Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Устная работа по вопросам учебника с. 349.



Урок № 74

Тема: Мир поэзии середины XIX века: традиции и новаторство.

Цель: обобщение материал по лирике середины XIX века.

Ход урока

Устная работа по вопросам учебника с. 349.

1. Стихотворения «Деревня» А. С. Пушкина, «Родина» М. Ю. Лермонтова, «Родина» Н. А. Некрасова, «Умом Россию не понять... » Ф. И. Тютчева: общее и особенное.

2. Три стихотворения «Пророк» в русской литературе (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова): сходства и различия.

3. Разные взгляды на одну тему. Сопоставительный анализ стихотворений «Я вас любил: любовь еще быть может... » А. С. Пушкина, «Простим - мы не встретимся боле... » М. Ю. Лермонтова, «Прости» Н. А. Некрасова. Какие стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета можно привлечь для интерпретации?

4. Дайте сопоставительный анализ стихотворений «Муза» А. С. Пушкина и НА. Некрасова. Есть ли в лирике М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева этот образ? Каков он?


Урок № 75

Тема: «Человек, который весь борьба». Слово о Ф. М. Достоевском.

Цель урока: 1) Открыть Ф. М. Достоевского, писателя и человека. 2) Ввести учащихся в художественный мир писателя.

 Ход урока

 

Оформление доски:

В нём совесть сделалась пророком и поэтом,

И Карамазовы и бесы жили в нём, -

Но что для нас теперь сияет мягким светом,

То было для него мучительным огнём.

И. П. Анненский

 

Звёзды, которые его вели, светят для всего человечества.

В. Шкловский

 

Слово учителя.

Сегодня мы с вами начинаем изучение творчества, пожалуй, одного из самых сложных для понимания русских писателей XIX века. Нельзя не согласиться с высказыванием M. Горького: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру». Значение его творчества огромно: Достоевский вывел русскую литературу на мировой уровень. Как пришёл он в литературу? Как складывалась его творческая судьба? Что повлияло на формирование его мировоззрения? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить.

Когда НА. Некрасов, чрезвычайно взволнованный, принёс В. Г. Белинскому первую повесть Ф. М. Достоевского и заявил, что возник «новый Гоголь», Белинский не поверил ему и сказал: «Что-то у вас Гоголи как грибы растут». Но на следующий день, прочитав рукопись, он спросил Некрасова о Достоевском: Скажите, должно быть, он бедный человек и сам много страдал? Написать такую вещь в 25 лет может только гений, который силою постижения в одну минуту схватывает то, для чего обыкновенному человеку потребен опыт многих лет».

Белинский не ошибся: Достоевский, действительно, оказался гением, и он, действительно много страдал уже к 25 годам. Что такое унижение, беззащитность, одиночество, он испытал в полной мере.

 «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьёй, с детства оскорблённые неблагоразумием отцов своих, отцов и среды своей... » - писал Достоевский в романе «Подросток».

Таким ребёнком был он сам. Отец будущего писателя был человек холодный, угрюмый и жестокий. К 1821 году, когда родился второй сын Фёдор, Михаил Андреевич уволился из армии, где он ещё со времён Бородинского сражения был врачом, и поступил работать в Московскую больницу для бедных. Детство писателя прошло в Москве, за оградой больницы, где находился также приют для подкидышей и дом душевнобольных. До 10 лет Достоевский почти не видел других людей, кроме приютских детишек и сумасшедших. Но с этими людьми он привык разговаривать. Возможно, многие впечатления детства нашли отражение на страницах его романов.

В 1838 году 17-летний Достоевский поступил в Главное инженерное училище, помещавшееся в Михайловском замке в Петербурге. Никакого призвания к инженерному делу у него не было.

В училище были юноши, увлекавшиеся литературой, историей. Блестящие артистические способности будущего писателя увлекли его друзей. В училище образовалась группа любителей литературы; центром её был Фёдор Достоевский.

В училище он открыл для себя Гоголя, много думал о психологии человека, о проблеме сильной личности и о её праве добиваться своей цели любыми средствами - эти мысли впоследствии воплотились в теории Раскольникова. Тогда же он задумался над судьбой маленького, забитого жизнью человека.

В июле 1839 года при таинственных обстоятельствах был убит отец - пятеро младших детей остались без кормильца. Фёдор Михайлович строил планы поддержки братьев и сестёр. И эти свои мучительные заботы он передал гораздо позже Раскольникову, терзаемому мыслью о сестре, которая погибнет, если брат не сможет её помочь.

В 1843 году, когда братья и сестры пристроены, Фёдор Михайлович оканчивает Инженерное училище. Он не был уже обязан служить ради семьи, чувствовал себя «поэтом, а не инженером». Служба занимала небольшое место в его жизни. Денег не хватало, и Достоевский познакомился с миром петербургских ростовщиков. Писать он ещё не пытался, но придумывал разные истории людских судеб.

В 1844 году был напечатан его перевод повести Оноре де Бальзака «Евгения Гранде». Так началась литературная жизнь Фёдора Михайловича Достоевского.

Творческий путь Достоевского можно условно разделить на 4 этапа:

I.     1840-е годы. Достоевский - блистательный ученик «нaтуральной школы».

«Бедные люди» (1846)

II.    1850-е годы. Каторга и солдатчина.

III. 1860-е годы. Достоевский - создатель идеологического и полифонического романа.

«Преступление и наказание» (1866)

«Идиот» (1868)

1870-е годы. Достоевский - писатель-пророк.

«Бесы» (1872)

«Братья Карамазовы» (1879)

Задание. Давайте попробуем понять, каков Достоевский -. художник. Послушайте несколько фрагментов из произведений писателя. (Чтение может быть заранее подготовлено учащимися:

Мучения Раскольникова перед «пробой», его внутренние I рассуждения.

Поведение Раскольникова после убийства.

Поведение князя Мышкина и Рогожина после убийства Настасьи Филипповны. .

Встреча Раскольникова с Мармеладовым)

Что можно сказать о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам?

Общие выводы после беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя - внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе - это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.

Как вы думаете, что повлияло на формирование мировоззрения писателя? (Люди, с которыми он встречался, события которые происходили в его жизни).

Одним из таких событий была деятельность в кружке Петрашевского (Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского). Сообщение ученика о деятельности Достоевского в обществе петрашевцев

Вопросы для обсуждения:

Почему был закономерен приход Ф. М. Достоевского в общество петрашевцев?

Как участие в обществе связано с мировоззрением писателя?

Сообщение учащегося об аресте петрашевцев. (В 1849 году 21 человек, в том числе и Достоевский, приговорены к смертной казни. «Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Десять минут, изменивших его жизнь, Смерть заменена каторгой. Только в 1859 году Достоевский: возвращается в Петербург).

Задание. Чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» - о Раскольникове на каторге или из повести «Записки из мертвого дома».

Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?

(«Мертвым домом» назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: «И! сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? » Ответом на этот вопрос станет роман«Преступление и наказание» - виновато общество, которое нужно изменить).

Задание. Чтение заключительной страницы из романа «Преступление и наказание».

• Какой путь изменения предлагает Достоевский?

• Как в его сознании связываются религиозность и возрождениечеловека? (Каторга изменила взгляды Достоевского, повернувего к религиозному смирению. Каторга обострила гуманизм писателя, его жалость к «униженным и оскорбленным». Достоевский провозглашает новый взгляд на человека. Кто бы он ни был - он Человек).

Задание. Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите:

Каково основное направление его творчества?

Как оно меняется в 70 - 80 гг.?

«Бедные люди» - 1845 - 1846 гг.

«Записки из мертвого дома» - 1861 - 1862 гг.

«Униженные и оскорбленные» - 1861 г.

«Преступление и наказание» - 1866 г.

«Идиот» - 1868 г.

«Бесы» -1870 г.

(Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности).

 

Домашнее задание.

 

1.     Используя материал лекции и учебника с. 357-358.

Подготовить рассказ о творческом пути и взглядах Ф. М Достоевского.

2.     Прочитать статью учебника с. 359-362, подготовить пересказ, ответить на вопросы № 1, 2 (с. 362).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.