Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гробница Хоремхеба



Хоремхеб – выдающийся главнокомандующий Древнего Египта. Он обладал властью и несомненным могуществом, так, впоследствии своей деятельности как успешного военачальника, он занял трон, стал новым фараоном Древнего Египта. Хоремхеб жил и управлял регионом в период Нового царства (1550 – 1069 гг. до н. э. ), на закате XVIII династии или, по мнению других ученых, в самом начале XIX династии. Известно, что фараон оставил после себя сразу две гробницы. Одна из них, царская усыпальница, располагается в Долине царей. Данное сооружение известно своими цветными барельефами и множественными росписями. Вторая гробница находится в Саккаре, недалеко от Мемфиса. Она, в свою очередь, интересна исследователям многообразием рельефов.

Настоящий рассказ следует считать повествованием о последней гробнице, сооруженной в 1335-1325 гг. до н. э. Такая датировка позволяет нам отнести памятник к постамарнскому этапу, который включает в себя правление Тутанхамона, Эй е и обсуждаемого нами Хоремхеба. Она была найдена около 1825 года коллекционерами искусства. Тогда рельефы, добытые в ней, были развезены по разным частям света, к примеру, в каирский и лейденский музеи. Место гробницы затем утратили, однако в 1975 году ее переместили, а в 1979 в ней проводили раскопки. Гробница задумывалась как некое место захоронения жен Хоремхеба. Его первая жена Амеби, предположительно, скончалась до становления военачальника фараоном. Вторая супруга Хоремхеба, Мутнеджмет, захоронена там же. Гробница была построена в три этапа по мере роста статуса Хоремхеба. Первый проект состоял из входа в передний двор, двора с колоннадой, включавшего могильную шахту и тройку часовен. В приделах обнаружены интрузивные захоронения. Затем передний двор был обнесен стеной, чтобы создать две небольшие часовни, по одной с каждой стороны. В них вошли два новых отверстия в пилоне. Перед пилоном был построен новый обнесенный стеной двор. Чтобы сделать это расширение, была снесена мастаба 5-6 династий, а могильная шахта с погребальной камерой примерно на 17 м ниже была включена в новый двор. Захоронения XIX династии были найдены на глубине 9 метров. Наконец, передний двор был закрыт пилоном высотой около 7 м и окружен колоннадой, образовавшей первый открытый двор перистиля. Суженный первоначальный передний двор был покрыт сводчатой ​ ​ крышей и содержал статуи, а часовни, свою очередь, стали складскими помещениями.

Описание скульптурных элементов, включенных в комплекс гробницы, начинается с реконструированных колонн из известняка, расположенных у входа. Можем охарактеризовать их следующим образом. На стоящей на земле базе располагается ствол с крупными каннелюрами и гладкая капитель. Завершением является плоская плита под названием абака. (Предположительно) Папирусовидные колонны лишены особого декора в виде резьбы по известняковой поверхности или росписей.  

Во внутреннем дворе со спуском в погребальные камеры располагается большая часть интересующих нас памятников – рельефов, описывающих основные события в жизни Хоремхеба, его окружения в период строительства гробницы. Перед рассмотрением конкретных рельефов из памятника, возведенного Хоремхебом, следует сказать об ощущающимся в них, хоть и слабом, влиянии эпохи Амарны, которая как раз завершается в период строительства усыпальницы. Рельефам данного этапа свойственны следующие выразительные черты: динамичность композиции, вовлеченность в нее изображаемых персонажей, гибкость линии.  

Военные сцены были вырезаны на первоначальном перистильном дворе, а сцены, показывающие Хоремхеба при исполнении служебных обязанностей, на стенах более позднего, первого перистильного открытого двора, включая те изображения, где он был военачальником при Тутанхамоне. На северной стене изображены сцены похорон, где показаны плакальщики. Хорошо сохранился только самый нижний регистр. Из следующего регистра, расположенного выше, видны только ноги лошадей и колеса колесниц. На восточной стене с северной стороны изображены дома. Стена в целом плохо сохранилась.

Тщательный осмотр рельефных изображений показывает, как менялся статус Хоремхеба после того, как он стал фараоном. Так, к существующим композициям были добавлены уреи, крепившиеся на головной убор вертикальные изображения богини-кобры Уаджит (Уто). Мы замечаем эти дополнения, например, в рельефе «Хоремхеб перед столиком с приношениями». В данном случае перед нами предстает изображение, в исполнении которого читаются некоторые черты эпохи Амарны. Хоремхеб демонстрируется в определенном феминизированном образе. Мы видим округлость форм и линий, тонкость и изящность изображаемых объектов. Однако мастера, работавшие над рельефом, не уделяют внимание одеянию Хоремхеба. Мы видим лишь намеченные контуры тканей, в которые он облачен. Можно привести в пример совершенно противоположное скульптурное решение. Так, на известном рельефе Амарны «Эхнатон в кругу семьи» фараон и его жена иллюстрируются с предельной детализацией и точностью, в нем проработаны всевозможные моменты, связанные с одеянием героев. Чувствуется некий интерес мастера к изображаемым деталям. Однако на этом рельефе тема даров и подношений не заканчивается. Отметим композицию «Принесение даров Хоремхебу», точнее, такую свойственную Амарне динамику и ритмичность.

Особое место в рельефах гробницы занимают сцены с изображенными азиатами. Обращаясь к контексту, понимаем, что в камне запечатлен организованный правящим ранее фараоном Тутанхамоном военный поход, в котором Хоремхеб занимал высокий руководящий пост. Поход был ориентирован на север. По сообщениям источников, главнокомандующий был «соратником нашего повелителя на поле сражения в тот день битвы с азиатами». В гробнице нам встречается рельеф «Анхессенпаамон, Тутанхамон, Хоремхеб и азиаты» – масштабная скульптурная композиция, иллюстрирующая важную черту искусства эпохи Амарны. В рельефе важно указание на статус при совместном изображении более и менее высокопоставленных лиц. Значимость персонажа в данном случае будет изображаться с помощью увеличения фигур Тутанхамона, его супруги. В меньшем размере предстает перед зрителем силуэт Хоремхеба. Соответственно, он, в свою очередь, превосходит по размеру вышеупомянутых азиатов.

Продолжается тема военных достижений Хоремхеба рельефом, чей сюжет отсылает нас к походам в Сирию. В гробнице встречается изображение с местными правителями, которые приветствуют Тутанхамона. Этому фараону и прислуживает Хоремхеб («Сирийские правители приветствуют Тутанхамона»). Герои предстают перед нами в составе некой динамичной композиции, что отсылает к основным чертам искусства Амарны. Мы встречаем объединенных одним действием людей, вероятно, сирийских правителей. Приковывает внимание выразительность, тонкость линий силуэта, орнаментализация деталей образа.

Распространена в данном случае и тема награждения чиновников. Существует три локации, в которых происходит это действо: дворец, сокровищница и непосредственно место службы. На примере сцены награждения на месте службы рассмотрим, как реализуется настоящая тема в гробнице Хоремхеба. Особенно выделяется сцена из военного лагеря, в рамках которой изображен опирающийся левой рукой на посох фараон, протягивающий другую руку к Хоремхебу. Служители сокровищницы производят награждение. Здесь так же используется прием разноразмерности фигур согласно их значимости. Чувствуется своеобразная ритмичность композиции, округлость и витиеватость линий.

Разумеется, такой основополагающей черты искусства эпохи Амарны, как репрезентация поклонения культу Атона, мы не найдем в гробнице Хоремхеба. Известно, что фараон не только не выражал свое почтение памятникам предшествующих ему правителей, но и являлся противником атонизма и уничтожал всевозможные его проявления. Он ставил своей целью возвращение к культу старых богов. Таким образом, в разбираемой нами гробнице найдутся лишь некоторые выразительные черты, общие с угасающей к концу XVIII династии эпохой. Следовательно, рассматриваемый в настоящем докладе памятник, построенный на стыке великих эпох Древнего Египта, разумеется, еще не затрагивает следующее в XIX-XX династиях время рамессидов, а в своей выразительности имеет параллели в основном амарнскими произведениями искусства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.