Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннотация коллоквиум



 

Встреча с произведениями искусства традиционно сопровождается суждением и/или опытом. Однако, эти два гносеологических понятия специально не предназначены для того, чтобы описывать подход, специфичный для искусства. Не являются ли вообще суждения и опыт лишь ограниченно применимыми к художественным произведениям? И наоборот, в какой мере искусство предопределяет предикативные суждения и переживания, которые занимают место вне сферы чисто эстетического (знание, этическое, политическое, и т. д. )? Тем самым ставится вопрос об отношениях опыта и суждения. Наши опыты зависят от наших суждений; в то же время, они могут их исправлять или ставить под сомнение, тем самым показывая нам границы нашей способности суждения. Согласно тому, как искусство вызывает наш опыт в своем многообразии и наши суждения в их разнородности, каждый раз складывается определенное поле, в котором наши опыт и суждение могут взаимодействовать. Из этого вытекает четыре способа понимания их различий:

Онтология: опыт предшествует суждению. Доступ к опыту не обусловлен суждением. Путь, избранный феноменологией (Гуссерль, Хайдеггер, Мерло-Понти) стремится устанавливать возможность допредикативного опыта, который имеет место в открытости изначальному присутствию вещей и который заключается в остановке, отступании перед возникновением присутствия. Глаз или ухо делаются свободными от всякого предубеждения.

Эстетика: опыт и суждение следуют друг за другом в некоей взаимосообразности.

Был опыт произведения регулируется суждением, основанном на опытах (Юм), либо опыт снова ставит суждение под вопрос (Шкловский). В первом случае, суждение обеспечивает адекватный опыт, соответствующий произведению, давая на него соответствующую точку зрения. Во втором

случае, суждение становится доступным в качестве такового благодаря опыту, который производит остранение (dé familiarisation), до того, чтобы разрушать спонтанные и наивные категории, на которых оно опирается, чтобы поставить его под вопрос.

Этика: опыт превышает суждение. Наше суждение подвешено на опыте: формы опыта не уловимы нашей способностью суждения. Таков опыт возвышенного, идеи бесконечности, феномена насыщения (Richir, Левинас, Марион).

Политика: опыт и суждение совпадают. Суждение создает в себе самом опыт и опыт сам есть немая форма суждения. Это - то, что имеет место в афинском полисе, художественное произведение, где единичное чувственной формы и универсальное идеи встречаются в совершенной адекватности (Гегель); или еще в интерсубъективном опыте суждения вкуса, который инициирует ответственность того, кто судит и обнаруживает его принадлежность к человечеству (Кант и Аренд).

Коллоквиум стремится объединять русских и французских исследователей для того, чтобы исследовать различные поля, в которых художественный феномен дает неожиданные возможности новых практик и дискурсов. Само собой разумеется, что не идет речь о том, чтобы замкнуться в одной замкнутых и автономных сфер, но осуществить рефлексию в тех промежутках и разрывах, где искусство испытывает, чтобы соединять, опыты и суждения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.