|
|||
Планирование карьеры ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Для того чтобы решения, принимаемые относительно карьеры, были обоснованными, нужно взять на себя ответственность за собственную карьеру. При этом необходимо понимать, что принятие решений требует тщательного и трудоемкого персонального планирования и усилий. Иными словами, Вы не можете предоставить другим право решать за Вас, Вы должны сами определить, куда хотите пойти работать, какую карьеру сделать и какие шаги (в плане образования или профессионального обучения) для этого необходимо предпринять. В связи с этим нужно стать эффективным «диагностом» своей карьеры. Для этого можно воспользоваться предлагаемой ниже методикой планирования карьеры, которая является наиболее часто используемой в служебной практике благодаря своей гибкости и простоте. Шаг 1. Самооценка. Отправной точкой планирования карьеры является анализ собственных возможностей, умений, навыков, профессиональной квалификации. При этом необходимо ответить на главный вопрос: «Кто я? ». Шаг 2. Определение параметров и мотивации развития служебной карьеры. В узком смысле слова, планирование карьеры - это всего лишь определение того вида деятельности, которым Вы желаете заниматься. Шаг 3. Определение целей служебного развития. При определении целей служебного развития необходимо разделить цели на краткосрочные (ближайшие месяцы, годы) и долгосрочные (20-40 лет). Параметры целей: 1) трудные, но достижимые; 2) ясность и измеряемость; 3) тесная связь между целями и датами их достижения; 4) непротиворечивость. Шаг 4. Развитие плана служебного роста. Необходимо определить, какие профессиональные характеристики необходимо иметь, чтобы претендовать на замещение желаемой должности, и какими из них Вы обладаете в полной мере, а какие надо приобрести или развить. Шаг 5. Контроль. Необходимо раз в год подвергать пересмотру поставленные Вами цели и анализировать достигнутые результаты для более эффективного планирования. Итак, планирование карьеры - процесс постановки целей служебного развития и определение средств и методов их достижения. В процессе развертывания карьеры особую роль играет эффективность в достижении профессиональных целей, которая обеспечивает переживание психологического успеха. Психологический успех повышает самооценку, в результате чего у личности укрепляется представление о правильности профессионального выбора и усиливается мотивация к развитию карьеры. При этом регулирующим фактором оказываются присутствующие у человека представления о структуре карьеры, которые преимущественно зависят от мотивации личности, с одной стороны, и идеологии организации - с другой. Изучение себя - это лишь половина процесса определения карьеры. Нужно также идентифицировать те виды деятельности, которые являются подходящими для Вас (по данным о профессиональных ориентациях, навыках, «якорях» карьеры и профессиональных предпочтениях), а также те, на которые будет большой спрос в грядущем будущем. Нужно определить, каковы Ваши способности и таланты и как они соотносятся с выбранной Вами карьерой. Другими словами, ключ к планированию карьеры находится внутри Вас, в том, что Вы хотите получить от карьеры, в Ваших возможностях, способностях и в Ваших ценностных ориентациях. Американские социологи составили перечень знаний и навыков, которые необходимы для успешной жизни в будущем. К таким знаниям и навыкам отнесены: - способности к эффективному общению в устной и письменной форме; - знания в области литературы и других общественных наук, особенно истории; - знакомство с принципами высшей математики и умение применять их в повседневной жизни; - глубокое знание физики, биологии и организации окружающей среды; - владение иностранными языками; - компьютерная грамотность и умение получать и использовать информацию; - познания в области экономики и принципов управления; - способности ставить проблемы и осуществлять творческий поиск путей их решения; - способность к восприятию искусств; - умение заботиться о своем здоровье. Задание для учащихся • Прочитайте рассказ. Выскажите свое мнение. Что, по Вашему мнению, важнее: карьера или семья? Обоснуйте ответ. «Тамара росла старшим ребенком в многодетной семье. В то время как ее пятнадцатилетние сверстницы проводили время на дискотеках, общаясь с мальчиками, она помогала матери управляться с тремя младшими детьми, обучалась игре на фортепиано и «запоем» читала классиков. Она была далека от интересов одноклассниц, практически не имела подруг, но зато вынашивала в себе серьезные и далеко идущие планы. Она точно знала, что, окончив школу, уедет из своего провинциального города в краевую столицу, чтобы получить там хорошее образование и сделать карьеру. Она знала, что когда-нибудь подумает о создании собственной семьи, но это будет потом, после того, как она добьется независимости и благосостояния. После окончания школы, Тамара приехала во Владивосток и поступила в музыкальное училище. Это была первая ступень ее дальнейшей жизни. К моменту окончания училища Тома познакомилась с иностранным бизнесменом. Постепенно завязались отношения, и вскоре они вместе поселились в приобретенной им двухкомнатной квартире. Попытка поступить в ДВГУ в первый раз не увенчалась успехом. Следующий год Тамара посещала подготовительные курсы, затем прошла конкурс и стала студенткой. Через два года ее друг завершил свой бизнес в Приморье и настроился вернуться на родину. На его многократные предложения поехать с ним Тома отвечала отказом: она хотела быть самостоятельной и независимой. Жизнь в чужой далекой стране «под крылом» мужчины не привлекала ее. После трогательного прощания он уехал, оставив ей квартиру. Следующие три года пролетели в изучении английских авторов, английской географии и в заучивании английских слов. Получив диплом, Тамара, после продолжительных поисков работы, устроилась в крупную перспективную компанию, имеющую деловые связи со странами Европы. Вот теперь она оказалась в прямом тоннеле, ведущем к успеху. Рьяно взявшись за работу, сутками делая переводы, оформляя контракты, встречая иностранных партнеров руководителя, совершенствуясь в английском и немецком языках, она с головой ушла в «делание» карьеры. Она практически прекратила общение с подругами, так как она поднималась все выше и выше по карьерной лестнице. В перспективе ей могли предложить работу в Германии. Это не значит, что она совсем не думала о создании семьи. Думала, конечно. Если ей повезет, и она встретит мужчину щедрого, солидного и любящего, то выйдет за него замуж, а потом, когда посчитает себя готовой, родит ребенка. Если же такой человек не встретится на ее пути, то она родит сына для себя, вложив, будучи бизнес-леди, все приобретенные средства в его блестящее воспитание и образование. Возможно, все сложилось бы именно так, если бы однажды в компании не разразился кризис, и дорога в светлое будущее, вымощенная трудом и амбициями, не стала разваливаться. И только тогда, когда планы, лелеянные годами, осуществляемые собственными усилиями и титаническими стараниями, вдруг стали рушиться по независящим от нее причинам, Тамара задумалась о том, действительно ли ей нужно то, к чему она стремилась и шла несколько лет? Она пришла к выводу, что бессонные ночи, проводимые над переводами, отсутствие рядом любящего человека и отречение от подруг не стоят всей этой безумной гонки за карьерой. Придя к такому решению, она составила свое резюме и отправила в одно из высших учебных заведений Владивостока. Ее приняли на должность преподавателя английского языка. Вскоре, находясь на свадьбе двоюродной сестры, Тома встретила человека, солидного, щедрого и любящего. Одновременно с ним она обрела десятилетнюю приемную дочь. К моменту нашей с ней встречи они прожили вместе два года. Тамара сказала мне, что она уже не надеялась быть такой счастливой и что она даже не догадывалась, что быть такой счастливой вообще возможно».
|
|||
|