Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раджа-Йога 3 страница



инстинктивно. Но это тоже одно из выражений мысли. Все рефлективные

действия в теле принадлежат к этому уровню мысли. Затем есть высший

уровень мысли - сознание', я рассуждаю, сужу, думаю, вижу прямую и

обратную сторону разных вещей. Но я это еще не все. Мы знаем, что

рассудок ограничен. Он простирается только на известную область,

дальше которой идти не может. Круг, внутри которого он действует, в

действительности очень и очень ограничен. Но в то же время мы видим

факты, как бы вторгающиеся откуда-то в этот круг. Подобно комете,

нечто появляется в этом круге, причем нет сомнения, что оно пришло

из-за его пределов, хотя наш рассудок и не может перейти за них.

Причины явлений, проникающих в эту маленькую область, находятся вне ее

границы: ни рассудок, ни разум не могут постигнуть их. Но, говорит

Йог, рассудок и разум еще не все: сознание может действовать на более

высшем уровне - на уровне сверхсознания. Когда сознание достигло

такого состояния, которое называется Самадхи - полное сосредоточение,

сверхсознание - оно переходит за пределы рассудка и становится лицом к

лицу с фактами, недоступными ни инстинкту, ни рассудку.

 

Все действия тонких сил в теле, т. е., различные проявления Праны, если

они надлежащим образом выработаны, действуют возбуждающим образом на

сознание, и тогда оно подымается выше, становится сверхсознательным и

действует из этого высшего плана.

 

Вселенная представляет одну сплошную массу всевозможных уровней

существования. Физически вселенная одно; нет никакой разницы между

солнцем и вами. Ученый скажет вам, что заблуждение говорить противное.

В сущности нет никакой разницы между этим столом и мною; стол есть

один центр скопления материи, а я другой. Каждая форма представляет

собою как бы один вихрь в бесконечном океане материи, и такие вихри не

постоянны. Как в стремительном потоке могут быть миллионы водоворотов

и вода в каждом из них в каждое мгновение новая, - повертится

несколько секунд, а затем уходит, а на ее место приходят новые

частицы, - так и вся вселенная представляет собою одну постоянно

меняющуюся массу материи, в которой мы суть маленькие водовороты.

Некоторая масса материи входит в них, кружится, образуя в течение

нескольких лет человеческое тело, изменяется и уносится, чтоб

образовать, быть может, тело животного; из последнего опять выносится

с тем, чтоб через несколько лет попасть в новый водоворот, называемый

глыбою минерала.

 

Все постоянно меняется. Нет ни одного тела постоянного. Нет такой

вещи, как мое тело или ваше тело, кроме как на словах. Есть одна

огромная масса материи. Одно маленькое скопление ее называется луной,

другое солнцем, следующее человеком, следующее землею, следующее

растением, следующее минералом.

 

Ни что не постоянно, но все изменчиво: все представляет собою материю,

вечно соединяющуюся в отдельные массы и раздробляющуюся на составные

части. То же самое и с сознанием. Представим материю в виде эфира.

Когда действие Праны будет в высшей степени тонким, этот эфир, в более

тонком состоянии вибраций, представит сознание, оставаясь все-таки

одной нераздельной массой. Если вы будете в состоянии возбудить в себе

эти тончайшие вибрации, вы увидите и почувствуете, что вся вселенная

состоит из таких же тонких вибраций. Некоторые снадобья имеют

способность привести нас иногда в подходящие условия и, так сказать,

изъять из-под влияния обыкновенных наших чувств. Многие из вас,

вероятно, помнят известный случай с сэром Гумфри Деви, как однажды,

вследствие действия веселящего газа, он во время лекции вдруг

остановился ошеломленный и неподвижный и потом рассказывал, что вся

вселенная представилась ему состоящею из идей. В это время грубые

колебания как бы прекратились и ему представлялись только тонкие,

которые он называл идеями. Он мог видеть вокруг себя только тонкие

вибрации; все стало для него мыслью, вся вселенная одним океаном ее, и

он и все другие стали маленькими мысленными вихрями. Таким образом,

даже в мировой области мысли мы находим единство, и, когда, наконец,

дойдем до Сущего, то узнаем, что и этим Сущим может быть только Один.

 

Выше движения есть только Один. Всякое проявляющееся движение

представляет собою такое же единство. Этого факта нельзя уже отрицать,

так как новейшая наука вполне доказала его. Новейшая физика доказала,

что сумма энергии во вселенной есть величина совершенно постоянная.

Доказано также, что энергия существует в двух видах: она становится

потенциальной, ослабевает и успокаивается: затем опять начинает

обнаруживаться, проявляясь в виде всевозможных сил, опять возвращается

к спокойному состоянию и опять проявляется. Таким образом, в течение

целой вечности она, так сказать, то развертывается, то свертывается.

Управление этой энергией, или Праной, как раньше сказано, и есть то,

что называется Пранаямой.

 

Пранаяма очень мало занимается дыханием и только как упражнением.

Наиболее заметное проявление Праны в человеческом теле есть движение

легких. Если последнее прекратится, все отправления тела остановятся;

все прочие проявления жизненной силы в теле немедленно прекратятся,

если прекратится оно. Есть люди, которые могут воспитать себя таким

образом, что их тело будет продолжать жить, даже если это движение

остановится. Существуют некоторые лица, которые могут похоронить себя

на месяц и все это время жить без дыхания: но для обыкновенных людей

движение легких есть главное грубое движение в теле. Чтобы достичь

более тонкого, мы должны призвать на помощь грубое и медленно

подвигаться к наиболее тонкому, пока не достигнем нашей цели. Наиболее

заметное из всех движений в теле есть движение легких, - маховое

колесо, приводящее в движение прочие силы. Пранаяма, на самом деле,

значит управление движением легких, а это движение связано с дыханием.

Не дыхание производит его, но, наоборот, оно производит дыхание. Это

движение втягивает воздух, действуя как насос. Прана двигает легкие, а

это движение легких втягивает воздух. Таким образом Пранаяма не есть

дыхание, но управление той мускульной силой, которая двигает легкие;

эта же мускульная сила, проходящая через нервы к мускулам и от них к

легким и заставляющая последние двигаться известным образом, и есть

Прана, которою мы должны управлять в упражнениях Пранаямы.

 

Подчинив себе эту Прану, мы тотчас увидим, что и все прочие действия

Праны в теле постепенно подчинятся нам. Я сам видел людей, которые

имели способность управлять почти всеми мускулами и нервами своего

тела; и почему нет? Если я управляю некоторыми мускулами, почему не

всеми мускулами и нервами тела? Что тут невозможного? В настоящее

время управление утрачено и движение стало автоматичным. Мы не можем

двигать ушами по своей воле, но знаем, что животные могут. Мы не имеем

этой способности потому, что не упражняем ее.

 

Нам известно, что движение, которое стало скрытым, можно заставить

снова проявляться. Настойчивой работой и упражнением некоторые,

наиболее утраченные, движения тела могут быть опять приведены в

совершенную зависимость от нас. Из этого рассуждения мы видим, что не

только нет ничего невозможного, но напротив представляется вполне

вероятным, что каждая часть тела может быть приведена к полному

подчинению. Йоги этого достигают посредством Пранаямы.

 

Некоторые из вас, может быть, читали в книгах, трактующих об этом

предмете, что при Пранаяме, вдыхая, вы должны наполнить все ваше тело

Праной, и спросят, как же это сделать. - Здесь просто ошибка

переводчиков, употребивших в переводе на английский язык слово

" Прана", вместо слова " дыхание".

 

Каждая часть тела может быть наполнена Праной, т. е., жизненной силой,

и, если вы в состоянии сделать это, вы можете управлять всем телом.

Все болезни и страдания вашего тела будут вполне подчинены вам и не

только ваши: - вы будете в состоянии управлять также телом другого.

Все в этом мире взаимосвязано, и хорошее и дурное. Если ваше тело

находится в известной степени напряжения, оно будет иметь наклонность

произвести то же напряжение в других. Если вы сильны и здоровы, те кто

живет подле вас, будут также становиться сильнее и здоровее; но, если

вы больны и слабы, окружающие вас люди будут склонны стать такими же.

Вибрации вашего тела будут оказывать воздействие на состояние тела

другого человека. В случаях, когда один человек пробует вылечить

другого, первое, что он может сделать - это просто передать свое

собственное здоровье другому. Это простейший способ лечения.

Сознательно или несознательно здоровье может быть передано. Очень

здоровый человек, живущий со слабым, сделает его несколько сильнее,

хочет ли он этого или нет. Действие сознательное будет в этом случае

быстрее и успешнее. Затем следуют случаи, когда человек не очень

силен, а между тем мы знаем, что он может принести здоровье другому.

Первый человек в таком случае имеет несколько большую способность

управлять Праной и может возбудить в данное время свою Прану как бы к

известному состоянию колебания и передать это состояние другому лицу.

 

Были случаи, когда это производилось на некотором расстоянии, но в

действительности здесь не было расстояния в смысле перерыва. Где такое

расстояние, в котором был бы перерыв? Есть ли какой-либо перерыв между

вами и солнцем? Существует одна непрерывная масса материи; солнце -

одна ее часть, вы - другая. Есть ли разрыв между одной частью реки и

другой? Тогда почему же не быть передаче сил? Нет никакого основания

для отрицания этого. Эти случаи вполне верны, и Прана может быть

направляема на очень большие расстояния; но из сообщаемых случаев

такого рода обыкновенно на один достоверный приходится сотни ложных.

Это не так легко, как думают. В более обыкновенных случаях таких

исцелений, целители просто пользуются естественной наклонностью

человеческого тела быть здоровым. Никакая болезнь в этом мире не

убивает большинства пораженных. Даже в холерной эпидемии, если в

течение первых дней умирает 60 на 100 заболевших, то затем число это

уменьшается до 30 и 20 на 100, а остальные выздоравливают. Приходит

алопат, ухаживает за холерными пациентами и дает им свои лекарства;

приходит гомеопат, дает свое лекарство и вылечивает, может быть,

большее число просто потому, что он не беспокоил больных и не мешал

природе работать с ними самой. Целитель верою вылечит еще больше,

потому что он будет содействовать силою своего духа и возбудит

посредством веры спящую Прану пациента.

 

Но существует постоянное заблуждение целителей верою: они думают, что

вера сама непосредственно вылечивает человека. Одной верой нельзя

объяснить все случаи. Есть болезни, в которых самый худший симптом

есть тот, что больной никогда не признает у себя этой болезни. Эта

ужасная вера пациента есть сама по себе симптом болезни и обыкновенно

указывает на близость смерти. В таких случаях положение, что вера

лечит, не применимо. Если бы вера излечивала во всех случаях, эти

больные также вылечились бы. На самом деле излечение производится

Праной. Чистый человек, управляющий Праной, может привести ее в

некоторое состояние колебания, которое и сообщится другим, возбуждая в

них подобное же колебание. Вы видите это ежедневно. - Я говорю вам. -

Что я стараюсь делать? - Я, так сказать, привожу свое сознание в

некоторое состояние колебания, и чем большей частоты колебаний мне

удается достичь, тем большее воздействие на вас оказывает то, что я

говорю. Каждый из вас знает, что в тот день, когда я особенно

возбужден, чтение доставляет вам больше удовольствия, а когда я менее

возбужден, вы чувствуете понижение интереса.

 

Громадные волевые силы мира - двигатели мира - могут привести свою

Прану в высокое состояние колебания, и оно так велико и могущественно,

что в один момент захватывает других, тысячи привлекаются к ним, и

полмира думают, как они. Великие пророки мира имели поразительную

власть над Праной, и эта власть давала им страшное могущество воли;

они приводили свою Прану в самое высшее состояние движения, и это

давало им силу господствовать над миром. Все проявления силы возникают

из этого управления Праной. Люди сами могут не знать этого секрета; но

в нем-то и заключается единственное объяснение. Иногда в нашем

собственном теле Прана привлекается больше или меньше к одной части;

равновесие нарушено; а когда равновесие Праны нарушено, происходит то,

что мы называем болезнью. Удаление излишка Праны или прибавление

недостающей Праны - будет лечением болезни. Узнать, когда в одной

части тела Праны больше или меньше, чем ее должно быть, должна будет

также Пранаяма. Вследствие упражнения в Пранаяме, чувства станут так

изощрены, что вы будете сознавать, что в пальце ноги или руки Праны

меньше, чем следует, и получите возможность направить ее туда. Эта

способность принадлежит к тем, которые приобретаются посредством

Пранаямы, и должна быть развиваема медленно и постепенно. Как вы

видите, вся задача Раджа-Йоги состоит, в сущности, в том чтобы научить

владеть Праной и направлять ее на различных уровнях ее проявления.

Когда человек размышляет, он также сосредоточивает Прану.

 

В океане есть огромные, подобные горам, волны, затем меньшие и еще

меньшие, до самой маленькой зыби, но основание их всех бесконечный

океан. Ничтожная зыбь соединена с бесконечным океаном на одном конце,

а огромная волна на другом. Подобно этому, один может быть

человеком-гигантом, а другой самым маленьким, но каждый соединен с

бесконечным океаном энергии, и это есть общее прирожденное свойство

всего живущего. Где бы ни была жизнь, позади нее есть бесконечный

запас энергии. Идя от какого-нибудь гриба, какого-нибудь самого

ничтожного микроскопического пузырька и все время черпая из этого

бесконечного запаса энергии, форма понемногу меняется, пока с течением

времени не станет растением, затем животным, потом человеком, и, в

заключение, - Богом. Это достигается через миллионы эонов; но что

такое время? Увеличение скорости, или напряжения, способно сократить

расстояние времени. Йог говорит, что то, что обыкновенно требует для

выполнения долгого времени, может быть достигнуто скорее усилением

действия. Человек может медленно двигаться вперед, черпая энергию из

бесконечной массы ее, которая существует во вселенной, и ему, может

быть, потребуется сто тысяч лет, чтоб стать Дэвом, и затем, может

быть, пятьсот тысяч лет, чтоб сделаться еще выше, и, может быть, пять

миллионов лет, чтоб стать совершенным. Ускорением роста время ) может

быть сокращено. Почему же невозможно при достаточном усилии достигнуть

полного совершенства в шесть месяцев или в шесть лет? Пределов нет.

Это показывает разум. Если паровоз с известным расходом угля проходит

две мили в час, прибавьте угля, и он пройдет их скорее. Подобным же

образом, почему душа, усилив свою деятельность, не достигнет своей

цели еще в настоящей жизни? Мы знаем, что все существа, в конце

концов, достигнут совершенства: но кто захочет ждать все эти миллионы

эонов? Почему не достигнуть его немедленно, даже в этом теле, в этой

человеческой форме? Почему я не могу достигнуть этого бесконечного

знания, бесконечного могущества теперь? Это - идеал Йога.

 

Вся наука Йога направлена к одной цели - научить людей, как сократить

время прибавлением силы, как увеличить силу усвоения и тем сократить

время для достижения совершенства, вместо того, чтобы медленно

подвигаться шаг за шагом и ожидать, пока весь человеческий род дойдет

до конца и станет совершенным. Все великие пророки, святые и

прозорливцы мира, что они такое? - В короткое время своей жизни они

пережили всю жизнь человечества, перекинули мост через все

пространство времени, которое обыкновенное человечество должно

употребить, чтобы дойти до состояния совершенства. Свою жизнь они

посвящают совершенствованию, не имеют ни одной мысли о чем-нибудь

другом, не дышат ничем другим, никогда не живут ни одного момента для

какой-нибудь другой идеи, и таким образом сокращают для себя путь.

Сосредоточением имеется в виду усилить деятельность, или усвоение, и

тем сократить время, а Раджа-Йога есть наука, которая учит нас, как

приобрести способность сосредоточения.

 

Какое отношение имеет Пранаяма к спиритуализму? - Последний есть также

проявление Пранаямы. Если правда, что отошедшие духи существуют, но

что только мы не можем их видеть, то вполне вероятно, что могут быть

сотни и миллионы живущих здесь, которых мы не можем ни видеть, ни

чувствовать, ни осязать. Мы можем постоянно проходить взад и вперед

через их тела, не замечая их, и весьма вероятно, что они также не

видят и не чувствуют нас. Это круг внутри круга, вселенная внутри

вселенной. Только те, которые принадлежат к одному и тому же уровню,

видят друг друга. Мы имеем пять чувств и представляем собою Прану в

известном состоянии колебания. Все существа с одной и той же частотой

колебания будут видеть друг друга, но, если есть существа, которые

представляют собою Прану в более высшем состоянии колебания, они не

будут видимы. Мы можем увеличить напряжение света до такой степени,

что не будем видеть вовсе света, но могут быть существа с глазами

настолько сильными, что они могут видеть такой свет; наоборот, если

колебания очень слабы, мы не видим света, но есть животные, как кошки

и совы, которые видят его. Наша сфера видения заключается только в

одном уровне колебаний этой Праны. Возьмем, например, нашу атмосферу;

она составлена из слоев, из которых более близкие к земле более

плотны, чем те, которые выше, и по мере того, как вы подымаетесь,

атмосфера становится тоньше и тоньше. Или возьмем пример океана; по

мере того, как вы идете глубже и глубже, плотность воды увеличивается,

и те животные, которые живут на дне моря, никогда не могут подняться

наверх, или они будут разорваны на куски.

 

Представим себе всю эту вселенную как океан эфира, вибрирующего под

действием Праны и состоящего из последовательных слоев с различными

степенями колебания, - в более наружных колебаний меньше, а ближе к

центру колебания становятся быстрее и быстрее, и каждый разряд

колебания составляет один уровень. Представим себе все это вместе, как

один шар, центр которого есть совершенство. Чем дальше вы идете от

центра, тем медленнее колебания; материя представляет наружную кору,

потом идет сознание и в центре - дух. Теперь предположим, что эти

степени колебаний представляют собою отдельные уровни, или сферы

видения, - столько-то миллионов миль один ряд колебаний и затем

столько-то миллионов миль ряд колебаний высших, и так далее.

Совершенно ясно, что те, которые живут в слое (уровне) известного

состояния колебания будут иметь возможность распознавать друг друга,

но не будут распознавать тех, которые выше или ниже их. Но, подобно

тому, как посредством телескопа и микроскопа мы можем увеличить

область нашего видения и сделать доступными нам более высокие и более

низкие колебания, подобно этому каждый человек может привести себя в

состояние колебания, принадлежащего следующему слою, и таким образом

сделать себя способным видеть то, что происходит там. Предположим, что

эта комната полна существ, которых мы не видим. Они представляют одни

колебания Праны, а мы представляем другие колебания. Пусть они

представляют более быстрые, а мы более медленные. Акаша есть материя,

из которой состоят как они, так и мы; все суть части того же самого

океана Акашы, только скорость ее вибрации, т. е. Прана, различна. Если

я могу привести себя к более быстрым колебаниям, мой уровень

немедленно переменится для меня; я не буду больше видеть вас: вы

исчезнете, а они появятся. Некоторые из вас, бытъ может, знают, что

это верно. Такое приведение сознания в высшее состояние колебания

выражается в Йоге одним словом - Самадхи.

 

Все состояния высшего колебания, сверхсознательные колебания,

обозначаются одним этим словом, Самадхи, и уже низшие состояния

Самадхи дают нам видение этих существ. Самая высокая степень Самадхи -

это, когда мы видим вещь в себе, когда мы видим материал, из которого

составлены все разные разряды существ, ту глину, зная которую, мы

будем знать вещество всей вселенной.

 

Итак, мы видим, что Пранаяма включает в себе все то, что есть верного

в спиритуализме. Подобным же образом окажется, что где бы какая-нибудь

секта или отдельный человек не пытались открыть что-нибудь тайное,

мистическое и скрытое, - это на самом деле та же Йога, стремление

подчинить Прану. Вы найдете, что где бы ни случилось какое-нибудь

необыкновенное обнаружение силы - это есть проявление Праны. Даже

физические науки могут быть также включены в Пранаяму. Что приводит в

движение паровую машину? - Прана, действующую посредством пара. Что

как не Прана - все эти явления электричества и тому подобные? Что

такое физическая наука? - Пранаяма, действующая внешними средствами.

Прана, проявляющаяся как умственная сила, может быть управляема только

умственными средствами. Та часть Пранаямы, которая пытается управлять

физическими проявлениями Праны физическими средствами, называется

физической наукой, а та часть, которая старается управлять

проявлениями Праны как умственной силы, умственными средствами,

называется Раджа-Йога.

 

                         Глава IV.

 

                     Психическая Прана

 

Согласно учению Йогов, в позвоночном столбе имеется два нервных

проводника, называемые Пингала и Ида, и пустой канал, проходящий чрез

спинной мозг, называемый Шушумна. На нижнем конце пустого канала

находится то, что Йоги называют " Лотос-Кундалини". По их описанию он

имеет треугольную форму и, говорят, что в нем заключена сила,

называемая на символическом языке Йогов " дремлющая Кундалини". Когда

эта Кундалини просыпается, она старается проложить себе проход через

пустой канал и, по мере того, как она постепенно подымается, сознание

Йога раскрывается, как бы слой за слоем, и он получает способность

восприятия из высших сфер и удивительное могущество. Когда она

достигает мозга, Йог вполне отрешен от тела и сознания, душа его

становится свободной. Мы знаем, что спиной мозг составлен особым

образом. Если мы возьмем фигуру 8 в горизонтальном положении (" " ), то

в этой фигуре будут две части, соединенные посредине. Положим, вы

накладываете одно " " сверху другого в виде столба, - это представит

спинной мозг. Левая половина есть Ида, правая Пингала, а пустой канал,

проходящий чрез центр спинного мозга - Шушумна. Там, где спинной мозг

заканчивается у одного из поясничных позвонков, тонкая нить его

продолжается вниз; в ней также есть канал, только значительно тоньше.

Этот канал закрыт на нижнем конце, который приходится вблизи так

называемого " священного нервного сплетения", имеющего, согласно

новейшей анатомии, треугольную форму. Различные нервные сплетения,

имеющие свои центры в спинном мозгу, называются в Йоге различными

" лотосами". Йоги имеют представление о разных нервных центрах, начиная

с Муладхара - основного и кончая Сагасрара тысячелепестковым лотосом в

мозгу. Таким образом, если мы 'заменим названиями этих различных

сплетений однозначные им названия лотосов, идея Йога станет легко

понятною и на языке новейшей анатомии. Мы знаем, что в нервных

проводниках происходят движения двоякого рода: одни приносящие, другие

относящие: одни чувствительные, другие - движущие; одни -

центробежные, другие - центростремительные. Одни приносят впечатления

к мозгу, а другие - от мозга к периферии тела; но все они в конце

концов сообщают колебания мозгу. Чтобы сделать более ясными дальнейшие

объяснения, мы должны припомнить некоторые другие факты. Во-первых,

спинной мозг оканчивается у головного некоторого рода утолщением -

продолговатым мозгом, который не прикасается непосредственно всею

поверхностью к головному мозгу, но плавает внутри него в жидкости, так

что, если нанести удар по голове, сила удара будет ослаблена жидкостью

и не повредит продолговатого мозга. Это замечание будет иметь для нас

значение дальше. Во-вторых, из всех этих центров нам особенно нужно

запомнить три: Муладхара (основной), Сагасрара (тысячелепестковый

лотос головного мозга) и Свадчистхана (центральный). Дальше мы возьмем

один факт из физики. Мы все слышали об электричестве и разных других

силах, связанных с ним. Что такое электричество, никто не знает; но,

насколько известно, оно есть некоторый род движения.

 

Во вселенной есть разные другие движения; - какая же разница между

ними и электричеством? - Электрическое движение есть то, при котором

все частицы колеблются в одном и том же направлении. Если все частицы

воздуха в комнате заставить колебаться в одном и том же направлении,

комната представит собою гигантскую электрическую батарею. Вспомним

затем другое положение из физиологии, именно, что центр, который

регулирует дыхание, управляет также в известной степени системою

нервных токов, и что этот управляющий дыхательной системой центр лежит

против грудной полости в спинном хребте. Этот центр регулирует

действие дыхательных органов и также управляет отчасти второстепенными

центрами.

 

Теперь для нас ясно, почему нужно упражнять дыхание. Во-первых,

вследствие мерного дыхания у всех частиц тела явится стремление

колебаться в одном и том же направлении. Когда сознание переходит в

волю, токи изменяются, переходя в движение, подобное электричеству,

что видно из того, что нервы под действием электрических токов

обнаруживают полярность. Это показывает также, что, когда воля

развивается в нервные токи, она изменяется в нечто, подобное

электричеству. Когда все движения тела становятся вполне гармоничными,

тело делается как бы гигантской батареей воли. Эта мощнейшая воля и

есть именно то, что нужно Йогу. Итак, вот физиологическое объяснение

упражнения дыхания. Это упражнение делает все движения в теле

ритмическими и помогает нам через дыхательный центр управлять другими

центрами. Цель Пранаямы при этом состоит в возбуждении дремлющей силы

в Муладхаре, называемой Кундалини.

 

Все, что мы воображаем, видим наяву или во сне, мы сознаем в

пространстве. Это обыкновенное понятное всем пространство называется

Махакаша, или большое пространство. Когда Йог читает мысли других

людей или видит сверхчувственные предметы, он видит их в другом роде

пространства, называемом Читтакаша, - умственное пространство. Когда

восприятие становится беспредметным и душа обнаруживается в своей

собственной природе, пространство называется Чидакаша, или

пространство знания. Когда Кундалини разбужена и входит в канал

Шушумны, все восприятия происходят в умственном пространстве. Когда

она достигла того конца канала, который открывается в мозг,

беспредметное восприятие происходит в пространстве знания.

 

Проводя аналогию с электричеством, мы находим, что человек может

посылать ток только по проволоке; но природа не требует никаких

проводов, чтобы посылать свои мощнейшие токи. Это доказывает, что



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.