Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Автор неизвестен 22 страница



Магистраль полностью изменила свой вид в начале XX в., когда на ней развернулось интенсивное строительство. Здесь выросли комфорта

Кировский проспект

бельные и представительные доходные дома, зрелищные учреждения. Они относятся к лучшим в городе образцам модерна и неоклассицизма.

В 1918 г. проспект был переименован в ул. Красных Зорь. В 1934 г. он получил современное название в память о выдающемся деятеле Коммунистической партии и Советского государства С. М. Кирове, который жил на этой улице. В послевоенные годы на важных угловых участках были построены новые здания, решенные в традициях неоклассики. Они внесли завершающие штрихи в многоплановый ансамбль магистрали.

Застройка Кировского пр. начинается от пр. Максима Горького. Здесь, на небольшой площади, в 1968 г. установлен памятник А. М. Горькому. Фоном ему служит монументальный жилой дом с плавно изогнутым фасадом (No 2), построенный в 1949-1951 гг. по проекту арх. О. И. Гурьева и В. М. Фромзеля.

К площади обращено живописное по силуэту здание с разными по высоте корпусами, обрамляющими полуоткрытый озелененный двор - курдонер. Это быв. доходный дом Лидвалей, возведенный в 1899- 1904 гг. по проекту арх. Ф. И. Лидваля (No 1-3). От улицы он отделен изящной решеткой с двумя воротами. Выразительная пластика объемов подчеркнута эффектными сочетаниями горшечного камня и фактурной штукатурки, свободной группировкой окон. Оригинально скульптурное убранство - изображения птиц и животных, стилизованные растительные мотивы. Здание является одним из интереснейших памятников архитектуры " северного" модерна. В 1915-1930гг.

в этом доме жил известный актер Ю. М. Юрьев.

Соседний двухэтажный особняк (д. 5, 1898 г., арх. Э. Ф. Виррих) принадлежал премьер-министру царского правительства С. Ю. Витте. Ныне в этом здании, реконструированном в 1980 г., находится детская музыкальная школа No 2 им. 30-летия ВЛКСМ.

На углу проспекта и ул. Братьев Васильевых в глубине открытой площадки расположено оригинальное сооружение, напоминающее гигантский кристалл. Оно построено в 1982 г. по проекту арх. Ж. М. Вержбицкого, И. П. Журавлевой и В. А. Мещерина (д. 7). Облицованные доломитом пилоны чередуются с витражами-эркерами, ступенчатые объемы завершаются стеклянной башенкой с ажурным шпилем. Здесь размещается магазин " Цветы Болгарии". В другой части здания находится Управление садово-паркового хозяйства и зеленого строительства Ленгорисполкома.

В ансамбле Кировского пр. значительна роль углового д. 9, который хорошо виден от начала магистрали. Это здание с закругленной угловой частью, тройными арками и сочными рельефами на фасадах возведено в 1911-1912 гг. арх. М. С. Лялевичем в формах неоренессанса.

На противоположной стороне в конце XIX в. был устроен увеселительный сад " Аквариум", с театром, дворцом льда, оранжереями и павильонами. 4 мая 1896 г. здесь состоялся первый в России киносеанс. На том же участке помещался Петербургский центральный рынок (1903-1904 гг., арх. П. М. Мульханов). Дома, выходящие здесь на Кировский пр. (No 10 и 12), постро

Петроградский район

ены в 1906 г. по проекту арх. Д. А. Крыжановского.

С 1924 г. в этих зданиях работает киностудия " Ленфильм", основанная в 1918 г. Многие произведения, созданные здесь, вошли в золотой фонд советского киноискусства. Это " Чапаев", поставленный " братьями по профессии" С. Д. и Г. Н. Васильевыми, трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга, " Петр Первый" В. М. Петрова, работы Ф. М. Эрмлера, С. И. Юткевича, А. Г. Зархи, И. Е. Хейфица, С. А. Герасимова. В этих фильмах снимались замечательные актеры - Б. А. Бабочкин, Н. К. Черкасов, Н. К. Симонов, А. К. Тарасова, Б. П. Чирков, М. И. Жаров.

Плодотворным было сотрудничество с киностудией композитора Д. Д. Шостаковича. Он написал музыку к одному из первых звуковых фильмов " Встречный", много лет спустя - к кинокартинам Г. М. Козинцева " Гамлет" и " Король Лир". С 1939 по 1973 г. Г. М. Козинцев жил в д. 4а по ул. Братьев Васильевых, названной в честь выдающихся мастеров советского киноискусства.

Дом 14 на Кировском пр. строился для работников искусств (1934 г., арх. Д. Г. Фомичев). Здесь жили и работали Д. Д. Шостакович (в 1935- 1937 гг. ), художник К. С. Петров-Водкин (в 1936-1939 гг. ) и другие деятели советской культуры.

Напротив, за деревьями сквера, видны старые и новые корпуса, принадлежащие производственному объединению арматуростроения " Знамя труда" им. И. И. Лепсе (М. Монетная ул., 2). Продукция предприятия используется в

топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах страны.

До революции здесь находился механический завод Р. Л. Лангензипена. Его основные здания были сооружены в 1890-1900-х гг. (арх. А. П. Сосков). Рабочие предприятия принимали активное участие в революционной борьбе, в стачечном движении. В дни Великого Октября здесь формировались отряды рабочей милиции и Красной гвардии.

На пересечении Кировского пр. с ул. Мира расположена небольшая, пространственно замкнутая восьмиугольная площадь, окруженная каменными громадами зданий. С трех сторон ее обступают дома, увенчанные фигурными щипцами, башнями, шпилями и куполами. Разнообразные по рисунку окна и порталы, балконные решетки и лепные рельефы подчеркивают живописный характер фасадов (д. 13, 16, 20). Этот своеобразный ансамбль в стиле модерн создан в 1901-1906 гг. по проектам В. В. Шауба. Во дворе д. 16 с 1898 г. находилась мастерская известного художника и искусствоведа Э. К. Лингарта. В д. 13 с 1923 по 1934 г. жил и работал крупный советский зодчий В. А. Щуко. Формирование площади завершилось в 1951- 1952 гг., когда был построен д. 15, решенный в классицистических формах (арх. О. И. Гурьев, А. П. Щербенок).

Следующий участок проспекта, до ул. Скороходова, застроен сплошным фронтом одинаковых по высоте зданий, создающих впечатление улицы-коридора. Среди них выделяется монументальное здание с рустованным цоколем, пилястровыми портиками на фа

Кировский проспект

садах и полуколоннами на скругленном углу (д. 19). Возведенное в 1911-1912 гг. арх. С. И. Минашем, оно представляет собой удачный образец неоклассики.

Асимметричной композицией кирпичных фасадов, декорированных деталями из майолики и терракоты, привлекает внимание д. 24, построенный в 1896-1897 гг. по проекту Л. Н. Бенуа (надстроен и расширен в начале XX в. арх. В. М. Андросовым).

В саду с правой стороны проспекта установлен бюст В. И. Ленина (1955 г., ск. В. Б. Пинчук, арх. Ф. А. Гепнер). В глубине видно протяженное здание с простым и строгим фасадом, характерным для позднего классицизма (д. 21). В нем размещается СГПТУ No 16.

Построено оно было в 1831-1834 гг. по проекту арх. Л. И. Шарлеманя для Александровского сиротского дома (надстроено в 1878 г. ). Сюда в 1844 г. был переведен из Царского Села Лицей, получивший название Александровского. Прославленный Царскосельский лицей, основанный в 1811 г., озарен великим именем А. С. Пушкина. С лицейского порога начинали свой путь многие выдающиеся деятели русской культуры, науки и дипломатии, освободительного движения. В петербургский период в Александровском лицее учились писатель М. Е. Салтыков-Щедрин и его друг А. М. Унковский, впоследствии - лидер либеральной оппозиции крепостничеству, петрашевцы А. И. Европеус и Н. С. Кашкин; революционер и биолог Н. Д. Ножин, художник В. Г. Шварц. Здесь преподавали экономист И. В. Вернадский, филолог Я. К.

Грот, историк И. П. Шульгин. В стенах здания был создан первый Пушкинский музей.

В 1917 г. здесь работали штаб Красной гвардии Петроградской стороны, районный комитет партии большевиков и районный Совет. Руководителем красногвардейцев и председателем райсовета был рабочий-большевик А. К. Скороходов, именем которого названа улица, пересекающая Кировский пр.

Ныне Петроградский райисполком и районный комитет КПСС находятся на ул. Скороходова. Они занимают помещения быв. особняков, построенных в 1893 г. инж. Н. А. Архангельским (д. 17) и в 1901 г. арх. А. Р. Гавеманом (д. 19). В 1981 г. для райкома партии возведен новый корпус с крупномасштабной аркадой на фасаде (арх. Ж. М. Вержбицкий, Л. И. Шимаковский, А. А. Столярчук).

Рядом с Кировским пр. на ул. Рентгена (д. 1) размещается Радиевый институт им. В. Г. Хлопина. Он был организован в 1922 г. по инициативе В. И. Вернадского. Институт ведет исследования по радиохимии, ядерной физике и радиогеохимии.

На противоположной стороне магистрали расположен огромный жилой д. 26-28, возведенный в 1911-1913 гг. по заказу Первого Российского страхового общества арх. Л. Н., А. Н. и Ю. Ю. Бенуа. Въезд в открытый парадный двор оформлен гранитной колоннадой. Мягкая пластика фасадов, облицованных светло-серым горшечным камнем, подчеркнута изящными декоративными деталями, невысокими колоннадами и скульптурой. В 1913-1914 гг. на смежном участке для того же об

Петроградский район

щества было построено по проекту Л. Н. и Ю. Ю. Бенуа представительное здание, курдонер которого раскрывается на Кронверкскую ул., 29. Эти дома, связанные внутренними дворами, составили единый жилой комплекс, крупнейший в Петербурге.

В доме 26-28 в 1926- 1934 гг. жил С. М. Киров, возглавлявший Ленинградскую партийную организацию. С 1957 г. здесь открыт мемориальный музей. В нем воссозданы жилые комнаты С. М. Кирова и его кабинет в Смольном. Экспозиция рассказывает о жизненном пути пламенного коммуниста. Особенно подробно отражена его деятельность в нашем городе и области. В марте 1986 г., к 100-летию со дня рождения С. М. Кирова, в музее были открыты новые залы.

Часть комплекса со стороны Кронверкской ул. отмечена несколькими мемориальными досками. В 1937-1946 гг. здесь жил А. А. Кузнецов - партийный и государственный деятель, один из руководителей обороны Ленинграда; в 19421946 гг. - командующий Ленинградским фронтом генерал армии Л. А. Говоров. В этом же здании в 1938 г. поселился Д. Д. Шостакович. Здесь в первые месяцы войны он начал писать Седьмую симфонию - Ленинградскую героическую. Позднее, в 1957-1971 гг. здесь жил и работал поэт А. А. Прокофьев. Мемориальная доска на соседнем доме по Кронверкской ул. (No 27) напоминает о жившем здесь с 1944 по 1966 г. Н. К. Черкасове.

Здание на углу Кировского пр. и Б. Пушкарской ул. выделяется невысокой башенкой (д. 32, 1898-1900 гг., арх.

В. П. Цейдлер). Ритм вертикальных акцентов в силуэте магистрали поддерживает купольное завершение д. 38 (1911 г., арх. В. И. Ван-дер-Гюхт). Это здание с крупными эркерами входит в ансамбль пл. Льва Толстого, главным звеном которого является монументальный Дом с башнями на углу Большого пр.

Рядом с площадью на правой стороне проспекта расположен Дом мод (д. 37), возведенный в 1964-1968 гг. по проекту Е. А. Левинсона, А. К. Андреева и Я. Е. Москаленко. Здесь можно познакомиться с новыми моделями, заказать в ателье или приобрести в торговых залах последние образцы верхней одежды. Лаконичный облик здания сочетает большие плоскости остекления с мерным ритмом пилонов и пилястр. В первом этаже - вестибюль станции метро " Петроградская", открытой в 1963 г. Подземный переход ведет на другую сторону магистрали, где находится магазин-клуб " Политическая книга" (д. 40).

Здание четких геометрических форм с гигантским остекленным порталом Дворец культуры им. Ленсовета, главный центр культурной жизни Петроградской стороны (д. 42). Он был открыт в 1934 г. При его сооружении арх. Е. А. Левинсон и В. О. Мунц дополнительно использовали стоявшее во дворе железобетонное здание Скетинг-ринга (1910 г., арх. С. Г. Гингер, А. Е. Белогруд).

Ныне это крупнейший в стране и самый посещаемый в Ленинграде межсоюзный Дворец культуры. Вместимость его залов составляет более 4, 5 тыс. мест. В радиофицированном театральном зале демонстриро

Кировский проспект

вали свое искусство знаменитые зарубежные коллективы. В здании работают народный университет и лектории, многочисленные коллективы художественной самодеятельности и любительские объединения, в том числе клубы новаторов, кинолюбителей, туристов. Дворец называют " академией клубного дела" - он служит ведущим методическим центром для учреждений культуры города и области.

Перспективу площади, открывающейся за Дворцом культуры им. Ленсовета, замыкает огромный жилой дом (пр. Щорса, 84-86), возведенный в 1930-х гг. по проекту арх. И. Г. Явейна. Это здание принадлежит к лучшим образцам архитектуры конструктивизма.

Памятником архитектуры неоклассического направления является д. 446 по Кировскому пр., построенный в 1913г. арх. С. С. Кричинским для эмира бухарского. Средняя часть фасада прорезана эффектной двухъярусной аркадой.

В сквере на другой стороне магистрали в 1959 г. установлен памятник А. С. Попову, созданный ск. В. Я. Боголюбовым и арх. Н. В. Барановым. За деревьями просматривается излучина р. Карповки. Через нее на Аптекарский остров по Кировскому пр. ведет железобетонный Пионерский мост (1936 г., инж. А. Д. Саперштейн, арх. К. М. Дмитриев). Справа от него - территория экспериментального мебельного комбината " Интурист", ведущего свою историю от быв. мебельной фабрики Ф. А. Мельцера, основанной в 1884 г. и выпускавшей высокохудожественные изделия (наб. Карповки, 27). Слева - изящный особняк с трехарочной лоджией

(Кировский пр., 48), построенный в 1909 г. арх. М. С. Лялевичем в формах неоренессанса.

В д. 52 с 1875 по 1918 г. жил скульптор А. М. Опекушин. Его мастерская, одноэтажная постройка, обращенная на ул. Профессора Попова (д. 24). сохранилась до наших дней. В этом помещении. скульптор работал над памятниками А. С. Пушкину, установленными в Москве и на Пушкинской ул. в нашем городе, М. Ю. Лермонтову в Пятигорске и другими произведениями.

Перекресток Кировского пр. с ул. Профессора Попова акцентирован двумя домами с угловыми башнями. Оба здания построены в 1910 г.: д. 53- арх. С. Г. Гингером и д. 54- арх. Д. А. Крыжановским. Благодаря небольшому излому проспекта у Карповки башня д. 54 видна издалека в перспективе магистрали. В формах конструктивизма построен д. 55 (1929-1930 гг., арх. Е. А. Левинсон, А. М. Соколов). В этом здании в 1930- 1962 гг. жил кинорежиссер Ф. М. Эрмлер.

Вправо от магистрали отходит ул. Чапыгина, на которой расположен Ленинградский телецентр. Сюда обращено его главное здание, возведенное в 1960-1963 гг. по проекту арх. С. Б. Сперанского, В. С. Васильковского, А. Д. Каца и инж. II. И. Дюбова. Крупный масштаб, лаконичная цельность объема и чеканный ритм пилонов создают впечатление строгой монументальности. Вдали виден ажурный силуэт телебашни, взметнувшейся ввысь на 310 м. Это самое высокое сооружение города было смонтировано из металлических конструкций в 1956

Петроградский район

1962 гг. (в 1986 г. установлена новая антенна).

В программы Ленинградского телевидения в последние годы вошли постоянные передачи, посвященные истории города, его современным проблемам и достижениям: " Ленинград", " Монитор", " Куранты", " Контуры" и др.

Рядом с телецентром находится гостиница " Дружба" (ул. Чапыгина, 4). На брандмауэре соседнего с ней дома - монументальная композиция с изображением трех женщин, символизирующая дружбу народов всей Земли (1961 г., худ. Б. С. Аксельрод).

Перспективу ул. Чапыгина завершает здание Объединенной детской больницы им. Н. Ф. Филатова (д. 13, 1914- 1916 гг., арх. А. Г. Голубков). Она ведет свою историю от первой в России специальной детской больницы, основанной в 1834 г.

Многоэтажные здания на правой стороне Кировского пр. составляют целостный выразительный архитектурный ансамбль. Богатой палитрой отделочных материалов, изысканной прорисовкой деталей отличается д. 61, сооруженный в 1906-1907 гг. арх. Ф. И. Лидвалем. Дома 63 и 65 возведены в 1909-1911 гг. по проектам В. А. Щуко при участия инж. К. В. Маркова в формах архитектуры итальянского ренессанса. На фасаде первого из этих зданий устроены угловые лоджии и установлены рельефы работы ск. В. В. Кузнецова, в композиции второго колонны гигантского коринфского ордера чередуются с остекленными эркерами. В д. 65 в 1910-х гг. жил и работал В. А. Щуко.

Полоса зелени вдоль левой стороны проспекта словно

напоминает о том далеком времени, когда Аптекарский остров был дачной местностью. На даче С. И. Аллера (участок д. 56) в 1820-х гг. жили писатель и государственный деятель А. С. Шишков, поэты К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич. В соседнем комплексе усадебных построек (д. 60-62, 1894-1898, 1903 гг., арх. А. И. Ковшаров, Б. Я. Зонн) впоследствии до 1977 г. размещались исполком Ждановского районного Совета и районный комитет партии. Ныне здесь - Главное управление профессионально-технического образования Ленинграда и Ленинградской области. Подлежит восстановлению деревянный д. 62at принадлежавший в 1807- 1814 гг. зодчему А. Н. Воронихину.

Напротив, в д. 26 по ул. Графтио в 1912-1936 гг. жил видный географ и зоолог, путешественник - исследователь Г. Е. Грум-Гржимайло. Этот адрес связан и с именем Ф. И. Шаляпина, жившего здесь с 1915 по 1922 г.

С 1975 г. в здании открыта экспозиция Музея театрального и музыкального искусства " История русского оперного театра". В ней представлены мемориальные вещи, документы, нотные автографы, портреты, эскизы декораций и костюмов. Воссозданы комнаты Ф. И. Шаляпина, в которых бывали А. М. Горький, А. А. Блок, А. И. Куприн. В концертном зале проводятся вечера камерной музыки и редких звукозаписей.

Жилой дом работников Института экспериментальной медицины (No 69-71) с угловыми лоджиями боковых ризалитов и эркерами заглубленной средней части фасада построен в 1935-1936 гг. по проекту

Кировский проспект

арх. Н. Е. Лансере. Здесь жили патолог Н. Н. Аничков, физиолог К. М. Быков, цитофизиолог Д. Н. Насонов.

Последнее здание, стоящее на " красной линии" проспекта, -д. 73-75 с открытым парадным двором, колоннадами и скульптурой на фасадах (1913-1914 гг., арх. А. И. Зазерский, И. И. Яковлев). В нем жил и работал в 1915- 1955 гг. поэт-переводчик М. Л. Лозинский.

На ул. Академика Павлова, 12, рядом с Кировским пр., находится Институт экспериментальной медицины. Перед его главным входом - памятник В. И. Ленину (1935 г., ск. С. Д. Меркуров).

В институте с момента его основания в 1890 г. и до конца жизни (1936 г. ) работал И. П. Павлов. Проводя опыты на собаках, он осуществил свои основные исследования по физиологии системы пищеварения, а затем - по условным рефлексам и высшей нервной деятельности животных. В знак человеческой благодарности на территории института в 1935 г. поставлен па

мятник собаке, созданный по замыслу ученого И. Ф. Безпаловым. В 1939 г. был открыт музей-лаборатория И. П. Павлова. Здесь можно осмотреть и мемориальный кабинет ученого.

Между Кировским пр., ул. Академика Павлова и берегом М. Невки расположен сад им. Ф. Э. Дзержинского. Это часть обширной старинной усадьбы с пейзажным парком, принадлежавшей с конца

XVIII в. кн. П. В. Лопухину, позднее - купцам Громову и Алферову. У живописного пруда сохранились гранитная пристань, грот и деревянная дача

XIX в. В 1930 г. в саду установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому (ск. А. В. Крыжановская). В доме на территории сада (ул. Академика Павлова, 13а) с 1938 по 1961 г. работал Ленинградский телецентр.

Заканчивая свой путь, Кировский пр. погружается в тихую зелень садов и скверов. Навстречу ему распахиваются водные просторы М. Невки, за которой лежат Кировские острова.

Кировские острова

На карте города очертания трех островов - Крестовского, Елагина и Трудящихся (Каменного) - напоминают раскрытый веер. Это ландшафтный садово-парковый ансамбль с великолепными дворцами, театрами, стадионами, полумраком липовых аллей, серебристым сиянием прудов и каналов. Острова омываются широкими и полноводными протоками Невы: Б. Невкой с севера, М. Невкой - с юга. Большая часть Ср. Невки протекает вдоль Елагина острова, а р. Крестовка разделяет Крестовский и Каменный острова. Площадь Крестовского острова - 365 га, Каменного - 106, Елагина - 94.

В первой половине XVIII в. на островах появились усадьбы приближенных Петра I, видных государственных и политических деятелей России. Во второй половине XVIII в. деревянную застройку сменили каменные дворцы с регулярными садами и пейзажными парками. С 1765 г. Каменный остров, а с 1818 г. и Ела

гин стали собственностью императорской фамилии. Крестовский остров в начале XIX в. был куплен кн. Белосельским-Белозерским, при котором вырубался строевой лес, распродавались земельные участки, строились дачи, трактиры и т. д.

В советское время острова стали зоной отдыха трудящихся. На Каменном острове были открыты первые в стране дома отдыха для рабочих, па Крестовском - в 1920- 1930-х гг. началось строительство спортивных сооружений и Крестовского жилмассива. Но в целом было решено сохранить за островами значение монолитного зеленого паркового комплекса. Решением ЦК партии и Совета Народных Комиссаров от 3 декабря 1931 г. на Елагином и Крестовском островах создавался Центральный парк культуры и отдыха г. Ленинграда; постановлением Президиума Ленсовета в состав парковой зоны был включен и Каменный остров. В 1934 г. ЦПКиО было присвое

Кировские острова

но имя С. М. Кирова. Одновременно Каменный, Елагин и Крестовский острова получили общее наименование - Кировские.

В 1945 г. в западной части Крестовского острова было начато создание Приморского парка Победы. С окончанием строительства стадиона им. С. М. Кирова в 1950 г. в основном завершилось формирование архитектурно-паркового ансамбля Кировских островов. ЦПКиО им. С. М. Кирова ныне занимает территорию Елагина острова, на острове Трудящихся находится парк " Тихий отдых".

Каменный остров соединяется с Петроградской стороной Каменноостровским мостом, а с северной материковой частью города - Ушаковским. Эти мосты, составляющие монументальный ансамбль, были сооружены в начале 1950-х гг. по проекту инж. В. В. Демченко и Б. Б. Левина, арх. ПI. А. Арешева и В. С. Васильковского. Они оформили их с присущей тому времени парадностью, использовав обелиски, колонны, рельефы.

Каменноостровский мост через М. Невку построен на месте шестипролетного арочного деревянного моста, возведенного в 1811-1813 гг. инж. А. А. Бетанкуром. Ушаковский мост через Б. Невку сооружен на месте быв. Строгановского моста, построенного в 1827 г.

Между мостами Каменный остров прорезан Каменноостровским пр. - важной транзитной магистралью, круто изогнутой в центральной части. Прокладка проспекта относится к 1809-1811 гг. (арх. Г. П. Пильников), расширение-к 1824 г. (арх. Л. И. Шарлемань).

От Каменноостровского пр.

радиально расходятся 1-я и 2-я Березовые аллеи и набережные М. и Б. Невок.

Низменная, часто затопляемая территория требовала для ее осушения и освоения устройства системы каналов. В 1777-1779 гг. в центральной части острова прорыли с севера на юг Большой канал с тройной липовой аллеей и прямоугольным бассейном. От Большого канала к востоку отходил рукав, завершавшийся круглым прудом. В 1811 г. по проекту арх. Г. П. Пильникова провели Крестовский, или Малый, канал, он пересек остров с востока на запад и соединил Б. Невку с р. Крестовкой. Каналы в сочетании с аллеями стали основой регулярно-пейзажной планировки Каменноостровского парка. В начале XX в. значительная часть Большого канала была засыпана.

Каменноостровский пр. делит остров на две неравные части - парковую и значительно уступающую ей по площади дворцовую. Липовая аллея по наб. М. Невки (высажена в 1809 г. ) ведет к ансамблю Каменноостровского дворца (наб. М. Невки, 1).

В 1747-1753 гг. здесь был построен по проекту П. -А. Трезини деревянный, на каменном полуэтаже, загородный дом канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. В регулярном саду и на набережных стояли разнообразные павильоны, оранжереи, " воздушный" театр, галереи.

Возведение каменного дворца для нового владельца, сына Екатерины II Павла, с использованием частей фундамента и стен канцлерского дома велось с 1776 по 1784 г. (арх. Ю. М. Фельтен, Д. Кваренги). Садовый фасад здания украшен шестиколонным тос

Петроградский район

канским портиком с треугольным фронтоном. -Необычайно красива прорисовка парадного крыльца с высокой каменной лестницей и чугунными цветочными вазонами. Боковые флигеля декорированы пилястрами. Восточный фасад дворца, центральная часть которого выделена восьмиколонным портиком, обращен к речным просторам.

Из парадных помещений Каменноостровского дворца, где ныне находится специализированный санаторий, наибольший интерес представляют Аванзал, Большой зал с кариатидами, Голубая гостиная, Малиновая гостиная (Музыкальная комната с бюстами композиторов).

С западной стороны дворца раскинулся обширный сад, сохранивший от первоначальной регулярной планировки разбивку на квадраты по сторонам главной липовой аллеи (1782 г. ) Перепланировка дворцового сада с элементами пейзажной композиции была осуществлена в 1810 г. по проекту арх. Тома де Томона. Ворота сада, Парадные и Строгановские, воздвигнуты в 1770-х гг. арх. Ю. М. Фельтеном.

С южной стороны дворцовый сад отделен от хозяйственного двора протяженным двухэтажным Кухонным корпусом (1782-1785 гг., арх. Д. Кваренги); в 1801 г. к нему были пристроены конюшни и манеж (арх. И. Фок). Почти в центре хозяйственного двора расположена Трубная - помещение для пожарного инвентаря, кузницы и т. д. (1824 г., арх. Л. И. Шарлемань).

Каменная ограда с монументальными воротами соединяет Кухонный корпус с Боль

шими каменными оранжереями (1809-1811 г., арх. Л. Руска). Оранжереи были надстроены в начале 1930-х гг. По обе стороны от них сохранились два здания: дом садового мастера, перестроенный в 1851 г. (наб. М. Невки, 3, арх. Л. Л. Бонштедт) и экзерциргауз - небольшое, квадратное в плане сооружение с тремя арочными окнами, полуколоннами и пилястрами на главном фасаде (наб. М. Невки, 5, 1824 г., арх. Л. И. Шарлемань). Со стороны Каменноостровского пр. на территории быв. хозяйственного двора стоят многоквартирные жилые дома, построенные в 1930-х гг. (арх. К. Д. Халтурин).

В конце Каменноостровского пр. находится быв. церковь Иоанна Предтечи (д. 7). Она построена в 1776-1778 гг. по проекту арх. Ю. М. Фельтена в память Чесменской победы русского флота. Небольшое, крестообразное в плане сооружение решено в неоготическом стиле: со стрельчатыми окнами, высоким шатром колокольни, декоративным сочетанием краснокирпичных стен с белокаменными резными деталями.

Напротив церкви находится Комплексная школа высшего спортивного мастерства (д. 10), протяженное одноэтажное каменное здание с высокими мансардными окнами и пластично выделенным парадным входом (1978 г., арх. Э. Н. Юшманова, инж. В. Е. Арсенов). Оно построено на месте быв. Инвалидного дома (1778 г., арх. И. Кребер) с повторением его габаритов и композиции.

От Ушаковского моста, где особенно чувствуется подмеченная А. А. Блоком " равнинность низких островов", открывается вид на водные прост

Кировские острова

ранства Б. Невки, застройку Приморского пр. на правом берегу реки, впечатляющий силуэт Кантемировского моста.

За зеленым массивом парка к западу от Каменноостровского пр. сохранилось здание каменных оранжерей с белыми полуколоннами между высокими окнами на фасаде (наб. М. Невки, 7, 1814 г., арх. Л. Руска). На соседнем участке в 1831 - 1833 гг. по проекту С. Л. Шустова был создан один из выдающихся памятников архитектуры позднего классицизма- деревянная дача П. Г. Ольденбургского (наб. М. Невки, 11). Центральный кубический объем с белоколонными дорическими портиками увенчан палладианским куполом. В настоящее время здесь ведутся реконструктивные работы. Гранитная пристань со сфинксами напротив дачи на берегу М. Невки сооружена в 1971 г. (инж. П. П. Степнов). Установленные на ней чугунные сфинксы были изготовлены в 1824 г. по модели П. II. Соколова в качестве пробных отливок для Египетского моста.

Плавный поворот наб. М. Невки подводит к дому, где жил выдающийся ученый В. М. Бехтерев (д. 25, 1914 г., арх. М. И. Девишин). Первоначально фахверковый, он в 1956 г. был воссоздан в камне с сохранением колонных портиков, открытых террас.

За домом В. М. Бехтерева начинается тройная липовая аллея, уводящая в глубь острова по трассе засыпанного Большого капала. Поблизости в двухэтажном особняке (первый этаж каменный, второй - деревянный) с рельефно выделенным резным фронтоном, затейливой башенкой, элементами " русского стиля" расположена детская художественная школа

(Боковая аллея, 1, 1895 г., арх. К. Г. Прейс). На тройную липовую аллею ориентирован главный фасад небольшого особняка - одного из интересных произведений неоклассики (1-я Березовая аллея, 18, 1914 г., арх. Н. Н. Веревкин).

У М. Невки на Западной аллее (д. 1) привлекает внимание двухэтажный каменный дом, построенный в 1912 г, арх. М. С. Лялевичем в неоклассическом стиле. Его отличают полуротонда с ионическими колоннами, разнообразные фронтоны, почти скульптурная проработка деталей фасада.

В конце наб. М. Невки расположены три двухэтажные деревянные дачи в " русском стиле", образующие небольшой архитектурный ансамбль. Дома 10 и 14 построены в 1894 г. арх. К. Г. Прейсом. Дом 33, быв. особняк Руадзе, возведен в 1865 г. отцом этого архитектора - Г. А. Прейсом. Своеобразие резного декора зданий сообщает ансамблю особую теплоту и лиричность, свойственные деревянному зодчеству.

Совершенно иной образный строй у расположенного поблизости быв. дома инженера С. Н. Чаева (No 16), построенного по проекту инж. -арх. В. П. Апышкова в 1913 г. Массивное 3-этажное здание, в котором находится объединенный клуб домов отдыха и санатория, облицовано гранитом, украшено четырехколонным портиком. К парадному входу ведет широкая каменная лестница. Здание увенчано изящной ротондой. В неоклассическом стиле построен В. П. Апышковым и " дом для гостей" у реки на этом же участке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.