Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Звуки [З], [З']. Буква З



 

Знакомство со звуком [З]

-Взрослый предлагает ребенку подобрать рифму к слову майка (чайка, зайка), просит определить первый звук в слове зайка.

-Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуля­цию звука [З]:

— губы в улыбке;

— зубы сближены;

— широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

— холодный воздух идет по центру язычка;

— горлышко «работает».

-Символ звука: муха звенит: ЗЗЗЗЗ...

- Характе­ристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твер­дый, звонкий.

- Обозначение: синий цвет.

-Фонетическое упражнение.

Комарики летят и звенят: ЗЗЗЗЗЗ... (произносить длительно на плав­ном выдохе).

-Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [З]»:

з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.

-Повторить за взрослым серию слогов:

за-зо-зу-зы; зда-здо-зду-зды.

 

-Закончить слово слогами:

ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...;

ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...

 

-Подобрать слово к его началу:

ЗА: ... мок, ... бор, ... вод, ... гадка.

 

-Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах:

музыка, козырек, пузырек;

казаки, фазаны, вокзалы.

 

-Взрослый предлагает ребенку заменить первый звук в словах на звук [З]. Какие слова получились? Составить с каждым словом предложение:

губы — зубы, набор —..., двери —..., наряд —..., дуб —..., вагон —...

 

-Подобрать как можно больше слов со звуком [З], оп­ределить место звука [З] в словах (начало, середина слова).

-Выучить чистоговорки:

За-за-за — вот идет коза.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

Зы-зы-зы — нет козы.

 

Знакомство со звуком [З']

-Взрослый просит ребенка ответить на вопрос и назвать первый звук в ответе: Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой. )

-Символ звука: комар звенит: зьзьзь...

- Характе­ристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый цвет.

-Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З']»:

зь, мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...

 

-Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить их на слоги, назвать одинаковый второй слог в словах:

резина, низина, корзина, дрезина.

-Назвать лишнее слово в ряду (по месту звука [З'] в слове):

зима, земля, зеленый, козел;

кизил, зяблик, разиня, резина.

-Заменить первый звук в словах на звук [З']. Какие слова получились? Составить с ними предложения.

Кефир — зефир, пеленка —...

-Подобрать родственные слова к слову зима. В каком слове звук [З'] стоит в середине слова?

зимний, зимовье, зимовка, зимовать, озимые, зимующий, зимо­родок.

 

-Выучить чистоговорки:

Зя-зя-зя — мы видели язя.

Зи-зи-зи — резину привези.

 

 

Дифференциация звуков [З] — [З']

 

-Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

за-зя, зы-...; зя-за, зи-...

 

-Назвать лишнее слово в ряду:

зубы, зимний, золото, коза;

зяблик, зефир, магазин, козы.

 

-Дидактическое упражнение «Подари подарки Зое и Зине» (подобрать слова со звуками [З] и [З']).

 

-Составить как можно больше предложений про Зину и Зою, используя знакомые предлоги.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.