Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Москва саттва 1997 13 страница



«Не пожелай жены ближнего своего, осла ближнего своего, машины ближнего своего, телевизора ближнего своего», —при­крываясь этими формулировками, западная цивилизация пре­вратилась в общество ханжей, занимающихся стяжательством с целеустремленностью, наглостью и беспощадностью, прямо пропорциональными их воле и напористости. Они стяжают деньги, власть, престиж, восхищение окружающих—все, кро­ме того, что действительно необходимо личности. В концепции разрушения и созидания воинов жизни нет агрессивности и желания отнять что-то у других или жить за их счет. Спокой­ные не нападают первыми, но они должны уметь ответить уда­ром на удар. потому что в противном случае они теряют воз­можность выживания.

Ты должен найти гармонию между материальными блага­ми, являющимися для тебя лишь средством достижения внут­реннего комфорта и спокойствия для духовного и физического самосовершенствования, и твоей духовной жизнью.

Ты должен быть сыт. одет, обут, доволен жизнью, охранен от общества и отдельных его выродков, будь то преступники, или политики, или кто бы то ни было еще. Живя по законам обще­ства. ты должен находиться вне сферы его влияния и давления, потому что общество далеко не такое стабильное, как тебе ка­жется. Любые империи со временем рушатся из-за зарождаю­щихся в них противоречий. Сыновья перестают слушаться от­цов и перенимать их идеи. Рано или поздно наступают новые потрясения или изменения, но воин жизни не перестает следо­вать по своему жизненному пути, что бы ни происходило вок­руг него. Его внутренняя сила и подготовка позволяют ему все­гда находиться в оазисе тишины и спокойствия, какие бы бури ни бушевали вокруг.

— Как можно определить уровень материального благопо­лучия. необходимый для духовного совершенствования? — спросил я. —Ганди, например, имел только сандалии, одежду и миску для еды. Уровень комфорта ведь может быть любым— как его определяют Спокойные?

Ли расхохотался.

— Только не заставляй меня составлять список вещей, не­обходимых для существования воина жизни. Тебе придется оп­ределять это интуитивно. Конечно, сандалии, одежда и миска для еды вряд ли достаточны, хотя воин жизни чувствует себя спокойным и счастливым даже без сандалий и миски. Одно могу сказать тебе точно: Спокойные или не живут, или живут хорошо.


ГЛАВА XI

Я уехал на несколько дней в другой город на соревнования по дзю-до и вернулся, награжденный кубком и грамотой за пер­вое место. Я чувствовал себя очень гордым и счастливым, и захватил свою грамоту на встречу с Ли. чтобы порадовать его моими достижениями. Учитель отнесся к моим восторгам до­вольно прохладно и насмешливо.

— Человек издавна ценит не то, что действительно являет­ся ценным, —сказал он. —В его ценностях, ценностях обычного человека, заложено в первую очередь самоутверждение среди подобных ему существ. Твоя грамота—это то же перо в голов­ном уборе индейца, акулий зуб в ожерелье туземца или медаль на груди солдата. Все это—миф. сомнительный факт призна­ния обществом каких-то твоих заслуг, заставляющий человека считать себя особенным, выделенным из общей массы.

Трепетное отношение к подобным знакам отличия стиму­лируется самим обществом, моделирующим мнимые ценности взамен истинных, лишь для того, чтобы управлять сознанием и поведением людей, время от времени вручая им бумажки или блестящие значки в качестве поощрения за правильное пове­дение. ТЫ бы хотел, например, получить удостоверение лучше­го вколачивателя гвоздей лбом в стену? Думаю, что нет. И в то же время твоя грамота наполняет тебя гордостью и счастьем. Стремясь получить знак отличия твоих заслуг, ты можешь по­жертвовать своим здоровьем, счастьем, а иногда и жизнью только потому, что общество создало привлекательную приман­ку. на которую с легкостью клюют подобные тебе идиоты.

—Ли, раз тебя так раздражает грамота, давай, я сожгу ее, —предложил я.

— Жечь ее так же глупо, как и травмировать свое тело для того, чтобы ее получить и повесить на стену. Грамоты и медали нужны человеку, чтобы поддерживать свой престиж в собствен­ных глазах и в глазах окружающих людей. Но сильный человек и так знает, что он сильный, а если он еще и мудрый, то не станет демонстрировать свою силу остальным, помня, что сила может стать слабостью, когда о ней всем известно. Помнишь пословицу: «Все знают, как важно быть полезным, но никто не знает, как важно быть бесполезным». Перефразируя ее, можно сказать: «Обычные люди знают, как важно демонстрировать свои достоинства, но только мудрые знают, как важно эти дос­тоинства скрывать».

— Это одна сторона медали, —сказал я, —а как же ее обрат­ная сторона?

— С другой стороны, грамота может оказаться и очень по­лезной для человека, не уверенного в себе. в своих силах. Полу­чение грамоты успокаивает его, избавляя его от комплекса не­полноценности и доказывая, что он тоже может добиться успе­ха в жизни. Подобная победа важна для человека, но нет смыс­ла относиться к ней с таким эмоциональным накалом, как ты к своему титулу чемпиона. Это всего лишь временный успех, тебе же нужен успех постоянный, постоянная внутренняя сила, ров­но и спокойно ведущая тебя к гармонии и совершенству. ТЫ не должен доказывать обществу, что ты можешь чего-то добиться в физическом или интеллектуальном плане. Важно то, что ты представляешь собой сейчас, каждую минуту. Только ровная и постоянная внутренняя сила действительно воздействует на окружающих, выявляя друзей и врагов, тех кто пойдет за тобой и кто встанет против тебя. Только уровень внутренней силы делает человека Человеком с большой буквы, способным без излишней эмоциональности общаться с окружающим миром и принимать себя таким, какой он есть, без позы и самоутверж­дения, четко понимая свои преимущества и недостатки. Навык видеть себя со стороны и трезво оценивать свои преимущества и недостатки позволяет впоследствии быть снисходительнее к окружающим людям, понимать внутренние импульсы, управ­ляющие их поведением, и не требовать от окружающих боль­ше. чем они могут дать...

Слухи обо мне разошлись по многим городам Советского Союза, и ко мне начали отовсюду съезжаться представители разных школ и направлений рукопашного боя. Я понял, что где бы ни жили и каким бы стилем не занимались любители бое­вых искусств, они почти всегда сомневались в правильности выбора стиля, методики тренировок и отработки приемов, хотя обычно тщательно скрывали это от окружающих, превознося достоинства своей школы.

Шел активный обмен самиздатовскими книгами и фотоко­пиями книг по боевым искусствам. В течение примерно полу-


тора лет после знакомства с Ли я часто встречался с представи­телями других стилей, изучал их. и иногда для этого тоже ездил по разным городам. Ли поощрял и даже иногда настаивал на подобных поездках, подталкивая меня к новым знакомствам. Потом я понял, что он это делал намеренно, давая мне возмож­ность сравнить его систему боя с другими системами и понять всю полноту, гармоничность и эффективность рукопашного боя Спокойных, ее исключительно боевую направленность и уни­кальность тренировочных методик.

Однажды в Симферополь приехала группа представителей разных стилей из Львова. Харькова, Москвы и Ленинграда. Че­рез общих знакомых они быстро отыскали меня. и мы все вме­сте отправились в небольшой подвальный спортзал. Сначала мы обсуждали литературу, материалы, различные стили, кто что видел и кто что читал. Потом разговор зашел о спарринге.

Я сказал, что считаю, что часто учебные и спортивные спарринги мешают обучению боевым искусствам, потому что моделируют нереальные ситуации и вырабатывают вредные для боя рефлексы, например, не бить по некоторым зонам или останавливать удар, не касаясь тела противника.

Остальные со мной не согласились. Один из каратистов, в прошлом боксер и самбист, ныне занимающийся несколькими стилями у-ют, очень мощный и великолепно физически разви­тый. предложил мне бой без правил и ограничений.

— В нашей школе мы деремся в полный контакт и без пра­вил. —гордо сказал он.

— Как же тебе в таком случае удалось сохранить целыми глаза и конечности? —поинтересовался я.

— Кто же бьет по глазам? —удивился он. —Само собой разу­меется. что этого нельзя делать.

—А ниже пояса вы бьете? —спросил я.

— Конечно. — ответил он и указал на боковую поверхность бедер.

— А как же пах, коленные чашечки и голень? Туда вы тоже не бьете? Это все чревато сильными травмами, а в реальном бою бьют в самые слабые места. Нужно практиковать специ­альные типы спаррингов для того. чтобы учиться защищать наиболее уязвимые зоны.

Мой оппонент продолжал настаивать на том. что достаточ­но развить мощный удар, иметь хорошие физические данные, и можно будет победить без всяких хитроумных техник и осо­бых спаррингов.

Мы продолжали спор. и он настолько завелся, что решил доказать свою правоту чисто физически. По мере разговора он подходил ко мне все ближе и ближе и, наконец, начал толкать меня в плечи, говоря:

— Докажи, что сможешь победить меня. давай проверим.

— Хорошо, —недолго думая, ответил я. —По каким прави­лам ты хочешь драться?

— Никаких правил. Я докажу, что я прав.

С улыбкой я спросил:

— Куда будем выносить трупы?

На моего противника эта шутка подействовала, как крас­ная тряпка на быка, и он, засопев от ярости, бросился на меня, выдав серию ударов руками и ногами, которую я едва успел отразить подставкой локтей. Те. кто занимались рукопашным боем. знают, что подставка локтя в бьющую конечность очень болезненна для атакующего. Каратист скорчился от боли, его лодыжка покраснела и начала распухать. Кулаки он тоже отбил о мои локти. Конечно, и у меня локти болели, хотя эта боль была гораздо слабее, и я понял, что мне трудно будет отразить еще несколько подобных атак, потому что он двигался быстро и его конечности были действительно очень хорошо подготовле­ны.

Мой противник застыл на несколько секунд, выставив впе­ред руку с двумя разведенными в сторону пальцами, как это обычно делают герои фильмов про кунг-фу. и начал сокращать расстояние между нами. скользя по полу и поворачивая впере­ди стоящую ногу чуть-чуть внутрь, чтобы избежать атаки в голень или в колено. Недолго думая, я схватил его за выстав­ленные пальцы и резко потянул вперед и вниз, одновременно разворачиваясь вокруг правой ноги в сторону моего соперника. Он, закричав от боли. рухнул на колени. Я. перехватив и при­жав его пальцы к полу левой рукой, правой рукой стал обозна­чать свои действия, объясняя всем остальным, как в реальной боевой схватке я бы вырвал ему глаза, раздавил горло, сломал позвоночник. Я слегка надавил на его глазные яблоки. С ярост­ным криком мой противник хлопнул себя свободной рукой по глазам. Но он опоздал. Моя рука уже перекочевала на его горло, и я продемонстрировал движение, которым мог бы вырвать ему кадык, сопровождая это комментариями. Каратист попы­тался схватить меня свободной рукой, на что я инстинктивно ответил, еще сильнее отогнув его пальцы, прижимаемые к полу. Бедняга распластался на полу, во весь голос крича, что это не-


честно, что это плохая уловка, что все это ничего не значит, и в реальной схватке он преодолел бы боль от сломанных пальцев и продолжил бой.

— Согласен, —сказал я и, на всякий случай наступив коле­нями на его руку. спросил, какими правилами он хочет руко­водствоваться и каких приемов мы должны избегать. Я отме­тил, что после того. как я выколол бы ему глаза, он уже не смог бы достаточно эффективно продолжать бой, и я получил бы большое преимущество. Потом я упомянул о способах, не выка­лывая глаза отвлекать противника легкими касательными уда­рами по глазам, лишая его ориентировки.

— Делай что хочешь, но только дай мне до тебя добраться. —завопил каратист.

Мне редко приходилось иметь дело со столь хорошо подго­товленными и отчаянными до сумасшествия противниками, и я, испытывая определенный боевой задор, освободил его руку и отскочил в сторону.

Когда он в следующую секунду бросился на меня. я. приме­нив облачное движение, разбросал его руки. затем резко при­сел вниз и встретил его одновременным толчком двух рук в шею и пах. Подобные облачные движения и этот прием можно увидеть в первой части моего видеофильма «Самооборона и на­падение в Унибос».

Каратист отлетел в сторону и сильно ударился головой и плечами о стену спортзала. Некоторое время он приходил в себя, потом встал и направился ко мне размеренными осто­рожными шагами. На его лице было написано желание похоро­нить меня тут же, размазав по грязноватому бетонному полу. Каратист двигался так осторожно, что я понял, что или я не­медленно добьюсь окончательного перевеса над ним. или мне придется выдержать действительно страшный бой.

Я снова применил облачное движение и по изменившемуся взгляду своего противника увидел, что он только сейчас осоз­нал всю опасность отвлекающих движений руками, скрываю­щих начало атаки. Он даже не успел отреагировать, а мои паль­цы уже нанесли удар хлестом по его глазам. Он схватился за глаза и откинулся, поворачивая голову в сторону движения руки. Я с силой ударил его в пах. и моя вторая рука с согнутыми пальцами поймала его глазницы, когда он согнулся от удара. Я зашел ему за спину и запрокинул голову, контролируя пальца­ми глаза. Второй рукой я сильно ухватил его за подбородок. Он вцепился в мою руку, но было уже поздно, и я, сделав длинный шаг в сторону, сильно ударил его головой об пол. Он потерял сознание. Я понял, что если бы специально не притормозил и ударил чуть сильнее, то мог бы убить человека.

Только тут до меня дошла вся глупость происходящего и бессмысленность выяснения отношений на уровне обычной драки. И так было очевидно, что из двух приблизительно оди­наково подготовленных противников одной весовой категории победит тот, кто владеет более эффективной и богатой боевой техникой, если, конечно, не вмешается случай. Осознание соб­ственной глупости испортило мне триумф победы, и я с непри­ятным ощущением вины принялся приводить его в чувство. Мой противник медленно приходил в себя. Некоторое время он смотрел на меня так, словно не мог вспомнить, кто я такой, потом взгляд его сделался более осмысленным, он встал на чет­вереньки и отполз в сторону. Я двинулся было за ним, желая помочь ему, но тут двое его товарищей, придя в себя после пере­житого шока от увиденного, начали угрожающе приближаться ко мне. осыпая меня ругательствами. Я сказал:

— Ребята, глупо завязывать драку, раз вы приехали учиться.

—Ты, скотина, еще об учебе говоришь. —крикнул один из них и сбоку по дуге ударил меня ногой. Рефлекторно я откло­нился и нанес ему удар ногой в голень. Он сильно ударился о пол, растянув ногу в голеностопном суставе. Другой на секунду отвлекся, и я нокаутировал его ударом ребром ладони по шее.

Взглянув на остальных, я с удивлением отметил, что на их лицах было написано немое восхищение.

—До чего же вы кровожадные ребята, —с легкой грустью сказал я.

Мы еще несколько часов проговорили о воинских искусст­вах. Избитая троица, немного придя в себя. предпочла мир вой­не и с интересом изучала элементы техники Шоу-Дао, которые я демонстрировал. Наибольшее удивление вызвали приемы контроля, которые нигде так хорошо не развиты, как в Шоу-Дао. Их слабое подобие можно встретить в некоторых стилях кунг-фу. например, в технике липких рук школы вин-чун. Кон­троль Шоу-Дао позволял добиваться наиболее ощутимых пре­имуществ в борьбе с вооруженным противником и давал шанс человеку, хорошо владеющему этой техникой, если не полнос­тью обезопасить себя. что просто невозможно сделать, то, по крайней мере. добиться ощутимого преимущества.

Я показал облачные движения, передвижения и скрытые удары Шоу-Дао и, имея возможность сравнить свою технику с


тем, что в течение многих лет изучали мои новые знакомые, действительно понял, насколько эффективен и непохож на Дру­гие стиль рукопашного боя Шоу-Дао.

После этой встречи я спросил Ли. правильно ли я сделал, подравшись с тем каратистом, и вообще о целесообразности подобных боев, тем более что мне уже неоднократно предлага­ли драться за деньги, обещая суммы, очень большие для меня по тем временам.

— Может быть, ты сам ответишь на свои вопросы, —сказал Ли. —Ты получил пользу от схваток, которые ты проводил в последнее время?

—Конечно, —ответил я. —Я стал себя чувствовать более уверенно. Недавно я полушутя побил мастера спорта по самбо и получил почти садистское наслаждение от того, что он не мог противопоставить свою технику моим атакам.

— Естественно, что ты имел перед ним преимущество, по­тому что знал его технику, а ему не были известны твои уловки. Возможно, что он, не зная техники бокса, проиграл бы бой хо­рошему боксеру. Но ты, не зная техники бокса, можешь с успе­хом противодействовать Славику, прекрасному боксеру, кото­рый знает и твою технику. Проверяя свою технику на практике, ты обретаешь уверенность в себе.

— Значит, чем больше я буду драться, тем лучше?

— Ты видишь только часть проблемы и по ней пытаешься воссоздать целое, но это не всегда удается. Как ты думаешь, стал бы я сражаться за деньги?

Я немного подумал и ответил:

— Знаешь, Ли, я почти уверен, что ты смог бы победить любого человека на Земле. Конечно, это только мое мнение. Я помню, что ты мне говорил, что всегда найдется человек, кото­рый сильнее тебя, что есть пословица: «Не говори, что ты силь­ный, найдется кто-то еще сильнее. Не говори, что ты умный, найдется кто-то еще умнее». Но, несмотря на то что ты мог бы победить любого, мне почему-то кажется, что ты не стал бы сражаться за деньги, хотя я не знаю, как это объяснить.

—А ты сможешь объяснить, чем отличается тренировоч­ный бой без правил и ограничений или реальный бой от боя за деньги?

— Наверное, бой за деньги отличается тем, что он обычно окружен интригами, что вокруг него слишком много заинтере­сованных лиц и подводных течений, в то время, как в реальном или тренировочном бою все зависит только от тебя, и ты дей­ствуешь в своих интересах. В бою за деньги ты действуешь еще и в интересах других, и это мешает тебе выбирать правильное решение.

Например, ты не должен уложить противника в первые се­кунды поединка, потому что тогда бой не доставит удоволь­ствия зрителям. Ты не можешь убежать, если тебе это выгодно. Ты психологически зависишь от результата боя, потому что хо­чешь получить деньги. Ты обмениваешь возможность получить увечье или изуродовать другого человека, к которому ты не ис­пытываешь личной вражды, на возможность заработать. Сле­довательно, подсознательно ты не чувствуешь себя правым. Даже если внешне ты циничен и всегда добиваешься своего, твое подсознание получает один моральный удар за другим.

—Ты почти прав. Теперь объясни, почему воин жизни не стал бы сражаться за деньги?

Я постарался посмотреть на ситуацию глазами Ли и привел десятки аргументов. Я сказал, что воин жизни умеет зарабаты­вать деньги более спокойными и легкими способами, что воин жизни всегда должен чувствовать себя свободным в своих дей­ствиях и решениях, в то время как бой за деньги накладывает жесткие ограничения, и многое другое.

— Это был первый урок ответов вопросом на вопрос, —ска­зал Ли. —Ты с ним успешно справился. Дело в том. что ты уже знаешь большинство ответов на свои вопросы, но еще не обрел уверенности в себе. Тебе еще нужен мой авторитет, чтобы чер­пать уверенность в моем одобрении, но в скором времени оно тебе уже не понадобится. Ты достаточно умен, чтобы логически разобрать любую ситуацию, и знаешь, что на каждую ситуа­цию нужно смотреть с разных сторон, а не только снаружи или изнутри. То, чему ты уже научился, достаточно, чтобы вести за собой, чтобы самостоятельно находить ответы на самые раз­ные вопросы, которые будет ставить перед тобой жизнь.

Мы проходили мимо старого полуразрушенного здания, не сговариваясь, вошли внутрь и поднялись по стертым ступеням на второй этаж. В полу и стенах зияли дыры. Хозяйственные люди уже начали разбирать дом, унося домой более или менее целые кирпичи и старые брусья и доски. Мы выбрали наиболее безопасное место и начали выполнять упражнения из серии «птицы и пауки», смысл которых заключался в болевых воздей­ствиях на пальцы, управлении рукой противника, создании ус­тойчивых форм пальцев в контроле над движениями против-


ника и различных уловках, заставляющих его сделать невер­ный захват или просто допустить ошибку.

Разговор продолжался, несмотря на то что пальцы наших рук сплелись, действительно напоминая борющихся паучков. Когда Ли увеличивал скорость упражнения, ассоциация с пауч­ками исчезала, и мне казалось, что наши пальцы превраща­лись в бодрых, подвижных грызунов, сражающихся друг с дру­гом, наскакивающих друг на друга, с тем чтобы укусить, быст­ро отскочить в сторону и свернуться клубком.

Я в очередной раз пристал к Ли с расспросами, пытаясь выведать у него, как называются упражнения на китайском языке. Он снова отказался дать мне китайские названия, тер­пеливо объяснив, что использование чужого языка вредит обу­чению.

Ты должен понимать суть того, что ты делаешь, —сказал он. —Даже если ты будешь знать перевод китайского названия на твой язык, давление на тебя цветистого китайского вариан­та будет так велико, что ты предпочтешь пользоваться им, а не его русским эквивалентом, и это сотрет для тебя его внутрен­нюю значимость, которую можно постичь, только зная язык, на котором говоришь. Вспомни, например, великолепное на­звание воздействия на пальцы «темной ночью выбираю веточ­ку для свирели». Как образно это название. Это воздействие, позволяющее укрепить твой палец и вылечить некоторые неду­ги. и техника его исполнения уже дана в его названии. Это движение должно быть осторожным и вместе с тем твердым, с сосредоточением внутреннего взора на кончиках пальцев, по­тому что ночь так темна, что ты не видишь ветку, а можешь только осязать ее. Кстати, ответь мне на вопрос, почему евро­пейцы так любят иностранные слова?

— Наверное, потому, что они красиво звучат, кажутся ори­гинальными и создают впечатление эрудированности и ума того, кто их использует. Мне нравится употреблять китайские термины, и я хотел узнать у тебя несколько названий, чтобы блеснуть ими в разговоре с приятелями.

Ли улыбнулся.

—А ты знаешь китайский язык? —спросил он.

— Нет. не знаю.

—Так вот, когда ты в совершенстве изучишь китайский язык. и он станет для тебя таким же близким и понятным, как и русский, я дам тебе столько китайских терминов, сколько захочешь. Тогда для тебя не будет разницы в познании на этих языках.

— Это классический азиатский ход, —ответил я. —Ты все­гда ругаешь европейцев, а сам остаешься коварным и хитрым азиатом.

—Азиаты не менее глупы, жадны, завистливы и злобны, чем европейцы, а иногда даже более. Но азиаты совсем не та­кие, как европейцы. Европейский менталитет более однообра­зен и упорядочен. Азиаты опасны, но лучшие из них так же хороши, как лучшие из европейцев. Когда я ругаю в тебе евро­пейца, я критикую отрицательные черты твоей расы. Когда я говорю плохо про азиатов, я подразумеваю все худшее в моей расе. Все человечество вне зависимости от цвета кожи далеко от совершенства. Эта истина была давно постигнута Спокой­ными. Вот почему для нас не существует предпочтения одной расы или национальности, что так характерно для других кла­нов.

Для Спокойных главное—внутренняя направленность че­ловека. Если он стремится к самосовершенствованию, если в основе его души лежит справедливость, восторженное и заин­тересованное отношение к жизни, то такой человек вне зависи­мости от расы. крови или происхождения достоин того. чтобы стать лучше, чтобы с помощью древних знаний научиться жить эффективно и счастливо на этой планете.

Застигнутый врасплох таким неожиданным переходом Ли на серьезный и возвышенный тон, я отвлекся, пропустил мо­мент захвата и, скрипя зубами от боли, рухнул на колени. Я вцепился свободной рукой в руку Ли, пытаясь освободить вы­вернутую кисть, и услышал монотонные слова Учителя:

— Сколько раз я тебе говорил, что изменение сути и тональ­ности разговора не должно отвлекать тебя. Ты не должен уде­лять разговору больше четверти твоего внимания, иначе ты не сможешь хорошо выполнять упражнения.

Ли продолжал терзать мои пальцы. Я, глубоко дыша и изо всех сил стискивая зубы. как мог, пытался вывернуться.

—Чтобы больше такого не повторялось, —сказал Ли. Он отпустил мои пальцы и тут же воткнул свой большой палец в центр моей ладони. Я рефлекторно захватил его и снова ока­зался в ловушке.

— Ты должен контролировать свои безусловные реакции, — усмехнулся Ли. —Только воин. умеющий пользоваться безус-


ловными реакциями своего противника и гасить свои, достоин победы.

Учитель отпустил меня, мы вновь сцепились пальцами, и он продолжил свои поучения.

— Ты прекрасно знаешь, что внешняя форма не имеет сути и продолжения внутри, она лишь скрывает свое наполнение. Она может оказаться содержательной, а может быть и пустой, как опрокинутый стакан. В любом случае ты не должен пускать пыль в глаза, когда это не нужно для дела. Ты и так привлека­ешь слишком много внимания со стороны. Если же ты нач­нешь употреблять еще и новые китайские термины, это еще больше привлечет к тебе внимание тех. чей интерес нам очень нежелателен. Лучше скажи мне, в чем, по-твоему, состоит прин­цип обучения, и почему я порой даю тебе основные группы упражнений, не разбирая их детально,

— Это просто. —ответил я. — Это делается для формирова­ния у ученика группы навыков различных действий, и только впоследствии Учитель дополняет навыки принципами исполь­зования движений в прикладных техниках. Только после освое­ния первичных навыков начинается более детальное обучение с разбором наиболее часто употребляемых вариантов. И тогда вместо названия навыков даются названия техник.

—Ты совершенно прав. —сказал Ли. —Я не раз подводил тебя к этому ответу, но сегодня я спросил тебя об этом, потому что в скором времени нам предстоит детально разобраться в тех навыках, которые ты освоил. Тебе предстоят несколько учебных боев. значение которых трудно переоценить...


ГЛАВА XII

На первых этапах обучения Ли заставлял меня уделять мно­го времени упражнениям с кругами. Использование круговых движений является основой рукопашного боя Шоу-Дао, но в этой книге я не буду говорить о боевой технике. Как я выяснил впоследствии, система кругов приобрела в Шоу-Дао универ­сальный смысл, распространяясь на управление энергией, вы­бор жизненного пути. общение с людьми и т. д.

Ли называл круги «путями, ведущими в бесконечность» и говорил, что каждый круг символизировал определенный вы­бор жизненного пути.

" Путь воина»—это круг или плоскость (что в данном случае одно и то же. потому что плоскость—это круг бесконечного диаметра), проходящая вертикально через середину туловища человека перпендикулярно ему и уходящая в бесконечность как вперед, так и назад. Ассоциация этой плоскости с путем воина очевидна—эта плоскость всегда направлена четко вперед, не отклоняясь в сторону, символизируя силу, целенаправленность и решительность.

Вторая плоскость, движения в которой необходимо изучать начинающим, расположена под 45° к первой. Точно так же под тем же углом, но в другую сторону от вертикальной плоскости расположена еще одна плоскость. Эти две плоскости можно легко запомнить как наклонные плоскости левой и правой руки.

Рука. поднимаемая снизу вверх по диагонали поперек тела, движется как раз по соответствующей ей плоскости. В Шоу-Дао плоскость левой руки называется «путь отшельника», а плоскость правой руки—«путь купца». Левая рука считается символом мудрости и относится к знаку ян. правая рука отно­сится к инь и является олицетворением мирского, силы и хит­рости. согласно языку жестов. Левая рука движением ян отбра­сывает все мирское, а движением инь—собирает мудрость. Правая рука движением ян применяет силу и хитрость, с их помощью воздействуя на окружающий мир, а движением инь


собирает богатство. Подобная символика плоскостей левой и правой руки и предопределила их названия.

Горизонтальная плоскость, находящаяся на уровне солнеч­ного сплетения и проходящая через ту же линию, по которой пересеклись три предыдущие плоскости (линия пересечения всех этих плоскостей проходит через солнечное сплетение), на­зывается плоскостью человека. Она, как и все остальные, рас­пространяется вперед и назад, «пронизывая» тело исполнителя.

Горизонтальная плоскость, на которой стоит исполнитель, то есть плоскость почвы, называется «земля».

Если исполнитель поднимет руку ладонью вверх над голо­вой, согнув ее в локте таким образом, чтобы расстояние по вер­тикали между поднятой вверх кистью руки и макушкой головы составляло длину ладони с выпрямленными пальцами, то его обращенная вверх ладонь окажется в плоскости «неба».

Следующая плоскость, «вершина дерева», тоже горизон­тальная и проходит на уровне макушки исполнителя. Следует отметить, что если исполнитель согнет ноги. то расстояние от этой плоскости до плоскости «земли" соответственно уменьшит­ся, как, впрочем, и расстояние от «круга земли» до других гори­зонтальных кругов-плоскостей, так как части тела. на уровне которых они находились, будут расположены ближе к земле.

Горизонтальная плоскость, расположенная на уровне клю­чиц, называется «плоскостью воздуха». Иначе эту плоскость на­зывают «круг воздуха».

На уровне рта находится горизонтальный вдруг пищи». На уровне бровей—«круг огня». На уровне пупка располагается горизонтальный «круг жизни», под ним. на расстоянии трех пуней от него. находится горизонтальный «круг силы» (один цунь равен максимальной ширине ногтевой фаланги большого пальца руки).

На расстоянии длины ладони с выпрямленными пальцами вниз от " круга силы» располагается «круг воды».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.