Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАДУГА



 

Защитить детей от жизни невозможно.
Именно поэтому так важно подготовить их к ней.
Рудольф Дрейкурс


Пояснительная записка

 

Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является работа с семьей. При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания.

 

Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями.

Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи».

 

Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы работы, как СПТ - социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.

Так появилась идея создания детско-родительского клуба «РАДУГА». Название «РАДУГА» символизирует собой весь спектр детско-родительских отношений, стремление к их совершенствованию, пониманию друг друга.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе.

Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

Цель занятий – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений

Задачи:

Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок»
Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель- ребенок».
Становление родительской компетентности.
Устранение дезадаптивных форм поведения у детей и родителей и обучение адекватным способам реагирования в конфликтных ситуациях.
Участники: пары «родитель-ребенок» (5-6 пар). В группу должны входить дети одного возраста, желательно из одного класса. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и их родителей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цикл включает 10 занятий, продолжительность занятия - 1-1, 5 часа.

Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, снижение числа детско-родительских конфликтов.

Работа детско-родительского клуба проводится в 2 этапа.

1 этап – диагностический

На данном этапе проводится диагностика учащихся с использованием проективных методик: тест «Кинетический рисунок семьи» (по Р. Бернсу) и тест Р. Жиля.

Эффективность работы с родителями страдает, прежде всего, от того, что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния, особенностей родительского отношения к детям, типов нарушений семейного воспитания. Существует много способов и приемов диагностики семьи и семейного воспитания.

В данном случае целесообразно провести диагностику родителей с использованием следующих методик: самодиагностика типового семейного состояния; тест-опросник родительского отношения к детям (Приложение 1)

2 этап – практический

На данном этапе проводятся тренинговые занятия с родителями и детьми.

Результативность работы по данной программе можно оценить при помощи итоговой диагностики учащихся и родителей.

Формы и методы, используемые в программе: ролевые игры, анализ ситуаций, психологические игры, психотехнические упражнения и приемы, рефлексия, арттерапия.

Тематическое планирование занятий
ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство»

Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

ЗАНЯТИЕ 2. «Портрет нашей семьи»
Цель. Актуализация опыта семейного взаимодействия.

ЗАНЯТИЕ 3. «Трудные» дети и «трудные» взрослые»
Цель. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений во взаимоотношениях, создание условий для поиска причин трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.

ЗАНЯТИЕ 4. «Все мы чем-то похожи»
Цель. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.

ЗАНЯТИЕ 5. «Я тебе доверяю…»
Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.

ЗАНЯТИЕ 6. «Я тебя понимаю…»
Цель. Отработка навыков конструктивного общения, коммуникативных навыков.

ЗАНЯТИЕ 7. «Наши эмоции и чувства»
Цель. Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние.

ЗАНЯТИЕ 8. «Как справиться с плохим настроением»
Цель. Развитие умения самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

ЗАНЯТИЕ 9. «Я тебя слушаю…»
Цель. Развитие партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения.

ЗАНЯТИЕ 10. «Мы вместе! »

Цель. Подведение итогов занятий, самоанализ.

Тематическое планирование

№ этапа № темы Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Диагностический этап 1 1
2. 1 Знакомство 1- 1, 5 1- 1, 5
2 Портрет нашей семьи 1- 1, 5 1- 1, 5
3 «Трудные» дети и «трудные» взрослые 1- 1, 5 1- 1, 5
4 Все мы чем-то похожи 1- 1, 5 1- 1, 5
5 Я тебе доверяю… 1- 1, 5 1- 1, 5
6 Я тебя понимаю… 1- 1, 5 1- 1, 5
7 Наши эмоции и чувства 1- 1, 5 1- 1, 5
8 Как справиться с плохим настроением 1- 1, 5 1- 1, 5
9 Я тебя слушаю… 1- 1, 5 1- 1, 5
10 Мы вместе! 1- 1, 5 1- 1, 5
3. Итоговая диагностика 1 1
Структура занятий

1. Ритуал приветствия

Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия
2. Разминка

Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность
3. Основное содержание

Состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы
4. Рефлексия

Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
Эмоционально-смысловом (понравилось - не понравилось; что показалось самым важным, полезным; было хорошо - было плохо, почему)
Эмоционально-оценочным (оценка своего эмоционального состояния здесь и сейчас)
5. Ритуал прощания

Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе
Занятие 1. «Знакомство»

1. Упражнение «Давайте познакомимся»
2. Упражнение «Волшебный стул».

Цель: Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.

Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент? »

Участники образуют круг, берутся за руки. В середине круга ставится стул. Каждый участник говорит комплимент сидящему на стуле.

3. Упражнение «Моя и мамина (папина) рука».

Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего:

«Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго- вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
«Попрощаться» с партнерами безъимянным пальцем.
На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).

4. Упражнение «Карандашики».

Цель: Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.

Первоначально упражнение выполнятся в парах: родитель – ребенок. Предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняются: удерживая первый «мостик» пальцами свободной руки участники берут второй карандаш. Тоже самое они могут проделать в тройках, четверках…, всей группой. Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждается чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.

5. Упражнение «Рисуем вместе».

Цель: Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.

Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу.

6. Упражнение «Баржа».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч.

Дети и родители называют все, что может объединить людей, например, семья, дружба, беда и т. д.

7. Упражнение «Белые медведи».

Цель: Положительное опрошенное эмоциональное взаимодействие родителей и детей на телесном уровне.

Работа в детско – родительских парах. Под колыбельную музыку родители укладывают (укачивают) детей «спать». Затем ребенок укладывает «спать» родителя.

РЕФЛЕКСИЯ «СВЕЧА»
Ритуал прощания


Лукоянова Н. Г., педагог-психолог


Список литературы

Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003
Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996
Былеева Л. В. Подвижные игры. М., 1984
Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002
Венгер А. Л. «Психологические рисуночные тесты»М., 2006
Герасимова Т. Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, №1, 1999
Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как? » М.: АСТ, 2007
Григори Н. Связующая нить «Школьный психолог» № 1, 2001
Марковская И. М. Практика групповой работы с родителями. СПб., 1997
Марковская И. М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога, №2, 1998
Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе» М.: ТЦ «Сфера», 2001
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (под ред. М. Р. Битяновой. СПб., 2002)
Психологический тренинг в группе (игры и упражнения) учебное пособие (под ред. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофановой) М., 2008
Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера, 1998
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 1998.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.