Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Корабли викингов. Оглавление



 

Управление образования администрации г. Березники

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Каскад»

 

Направление: «История»

Секция «Реферативные работы»

 

 

 

Корабли викингов

 

 

 

 

Реферат выполнил 

Кульбацкий Владмир,

учащийся 6 класса,

курсант 1 курса ДЮЦ «Каскад»

 

 

Научный руководитель

Кузнецова Г. И., педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»

 

 

г. Березники, 2015г.

Оглавление

1. Викинги – искусные судостроители и мореплаватели       - 3

2. Корабли викингов

    2. 1. Боевая ладья                                                                      - 5

    2. 2. Драккар                                                              - 5

    2. 3. Кнарр и бирдинг                                                - 6

3. Список литературы                                                        - 6

4. Приложения                                                               - 7

 

 

1. Викинги – искусные судостроители и мореплаватели

Этим термином история обозна­чает предков и норвежцев, и шведов, и датчан. Французы называли их «норманнами» — северными людьми. Адам Бременский, историк ХI века, именовал их «аскеманами» — «ясеневыми людьми». В Испании утвердилось название «мадхус», что означает «языческие чудовища». В России их называли «варягами». В настоящее время мы чаще называем их «викинги», обозначающее «идти в море для приобретения богатства и славы».

Легендарную славу заслужили суда викингов и их навигационные познания, выработанные тяжелыми условиями плавания в северных водах. Их военные походы вдали от родных берегов вошли в историю как наиболее дерзкие и удачные. В плавания викинги отправлялись летом. В походах участвовали, в основном, молодые люди, хотя некоторые оставались викингами до старости. Существовали так называемые морские конунги, у которых не было земли. Они всю жизнь проводили в плавании и «никогда не спали под закопченной крышей». Обычно дружиной руководил знатный человек, решениям которого в походе следовали спутники. Добыча делилась поровну, при этом вождю полагалась особая доля.

Викинг был вооружен мечом или боевым топором, копьем, луком со стрелами, защищен щитом, шлемом, кольчугой или чешуйчатым доспехом.

Доходили викинги и до наших берегов. Так, летом 1990 года совместная советско-шведская экспедиция обнаружила следы викингов у стен старинного города Дербента. На Руси скандинавы стали основателями правящей династии Рюриковичей, позднее варяги входили в состав дружин князей, а также служили в гвардии византийских императоров.

Об искусстве викингов-мореплавателей достаточно говорят экспедиции в Средиземное море, во время одной из которых в 895 году шестьдесят два судна под руководством легендарного Хааштейна дошли до Византии.

Мастерство судостроителей и навигаторов позволило викингам заселить Исландию и Гренландию.

Они настолько были привяза­ны к морю, что своих знатных умерших клали на корабль, который и опускали в могилу, засыпая землей. Именно поэтому нам изве­стно так много об этих старинных судах.

Расцвет мореплавания викингов приходится на VIII-IX века. Судя по сохранившимся барельефам, которые есть и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании, корабли викингов бороздили моря за три тысячелетия до н. э. Римский историк Тацит в 98 году н. э. писал, что это были легкие суда, имевшие одинаковую конструкцию носа и кормы, чтобы можно было плыть, не разворачиваясь и вперед и назад. Один из таких кораблей, который датируют IV веком до н. э., был раскопан в 1921 г., и сейчас его можно видеть в музее, как и остатки другого такого корабля в музее города Киль (1963 г. ). Это суда еще бескилевые и беспарусные, они ходили только на веслах. Даже корабли более позднего времени — с V-го по VШ-й века нашей эры — все еще не имели парусов. В Морском музее в Бергене (Норвегия) представлена модель типичного ко­рабля той эпохи, когда у скандинавского судна появился киль. Киль был еще невелик, но сразу же позволил значительно расширять судно. Шпангоуты крепились к корпусу корнями растений, такой корпус отличался большой гибкостью. Начиная с восьмого века корабли викингов обрели парусное оснащение. Небольшая осадка позволяла кораблям викингов приставать прямо к берегу и проходить по неглубоким рекам и заливам.

 

 

2. Корабли викингов

 

2. 1. Боевая ладья

С появлением парусов, маршруты плаваний викингов значи­тельно расширились. В 1904 году под Озебергом откопали парусно-весельное суд­но викингов, показанное на иллюстрации 1 (см. Приложение 1). Оно датиру­ется началом девятого века и выставлено в Морском музее в Осло. Это ладья без палубы, сделанная из дуба, с одной мачтой. Нос и корма украшены резными, завитыми спиралью хвостами под острым углом, а средняя часть корпуса выпуклая. Такая кон­струкция придавала кораблю очень большую устойчивость, даже без груза. Парус прямоугольный. Весел было 15 пар. Под пару­сом и на веслах эта ладья развивала 15 узлов (27, 7 км/ч).

 

2. 2. Драккар

Военные корабли викингов были достаточно длинными — от­ношение длины к ширине составляло у них 7: 1. Самые крупные несли на форштевне резного дракона, чтобы наводить ужас на прибрежные поселения, которые викинги грабили. Вернувшись домой, они всегда снимали этого дракона, чтобы не оскорблять своих святых и богов, а вместо дракона устанавливали змею.

Боль­шие военные корабли назывались драккары. Их экипаж, в зависи­мости от величины судна, насчитывал от 40 до 80 гребцов, да еще столько же было воинов. У драккаров было увеличенное против обычного количество весел, потому что они, как правило, входили в устья всех встреченных рек и шли против течения в поисках до­бычи. Над веслами крепились к борту воинские щиты для защиты гребцов.

Палубы эти суда не имели. Спал экипаж в мешках, спящих укрывали от непогоды полотнищем (парусом). Для управления служило кормовое весло, которое крепили на оси по правой стороне кормы. На иллюстрации 2 (см. Приложение 1) представлен такой корабль, относящийся ко второй половине IX века. Его откопали в 1880 г. Это судно имело 16 весел по каждому борту и прямоугольный парус на рее длиной 10 метров.

Знаменитый боевой корабль короля Олафа Трюгвассона был в два раза больше, он имел 80 метров в длину. Норвежцы построили точную копию такого корабля, и в 1892 г. капитан Магнус Андерсен привел его из Бергена в Нью-Йорк. Судно великолепно выдержало испытание морем. Более того, оказалось, что связаны элементы корпуса не гвоздями, апеньковыми веревками, что придает кораблю гибкость. Сегодня это судно, которое было названо «Викинг», выставлено в Линкольн-парке в Чикаго.

 

 

2. 3. Кнарр

Викинги занимались не одним только морским и сухопутным разбоем, они вели торговлю и совершали исследовательские пу­тешествия. Для торговли и путешествий они использовали специ­альные грузовые корабли, которые были короче и шире военных, с более глубокой осадкой. Весел на них не было.

Самым распро­страненным из таких кораблей считается кнарр — судно вполне пригодное для океанских плаваний. Именно на таком норвежские викинги освоили Исландию и Гренландию. Палубы у кнарра (см. рисунок 3, Приложение 1) не было, доски обшивки соединялись встык, причем они были не дубовые, а сосновые. Нос и корма оди­наковой формы, рулевое весло на корме с правого борта, мачта крепилась в середине судна и несла прямоугольный парус. В дат­ском фиорде Роскилле в 1920 году отыскались остатки кнарра, да­тируемые 950—1050 годами. Их увидели рыбаки и сообщили об этом властям, но поднять находку на берег удалось только в 1962— 1969 гг. Когда-то, в целях защиты фиорда и города Роскилле, древней датской столицы, несколько кнарров загрузили камнями и затопили в устье фиорда.

На Балтийском и Север­ном морях торговое судоходство осуществляли бирдинги — суда меньших размеров, чем кнарр, с его высокими надводными бор­тами. Всего в наше время обнаружено и под­нято три корабля. Один из них был боевым судном, второй — кнарр, третий — бирдинг, из трех самый маленький.

 

 

3. Список литературы

 

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 3 CD-R), М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007г.
  2. Комплект открыток «Из истории мореплавания».

3. Парусники: малая энциклопедия. Перевод со словацкого. Под редакцией Ш. Гуляша. Минск: «Лильт», 1996 г., 224с.

4. Парусники: Серия «Техника для малышей». Тверь: «Росмэн», 2001г., 10с.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.