Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фовизм. Экспрессионизм



 

История искусств

Билет №22

«Фовизм (общая характеристика; особенности творчества и знаменитые произведения Анри Матисса, Мориса Вламинка, Альбера Марке) и экспрессионизм (общая характеристика; особенности творчества и знаменитые произведения Эрнста Людвига Кирхнера, Отто Дикса, Эмиля Нольде, Эдварда Мунка; специфика лирического экспрессионизма, или так называемой «парижской школы»: Марк Шагал, Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Морис Утрилло – на выбор): как их отличать»

Фовизм

В 1905 году. в Париже состоялась выставка картин, которые критик Луи Воксель назвал «дикими» (франц. «fauve»). Это определение стало названием нового стиля в живописи – фовизма.

Особенности фовизма:

· Яркие цвета, которые не всегда соотносятся с реальностью

· Свободные мазки или крупные пятна цвета, обведенные контурами

· Упрощение форм, отказ от мелких деталей

· Отказ от светотеневой моделировки и перспективы, отчего изображение кажется декоративным и детским

Художники:

Андре Дерен, Альбер Марке, Морис де Вламинк; лидер стиля – Анри Матисс.

Цели создания нового стиля в живописи:

· показать гармонию цвета, красок;

· чтобы художники с помощью цвета могли показывать свои чувства и настроение;

· чтобы показать красоту цвета и простых форм;

· приносить радость;

· сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности

                                                                                          - Анри Матисс

Анри Матисс (1869-1954) стал обучаться живописи после 20 лет в Парижской академии художеств. Недовольный академическим образованием, сам изучал методы импрессионизма и Поля Сезанна («Фрукты и кофейник», «Обеденный стол»). Затем учителями Матисса стали художник-символист Гюстав Моро, ценивший в живописи красоту, и пуантилист Поль Синьяк, создавший свою теорию цвета. Для Матисса в живописи главной была красота, выраженная через цвет, ритм и орнамент. Художник коллекционировал ткани с интересными орнаментами и изображал их в своих картинах, часто само изображение превращалось в орнамент. Источником вдохновения для Матисса были иконы, арабески, древнегреческая вазопись и наследие классических мастеров. В последние годы Анри Матисс увлекся аппликацией, оформил черно-белыми росписями и цветными витражами капеллу в Вансе, Франция.

Известные работы Матисса: «Дама в шляпе», «Зеленая полоса», «Радость жизни», декоративные панно «Танец» и «Музыка», «Марроканка», «Красные рыбки», «Красная комната», «Разговор»

«Композиция – это умение декоративно распределить различные элементы картины, чтобы выразить свои чувства»

«Если все отношения найдены, то должен получиться живой аккорд красок, гармония, подобная гармонии музыкальной»

- Анри Матисс, «Заметки живописца»

Морис де Вламинк (1876-1958) – французский художник. Обучался игре на скрипке, занимался велосипедным спортом; с 17 лет стал обучаться живописи. Поворотным моментом в его жизни стала встреча с художником Андре Дереном, именно после этого он обратился к фовизму. Также позже пробовал себя в кубизме, но известен стал как «разжигатель экспрессионизма» среди фовистов. Испытывал глубокую неприязнь к Матиссу.

Известные работы Вламинка: «Портрет Андре Дерена», «Пейзаж с красными деревьями», «В баре», «Автопортрет с трубкой», «Натюрморт», «Фруктовый сад»

Альбер Марке (1875-1947) – рисовал с детства; поступил в Школу изящных искусств на курс Гюстава Моро, где встретился с теми, кто в будущем составит ядро фовизма, в их числе были Матисс и Дерен. Сначала писал в импрессионистической манере, после отошел от нее и разделил с Матиссом его увлечение «диким» цветом. Много путешествовал, это нашло отражение в его картинах. Представил работы на выставке 1905г. Картины Марке – в основном пейзажи - скорее лиричны, тихи, нежели дикие.

Известные работы Марке: «Дождливый день в Париже. Собор Парижской богоматери», «Зеленые ставни», «Нотр Дам» (серия работ), «Порт Марселя»

 

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от слова «expression» - экспрессия, выплеск сильных чувств) - художественный стиль, зародившийся в Германии в 1905г. Предшественниками немецких экспрессионистов были голландский постимпрессионист Винсент Ван Гог и норвежский художник Эдвард Мунк («Крик», «Голгофа», «Поцелуй»).

Немецкий экспрессионизм начался с художественной группы «Мост», которая объединила четырех друзей-архитекторов, стремившихся создать новое искусство. Лидер группы – Эрнст Людвиг Кирхнер, утверждавший, что с появлением фотографии живопись освободилась от буквального копирования реальности, она призвана выражать индивидуальные представления художника. Кроме живописи, они занимались гравюрой, возрождая грубоватую технику и угловатые формы средневековых ксилографий*.

Немецкий экспрессионизм опирался на работы Немецкого Возрождения, которое часто эстетизировало страдание, уродство и смерть (Дюрер, Гольбейн, Кранах, Грюневальд). Также экспрессионисты обращались к современной немецкой действительности: Первая мировая война, экономический и духовный кризис, приход к власти нацистов, ненависть к родной стране. В 1930-е гг. нацисты объявили экспрессионизм вне закона; была организована выставка «Дегенеративное искусство», после которой большинство работ экспрессионистов были уничтожены.

Особенности экспрессионизма:

· кричащие цвета и их нереалистичные сочетания

· искаженные, негармоничные пропорции фигур и предметов

· лицо часто трактуется как уродливая маска

Основные темы: смерть, война, негативные эмоции – одиночество, тревога, ужас, безумие.

Художники:

· Эрнст Людвиг Кирхнер–основатель экспрессионизма, немецкий художник, график и архитектор

Работы: «Красная башня», «Автопортрет в солдатской форме»

· Эмиль Нольде– немецкий и датский художник, один из ведущих представителей экспрессионизма

Работы: «Танец вокруг Золотого тельца», «Распятие», «Натюрморт с масками»

· Отто Дикс– немецкий график и живописец, представитель экспрессионизма

Работы: триптих «Война», «Триумф Смерти»

Экспрессионизм в различных искусствах:

o Кинематограф – экспрессионисты создали первый в истории фильм ужасов «Кабинет доктора Калигари», 1920г.

o Дизайн – угловатая мебель Уортона Эшерика

o Архитектура – в архитектуре большое внимание уделяется эмоциональному воздействию цвета и формы: Петер Беренс (здание AEGв Германии); Рудольф Штейнер (Гётеанум в Дорнахе, Швейцария)

*Ксилография - гравюра на дереве.

Отличия фовизма и экспрессионизма:

Сходство фовизма и экспрессионизма заключается в использовании ярких, кричащих цветов и красок, упрощении форм, отходе от перспективы и светотени, уделении большого внимания линиям. Однако отличаются сами их цели: фовизм стремился приносить радость с помощью искусства, «…сберечь свежесть детства и не утратить наивности», в то время как экспрессионизм отражал жестокие реалии - смерть, война, безнадежность, ужас, страдания.

«Парижская школа» (дополнительно)

Марк Шагал (1887-1985) –русский художник еврейского происхождения. Родился и работал в основном в Витебске. Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу — Беллу Розенфельд. В Петербурге учился живописи у Льва Бакста. В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники. Долгое время жил в Париже, где изучал творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Основатель художественного училища в Витебске. Оказал большое влияние на развитие экспрессионизма.

Известные работы Шагала: «Прогулка», «Над городом», «Голубые любовники», «День рождения», «Голгофа», «Зеленый скрипач», роспись плафона Парижской Оперы.

Амедео Модильяни (1884-1920) - итальянский художник и скульптор, представитель экспрессионизма. Модильяни вырос в Италии, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения, пока не переехал в Париж. В Париже он познакомился с таким художником, как Пабло Пикассо. Модильяни имел слабое здоровье — он часто страдал от заболеваний лёгких и в возрасте 35 лет умер от туберкулёзного менингита. Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Амедео называют художником парижской школы — за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски абстракции. Экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.

Известные работы Модильяни: «Девочка в синем», «Портрет Жанны Эбютерн», «Женщина с веером», «Сидящая обнаженная», «Алиса»

Хаим Сутин(1893-1943) – белорусский художник еврейского происхождения. С детства проявлял интерес к рисованию. Посещал школу искусств в Минске, затем Школу изящных искусств в Вильно. После приезда в Париж обучается в Академии изящных искусств, в Лувре изучает работы классических мастеров живописи. Долгое время живет во Франции, становится известным благодаря покупке своих работ американским коллекционером. Его работы выставляются в США в коллективной экспозиции Чикаго, чуть позже на выставке в Париже. Его полотна наполнены драматизмом, Сутин все время пытается ухватить и перенести на холст одновременно две эмоции: восторг перед красотой мира и ужас от осознания ее скоротечности, обреченности, призывая для этого на помощь динамичную, рвущую холст изнутри композицию, нервный мазок и экспрессию цвета.

Известные работы Сутина: «Ева», «Мертвые птицы», «Кондитер», «Бычья туша», «Красные гладиолусы», «Невеста»

Морис Утрилло (1883-1955) – французский пейзажист. Сын натурщицы, которая позировала таким художникам, как Огюст Ренуар и Берта Моризо. Не получил художественного образования, но под влиянием матери начал писать, в основном городские пейзажи. Работы импрессионистов сильно повлияли на его собственные. Главным сюжетом его картин стал Монмартр. Творчество Утрилло можно условно разделить на два периода – «белый» и «цветной». Для белого периода характерно преобладание светлых оттенков и белого цвета в работах. Цветной период охарактеризован не столько изменением палитры, сколько тем, что в работах художник изображал в основном церкви, соборы, кабаре и кафе. Так или иначе, его картины пронизаны чувством тоски и одиночества. Выставки его работ с успехом проходили во многих странах мира, позже о Морисе Утрилло даже был снят фильм – «Трагическая жизнь Мориса Утрилло».

Известные работы Утрилло: «Нотр-Дам», «Дом в парижском предместье», «Дом Берлиоза», «Тупик Коттен», «Ворота Сен-Мартен», «Площадь Пигаль. Париж»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.