Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





по дисциплине: «История зарубежной литературы (первая треть xix в.)»



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ

образовательное учреждение

высшего образования

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_______________________________________________________________________

 

Факультет гуманитарного образования

Кафедра филологии

Эссе

по дисциплине: «История зарубежной литературы (первая треть xix в. )»

на тему: « Мой романтизм»

Выполнил(а):                                                           Проверил:

Студент(ка) гр. Ф-01                                              Преподаватель

ЧупиковаЯ. О.                                                          Боярский В. А.

«24» декабря 2021г.                                               «___» ______ 20__ г.

 

  

Новосибирск

Добро пожаловать, мой друг! Спасибо, что ты присоединился к моему рассказу о романтизме, я поведаю тебе о «моём романтизме». А ты знал, что слово «романтизм» может определять тип творчества, реализующийся в таких родственных художественных системах, как барокко, предромантизм, романтизм, символизм и т. д. Широко распространено представление о романтизме как о стиле, отличающемся высокой эмоциональностью, культом экзотического и фантастического, стремлением к художественным средствам, передающим динамичность действительности, противоречивость человеческих страстей. Детально представление о романтизме как о стиле разработано в музыковедении и теории живописи. Для историко-теоретического подхода в литературоведении особенно важны значения термина «романтизм» как художественного направления, движения.

В основе романтического мироощущения лежит «романтическое двоемирие» — ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью. При этом романтики по-новому понимают и идеал, и действительность по сравнению с классицистами. У классицистов идеал конкретен и доступен для воплощения, более того, он уже был воплощен в античном искусстве, которому поэтому и следует подражать, чтобы приблизиться к идеалу. Для романтиков идеал — это нечто вечное, бесконечное, абсолютное, прекрасное, совершенное, при этом таинственное и часто непостижимое. Действительность, напротив, преходяща, ограниченна, конкретна, безобразна. Это мне и нравится в романтизме, мир не совершенен, люди живут, приспособившись к этому миру, поэтому не каждый пойдёт против всего мира, дабы исправить недостатки. Идти против всех? Звучит интересно, мнетакое нравится! И такое представление о преходящем характере действительности сыграло решающую роль в становлении принципа романтического историзма. Преодоление разрыва идеала и действительности возможно в искусстве, что определяет его особую роль в сознании романтиков. Именно здесь романтизм приобретает универсализм, позволяющий соединять самое обыденное, конкретное с отвлеченными идеалами.

Дорогой мой читатель, хочу тебя познакомить с такой поэмой Джорджа Байрона как " Каин", а ты знаешь, что это произведение вызвало огромный резонанс в религиозных, политических и даже среди близких поэта кругах. Слишком рационально выглядел вымысел и иррационально – догма, и слишком велика была опасность искажения устоявшейся картины мира. Его версия настолько логична и убедительна, что от читателя может потребоваться значительное волевое усилие, чтобы вернуться не только к прежнему некритическому восприятию одного библейского предания, но и к своей прежней системе взглядов и ценностей. Сам Гете, рассуждая об убийстве Авеля, говорил не о нравственности или безнравственности самого поступка, а восхищался «великолепной мотивировкой» этого убийства у Байрона. Как пишет С. В. Тураев, оно «не оценивается однозначно как преступление, не вызываетужаса у немецкого поэта, не исторгает у него проклятия на голову убийцы. Нет, тут он во всем согласен с автором мистерии, принимает его версию убийства».

Слушай, а ты знал, что в данном произведении представлен романтический бунт? Так вот я расскажу тебе о нём. Противоречия между личностью и обществом приводит к специфическому состоянию романтического бунта, т е неприятие общественного развития. Возникает такая сугубо романтическая особенность, как двоемирие.

Как ты думаешь, кем является так называемое «общество»? Не знаешь? Так внимай, в основе байроновской поэмы лежит конфликт, который на первый взгляд очень напоминает библейский аналог – Каин восстает против Бога. Однако у Байрона между Богом и Каином есть еще несколько героев, роль которых в развитии конфликта никак не указана в Писании, но имеет первостепенную важность для движения сюжета в мистерии. Сам конфликт, таким образом, приобретает многослойную структуру. Впервые он проявляется уже в сцене молитвы, где все раболепно восхваляют Господа, в то время как Каин молчит, а затем и просто отказывается от молитвы в ответ на уговоры. Каин не только выступает против господней воли, упрекая Бога в сознательном искушении человека, но и противопоставляет себя своим родителям, сестрам и брату, т е это и есть так называемое «общество». Главный герой неоднократно говорит о своем одиночестве, о непонимании с их стороны.

Пожалуй, перейдём к первому герою, к которому противопоставлен Каин и это Адам, герой, который представлен в мистерии довольно безвольной и бесцветной личностью, скорее ведомым, чем ведущим. Он винит Еву в собственном грехе, а после убийства не проклинает Каина, а предоставляет это его совести. Более того, он запрещает Еве сокрушаться, ведь на то была воля божья.

Вторым антиподом представлен брат, главного героя, чей образ представлен намного ярче. Авель – послушный труженик, чье раболепие, по мнению Каина, граничит с подхалимством. Авель мягок и кроток, постоянно подчеркивает старшинство Каина, после того, как жертва Каина отвергнута, он предлагает ему свой алтарь для новой жертвы. Но самое важное – он не только является всеобщим любимцем людей, но даже Бог предпочитает его дары дарам Каина. Несколько иначе предстает Ада – жена Каина. Она тоже любит Господа, но при этом не менее сильно она любит и своего брата-мужа. Ада следует за мужем повсюду и безмерно преданна ему. Когда же Люцифер предрекает, что в будущем любовь брата и сестры будет считаться греховной, Ада искренне недоумевает. Можно предположить, что для Байрона такая линия не случайна, если принять во внимание его собственные отношения с сестрой Августой, во многом послужившие причиной его гонений.

Также противопоставлена Каину его мать Ева, она – описана как носитель неспокойного духа, ее появление неизменно сопровождается стенаниями о грехопадении. Во многом она не менее мятежна, чем Каин – сетует на божественное провидение, допустившее Древо Знания в Раю, позволившее убийство ее любимого сына. Она постоянно упрекает Каина, что он наследует ее греховность и ее дух.

Эти персонажи противопоставлены Каину, бунтарю-одиночке, излюбленному герою Байрона, которого также можно назвать героем «отчужденным»: одинокий мечтатель, непризнанный художник, разочарованный скиталец, отчаявшийся бунтарь, холодный нигилист, испытывающий «любопытство к злу». Противопоставленный миру герой идеализируется, его недовольство жизнью обретает характер «мировой скорби», его субъективность разрастается и подчас грозит заслонить собой все человечество. Каин сомневается, не приемлет слепой веры, стремится к рациональному объяснению, ропщет на очевидную несправедливость мироустройства и не преклоняет колен, даже признавая могущество Бога. Каин выражает свое возмущение мироустройством, сомневается во благе Всевышнего. Эти вопросы, что волнуют героя уже давно, - плоды долгих и горьких размышлений и наблюдений. Люцифер воспринимается героем почти с восхищением, он сразу угадывает могущество этого духа. Перед нами сразу возникает образ титанический, сумрачный, таинственный. В беседе между Каином и Люцифером Дух подводит героя к тем выводам, которые давно уже созревали в его сознании. В его интерпретации человек из тщеславия переносит вину за свое грехопадение на злого духа.

Романтический герой выбирает свободу в широком спектре смыслов. Среди разных ликов романтической свободы можно выделить свободу от механической заданности и неизменности социальной роли; освобождение от смертной предопределенности человека, борьба с которой переходит в космический, богоборческий бунт. Беспредельная свобода — тайна отчужденного, байронического героя.

Но ты можешь подумать, из выше сказанного мной, что образ Каина – это эгоистический человек, но это не так, герой является глубоко сострадающим, наделенный естественным стремлением к добру и к истине. Каин стремиться к добру, его восстание против Бога – результат его неудовлетворенности окружающим миром, в котором происходит так много зла. Каин вновь и вновь повторяет, что человек – ничтожество, а Иегова несправедлив, заставляя людей страдать за грех, не совершенный ими. Гордыня героя достигает высшего предела.

Следуя своим идеалам, герой совершает страшный грех, происходит первое на земле убийство. Байрон психологически очень верно описывает нам состояние убийцы, позднее раскаяние, замешательство, предсмертные слова прощения. Все, кроме Ады отворачиваются от Каина. Герой обречен на вечные скитания и муки.

Есть то, чего ты не мог бы подумать, догадываешься? Это то, что не только образ Каина имплицирует к фигуре автора. В поэме у Каина есть двойник из мира духов – Люцифер. Их образы выполнены в одинаковой манере, наделены одинаковой судьбой и взглядами. Речь Люцифера – буквальное повторение скрытых мыслей Каина, выраженных зачастую теми же словами. Недаром Люцифер говорит, что появился лишь поскольку Каин готов к этому, и сам сравнивает себя с ним: «Быть в мире тем, чем мы с тобою стали. Ты – меж людей, я – меж бессмертных духов». С элементарной оппозицией Каин – Авель Байрон сопоставляет оппозицию Люцифер – Иегова: «Каин: Разве вы не братья? Люцифер: А вы – вы братья с Авелем? ». Помимо этого фигуру ветхозаветного Авеля отцы церкви соотносили с Христом, принимая во внимание его невинную жизнь пастуха, принятую господом жертву и насильственную смерть. Таким образом, разработка конфликта между членами хотя бы одной из этих оппозиций неизменно будет параллельно отражена на отношении читателя к остальным. Так история бунта потерянного человека, осознающего свое бессилие и ничтожество перед «тираническим» могуществом, но не преклоняющего колен, дублируется в истории о противостоянии и вечной борьбе, рассказанной Люцифером.

Вот и выслушал ты мою проповедь, спасибо тебе большое, мой дорогой читатель, с уважением, Ч. Я.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.