Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Программное содержание



 

 


 

И. А. Помораева, В. А. Позина

ФОРМИРОВАНИЕ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Система работы в первой младшей группе детского сада

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013


Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по общеоб­разовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василье­вой для организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.

В рамках содержания психолого-педагогической работы по освое­нию образовательной области «Познание» впервые в данной возраст­ной группе как самостоятельный выделен раздел «Формирование эле­ментарных математических представлений», который включает такие подразделы, как: «Количество», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве».

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по форми­рованию элементарных математических представлений у детей 2-3 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной дея­тельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование образовательной дея­тельности по формированию элементарных математических представле­ний на учебный год.

Предложенная система занятий включает комплекс игровых зада­ний и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпо­сылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою оче­редь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обуче­ния, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способству­ют развитию психологических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную актив­ность на поиск способов решения поставленных задач. Методика прове­дения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность де­тей в осмыслении и самостоятельном выполнении математических задач.

В ходе организации игр и упражнений следует обращать внимание на то, чтобы дети не ограничивались определением количества, вели­чины и формы предметов, а совместно с воспитателем называли и сами предметы. Работу с детьми необходимо строить с учетом принципа ин­теграции образовательных областей и различных видов деятельности (игровой, конструктивной и т. д. ).

Практический опыт, накопленный в результате совместной деятель­ности взрослого и детей, целесообразно многократно закреплять в по­вседневной жизни.

Организация игровых упражнений на различение количества, цвета, величины, формы предметов, а также развитие первых пространствен­ных ориентировок создают необходимую основу для успешного форми­рования познавательной деятельности на следующих возрастных этапах развития ребенка.

В пособие включен дополнительный материал, составленный в со­ответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, по­зволяющий расширить содержание работы с детьми третьего года жиз­ни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

 

Программное содержание

Количество

Развитие умения формировать группы однородных предметов; разли­чать количество предметов: много — один (один — много).

Величина

Привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матреш­ка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д. ).

Форма

Формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве

Накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Формирова­ние умения находить спальную, игровую, умывальную и другие комнаты.

Расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Развитие у детей умения двигаться за педагогом в определенном на­правлении.

 

 

Примерное распределение программного материала на год

 

Сентябрь

Занятие 1

• Развитие предметных действий.

Занятие 2

• Развитие предметных действий.

 

Октябрь

Занятие 1

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

• Формирование умения производить действия с предметами: обво­дить форму предмета, катать, ставить.

Занятие 2

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

• Формирование умения производить действия с предметами: обво­дить форму предмета ладошкой, катать, ставить.

Занятие 3

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик.

• Формирование умения выполнять действия с предметами: «гла­дить» ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки.

Занятие 4

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, кубик.

• Формирование умения сооружать простые постройки.

 

Ноябрь

Занятие 1

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик.

• Совершенствование предметных действий.

Занятие 2

• Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.

Занятие 3

• Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.

• Совершенствование предметных действий.

Занятие 4

• Развитие умения различать контрастные по величине кубики и на­зывать их: большие кубики, маленькие кубики.

• Формирование умения сооружать простые постройки.

 

Декабрь

Занятие 1

• Развитие умения различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик.

• Совершенствование предметных действий.

Занятие 2

• Развитие умения различать контрастные по величине кубики и шарики.

• Формирование умения группировать предметы по величине.

Занятие 3

Развитие умения формировать группы однородных предметов, раз­личать количество предметов: много — один.

Занятие 4

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: один — много.

 

Январь

Занятие 1

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много — много.

• Формирование умения употреблять в речи существительные в единтвенном и множественном числе.

Занятие 2

• Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький.

• Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много — один, один — много.

Занятие 3

• Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький.

• Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много — много.

Занятие 4

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много — мало, мало — много.

 

Февраль

Занятие 1

Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

• Развитие умения различать количество предметов: один — много.

• Развитие предметных действий.

Занятие 2

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

• Развитие умения различать количество предметов: много — много.

Занятие 3

• Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много — много.

• Развитие предметных действий.

Занятие 4

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много — один, один — много, много — много.

 

Март

Занятие 1

• Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много — много.

• Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине.

Занятие 2

• Формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много — мало.

• Формирование умения сооружать простейшие постройки.

Занятие 3

• Формирование умения различать предметы по форме и количе­ству, обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много — много.

• Формирование умения сооружать несложные постройки.

Занятие 4

• Формирование умения различать предметы по форме {кубик, кир­пичик) и цвету.

• Развитие умения различать и показывать части своего тела.

• Формирование умения сооружать несложные постройки.

 

Апрель

Занятие 1

• Формирование умения различать предметы по величине и цвету.

• Развитие предметных действий.

Занятие 2

• Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предме­та (в, на, под, здесь, там, тут).

Занятие 3

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: мно­го — один, один — много, много — мало, много — много.

• Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направле­нии.

Занятие 4

• Развитие умения различать количество предметов (много — один), использовать в речи существительные во множественном и единствен­ном числе.

• Развитие у детей умения двигаться за взрослым в определенном на­правлении.

 

Май

Занятие 1

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один — много, много — один, много — много.

• Развитие предметных действий.

Занятие 2

• Формирование умения различать предметы по величине и обозна­чать их словами: большой, маленький.

• Развитие предметных действий.

 

 

Примерное содержание работы с детьми

 

 

Сентябрь

 

Занятие 1

Программное содержание

• Развитие предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Мячи, одинаковые по цвету и величине (по количеству детей и для воспитателя), корзина.

Методические указания

Игра с мячом.

Воспитатель вносит в группу корзину с мячами и говорит: «Это мячи». (Дети повторяют. )

Берет мяч и показывает, что с ним можно делать: катать, бросать и т. д. Предлагает детям поиграть с мячами: выкатить из корзины, догнать мячи и сказать: «Мяч».

Затем по указанию воспитателя дети выполняют следующие дей­ствия: бросают мяч перед собой, догоняют, катают, берут в руки и скла­дывают в корзину. Воспитатель уточняет: «В корзине мячи».

Игра повторяется 2-3 раза.

 

Занятие 2

Программное содержание

• Развитие предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Коробка, палочка с нанизанными на нее шариками, одинаковыми по цвету и величине (по количеству детей и для воспитателя).

Методические указания

Игра «Палочка-игралочка».

Воспитатель показывает детям палочку с шариками и говорит: «Это палочка-игралочка. На ней шарики».

Комментируя свои действия, воспитатель передвигает шарики из стороны в сторону, затем снимает по одному и складывает в коробку. Дети вместе с воспитателем повторяют действия.

Воспитатель показывает, как можно надеть шарики на палочку. Дети повторяют действия.

Игру можно повторить.

 

 

Октябрь

 

Занятие 1

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

• Формирование умения производить действия с предметами: обво­дить форму предмета, катать, ставить.

Дидактический наглядный материал

Грузовая машина, 2 коробки, кубики и шарики одинаковой величи­ны (должны помещаться в руку ребенка) и цвета (по количеству детей и для воспитателя).

Методические указания

Игровое упражнение «Что катится, что не катится».

Воспитатель вносит в группу закрытую коробку с шарами, гремит ими и предлагает детям посмотреть, что в ней спрятано. Он обращает внимание детей на шары: «Что это? » — и отвечает: «Это шарики».

Воспитатель берет один шарик в руку и говорит: «Это шар». Погла­живает его рукой: «Он круглый, его можно катать» (прокатывает от руки к руке). Затем предлагает детям взять по одному шару и уточняет, что они взяли. (Шар, шарик. ) По показу воспитателя дети поглаживают ша­рики руками и показывают, что с ними можно делать (прокатывают от руки круке).

Воспитатель показывает машину, по очереди подвозит к детям и предлагает положить в нее шары. Уточняет, что дети положили в маши­ну. (Шар, шарик. )

Аналогичное задание выполняется с кубиками. Дети берут кубики и называют их. По указанию и показу воспитателя поглаживают каждую грань кубика (Гладкий. ), ставят на стол, пробуют покатать. Воспитатель комментирует действия.

Затем воспитатель предлагает детям взять в другую руку шарик (шар) и покатать шарик (шар) и кубик (куб). Он уточняет, что катится, а что не катится: «Шар катится, куб не катится».

По указанию воспитателя дети складывают в разные коробки шары и кубы и называют предметы.

 

Занятие 2

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

• Формирование умения производить действия с предметами: обво­дить форму предмета ладошкой, катать, ставить.

Дидактический наглядный материал

Грузовая машина, 2 коробки, кубики и шарики одинаковой величи­ны и цвета (по количеству детей и для воспитателя).

Методические указания

Игровое упражнение «Спрячь кубик, спрячь шарик».

Воспитатель ввозит машину с кубиками и шариками. Показывает куб, называет его (куб, кубик), говорит, что он гладкий и его можно ста­вить (показывает действия).

То же упражнение выполняется с шаром: «Это шар, он круглый, его можно катать».

Воспитатель предлагает детям взять из машины куб, назвать его, по­казать, какой он гладкий и что с ним можно делать (ставить).

Затем те же действия выполняются с шаром.

Воспитатель проводит игру «Спрячь кубик, спрячь шарик». Дети поочередно по указанию воспитателя прячут предметы за спину и называют, что спрятали. Потом показывают, что в руке, и называют предмет.

Воспитатель обобщает: «Спрятали кубик, остался шарик».

Игра повторяется 2—3 раза.

Дети раскладывают по коробкам шары и кубы и называют предметы.

 

Занятие 3

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик.

• Формирование умения выполнять действия с предметами: гладить ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки.

Дидактический наглядный материал

Коробки разного цвета (2 шт. ), кирпичики и шарики одинаковой ве­личины и цвета (по количеству детей и для воспитателя).

Игровое упражнение «Найди такой же».

Воспитатель вносит коробку с кирпичиками и шариками. Показы­вает шарик, уточняет, что это, какого цвета шарик, что с ним можно де­лать. (Катать. )

Воспитатель показывает кирпичик и говорит: «Это кирпичик». По­глаживает каждую грань и сообщает: «Кирпичик гладкий».

Затем ставит на узкие и широкие грани и говорит: «Его можно ста­вить по-разному».

Воспитатель предлагает детям найти в коробке такие же кирпичики и показать их. Уточняет, что это, какого цвета кирпичик. Воспитатель предлагает показать, какой кирпичик гладкий (дети поглаживают гра­ни по показу воспитателя) и что с ним можно делать (дети ставят кирпи­чик по-разному по показу воспитателя). Воспитатель сопровождает дей­ствия детей пояснениями и побуждает каждого ответить на вопрос: «Что можно делать с кирпичиком? ».

Дети вместе с воспитателем строят из кирпичиков дорожку.

Воспитатель предлагает детям взять из коробки шарики и назвать их. (Шарик. ) Он уточняет цвет шариков и что с ними можно делать. (Ка­тать. ) Дети вместе с воспитателем прокатывают шарики по дорожке из кирпичиков.

Воспитатель предлагает положить шарик в красную коробку, а кир­пичик — в желтую коробку. По мере выполнения задания уточняет, что дети положили в коробку.

 

Занятие 4

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, кубик.

• Формирование умения сооружать простые постройки.

Дидактический наглядный материал

Матрешки (по количеству детей и для воспитателя), кубики и кир­пичики одного цвета и величины (по количеству детей и для воспитате­ля), коробка для кубиков и кирпичиков.

Методические указания

Игровая ситуация «Строим стульчики для матрешек».

Воспитатель обращает внимание детей на то, кто пришел к ним в го­сти, и сообщает: «Матрешки долго к нам шли и устали». Он предлагает сделать им стульчики.

Воспитатель показывает кубик и уточняет: «Что это? Что с ним мож­но делать? » (Ставить. ) Ставит кубик на стол. Показывает кирпичик: «Что это? Что с ним можно делать? » (Ставить. ) Воспитатель пристав­ляет кирпичик короткой стороной к кубику и обращает внимание детей: «Получился стульчик для матрешки».

Воспитатель показывает действия еще раз и сопровождает их слова­ми: «Ставим кубик, рядом ставим кирпичик — вот так».

Поочередно вызывая детей, воспитатель предлагает каждому из них взять кубик из коробки, назвать его и поставить на стол. Затем просит взять кирпичик, назвать его и поставить рядом с кубиком, как на образце.

Воспитатель предлагает детям взять матрешек и потанцевать с ними под его пение. Дети вместе с воспитателем сажают матрешек на стульчи­ки отдохнуть и сами садятся рядом.

 

 

Ноябрь

 

Занятие 1

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик.

• Совершенствование предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Чудесный мешочек, кубики, шарики, кирпичики одинакового цвета и величины (по количеству детей и для воспитателя), 3 коробки.

Методические указания

Игровое упражнение «Что в мешочке».

Воспитатель обращает внимание детей на мешочек и сообщает: «Этот мешочек чудесный. В нем спрятались разные игрушки». Доста­ет шарик и спрашивает: «Что это? (Шарик. ) Что можно с ним делать? » (Катать. )

Воспитатель показывает действие и кладет шарик в одну из коробок.

То же упражнение выполняется с кубиком и кирпичиком (воспита­тель ставит их на грани).

Воспитатель предлагает детям посмотреть и сказать, что лежит в ко­робках.

Поочередно вызывая детей по имени, воспитатель предлагает им до­стать из мешочка предмет, назвать его, показать действие с ним и поло­жить в коробку с таким же предметом. Игра продолжается до тех пор, пока мешочек не будет пуст.

По окончании игры дети по указанию воспитателя называют, какие предметы лежат в коробках.

 

Занятие 2

Программное содержание

• Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Машина, большое и маленькое ведерки одного цвета (по количе­ству детей и для воспитателя), большие и маленькие формочки одно­го цвета.

Методические указания

Игровая ситуация «Собираем игрушки на прогулку».

Воспитатель вносит разные по величине ведерки и говорит: «Это ве­дерки». Он повторяет название предметов вместе с детьми и обраща­ет внимание на их величину: «Ведерки разные по величине». Затем на­зывает и показывает: «Это большое ведерко. (Это маленькое ведерко)». Дети повторяют слова вместе с воспитателем.

Воспитатель вкладывает маленькое ведерко в большое и поясняет: «Маленькое ведерко „спряталось“, поместилось в большом ведерке». Воспитатель ставит ведерки рядом друг с другом и предлагает сложить в них формочки. Он ввозит машину с формочками. Показывает большую и маленькую формочки, ставит их рядом друг с другом и сравнивает (как в упражнении с ведерками).

Воспитатель предлагает детям показать и назвать большую (малень­кую) формочку. Затем предлагает собрать большие формочки в большое ведерко, а маленькие формочки — в маленькое ведерко. Воспитатель выполняет действия и комментирует их. Потом дети с помощью воспи­тателя выбирают большие формочки, складывают их в большое ведер­ко и называют их. (Большая формочка. ) Те же действия дети выполняют с маленькими формочками.

Воспитатель обобщает: «В большом ведерке большие формочки, в маленьком — маленькие формочки». Вместе с детьми он относит ведер­ки в раздевалку.

 

Занятие 3

Программное содержание

• Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.

• Совершенствование предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Двухместные матрешки (по количеству детей и для воспитателя), 2 зеленых круга разной величины («полянки»), коробка, лента.

Игровое упражнение «Хоровод матрешек».

Воспитатель вносит коробку с матрешками, перевязанную лентой, гремит ею. Он предлагает детям посмотреть, что лежит в коробке.

Затем открывает коробку и спрашивает: «Кто спрятался в коробке? » Показывает матрешку.

Воспитатель предлагает детям взять такую же матрешку и назвать предмет.

Дети вместе с воспитателем выполняют действия с матрешками: ма­трешки ходят, прыгают. Затем воспитатель предлагает потрясти матреш­ку и узнать, кто в ней спрятался. Вместе с воспитателем дети открывают матрешек и говорят, кто спрятался в них. (Матрешка. )

Воспитатель помогает достать маленьких матрешек и закрыть боль­ших матрешек. Вместе с детьми он сравнивает матрешек по величине: ставит их рядом. Дети показывают и называют большую (Большая. ) и маленькую матрешку. (Маленькая. )

Воспитатель показывает большую и маленькую полянки и предла­гает детям поставить больших матрешек в хоровод на большую поляну. Он показывает, как это сделать, и говорит: «Большие матрешки встают в большой хоровод».

Те же действия выполняются с маленькими матрешками. Вместе с воспитателем дети показывают и повторяют: «В большом хороводе большие матрешки, в маленьком — маленькие матрешки».

Дети вместе с воспитателем встают и под музыку водят хоровод.

 

Занятие 4

Программное содержание

• Развитие умения различать контрастные по величине кубики и на­зывать их: большие кубики, маленькие кубики.

• Формирование умения сооружать простые постройки.

Дидактический наглядный материал

Кукла, большие и маленькие кубики одинакового цвета (по коли­честву детей и для воспитателя), коробка.

Методические указания

Игровая ситуация «Строим башенки».

Воспитатель обращает внимание детей на пришедшую в гости ку­клу (Маша). Он предлагает детям познакомиться с ней и назвать свои имена.

Маша принесла коробку с кубиками. Воспитатель показывает короб­ку и спрашивает: «Что принесла Маша? (Кубики. ) Какого цвета кубики? »

Воспитатель ставит на стол рядом друг с другом большой и малень­кий кубики и уточняет, одинаковые ли они по величине. (Разные. ) Он предлагает детям показать и назвать большой (маленький) кубик.

Дети по указанию воспитателя находят в коробке большой кубик, ставят его перед собой и называют. Потом берут маленький кубик, на­зывают его и ставят рядом с большим, как у воспитателя.

Маша предлагает детям поиграть в игру «Спрячь кубик». Дети по указанию воспитателя прячут за спину поочередно большой и малень­кий кубики и называют величину спрятанного кубика и кубика, кото­рый остался на столе.

Маша просит детей построить из кубиков башенку. Воспитатель по­казывает, как это сделать, и комментирует свои действия: «Маленький кубик ставлю на большой кубик». Дети повторяют действия воспитате­ля и говорят, что у них получилось: «Башенка».

Маша рассматривает постройки, воспитатель хвалит детей.

 

 

Декабрь

 

Занятие 1

Программное содержание

• Развитие умения различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик.

• Совершенствование предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Корзинка, большие и маленькие шарики одного цвета (по количе­ству детей и для воспитателя), большая и маленькая полоски бумаги (дорожки).

Методические указания

Игровая ситуация «Прокатим шарики по дорожкам».

Воспитатель вносит корзину с шариками и спрашивает: «Что в кор­зинке? (Шарики. ) Какого цвета шарики? »

Воспитатель достает большой и маленький шарики и кладет их на стол. Уточняет, одинаковые ли шарики по величине. (Разные. ) Пока­зывает большой (маленький) шарик и вместе с детьми определяет ве­личину шариков: маленький прячется в ладошках, а большой не пря­чется.

Воспитатель обращает внимание детей на дорожки, которые лежат на ковре, показывает большую (маленькую) дорожку и называет их: «Большая дорожка. (Маленькая дорожка. )».

Дети по указанию воспитателя выбирают большой шарик, называ­ют его и прокатывают по большой дорожке. Воспитатель комментирует действия детей: «Большой шарик катится по большой дорожке». Воспи­татель по ходу выполнения задания вместе с детьми собирает шарики и складывает их в корзинку.

Аналогичные действия выполняются с маленьким шариком.

Воспитатель обобщает: «Мы катим большой шарик по большой до­рожке, а маленький шарик по маленькой дорожке».

 

Занятие 2

Программное содержание

• Развитие умения различать контрастные по величине кубики и ша­рики.

• Формирование умения группировать предметы по величине.

Дидактический наглядный материал

Контрастные по величине кубики и шарики одинакового цвета (по количеству детей и для воспитателя), большая и маленькая куклы, 3 ко­робки (2 большие и 1 маленькая), подносы.

Методические указания

Игровая ситуация «Игрушки для кукол».

Воспитатель обращает внимание детей на кукол, называет их по име­нам и предлагает поздороваться с ними. По очереди показывая на каж­дую куклу, говорит: «Катя большая кукла. Маша маленькая кукла». Дети повторяют фразы вместе с воспитателем.

Воспитатель вносит коробку с кубиками и шариками и уточняет, что лежит в коробке. (Кубики, шарики — по мере называния показыва­ет предметы. )

Воспитатель достает большой и маленький шарики, кладет их на стол и спрашивает: «Что это? (Шарики. ) Одинаковые ли они по вели­чине? » (Разные. ) Дети по просьбе воспитателя показывают и называют большой (маленький) шарик.

Дети достают из коробки большой и маленький шарики. Воспита­тель предлагает показать большой (маленький) шарик и комментирует их действия. Дети кладут шарики на подносы.

По указанию воспитателя дети поочередно берут шарики, определя­ют, какой они величины, проводят по ним рукой, прячут в ладошках и прокатывают от ладошки к ладошке.

Воспитатель предлагает подарить большой кукле Кате большой ша­рик (дети выполняют задание, называют величину шарика), маленькой кукле Маше — маленький шарик (речевые высказывания те же). Дети раскладывают шарики в большую и маленькую коробки.

Аналогичные задания дети выполняют с кубиками.

Воспитатель делает обобщение: «Большой кукле Кате мы подарили большие кубики и шарики, маленькой кукле Маше — маленькие куби­ки и шарики».

 

Занятие 3

Программное содержание

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много — один.

Дидактический наглядный материал

Коробка, салфетка, одинаковые матрешки (для каждого ребенка и воспитателя).

Методические указания

Игровая ситуация «Игра с матрешками».

Воспитатель вносит коробку с матрешками, накрытую салфеткой. Затем снимает салфетку со словами:

Мы веселые матрешки Любим бегать по дорожке.

Любим петь и танцевать И с ребятками играть.

Воспитатель спрашивает: «Кто к нам пришел? (Матрешки. Вместе с детьми повторяет слово матрешки. ) Сколько матрешек? » (Много. )

Воспитатель предлагает детям поиграть с матрешками. Дети вместе с воспитателем берут по одной матрешке, уточняют, сколько взяли матре­шек (Одну. ), и танцуют под музыку.

Воспитатель предлагает по очереди поставить матрешек в коробку и со­провождает действия каждого ребенка словами: «Вот матрешка, вот еще матрешка, еще матрешка... » Затем уточняет: «Много матрешек». (Жестом указывает на матрешек. ) Дети вместе с воспитателем повторяют: «Много».

Воспитатель акцентирует внимание на количестве матрешек: «Вот как много матрешек! » И спрашивает: «Сколько матрешек? » Затем обоб­щает ответы детей: «Да, матрешек много».

Воспитатель показывает свою матрешку и уточняет: «У меня одна матрешка». Дети повторяют: «Одна матрешка». Воспитатель тоже ста­вит ее в коробку и говорит: «В коробке много матрешек».

 

Занятие 4

Программное содержание

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: один — много.

Дидактический наглядный материал

Ваза, одинаковые желтые листочки (для каждого ребенка и воспи­тателя).

Методические указания

Игровая ситуация «Собираем листочки в вазу».

До занятия воспитатель раскладывает листочки на ковре.

Воспитатель показывает детям листочек и спрашивает: «Что это? (Листочек. ) Какого он цвета? (Желтый. ) У меня один листочек. Сколь­ко листочков? » (Один. )

Воспитатель обращает внимание детей на листочки, лежащие на ков­ре, и говорит: «На ковре много листочков. Сколько листочков? » (Много. )

Воспитатель предлагает детям взять по одному листочку. Затем, на­зывая детей по именам, спрашивает: «Что у тебя? Какого цвета листо­чек? (Желтый. ) Сколько листочков в руке? » (Один. )

Дети вместе с воспитателем под музыку выполняют движения с ли­сточками.

Воспитатель ставит в вазу свой листочек и предлагает то же самое сделать детям. Действия детей он сопровождает словами: «Вот листочек, вот еще листочек... Вот сколько много листочков. Сколько листочков в вазе? (Много. ) Много желтых листочков».

Воспитатель ставит вазу на стол.

 

 

Январь

 

Занятие 1

Программное содержание

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много — много.

• Формирование умения употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.

Дидактический наглядный материал

Флажки красного и синего цветов (по количеству детей и для воспи­тателя), 2 коробки, 2 вазы.

Методические указания

Игровая ситуация «Играем с флажками».

Воспитатель показывает детям коробку с красными флажками и го­ворит: «Флажки красные. Сколько красных флажков? » (Много. )

Называя каждого ребенка по имени, воспитатель предлагает взять флажок красного цвета. Действия детей он сопровождает словами: «У тебя флажок красного цвета и у тебя... И я возьму флажок красного цвета. Что у тебя в руке? » (Флажок. Этот вопрос задается каждому ребенку. )

Дети вместе с воспитателем выполняют движения с флажками: ма­шут над головой, внизу, впереди, прячут за спину.

Воспитатель ставит свой флажок в вазу. Дети повторяют его дей­ствие. Воспитатель обращает внимание на количество (много) и цвет флажков (красные).

Затем привлекает внимание детей к коробке с синими флажками: «Что это? (Флажки. ) Какого цвета? (Синие. ) Сколько синих флажков? » (Много. )

Воспитатель вместе с детьми берет по синему флажку, выполняет с ними те же действия и ставит их в другую вазу. Сравнивает количество красных и синих флажков в вазах: «Красных флажков много и синих флажков много» (указывает на каждую группу).

 

Занятие 2

Программное содержание

• Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький.

• Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много — один, один — много.

Дидактический наглядный материал

Корзинка, 1 большой «снежный» комочек, маленькие комочки (по количеству детей).

Методические указания

Игровая ситуация «Играем со снежными комочками».

Воспитатель обращает внимание детей на «снежный комочек», рас­сматривает его и спрашивает: «Что это? (Снежный комочек. ) Какого он цвета? » Уточняет, какие действия можно выполнять с ним, и показыва­ет, как катать, подбрасывать комочек и т. д.

Воспитатель вносит корзину с маленькими комочками и спрашива­ет у детей: «Что это? Сколько комочков в корзине? »

Один маленький «комочек» воспитатель кладет рядом с большим. Сравнивает комочки и показывает: «Это большой комочек (обхватывает двумя руками). Это маленький комочек (прячет в ладошку)».

Воспитатель предлагает детям показать большой (маленький) комо­чек и уточняет их величину. Затем спрашивает: «Сколько в корзине ма­леньких комочков? » (Много. )

Воспитатель собирает детей около себя, высыпает комочки из кор­зины на ковер и предлагает догнать один комочек. Игровое упражнение повторяется 2—3 раза.

Воспитатель просит детей собрать «комочки» в корзинку, кладет в нее свой «комочек» и ставит корзинку рядом с большим комочком. Уточняет: «Большой комочек — один, маленьких комочков — много».

 

Занятие 3

Программное содержание

• Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький.

• Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много — много.

Дидактический наглядный материал

Большие и маленькие мячи одного цвета (по количеству детей и для вопитателя), 2 корзины.

Методические указания

Игровая ситуация «Игра с мячами».

На ковре 2 корзины с мячами. Воспитатель обращает на них внима­ние детей: «Что в корзинах? Сколько мячей? » (Много. )

Воспитатель предлагает двум детям взять по одному мячу из корзины и положить их рядом с ним.

Воспитатель спрашивает: «Этот мячик большой? (Берет двумя рука­ми. ) Этот мячик маленький? » (Берет одной рукой. ) Дети повторяют за воспитателем: «Большой (маленький)». (В соответствии с показом вос­питателя. )

Воспитатель кладет мячи в корзины и уточняет: «Сколько больших мячей? (Много. ) Сколько маленьких мячей? » (Много. )

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячами. Он высыпает из корзины большие мячи, просит догнать один мяч и положить его в кор­зину. Затем высыпает маленькие мячи. Дети догоняют мяч и кладут в корзину. Воспитатель обобщает: «Больших мячей много, маленьких мя­чей много».

Игра повторяется 2—3 раза.

 

Занятие 4

Программное содержание

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много — мало, мало — много.

Дидактический наглядный материал

Зеленый лист бумаги («полянка»), 2 коробки, зайчики (по количе­ству детей + 2 шт. ), елочки (по количеству детей + 2 шт. ), елка на под­ставке.

Игровая ситуация «Встречаем гостей».

Воспитатель вносит коробку с зайчиками, обращает внимание детей на «гостей» и уточняет: «Кто пришел в гости? (Зайчики. ) Сколько зайчи­ков? (Много. )» Затем просит каждого ребенка взять зайчика и поставить на «полянку».

Воспитатель выполняет действия с детьми и комментирует: «Вот зайчик, вот еще зайчик» и т. д. Обводит зайчиков круговым жестом и го­ворит: «Вот сколько зайчиков гуляет на полянке — много».

Затем спрашивает: «Сколько зайчиков осталось в коробке? » Предла­гает детям показать оставшихся зайчиков и говорит: «Вот зайчик и вот зайчик — их мало». Подводит итог: «На „полянке“ много зайчиков, а в коробке мало зайчиков».

Воспитатель предлагает детям под музыку попрыгать, как зайчи­ки. В это время он убирает коробку с зайчиками и ставит на «полянку» 2 елочки, а рядом коробку с елочками.

Обращает внимание на елочки на «полянке» и спрашивает: «Сколь­ко елочек? » Прикрывает их ладонью и говорит: «Их мало, все елочки спрятались под ладошкой». Дети повторяют: «Мало».

Воспитатель показывает коробку с елочками: «Сколько елочек? (Много. ) В коробке много елочек. (Пытается закрыть их ладонью — часть елочек видно. ) Не все елочки спрятались под ладошкой — их много. На „полянке“ мало елочек, а в коробке много елочек».

Воспитатель вместе с детьми водит хоровод вокруг новогодней елки и поет песенку: «В лесу родилась елочка».

 

 

Февраль

 

Занятие 1

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

• Развитие умения различать количество предметов: один — много.

• Развитие предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Кубики и шарики (для нанизывания на палочку) одинакового цвета и величины (по количеству детей и для воспитателя), 2 машины.

Методические указания

Игровая ситуация «Собираем башенку и пирамидку».

Воспитатель поочередно ввозит машины с кубиками и шариками. Обращает внимание детей на машину с кубиками и спрашивает: «Что это? » (Кубики. )

Воспитатель обводит круговым жестом кубики и говорит: «Кубиков много». Дети повторяют вместе с воспитателем: «Много».

Воспитатель предлагает детям взять только один кубик из машины и сказать: «Один кубик».

Дети проводят ладошкой по граням кубика, прячут в ладошках и ста­вят на стол.

Воспитатель предлагает детям поставить свои кубики друг на друга посередине стола, чтобы получилась башенка. Показывает свой кубик и спрашивает: «Сколько у меня кубиков? (Один куб. ) Сколько кубиков в башенке? » (Много кубиков. )

Аналогичные задания выполняются с шариками. Дети поочередно нанизывают шарики на палочку, чтобы получилась пирамидка.

Воспитатель уточняет, какой предмет дети собрали из кубиков и ша­риков.

 

Занятие 2

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

• Развитие умения различать количество предметов: много — много.

Дидактический наглядный материал

Кубики и шарики одинакового цвета и величины (по количеству детей и для воспитателя), игрушечные заяц и медведь, 2 корзины, коробка с лентой.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарим игрушки зайчику и мишке».

В гости к детям приходят зайчик и мишка. Воспитатель вместе с детьми здоровается с ними.

Воспитатель вносит коробку, завязанную лентой, и говорит: «В короб­ке подарки для зайчика и мишки. Давайте подарим их нашим гостям».

Дети вместе с воспитателем рассматривают подарки в коробке. Вос­питатель поочередно показывает кубик и шарик и выясняет у детей, что это. Воспитатель говорит: «Подарков много», — и предлагает подарить зайчику шары (шарики)[1], а мишке — кубы (кубики).

Воспитатель просит детей взять по одному шару (шарику) и пока­зать, как с ним можно играть (прятать в ладошках, гладить, катать от ла­дошки к ладошке). Дети дарят зайчику шары (шарики) и складывают их в его корзинку. Воспитатель уточняет: «Сколько шаров (шариков) пода­рили зайчику? » (Много шаров (шариков). )

Аналогичные задания дети выполняют с кубами (кубиками) и дарят их мишке. При выполнении действий с кубами (кубиками) дети прячут их в ладошках, гладят грани, ставят на стол и складывают в корзинку. (Много кубов (кубиков). )

Воспитатель обобщает: «Зайчику подарили много шаров (шариков), а мишке много кубов (кубиков)». Дети повторяют слова за воспитателем. Зай­чик и мишка благодарят детей за подарки и предлагают потанцевать вместе с ними. Дети топают ножками вместе с мишкой и прыгают вместе с зайчиком.

Занятие 3

Программное содержание

• Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много — много.

• Развитие предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Кегли и мячи одного цвета (по количеству детей и для воспитателя), 2 сетки для физкультурного оборудования, кегли.

Методические указания

Игровое упражнение «Игра с мячами».

Воспитатель вносит сетку с кеглями. Уточняет название предметов, ста­вит на пол одну кеглю и спрашивает: «Сколько кеглей в сетке? (Много. ) Сколько у меня? » (Одна. ) Дети называют количество вместе с воспитателем.

По указанию воспитателя дети берут по одной кегле, уточняют, сколько у них кеглей (Одна. ), и ставят их на пол.

Воспитатель обращает внимание на сетку с мячами: «Сколько мя­чей? » (Много. ) Затем показывает один мяч и предлагает сказать, сколько мячей в сетке (Много. ) и сколько мячей у него в руках. (Один. )

Дети берут по одному мячу. Воспитатель уточняет, сколько мячей они взяли (Один мяч. ) и предлагает поиграть с мячами и кеглями. Он по­казывает, как мячом можно сбить кеглю. Игра повторяется 2—3 раза.

Дети вместе с воспитателем складывают кегли и мячи в разные сетки и выясняют, сколько кеглей (Много. ) и сколько мячей. (Много. )

 

Занятие 4

Программное содержание

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много — один, один — много, много — много.

Дидактический наглядный материал

Большие и маленькие пирамидки (по количеству детей и для воспи­тателя), салфетка.

Методические указания

Игра «Найди пару».

На столе заранее подготовлены пирамидки разной величины (на­крыты салфеткой).

Воспитатель снимает салфетку с пирамидок и удивленно спрашива­ет: «Что спрятано под платочком? » (Пирамидки. )

Воспитатель ставит рядом большую и маленькую пирамидки и предла­гает сравнить их. (Разные. ) Показывает на большую пирамидку и спраши­вает, какая она по величине: большая или маленькая. (Большая пирамидка. ) То же о маленькой пирамидке. Воспитатель побуждает каждого ребенка по­казать величину пирамидок вместе с ним, обхватив предмет руками.

Затем предлагает каждому ребенку взять маленькую пирамидку и сказать, какую по величине пирамидку он взял и сколько у него пирами­док. (Одна. ) Дети вместе с воспитателем разбирают пирамидки и уточ­няют, из скольких колечек они состоят. (Много колечек. ) Затем под руко­водством воспитателя собирают пирамидки.

Воспитатель просит детей большую пирамидку поставить рядом с маленькой, затем показать и назвать большую (маленькую) пирамидку.

Дети вместе с воспитателем ставят в ряд все большие пирамидки, пе­ред ними все маленькие пирамидки. Воспитатель уточняет: «Сколько больших пирамидок? (Много. ) Сколько маленьких пирамидок? » (Много. )

Воспитатель помогает детям встать в ряд и поиграть в игру «Сделай, как я». В ходе игры дети выполняют движения по показу воспитателя: приседают, прыгают, хлопают и т. д.

 

 

Март

 

Занятие 1

Программное содержание

• Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много — много.

• Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине.

Дидактический наглядный материал

Большие кубики и маленькие шарики одинакового цвета (по коли­честву детей и для воспитателя), большой и маленький грузовики.

Игровая ситуация «Закати шарик в домик».

Воспитатель ввозит грузовик с кубиками и шариками и спрашивает у детей: «Что привез грузовик? (Кубики (кубы) и шарики (шары. ) Сколько кубиков (кубов) и шариков (шаров) в грузовике? » (Много. )

Воспитатель ставит перед собой кубик и шарик и уточняет: «Кубик большой. (Захватывает его двумя руками. ) Шарик маленький». (Прячет в ладони. )

Дети по указанию воспитателя берут из грузовика по одному ку­бику (провозит грузовик мимо детей) и выполняют с ним следующие действия: прячут в ладошках, показывают и называют, ставят перед собой.

Вместе с воспитателем дети строят домик — «загончик» для шариков.

Аналогичное упражнение дети выполняют с шариками: прячут, по­казывают, называют, прокатывают от ладошки к ладошке.

Вместе с воспитателем дети поочередно прокатывают шарики в домик.

Воспитатель уточняет: «Какие по величине кубики (кубы)? (Боль­шие. ) Сколько больших кубиков (кубов) вы взяли для постройки. (Мно­го. ) Какие шарики (шары) по величине? (Маленькие. ) Сколько малень­ких шариков (шаров) в домике? » (Много. )

Воспитатель обращает внимание детей на грузовики и показывает большую (маленькую) машину.

Воспитатель предлагает детям взять в одну руку шарик (шар), а в дру­гую руку кубик (куб) и положить в большой грузовик большой кубик (куб), в маленький — маленький шарик (шар). Воспитатель уточняет, сколько кубиков (кубов) в машине (Много. ) и сколько шариков (шаров). (Много. )

Дети встают рядом с воспитателем и под музыку имитируют движе­ния машины.

 

Занятие 2

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много — мало.

• Формирование умения сооружать простейшие постройки.

Дидактический наглядный материал

Кубики и шарики одинакового цвета (по количеству детей и для вос­питателя), 2 кирпичика того же цвета, корзинка.

Методические указания

Игровая ситуация «Строим ворота для шариков».

Воспитатель вносит корзину с кубиками, шариками и кирпичиками и спрашивает у детей: «Что в корзине? » По мере называния воспитатель показывает предметы.

Воспитатель предлагает детям взять из корзины по одному куби­ку и поставить на стол. Затем уточняет: «Сколько кубиков? » (Много. ) Воспитатель вместе с детьми расставляет кубики в два ряда напротив друг друга.

Воспитатель выкладывает на стол кирпичики и спрашивает: «Что это? (Кирпичики. ) Сколько кирпичиков? (Мало. ) Сколько кубиков? » (Много. ) Воспитатель обобщает ответы детей: «Кубиков много, кирпи­чиков мало».

Затем предлагает двум детям поочередно положить кирпичики на кубики и уточняет: «Что получилось? » (Ворота. )

Воспитатель обращает внимание детей на шарики и спрашивает: «Сколько шариков? » (Много. ) Он предлагает детям взять по шарику и по очереди прокатить их через ворота. Воспитатель помогает детям и соби­рает шарики. Затем обобщает: «Кубиков много, шариков много, кирпи­чиков мало». Воспитатель побуждает детей повторять за ним.

 

Занятие 3

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме и количе­ству, обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много — много.

• Формирование умения сооружать несложные постройки.

Дидактический наглядный материал

Матрешка, близкие по величине шарики с отверстиями для пира­мидки одинакового цвета (по количеству детей и для воспитателя), ку­бики, кирпичики, коробка, стержень на подставке для нанизывания шариков.

Методические указания

Игровая ситуация «Собираем игрушки для матрешки».

Воспитатель показывает детям матрешку и читает стихотворение:

Я веселая матрешка.

Люблю строить, собирать И с ребятами играть.

Обращает внимание детей на коробку, которую принесла матреш­ка. Вместе с детьми рассматривает содержимое коробки и спрашивает: «Что в коробке? (По мере называния воспитатель показывает предме­ты. ) Сколько кубиков (шариков, кирпичиков)? »

Воспитатель предлагает детям взять по одному шарику (шару). За­тем уточняет у каждого ребенка, что он взял (Шарик, шар. ), просит по­казать, какой шар. (Круглый. ) Дети вместе с воспитателем собирают ша­рики на стержень для пирамидки и выясняют, сколько в ней шариков (шаров). (Много. )

Воспитатель предлагает детям взять по одному кубику (кубу). По­том спрашивает у каждого ребенка, что он взял. (Кубик, куб. ) Просит по­гладить грани кубов и поставить их в ряд (линейно). Дети с помощью воспитателя выполняют задание и выясняют, сколько кубиков (кубов). (Много. )

Воспитатель предлагает детям взять по одному кирпичику и уточня­ет у каждого ребенка, что он взял. Просит погладить грани кирпичика и показать, что с ним можно делать. (Дети ставят кирпичики на разные грани. )

Воспитатель показывает, как построить столик: кладет кирпичик на кубик. Дети повторяют действия и говорят матрешке, что они построи­ли (Столики. ) и сколько столиков получилось. (Много. )

Матрешка благодарит детей и прощается с ними.

 

Занятие 4

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по форме {кубик, кир­пичик) и цвету.

• Развитие умения различать и показывать части своего тела.

• Формирование умения сооружать несложные постройки.

Дидактический наглядный материал

Коробка, 2 куклы, 3 кубика и 3 кирпичика красного цвета, 3 кубика и 3 кирпичика желтого цвета.

Методические указания

Игровая ситуация «Построим диванчики для кукол».

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто-то стучится в дверь. Он вносит двух кукол и говорит: «К нам пришли подружки кук­ла Маша и кукла Даша». Дети знакомятся и здороваются с куклами, рас­сматривают их.

Воспитатель предлагает построить для них диванчики. Показывает коробку с кубиками и кирпичиками и спрашивает: «Что это? (По мере называния показывает предметы. ) Какого цвета кубик (кирпичик)? Что с ним можно делать? » (Ставить, строить. )

Воспитатель вызывает нескольких детей, предлагает им взять куби­ки красного цвета и уточняет: «Что вы взяли? (Кубик. ) Какого он цвета? » Он помогает детям поставить кубики в ряд рядом друг с другом. Других детей он просит взять красные кирпичики и уточняет: «Что вы взяли? (Кирпичик. ) Какого он цвета? »

Воспитатель помогает детям поставить кирпичики рядом с кубиками так, чтобы получился диванчик (кирпичики ставятся на короткую грань).

Аналогично строится диванчик из желтых кубиков и кирпичиков.

Воспитатель вместе с детьми сажает кукол на диванчики и уточняет цвет диванчиков.

Куклы говорят спасибо и предлагают поиграть в игру «Где же наши ручки». Дети встают на коврик лицом к воспитателю. Он произносит рифмовку, а дети имитируют движения:

Где же, где же наши ручки? (Прячут руки за спину. )

Вот, вот наши ручки, (Показывают руки, держа

их ладошками вверх. )

Вот где наши ручки.

Где же, где же наши ножки? (Приседают и обнимают коленки. )

Вот, вот где наши ножки, (Топают ногами. )

Вот где наши ножки.

Где же, где же наши детки? (Закрывают лицо руками. )

Вот, вот наши детки, (Открывают лицо. )

Вот где наши детки.

 

 

Апрель

 

Занятие 1

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по величине и цвету.

• Развитие предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Большая и маленькая подушечки в форме ежей с нашитыми пугови­цами, большие зеленые листочки и маленькие желтые листочки с петель­ками для пуговиц (по количеству детей и для воспитателя), корзинка.

Методические указания

Игровое упражнение «Подарки для ежиков».

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет упражнение пальчиками:

Вот свернулся ежик в клубок, (Дети соединяют ладони, переплетая пальцы (см. рис. ). )

Показал колючий бок. (Положение рук то же, но дети выпрямляют пальцы. )

Воспитатель обращает внимание детей на подушечки в форме ежей, предлагает рассмотреть их и уточняет, одинаковые ли они по величине. (Разные по величине: большой и маленький ежики. ) Дети показывают ежи­ков и называют величину вместе с воспитателем.

Рис.

Воспитатель показывает детям корзинку с листочками, предлагает рассмотреть их, обращает внимание на цвет листочков (называет и по­казывает). Он накладывает желтый листочек на зеленый и уточняет их величину: «Зеленый листочек большой, а желтый листочек маленький». Затем спрашивает: «Какому ежику: большому или маленькому, мы по­дарим большой листочек? (Большому. ) А маленький листочек, какому ежику: маленькому или большому? » (Маленькому. ) Воспитатель пооче­редно надевает листочки ежикам.

Воспитатель предлагает детям взять по большому листочку и пода­рить (надеть на пуговичку) его большому ежику. После выполнения за­дания уточняет: «Листочки какого цвета мы подарили большому ежи­ку? » (Зеленого. )

То же задание выполняется с желтыми листочками.

Затем повторяется пальчиковая гимнастика.

 

Занятие 2

Программное содержание

• Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предме­та (в, на, под, здесь, там, тут).

Дидактический наглядный материал

Игрушки (петух, курица, собака, кошка, мышка, корова), иллюстра­ции с изображением этих игрушек.

Методические указания

Игровое упражнение «Где спрятались игрушки».

Перед началом занятия воспитатель прячет игрушки в группе: соба­ку в домик, петушка на «заборчик», курочку под ведерко; корову, кошку и мышку в разных местах группы.

Воспитатель сообщает детям, что в группе спрятались разные живот­ные, предлагает их найти и вспомнить, кто как кричит. Затем показывает картинку с изображением собачки и спрашивает: «Кто это? Как она лает? »

Воспитатель вместе с детьми находит собачку в домике и уточняет, где спряталась собачка. Найденную игрушку он ставит на стол.

Аналогично находят остальные игрушки и собирают их на столе. Каж­дый раз воспитатель интонационно выделяет предлог или наречие, обо­значающее местонахождение игрушки, и побуждает детей повторить его.

Дети вспоминают, какое животное как кричит.

 

Занятие 3

Программное содержание

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: мно­го — один, один — много, много — мало, много — много.

• Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направ­лении.

Дидактический наглядный материал

«Полянка», изготовленная из плотного картона, зайчики, елоч­ки (1 большая и несколько маленьких), 2 корзины, одинаковые мячи (на 2 больше, чем детей), дорожка из плотного картона.

Методические указания

Игровое упражнение «Путешествие на поезде».

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поезде. Дети строятся паровозиком и под музыку двигаются по группе.

Первая остановка: в гостях у зайки. На «полянке» в ряд сидят зайчи­ки и стоят елочки. Воспитатель рассматривает их и спрашивает у детей: «Сколько зайчиков? » (Много. ) Он берет одного зайчика слева и говорит: «Зайчик отстал от своих друзей и расплакался».

Воспитатель успокаивает зайчика и спрашивает: «Сколько зайчиков в руке? (Один. ) А на полянке сколько? » (Много. )

Дети помогают воспитателю успокоить зайчика: гладят, прыгают с ним и ставят его рядом с другими зайчиками.

Воспитатель обращает внимание детей на елочки. Рассматривает их и уточняет величину: «Одинаковые ли елочки по величине? »

Воспитатель показывает детям большую и маленькие елочки и спраши­вает: «Сколько больших елочек? (Одна. ) Сколько маленьких? » (Много. )

Вторая остановка: игровая площадка.

На площадке две корзины с мячами: в одной много мячей, в другой мало (2 шт. ).

Воспитатель обращает внимание детей на корзины с мячами и спра­шивает: «Сколько мячей в корзине? » (Много. )

Дети берут по одному мячу из корзины. Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Мяч»:

Мой

Веселый,

Звонкий

Мяч,

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Дети вместе с воспитателем прокатывают мячи по дорожке к корзи­не и кладут их в корзину. Воспитатель уточняет: «Сколько мячей в кор­зине? (Много. ) Ребяток тоже много».

Дети строятся паровозиком и вслед за воспитателем под музыку воз­вращаются «домой».

 

Занятие 4

Программное содержание

• Развитие умения различать количество предметов (много — один), использовать в речи существительные во множественном и единствен­ном числе.

• Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направ­лении.

Дидактический наглядный материал

Тазик с водой, бумажные или пластмассовые лодочки одного цве­та и размера (по количеству детей и для воспитателя), поднос, салфетка.

Методические указания

Игровая ситуация «Мы плывем на лодке».

Воспитатель читает стихотворение:

Кто там в лодочке плывет,

Кто там песенку поет?

— Я на лодочке плыву,

Звонку песенку пою.

О. Новиковская

По ходу чтения стихотворения дети вместе с воспитателем изобра­жают лодочки: прижимают ладони друг к другу, слегка приоткрывая их и отводя большие пальцы в стороны (см. рис. ).


 

Воспитатель снимает салфетку с подноса и спрашивает: «Что на под­носе? (Лодки. ) Сколько лодочек? » (Много. )

Он предлагает поиграть с лодочками: берет одну из них и пускает в тазик с водой.

Воспитатель спрашивает: «Что делает лодочка? (Плавает. ) Сколько лодочек плавает? (Одна. ) Сколько лодочек на подносе? » (Много. )

По указанию воспитателя дети пускают свои лодочки в таз с водой и уточняют, сколько лодочек плавает. (Много. ) Воспитатель вынимает свою лодочку из воды, ставит ее на поднос и спрашивает: «Сколько ло­дочек на подносе? (Одна. ) Сколько лодочек плавает? » (Много. )

Воспитатель предлагает детям поставить свои лодочки на поднос и отдохнуть.

Дети под музыку имитируют плавательные движения руками и дви­гаются за воспитателем по групповой комнате.

 

 

Май

 

Занятие 1

Программное содержание

• Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один — много, много — один, много — много.

• Развитие предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Зайчик, коробочки (по 3 шт. для каждого ребенка и воспитателя), 4 матрешки, 4 кубика, 4 колечка.

Методические указания

Игра «Выкладываем, перекладываем, собираем».

На столах у детей и у воспитателя по 3 коробочки с различными пред­метами: матрешками, кубиками, колечками.

Воспитатель показывает детям зайчика и читает стихотворение: Зайка серый умывается,

В детский садик собирается:

Вымыл ушки, вымыл хвостик И торопится к нам в гости.

Дети вместе с воспитателем выполняют соответствующие движения.

Воспитатель обращает внимание детей на коробочки, которые при­нес зайчик. Предлагает сесть за стол и поиграть.

Дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки, называют их и выясняют, сколько всего предметов в коробочках. (Много. )

Воспитатель вместе с зайчиком просит детей найти коробочку с ко­лечками, разложить их в ряд перед собой и уточнить, сколько колечек (Много. ); взять одно колечко и сказать, сколько колечек в руке. (Одно колечко. ) Потом предлагает собрать все колечки в коробочку и сказать, сколько колечек в коробочке. (Много колечек. )

Все действия выполняются совместно с воспитателем.

Аналогичные задания выполняются с кубиками и матрешками.

В конце занятия воспитатель спрашивает у детей, сколько колечек (кубиков, матрешек) принес зайчик. (Много колечек (кубиков, матрешек). )

 

Занятие 2

Программное содержание

• Формирование умения различать предметы по величине и обозна­чать их словами: большой, маленький.

• Развитие предметных действий.

Дидактический наглядный материал

Большие и маленькие ведерки, совочки (по количеству детей и для воспитателя).

Методические указания

Игра «Делаем куличики большие и маленькие».

Игра проводится на прогулке. По борту песочницы воспитатель рас­полагает большие ведерки с маленькими внутри и совочки.

Воспитатель предлагает детям найти свои ведерки и поиграть.

Воспитатель выясняет, что спряталось внутри ведерка. Он достает маленькое ведерко и ставит его рядом с большим: «Большое (показыва­ет) и маленькое (показывает)».

Дети находят, показывают и называют большое (маленькое) ведерко.

Воспитатель насыпает песок в большое ведерко, комментирует свои действия и делает куличики. Дети повторяют все действия вместе с вос­питателем.

Так же дети вместе с воспитателем делают маленькие куличики и уточ­няют: «Куличики большие (показывают) и маленькие (показывают)».

Воспитатель вместе с детьми обходит вокруг песочницы и рассма­тривает куличики.

 

 

Дидактические игры и игровые упражнения

Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить с це­лью уточнения и закрепления математических предстаатений у детей.

Количество

«Собираем мячи в корзину», «Сколько матрешек пришло в гости», «Игра с флажками (листочками)», «Разноцветные мячи», «Сколько больших, сколько маленьких», «Покажи один, покажи много», «Пока­жи много, покажи мало», «Построим матрешек в ряд», «Сколько спря­талось игрушек».

Величина

«Найди пару», «Найди такой же», «Покажи и назови», «Спрячь боль­шой, спрячь маленький», «Поможем Мишке навести порядок», «Стро­им ворота для машин», «Собираем матрешек (пирамидки, формочки, ведерки)», «Строим домики (башенки, столбики)», «Пойдем по следам».

Форма

«Сделаем куклам бусы», «Кто найдет такой же», «Прокати такой же шарик», «Что ты достал», «Что в мешочке», «Назови предмет», «Найди пару», «Собираем пирамидку из предметов разной формы», «Игра с воз­душными шарами», «Что катится», «Строим мебель для куклы»; игры с вкладышами разной формы.

Ориентировка в пространстве

«Поможем Зайчику найти его игрушки» (в группе, на участке), «До­гоняем мяч», «Едем, едем, едем... ».

Попевки, потешки, поговорки, при чтении которых закрепляется умение ориентироваться в частях собственного тела («Ладушки, ладуш­ки», «Водичка, водичка» и др. ).

 

 

Дополнительный материал для работы с детьми

Предлагаемый дополнительный материал направлен на формирова­ние у детей основных сенсорных функций и активизацию их практиче­ских действий с предметами, что является необходимым условием для развития познавательного интереса к первоначальным математическим представлениям.

В процессе организации практических действий необходимо сти­мулировать детей обозначать в речи названия предметов, их величину, форму, количество.

Количество

• Продолжать расширять представление о множестве, различать его по признакам (цвет, форма, величина) и количеству (много, один, мало) в окружающем пространстве: групповой комнате, участке детского сада.

• В процессе игровой деятельности создавать ситуации для выбора, сбора, раскладывания (по группам в ряд) групп предметов и называния их количества. С этой целью можно организовать такие игры, как: «На­поим кукол чаем», «Построим мебель для кукол», «Расставим машины в гараже» и т. д. Комментируя действия детей, следует обращать внимание на расположение предметов (в ряд), на соответствие предметов (в каж­дом гараже машина, у каждой куклы есть стул и т. д. ), побуждать исполь­зовать в речи нужные слова.

• В разнообразных видах деятельности возможно проведение игр с пирамидками, мячами, шарами, султанчиками, флажками. В ходе этих игр дети упражняются в нахождении, выделении и составлении групп предметов.

• Предложенные варианты работы могут служить подготовкой детей к действиям с множествами и способствовать овладению счетом.

Величина

• Побуждать детей к выполнению разнообразных практических дей­ствий по различению и сопоставлению предметов по величине, абстрагируясь от других признаков (цвет, форма). С этой целью можно предла­гать для сравнения ведерки, формочки, совочки, лейки, чашечки, блюд­ца и т. д.

• Предлагать игровые задания на сопоставление разнородных пред­метов по величине и составление из них пар: большая чашка и большое блюдце, большая тарелка и большая ложка, маленькое ведерко и ма­ленький совочек и т. д.

• Поощрять исследовательский интерес детей, проведение простей­ших наблюдений в процессе игровой деятельности (вкладыши, мозаи­ки, прорези для разных по величине предметов, ворота для машин (ша­риков, мячей) и т. д. ).

• Поддерживать интерес к самостоятельному сооружению новых по­строек из строительного материала, используя полученные ранее уме­ния сопоставлять детали по величине (домики, машины, башни, воро­та, заборчики, мебель для кукол и т. д. ).

• Поощрять стремление детей к раскладыванию предметов разной величины от большего к меньшему и наоборот (в пределах 3—4 разме­ров).

Форма

• Обогащать представления детей о форме предметов (возможно на основе совершенствования чувственного познания). С этой це­лью необходимо побуждать к выполнению разнообразных практиче­ских действий по различению и сопоставлению предметов по форме (куб, шар, кирпичик), абстрагируясь от других признаков (цвет, ве­личина).

• С целью усложнения заданий для работы с детьми можно ис­пользовать блоки Дьенеша и предлагать такие игровые упражнения, как: «Закрой окошки», «Подбери правильно», «Найди такую же», «Найди пару» и т. д. Можно показать разные способы выполнения упражнений: непосредственно сравнивать фигуры друг с другом (по­иск фигур путем проб и ошибок) и зрительно сопоставлять фигуры и подбирать их.

• Продолжать вместе с детьми сооружать различные постройки из строительного материала, обыгрывая их и привлекая внимание малы­шей к называнию деталей построек.

Ориентировка в пространстве

• Способствовать накоплению опыта восприятия ближайшего про­странственного окружения: ориентировка в частях собственного тела (различать, показывать и называть их), определение парных пространственных направлений от себя (вверху, внизу, впереди, сзади) как осно­ва будущей образной модели системы координат.

• Побуждать находить спрятанные предметы в окружающем про­странстве, определять их местонахождение с помощью слов тут, там, здесь и т. д. («Найди зайчика», «Отгадай, кто спрятался», «Где спрятал­ся Мишка»).


Организация развивающей среды

Одним из условий реализации программы по формированию эле­ментарных математических представлений является организация раз­вивающей среды. Основная задача воспитателя — вызвать и поддержать познавательную активность ребенка, заинтересованность необычным предметом, обеспечить новыми впечатлениями и побудить к самостоя­тельному экспериментированию.

В группе в свободном доступе должны находиться:

• матрешки, пирамидки, шарики разного размера и цвета;

• мячи, корзиночки, ведерки;

• квадратные и круглые формочки-вкладыши;

• строительные наборы;

• игрушки для тренировки (тележки, машинки, паровозики, лодоч­ки и др. );

• иллюстрации с изображением детей, занятых разными видами де­ятельности;

• 2-3 набора разных картинок (от 2 до 4 частей);

• 2-3 набора кубиков «Собери картинку»;

• пластмассовые гвозди, молоточки, дощечки;

• занимательные коробки («Найди окошко»).

Для совместной деятельности с взрослым в группе должны быть:

• панно из ковролина с набором разнообразных плоскостных изо­бражений, предметов, форм;

• тематические наборы для ковролина;

• музыкальные игрушки (колокольчики, барабан, дудочка и др. );

• листы бумаги, восковые мелки, штампы;

• набор для игр с песком (ведра, совочки, формочки);

• набор для игр с водой (ковшики, лейки, ведерки, бутылочки);

• 2—3 вида крупной мозаики;

• дидактические игрушки для подбора определенных предметов (ежику нужно пристегнуть много листочков, божью коровку прикре­пить к листочку ит. д. );

• блоки Дьенеша и плоские фигуры для создания изображений по образцу (домик, кораблик и т. д. );

• панно с узорами на пластилине из природного материала (скор­лупки от орехов, семена и т. д. ).


Рекомендуемая литература

Арапова-ПискареваН. А. Формирование элементарных мате­матических представлений в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

ВенгерЛ. А., Пилюгина Э. Г. идр. Воспитание сенсорной куль­туры ребенка. — М.: Просвещение, 1988.

Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада / Сост. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Гр о м о в а О. Е. Формирование элементарных математических пред­ставлений у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

Но в и ко в с кая О. А. Ум на кончиках пальцев. Маленькие под­сказки для родителей. — СПб.: ООО «Сова», 2007.

Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖ­ДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Ва­сильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.

Сербина Е. В. Математика для малышей. — М.: Просвещение, 1992.

Смирнова О. Е., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Разви­тие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.


[1] В процессе занятия воспитатель может обозначать форму предмета словами: шар или шарик, куб или кубик.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.