Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диафрагма 13 страница



Капалабхати и бхастрика описаны в тексте Любая из них может быть добавлена к ежедневной практике для выполнения по несколько минут только лишь для очищения ноздрей и освежения мозга при прохождении тех ступеней, которые соответствуют телу и состоянию ноздрей

 

Ограничивается время для задержек (кумбхак), но не для вдохов и выдохов, так как в один день садхака может сконцентрироваться на увеличении продолжительности вдыхания и выдыхания, а на другой день — на внутренней или наружной задержках Когда будет достигнут достаточный контроль, садхака может попытаться включить в занятия вритти пранаяму, но это он должен делать только на свой страх и риск.

 

ПЕРВЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) КУРС.

 

Недели Пранаяма Ступени Время в

минутах

1 и2 Удджайи I и II 7-8

каждая

3 и 4 Удджайи II и III 8 каждая

5 и 6 Удджайи ІІ и ІІІ 5 каждая
  Вилома І и ІІІ 5 каждая
7 и 8 Удджайи ІІІ 5 каждая
  Вилома І и ІІ 5 каждая
9 и 10 Удджайи ІУиУ 5 каждая
  Вилома ІУ 5 каждая
  Вилома І 5 каждая
11 и 12 Удджайи УиУІ 5 каждая
  Вилома ІУ 10 каждая
с 13 до Удджайи У, УІ, УІІ 5 каждая
     
  Вилома ІІ 10 каждая
с 16 до Удджайи УІ и УІІ 5 каждая
     
  Вилома І и ІІ 5 каждая

с 19 до Повторение и закрепление, создание 22 устойчивого навыка

с 23 до Удджайи VI и VII 8 каждая 25

Вилома IV и V 8 каждая

В первом курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи II ВТОРОЙ (НАЧАЛЬНЫЙ) КУРС.

 

Недели   Ступени Вречя в

Пранаяма

  минутах
с 26 до Удджайи УІІ
     
  Вилома ІІІ
с 29 до Удджайи ІХ
     
  Анулома Іа
  Вилома ІІ
с32до34 Вилома ІІІ 5—8
  Анулома ІЬ 5—8
  Удджайи ІХ
с35до38 Анулома Іа
  Пратилома Іа
      сколько
  Удджайи ІУ выдержит
с39до42 Удджайи Х е 8 — 10
  Анулома ІЬ 6—8
  Пратилома ІЬ 6—8
      сколько
  Вилома ш выдержит

е

с 43 до Повторение и закрепление

46 предыдущих ступеней.

Повторите отмеченные выше важные с 47 до ступени первого курса и

50 продолжайте практиковать то, что у

вас получается из второго курса в

соответствии со временем, которым вы располагаете.

 

с 51 до Анулома Va 5

Пратилома Ia 5

Сурья I 10

бхедана

с 55 до Анулома Vb 5

Пратилома Ib 10

Чандра

бхедана I б

Повторите второй курс и закрепите с 59 до резу/штаты, приспосабливая

62 практику к имеющемуся в вашем

распоряжении времени.

 

Во втором курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи X, вилома III, анулома Ib, пратилома Ib, сурья бхедана 1 и чандра бхедана I.

 

ТРЕТИЙ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ) КУРС.

 

Недели Пранаяма Ступени Время в минутах
с 63 до Вилома III
     
  Удджайи XI 5-8
  Вилома VI
  Анулома IIb
  Пратилома на
  Анулома VIa
  Сурья II
  бхедана    
  Чандра II
  бхедана    

 

С этого времени садхака может один день выполнять уджайи XI, ануло-му Па, пратилому и сурья бхедану II, чередуя их с другими через день.

 

с 68 до 72

 

с 73 до 75

Вилома

Анулома Пратилома Нади содхана Удджайи

Анулома Пратилома Нади содхана

 

VII

IIb IIb Ia

 

VIII

VIb II

Ib

 

6-8 6-8 10

 

6 6

 

Если анулома выполняется в один день, то пратилома иожет выполняться на следующий

 

с 76 до 80

Анулома

 

Пратилома Сурья бхелана Чандра бхедана

Нади содхана

 

нь

 

пь н

н

н

10 10

 

 

 

Б. К. С. Айснгар

 

Если анулома, сурья бхедана и нади содхана выполняются в первый день, то остальные пранаямы делайте на второй и т. д.

 

с 81 до 85 Закрепление результатов практики В третьем курсе особое внимание нужно обратить на Удджайи XI, вилома VII, анулома ПЬ, пратилома ИЬ, сурья бхедана II, чандра бхедана II и нади содхана П.

 

с 86 до 90 Повторите отмеченные выше важные ступени первого, второго и третьего курса.

 

После этого каждый садхака может составить свое собственное расписание на последующее время, так чтобы все виды пранаямы, представленные в трех курсах, могли быть использованы, а затем вернуться к занятиям по расписанию первой недели, представленному выше. Следует добиться того, чтобы каждый важный вид пранаямы обязательно был представлен в расписании каждой недели, но чтобы при этом ступени не повторялись чаще, чем через три недели. По воскресеньям следует отдыхать или выполнять простые и способствующие отдыху пранаямы.

 

Если вы найдете, что какая-нибудь представленная в расписании пранаяма по каким-либо причинам не подходит для выполнения в какой-то определенный день, то выберите другую из той же недели

 

Если вы не можете выполнять какие-либо пранаямы по состоянию своего организма, то составьте свое собственное расписание из тех пранаям, которые вы можете выполнять, с 91 до 120

 

Первая      
неделя      
Понедельник Удджайи VIII 20-25
Вторник Сурья I 20-25
  бхедана    
Среда Анулома 20-25
Четверг Вилома I и II 20-25
Пятница Пратилома   20-25
Суббота Нади   20-25
  содхана    
Воскресенье Вилома II 20-25
Вторая      
неделя      
Понедельник Чандра I 20-25

бхедана

Вторник Анулома на 20-25
Среда Пратилома ПЬ 20-25
Четверг Удджайи X 20-25
Пятница Нади 20-25
  содхана    
Суббота Вилома УЬ 20-25
Воскресенье Вилома ш 20-25
Третья      
неделя      
  Сурья    
Понедельник бхедана н 20-25
  Чандра    
Вторник бхедана н 20-25
Среда Вилома VII 20-25
Четверг Анулома УЬ 20-25
Пятница Пратилома 20-25
Суббота Нади 20-25
  содхана    
Воскресенье Удджайи X 20-25

 

Что касается нескольких малых пранаям, о которых говорится, что они должны выполняться лишь в течение нескольких минут, то на них не следует распространять указанное в расписании время в двадцать-двадцать пять минут. Такие пранаямы все же можно выполнять в порядке эксперимента в течение не более пяти минут в последнее воскресенье месяца.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ (ПРОДВИНУТЫЙ) КУРС

 

Недели Пранаяча Ступени Время в
      минутах
с 121 до Сурья I
бхедана    
  Удджайи XII
  Вилома VIII
с 126 до Чандра I
бхедана    
  Анулома ша
  Пратилома Ша
  Вилома VIII
с 131 до Анулома УПа
     
  Нади На
  содхана    
  Вилома VIII
с 137 до Сурья бхедана II
     
  Нади содхана  
с 142 до Чандра бхедана II
     
  Нади содхана
с 149 до Сурья бхедана III
     
  Анулома ШЬ
  Пратилома ШЬ
с 156 до Чандра бхедана III
     
  Анулома УПЬ

Пратилома Ша 8

Нади содхана ИЬ 8—10

 

Важные ступени в четвертом курсе Анулома ШЬ, Пратилома ШЬ, сурья бхедана III, чандра бхедана III и нади содхана ПЬ.

 

с161 до 170 Повторите все важнейшие пранаямы предыдущих курсов.

 

ПЯТЫЙ (ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫЙ) КУРС

 

Недели Пранаяма Ступени Время в
      о минута
      X
с 171 до Нади   8 — 10
содхана    
  Удджайи XIII
  Анулома  
с 176 до Вилома IX
     
  Пратилома  
с 181 до Нади Ша
содхана    
  Анулома РШЬ
  Удджайи XII
    (лежа)  
с 186 до Сурья IV
бхедана    
  Нади ШЬ
  содхана    
  Удджайи II (лежа)
с 191 до Чандра IV
бхедана    
  Иратилома  
  Вилома II (лежа) 8—10
с 196 до Нади  
содхана    
  Нади  
  содхана    
  Удджайи II (лежа)

 

Важные ступени в пятом курсе Сурья бхедана IV, чандра бхедана IV и нади содхана

 

НЕДЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

 

Понедельник

 

Вторник Сурья

Нади с одхана Удджайи

Савасана Вилома II и III

 

XI

 

V и VI 15—20

20 15—20

10 15—20

бхедана Среда

 

Четвер!

 

Пятница

 

Суббота

 

Савасана

Нади содхана Анулома Савасана Чандра бхедана Пратилома Савасана Удджайи

Нади содхана Савасана Вилома

Нади содхана Савасана

 

lib viib

ii и iii iiib

viii ivb

 

vii

ib

 

10 15-20

 

15-20

10 15-20

15-20 10 20 20

10 10 20

 

 

После окончания главных пранаям перед ншвасаной в тече ние двух-трех минут может выполняться бхастрика При этом можно регулировать величину носовых проходов, но это не обязательно

 

Глоссарий

А — отрицательная частица, означающая «не», как в слове «ненасилие». Абхайя (abhaya) — свобода от страха.

Абхинивеша (abhinivesa) — любовь к жизни и страх быть отсеченным от всего сущего смертью.

Абхьяса (abhyasa) — постоянное обучение и регулярная практика. Авастха (a vast ha) — ступень или состояние ума. Авидья (avidya) — неведение особенно в духовном смысле. Авирати (avirati) — чувственность.

Агарбха дхьяна (agarbha dhyana) — гарбха означает плод (зародыш) Дхьяна означает — медитация Дхьяна — это седьмая ступень йоги, описанной Патанджали В медитации начинающему дается мантра (священное изречение или молитва), чтобы привести блуждающий ум к состоянию устойчивости и удержать его от мирских желаний. Это известно как сабиджа или сагарбха (са — с, вместе; биджа — семя; гарбха — зародыш) дхьяна. Сидение в медитации без произнесения мантры называют нирбиджа или агарбха дхьяна. Приставки «нир» и «а» означают отсутствие чего-либо, приставка «а» означает «без».

 

Агни (agni) — огонь или переваривающая способность.

 

Ад ж на чакра (ajna chakra) — нервное сплетение, расположенное между бровями, местопребывание власти (аджна — власть)

 

Ади Шеша (Adi Sesa) — первобытный змей, по преданию

имевший тысячу голов, обычно изображаемый как образующий ложе Вишну или поддерживающий вечный мир своей головой.

 

Адхама (adharaa) — самый низкий, наихудший Адхамадхама (adhamadhama) — нижайший из низкого Адхамамадхьяма (adhamamadhyama) — низшее из среднего Адхамоттама (adhamottama) — низшее из лучшего Адхара (adhara) — поддержка.

 

Акаша (akasa) — небо, эфир (как пятый элемент), свободное пространство.

 

Алабдха Бхумикатва (alabdha Bhumikatva) — неудача в достижении твердой основы или постоянства в практике, ощущение невозможности увидеть реальность.

 

Аламбуса нади (alambusa nadi) — название одной из нади — трубчатых органов тонкого тела, по которым течет энергия. Считается, что аламбуса соединяет рот и анус.

 

Аласья (alasya) — лень, медлительность, апатия.

 

Аманаскатва (amanaskatva) — цель йоги — постепенно сублимировать ум и интеллект Когда внутренние эмоциональные колебания ума устранены, появляется опыт состояния манолая (манас — ум, лая — погружение), где ум свободен от неустойчивости, растворен и слит с самостью, подобно реке, впадающей в море, достижение самоидентификации на эмоциональном уровне. Когда интеллект контролирует ситуацию и не позволяет вторгающимся мыслям беспокоить себя, испытывается состояние аманаскатвы — бытия без органа желаний или мыслей. Это состояние интеллектуальной ясности (Аманаскатва — состояние (тва) бытия без органа желаний или мыслей (аманас-ка)).

 

Анавастхитаттва (anavasthitattva) — невозможность продолжать практику, ощущение, что она больше не является необходимостью, когда ищущий верит, что достиг высшего состояния самадхи

 

Ананда (ananda) — счастье, радость, блаженство.

 

Анандамайя коша (anandamaya kosa) — оболочка (коша) блаженства (ананда), окружающая душу

 

Анахата чакра (anahata chakra) — нервное сплетение, расположенное в области сердца

 

Анна (anna) — пища (в широком смысле) Также пища — как представляющая низшую форму, в которой проявляется высшая душа

 

Аннамайя коша (annamaya kosa) — грубое материальное тело, стула (грубое) шарира (оболочка), которая поддерживается пищей, которая есть внешний покров, одеяние или оболочка души Это также и материальный мир, самая грубая или низшая форма, в которой Брахма рассматривается как проявляющий себя в мировом существовании

 

Антакарана (antahkarana) — сердце, душа, местопребывание мысли и чувства, мыслительная способность, ум, сознание (анта — последняя или высшая точка, окончательный предел; карана — орган чувств; инструмент или средство действия)

Антаратма (antaratma) —сокровенный дух или душа; неотъемлемый вьк ший дух или душа, пребывающая глубоко внутри человека

 

Ангара кумбхака (antara kumbhaka) — приостановка дыхания после полного вдоха

 

Ангара (antara) — внутреннее, скрытое, сокровенное Анубхавика джнана

(anubhavika jnana) — знание (джнана), приобретенное опытом (анубхава)

 

Анулома пранаяма (anuloraa pranayama) — в анулома пранаяме вдох производится через обе ноздри, а выдох — попеременно через каждую ноздрю

 

Анулома (anuloma) — «ану» означает вместе, соединенное Анулома означает «по шерсти» (лома), по направлению волок на, по течению, в согласии В естественном порядке

 

Анусандхана (anusandhana) — тщательный осмотр, исследование, также — подходящая связь

 

Анустхана (anusthana) — регулярная духовная практика.

 

Апас (ар) — вода, один из пяти элементов творения

 

Алана вайю (арапа vayu) — один из видов жизненного воздуха (вайю), который движется в нижней части брюшной полости и контролирует функцию выведения мочи и фекалий

 

Апариграха (apangraha) — свобода от накопления и собиратель ства

 

Арамбхавасгха (arambhavastha) — состояние (-авастха) начинания (-арамбха) Это первая ступень пранаямы> упо мянутая в Шива Самхита

 

Арджуна (arjuna) — принц из рода Пандава, стрелок и герой эпоса Махабхарата

 

Ароха (aroha) — восхождение, возрастание, поднятие

 

Артха бхаванам (artha bhavanam) — чувство преданности или доверия, возникающее как результат размышления над смыслом (артха) нантры или имени Господа

 

Артха (artha) — значимость, смысл, важность Также благососто яние, как один из объектов человеческой деятельности

 

Асамсакта (acamsakta) — безразличие (-асакта) к похвале или оскорблению (-самс)

 

Асана (asana) — поза, третья ступень йоги Асат (asat) — несуществующее, нереальное Асмита (asmha) — эгоизм Астейя (asteya) — нестяжание Астхи (asthi) — кость

 

Атманджали мудра (atmanjali mudra) — складывание ладоней перед грудью — приветствие душе, пребывающей внутри

 

Атмахути (atmahuti) —самопожертвование Атма джайя (atma java) — победа над собой Атма джнана (atma jnana) — познание себя, духовное знание, знание души или Высшего Духа Истинная мудрость Атма-сандхана (atma-sandhana) — личная культура Атманусандхана (atmanusandhana) - поиски самости Атма даршана (atma

Сагэапа) — видение (даршана) себя (Атма) как части Высшей Души Видение (даршана) Самости (Атма)

 

Атма (а:: та) — высшая душа или Брахман

 

Аумнамо Нарайянайя (аит пато Ыагауапауа) — поскольку слово «Аум» есть великая сила, рекомендуется «разбавить» его мощь добавлением к нему имен божеств, таких как На-райяна или Шива, чтобы ищущий мог повторять его и уловить его истинный смысл

 

Аум (ашп) — подобно латинскому Опте (Амен), санскритское слово «Аум» означает «все» и выражает идею всеведения, присутствия во всех местах пространства и всемогущества.

 

Ахамкара (апаткага) — эго или эгоизм; буквально «я — делатель», состояние, которое обеспечивает — «я знаю»

 

Ахимса (агптэа) — ненасилие Слово имеет не просто негативное и ограничивающее значение «не-убийства» или «не-насилия», но также и позитивное и общее значение — «любовь, обнимающая все мироздание»

 

Ахути (апий) — жертвоприношение и подношение божеству, всякий торжественный обряд, сопутствующий жертвоприношению

Ачалата (аспа^а) — неподвижность Ачала (аспа1а) — неподвижный

Ачит (асЫ) — не являющееся «чит» (чит — одушевляющий принцип жизни)

Ашва (аэуа) — конь

Ашвини мудра (аэуШ гаис! га) — сокращение мышц анального отверстия

Ашокавана (аэокауапа) — роща деревьев Ашока на Ланке, где король демонов Равана пленил Ситу, сохранившую преданность своему мужу Раме

 

Ашунья (аэ1туа) —не (а) —пустота (шунья) Осуществлен-ность

 

Ашуньявасгха (аэипуауаэШа) — состояние (авастха) ясности, когда интеллект полностью господствует и не позволяет вторгающимся мыслям вносить беспокойство

 

Аюрведа (ауип/еСа) — наука о здоровье или медицина

 

Аяма (ауата) — длина, протяженность, распространение Термин также передает идею самообладания, контроля и удерживания

 

Баддхаконасана (ВаССпа Копаэапа) — одна из поз, рекомендуемая для практики пранаямы или дхъяны

 

Бандха (ЬапСпа) — зависимость или узы Это означает позу, когда определенные органы или части тела сжимаются, сокращаются и контролируются

 

Бахья кумбхака (Ьапуа кигаЫпака) — приостановка дыхания после полного выдоха, когда легкие полностью опустошены

 

Биджа (ЬиаХ— семя или зародыш

Биджа мантра (bija mantra) — в медитации повторение мантр иногда дается начинающему с целью привести его взволнованный ум к состоянию покоя и удержать его от мирских желаний Биджа мантра — это мистический слог со священной молитвой, повторяемой в уме во время пранаямы или дхъяны, и семя, посеянное таким образом в почву ума, порождает устремленность к единой цели

 

Бинду (bindu) — капля, маленькая частичка, точка

 

Брахман (brachman) — Высшая сущность, источник Вселенной, все наполняющий собой дух Вселенной

 

Брахмапури (brahmapuri) — город, обиталище (пури) Брахмана, человеческое тело

 

Брахмарандхра (brahmarandhra) — отверстие на макушке, через которое, как считают, душа покидает тело во время смерти

 

Брахмачарья (brahmacharya) — жизнь в целомудрии, религиозном обучении и самообуздании

 

Брахмавидья (brahma vidya) — знание Высшей Души

 

Брахма нади (brahma nadi) — другое название сушумна-нади, главного энергетического канала, проходящего через центр позвоночного столба Когда прана (энергия) входит в него, она приводит ищущего к Брахману, к окончательному блаженству Отсюда и название

Брахма (brahma) — Высшая сущность, творец

Будда (Buddha) — основатель Буддизма

Буддхи (buddhi) — интеллект, разум, способность к различению, рассудительность Бхавана (bhavana) — чувство преданности или доверия

Бхаванам (bhavanam) — восприятие, доверие, понимание Бхава вайрагья (bhava vairagya) — отсутствие мирских желаний Бхага (bhaga) — наслаждение мирскими удовольствиями

 

Бхагавад-Гита (Bhagavad-Gita) — Божественная Песнь, священ ный диалог между Кришной и Арджуной Это — один из источников Индуистской философии, содержащей суть Упанишад.

 

Бхадрасана (Bhadrasana) — одна из поз, рекомендуемая для практики пранаямы или дхьяны.

Бхайя (bhaya) — страх

Бхакти марга (bhakti marga) — метод или путь спасения почитанием личности Бога Бхакти (bhakti) — поклонение, обожание.

Бхастрика (bhastrika) — меха, используемые в горне Бхастрика — это вид пранаямы, в которой воздух с большой силой нагнетается и выводится из легких или продувает их, как в горне

Бхедана (bhedana) — проникновение, прорыв, переход. Бхрамара (bhramara) — большая черная пчела.

 

Бхрамари (bhramari) — вид пранаямы, в которой при выдохе производится мягкий гудящий звук, похожий на жужжание пчелы

 

Бхранти-даршана (bhranti-darsana) —ошибочное (бхранти) видение или знание (даршана), заблуждение

 

Бхувах (bhuvah) — атмосфера или эфир, второй из трех миров, находящийся непосредственно над землей Это также и мистическое слово, одно из первых, необходимых для сотворения речи



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.