Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция  «Буддизм»



1. Истоки возникновения буддизма.

2. Легенда о Будде.

3. Вероучение и культ буддизма.

4. Монашеская община.

5. Направления буддизма.

Слайд 2 «Происхождение буддизма»

Буддизм- самая древняя из существующих религий. Возникла она в VI в. до н. э. и за две с половиной тысячи лет прошла долгий путь развития. В настоящее время она распространена в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, и, кроме того, появилась тенденция ее проникновения в развитые страны Запада.

Слайд 3 «Причины (истоки) формировния буддизма»

Ее истоки лежат в духовном кризисе индийского общества 1 тыс. до н. э.. господствовавшая тогда ведическо-брахманисткая религиозная система, с ее элитарностью, претензиями жречества (брахманов) на недосягаемый авторитет и сложными жертвенными практиками стала порождать сомнение в своей эффективности, а также прямое несогласие с ней.

 

Слайд 4 «генезис»

Буддизм отказался от признания священного характера Вед и все предшествующей индийской мифологии. Основные свои догмы он воздвиг над мифологическим базисом, так что боги оказались подчиненными высшим законам жизни, сформулированным буддизмом.

Схема

 


Традиционно буддизм представляют как систему так называемых трех драгоценностей – Будда, дхарма и сангха (община).

 

Слайд 5 «Типитака»

Основные положения вероучения буддизма изложены в так называемой канонической литературе, которая зафиксировала откровения самого Будды, записанные его учениками, которая известна под названием Типитака, или Трипитака, что буквально означает: «Тройная корзина» и переводится так: «Три корзины закона (учения)».

По-видимому, тексты, писавшиеся первоначально на пальмовых листьях, держались когда-то в плетеных корзинах. Согласно преданию, после смерти Будды, собравшись вместе, монахи выслушали сообщения его ближайших учеников об основных положениях учения покойного. Один из них рассказал об установленных Буддой правилах поведения монахов, другой - о поучениях основателя новой религии, высказанных в виде притч и бесед, третий – о философских размышлениях учителя. Это предание объясняет деление Типитаки на три основных части:

Виная-питака («корзина устава»), занимает 11 мраморных плит.

В ней излагаются правила поведения и образа жизни буддистских монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности организационного строения общины и ее история.

Сутта-питака («корзина поучений»)

    Представлена идеология буддизма в форме притч, бесед, а также в стихотворной форме изложены важнейшие вопросы вероучения, перерождения Будды.

Абхидамма-питака («корзина объяснения учения (закона)».

Книги религиозно-философского характера, посвященных изложению и рапзвитию приписываемых Будде мыслей.

Учения, входящие в текст Типитаки, складывались в течение нескольких веков и первоначально передавались из уст в уста. Запись этих преданий была произведена впервые лишь в I в. до н. э. на Цейлоне. В более позднее время различные школы и направления изменяли многие места текстов Типитаки. Поэтому в 1871г. в Мандалае (Бирма ) был созван 5 специальный буддистский собор, на котором 2400 монахов путем сверки различных списков и переводов выработали унифицированный текст Типитаки. Этот текст вырезали затем на 729 мраморных плитах, каждая из которых была поставлена в отдельном миниатюрном островерхом храмине. Таким образом, был создан своеобразный городок–библиотека, хранилище канона - Кутодо, место, почитаемое сейчас всеми буддистами мира.

Слайд 6 «Личность Будды»

Согласно буддийским преданиям, основателем этой мировой религии был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, сын правителя государства Магадха, расположенного в северо-восточной части Индии.

Обстоятельства его рождения необычны.

Мать Сиддхартхи - Майа увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон, и через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело необычным путем - через подмышку. Необычным был и внешний вид младенца - удивительная красота, золотистый цвет кожи и т. д. Немедленно изданный им клич был услышан всеми богами Вселенной, которые возрадовались приходу того, кто сможет пресечь страдания бытия. Один мудрец предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига, и его назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение».

Отец Будды с самого детства окружил сына необычайной роскошью. Молодой человек, не выходя из прекрасного дворца, проводил время в развлечениях, лирах и празднествах. Получив отличное светское воспитание, в свое время он женился на прекрасной девушке, которая вскоре родила сына. Однако, вопреки воле отца, Сиддхартха в возрасте 33-х лет тайно покидает дворец, навсегда оставив свою семью.

Слайд 7 «Причины отречения от мирской жизни»

Причиной тому были знаменитые «четыре встречи»:

с покрытым язвами тяжело страдающим больным,

со сгорбленным стариком, с погребальной процессией,

с нищим монахом, который добровольно отрекся от обеспеченной жизни и нашел в отшельничестве душевный покой.

Первые три встречи потрясли его, вызвав глубочайшие переживания по поводу безысходности и неотвратимости человеческого страдания и смерти. Четвертая же встреча вселила в него некоторую надежду и как бы указала направление, на котором следует искать путь к избавлению от страданий. Поэтому на просьбу отца вернуться домой, чтобы со временем наследовать его власть и богатство, Сиддхартха отвечает, что возвращение домой было бы возможным при условии, если бы отец смог гарантировать ему неиссякаемое здоровье, вечную молодость, бессмертие и богатство.

Слайд 8 «Жизнь в отшельничестве»

Семь лет провел Сиддхартха Гаутама в дремучем лесу, занимаясь добровольным самоистязанием, всячески изнуряя свое тело с целью достичь душевного покоя и познать истину. Предание гласит, что, в конце концов, он научился питаться одним конопляным зернышком в день, постоянно размышляя над текстами священных книг брахманов. Однако все это не принесло душевного удовлетворения молодому отшельнику, который понимает что не в отшельничестве и аскетизме правильный путь спасения. Наконец, отказавшись от ложных премудростей, путем внезапного озарения, достигнутого долгим и глубоким сосредоточением, Сиддхартха Гаутама открыл путь к спасению и стал Буддой (просветленным).

По преданию, умер он в возрасте 80 лет. Перед смертью Будда лег под деревом в позу льва (на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся с такими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение. Стремитесь всеми силами к спасению». Смерть Будды считается великим переходом в нирвану. Буддисты чтут дату его смерти, как и моменты рождения и прозрения, и называют «Трижды святым днем».

Почившего Будду кремировали, а его прах был разделен между его последжователями в разных регионах Индии. Над этими частицами праха были воздвигнуты памятные сооружения – ступы.

Слайд 9 «Качества и свойства Будды»

Слайд 10 «1-ая проповедь»

Познав причину страдания и путь избавления от него, Будда решил возвестить о своем открытий людям. Однако бог смерти - демон зла Мара пытался воспрепятствовать этому. Преодолев все попытки помешать ему возвестить людям путь к спасению, Будда произносит первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Это произошло в «Оленьем парке» в окружении пяти учеников и двух оленей. После этой проповеди, т. е. провозглашения «четырех благородных истин», Будда в окружении большого числа учеников 40 лет ходил по городам и деревням Северо-Восточной Индии, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Слайд 11 «4 благородные истины»

Основу буддийского мировоззрения составляет учение о четырех «возвышенных истинах», в открытии которых и состояло просветление Будды. Процитируем их по первоисточнику:

1. «Вот, о монахи, благородная истина о страдании: рождение - страдание, старость - страдание, пребывание с немилым - страдание, недостижение желаний – страдание и, словом, вся пятеричная привязанность к земному – суть страдание».

2. «Вот, о монахи, благородная истина о происхождении страдания. Это Тришна (желания, жажда), ведущая от возрождения к возрождению, вместе с радостью и вместе с желанием, которое находит здесь и там свою радость жажда бытия, жажда тленности».

3. «Вот, о монахи, благородная истина об уничтожении страдания: полное освобождение от этой Тришны, конечная победа над страстями, их изгнание оставление».

4. «И вот, о монахи, благородная истина о пути, ведущем к прекращению всякой скорби и страдания: это поистине священный восьмеричный путь: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильное направление мысли, правильное созерцание».

В первой Благородной Истине Будда утверждает, что все существующее (и человек в том числе) подвержено страданию.

Если молодой Сиддхартха был потрясен увиданными картинами страданий человека, то просветленный Будда увидел их истоки, вызывающие все несчастья рождение старость, болезни, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние - все это порождено привязанностью к земной жизни. Любовь к детям, к родителям, любовь супругов, всякая попытка изменить что-либо в жизни - все это не только оборачивается страданиями в этой жизни, но и чревато опасностями для будущих перерождений. Все это создает карму-силу, определяющую каждую новую форму в бесконечном цикле перерождения.

Вторая Благородная Истина - о причине страдания - объясняет происхождение зла и страданий. Будда учит, что основной причиной страдания является приверженность к жизни, жажда бытия.

Третья Благородная Истина говорит о прекращении страданий через устранение условий, их порождающих. Если выполнить определенные требования, то освобождения от страданий можно и нужно достигнуть уже при этой жизни. О таком человеке говорят, что он стал архатом (святым), а состояние освобождения называют НИРВАНА. Такое состояние вовсе не означает бездеятельность, чему примером служат 40 лет просветительской деятельности самого Будды. Однако оно означает, что при наступлении физической смерти архата завершается круг его земных перерождений (сансара).

Четвертая Благородная Истина - это путь, по которому следовал Будда и по которому может пойти любой.

Слайд 12 «восьмеричный путь»

Путь, указанный Буддой, состоит из восьми ветвей или правил, они составляют основу буддийской морали. Этот путь открыт для всех - как монахов, так и непосвященных, живущих светской жизнью.

Первая ступень этого пути - правильное понимание, означает принятие четырех Благородных Истин о наличии страданий, о возможности их прекратить и о пути их прекращения.

 Вторая ступень – правильная решимость, требует исполнения трех правил: отказ от привязанности к материальным ценностям, отказ от дурных намерений и отказ от вражды к людям и ко всему живому, непричинение им вреда.

Третья ступень – правильная речь, означает контроль речи, воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, оскорблений, сплетен, пустой болтовни, так как речь человека влияет на его карму.

Четвертая ступень - правильное поведение, требует отказаться от всякого насилия, воровства, пьянства, обжорства, разврата, распущенности, мести.

Пятая ступень пути, указанного Буддой, - правильный образ жизни, рекомендует зарабатывать на жизнь честным путем, не прибегая к недозволенным средствам, которые могли бы причинить страдания другим людям. Сюда относятся: торговля оружием, торговля людьми, торговля спиртными напитками, торговля ядом.

Шестой ступенью пути, открытого для всех Буддой, является правильное усилие, означающее способность контролировать все свои физиологические потребности и эмоциональную деятельность. Вместо того, чтобы лелеять в себе симпатию и антипатию, желания и ненависть, идущий по этому пути должен оценивать события спокойно, хладнокровно, как бы со стороны, потому что так поступают мудрые.

Следующей ступенью выступает правильное сосредоточение - осознание временности, тленности всех вещей и, как следствие этого, освобождение от привязанностей к телу, уму и чувствам и сосредоточение на мысли о том, что есть истина.

Наконец, при условии выполнения всех предшествующих правил восьмой ступенью шлется правильное созерцание, медитация. На этой ступени человек погружается в глубокое созерцание, которое проходит четыре стадии. На первой стадии созерцания человек наслаждается радостью и появлением отрешенности и чистого мышления. На второй стадии он, опираясь на четыре Благородные Истины, достигает веры, которая рассеивает все сомнения. На третьей стадии делается попытка перейти к состоянию безразличия. Наступают совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения телесности. На четвертой стадии идущий освобождается от всех чувств радости и воодушевления, наступает состояние совершенной невозмутимости, самообладание без страдания и радости, здесь достигается цель - нирвана. Наступает совершенная мудрость и совершенная праведность, которые неотделимы друг от друга, и тогда раз и навсегда раскрывается Тайна Существования.

 

Слайд 13 «основные концепции»

l концепция «колеса жизни» приводимого в движение законом зависимого происхождения;

l концепция восьмеричного пути;

l концепция Нирваны (вхождения в космическое тело Будды)

l концепция терпимости

l концепция мгновенности 

Согласно учению Будды, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жалко человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами.

Будда учил, что в сансарическом бытии существуют неудовлетворенность и страдание, порождаемые пороком вожделений и заблуждений, которые вовлекают человека в круговерть бытия, или в «колесо жизни» (бхавачакра).

" Колесо жизни", согласно объяснению Будды, приводиться в движение неведением, которое затемняет истинный разум человека.

Человек обречен на круговращение в " колесе жизни" до тех пор, пока не обратится к учению Будды.

Важной особенностью буддизма как религии является специфическое учение о спасении. Для человека европейской культуры характерно представление о бытии его личности как о величайшей ценности, отсюда и в религиозных учениях о спасении речь идет о сохранении и после смерти способности чувствовать, мыслить, наслаждаться. В буддизме же естественным состоянием любой жизни объявляется страдание. Если для христианина само существование является благом, то для буддиста существование оказывается злом, ибо оно преисполнено страданием. Единственный способ избавления от страданий заключается в подавлении желаний, порождающих страдания, для чего необходимо следовать учению Будды.

 

Слайд 14 «Сангха (собрание)»

Ядро буддистского движения – монахи (бикшу)

В узком смысле слово «сангха» относится к группе лиц какой-то конкретной школы или направления буддизма.

В широком смысле – это монахи и монахини всего мира.

Сангха не имеет централизованного управления.

1 этап (10 лет) – Вступая в монашескую общину, каждый человек должен был отказать от семьи и собственности, брал на себя обет целомудрия.

2 этап – через некоторое время, изучив под руководством своего наставника основы религиозного учения и уставные требования, послушник получал второе посвящение и становился полноправным монахом, членом общины.

Вопрос о приеме в общину решался демократически согласием большинства присутствующих при посвящении членов общины.

3 этап (20 лет) – можно было получить статус полноценного монаха. Посвящение состояло в серии формальных вопросов и ответов, а также торжественного троекратного произнесения формулы «тройственного прибежища»: «Я ищу прибежища в Будде, я ищу прибежища в дхарме, я ищу прибежища в сангхе»

Слайд 15 «Духовное развитие монаха»

Слайд 16 «пять моральных требований»

Центральное место в буддизме занимают нравственные проблемы, нормы поведения человека. Для всех людей, желающих достичь лучшего перерождения, были сформулированы «пять моральных требований», или «пять заповедей», - «панча шила»:

1. отказ от убийства любого живого существа;

2. отказ от воровства

3. отказ от лжи,

4. соблюдение супружеской верности,

5. отказ от употребления алкоголя.

Однако для тех, кто пожелает достичь совершенства, эти запреты развивается в целую систему более строгих предписаний.

Например, запрещение убийства, доводится до того, что нельзя убивать даже едва заметных насекомых, нельзя пить непроцеженную воду, ибо в ней могут оказаться маленькие живые существа, нельзя заниматься земледелием, так как невольно наносится вред земляным червям, и т. п. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще. Вместо запрещения употреблять алкогольные напитки предписывается строгое воздержание в пище, иными словами, выполнение моральных предписаний буддизма означает требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничество.

Монашеская жизнь подробно регламентировалась. На монахов налагались 253 запрета, или ограничивающих предписания, определявших всю их жизнь. Монахам, например, воспрещалось принимать участие в танцах и театральных представлениях, носить украшения, вдыхать благоухания, спать на удобном месте, владеть золотом и серебром. Для рядовых верующих монахи были особыми, почти сверхъестественными существами. Их окружали почет и поклонение, которые в ряде стран вылились в прямое обожествление буддийскою духовенства.

 

Одной из существенных черт буддизма в сравнении с другими мировыми религиями является его политеизм. Дело в том, что Будда Гаутама не является единственным. В буддизме поклоняются целому сонму других будд: Адди-будде, чье космическое тело представляет из себя Вселенную, Амитабе - владыке рая, Майтрейе – грядущему Будде и др. В самом поклонении Будде заключено противоречие: с одной стороны, верующие обращаются к нему с молитвами, просьбами, с другой, Будда не только не может ничем помочь, но даже не имеет шансов их услышать, так как он - существо, попавшее в нирвану, достигшее совершенства и полного спокойствия, выключенное из круговорота смертей и рождения (сансары).

 

Слайд 17 «Обряды, ритуалы, праздники»

Ранний буддизм отличался простотой обрядности. Ее главными элементами являлись:

- культ Будды,

- почитание бодисата «тех, чья сущность - знание» - божеств, находящихся на пути превращения человека в Будду и не погрузившихся в нирвану только из-за желания указать путь к спасению другим людям.

- проповедь,

- почитание святых мест, связанных с:

РОЖДЕНИЕ (СЛАЙД 18)

Храм Майя Деви: богини Майи, матери Будды. Он возведен над развалинами, где некогда стоял дворец Сидхартхи, и небольшой древний камень (размером 70х40 см), ныне укрытый стеклом, отмечает место, где в 623 г. до н. э., в майское полнолуние, родился принц Сидхартха Гаутама.

Над камнем, отмечающим место рождения Будды, в стершейся от времени небольшой скульптуре 4 в. н. э. можно различить фигуры Майи Деви, схватившейся за ветви древа боддхи, и ее сестры Гаутами Праджапати, держащей новорожденного Будду.

Майя под древом боддхи с младенцем — традиционное иконографическое изображение. Обычно оно рисует маленького Будду, уже делающего первые шаги: под его ножками распускается семь лотосов. А в этой ранней скульптуре запечатлен сам момент рождения.

священный пруд Пушкарини, в Индии сопутствующий любому храму. Здесь, по преданию, омылась Майя Деви, прежде чем дать рождение Сидхарттхе, и тут же впервые искупала маленького Будду.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ (СЛАЙД 19)

Многоствольное дерево боддхи, символизующее единение людей и разных течений буддизма. Оно увешано буддийскими флажками.

Считается, что через 250 лет после Просветления Будды царь Ашока посетил Бодхгаю. Его считают основателем храма Махабодхи.

ПРОПОВЕДЬ (СЛАЙД 20)

Ступа Дхамек — древний памятник буддийской архитектуры. В ознаменование Первого Поворота Колеса Учения император Ашока воздвиг одну из самых ранних ступ в 249 г. до н. э., т. к. именно на этом месте Будда Шакьямуни передал своё первое учение. От этой постройки в настоящее время остались лишь немногочисленные рельефы. Существующее массивное здание возведено в нач. VI в н. э. Его высота 40 м, диаметр — 28 метров.

СМЕРТЬ (СЛАЙД 21)

Храм Махапаринирваны и Ступа Паринирваны являются главным местом паломничества в Кушинагаре. Руины храма и ступы были обнаружены в 1876 году во время раскопок. Ступа, построенная в III в., была восстановлена в 1927 году. На этом месте был найден медный сосуд с надписью на древнем брахми, в которой говорится, что реликвии Будды были помещены сюда. На одном возвышении со Ступой построен Храм Махапаринирваны. Он был реконструирован в 1956 году.

Статуя Будды. Внутри храма находится одна из самых известных статуй Будды. Это 6-метровая статуя Будды, входящего в нирвану, лежит на правом боку. Эта статуя была изготовлена в Матуре и привезена в Кушинагар монахом Харибхадрой о время правления царя Кумарагупты, предполагаемого основателя Университета Наланды. Когда статуя была обнаружена, она была разбита, но была восстановлена. Монахи покрыли статую позолотой и шёлковым одеянием. Возвышение, на котором лежит Будда, украшает резьба: женщина в смятении, медитирующий монах и скорбящий монах. Это одна из очень немногих статуй Будды в нирване, когда-либо найденных на севере Индии.

- Поклонение

ступам (слайд 22) - культовым сооружениям, где хранятся реликвии буддизма, связанные с личностью Будды и его ближайших соратников (телесные останки Будды после сожжения его тела, разделенные на 8 частей, каждая из которых хранится в специальном храме;

Дхармараджика Ступа - одна из немногих оставшихся ступ, построенных до Ашоки, (хотя осталось от неё только основание). Остальная часть Ступы Дхармараджика была вывезена в Вранаси как строительный материал в 18 веке. В то время там были найдены реликвии, которые были брошены в реку Ганг.

Чаукханди Ступа — это большая разрушенная Ступа, датируемая V в. н. э., и построенная на том месте, где Будда встретил своих первых последователей. На вершине Ступы находится монгольская башня, построенная в XVI в. в память о посещении этого места императором Хумаюном.

Рамабхар Ступа. В древних буддийских текстах она ещё называется Мукут-Бандхан Вихар. Эта 15-метровая Ступа датируется V веком. Считается, что Ступа стоит на том месте, где был кремирован Будда.

зубу Будды (слайд 23), его вещи и даже тень, которую он оставил в местах своего пребывания.

После церемонии кремации пепел осмотрели и нашли, что остались только кости черепа, зубы и внутренние и внешние одежды. Маллы думали, что им достанутся все реликвии тела Будды, однако представители других восьми государств, представлявших древнюю Индию также потребовали их. Чтобы предотвратить конфликт, брамин Дона предложил разделить все реликвии на восемь частей. Некоторые источники утверждают, что вначале реликвии Будды были поделены на три части: для богов, людей и нагов. А часть, отданная людям, затем была поделена на восемь частей. Каждый из восьми представителей увёз реликвии в своё государство, и специально для этого было построено восемь ступ соответственно. Эти реликвии были опять поделены после того, как царь Ашока решил построить 84 тысячи ступ. В настоящее время они разбросаны в разных частях Азии.

Обрядность заметно усложнилась: были введены молитвы и разного рода магические заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В буддийском культе имеют место поклонение духам гор, обожествление ряда животных, различные религиозные праздники, сопровождаемые мистериями.

 

Слайд 24 «направления»

Буддизм как мировая религия не является однородным. Распространяясь в различных странах, буддийское вероучение не смогло сохранить своего единства. Уже через 100 лет после смерти Будды насчитывалось 17 толков буддизма и 6 конкурирующих сект, основанных современниками Будды.

В I в. н. э. в буддизме произошел раскол и образовались 2 ветви: махаяна («широкий путь спасения») и хинаяна («узкий путь спасения»). Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.

Хинаяна, тесно связанная с ранним буддизмом, получила распространение на Цейлоне, а позже в странах Юго-Восточной Азии. Ее сторонники признают Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое может быть достигнуто только через уход от мира, только через монашество.

Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор здесь сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.

Если в хинаяне дело спасения находилось целиком в руках самого спасающегося (ни от кого из богов-покровителей это не зависело).

В махаяне большая роль отводится институту бодисатв. Бодисатвы в Махаяне – это святые подвижники, богоподобные существа, достигшие берега спасения и получившие право погрузиться в нирвану, но добровольно отказавшиеся от этого шага. Оставаясь среди людей, они используют свое могущество для облегчения их страданий и для их спасения. Выполнив эту роль, бодисатва становится богом, которому молятся, в его честь совершают обряды. Учение о бодисатвах, достижимых для молитв и обрядов, сделало понятным для простых людей тот конечный итог, к которому должны привести все религиозные усилия в данной жизни. Вместо туманной нирваны на первое место выдвигается самый обыкновенный рай - царство бодисатв, попав в которое, душа может непосредственно с ними общаться и набираться добродетелей для окончательного спасения.

В махаяне существенным образом изменяются роль и значение монахов в спасении. Они представляют собой отрешившиеся от жизни ради личного спасения существа и проповедников учения. Их основная роль - быть промежуточной ступенью между верующими и бодисатвами. Они - маги и заклинатели богов. Естественно, что при этом начинают быстро развиваться культ, сложные магические приемы воздействия на сверхъестественные силы для умилостивления добрых и обезвреживания злых. В культ широко включаются изобразительное искусство, архитектура, элементы театрального искусства в форме всевозможных сложных обрядов, музыка, танец. Постепенно в Махаяне сложилась та форма буддизма, которая дала ему возможность быстро распространиться за пределы Индии и быть принятой самыми различными азиатскими народами.

Существовало и третье направление буддизма, которое сформировалось в середине первого тысячелетия – это учение буддийского тантризма, или «ваджраяны» («алмазная колесница»). Ряд специалистов не выделяют его в особое направление буддизма, а считают одним из ведущих течений махаяны. Наибольшей популярностью это течение пользовалось в Тибете, Ваджраяна, или тантризм (от слова «тантра» - тайное знание, поток, непрерывность), утверждает, что путь тайной мантры (магической формулы № 61) может привести к мгновенному, как удар молнии, просветлению и достижению состояния Будды в течение одной человеческой жизни.

В ваджраяне возрастают вера в авторитет духовного наставника, огромное значение в ней имеет практика медитации, эзотерические предназначенные исключительно для посвященных, ритуалы. Для тантризма характерно поклонение некоему половому энергетическому началу, в связи с этим практически все персонажи тантристского пантеона (Будды и бодисатвы) имеют свое женское соответствие. Идеи тантризма оказали большое влияние на искусство позднего буддизма, где наряду с образами крайнего аскетизма и спокойствия присутствуют не только полные страсти, но и откровенно эротические образы.

Слайд 25-27 иллюстрации к тантре

Слайд 28 «Чань-буддизм»

Чань-буддизм - это прежде всего китаизированный буддизм. Распространяясь в Китае, буддизм испытал сильное влияние идей даосизма, последователи которого рассматривали человека как природное космическое существо, беспрекословно подчиняющееся законам дао. Кроме этого чань-буддизм испытал влияние традиционного китайского рационализма и прагматизма и вследствие этого утратил значительную часть своего мистического содержания.

Основателем чань-буддизма, а также знаменитого монастыря Шаолинь, считается приехавший в VI в. из Индии Бодхидхарма, разработавший новые приемы сосредоточения посредством продолжительных медитаций. Бодхидхарма определил основные принципы чань-буддизма в двух своих изречениях: «Особая передача вне учения» и «Не опираться на слова и писания».

Отсюда установка на передачу информации непосредственно от учителя к ученику без произнесения слов.

Сущность чань-буддизма заключается в отождествлении объекта и субъекта, в растворении «Я» в «не-Я» и наоборот, как бы в погружении в непрерывный поток чистого и свободного сознания.

Постижение истины - это и есть освобождение от понятийного словесного мира и погружение в мир, не разделенный на предметы и вещи, в мир, где отсутствуют логика, пространство и время, конечность и бесконечность. Это становится возможным, если научиться так управлять собственной психикой, чтобы по желанию погружаться в ее глубинные пласты, в сферу бессознательного.

Одним из основных способов чаньской психической регуляции является так называемая медитация. Медитация осуществляется при лишенном каких-либо образов или мыслей сосредоточении сознания в одной точке с максимальным расслаблением тела. Она обычно начинается с сознательной концентрации внимания, когда медитирующий сосредотачивает его в одной точке и интенсивно «всматривается» своим внутренним взором в «пустоту», стремится опустошить свое сознание от каких-либо мыслей и образов. Это состояние называется «сознанием, лишенным мысли». На следующей стадии медитирующий вырабатывает способность к несознательной или бессознательной концентрации внимания, когда сознание свободно как вода, течет от объекта к объекту без всякого контроля со стороны индивидуального «Я». Развитая таким образом способность медитации дает возможность чань-буддисту переживать «пустотность», «иллюзорность» всех вещей и явлений и достигать просветления.

Для облегчения трудностей медитации, связанных с преодолением логической, контролирующей функции сознания, в чань-буддизме были разработаны специальные приемы, главными из которых стали метод коан и метод мондо.

Метод коан заключался в обдумывании учеником логически бессмысленных суждений, сообщаемых ему учителем. Например, могли быть суждения такого типа: «Каков твой первозданный образ, который ты имел еще до рождения? », «Обладает ли собака природой Будды? ».

Метод мондо («огневой беседы») - это диалог учителя и ученика, в ходе которого они обмениваются внешне ничего не значащими репликами. Оба эти метода помогли человеку перестать мыслить логически и перейти на другой, ассоциативный уровень сознания, который свободен от контроля индивидуального «Я». Для этих целей использовались специальные буддийские тексты, которые изобилуют резными парадоксальными суждениями.

Слайд 29 «Дзен-буддизм»

Школа чань-буддизма получила широкое распространение в средневековой Японии, где она называлась дзэн-буддизм.

Основа концепции дзен – положение о невозможности выразить истину человеческим языком, образами.

Состояния просветления можно достичь внезапно, самопроизвольно, путем внутреннего переживания.

Для достижения состояния подобного переживания дзен использует практически все буддистские методики. На достижение просветления могут оказывать влияние и внешние раздражители – например, резкий крик, удар и т. п.

Направления в дзен-б.: Здесь возникло множество направлений японского буддизма, среди которых наиболее известны «сото» и «риндай», различающиеся методами медитации.

школа Риндзай (к. 12 в., проповедник Эйсай)

школа Сото (1-ая пол. 13 в., проповедник Догэн)

Для «сото» характерно стремление «забыть самого себя», даже забыть, что ты хочешь стать Буддой, сниться с природой, погрузиться в ее красоту.

«Риндай» широко культивировала приемы коан и мондо.

Особенность дзен-б. состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори (душевное спокойствие, равновесие).

Достигнуть сатори может каждый

Акцент сделан на личном переживании индивида (т. е. сущность дзэн можно только почувствовать, пережить)

Непосредственное постижение реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу.

Особенно широкое распространение дзэн получил под покровительством сёгунов.

Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов.

Дзэн нашел отражения в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу, искусство. На основе дзэн культивируется Чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов (икебана), формируется садов-парковое искусствою

Отличительной чертой чань-буддизма и дзэн-буддизма является положительное отношение к мирской жизни и участию в труде. Внутреннюю жизнь верующих этих направлений буддизма не нарушают треволнения, происходящие в реальной жизни, сложности и трудности людского бытия. Именно это вызывает интерес к дзэн-буддизму современного человека, в особенности врачей, психологов, философов, представителей творческой интеллигенции, спортсменов.

Чань-буддизм и дзэн-буддизм сыграли огромную роль в развитии изобразительного искусства Китая и Японии, их идеи легли в основу военно-прикладных искусств, различных видов боевого единоборства (у-шу, карате, кун-фу, дзюдо, тейквондо и др. )

Слайд 30 «Ламаизм, основы вероучения, идеология»

В XII - XV вв., оформилась тибетская разновидность буддизма - ламаизм. В идеологии ламаизма сохраняются основные положения буддизма.

Основы теории ламаизма были заложены Цзонхавой, который в ряде своих трудов обосновал собственные реформы и синтезировал теоретическое наследие своих предшественников.

Впоследствии все буддийские тексты были собраны ламаистами в 108-томное собрание Ганджур, включающее тибетские переводы важнейших сутр и трактатов Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны, многочисленных рассказов, диалогов, извлечений, имевших отношение к Будде, а также сочинений по астрологии, медицине и т. п.

Комментарием к каноническим текстам Ганджура является еще более обширное собрание - Данджур, состоящее из 225 томов, в которое вошли также и самостоятельные сочинения, включая рассказы, поэмы, заклинания и др.

Кроме Ганджура и Данджура все ламаисты высоко чтут и изучают произведения Цзонхавы и более поздних отцов ламаистской церкви, в том числе и далай-лам.

Основы вероучения

1. Идеи тантризма

2. Йога

3. Наставник (гуру)

4. Эзотерические заклинания, тексты (мантры)

Идеология

Отодвинул на задний план нирвану как высшую цель спасения, заместив ее богато разработанной космологией, в пределах которой оказалось достаточно места для всех: для верующих и неверующих, мирян и монахов, людей и животных, для святых, богов, будд и бодисатв.

Гигантская космологическая система в ламаизме строго упорядочена. Вершина ее - будда будд Ади-будда, владыка всех миров, творец всего сущего, своеобразный ламаистский эквивалент индийского Брахмана или даосского Дао.

Главный его атрибут - Великая Пустота (шуньята). Именно эта пустота, которая есть духовная сущность, духовное тело будды, пронизывает собой все, так что все живое, каждый человек несет в себе частицу будды и именно в силу этого обладает потенцией для достижения спасения.

В зависимости от количества и состояния эта частица может быть в большей или меньшей степени подавлена материей. В соответствии со степенью этой подавленности и осознания необходимости усилить частицу будды, равно как и принимаемых для этого практических действий, люди делятся на несколько разрядов, высший из которых, пятый, приближает их к состоянию бодисатвы.

Это доступно лишь немногим. Для большинства главное - добиться удачного перерождения или возродиться в Западном рае (сукхавади) будды Амитабы. Идея о рае и аде – существенно, что ад и рай - лишь временное местонахождение, не исключающее человека из колеса перерождений, из мира кармической сансары: с истощением дурной или хорошей кармы рано или поздно следует очередное рождение, причем это касается почти всех, даже обитающих на небесах божеств. Лишь немногим уготована нирвана. Что же делать в такой ситуации?

Главное - это возродиться человеком, а еще важнее - родиться в стране ламаизма, где твой добрый друг и учитель лама поведет тебя по пути спасения. Наставление ламы поможет избавиться от страданий, от привязанности ко всему мирскому и тем улучшить свою карму, подготовить себя к благоприятному перерождению и избавиться от ужасов перерождения неблагоприятного: отныне и в дальнейшем движение по пути мудрости (праджня) с ее основными методами-средствами (парамитами) и преодоление авидьи (незнания) могут тебе помочь.

Главное, таким образом, - это осознать, преодолеть авидью (для чего и важно возродиться человеком и заполучить в наставники ламу), ибо именно авидья лежит в основе круга перерождений из двенадцати звеньев-нидан, которые обычно в своей графическо-символической форме хорошо известны каждому ламаисту.

 

Слайд 31 «ступени бодисатвы»

Опираясь на тезисы, выдвинутые еще ранними буддистами, ламаизм предусматривает строгие этические нормы существования. Речь идет о хорошо известных каждому буддисту десяти " черных грехах", которых следует избегать, и десяти " белых добродетелях" , коим надлежит следовать. В число грехов входят грехи тела, слова и мысли. Грехи тела - это убийство, воровство, прелюбодеяние; грехи слова - ложь, клевета, злословие и суесловие; грехи мысли - зависть, злоба и еретические помыслы. Существуют довольно четкие градации и внутри каждого из этих разрядов, будь то убийство или клевета; причем для каждого отдельного случая - свое строго определенное воздаяние: за тяжелые грехи - перерождение в аду, за средние - рождение в виде бессмысленных животных, монстров (претов), за незначительные - либо рождение болезненным и недолго живущим человеком, человеком с существенными пороками, либо рождение в какой-либо стране вне сферы ламаизма.

К числу добродетелей относятся действия, антонимичные грехам: защита чужой жизни, щедрость, целомудрие, кротость, правдивость, миротворчество, смирение, милосердие, сострадание, стремление к истинному учению. Обладание этими десятью добродетелями - основа для вступления на путь святости.

Следующий шаг в этом направлении - овладение парамитами праджни, также имеющими отчетливо выраженную этическую заданность: к числу шести таких парамит относятся подаяние, обет, терпение, усердие, медитация и сама праджня-мудрость. Каждая из них тоже имеет по нескольку разрядов с четким определением тех норм поведения, которые должны им соответствовать.

Освоив шесть парамит, ищущий спасения, если он намерен идти к конечной цели и достичь хотя бы состояния бодисатвы, должен последовательно преодолеть еще пять путей-преград: путь стяжания добродетелей, путь соединения с истиной и борьбы со злом, путь истинной мудрости, путь прозрения и путь достижения цели, - в процессе освоения и преодоления которых он, переходя из одной в другую область обитания, становится бодисатвой.

Иными словами, путь к состоянию бодисатвы (и тем более будды, число областей обитания которых в ламаизме достигает 13) весьма нелегок, но при этом в качестве главного условия его прохождения выступает до предела нормированное поведение, детерминированное этикой. Выдержать такие испытания могли немногие - они обычно и обретали ореол высшей святости и считались эталоном. Все остальные лишь ориентировались на этот эталон, ограничиваясь минимумом этической нормы.

 

Слайд 32 «особенности культовой стороны»

Далай-лама – высшее из всех переродившихся существ, живой бог.

Его смерть становится началом его нового земного воплощения, поэтому специальная, наделенная высокими полномочиями, комиссия из высших Лам отыскивала среди младенцев, родившихся на протяжении года после смерти Далай–ламы того, в ком воплотилась его божественная сущность.

Младенец помещался в монастырь, где получал соответствующее воспитание. До достижения совершеннолетия его функции выполнял регент.

Резиденция Далай-ламы – дворец Потала, Индия.

Монастыри – центр религиозной жизни ламаизма. Здесь осуществляется культовая, ритуальная, просветительская и политическая деятельность.

Иерархия: лама – настоятель – монахи – послушники – ученики.

В монастырях накапливаются, демонстрируются разнообразные культуовые принеадлежности: иконы-танка, реликварии, музыкальные инструменты, конлографированные канонические тексты Ганджур и Танджур (комментарии).

Особенности обрядовой деятельности заключаются главным образом в усложнении религиозного действа, дающем возможность более тесного общения верующих с богом.

Молитва – одна из ведущих форм обряда, произносится на тибетском языке.

Широко распространено, например, использование молитвенных барабанов, вращающихся вокруг неподвижной оси цилиндров, заполненных тысячами бумажек с записанными на них текстами молитв и заклинаний. Каждый поворот барабана приравнивается к разовому прочтению всех текстов, помещенных в нем.

Кроме барабана, в качестве магического предмета ламаисты используют различные мандалы, имеющие вид небольшого круга с нанесенными на нем многочисленными изображениями, которые символизируют устройство мира, характер и циклы перерождений и т. д.

Огромное значение в ламаизме имеет магия чисел (четки верующих обычно составлены из 108 звеньев – число это получено из перемножения цифр магического треугольника, состоящего из единицы, двух двоек и трех троек).

Неотъемлемой частью жилища верующего ламаиста является семейный алтарь – невысокий шкафчик, с полочкой перд ним. Внутри него находятся металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств ламаисткого пантеона, висят небольшие, писаные на полотне, шелке или дереве иконы (танка), др. священные предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы.

Широко распространена вера в талисманы – бу – состоит из куска бумаги (ткани), на который нанесены тексты молитв и заклинаний. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее.

Более действенным считается – гу – маленькая статуэтка Будды или часть одежды «живого бога», которую также носят на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике.

Как правило, талисман привязывают к шее, рукам и ногам новорожденного, сразу после обряда имянаречения.

Погребение усопшего сопровождается также специальным обрядом напутствия – зурдайн-сурдур, во время которого Лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа.

В ламаизме довольно простой ритуал. Богослужение в храмах совершается ежедневно. Особо торжественные богослужения при большом стечении верующих проводятся 15 и 30 числа каждого месяца. Рядовые верующие, как правило, внутрь храма не допускаются и снаружи слушают музыку, пение, произносят молитвы, совершают поклонения и дают обеты.

Для ламаизма характерен также культ хубилганов (перерожденцев) - воплощений Будды, живых богов, к которым причислялись главным образом высшие ламы - далай-ламы и панген-ламы. Особое место в пантеоне ламаизма отводится грядущему Будде - Майдари. Он должен явиться на землю и, наказав грешников, наградив за религиозные заслуги достойных, установить справедливую жизнь.

Существует небольшое количество праздников, наиболее крупный – цанагган (белый месяц) – приурочен к началу нового года по старинном тибесткому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных так называемым «двенадцати чудесам Будды».

В середине лета проводится храмовый праздник Круговращение Майтрейи. Майтрейя - Будда грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода " правления нашим миром Будды Шакьямуни". В день этого праздника из храма выносят скульптурное изображение Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают скульптурное изображение коня зеленого цвета. Окруженная толпами верующих колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по солнцу. Толпы верующих по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтрейи. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Служба длится целый день.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.