Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Проф. И.М.Андреев



А. С. Пушкин
(Основные особенности личности и творчества гениального поэта)

 


Для того чтобы правильно рассмотреть большую картину, надо встать перед ней не слишком близко и не слишком далеко. Если мы будем смотреть слишком близко, то детали заслонят от нас целое и мы, как говорится, " из-за деревьев не увидим леса"; если же, наоборот, мы будем смотреть издалека, то не заметим драгоценных деталей и тонких нюансов, часто являющихся ключом к пониманию целого. Иными словами, необходимо найти так называемую " фокусную" точку зрения, которая даст нам правильное впечатление и о деталях, и о целом.

 
Такая " фокусная" точка зрения существует и в духовном восприятии личности человека. Ее очень трудно найти. Родные и близкие обычно знают все мелочи и недостатки человека, но часто не понимают личности в целом; чужие и дальние - схватывают только поверхностную целостность, но не видят и не понимают деталей и нюансов. Особенно трудно воссоздать и правильно представить личность человека отдаленной эпохи, то есть историческую личность. Историк и, особенно, историк литературы обязан найти такой " фокус" для правильного истолкования изучаемой личности. Материалами для правильного понимания писателя служат: объективная, строго документированная биография; автобиографические сведения и дневники; черновые рукописи, с их поправками, исправлениями, набросками, заметками, планами; записные книжки и письма; воспоминания современников (чем их больше, чем они разностороннее, чем разнообразнее и даже чем они более противоречивы - тем лучше).

 
Настоящая работа и представляет собой такую попытку найти " фокусную" точку зрения по отношению к Пушкину и дать правильный и целостный образ как личности поэта, так и его творчества.
Пушкин - величайший, гениальный поэт русской и мировой литературы. Пушкин - один из величайших деятелей национальной русской духовной культуры. Пушкин - творец русского литературного языка и родоначальник новой русской литературы, которую он поднял так высоко, что она заняла первое место в мире. С русской литературой XIX века может соперничать только древнегреческая литература. Пушкин завершил в русской литературе все ценное до него и породил все ценное после него. " Пушкин - это наше все " (Аполлон Григорьев).

 
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке), 26 мая 1799 года, в четверг, в день праздника Вознесения Господня. Эти сведения о месте и времени рождения Пушкина можно рассматривать как некие символы. Величайший русский национальный поэт - родился в Москве, в сердце России, и сам стал сердцем русской литературы; он родился в чудесном весеннем месяце мае - и явил собою светлую дивную весну чудесной русской литературы. Пушкин родился в последний год XVIII века - блистательного века классицизма - и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти и кипучую действительность жизни преобразовывать в холодный мрамор словесной скульптуры; а затем, уже силой своего личного гения, одухотворять этот мрамор и претворять его в реальную живую жизнь. Пушкин родился в день Вознесения - и весь его жизненный и творческий путь явил собою непрестанное восхождение к недостижимому на земле истинному идеалу Совершенства, который, в его понимании, представлял собою триединый тройственный образ Истины, Добра и Красоты. Неслучайно и последние предсмертные слова его - " выше, пойдем выше" - звали стремиться ввысь.
Между прочим, в день рождения Пушкина по всем церквам шли молебны, гудели колокола и на московских улицах народ кричал " ура". Москва в этот день праздновала рождение внучки императора Павла. Случайное совпадение двух событий (а существует ли, вообще, в Божием мире случайность? ) привело к тому, что в день рождения величайшего гения России было народное ликование и колокольный звон.

 
Жизнь гения всегда трагична. " Много дано - много и спросится". Достойное несение великого бремени гениальности - тяжелый крест. Жизнь Пушкина была исключительно трагична и представляла собою, прежде всего, непрерывный нравственный подвиг непрестанной борьбы со своими страстями. От рождения Пушкин получил очень тяжелую порочную наследственность как со стороны отца, так и со стороны матери. Чрезвычайно рано проснувшиеся страсти истязали чуткую и нежную по природе душу поэта в течение всей его жизни.

 
Как известно, Пушкин по материнской линии был правнуком знаменитого " арапа Петра Великого" и унаследовал бурные " африканские страсти" своего прадеда.
Сам поэт в " Автобиографии" (1834? ) сообщает жуткие данные о своей наследственности. Вот что он пишет о предках.

 
" Прадед мой < по отцу> Александр Петрович был женат на меньшой дочери графа Головина, первого Андреевского Кавалера. Он умер весьма молод, в припадке сумасшествия зарезав свою жену, находившуюся в родах. Единственный сын его, Лев Александрович <... > был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урожденная Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую ее связь с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально повесил на черном дворе. Вторая жена его, урожденная Чичерина, довольно от него натерпелась <... >

 
Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. < Это и был знаменитый и известный своей судьбой " арап Петра Великого", которому была дана фамилия Ганнибал. >
В семейственной жизни прадед мой Ганнибал, - пишет Пушкин, - так же был несчастлив, как и прадед мой Пушкин. Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре <... > Вторая жена его, Христина-Регина фон Шеберх <... > родила ему множество черных детей обоего пола <... >
Дед мой, Осип Абрамович <... > женился на Марье Алексеевне Пушкиной <... > И сей брак был несчастлив <... >. Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения. Он женился на другой жене, представя фальшивое свидетельство о смерти первой <... > Новый брак деда моего объявлен был незаконным, бабушке моей возвращена трехлетняя ее дочь, а дедушка послан на службу в черноморский флот. Тридцать лет они жили розно. Дед мой умер в 1807 году, в своей псковской деревне, от следствий невоздержанной жизни. Одиннадцать лет после того бабушка скончалась в той же деревне. Смерть соединила их. Они покоятся друг подле друга в Святогорском монастыре".

 
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин (1770-1848) [1] получил светское французское воспитание в духе вольнодумства XVIII века. В основе этого воспитания лежала скептически-атеистическая французская философия и эротическая французская литература. Особый успех он имел в салонных играх, требовавших остроумия и игривости ума. Был он прекрасный актер и декламатор, мастерски читал Мольера, писал легкие французские и русские стихи. Интересуясь литературой, был лично знаком с Дмитриевым, Карамзиным, Жуковским, Батюшковым и другими литераторами. Летом 1814 года он вступил в масонскую ложу " Северного Щита" [2], но активного участия в ней не принимал. Будучи бессердечным эгоистом, он имел склонность к чувствительности и слезливости, любил патетические вопли и декламационные жесты. Основная черта его личности была постоянная душевная фальшивость и актерство в жизни. К детям своим Сергей Львович был глубоко равнодушен. Никакой душевной близости с ними у него никогда не было. Никакой душевной ласки дети никогда от него не имели. Сергей Львович умер 78 лет, в 1848 году, на 11 лет пережив своего великого сына. Двенадцать лет он прожил одиноким вдовцом. Однако продолжал изысканно одеваться, балагурить, ухаживать за молодыми девушками и даже 10-летними девочками, влюблялся в них и писал любовные стишки. Несколько раз он сватался к молодым девицам, будучи на 50-60 лет старше их. Между прочим, он ухаживал за А. П. Керн, которую воспел Пушкин, писал ей страстные любовные письма, а затем влюбился в ее дочь, Екатерину Ермолаевну, подбирал и ел кожицу от клюквы, которую она выплевывала... За несколько дней до своей смерти он умолял ее выйти за него замуж... Таким " павианом во фраке" был отец Пушкина.

 
Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал [3], была легкомысленной, ветреной, избалованной и капризной женщиной. Она была очень хороша собой, и в свете ее прозвали " прекрасной креолкой". Мало интересуясь французской философией, она знала французскую литературу, вполне сходясь в этом отношении во вкусах со своим мужем, очаровывая светское общество не только своей красотой, но и остроумием и веселостью. Питала отвращение ко всякому труду и, подобно мужу, запустившему управление имениями, она совершенно запустила свое домашнее хозяйство. Надежда Осиповна была вспыльчива, властна и взбалмошна. Муж находился у нее под башмаком. У нее было трое детей: старшая дочь Ольга [4], сын Александр (поэт), - которых она не любила, и младший сын Лев [5], которого обожала. Старших детей она часто подвергала несправедливым и унизительным наказаниям. Никакой материнской ласки старшие дети не знали. Поэтому, когда 12-летнего отрока Пушкина повезли в Петербург для помещения в Лицей - он покинул родителей без всякого сожаления.
Надежда Осиповна умерла ровно за 10 месяцев до трагической кончины своего великого сына. Умерла она в первый день Светлого Христова Воскресения, в самую заутреню, 29 марта 1836 года. В последний год ее жизни, когда она серьезно заболела, Пушкин стал чрезвычайно внимателен и почтителен к ней, проявляя искреннюю заботливость и нежную любовь. Баронесса Е. Н. Вревская [6] в заметке, бывшей в распоряжении историка М. И. Семевского (" Русский Вестник", 1869, № 11, 89), сообщила по этому поводу очень ценные сведения: " Пушкин чрезвычайно был привязан к своей матери, которая, однако, предпочитала ему второго своего сына (Льва), и притом до такой степени, что каждый успех старшего делал ее к нему равнодушнее и вызывал с ее стороны сожаление, что успех этот не достался ее любимцу. Но последний год ее жизни, когда она была больна несколько месяцев, Александр Сергеевич ухаживал за нею с такой нежностью и уделял ей от малого своего состояния с такой охотой, что она поняла свою несправедливость и просила у него прощения, сознаваясь, что не умела его ценить. Он сам привез ее тело в Святогорский монастырь, где она похоронена. После похорон он был чрезвычайно расстроен и жаловался на судьбу, что она и тут его не пощадила, дав ему такое короткое время пользоваться нежностью материнскою, которой до того времени он не знал... "
Брат отца, дядя Пушкина Василий Львович (1767-1830), второстепенный, но известный в свое время поэт, был немногим лучше своего брата. Писал он, подражая стилю Дмитриева и Карамзина, послания, элегии, басни, сказки, сатиры - обычно легкомысленного, а порой и непристойного содержания, вкрапливая для остроты в свои произведения даже и совсем неприличные слова. Пушкин ценил дядю и его стихи только в самой ранней юности. Позднее же он постоянно отзывался о нем с насмешкой и пренебрежением, а иногда с горьким сожалением. В 1830 году, незадолго до смерти Василия Львовича, Пушкин писал о нем Вяземскому: " Бог знает, чем и зачем он живет".
Правильное воспитание и моральная среда, в которой живет и развивается ребенок, могут во многом парализовать тлетворное влияние порочной наследственности. Но Пушкин был лишен и этого. Воспитание, которое он получил в семье и в школе (в Лицее), нельзя назвать иначе, как развращающим и растлевающим сердце и ум.

 
Пушкин родился почти уродом. Обезьяноподобный, волосатый, он рос вялым, малоподвижным, тупым, угловатым, неуклюжим ребенком, ужасавшим своим видом и поведением родителей. Затем он вдруг резко переменился: стал, наоборот, необычайно подвижным, легко возбудимым, взрывным, оставаясь долгое время угловатым и неуклюжим. Недаром и прозвища впоследствии у него были: " Искра" и " Сверчок" (между прочим, нежный Жуковский называл его " сверчок моего сердца" ). Африканская кровь предков по матери породила у Пушкина африканские страсти и создала его взрывной желчный темперамент. К этой крови присоединилась извращенная, порочная и преступная кровь его европейских предков со стороны отца, грозившая роковым образом предопределить на всю жизнь порочное развитие его моральной личности. Семейное и школьное воспитание во многом углубило тяжелую наследственность. Рано научившись читать, отрок Пушкин нашел в огромной библиотеке отца массу атеистической и эротической французской литературы, с которой жадно стал знакомиться. Запойное чтение этой развращающей сердце литературы питало рано пробужденные чувственные страсти, а скептические и атеистические идеи, преподносимые в ироническом и сатирическом освещении, развращали и юный ум.

 
Формально родители Пушкина не были чужды бытового Православия: они иногда служили молебны, приглашали на дом приходских священников, раз в год говели. Но случалось нередко, что после исповеди и причащения Святых Тайн, вечером того же дня, Сергей Львович (отец) или Василий Львович (дядя) декламировали кощунственные стихи Парни [7], в которых автор издевался над церковными таинствами и обрядами. В семье Пушкиных, как и во многих других подобных семьях того времени, вообще господствовало ироническое отношение к религии, к Церкви и духовенству. Так как непристойные насмешки по этому поводу часто облекали в остроумные и соблазнительно привлекательные формы, то ребенок Пушкин, имея живой и насмешливый ум и повышенную восприимчивость, быстро и прочно усвоил себе эту манеру, которая мутной струей прошла через его жизнь и творчество в течение многих лет.

 
С ранних лет отданный на руки гувернанток и гувернеров сомнительной нравственности, и к тому же часто менявшихся, лишенный родительского внимания и ласки, вполне предоставленный бесконтрольной соблазнительности в выборе чтения, рано узнавший из неосторожных разговоров взрослых в гостиной, в лакейской и в девичьей о том, что на языке этих взрослых называлось " любовью", отрок Пушкин был уже глубоко отравлен ядом кощунства, цинизма и скепсиса, надолго развративших его живое творческое воображение. Очень рано чуткое ухо отрока познакомилось и с тем, что называется сквернословием, образцы которого, главным образом на русском языке (хотя дома говорили большей частью по-французски), он часто слышал. И привычка сквернословить долго и прочно держалась у Пушкина. Если не вовсе отучил, то во всяком случае весьма содействовал искоренению этой привычки у русского великого поэта его друг, великий польский поэт Мицкевич.

 
Все складывалось так, что Пушкин мог совершенно нравственно погибнуть. Но, к счастью, по милости Божией, даны были Пушкину и благие дары свыше; посланы были и добрые влияния на его жизненном пути, начиная даже с колыбели. Среди даров, посланных свыше, надо отметить врожденное большое доброе сердце, чрезвычайно чуткую совесть, повышенную моральную самокритику, исключительную высочайшую и чистейшую эстетическую одаренность вообще и светлый поэтический гений в особенности, особую ясность творческого ума и мужественную волю. При наличии этих врожденных подарков с неба - невозможно было не стать Пушкину религиозным, невозможно было ему не откликаться на благие влияния, зовущие к свету Божественной Истины, Добра и Красоты. Носителями таких благих и добрых влияний, посеявших в глубину глубин души Пушкина с ранних лет его детства и отрочества неумирающие семена подлинно " разумного, доброго, вечного" - были: бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, горячо и нежно любившая внука и, в свою очередь, любимая им; прославленная любимая няня Пушкина Арина Родионовна [8]; диакон Александр Иванович Беликов (окончивший Славяно-Греко-Латинскую академию), преподававший отроку Пушкину Закон Божий, русский язык и арифметику (с 1809 по 1811 г. ); и, наконец, дядька Никита Козлов [9], состоявший при Пушкине в детстве в Москве, затем, после окончания Лицея, в Петербурге; был при Пушкине в ссылке на юге и в селе Михайловском; служил камердинером после женитьбы Пушкина и отвозил со своим барином тело матери поэта из Петербурга в Святые Горы; а в начале февраля 1837 года отвозил туда же гроб с телом самого поэта. Жандармский офицер Ракеев, по долгу службы сопровождавший гроб Пушкина, рассказывал: " Человек у Пушкина был... Что за преданный был слуга. Смотреть было даже больно, как убивался. Привязан был к покойнику, очень привязан. Не отходил почти от гроба: не ест, ни пьет" (В. Вересаев. Спутники Пушкина. М., 1937. Т. I. С. 38).
Бабушка Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818), по общим отзывам, была очень умная и рассудительная женщина. Дельвиг, друг Пушкина, приходил в восторг от письменного слога Марии Алексеевны, от ее сильной простой русской речи. Когда ребенку грозило наказание от отца или матери (часто незаслуженное, жестокое и даже несправедливое), то он убегал к защитнице-бабушке, где его уже не трогали. Бабушка и няня Арина Родионовна рассказывали младенцу и отроку Пушкину народные сказки, а чтобы он не страшился их - учили его молиться и креститься и сами его крестили. В стихотворении " Сон" (1816 г. ) Пушкин так об этом вспоминает:

Ах! умолчу ль о мамушке моей,

(трудно сказать, к кому это относится - к бабушке или к няне? )

О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы...

В 1806 г. Мария Алексеевна, купила под Москвой прелестное сельцо Захарово, в котором Пушкины проводили летнее время. С няней Ариной Родионовной (1758-1828) Пушкин особенно сблизился и глубоко ее оценил в годы вынужденного своего пребывания в селе Михайловском. Не знавший в детстве и юности материнской ласки, Пушкин относился к горячо любившей его няне с истинно сыновней нежностью, трогательно называя ее в одном из своих стихотворений " голубка дряхлая моя".

 
Лето, проведенное отроком Пушкиным в селе Захарово, всегда освежало юную душу глубокими впечатлениями дивной русской деревенской природы. Но с наступлением осени надо было возвращаться в Москву, где соперники бабушки и няни - Вольтер, Руссо, Парни, Жак Вержье, Жан Грекур - снова завладевали и пленяли неопытное сердце и незрелый еще ум отрока-поэта.
Из массы прочитанных авторов французской литературы именно Вольтер и Парни долгое время владели умом и душой Пушкина. Именно этим двум авторам он старался подражать, восхищаясь изяществом бесстыдных их творений и тонкой язвительностью их кощунственной насмешки над религией. Это им, в конце концов, обязан Пушкин самым позорным грехом своей жизни: сочинением в 1821 г., в Кишиневе, кощунственно-циничной поэмы " Гавриилиада", облеченной в изящно-привлекательную поэтическую форму. Как известно, Пушкин от этой поэмы с мучительным стыдом и омерзением отрекался потом всю жизнь.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.