Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иван Сергеевич Тургенева (1818-1883)-драматурга, классика русской литературы XIX века.



 

Драматургия Ивана Сергеевича Тургенева

У

Иван Сергеевич Тургенева (1818-1883)-драматурга, классика русской литературы XIX века.

 

Драматургия составляет особую и существенную часть творческого наследия И. С. Тургенева. Тургенев не только автор нескольких шедевров, вошедших в золотой фонд русского классического репертуара и завоевавших признание деятелей и теоретиков международного театра, он создал свою драматургическую систему. Несмотря на споры, которые велись в течение десятилетий вокруг вопроса о сценичности пьес Тургенева, споры, порожденные глубокой оригинальностью художественных принципов его драматургии, творчество Тургенева оказало заметное влияние на развитие русской драматической литературы и театра.

Работа над произведениями в драматическом роде составила важный этап в творческом развитии Тургенева. Театр, связанные с ним литературные жанры: драматургия, диалоги, оперные либретто, театральная критика – живо интересовали Тургенева на протяжении всей его жизни. Однако совершенно определенный период – 1840-е годы, в особенности же конец десятилетия и начало 1850-х годов – были временем наиболее интенсивной деятельности писателя в области драматургии, наиболее углубленных его размышлений над вопросами истории и теории драмы.

Тургенев написал десять пьес с 1843 по 1852 год, пройдя за это время путь от ученичества и полемики к открытию тех законов драмы, которые определят развитие отечественного театра в конце XIX – начале XX веков. В 1843 году он пишет первую пьесу – «Неосторожность», в 1846 году – «Безденежье». С 1848 по 1852 год создает основные свои драматические произведения: «Где тонко, там и рвется» (1848), «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Завтрак у предводителя» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалку» (1850), «Разговор на большой дороге» (1850), «Вечер в Сорренте» (1852).

Сороковые годы были временем наибольшего сближения Тургенева с демократами, знакомства и общения с Белинским и Герценом, увлечения Фейербахом. Беседы с Белинским - «пророком» молодых писателей-реалистов - оказали влияние и на драматические произведения Тургенева. Современное состояние драматургии не удовлетворяло Белинского: «Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, - писал он в 1845 году. – У нас есть комедии Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор», «Женитьба « и разные драматические сцены Гоголя – превосходные творения разных эпох нашей литературы и, кроме них, нет ничего». Того же мнения о современной драматургии был и Тургенев: «Семена, посеянные Гоголем, - мы в этом уверены, - безмолвно зреют теперь во многих умах, во многих дарованиях».

Последователь Гоголя в драматургии, Тургенев понимал, какое значение в жизни современного человека имеют «стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить», как занимают умы «чин, денежный капитал, выгодная женитьба». Герои его пьес мечтают о «хорошей партии» (Вилицкий – «Холостяк») и заключают выгодные браки (Елецкий – «Нахлебник»), пекутся об увеличении доходности своего имения (Ислаев – «Месяц в деревне»), помышляют о том, чтобы «блеснуть» в обществе и «затмить» других своим аристократическим скептицизмом (Горский – «Где тонко, там и рвется»). Они многим готовы пожертвовать ради карьеры и упрочнения своего положения в обществе (Ступендьев – «Провинциалка»). Чиновники, помещики, разночинцы в пьесах Тургенева верны своей социальной природе, законам и традициям своей среды. Однако ни борьба материальных интересов, ни соперничество на служебном поприще, ни даже борьба за существование не составляют основу драматического конфликта в пьесах Тургенева. Столкновение характеров, сформировавшихся в условиях крепостничества, внутренний мир современного человека, героя времени, моральные муки унижения и зависимости – вот содержание его пьес, определяющее их драматизм.

Пьесы Тургенева интимны. Сюжет их большей частью составляет семейное событие. Автор заинтересован прежде всего психологией действующих лиц, внутренним миром героев, тонкими переливами их чувств и мыслей, вызванных событиями. Пьесы Тургенева были адресованы передовой русской, главным образом дворянской в ту эпоху, интеллигенции, «рефлектирующему», мучительно ищущему истину современнику. Зритель театра Тургенева должен был больше размышлять, сопоставлять, следить за тонкими перепетиями словесных турниров героев, чем смеяться, негодовать, восхищаться или ненавидеть. Он должен был по ходу действия подвергать анализу поступки и мысли героев и в то же время критически оценивать свою собственную жизненную позицию. Интимность драматургии Тургенева, ее «мыслительный» характер, специфический зритель, на которого она была рассчитана, не делали ее камерной. Защита прав личности, попранных в условиях крепостничества, осуждение карьеризма и душевной черствости чиновно-дворянской петербургской интеллигенции и разоблачение социальной несостоятельности, духовной немощи индивидуалистов – эпигонов Печорина – придавали пьесам Тургенева подлинно общественное звучание.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.