Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рисуем без. кисточки



 

А. А. Фатеева

Рисуем без

кисточки

ЯРОСЛАВЛЬ АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ


В книге использованы рисунки воспитанников

детской музыкально-эстетической студии «Призвание»

при Ростовском педагогическом колледже

(г. Ростов Ярославской области)

Фатеева А. А.

 Рисуем без кисточкн/Худож. А. А. Селиванов. — Ярославль: Академия разви­тия: Академия Холдинг, 2004. — 96 с: ил. — (Детский сад: день за днем. Прак­тическое приложение).

В пособии представлены различные техники рисования, автор предлагает поиграть с ребен­ком, пофантазировать вместе с ним, используя краски и же, что найдется в доме — бусинки, шарики, нити, камешки, овощи, воду...

Игры, задания и упражнения, представленные в книге, помогут развить у детей творческое воображение, доставят им радость.

Рекомендуется для педагогов дошкольного образования, руководителей детских художе­ственных студий, родителей и для самостоятельной работы детей.

© Академия развития, Академия Холдинг, 2004

© Фатеева А. А.. 2004

© Художник Селиванов А. А., 2004


СОДЕРЖАНИЕ

От автора  ................................................................................................................................ 4

ТВОРИМ БЕЗ КИСТОЧКИ................................................................ 5

Игры-рисунки...............................................................................................................    7

Палитра настроений.......................................................................................................    11

Рисуем ручками, ножками, пальчиками............................................................................ 14

Эстамп-оттиск...................................................................................................................... 22

Рисуем губкой (поролоном)............................................................................................... 34

Способы тонирования бумаги............................................................................................ 38

 Различные техники рисования и заполнения цветного фона.............................................. 44

Как сделать рамочки............................................................................................................ 58

Рисуем легкими...................... .............................................................................................. 61

Рисунок с резервом (батик)................................................................................................. 72

Процарапаем картину........................................................................................................... 77

ФАНТАЗИРУЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!........................................................................       79

Волшебные нитки................................................................................................................. 81

Коллаж............................................................................................................................. 83

Рисуем бусинками, шариками, камешками...................................................................... 86

Старая фреска....................................................................................................................... 88

Рисуем сказку....................................................................................................................... 89

Литература ............................................................................................................................. 96


Посвящается

замечательному педагогу

и моей маме 71 Г. Кругловой

ОТ АВТОРА

С древних времен считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу на латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, он же гений».

Однако подробный анализ ранних лет жизни Моцарта и Милла го­ворит о том, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример — история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найден­ных в 1920-х годах в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказа­лись напрасны.

Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, порожден­ный человеком, — человек, а детеныш волка — волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи по­вадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает ребенок, скорее всего и определяют, кем он станет — человеком или волком!

Поэтому нам, взрослым, следует знать: во-первых, то, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. К трем годам формируется 80% мозга взрослого потенциала.

Во-вторых, не бойтесь дать много, бойтесь дать мало.

В-третьих, ребенок запоминает то, что ему интересно. Стимулировать интерес следует повторением.

В-четвертых, детское воображение и фантазии развивают творческие способности.

Фантазируйте на здоровье вместе с детьми. Надеемся, что игры, задания и упражнения, представленные в этой книге, доставят вам ра-


ТВОРИМ

БЕЗ КИСТОЧКИ



 


ИГРЫ-РИСУНКИ

Можно ли развивать в детях вооб­ражение? Как? Какими средствами? Собственно, этому и посвящена данная книга.

Воображение ребенка развивается по­степенно, по мере приобретения им ре­ального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наи­более активно и полнее всего реализует­ся в играх, сочинительстве сказок, рисо­вании и других видах творчества.

Рисовать ребенку так же необходи­мо, как и разговаривать. Вы спросите, почему? Под рукой наших детей возни­кают большеголовые друзья, синие дере­вья, красные горы, оранжевые верблю­ды, неописуемые животные. Малышам в это время не хватает жизненного опыта, но они интуитивно, то есть повинуясь внутренней подсказке, личному впечатле­нию, отражают в рисунке свой мир, осоз­нают себя в нем. Нарисовав событие, легче потом рассказать о нем.

Предлагаем поиграть с ребенком, ис­пользуя краски и все, что есть под ру­ками.


ИГРА «СКАЗКИ НАИЗНАНКУ» (Е. Синицина)

Эта игра научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

Взрослый предлагает детям поменять главных героев известной сказки местами, то есть добрых сделать злыми, а злых — добрыми, смелых — трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку, а затем нарисовать ее.

Например, Волк в сказке «Волк и семеро козлят» — добрый, забот­ливый, а Коза — злая.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка у старика.


ИГРА «СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ» (Е. Синицина)

Игра поможет в развитии творческого воображения, научит анализи­ровать, сочинять, рассказывать.

Взрослый предлагает детям придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена, а затем сочинить про них сказку и нарисовать ее.

«Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг... ».

«Встретились как-то на улице сеньор Чайник и сеньорита Крышка... ».

«Сударыня Свечка совсем случайно познакомилась с сударыней Спич­кой... ».

«Две девчонки, Заколка и Шпилька, решили отправиться в путеше­ствие... ».

И так далее.


ИГРА «ЧЕГО В ЖИЗНИ

НЕ БЫВАЕТ? »

(И. Алексеевская)

Взрослый предлагает ребятам пофантазировать и нарисовать то, чего в жизни быть не может...

Например, нарисовать вот такую необыкновенную радость.

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы. .

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошел из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.

Даже мельница — и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,

Поиграем в облаках,

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках.

К. Чуковский

Пусть дети, используя палитру настроений, придумают и нарисуют смех, удивление, печаль...


ПАЛИТРА НАСТРОЕНИЙ

Есть удивительные краски: белая, серая, черная.

Добавляя их в другие краски, можно получить удивительно разнообразные по характеру цвета.

Белый — делает цвета мягче, не­жнее, тоньше, ласковее (смягчает их).

Черный — цвета приглушает, они становятся мрачными, тяжелыми, напря­женными, суровыми.

Серый — делает цвета грустными, сдержанными, тихими.

Взрослый предлагает детям добавить в каждый цвет по очереди белую, серую или черную краску, соединить пятна между собой, придумать, на что это похоже.

Может, пейзаж? Тогда какое в нем настроение?


Например, посмотрите, что получилось у нас!

Изменилось ли настроение в пейзаже?

 Цветом можно изобразить свое настроение. Нарисуйте свою радость.


ИГРА «ОЖИВШИЕ ПРЕДМЕТЫ» (Н. Алексеевская)

Суть этой игры-рисунка заключается в следующем. Представьте, что самые обыкновенные вещи, окружающие вас, оживают. Что произойдет с ними? Как они будут после этого выглядеть?

Например, представим себе, что ожила новогодняя елка...

Были бы у елочки

Ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на елочке

Игрушки —

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на елочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на елочке

Матрешки

И захлопали б от радости

В ладошки...

К. Чуковский

** Ребята, нарисуйте телефон, лампочку, часы, дом так, как если бы у них были ножки.


 



РИСУЕМ РУЧКАМИ, НОЖКАМИ, ПАЛЬЧИКАМИ

«РИСУЕМ РУЧКАМИ»

Дорогие ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы нарисовать картину?

Вы скажете: «Краски, кисти, руки и большое желание».

Верно.

Но что это случилось? Пропали все кисточки! Не беда! У нас остались крас­ки и руки.

Ход работы.

1 Ладошки любой руки намазывайте краской и смело прижимайте к листу бумаги.

2. Теперь посмотрите, на что же похо­
жи отпечатки? Может, это петух, де­
рево, клоун?.. Дорисуйте недостающие
детали.

3. Можно положить ладошку и обвести
ее. Можно закрасить ее любым цве­
том, получится силуэт.

Поиграйте всей семьей. Сделайте панно из рук: «Мама, папа, я — краси-вая рука».


Можно руки вырезать по контуру из цветной бумаги и сделать ап­
пликацию.                                                                                                    


 



 


ИГРА «РИСУЕМ НОГАМИ»

Вокруг нас всё на всё похоже!

Нужно учиться в привычных вещах искать сходство с другими.

Пора рисовать ногами, можно всей семьей, можно поодиночке — на бумаге, на полу, на асфальте мо*$рыми ногами. Посмотрите, что получи­лось у нас. Очередь за вами!


ИГРА «РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»

Невероятно, но пропали все кисточки! Что делать? Рисовать хочется очень. А вот же они готовы, десять кисточек — десять пальчиков. На каждый пальчик — свой цвет. Можно рисовать точками, разводами. По­смотрите, что выходит, если для рисования использовать кончики пальцев.


 



Нарисуем веточки рябины.

Ход работы.

1. Кончик пальца опустите
сразу в два цвета: оранже­
вый и красный, красный и
бордовый.

2. Теперь можно немножко
дорисовать веточку тонкой
кистью. У каждой ягодки
на кончике темная точка.


А вот и пушистый цыпленок, снеговик и роза.


Рисовать можно не только кончиками пальцев, но и их боковой ча-стью, и всем пальцем, сильно надавливая на бумагу.

Можно поиграть с друзьями в игру «А ну-ка, догони! ». Каждый рисует бегущего человечка. У кого он лучше получиться? Чей человек бежит быстрее? Нарисуйте силуэты.

А сейчас мы поиграем в сказку. Посмотрите на этих героев и вспом-

ните, из какой же сказки они к нам пришли:




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.