|
|||
ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАДУГА
Защитить детей от жизни невозможно.
Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является работа с семьей. При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания.
Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи».
Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы работы, как СПТ - социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Так появилась идея создания детско-родительского клуба «РАДУГА». Название «РАДУГА» символизирует собой весь спектр детско-родительских отношений, стремление к их совершенствованию, пониманию друг друга. Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. Цель занятий – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений Задачи: Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок» Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цикл включает 10 занятий, продолжительность занятия - 1-1, 5 часа. Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, снижение числа детско-родительских конфликтов. Работа детско-родительского клуба проводится в 2 этапа. 1 этап – диагностический На данном этапе проводится диагностика учащихся с использованием проективных методик: тест «Кинетический рисунок семьи» (по Р. Бернсу) и тест Р. Жиля. Эффективность работы с родителями страдает, прежде всего, от того, что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния, особенностей родительского отношения к детям, типов нарушений семейного воспитания. Существует много способов и приемов диагностики семьи и семейного воспитания. В данном случае целесообразно провести диагностику родителей с использованием следующих методик: самодиагностика типового семейного состояния; тест-опросник родительского отношения к детям (Приложение 1) 2 этап – практический На данном этапе проводятся тренинговые занятия с родителями и детьми. Результативность работы по данной программе можно оценить при помощи итоговой диагностики учащихся и родителей. Формы и методы, используемые в программе: ролевые игры, анализ ситуаций, психологические игры, психотехнические упражнения и приемы, рефлексия, арттерапия. Тематическое планирование занятий Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. ЗАНЯТИЕ 2. «Портрет нашей семьи» ЗАНЯТИЕ 3. «Трудные» дети и «трудные» взрослые» ЗАНЯТИЕ 4. «Все мы чем-то похожи» ЗАНЯТИЕ 5. «Я тебе доверяю…» ЗАНЯТИЕ 6. «Я тебя понимаю…» ЗАНЯТИЕ 7. «Наши эмоции и чувства» ЗАНЯТИЕ 8. «Как справиться с плохим настроением» ЗАНЯТИЕ 9. «Я тебя слушаю…» ЗАНЯТИЕ 10. «Мы вместе! » Цель. Подведение итогов занятий, самоанализ. Тематическое планирование № этапа № темы Тема Количество часов 1. Ритуал приветствия Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность Состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе 1. Упражнение «Давайте познакомимся» Цель: Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии. Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент? » Участники образуют круг, берутся за руки. В середине круга ставится стул. Каждый участник говорит комплимент сидящему на стуле. 3. Упражнение «Моя и мамина (папина) рука». Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта. В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего: «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами; 4. Упражнение «Карандашики». Цель: Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы. Первоначально упражнение выполнятся в парах: родитель – ребенок. Предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняются: удерживая первый «мостик» пальцами свободной руки участники берут второй карандаш. Тоже самое они могут проделать в тройках, четверках…, всей группой. Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждается чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности. 5. Упражнение «Рисуем вместе». Цель: Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне. Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу. 6. Упражнение «Баржа». Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч. Дети и родители называют все, что может объединить людей, например, семья, дружба, беда и т. д. 7. Упражнение «Белые медведи». Цель: Положительное опрошенное эмоциональное взаимодействие родителей и детей на телесном уровне. Работа в детско – родительских парах. Под колыбельную музыку родители укладывают (укачивают) детей «спать». Затем ребенок укладывает «спать» родителя. РЕФЛЕКСИЯ «СВЕЧА»
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003
|
|||
|