Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Пойми меня…»



 

Слайд 1. Тема консультации «Воспитание толерантности у взрослых и детей». Или Толерантность – путь к миру

Слайд 2. Хочу начать своё выступление с уточнения категорий детей с ОВЗ. На слайде вы видите, что их 7 основных групп. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ними, порой, даже не подозревая этого.

дети с нарушениями зрения

дети с нарушениями слуха

дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

дети с задержкой психического развития (ЗПР)

дети с нарушением интеллекта (У/О)

дети с расстройствами аутистического спектра (РА).

 

Слайд 3. Сейчас много новых терминов. Одним из них является толерантность. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Слайд 4. Образование для всех означает образование для каждого. Эта простая формулировка несет под собой глубокий смысл. Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики Российской Федерации с полным правом может считаться инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в детском саду, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум.

Слайд 5. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию.

Слайд 6. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров мешают качеству образования детей с ОВЗ.

Для того чтобы ребенок с ОВЗ мог комфортно чувствовать и реализовывать себя в социуме, требуется приложение больших усилий со стороны окружающих. Детские годы — самые важные годы в жизни человека. И то, как они пройдут, зависит от взрослых — в первую очередь родителей.

Слайд 7. Однако, некоторые родители считают, что это общение снизит уровень знаний и ухудшится дисциплина, так как ребенок с особенностями развития будет мешать и отвлекать детей от процесса обучения. С другой стороны, родители детей с ОВЗ боятся, что их дети будут не приняты обществом, в результате чего последует негативное отношение к ним. Или считают, что к детям с ограниченными возможностями, должен быть особый подход, и общество должно принимать их такими, какие они есть в ущерб остальным участникам образовательного процесса. Детям с ОВЗ вовсе не обязательно находиться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться в группах комбинированного вида.

Слайд 8. Это способствует социализации каждого ребенка для успешного взаимодействия с окружающим его миром. У здоровых детей появляется возможность развить толерантность и ответственность, качества необходимые на сегодняшний день. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по нескольким причинам. В социальном аспекте роль дошкольной организации очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Поэтому изоляция детей с особенностями развития может привести к еще большей отчужденности их от общества. А совместное обучение дает возможность адаптироваться и успешно социализироваться. С другой стороны, формирование способности здоровых детей сопереживать и оказывать поддержку положительно скажется на будущих отношениях. Исходя из этого, мы можем считать мнение родителей ошибочным, как с одной, так и с другой стороны. Большинство здоровых детей принимают в свой коллектив и помогают детям с ОВЗ. Зачастую они не считают их особенными, и относятся также как к другим. Значит проблема не в детях, а в родителях, которые не готовы к принятию дошкольников с ОВЗ, и не готовы принимать другое мнение отличное от своего.

Слайд 9. Одним из принципов ФГОС является сотрудничество ДОУ с семьей, которое обеспечит консультативную поддержку родителей, а также позволит создать условия для участия родителей в образовательной деятельности. Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы с родителями, которые позволят им придти к пониманию того что для успешной социализации ребенка, взрослым необходимо начать прежде всего с себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. Только создание единого образовательного пространства, поможет понять взрослым  признать в лице другого не конкурента, а партнера. В этом содружестве родителей будет объединять одна цель — помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт, научиться быть чуткими, любящими, ответственными друзьями.

И мне хотелось бы прежде рассказать вам одну притчу.

Слайд 10. Однажды, в дверь одинокой женщины кто-то настойчиво постучал. Женщина подошла к двери и открыла ее. На пороге стоял мужчина.

- Добрый день! Не дадите ли вы мне немного денег?

- Почему я должна давать вам деньги? – спросила женщина.

- Хотя бы потому, что у меня нет одной руки.

- Хорошо, я вам дам денег, только вы перенесите кирпичи со двора в дом.

- И как я это сделаю? У меня ведь нет одной руки!

Женщина демонстративно завела одну руку за спину, подошла к кирпичам, лежащим на улице, взяла один и занесла его домой.

Показав на собственном примере как это сделать. Мужик носил кирпичи в дом весь день, а когда выполнил работу и все кирпичи были перенесены, женщина расплатилась с ним.

Прошли годы и в дверь женщины вновь постучали. Когда она открыла дверь, увидела стоящего на пороге незнакомца, в дорогой одежде и сопровождении слуг, позади которых стояли дорогие автомобили. Незнакомец протянул женщине толстую пачку денег и сказал:

- Вот, возьмите, это ваши деньги!

- И за что такое вознаграждение? – спросила женщина.

- Несколько лет назад, именно вы подарили мне веру в себя и свои силы.

Женщина присмотрелась и увидела, что у богатого незнакомца нет одной руки. Она посмотрела ему в глаза, задумчиво улыбнулась и сказала:

- Возьмите эти деньги и отдайте тому, у кого вообще нет рук.

Обсуждение: О чем эта притча?

Слайд 11. Притча, в первую очередь, о том, что к особым людям, детям нужно относиться так же, как и к нормально-развивающимся, чтобы они не чувствовали себя особыми, не такими как все. Именно такой подход позволит им проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития.

По материалам: Сертакова Н. М. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Умка»

Слайд 12. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии способствует формированию у «нормы» гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные дети » учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.

Источник Перевалова Н. Е. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Электронный ресурс: festival. 1september. ru›articles/580261/ Н. Е. Перевалова.

Если родители не устали – провести игру.

«Пойми меня…»

Дайте каждому родителю большой зефир (или казинак, например) и попросите их положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проведя этот эксперимент, спросите родителей, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
Потом обсудите какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Посоветуйте родителям, как они могут поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:
Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать? Призывайте родителей и их детей соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.