Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Понятие и сущность конкуренции и монополии.



Тема: «Понятие и сущность конкуренции и монополии.

Модели современного рынка».

1) Посмотрите видеоурок «Конкуренция и монополия» по ссылке https: //www. youtube. com/watch? v=SBjPHA8D0vM

2) Прочитайте лекцию и составьте по ней план (воспользуйтесь памяткой), запишите его в тетрадь (отправьте на проверку преподавателю)

3) Сделайте опорный конспект по теме в тетради, используя информацию из лекции и презентации.

4) Пройдите по ссылке и решите тест по теме https: //onlinetestpad. com/ru/testview/114061-38-konkurenciya-i-monopoliya

Сделайте скриншот и отправьте результат преподавателю в лс.

5) Д/з. Составьте тест из 5 заданий с вариантами ответов.

 Памятка по составлению плана при работе с текстом
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

ЛЕКЦИЯ

Рыночные цены формируются под воздействием сил спроса и предложения, но цены формируются также и под воздействием конкуренции. Конкуренция – это соперничество за лучшие условия на рынке. Рыночная конкуренция представляет собой механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные условия производства, купли/продажи и потребления в условиях ограниченности экономических ресурсов. Продавцы (производители) соперничают за максимальное удовлетворение потребностей потребителей, а покупатели (потребители) – за приобретение максимально полезных товаров и услуг на наиболее выгодных условиях. Таким образом, конкуренция ведется и среди продавцов, и между покупателями. Предприятия соперничают за ограниченный платежеспособный спрос потребителей и стараются вырваться вперед за счет выпуска новых или усовершенствованных товаров или услуг, которые, как они надеются, способны удовлетворить потребности и запросы потребителей. Обменивая товары и услуги на деньги потребителей, производитель зарабатывает прибыль и взаимодействует в пределах определенного сектора экономики (рынка). И чтобы их скоординированные действия позволяли производить больше продукции, востребованные потребителями, основные усилия конкурентов направлены на создание продукции, обладающей конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность – это совокупность характеристик продукции, ориентированных удовлетворение платёжеспособного потребительского спроса. Для достижения этой цели применяются передовые достижения науки и техники, инновационная деятельность, постоянно снижаются издержки производства на всех этапах и звеньях технологических процессов, рационально используется ограниченные ресурсы, повышается уровень качества продукции, разрабатываются установления цены на выпускаемую продукцию, используются лицензии, патенты, товарные знаки и другие методы и средства получения преимуществ в конкурентной борьбе. Рыночная конкуренция – это процедура открытия новых способов предложения более дешевых или более качественных товаров в отличие от тех, которые уже имеются на рынке. Рыночная конкуренция может вестись различными способами (методами) и в зависимости от применяемых методов различают два вида конкурентной борьбы: ценовая и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция, в которой цены используются в качестве метода конкурентной борьбы в ситуации, когда спрос превышает предложение и покупатели интенсивно конкурируют за выгодное условие покупки продукции, а множество производителей однородной продукции ведет конкурентную борьбу путем снижения цен на продукцию.

Неценовая конкуренция является доминирующей в современных условиях и предполагает в качестве метода конкурентной борьбы дифференциацию, то есть отличие или выделение продукции из ряда товаров и услуг конкурентов за счет уникальных свойств, высокого качества, технической надежности и других характеристик. Иными словами, неценовая конкуренция – это выделение продукции из ряда товаров и услуг конкурентов, учет специфики спроса покупателей вплоть до индивидуальных запросов и расширение спектра послепродажных услуг. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их совершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания. И основными направлениями соперничества при этом становятся потребительские свойства продукции. Потребительские свойства продукции – это свойства продукта, проявляющиеся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребности: новизна, качество, надежность, перспективность, дизайн, удобство эксплуатации, безопасность, уровень энергопотребления и соответствие международным стандартам.

Неценовая конкуренция оказывается более эффективной, хотя она требует больших усилий и затрат. В зависимости от целей и возможностей предприятия, оно может выбрать один из нескольких вариантов конкуренции, а именно:

создание новых продуктов, технологий, сервиса и рекламы;

использование с минимальными затратами методов, используемых другими предприятиями;

сохранение позиции путем повышения качества, изменение ассортимента и др.

В настоящее время основным методом борьбы является реализация товаров высокого качества по низкой цене. Таким образом, конкретность – это способность производителя воздействовать на рынок. Чем выше это воздействие, тем конкурентнее эта рыночная среда.

Выбор определенной стратегии поведения на рынке зависит от структуры или организации рынка, на котором конкурирует определенная фирма. Рыночная структура – это условие конкуренции, включающая следующие параметры:

1) количество и размер фирм;

2) характер продукции (однотипная или дифференцированная продукция);

3) условия входа фирмы на рынок и выхода из него;

4) доступность информации на рынке и политика цен.

Диапазон рыночных структур достаточно разнообразен от условий чистой конкуренции, которую называют также совершенной конкуренции, до чистой монополии.

Рынок совершенной конкуренции – это рынок, на котором никто из его участников не может диктовать свои цены, т. е. устанавливать их по своему умыслу. Рынок совершенной конкуренции характерезуется следующими признаками:

1. На этом рынке действует бесчисленное множество продавцов и покупателей, т. е их так много что они физически не могут договориться о ценах.

2. На этом рынке предлагается однотипная продукция(одинаковая), т. е если кто-либо вздумает изменить цены то потребитель безболезненно уходит к другому.

3. На этом рынке отсутствует какие-либо экономические и юридические барьеры, т. е вход в данную в отрасль свободный.

4. Все участники рынка имеют одинаковый доступ к информации о ценах потенциальных партнерах, уровне издержек, прибылях, убытках.

5. Все участники рынка имеют одинаковый доступ к ресурсам.

Данная модель (тип) рыночной структуры является абстрактным и используется в качестве инструмента для определения отклоняющейся, реально существующих моделях рынка.

Рынок не совершенной конкуренции – это рынок на котором кто либо может диктовать свои цены, контролируя обьемы производства и цены. Рынок несовершенной конкуренции представлен следующими типами рыночных структур:

Монополия – это рынок, на котором действует одна фирма, являющаяся единственным производителем товара или услуги, не имеющих аналогов и близких товаров-заменителей. Вход в эту отрасль невозможен. Различают искусственную и естественную монополии. Естественная монополия существует в тех отраслях и сферах экономики, где конкуренция или малоэффективна или невыгодна, то есть появление в этих отраслях одного или нескольких конкурентов приведет у росту издержек или затрат на единицу продукции. Таким образом, существование естественной монополии объясняется эффектом масштаба.

Олигополия – это рыночная структура, в которой крупных производителей (как правило, от 2-х до 10-ти) контролируют значительную часть производства и сбыта сходной или идентичной продукции.

1) на рынке власть принадлежит нескольким крупным монополиям;

2) на этом рынке предлагается как стандартизированная продукция, так и дифференцированная;

3) вход на этот рынок затруднен, но возможен;

Для олигополии характерно концентрация рынка и высокий коэффициент концентрации. Коэффициент концентрации – это процентное отношение продаж четырех или восьми крупнейших фирм к общему отраслевому объёму продаж, который составляет примерно 60%. Высокий уровень концентрации производства и капитала у олигополистических фирм обусловлено как их ожесточённым соперничеством, так и стремлениям к взаимодействию, согласованию, координации действии на рынке или сговору. В последнем случае речь идет о разделе рынка, о единой ценовой политике, образовании картелей. Целью является также заключение негласных соглашений с целью координации монопольного выпуска, который монополизирует прибыль производителей на данном рынке и фиксировании цен на продукцию.

В качестве барьеров для входа в отрасль нового конкурента или вытеснения ведется открытая ценовая конкуренция, а иногда целые ценовые войны. Ценовая война – это цикл последовательных уменьшений цены конкурирующими на олигополистических рынках фирмами, которая может продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до такого предела, который имел бы место в условиях совершенной конкуренции. Ценовые войны выгодны потребителям, которые могут приобретать товары по более низким ценам, но невыгодны продавцам, которые ведут к снижению прибыли.

Важнейшая особенность рынка олигополии заключается в том, что поскольку каждый из них занимает значительную долю рынка, принимая решения об изменения цены и объема выпуска, она должна учитывать возможную реакцию конкурентов. И для олигополистической модели рынка характерно так называемое ценовое лидерство, когда на рынке той или иной продукции выделяют компанию-лидера, вице-лидера.

Рынок монополистической конкуренции – это рыночная структура, в которой значительное число фирм поставляет сходную, но не идентичную продукцию. Каждая фирма обладает небольшой частью рыночной власти относительно небольшой доли рынка и имеет ограниченный контроль над ценой. В условиях монополистической конкуренции количество мелких и средних фирм, образующих отрасль, насчитывают десятки тысяч. Они производят дифференцированный продукт, и если каждая фирма в отдельности не влияет на цены, то отрасль в целом уровнем издержек и размером дохода оказывает влияние на рыночные цены.

Показатели степени монопольной власти и антимонополистическая политика государства.

1) Показатель (индекс) Хиршмана-Харфиндаля (IXX):

, где хi – доля i-той фирмы на рынке, выраженная в процентах.

Для чистой монополии индекс равен 10 000. Антимонопольные комитет осуществляет контроль за степенью монополизации рынка и начинает жестко контролировать этот показатель, если он становится больше 1 400. Если данный показатель составляет более 1 800, то мы имеем дело с высококонцентрированным рынком, где все слияния, поглощения запрещены. Если показатель индекса менее 1 000, то этот рынок слабо концентрированный и никакие слияния здесь не оспариваются.

Кроме этого индекса используется индекс Лернера:

, L=[1; 100]

В 1992 году в России было принято антимонопольное законодательство, согласно которому монополистом считается предприятие, которое концентрирует в своих руках 35% производства и сбыта той или иной продукции. Различают административные меры и экономические меры борьбы с монополизмом.

Административные меры:

1) антимонопольное законодательство;

2) налоговая политика;

3) принудительная демонополизация.

Экономические меры:

1) производство товаров-заменителей (субститутов)

2) частая смена приоритетных для потребителей товаров под влиянием научно-технического прогресса

3) открытость рынка (интернациолизация).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.