А. Кугель. Театральные заметки........................................................................ 67  Читать

Ч. < Г. И. Чулков>. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Сестра Беатриса» М. Метерлинка 75................................................................................................................... Читать

Юр. Беляев. О Комиссаржевской....................................................................... 77  Читать

Ал. Блок. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской
(Письмо из Петербурга)................................................................................. 81  Читать

Максимилиан Волошин. «Сестра Беатриса»
в постановке театра В. Ф. Комиссаржевской.............................................. 83  Читать

Смоленский. Театр г‑ жи Комиссаржевской.
«Кукольный дом» («Нора») Ибсена.............................................................. 87  Читать

Влад. Азов. Театр Комиссаржевской.
«Балаганчик» — «Чудо странника Антония»............................................. 89  Читать

Андрей В. «Балаганчик»..................................................................................... 91  Читать

А. Кугель. Театральные заметки........................................................................ 96  Читать

К. Чуковский. Петербургские театры............................................................. 101  Читать

Влад. Азов. Театр Комиссаржевской. «Трагедия любви» Гейберга............ 105  Читать

Зигфрид. Эскизы................................................................................................ 106  Читать

Смоленский. Драматический театр. «Комедия любви» Г. Ибсена.............. 110  Читать

Г. Чулков. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Свадьба Зобеиды».
Драматическое стихотворение в 3‑ х действиях Гуго фон Гофмансталя,
пер. О. Н. Чюминой...................................................................................... 112  Читать

П. Конради. Драматический театр. «Свадьба Зобеиды»,
драматическое стихотворение в 3‑ х действиях Гуго фон Гофмансталя,
пер. О. Н. Чюминой...................................................................................... 114  Читать

Ч. < Г. И. Чулков>. Театр В. Ф. Комиссаржевской. «Жизнь Человека»,
представление в пяти картинах с прологом, соч. Леонида Андреева.... 116  Читать

А. Блок. О драме................................................................................................ 119  Читать

П. Ярцев. О старом и новом театре. Стилизация. — «Гедда Габлер»
на сцене Петербургского Драматического театра..................................... 125  Читать

П. Ярцев. О старом и новом театре. Статья вторая.
Бытовая пьеса в «условном» театре. — Поучительные трудности......... 130  Читать

А. Воротников. Театр Комиссаржевской в Москве. Впечатления.............. 132  Читать

Андрей Белый. Символический театр.
По поводу гастролей Комиссаржевской.................................................... 135  Читать

П. Ярцев. Спектакли Петербургского Драматического театра
(«Сестра Беатриса» и «Чудо святого Антония» Метерлинка;
«Вечная сказка» Пшибышевского и «Балаганчик» Блока)...................... 142  Читать

С. Ауслендер. Из Петербурга........................................................................... 147  Читать

Влад. Азов. «Пробуждение весны»................................................................. 152  Читать

Латник. «Пелеас и Мелисанда». (Письмо из Петербурга)............................ 156  Читать

Смоленский. «Пелеас и Мелисанда» в театре г‑ жи Комиссаржевской....... 160  Читать

Старик. «Пелеас и Мелисанда»........................................................................ 162  Читать

Ч. < Г. И. Чулков>. Театр В. Ф. Комиссаржевской.
«Победа смерти», трагедия Федора Сологуба........................................... 165  Читать

Александр Бенуа. Дневник художника........................................................... 167  Читать

Георгий Чулков. По поводу ухода Вс. Эм. Мейерхольда
из театра В. Ф. Комиссаржевской............................................................... 169  Читать

Александринский театр
Мариинский театр
Студийные постановки

Юр. Беляев. «У царских врат».......................................................................... 171  Читать

Л. Гуревич. «У царских врат» Кнута Гамсуна............................................... 173  Читать

А. Коптяев. Возобновленный «Тристан»....................................................... 175  Читать

А. Бенуа. Художественные письма. Постановка «Тристана»...................... 178  Читать

Сергей Ауслендер. Петербургские театры..................................................... 186  Читать

Евгений Браудо. Любовь и смерть
(Тристан и Изольда в поэмах Средневековья
и в музыкальной драме Рихарда Вагнера)................................................. 187  Читать

С. Ауслендер. «Шут Тантрис» Э. Хардта....................................................... 190  Читать

Евг. Зноско-Боровский. Башенный театр....................................................... 192  Читать

Аш. «Дом интермедий».................................................................................... 198  Читать

Сергей Ауслендер. Впечатления сезона. С. ‑ Петербург.
Александринский театр. «Дон Жуан»........................................................ 199  Читать

Юр. Беляев. О чем рассказывал гобелен… («Дон Жуан»)............................ 203  Читать

Александр Бенуа. Балет в Александринке...................................................... 205  Читать

Кн. Сергей Волконский. «Дон Жуан» и «Мокрое».
По поводу двух постановок......................................................................... 212  Читать

Сергей Ауслендер. «Дом интермедий»........................................................... 221  Читать

А. С. < А. С. Суворин>. На репетиции «Бориса Годунова».......................... 222  Читать

В. Л. < В. К. Фролов>. «Борис Годунов» с Шаляпиным................................ 224  Читать

А. Бенуа. Возобновление «Бориса»................................................................. 226  Читать

Влад. Азов. На генеральной репетиции «Орфея и Эвридики».................... 232  Читать

К. Ар‑ н (Solus). На пире звуков и красок
(Генеральная репетиция «Орфея» в Мариинском театре)........................ 235  Читать

< Без подписи>. «Орфей» в бенефис хора....................................................... 236  Читать

А. Бенуа. Художественные письма. Постановка «Орфея»........................... 240  Читать

К. Арабажин. Впечатления сезона. С. ‑ Петербург. Александринский театр 245 Читать

Кн. Сергей Волконский. Москва. «Живой труп».......................................... 246  Читать

Михаил Бабенчиков. Териокский театр
Товарищества актеров, музыкантов, писателей и живописцев............... 250  Читать

И. Осипов. «Заложники жизни». Премьера в Александринском театре.... 255  Читать

П. Ярцев. Александринский театр. О представлении «Заложников жизни» 257 Читать

Нерихард. < На генеральной репетиции «Электры» Рихарда Штрауса>.... 259  Читать

В. Г. Каратыгин. Рихард Штраус и его «Электра»........................................ 260  Читать

А. Бенуа. Музейчик и балаганчик................................................................... 269  Читать

Андрей Левинсон. «Пизанелла, или Душистая смерть».
(Письмо из Парижа)...................................................................................... 272  Читать

Любовь Гуревич. Александринский театр..................................................... 279  Читать

Смоленский. Вечер А. А. Блока. — «Балаганчик» и «Незнакомка»........... 281  Читать

Евг. Зноско-Боровский. Спектакли, посвященные Александру Блоку
(«Незнакомка» и «Балаганчик» в зале Тенишевского училища)............. 284  Читать

Редакция. Несколько слов по поводу постановки лирических драм
Александра Блока «Незнакомка» и «Балаганчик» в аудитории
Тенишевского училища 7 – 11 апреля 1914 года....................................... 290  Читать

Ю. С. < Ю. В. Соболев>. Лермонтовский спектакль Литературного фонда 291  Читать

К вечеру Студии 12 февраля 1915 г. Отзывы ежедневной печати
и замечания редакции журнала Доктора Дапертутто............................... 293  Читать

Н. Тамарин. Александринский театр. «Зеленое кольцо»,
пьеса в 4 д., соч. З. Гиппиус......................................................................... 307  Читать

Victor. «Стойкий принц» Кальдерона на сцене Александринского театра.
Художественная идея постановки.............................................................. 310  Читать

Н. Лебедев. Александринский театр. «Пигмалион» Бернарда Шоу............ 313  Читать

Вл. С. < В. Н. Соловьев> Петроградские театры............................................ 314  Читать

И. Осипов. «Гроза» А. Н. Островского
в постановке В. Э. Мейерхольда и А. Я. Головина.................................. 316  Читать

Э. Старк. Эскизы............................................................................................... 320  Читать

Homo novus Заметки.......................................................................................... 324  Читать

Л. Гуревич. Александринский театр. «Романтики» Мережковского.......... 330  Читать

И. Рабинович. Александринский театр. «Свадьба Кречинского»............... 333  Читать

А. Коптяев. Премьера «Каменного гостя» в Мариинском театре................ 336  Читать

В. Г. Каратыгин. Мариинский театр. «Каменный гость»............................. 339  Читать

Ал‑ ый. Мариинский театр................................................................................ 341  Читать

А. Римский-Корсаков. «Каменный гость» на Мариинской сцене.............. 343  Читать

В. Соловьев. «Маскарад» в Александринском театре................................... 352  Читать

Amadeo. Напрасная красота («Маскарад» Лермонтова)................................ 358  Читать

Э. С. < Э. А. Старк> «Маскарад»...................................................................... 361  Читать

Н. Долгов. Михайловский театр. Открытие русских
драматических спектаклей. — «Дело», драма А. В. Сухово-Кобылина. 364  Читать

Омега. Театральное эхо. Александринский театр.
«Расплюевские веселые дни»..................................................................... 365  Читать

К. Острожский. Александринский театр. («Расплюевские веселые дни»
(«Смерть Тарелкина»), комедия-шутка А. В. Сухово-Кобылина)........... 367  Читать

Homo novus. Заметки......................................................................................... 370  Читать

Вл. Соловьев. Петроградские театры.............................................................. 375  Читать

М. Кузмин. «Петр Хлебник»............................................................................ 377  Читать

Божена Витвицкая. «Легенда» Л. Н. Толстого
на Александринском театре......................................................................... 378  Читать

Н. Малков. «Соловей» Игоря Стравинского.................................................. 380  Читать

Театр Музыкальной драмы

Андрей Левинсон. «Мистерия-буфф» Маяковского..................................... 384  Читать

Приложение

Андрей Левинсон. Вс. Мейерхольд. «О театре».
СПб., Товарищество «Просвещение». 1913............................................... 386  Читать

Владимир Соловьев. Театральный традиционализм..................................... 387  Читать

И. Игнатов. Литературные отголоски............................................................. 392  Читать

Список сокращений.......................................................................................... 399  Читать

Комментарии...................................................................................................... 400  Читать

Указатель имен................................................................................................... 506  Читать

Указатель драматических произведений, опер и пантомим......................... 517  Читать

{5} От составителей

Антология содержит отклики на актерское и режиссерское творчество В. Э. Мейерхольда с 1892 по 1918 год, расположенные в хронологическом порядке. Незначительные отклонения от этого принципа продиктованы желанием более динамично и выразительно представить материал, публикуемый впервые.

Из множества газетных и журнальных текстов (в петербургский период обычно около десятка развернутых отзывов на каждый спектакль) отобраны статьи, представляющие разные точки зрения на искусство режиссера. В случаях, когда спектакль вызывал многочисленные отклики, близкие по подходу рецензентов, предпочтение сделано статьям, содержащим более подробный разбор собственно режиссуры, театральных качеств постановок (что вообще было редкостью в критике того времени).

Раннее творчество режиссера (с 1892 по 1907 год) представлено отзывами на наиболее важные спектакли; зрелый период отражен по возможности подробно — рецензиями почти на все постановки в императорских театрах и на наиболее интересные эксперименты в студиях и театрах малых форм.

Тексты публикуются полностью. Исключения сделаны в тех случаях, когда в целых частях статей рассматриваются спектакли других режиссеров или произведения, лежащие в основе спектакля (например, собственно оперные партитуры). В этих случаях публикуется часть статей, непосредственно отражающая спектакль Мейерхольда; все сокращения оговариваются в комментариях.

Тексты приведены в соответствие с современными нормами орфографии и синтаксиса. Индивидуальные обороты речи, редкие в современном литературном языке, сохранены без изменений. Написание имен собственных — современное. Слова, введенные в тексты составителями, заключены в угловые скобки. Постраничные сноски, кроме перевода иностранных слов, принадлежат авторам статей или их издателям. Очевидные ошибки и описки рецензентов исправлены.

В раздел приложений включены статьи, посвященные книге Мейерхольда «О театре».

Комментарии публикуются после основного корпуса текстов. В них после кратких введений об особенностях каждого из периодов творчества Мейерхольда отдельно комментируется почти каждый критический материал, включенный в антологию. Учитывая обилие современной научной литературы о Мейерхольде, составители сочли возможным ограничиться {6} в комментариях краткими справками об авторах публикуемых текстов, объяснением малоизвестных реалий, упоминаемых в них, и отсылками к другим материалам на обсуждающиеся темы.

Том завершается указателями имен, а так же драматических и музыкальных произведений.

Работа над изданием сложилась следующим образом: материалы 1892 – 1907 годов составлены и прокомментированы Е. А. Кухтой; статьи, касающиеся работы Мейерхольда в Театре-Студии на Поварской в 1905 году, — Н. В. Песочинским; рецензии на спектакли с 1908 по 1917 год отобраны Н. В. Песочинским; на оперные спектакли — Н. А. Таршис; статья и комментарий о постановке «Мистерии-буфф» 1918 года предоставлены для настоящего тома Т. В. Ланиной, которая была инициатором данного издания и которая подготовила к печати в издательстве «Артист. Режиссер. Театр» второй том антологии «Мейерхольд в русской театральной критике. 1921 – 1938».

Раздел приложений составлен Н. В. Песочинским.

Составители приносят свою благодарность Т. В. Ланиной, Л. М. Крымскому, Н. А. Потаповой, а также всем, кто так или иначе помогал нам в работе.

{7} Кружок любителей драматического искусства. Пензенский Народный театр [i]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.