Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция по теме Автопортрет / Портрет



Лекция по теме Автопортрет / Портрет

Автопортре́ т (от «автор» и «портрет») — портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.

Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали своё изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии.

Принято подразделять портреты на виды:

1. профессиональный, то есть тот, на котором художник изображен за работой

2. личностный, раскрывающий моральные и психологические черты. Так же существует более детальная классификация:

1) «вставной автопортрет» — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета;

2) «представительский, или символический, автопортрет» — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя;

3) «групповой портрет» — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами;

4) «отдельный или естественный автопортрет» — художник изображен один

 

Портрет в целом

Из всех художественных жанров портретный меньше всего менялся на протяжении всей истории. Безусловно, существует множество различий между портретом эпохи Возрождения и современным портретом. Однако это в основном несущественные различия, в большей степени отражающие тенденции в моде, характерной для определенной эпохи, - на одежду, прически, мебель. Лица людей и их выражение не меняются. По древнеримским портретам так же легко понять психологические особенности и характеры людей, как и по произведениям XIХ века. Особенности стиля, характерного для каждого исторического периода, позволяют определить, в какое время жил портретируемый и к какому сословию.

Первые западные портреты

До нас дошло очень немного художественных произведений, созданных во времена Древней Греции и Древнего Рима. Поэтому трудно сказать наверняка, насколько популярен был тогда портретный жанр. Судя по большинству работ, в основном художники писали погребальные портреты.  Из них наиболее известны помпейские росписи и погребальные дощечки из оазиса Файюм, на севере Египта. Все эти работы отличаются высоким художественным мастерством и по своей реалистичности не уступают портретам эпохи Возрождения. Написанные темперой или восковыми расплавленными красками в технике энкаустики, они сохранились как на досках, так и (ранние) на холстах.

Портреты из Файюма

Самым ярким примером древних портретов являются погребальные дощечки, обнаруженные в некрополе оазиса Файюм. Эти небольшие дощечки с изображением лица умершего человека помещались в бинты мумии на месте лица. Они были созданы в период между l и lV веками н. э. Многие из них - творения, созданные великими художниками. которых благодаря способности точно передать внешнее сходство можно считать первыми портретистами в истории человечества.

Портреты эпохи Возрождения

В Средние века портреты представляли собой лишь изображения стандартных и упрощенных черт лица, повторявшиеся от одной картины к другой. Портрет в его современном понимании появился только после зарождения буржуазии как политического класса. B XV веке богатые европейские семьи заказывали художникам картины на религиозные сюжеты и просили изобразить в углу картины их самих, поклоняющихся Богородице или святому, изображенному на полотне такие заказчики часто выступали в роли донаторов (дарителей), потому что обычно делали пожертвования церкви.

Прославление величия человека на портрете

Буквально в течение нескольких лет портрет превратился из фрагмента картин с религиозным сюжетом в самостоятельный жанр. Местом расцвета портретной живописи стали Центральная и Северная Италия и Фландрия. Для картин эпохи Возрождения характерен художественный реализм, который достиг удивительных высот в портретах Фламандских художников - таких как Ян ван Эйк И Рогир ван дер Вейден.

Рафаэль

Из множества художественных произведений Рафаэля портреты, пожалуй, самые известные. Рафаэля считают основоположником классического типа портрета: почти фронтального и поясного. Представленная картина является одной из наиболее известных работ великого художника, оказавшей огромное влияние на творчество Рембрандта и все портреты периода барокко. С тех пор отображение индивидуальности и характера человека стало главной целью многих великих художников.

Портреты барокко.

В период барокко (XVII-XVIII века) портретная живопись стала одним из основных жанров изобразительного искусства. Многие выдающиеся и знатные люди, даже священники, заказывали художникам свои портреты с атрибутами власти. Основными художниками, работавшими в жанре портретной живописи, были Веласкес, Рембрандт и Рубенс. Однако если Веласкес и Рубенс были придворными художниками, то Рембрандту не нужно было стараться угодить высокопоставленному, а то и августейшему заказчику. Его работы отличаются особой проникновенность и мягкостью, то есть тем, что присуще современному портретному жанру.

Пышность и Показной блеск: портреты Ван Дейка

Ван Дейк был учеником Рубенса и у него научился создавать парадные аристократические портрет. Многие знатные люди старались заказать свой портрет Ван Дейку. Работы голландского мастера являются примером того, что хочет получить большинство заказчиков во все времена: великолепно выполненный потрет, на котором подчеркнуты наиболее привлекательные особенности внешности и характера.

От Просвещения до Импрессионизма

Французская интеллигенция отвергала (вначале достаточно сдержанно, а после революции вполне открыто) все, что напоминало о прежнем режиме. В живописи это был стиль барокко. Интеллигенция требовала от художников большей умеренности и простоты и провозглашала идеи создания буржуазного государства с высоким уровнем культуры. Это способствовало, с одной стороны, созданию портретов в стиле неоклассицизма, основными представителями которого были Жак Луи Давид и его ученик Жан Огюст Энгр, с другой - стремлению к реализму, крупнейший представитель которого Жан Батист Симеон Шарден. Это три кита французской портретной живописи конца XVIII - начала XIX века.

Постимпрессионизм

Многие портреты Ренуара, Мане и Дега, отличающиеся реализмом и простотой, по праву принадлежат к величайшим произведениям этого жанра. Другой представитель постимпрессионизма Поль Сезанн поднял искусство портретной живописи на новый художественный уровень. Для его работ характерен синтез реализма и конструктивных методов Ренессанса и барокко. Благодаря пластичности форм и цвета, портреты Сезанна не просто точно передают внешнее сходство, а отображают внутренний мир человека, являясь предвестниками смелых новаций в живописи XX века.

Современный портрет

Двадцатый век стал веком новых направлений в живописи, опровергающих традиции. Стремясь найти новые способы выражения своих художественных взглядов, живописцы часто основное внимание уделяли яркости образов, не придавая особого значения естественности и достоверности. В портретной живописи это означало почти полное пренебрежение передачей сходства широкое использование контраста форм и цветов. После первых нескольких лет постоянных экспериментов портретная живопись стала развиваться по нескольким направлениям, включая все стили, от экспрессионизма до абсолютного реализма. Все они существуют и в наши дни.

Большое значение для рисования головы человека имеют пропорции. Чтобы правильно нарисовать голову, сначала нужно понять, как ее построить и какие у нее академические пропорции.

В соответствии с классическим каноном изображения человеческой головы, ее размер соответствует трем с половиной модулям, равным высоте лба, поэтому мы разделим голову на три с половиной части.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.